131 Капитал. Т. I, 516 – 517 (по старому 65.081 О первохристианстве Булгаков: Два Града, 179 переводу).   133 E. Troeltsch. Die Soziallehren der christlichen Kirchen в Archiv fьr Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, XXVII B., I H., 1908. S. 59. Гарнак в этюде о монашестве ( " Das Monachtum " , издано и в его " Reden und Aufsatze " . Bd. I, 84 – 85) говорит: " Все движения души (Gemuthes) наиболее страстные и нежные встречаем мы в этом мире мироотречения. Искусство, поэзия и наука там прилежно культивировались, так что начало цивилизации нашего отечества есть лишь глава из истории монашества " .. 134 Примеры взяты из книги проф. Эйкена " История и система средневекового мировоззрения " . 135 Трудится – значит молиться (лат.). 136 Эйкен. Цит. соч. С. 438. 137 Archiv fьr Socialwissenschaft und Socialpolitik. 1904, I; 1905, I. 138 Imperialismus und englischer Freihandel. Leipzig, 1906. 139 Истекшее в 1909 году 400–летие со дня рождения Кальвина вызвало появление ряда монографий о нем и изданий его писем и сочинений. Краткий и содержательный очерк о нем Stahllin " асм.: Realenzyclopedie fьr prot. Theol. u. Kirche, herausg. von Hauck u. Herzog, 3–te Ausg., также в серии Religionsgesch. Volksbucher: A. Baur. Johann Calvin. Tubingen, 1909. Характеристику этикикальвинизма, см .: Theobald Ziegler. Geschichte der christlichen Ethik. Strassburg, 1902. 140 Gothein. Wirtschaftsgeschichte des Schwarzwaldes, I, 674 (Цит. по: Sombart. Der moderne Kapitalismus). Приведя это суждение, Зомбарт от себя прибавляет, что " протестантизм, особенно в разновидностях его – квакерстве и кальвинизме – существенно содействует развитию капитализма, есть слишком известный факт, чтобы он нуждался в дальнейшем обосновании " (I. e., 380 – 381). 141 Именно при передаче текста из книги Иисуса Сираха XI, 20 – 21. (Соответствующее место русского перевода: " веруй Господу и пребывай в труде [=Beruf] своем " ). 142 141 По мнению Gothein " a, " эмансипация государства и народного хозяйства от влияния церкви составляет существенную часть жизненной работы Лютера " (Статья " Renaissance und Reformation " в Handworterbuch der Staatswissenschaften). Г арнак замечает: " Гражданская профессия, скромная деятельность в доме и во дворе, в предприятии и в должности рассматривается не как отвлекающее от неба занятие, но действительно духовное занятие… Лютер возвестил свободу и ответственность трудящихся… Он восстановил в своем значении всякий профессиональный труд… " ( Harnack. Reden und Aufsatze, I, 162, речь о Лютере).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

528 Ebert, 133. Проф. А. Орлов, признавая, с одной стороны, факт гипологического изъяснения библейских сказаний у Иринея и Тертулиана, а с другой, – утверждая знакомство св. Илария с творениями этих двух корифеев Запада, приходит к выводу, что «для объяснения аллегоризма Илария нет надобности искать греческих образцов» (XXIV, XXVI – XXVIII). 534 Ср. Labriolle, 8 – 9. До последнего времени вопрос об отношении св. Амвросия к Тертулиану не затрагивался. Schenkl первый обратил внимание на параллель между De Noe 25, 92 св. Aмbpocuя u De anima, 5 Тертулиана. Позже М. Schermann (“Lateinische Parallelen zu Diymus”, in Römische Quartalschrift, 1902, S. 232 flg) высказал предположение, что в De mysreriis Амвросий подражает творению Тертулиана De baptisto. Мысль о зависимости св. Амвросия в его тринитарном учении от Тертулиана категорически проводится И. И. Адамовым в его статье: «Учение о Троице св. Амвросия Медиоланского » (в Богословском Вестнике, 1910, ноябрь, с. 271 и след.; отдельное издание стр. 37 и след.). 537 Ср. проф. И. Юнгеров, «Очерк истории толкования ветхозаветных книг Св. Писания» в Православном Собеседнике, 1910, ноябрь, 576. 556 Harnack, 30. Cp. RE Herzog-Hauck, I, 445. Мы ничего не говорим о богословии блаженного Иеронима, так как прямого отношения к развитию богословских воззрений св. Амвросия он не имел. 577 Quaest. in Genes. IV, 138; Zeller, III, 2, 406 – 407. Теоретическая жизнь есть ριστος и ερτατος ρος (De proem. et poen. 8, 416; Brehier, 261, not. 1). 580 Таким образом, хотя аскетизм и господствует в этике Филона, однако он не покрывает собой всего содержания её, как это было, напримет, у циников – Brehier, 266. 581 Quest. in Genes. I, 71, 74; Vita M. I, 96; II, 53, 285. Cp. “Die Werke Philos von Alexandria in deutschen Uebersetzung”. Herausgegeben von prof. Dr. Leopold Cohn, Erster Teil, Breslau.1909. Einleitung, 14. 582 Talmont L., “Philon et la pensée chrétienne primitive”, Revue Augustenienne, T. XII, Janvier-Juin, 1908, p. 13 – 17; prof. L. Cohn, “Die Werke Philos von Alexandria indeutsch. Uebersetz.”, Einl. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

55 Der christliche Gemeindegottesdienst in apostolischen und altkantolischen Zeitalter. Erlangen. 1854. SS. 83–84. 65 Fr. Spitta Zur Geschichte und Litteratur des Urchristenthums. Erster Band. Gttingen. 1893. S. 289. 295. 67 27 бес. на 1 цосл. к Кор.–р. перев. изд. СПБ. Акад. 1904 г., т. X, кн. 1-я, стр. 267… «αγπης υπϑεσις ην α πενας πααμυϑα α πλοτου σωφονισμος αι φιλοσοφας αφομη υης μεγσυς αι ταπεινοφοσυνης διδασαλα» 74 Geschichte der Pflanzung und Leitung chrietl. Kirche durch die Apostel. Hamburg. 1838. 1-er Band 2-te Auflage. S. 322. 86 27 бес. на 1 Кор. рус. дерев. 226 стр. ср. epist. 125 и толков., блаж. Феодорита на 1 Кор. patr. graec. t. 82, pag. 316. 90 Herzog-Hauck. Real-encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. I Band. 3 Auflage. Leipzig. 1896. S. 235. 98 Lightfoot. The apostolic Fathers. Part II. 2-nd edition. London. 1889. 13 p. Ср. того же abmopa–Ignam Smyrn. p. 1001. 99 Тишендорфъ. loc. cit. ср. Scrivener. A plain introduction to the criticism ot the New Testament. Edit. 4. London. 1894. 103 «Διδαχ написано прежде послания Апост. Павла (Sabatier), прежде 70 года (München u Comely), после разрушения Иерусалима (Bestmann), от 80 до 100 или 120 года (Funk, Zahn, Petersen, Langen, Aberle, Lechler, Bickell, Caspari, Massebieau, Menegoz, Romestin, Farrar, Lightfoot, Wordsworth, Spence, Potwin, Hitchcock, Schaff), в 70–10 (Chiapelli), от 120 до 165 для первой части и от 150 до 160 для 2-й (Bonet-Maury), от 133 до 165 (Volkmarr), от 190 до 200 (Coterill), в 5 или 6 столет. (Nelson) или несколько поздней – Iacquier–op. cit. 89 р. Сам Iacquier думаете, что Διδαχ написано во 2-й половине 1-го столетия, вероятно между 60 и 80 годами, 97 р. Сравн. Из русск. исследований Карашева «О новооткрытом памятнике –«Учение 12 апостолов». М. 1896. 61 стр., где памятник относится к 96–102–117 годам христианской эры. 104 Goltz. Das Gebet in der ältesten Christenheit. Leipzig. 1901; Spitta (Friedrich): 1) Zur Geschichte… op. cit. und 2) Die Abendmahlsgebete aus der «Lehre der 12 Apostel» und die Schlussacte des evangelischen Hauptgottesdienst» in Zeitschrift für practische Theologie. 1886. Ss. 313–392

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

133); это было бы непомерное гиперболическое выражение. По мнению Генгстенберга, Екклесиаст противопоставляет здесь как свое произведете, так и все Свящ. богодухновенное Писание чтению светских книг вообще. Но, вернее, он предостерегает от чтения книг бесполезных, обманчивых, предостерегает от занятия ложною философию ( Кол.2:8 ), которая уже тогда, в цветущее время греческой софистики, начала наполнять мир противопоставляя ее учение своей, истинной мудрости. В ст. 13 и 14 Екклесиаст указывает па практически характер своего учения. «Выслушаем конец ( указываете на цель автора) речи, (конец) всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что это – обязанность всякого человека». – хотя без члена, но указывает на определенную речь, именно на речь, содержащуюся в предлежащей кн. Екклесиаст, на все вместе (1:1; к в этом коллективном смысле ср. 1Цар.3:17 ; И. Нав.21:43 и пр.). Член не поставлен пред потому, что определенный смысл этого слова может быть предположен из связи речи. – «Ибо всякое дело Бог приведет на суд; (суд будет) на все тайное, хорошо ли оно, или худо». Суд разумеется здесь, как и в гл. 11:9, будущий, за гробом; в пользу этого предположения говорит, как прибавка: «на все тайное» (сравнительно с Римл.2:16; 1 Бор.4:5), так и следующие слова: «будет ли оно хорошо, или худо» (сравнительно с 2Кор.5:10 ; Иоан.5:29). 3 Die Dichter des Alten Bundes, erkiart von Heinr. Ewald. Zweiter Theil. Zweite Aufgabe, Gotting., 1867, s. 287. 5 Real=EncykIopadie fur, protestantische Theologie und Kircbe, heraus-gegeben von Dr. Herzog. ХП Bd. Gotba, 1860, s, 103. 8 В предисловии к своему Комментарию он говорить: Liber dignus, qui reipublicae procuratoribus notissimus essel Huac librum Ecclesiaslen rectius nos vocaremus Politica vel Oeconomica Solomonis, qui viro iu politia versanti consulat in casibus tristibus et animum erudiat ac roboret ad patientiam. 10 С образом таких собраний лучше всего можно познакомиться из «Макама», переведениого на немецкий язык Рюккерем. – Макам (араб, makameh, собрание, разговор в обществе, от kama, стоять, пре­бывать) – собрание разговоров арабского писателя Харири.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

1 Мы имеем в этом случае в виду историко-догматическую теорию про­тестантов в том полном и законченном ее виде, в каком она явилась в недавнее время, преимущественно в труде Гана: G. L. Hahn – Sacramenten in geschichtl. Entwicklung innerhalb der abendländ. Kirche bis zum Concil von Trient. Bresl. 1864 (p. 79–133). 2 При этом мы не имеем в виду крайних протестантов, в роде Штейтца (Herzog-Real-Encycl. Sacramente), который утверждает, что по­нятие «таинство», даже в применении к крещению и евхаристии, есть в са­мом своем существе не библейское, а богословское понятие, будто бы пере­несенное на христианские обряды с языческих мистерий. Мы касаемся взгляда Штейтца только в тех случаях, когда идет речь о греческом востоке, на который Ган не обращает внимания. 3 По мнению Гана, всю историю седмеричного числа таинств можно разделить на четыре периода. Период первый – до Августина; период второй – от Августина до конца X в.; период третий – до Петра Ломбарда; период четвертый – от Петра Ломбарда до Тридентского собора. См. Hahn, р. 79. 4 По этому протестантскому воззрению, до конца IV а. употребление слова sacramentum было очень обширно и разнообразно , но однакож к некото­рым священнодействиям прилагали это наименование по преимуществу пред прочими, именно к крещению и евхаристии. Господствующим взглядом был тот взгляд, что таинств только два (все греч. отцы, Тертуллиан , Киприан, Амвросий); тем не менее и в этом уже периоде подготовлялось умножение числа таинств чрез восприятие в их среду церковных обрядов, хотя при перечислении таинств их не поименовали и были далеки от того, чтобы ста­вить их на ряду с крещением и евхаристиею. Таково возложение рук, со времен Тертуллиана начавшее стремиться к самостоятельности и окончательно получившее ее у рим. еп. Мелхиада (†314), и умовение ног – во времена Ам­вросия признаваемое таинством, впрочем, только в медиоланской церкви. 5 Такое увеличение количества таинств, по мнению протестантов (Гана), началось с Августина. Августин обыкновенно упоминает о двух таинствах, но в одном месте говорит о большем их количестве, а в некоторых местах ясно присоединяет к двум таинствам третье – миропомазание, хотя и не усвояет ему характера таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

24 Эта редакция отпечатана в греческом и латинском тексте у Ruinart’a. Acta martyrum, р. 62–70. Ratisbonae. 1859. 25 Отпечатана в греческом тексте у Dressel’я. Opera patrum apostolicorum, р. 368–375. Lipsiae. 1857. Zalm. 29 Oramus, ut nos infirmos de iis, quae facta fuerant (π τος προγεγονσιν) certos faceret. Ruinart, p. 69. 37 Хотя, нужно сознаться, встречались исключения из этого правила, на них указывают Wieseler, S. 133 (Anmerk 11), Zahn, S. 64, но это встречалось слишком редко. 38 Такую ссылку на Дигесты делает Крауз, автор статьи о мученичестве св. Игнатия, помещенной в одном немецком журнале. См. Wieseler’a, 122. 41 Вышеуказанный закон в подлиннике читается так: Ad bestias damnatos favore populi praeses dimittere non debet. Sed si ejus roboris vel artificii sint, ut digne populo romano exhiberi possint, principem consulere debet. Затем в законе прибавлено; ex provincia autem in provinciam transduci damnatos sine permissu principis non licere divus Severus et Antoninus (Caracalla) rescripserunt (y Wieseler’a, 122). То есть: «Из одной же провинции в другую (но не в Рим) переправлять осужденных (на казнь зверями) без разрешения императора нельзя, так предписали Север и Антонин». Из этих прибавочных слов указа видно, что до этого времени с осужденными на казнь проконсулы обращались еще проще: они не только переправляли их в Рим для зрелищ амфитеатра (что требуется и законом Севера и Каракаллы), но и из одного провинциального города в другой для той же цели. Значит, во времена Игнатия, в начале II века, переправление осужденных ad bestias христиан в Рим могло случиться очень легко. 47 Послание к Филиппийцам, как видно (гл. 13), писано Поликарпом вследствие просьбы прислать послания Игнатия, поэтому можно думать, что оно написало вскоре после смерти епископа Антиохийского. 50 Möhler Patrologie. I Band. S. 54, Regensburg, 1840. Schrödl. Geschichte der Papste.S 83. Mainz, 1873. Herzog. Encykl. B. III, S. 252. Изд. 2-e. 56 От Марка Аврелия сохранилось до нас одно сочинение, которое оглавляется в изданиях не одинаково: то πρς αυτν, то τν ις αυτν. Оно недавно переведено на русский язык под заглавием: «Размышления императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя». Перевод кн. Урусова. Тула, 1882. Но, к сожалению, перевод сделан с пропусками. В дальнейшей речи мы будем цитировать этот перевод, за исключением тех случаев, где-то или другое нужное для нас место опущено переводчиком: тогда мы будем ссылаться на другое Кембриджское издание. Сейчас приведенное место в переводе, кн. XII, гл. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

609 Посему св. Ефрем Сирин в пояснение вопроса гонителя «кто ты, Господи?» не без основания влагает (при истолковании Деян. 9:3 ) в уста Савла такие слова: «я преследую Иисуса, Который находится среди мертвых вместе со Своими учениками». См. Extracts from the Armenian Version of Ephrem’s Commentary on the Acts. Translated by F . С. Сопувеаге и напечатанные у J. Rendel Harris: Four Lectures on the Western Text of the New Testament, London 1894, p. 43. 610 Ср. Woldemar Schmidt, Art. «Paulus, der Apostel, und seine Schriften» в Real-Encyclopädie von Herzog-Hauck , XI-ter Bnd (Lpzg 1883), S. 362. 613 Paulus des Apostels Brief an die Römer in das Hebräische übersetzt und aus Talmud und Midrasch erläutert von Franz Delitzsch, Lpzg 1870, S. 76 (к 2:13). 614 System der altsynagogalen palästinischen Theologie aus Targum, Midrasch und Talmud dargestellt von Pfarer Dr. Ferdinand Weber. Nach des Verfassers Tode herausgegeben (в 1879 г. с переменой только одной обложки) von Franz Delitzsch und Georg Schnedermann в «Schriften des Institutum Judaicum in Leipzig» (II, Serie. Nr. 1) под заглавием: Die Lehren des Talmud quellenmassig, systematisch und gemeinverstandlich. dargestellt. Lpzg 1880. S. 223. 224. 270 с ограничением на стрн. 231. Ср. и в молитве Манассии (ст. 8) «Ты, Господи, не положил покаяния праведным, Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе». 615 Ср. Apocalypsis Baruchi XIV, 12: justi... habent apud te vim operum custoditam in thesauris; XXIV, 1:... thesauri, in quibus justitia eorum qui justificati sunt in creatura collecta est в «Libri Veteris Testamenti pseudepigraphi selecti». Recensuit et cum commentario critico edidit Otto Fridolinus Fritssche. Lipsiae 1871. P. 92. 97. 616 Выражение Prof. Crawford Howell Toy в сочинении Quotations in the New Testament, New York 1884, p. 133. 617 Номизм превратил веру в дело исполнения Торы (F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 295, 292), из сделал (ibid. S. 5). Cp. также замечания у the late Bishop of Durham J. B. Lightfoot Saint Paul’s Epistle to the Galatians (tenth edition, London 1890), p. 154–164; The words denoting «Faith» и The faith of Abraham.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

393 Есть лишь небольшие разности, признаваемые глоссами, между сирским, латинским и греческим текстами в 7, 8 и 9 стихах. Andre. 1. с. 243–244 рр. 394 В западных изданиях у Цокклера, Кауча и др. Молитва Манассии разделяется на 12 стихов. В московском издании перевода LXX, слав. и рус. Библиях и часословах, стихов нет, а потому и мы в содержании стихов не указываем. 400 См. o ней: Cornely. Introd. spec 2, 499–504 pp. Wiederholt: Gebet d. Asarias und Gymnus drei Мäппег. Theol. Quartalschrift. 1871 г. Kautzsch 1. c. 173–174 ss. Andre. I. c. 218 p. 401 В русской литературе они излагаются в соч. Песоцкого. Пророк Даниил. Киев. 1897 г. 133–142 стр. 407 Подробное сличение обоих текстов помещено: Eichhorn. Einleitung in die Аронсгуртеп 422 s. Kautzsch. 1. c. 179–184 ss.· 411 Доводы той и другой стороны изложены в католическом духе: Cornely Introd spec. 2. 504–509 pp. Wiederholt. Theol. Quartalschrift. 1869, 287. – С протестантской стороны: Fritzsche. 1. c. I, 108–118 ss. Kautzsch. 1. c. 178 s – хотя довольно нерешительно. 422 Andre. 1. c. 229 p. Текст повествования параллельно по LXX и Феодотиону напечатан в немецком переводе у Кауча 1. с. 184–189 ss. 423 Уклонения ее перечислены у Andre: отец Сусанны назывался Елкана (2 ст.); Даниилу было 12 лет (1 и 45 ст.); в дому Сусанны была синагога и в синагоге старейшины были начальниками и в синагоге же суд чрез 3 дня производился; Сусанна была приговорена к побиению камнями и т. д. 1. с. 230–231 рр. 426 В латинском переводе падписи читается: Bel... adorare et precari. Cornely Introd. spec. 2, 510 p. 428 Herzog. Real-Enzykl. 5 t. 3–6 ss. 1898 г. ст. «Drache zu Babel. Здесь и литература вопроса и критическое объяснение происхождения рассматриваемого повествования находится. 429 Песоцкий ссылается на «склонность» Вавилонян к мятежам против иноземных царей, напр. против Дария Гистаспа, но может быть были особые поводы и в особом положении находился Дарий Гистасп. Указ. соч. 459 стр. 433 Главные разности приведены у Andre. I. с. 236 р Подлинный греческий текст обоих изданий помещсн у Фрича (Аросг. 120 s.), в немецком переводе у Кауча (I с. 189–196 ss.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

синодад. конторы „История Израильского народа». М. 1902 г., стр. 133–134. 51       Стесненное положение народа иудейского во время греко-персидских войн, когда Иудее пришлось служить, между прочим, этапом для персидских войск, изображено проф. Тихомировым в речи „Иудейство в V веке до P. Хр.» Богослов. Вестник. 1904. IX, стр. 63–76 и в книге „Пр Малахия», стр. 47–67. Однако, из одних внешних тяжелых обстоятельств нельзя объяснить всего брожения и неустройства жизни за это время. 53       Cp. Graetz,, Geschichte, II, s. 117. Cp. проф. Тихомиров, „Пр. Малахия». стр. 326–406 и стр. 95. Мы думаем, что эти браки нельзя объяснять из религиозного упадка, как это было во времена судей, ибо Ездра, который вел энергичную борьбу с браками с иноплеменниками, нигде не укоряет виновных лиц в идолослужении. 58       Пир царя Артаксеркса, во время которого он рассердился на свою супругу Астинь, относится к 3-му году его царствования ( Эсф.1:3 ). Между тем вступил на престол Артаксеркс в 465 г. (См. Stade, Geschichte, II, 14; Ewald, IV, 643), а Ездра отправился в Иерусалим в 7-й год его царствования ( 1Ездр.7:8 ), т. е. в 459 г. (Ewald, Geschichte, IV, s. 168; Herzog, IV, 335). 59       Это обстоятельство свидетельствует о том, что, следовательно, книжничество в Вавилоне уже давно процветало (Ср. Ewald, Geschichte, B. IV, 168–169 и примеч.). Быть может, оно ведет свое начало от тех религиозных собраний, о которых упоминается в книге пр. Иезекииля ( Иез.33:31 ; ср. Иез.8:1 ; Иез.14:1 ). См. Hengstenberg, Geschichte, II. Berlin, 1871, s. 292–295; Sellin, Sarubbabel, s. 29–31; cp. Köhler, Lehrbuch, II, 2, s. 596–7 и 5 anm. 60       Известно, что одним из главнейших тезисов рационалистов является утверждение, что Ездра принес из Вавилова в Иерусалим не закон Моисея, а закон, составленный им самим, применительно к потребностям нового времени (Cp. Kosters-Leiden, Wiederherrstellung Israels. 1895, s. 121). Но Ездра, по воззрению рационалистов, в собственном смысле не был творцом закона; его „книга закона» (Gesetzbuch) предполагает существование легендарных историй, Второзаконие, книгу пр. Иезекииля и, как самое близкое по времени произведение, священнический кодекс. Подробное изложение рационалистических рассуждений по данному вопросу см. у Stade, Geschichte, II, s. 139–152. Критические замечания можно читать у Lehrbuch, II, 2, s. 596–597, anm. 5, стр. 599–600, anm 2-e.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Филипп Шафф (протестант) Глава IX. Аскетические тенденции §104. Аскетическая добродетель и благочестие Ad. Möhler (католик): Geschichte des Mönchthums in der Zeit seiner ersten Entstehung u. ersten Ausbildung, 1836 («Vermischte Schriften», ed. Döllinger. Regensb. 1839, II, p. 165 sqq.). Is. Taylor (индепендент): Ancient Christianity, 4 th ed. London 1844, 1. 133–299 (против Пьюзи и католиков). Н. Ruffner (пресвитерианин): The Fathers of the Desert; or an Account of the Origin and Practice of Monkery among heathen nations; its passage into the church; and some wonderful Stories of the Fathers concerning the primitive Monks and Hermits. N. York 1850. 2 vols. Otto Zöckler (лютеранин): Kritische Geschichte der Askese. Frkf. and Erlangen 1863 (434 pages). P. Ε. Lucius: Die Therapeuten und ihre Stellung in der Geschichte der Askese. Strasburg 1879. H. Weingarten: Ueber den Ursprung des Mönchthums im nach–Konstantinischen Zeitalter. Gotha 1877. См. также его статью в Herzog, «Encykl.» new ed., vol. Χ (1882), p. 758 sqq. (сокращенный вариант в Schaffs Herzog, vol. II. 1551 sqq. N. Y. 1883). Ad. Harnack: Das Mönchthum, seine Ideale und seine Geschichte. Glessen 1882. Общих трудов по монтанизму очень много, но они относятся к следующему периоду. См. т. III, начало гл. 4, а также библиографию в Zöckler, I.c., p. 10–16. Здесь мы вступаем в ту область, в которой ранняя церковь , по–видимому, была наиболее далека от свободного духа евангельского протестантизма и современной этики и ближе всего к легалистической и монастырской этике греческого и римского католицизма. Христианский образ жизни рассматривался как заключающийся в основном в выполнении неких внешних упражнений, а не во внутреннем состоянии – во многих действиях, а не в жизни веры. Великим идеалом добродетели было, по преобладавшему среди отцов церкви и на соборах представлению, не столько преображение мира и освящение природных вещей и отношений, сотворенных Богом, сколько бегство от мира к монашескому аскетизму, добровольный отказ от собственности и брака. Учение Павла о вере и оправдании одной лишь благодатью неуклонно отступало на задний план или, скорее, так и не приобрело должного места в мысли и жизни церкви в целом. Качественное представление о морали все больше и больше вытеснялось количественными подсчетами внешних заслуг и даже излишних дел, молитв, постов, милостыни, добровольной бедности и безбрачия. Это смещение акцентов неизбежно привело к иудействованию в виде слишком высокой оценки собственной праведности и аскетизма, а затем, в никейскую эпоху, после толчка, которому невозможно было сопротивляться, обрело формы отшельничества и монашества. Все начатки этого аскетизма появляются уже во второй половине III века и даже раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010