Febr. I. 777). 30 Священномуч. Ипполит и дружина . Весьма труден вопрос о священномуч. Ипполите. В месяцеслове Василия он называется папою и по сказанию сего месяцеслова пострадал при императоре Клавдие с Хрисиею или по-римски Авреею, Кенсорином, Саваином и многими другими. В римском мартирологе Аврея, Кенсорин префект и Саваин 24 августа, а 22 августа Ипполит, еп. в Порте римском, процветавший по историкам при императоре Александре Севере (222–235); он погружен в водах. Ипполита же папы римской церкви не было. Между тем в римском мартирологе 30 же января есть Ипполит пресвитер в Антиохии, который, впав в заблуждение Новата и снова обратившись в правой вере, в 3 веке сделался мучеником. На вопрос некоторых, какое исповедание он считает за истиннейшее, отвечал: то, которое содержит кафедра Петра, и протянул, шею палачу. Пруденций поэт ок. 400 года в 11 гимне ( περ στεφανν) представляет епископа Ипполита пред судом в Порте римском, как принадлежавшего в партии Новата, но теперь обращающегося и умирающего мученически от коней. В римском мартирологе 13 августа есть мученик воин Ипполит, который также умер будучи влеком от коней (он у нас 10 августа). Удивительное смешение Бароний в мартирологе 30 января замечает, что у Пруденция соединены в одно лице три мученика: 13 августа воин, 22 епископ и 30 янв. пресвитер. Некоторые и ныне пресвитера и епископа соединяют в одно лице; по их мнению, Ипполит, родившийся во 2 половине 2 века, слушавший Иринея в Лионе, сделан был пресвитером римским, и потом епископом в Порте римском, подчинился влиянию Новатизма, но пред смертию раскаялся и умер мучеником (см. Herzog. VI, 133). Восточные памятники агиологии, ставя 30 января епископа римского Ипполита вместо пресвитера антиохийского, по-видимому, оправдывают мнение о тождестве сих лиц, но только неточно называют Ипполита папою, а может быть и в них смешение, как и у Пруденции. Мощи священномуч. Ипполита находятся в Риме в церкви св. муч. Лаврентия и папы Дамаса. Мордвин. стр. 298. Хрисию и дружину ее, пострадавших в Остии, Бароний, по актам, относит к 229 году – к временам Александра Севера, Болландисты относят (5 сентября, во временам Галла – к 252 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

См. также 6 .620. Андроник III Палеолог PLP 21437; CSGL 01782 1297–1341. Император (1328–1341), соправитель (1313–1328); друг буд. императора Иоанна VI Кантакузина . Под его председательством 6 июня 1341 г. начался первый паламитский собор (против Варлаама). Первоисточники и документы: грамоты, рукописи, надписи, печати, монеты, иконы (подробнее в PLP). 1334 . Bendall S. A new bronze coin of Andronicus III (?) with some general notes on the coinage of the reign//Spink Numismatic Circular. 1997. 105:6. 198–199. 1335 . Binon S. A propos d’un Prostagma inédit d " Andronic III Paléologue//BZ 1938. 38. 133–155, 377–407. (Forts. u. Schluss.) 1336 . Bompaire J., Mavromatis L. La querelle des deux Andronic et le Mont-Athos en 1322//REB 1974. 32. 187–198. 1337 . Bosch U. Keiser Andronikos III Palaiologos. Versuch einer Darstellung der byzantinischen Geschichte in den Jahren 1321–1341. Amsterdam 1965. 1338 . Dyobouniotis Κ. Λοντος πρωτασηκρτις πμνησις// Πρακτικ καδ. θηνν. 1934. 9. 296. 1339 . Hörander W. Eine unedierte Monodie auf Kaiser Andronikos III// Βυζντιον. φιρωμα στν . Ν. Στρτο. θναι 1986. 485. 1340 . Kyrris С. Continuity and differentiation in the régime established by Andronicus III after his victory//EEBS 1977–1978. 43. 278–328. 1341 . Lampsakes S. πιστολ το π τν ναμνσεων Λογαρ πρς τν νδρνικον Γ//EEBS 1975–76. 42. 397–407. 1342 . Laskaratos I. Τ θανατοφρο νσημα το νδρονκου Γ Παλαιολγου το Νεωτρου (1328–1341)// Βυζαντινα Μελται. 1995.6. 525–555. 1343 . Lemerle P. Le juge général des Grecs et la réforme judiciaire d’Andronic III//Mémorial Louis Petit. Bucarest 1948. 309. Monde de Byzancë Histoire et Institutions. Collected Essays. L. 1978. 292–316. (Variorum Reprints. Collected Studies Series. 86.) 1344 . Maksimovi L. О vremenu proglašenja Andronika III Paleologa za cara//ZRVI 1975. 16. 119–122. 1345 . Ohnsorge W. Eine verschollene Urkunde des Kaisers Andronikos III. Palaiologos für Heinrich, dictus de Graecia, Herzog zu Braunschweig (-Grubenhagen), vom 6. Januar 1330//BZ 1951. 44. 437–447.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

125 Monumenta Germaniae historica. Capitularia regum Francorum. ed. Boretii Tom. I. par. I. Hannoverae 1881, Karoli Magni Capitulare primum, c. 7, 8. p. 45; Capitulare Aquisgranense s. 1, p 170; Capitula e canonibus excerpta c. 16. p. 174; Capitulare Mantuanum primum, mere ecclesiasticum, c. 5 p. 195. 126 Экземпция (exemptio) (изъятие, исключение) – подчинение непосредственно папе. – Прим. эл. ред. 127 Richter. Lehrbuch des katholischen und evangelischen Kirchenrechts. Leipzig 1858. SS. 298–299, 375. Herzog. Realenzyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. 3-e Auflage. Bd. X. S. 480. 128 Canones et decreta sacrosancti oecumenici et generalis concilii Tridentini. Vindobonae 1867. Sessio 24. decr, de reformatione, cap. 3. 129 Herzog. Realenzyklopädie 3-e Auflage. Bd. X. SS. 480–483; Ibid. 1-e Auflage Bd. VII, 694–698; Richter, op. cit. s. 382–383. 131 См. наше исследование «Реформации в Англии (Генрих VIII и Эдуард VI.)». Москва 1881. Глава VI, стр. 244–284. 132 См., напр.: Strype. The life and acts of Matthew Parker, the first Archbishop of Canterbury in the Reign of Queen Elizabeth... London 1711. pp. 72, 76–77, 78–79, 103–105, 455–456. Strype. Annals of the reformation and establishment of religion... London 1735. Vol. I, p 546–547: Vol. p. 29, 408–410. 481, 483, 518–519. 133 Strype. Parker p. 72; Henry Gee. The Elizabethan clergy and the settlement of religion 1558–1564. Oxford. pp. 74–76, 158–159; Cutts p. 616; Uhden. Die Zustände der anglikanischen Kirche. Bielefeld. 1850. SS. 58–59. 134 Для образца приводим несколько пунктов из документа Салисбурийской визитации 1588 года. «I. Inprimis, Whether your church be void and if it be, who gathereth the fruiters thereof; and if it be full, whether the incumbent hath any more benefices then one; and whether he be a preacher, yea or more; and who degree of schole he hath taken? II. Item, Whether your minister doth reverently say service and minister the sacraments according to the book of common prayers; and whether doth he use in his ministration the ornaments appointed by the lawes now in force?»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

21 .         В. В. Болотов , Из Церковной истори Египта, в. III, СПБ. 1892 (оттиск из Хр. чт. 1892, I и II). 22 .         Тьерри Амедей, Несторий и Евтихий, ересиархи V века, перев. Д. Поспехова, в. I., 1880. 23 .         Neander, Allgemeine Geschichte der christ. Religion und Kirche, Hamburgh, В. III, Abt. 3, 1831. 24 .         Ваиг Ferd., Die christliche Kirche bis zum I – VI Jarhunderts, Tübingen, 1859. 25 .         Его-же, Die christl. Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlichen Entwickelung, Tübingen, 1841, Theil I. 26 .         Harnack, A. Dogmengeschichte, II, 1888, ss. 336 – 347. 27 .         Gieseler, Lehrbuch Kirchengeschichte, Bonn, 1845, 133 – 157. 28 .         А. П. Лебедев , Вселенские соборы IV и V вв., изд. II, С. Пос., 1896. 29 .         Н. Н. Глубоковский , Бл. Феодорит, еп. Кирский, т. I и II,M., 1890. 30          Loofs, Fr , Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte, Aufl IV, Halle, 1906. 31          Его-же, Nestoriana, Halle 1905. 32          Его-же, Leontius von Byzanz В I 1906. 33          Jos Mahé, Les anathematismes de St. Cyrille d’Alexandrie et les eveques orientaux du Partiarchat d " Antioche, См Revue d‘histoire ecclésiastique, 1906 t VII, 504 542. 34          Jugie, M. L’episcopat de Nestorius См Echos d’orient, 1911, 90, 257 – 268. 35          Его же, Nestorius Juge d’apres le „Livre d’Heraclide“ Ibidem. 87, 65–75. 36          Его же, La terminologie christologique de s Cyrille d’Alex Ibidem, 1912, 92, 12 – 27. 37          Дмитревский, Александрийская школа, Казань, 1884. 38          Порфирий, (Успенский), Проповедники в патриархате Александрийском. 39          Лопухин, Богословская Энциклопедия, т. I. 40          Harnack A Katechetenschule und Schule, Realencylopadie Herzog – Hauck, t. I, 351. 41          Бругш, Летописи и памятники древних народов. Египет История фараонов. перев. Г. Властова, СПБ, 1880. 42          А. Остроумов, Синезий, еп. Птолемаидский, М, 1879. 43          Redepenning, Origenes, Bonn, 1841.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

3 В более позднее время часто употреблялось еще имя Adonai (на евр) или Adonaina: Господь, или наш Господь. Слово это одного корня и значения с финикийским Adon. 5 Относительно этимологического объяснения и значения имени Eloah существуют два различных взгляда. По одному из них, El и Eloah сродные существительные и значат, как показывает глагол (на евр), силу, могущество. По другому мнению, El и Eloah этимологически различны, и последнее происходит от другого семитического глагола, который значит: stupuit, pavore perculsus fuit. Eloah, поэтому отвечает греческому: σβας и значило первоначально страх, а затем предмет страха (Бог и называется иногда страхом или предметом страха. Быт.31:42 ). Oehler (lib. cit. S. 133–134) поэтому думает, что El указывает на силу и могущество, а Eloah – на впечатление от этой силы или на субъективное состояние под ее влиянием. El – сила, Eloah – сила, возбуждающая страх. 8 Имя Иегова состоит из 4 букв (на евр) По мазоретскому чтению с пунктами это имя начали произносить jehovah (на евр). По иудейским преданиям, знание правильного произношения этого имени потеряно со времени разрушения Иерусалимского храма. С XVI –го столетия чрез чтение мазоретского текста стало утверждаться чтение: jehovah. Правильнейшим, впрочем, считается большей частью произношение jahveh (на евр). В Исх. 3:13–15 этому слову предшествует: Ehjeh – сущий, или будущий. По Феодориту, самаританское чтение имело: jabe. По другим, древние евреи читали Ajja, jaou. См. Herzog Real-Encyklop. VI.jehovah. v. Oehler. Его же Theolog. d. alt. Testam. B. I. S. 139–145. 9 Ehjeh ascher Ehjeh (на евр) так называет себя Бог, перед тем, как говорит: Скажи сынам Израилевым: Сущий (jehovah) послал меня к вам, т.е. я буду, который буду, или есмь, который есмь. ( Исх.3:14 ). Настоящего времени еврейский глагол не имеет, вместо него употребляется отглагольное прилагательное или причастие. Искали корня для имени Иегова в арабском слове, отвечающем еврейскому (на евр) (hod), что значит высота, слава и сопоставляли с древнейшим библейским выражением: Господь с небесе ( Быт. 19:24 ); но ближайший корень слова очевидно в (на евр) быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Из истории церковно-государственных отношений в Византии. М. 1902. 13 Выражение, употребленное в грамоте патр. К. П. Иеремии III (1716–1726, 1733 г.г.), признающей учреждение Св. Синода: μετρα ν Χριστ δελφ. См. Синтагма Ралли и Потли т. V стр. 161. 15 «Quapropter eis qui in Ecclesia sunt, presbyteris andire oportet, his qui successionem habent ab apostolic, sicut ostendimus; qui cum episcopatus successione charisma veritatis certum, secundum placitum Patris accederunt " … Contra haeres, lib IV, cap. 26. Migne, Patrologia. Series graeca VII, 1053. Ср. проф. П. В. Гидулянов, Митрополиты в первые три века христианства. М. 1905 г. стр. 117–133. 16 Карф. 61; Юстиниана Новеллы VI, с. 1 § 10; CXXIII, с. 1, 14, CXXXVII. с. 2, 3; Номок. в XIV тит., I гл. 8, 9. Н. С. Суворов, учебник ц..права. М. 1912. § 12. А. С. Павлов, Об участии мирян в делахъ Церковн. Уч. Зап. Казан. Унив. 1866 г. стр. 481–526; Maroger, Le rôle de laïques dans I " Eglise. Cohore, 1898. 17 λλη κα Πτλη, Σνναγμα αννων. т. III, стр. 140. Текст приводится по книге правил. Н. С. Суворов, Учебник ц. п. М. 1902. § 13. 18 Н. С. Суворов, Учебник ц. п. М. 1902. § 14. Проф. П.В. Гидулянов, Восточные патриархи. Ярославль. 1908 г. 19 Н. С. Суворов, Учебник церк. права. М. 1902. стр. 56 (§ 18). См. указанные там источник и литературу. 28 У. Штутц. § 11. О развитии власти митрополита (архиепископа) см. Herzog–Hauck, Realencyklopädie. 3 Aufl. Bd. V. s. 488–490 (статья Hinschius " a); а также В. Ojetti S. J, Synopsis гегит moralium et iuris pontificii. Romae 1909, editio tertia, vol. I, col. 296–298. 30 Каноны 3, 4 и 5 Синтагма Ралли и Потли т. III стр. 227 и сл. О Сардикском соборе, времени его созыва, канонах и деятельности см. Hefele, Histoire des conciles, tome I, 2 partie p. 737 и сл. (кн. IV, § 58. стр. 533 нем. 2-го издания). В последнее время возник и еще окончательно не решен горячий спор о самом бытии Сардикского собора. Литературу см. в Deutsche Zeitschrift für Kirchenrecht за последние годы. 31 Н. Барсов, в статье «Митрополит».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98  Köllner, Symbolik. II, 427. Reform der römischen Kirche in Haupt und Gliedern. 89. Leipzig. 1869. 110  Sacramentum novae legis duplex est: unum quod est sacramentum tantum, aliud, quod est sacramentum et officium. Sacramentum tantum est, cujus totus effectus substantialis est in opere operato, sicut est baptismus, euchar., ordo et extr. unctio. Sacramentum et officium est duplex, sc. officium personae et officium naturae. Off. pers, est poenitentia, off. naturae est matrimonium. Lib. IV. d. 26. art. 14. Herzog, XIII. 249. 115  Sacramenta N. legis signa sunt et causae invisibilis gratiae ex sua virtute, alia vero sunt signa et non causae. Summ. Theolog P. IV, q. 1. m. 4. Herzog XIII. 250. 116  Virtus passionis Christi copulatur nobis per fidem et sacramenta, differenter tamen. Nam continuatio, quae est per fidem, fit per aclum animae, quae est per sacramenta, fit per usum exteriorum rerum... Sacramenta autem V. legis erant quaedam fidei protestationes, in quantum significabant passionem Christi et effectus ejus – non habebant in se aliquam virtutem, qua operarentur ad conferendam gratiam justificantem, sed solum significabant fidem, per quam justificabantur. Qu. 62. art. 6. resp. Herzog, ib. 117  Non habebant aliquam efficaciam ex opere operato, sed solum ex fide,.. non autem ita est de sacramentis N. legis, quae ex opere operato gratiam conferunt. Lib. IV. d. 2. q. 1. a. 4. sch. 4. Herzog, ibid. Köllner, Symbolik. II. 366. 118  Sunt alii, qui dicunt, quod ista (sacramenta N. L.) justificant ratione operis operati, sed illa (V. legis) ratione operis operantis, non operati (et opus operans est fides, sed opus operatum exterius est secramenmum) et hoc est ratione fidei et charitatis conjunctae. Lib. IV, d. 1. p. 1. q, 5. Herzog, ibid. Köllner, II. 370. 119  Ιn hoc est differentia antiquorum (sacramentorum) ad nova quod in sacramentis Ν. legis quantum ad opera operato sed justificatio non tantum per accidens, sed etiam per se. Ibid. 120  Sacramentum ех virtute operis operati confert gratiam, ita quod non requiritur ibi bonus motus interior, qui mereatur gratiam, sed sufficit, quod suscipiens non ponat obicem. Sed in illis actibus (V. T.) non conferebatur ex hoc solo quod non poneret obicem, sed tantum ex virtute boni motus interioiris, tanquam meriti. Lib. IV. d. 1. q. 6. in resol. Herzog, XIII. 251. Köllner II. 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Евсевив см. т. III. § 161; а также исчерпывающую статью епископа Лайтфута в Smith and Wace, II. (1880), p. 308–348; доктора Сэлмона, о Chron. Евсевия, ibid. 354–355; также Semisch в Herzog 2 IV. 390–398. О Лактанцив см. т. III. § 173. Также Ebert: Gesch. der christl. lat. Lit. I (1874), p. 70–86; и его статья в Herzog 2 VIII. 364–366; E. S. Ffoulkes в Smith and Wace, III. 613–617. Об Осии см. §55, также т. III. §120–121. а также P. Bonif. Gams (католик): Kirchengesch. υ. Spanien, Regensb. 1862 sqq., Bd II. 137–309 (большая часть второго тома посвящена Осию); W. Möller в Herzog 2 VI. 326–328; T. D. С. Morse в Smith and Wace, III. 162–174. В конце рассматриваемого периода мы встречаем трех представительных богословов, тесно связанных с первым императором–христианином, совершившим политико–церковную революцию, известную как союз церкви и государства. Их общественная жизнь и деятельность относятся к следующему периоду, но мы вкратце упомянем их здесь. Евсевий, историк, Лактанций , оратор, и Осий, государственный деятель, образуют связующее звено между доникейской и никейской эпохами. Их долгая жизнь – двое дожили до восьмидесяти лет, а Осий до ста – делится почти поровну между двумя периодами, и в ней отражаются светлые и теневые стороны обеих этих эпох 1638 . Евсевий был епископом Кесарийским, человеком, получившим разностороннее и полезное образование, либеральным богословом; Лактанций – преподавателем красноречия в Никомедии, человеком высокой культуры; Осий – епископом Кордовы, человеком вдумчивым и деятельным 1639 . Таким образом, они были представителями соответственно Святой Земли, Малой Азии и Испании. Мы можем добавить сюда Италию и Северную Африку, так как Лактанций , вероятно, был родом из Италии и учеником Арнобия из Сикки, а Осий в некоторой степени являлся представителем всей Западной церкви на восточных соборах. С ним Испания впервые вышла из сумрака предания на свет церковной истории; это была западная земля, в которой, должно быть, благовествовал Павел, которая дала языческому Риму философа Сенеку и императора Траяна и которой суждено был дать церкви Феодосия Великого, решительного защитника никейской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

VI век Евгиппий (511 г.). Житие Св. Северина (V в., римская европейская провинция Норик) Аноним (VI в.). Житие Макария Римского (V-VI вв.) Аноним (до 532 г.). Житие диакониссы Олимпии (Олимпиады) (367/368–408) Аноним (середина VI в.). Житие Маркелла (ум. 469) Аноним (VI в.). Житие Маркиана Эконома (ум. 473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Евфимия Великого (377–473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Иоанна Молчальника (V в.) Кирилл Скифопольский и Павелл Элладский (VI в.). Житие Феогния, епископа Виталийского (ум. 522) Кирилл Скифопольский и Феодор, епископ Петрейский (VI в.). Житие Феодосия Великого (Киновиарха) (423–529) Кирилл Скифопольский (вторая треть VI в.). Житие Саввы Великого (Освященного) (ок. 439–532) Кирилл Скифопольский (вторая треть VIb.). Житие Аврамия, епископа Кратей- ского (ум. ок. 543–553) Кирилл Скифопольский (560-е гг.). Житие Кириака Отшельника (ум. 556) Аноним (после 543 г.). Житие Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.). Сергий, епископ Ресафы (Сергиополя) (?) (VIb.). Martirium Арефы со товарищами (523 г.) Аноним (вторая пол. VI в.). Житие преп. Марфы (ум. 551) Аноним (вскоре после 564 г.). Житие Николая Сионита (первая пол. VI в., ум. 564) Палладий (?). (вторая пол. VI или VII в.). Житие Григентия, епископа Омиритского (ум. 552) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Андронина и Афанасия из Антиохии (вторая пол. IV в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач VII вв.). Повесть о Евлогии-каменотесе (VI в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Анастасии Патрикии (ум. 567) Евгиппий (VIb.?). Житие Северина (VI в.) Аноним (кон. VIb.). Житие Симеона Стилита Нового или Младшего (Дивногор- ца)(521–592) Аноним (VIb.). Житие Мар-Авгена (VI в.?) Аноним (VIb.?). Житие Ксенофонта и Марии (VI в.) Аноним (не позже VI в.). Житие Марии Антиохийской (IV в.) Аноним (конец VI в.). Чудеса Свв. Косьмы и Дамиана в монастыре Космидион (V-VI вв.) Иоанн Климак (ок. 525 – после 600). Лестница райская (с биографией святого, написанной его учеником монахом Даниилом Раифским)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010