Сначала эта гроза касается трех соседних народов: сириян за их неслыханпую жестокость над галаадитянами (см. 4Цар.10:32 и д. 4Цар.13:7 и 2Цар.12:3,13–5 ); филистимлян и финикиян, предавших эдомлянам иудейских пленников, которых эдомляне продавали купцам из южной Аравии, торговавших невольниками (ср. Иоиль.4:3 и д. 2Пар.21:16 и д. Авд.1:6–10 ). Потом гроза захватывает четыре родственные израильтянам народы: эдомлян за их непримирную вражду к родственному иудейскому народу, особенно открывшуюся при завоевании Иерусалима ( 2Пар.21:19 и д.) ( Ам.1:11,12 ); аммонитян за их бесчеловечие к галаадским женщинам (ср. 4Цар.8:12 ) ( Ам.1:13–15 ); моавитян за отпадение от Господа ( Ам.2:1–3 ) и останавливается наконец над царством израильским, за совершенное отпадение от Господа, открывающееся в подкупности судей, угнетении бедных, кровосмешении, нечестии ( Ам.2:4–8 ), грубом забвении божественных благодеяний ( Ам.2:9–10 ), ругательствах над законом Божиим и пророческим словом ( Ам.2:11,12 ): за все это постигнет их погибель, от которой никто не спасет их ( Ам.2:13–16 ). II. Грехи народа 3:1–6:14 Так как Израиль – избранный народ, то Бог потому и накажет его ( Ам.3:1,2 ). Господь уже дал познать Себя; землетрясение служит знамением, что Он хочет судить и наказать грешников ( Ам.3:3–6 ); поэтому теперь возвещают и пророки, что Господь имеет нечто в виду ( Ам.3:4–8 ). Суд должен наступить. Первая причина, вызвавшая его, есть своекорыстие, несоблюдающее права. Но Господь отнимет все приобртенное своекорыстием. Мало останется от народа и ничего от идолослужения, роскоши и пышности ( Ам.3:9–15 ). Вторая причина суда – ожесточение. Богатые самаряне (сытыя юницы), не отстают от своих неправд, от пьянства, лицемерной ревности к идолам, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, войною и землятресением ( Ам.4:1–13 ). Третья причина суда – презрение ко спасению. Пророк оплакивает Израиля, как потерянный навсегда народ; еще впрочем он мог бы жить, если бы искал Господа, Который все может.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Там этим словом определяется местоположение долины Сенаарской. И здесь в соответствие славянскому востоквъ солнца еврейский текст имеет слово Шинеар, еврейскую форму имени, в памятниках клинообразного письма произносимого Сумер (см. Хр. Чт. 1882, II, 561 и сл.). Последнее имя по памятникам клинообразного письма принадлежало южной части Вавилонии, в которой находился упоминаемый в Библии город Ур халдейский – родина Авраама (северная часть называлась Аккад и в ней находился город Вавилон). См. Delitzsch Friedr., Wo lag das Paradies? 196 и сл. – «Аравия» стоит вместо еврейского Хамат=в других случаях слав.-греч. μϑ, μαϑ см. выше. «Островами морскими» называются страны по берегам Средиземного моря, включая и берега Малой Азии. – Египет Нижний и Верхний могли стать поселениями израильтян и вольно и невольно для последних: вольно во время Соломона при дружественных сношениях израильского Царя с фараоном и невольно при Ровоаме, после победоносного нашествия египетского фараона Шишака на Иудею ( 3Цар.14:25 ). Туда же могли быть продаваемы иудейские пленники и в ближайшее к пророку Исаии время – идумеями, покупавшими их у филистимлян и финикиян ( Ам.1:6:9 ) и сбывавшими их, может быть, на рынке филистимского же города Газы. О притеснении Египтом Иуды говорится и в Иоил.3:19 . Возможно, что иные из жителей северного израильского царства, после падения, бежали в Египет: Осия изменил ассирийскому царю, надеясь на помощь египетского фараона ( 4Цар.17:4 ). Области, обозначенные именами Куш и Сенаар, по вышеуказанному равнозначащими часто употребительному в памятниках клинообразного письма политически-географическому термину «Аккад и Сумер», находились под властью Ассирии в царствование Феглаффелласара II (упоминаемого в Библии); и туда могли быть поселены Израильтяне, уведённые этим ассирийским царём в плен ( 4Цар.15:29 , где «Ассирия» может быть понимаема в широком смысле всех подвластных ассирийскому царю земель). Оттуда, из Месопотамии, выселены были позднее люди в израильское царство ( 4Цар.17:24 ), жители которого таким образом могли только поменяться местами своего жительства с вавилонянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

1114,10 Осия обвиняет Израиль в неверности Господу и предсказывает, что в будущем он вновь будет верен Богу. 1112,14 В этом разделе книги Израиль обвиняется в измене Богу и подвергается осуждению. В нем повторяются темы прежней измены Израиля и его нежелания слышать слово Божие, изреченное через пророков. 11 Окружил. Северное царство как бы взяло Бога «в осаду». держался еще. Иначе: «ходит с». Некоторые комментаторы полагают, что пророк говорит о верности Иуды либо Богу (в противоположность Израилю; ср. 1,6.7), либо ханаанскому богу и его «святым». Бога. Это слово в еврейском тексте может относиться к некоему языческому божеству или даже к Элу, главному богу ханаанского пантеона. Глава 12 12 пасет. См. Притч. 15,14 ; Ис. 44,20 . ветер... за восточным ветром. См. 8,7; 13,15; Иов 15,2 ; Еккл. 1,14 ; Иер. 18,17 ; Иез. 17,10 . Эти образы тщеты и разрушения прилагаются к союзу Израиля с Ассирией (5,13; 7,11; 8,9; 14,3; 4Цар. 17,3 ) и Египтом ( 4Цар. 17,4 ). Такие союзы были не только проявлением негодной внешней политики, но и выражением неверности по отношению к Господу. ложь. Ложью были попытки лавировать между Ассирией и Египтом (7,11) и натравливать их друг на друга ( 4Цар. 17,3.4 ). елей. В процессе заключения союза часто подносились дары. 12 суд. Как и в 4,1–3 и 4,4–10, Господь выступающий здесь одновременно в роли истца, судьи и обвинителя в судебном процессе, предъявляет обвинение Своему народу (ст. 2–15). Он возвещает о наказании за грех (ст. 2) и последующем возвращении Израиля к Богу (ст. 6). Иакова. Т.е. Израиль (10,11). 12 запинал. Это еврейское слово одного корня с именем Иаков ( Быт. 25,26 ). боролся. Еврейское слово одного корня со словом Израиль ( Быт. 32,22–32 , особ. ст. 29), чьим именем назван весь израильский народ, служит для обоснования обвинения Израилю. Причем, если в ст. 4 о нем говорится, скорее, в положительном смысле, в ст. 3 с осуждением: возмужав, Израиль столь же упорно боролся с Богом, как при своем рождении со старшим братом. 12:4 Богоугодное поведение патриарха Иакова, о котором говорится здесь, будет в ст. 6 поставлено в пример всему израильскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

– Но откуда у читателя подобное понимание, если сам пророк не подал к тому повода? Затем в основе вышеприведенных соображений Гизебрехта лежит взгляд на пророков, почти как на обыкновенных политических деятелей, и непризнание возможности действительного пророческого предведения; поэтому, если бы нужно было видеть в «сокрушении жезла», поражавшего филистимлян, указание на смерть царя ассирийского, то ничто не препятствует разуметь под «жезлом» Феглаффелласара (см. выше). Кроме того, естественнее приписывать надписание самому пророку, а не редактору в виду тесной связи надписания с содержанием пророчества (см. выше) и отличия надписания 14:28 по форме от Ис.13:1, 15:1 ст., 17:1, 19:1: от редактора скорее следовало бы ожидать однообразия. 108 Т. е. дань, которую Моавитяне платили Израилю до Ахава ( 4Цар.3:4 ), – Моавитяне владели некоторыми городами, которые составляли собственность не их, а царя иудейского; но Моавитяне не признавали власти последнего. 110 Дают и иной смысл первым 6 стихам 16-й главы. Напр. по толкованию еп. Петра в 3 и 4 ст. пророк убеждает моавитян посоветоваться («составь совет») и образумиться, принять под защиту свою изгнанных израильтян; жители Галаада, спасаясь от войск царя ассирийского Феглаффелласара, просили моавитян укрыть их (израильтян) от бедствия, но Моав с гордостью отказал. Это толкование едва ли можно согласить с контекстом: так как «изгнанниками» во 2 стихе называются моавитяне, а не израильтяне. Скорее в 3 и 4 стихах сам пророк убеждает моавитян (как и в 1 стихе) к покорности царю иудейскому Езекии: пророк влагает в уста моавитян следующую речь, с которою Моав должен будет обратиться к царю иудейскому: «составь совет..., пусть поживут у тебя мои изгнанные Моавитяне»... и далее сам продолжает: «ибо притеснителя не станет... и утвердится престол Давидов»... По толкованию проф. Якимова, Моавитяне, прибежавшие в идумейский город Селу, просят у идумеев, чтобы они укрыли изгнанников моавитских. Идумеи тогда находились в вассальных отношениях к царю иудейскому. Так как теперь, вопреки вассальной зависимости, царь идумейский, подобно моавитянам, изъявляет покорность Сеннахериму, то пророк говорит, что сам ассирийский царь погибнет, престол же Давидов в Иудее утвердится милостью... Но и здесь нет связи между 1-й и 2-й половинами 4 ст. 111 О судьбе моавитян в это время известно только то, что они платили дань Феглаффелласару, также Сеннахериму. Эту судьбу пророк, вероятно, давно уже начал провозвещать и повторял неоднократно (11:14, 15–16; 25:10–12). Теперь пророк возвещает Моаву бедствие от Салманассара, как близко предстоящее; те три года, чрез которые Моаву угрожает разорение (16:14) приводят, по-видимому, к началу похода Салманассара на Самарию – в 4-й год царствования Езекии ( 4Цар.18:9 ). Осада Самарии, начатая Салманассаром, продолжалась 3 года ( 4Цар.17:5; 18:9 ) и окончена уже при Саргоне: последний приписывает (в ассирийских надписях) взятие Самарии себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В то же самое время из ст. 17 ясно, что царь Езекия считал себя умирающим, не будучи уверенным в прощении грехов, и именно в этом контексте он представляет себе загробную жизнь неблагодарной и безрадостной, как это, вероятно, и есть на самом деле. Однако в других ветхозаветных текстах повсеместно встречаются ясные указания на положительные аспекты загробной жизни, например: быть «взятым» Богом ( Быт. 5:24 , 4Цар. 2:9, 48:16 ); быть «с» Ним ( Пс. 72:23 ; ср.: Пс. 138:18 и Пс. 16:15 ). Ср. в Ис. 26:19 : «оживут… восстанут… воспряните… торжествуйте» и Дан. 12:2 . И тем не менее здесь нет никакого противоречия как такового. Езекия может радоваться (19–20) множеству ободряющих обещаний ( 4Цар. 20:4–6 ). Все остальное ему предстоит узнать достаточно скоро (см.: 1Кор. 2:9 ). 39:1–8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4Цар. 20:12–19 . Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3–4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о Меродах–Валадане, чтобы можно было предположить, что этот визит был прикрытием его замыслов о восстании против Ассирии. Но Библия молчит об этом, и Езекия осуждается за то, что польстился на богатство и человеческое заступничество. За свою неверность он заплатил очень дорого (39:5–7). Причем Езекия обрел утешение в отсрочке приговора (8), но для Исайи это было невозможно. Очевидно, эту ношу он взял на себя и так и жил под ее тяжестью, поэтому в тот момент, когда Господь вновь заговорил с ним, он душой оказался среди тех, кто долгое время прожил в Вавилоне (6–7), и мог «говорить к сердцу» (ср.: 40:2) поколения пленников, которые еще не родились. 40:1 – 48:22 Далекая ночь, проведенная в Вавилоне Каким бы ни был наш взгляд на отношение гл. 40 – 48 к их великой прелюдии в 1 – 39 (см.: «Вступление»), в 40:1 мы оказываемся в мире, совершенно отличном от мира Езекии, счастливо избежавшего предсказанной ему в 39:5–8 ситуации. Ничего не сказано о пропущенных полутора столетиях; мы словно бы просыпаемся от сна и видим себя в глубине бедствия, жаждущими избавления от вавилонского плена.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Выпуск первый. Толкование на книгу святаго пророка Иеремии (главы 1–17) Введение 1. Очерк жизни и пророческой деятельности Иеремии Св. пророк Иеремия был сын Хелкии, из священников в Анафофе (в колене вениаминовом, к северо-востоку от Иерусалима Иер. 1:1 ). Хелкию, здесь называемого, нужно отличать от того Хелкии первосвященника, который в 18-й год Иосии, царя Иудейского, нашел в храме список закона Моисеева ( 4Цар. 22:8 ; 2Пар. 34:14 ). Еслибы это был Хелкия первосвященник, Иеремия жил бы в Иерусалиме, где должен был жить по званию своему первосвященник. Между тем пророк, очевидно, только в зрелом возрасте, получил повеление отправиться в Иерусалим с проповедию (см. Иер. 2:1, 2 : было слово Господне ко мне: иди и возгласи  в уши дщери Иерусалима). Сверх того отец св. Иеремии, еслиб был первосвященником, был бы вероятно назван или «священником», или «священником великим». При именах первосвященников такое название довольно обыкновенно в свящ. ветхозаветных книгах (ср. 1Цар. 1:9 ; 2Цар. 8:17, 20:25 ; 3Цар. 1:8, 25, 26, 38, 4:4 ; 4Цар. 25:18 ; Иер. 52:24 ). Св. Иеремия был призван к пророческому служению в 13-й год царствования Иосии. Иосия наследовал отцу своему Амону восьмилетним мальчиком ( 4Цар. 22:1 ; 2Пар. 34:1 ). В первые годы его царствования, до его совершеннолетия, не было принято мер к полному устранению того идолопоклонства, которое укоренилось в Иудее в более, чем в 50-летнее царствование Манассии и в двухлетнее царствование Амона. Но царь, нужно полагать, находился с детства под влиянием благочестивых людей, и вот почему в 12-м году его царствования (по свидетельству 2Пар. 34:3 ) началось возстановление истинного богослужения. Выступивший на пророческую проповедь в следующем году, Иеремия, без сомнения, имел влияние на царя, поддерживая его в его преобразовательной деятельности. Но в пророческих речах того времени пророк все еще упрекает народ за идолопоклонство (которое следовательно еще не было оставлено вполне), внушает служить Богу не внешним только образом, приношением только жертв и т. п., но главным образом нравственно-безукоризненною жизнию. Не обрезание плоти, но обрезание сердца ( Иер. 4:4 ), не жертвы, но добрая жизнь может отвратить от грешного народа великое бедствие неприятельского нашествия ( Иер. 4:15  и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Четвертый год царя Дария (I) – это 518г. до н. э., два года спустя после первого предсказания пророка Захарии и за два года до завершения восстановления Храма ( Езд. 6:15 ). Вефиль – город в Северном царстве, где Иеровоам I установил одного из золотых тельцов. Обетование для народа есть проявление Божьей благодати! Придание особенного значения Иерусалиму, законному средоточию служения Господу, не требует комментариев. Мы не знаем, кто такие Сарецер и Регем–мелех. Это место можно перевести и толковать таким образом: «И Вефиль–Сарецер послал Регем–мелеха [согласно некоторым толкованиям, это титул царского посланника] и его спутников». Оборот помолиться пред лицем Господа находится только здесь и в чуть измененном виде в 8:21 и в гл. 22. Поэтому обрамление гл. 7 – 8, представленное этим оборотом и вопросом о посте, является весьма «прочным». Полагают, что посты, упоминаемые в 7:3,5 и 8:19, были установлены в память следующих событий: пост в пятом месяце – в память о разрушении Храма ( 4Цар. 25:8–9 ); пост в четвертом месяце – в память о дне, когда в крепостной стене Иерусалима была пробита брешь ( Иер. 39:2; 52:6–7 ); пост в седьмом месяце – в память об убийстве Годолии, начальника над Иудой ( 4Цар. 25:25 ; Иер. 41:1–2 ); пост в десятом месяце – в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25:1–2 ; Иер. 39:1 ). 7:4–14 Вопрос о настоящем 1:4–1 Контрвопрос о посте. Захарии не надо искать ответа на основании закона, он получает слово напрямую от Господа. Господь вопрошает о том, что побуждает их поститься: постились ли они для Господа или ради своих интересов? Он обращает их внимание на бывших прежде пророков, передававших им те же слова Господа. 7:8–10 Прежние слова Господа. NIV здесь вводит в заблуждение, так как в древнееврейском подлиннике нет слова снова (в NIV добавлено слово снова в ст. 8: «И снова было слово Господне…». – Примеч. пер.) и ст. 8–14 говорят о прошлом (безответном) призыве (см.: ст. 14). Следовало бы перевести это место (8–9) так: «И было слово Господне к Захарии: так говорил тогда Господь…» В ст. 8 подразумевается, что Захария продолжал говорить в соответствии со словом Господа. Производите суд справедливый – об этом подробнее в 8:16, по истине… и миролюбно судите у ворот ваших. Зла друг против друга не мыслите в сердце вашем – это тот же самый призыв, что и в 8:17, более точно переведенный там: Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего (ср.: Быт. 50:20 ; Иер. 48:2 и др.). Такое подобие привлекает внимание к тому, что требования Господни в новой ситуации неизменны – они те же самые, что и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

По словам блаженного Феодорита , «каждый пророк имел обычай описывать события, в это время совершавшиеся, ему современные. Другие же, совокупив это воедино, составили книги Царств» («Толкование на книги Царств», предисловие, см. вопр. 4 на 2 Царств и 49 на 4 Царств). Боговдохновенное достоинств книг Царств этим само собою предполагается. Время написания 3-й и 4-й книг Царств может быть с вероятностью определено – из упоминания об освобождении Иехонии (562 г.) и отсутствия в книгах указания о конце плена и указе Кира (536 г.), второй половиной вавилонского плена, около половины VI столетия до Р. X. Писатель книг неизвестен: определенных указаний на автора в книгах нет. Талмудическое предание (Baba batra 15 f. 5) считает писателем 3-й и 4-й книг Царств пророка Иеремию. Но если в пользу этого предположения могло бы говорить сходство некоторых мест из книг Царств с книгами пророка Иеремии (ср. 4Цар.2 с Иер.52 ), то прямо против него говорит: а) время и б) место написания 3-й и 4-й книг Царств, поскольку это время и место могут быть определены с вероятностью. Мы видели, что 3-я и 4-я книг Царств могли быть написаны не ранее второй половины плена вавилонского; в таком случае пророк Иеремия был бы тогда уже столетним старцем; но известно, что пророк Иеремия в первые же годы пленения уведен был иудеями в Египет ( Иер.43:6 ), где вскоре принял мученическую смерть от соплеменников (ср. Четьи-Минеи, под 1 мая). Невероятно также, чтобы Египет был местом написания 3-й и 4-й книг Царств: не для малой группы египетских беглецов из иудеев требовалось составление такого произведения, а для основной части народа Божия, т. е. плененной в Вавилоне. Последний и является вероятным местом происхождения обеих книг (указание на это видели, между прочим, в 4Цар.24 ), и если указаний на жизнь Египта в наших книгах почти нет, то вавилонская жизнь и события из истории Ново-Халдейского царства многоразлично отразились в этих книгах. Но если пророк Иеремия не был писателем 3-й и 4-й книг Царств, то он все же влиял своей книгой на священного писателя 3-й и 4-й книг Царств (ср. Иер.52 и 4Цар.25 ). Принятие книг в канон (в раздел «nebim rischonim» – «пророки первые, раннейшие») во всяком случае говорит о высоком достоинстве и авторитете их в иудейской церкви. Цель книг нравоучительная – показать, что «пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприятным нападениям» (блаженный Феодорит, толк. на 4 книгу Царств, вопр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Решето (kebarah), о котором здесь говорится, было крупноячеистым, и просеивание производилось путем встряхивания его круговыми движениями, в результате чего сор скапливался по краям сита, а зерно сыпалось на землю и собиралось (см.: Сир. 27:4 ). 9:12. Остаток Эдома. Амос использует понятие «остаток» еще два раза (в 1– по отношению к филистимлянам и в 5– по отношению к Иосифу). В данном случае он, по всей видимости, имеет в виду не весь Эдом, а только часть его территории. Царь Озия захватил эдомский порт Элаф ( 4Цар. 14:22 ), который в дальнейшем был потерян во время царствования Ахаза ( 4Цар. 16:6 ) и снова возвращен Сирии и Эдому. Очевидно, говоря о заключительном этапе восстановления Давидова царства, Амос имеет в виду этот важный порт. Книга Пророка Авдия 1. Эдом. Главная тема пророка Авдия – обвинительный приговор Эдому за его преступления против Иудеи. К этому народу, обосновавшемуся к югу и востоку от Мертвого моря, у израильтян было двойственное отношение. Подобно Иакову и Исаву, родоначальникам этих родственных народов, чьи отношения были весьма неоднозначными, в одних случаях Эдом выступал как друг и союзник Израиля ( Втор. 2:2–6 ; 4Цар. 3:9 ), а в других – как смертельный враг ( Чис. 20:14–21 ; Ам. 1:11–15 ). В период господства Новоассирийского и Нововавилонского царств (734–586 гг. до н. э.) Эдом был вассальным государством. По всей вероятности, выступление Авдия против Эдома обусловлено участием последнего в разрушении Иерусалима, завершившегося уводом его жителей в Вавилон Навуходоносором в 587– 586 гг. до н. э., хотя роль, которую в действительности играл в этих событиях Эдом, документально не засвидетельствована. 1. Воззвания, направленные на создание военного союза. На древнем Ближнем Востоке с началом войны все союзники и вассальные государства призывались выступить единым фронтом против общего врага. В задачу посланников входило призвать их к выполнению союзнических обязательств и мобилизации определенного числа воинов (см.: 1Цар. 11:3,4 , а также договор о взаимной безопасности, подписанный фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Раскаяния в том не будет у Меня. Эти слова относятся к древнему, а не к новому Израилю (см. ком. к ст. 14). 13 Ефрем. См. ком. к 4,17; 13,1. плодовит. Игра слов: «Ефрем» означает «плодовитый». восточный ветер. См. 12,1 и ком. Здесь образ восточного ветра разрушительной силы служит символом Ассирии, которая вторгнется в Израиль в 734 г. до Р.Х., завоюет его и уведет в плен его народ в 722–721 гг. до Р.Х. ветер Господень. Об Ассирии как орудии Божией воли см. также Ис. 10,5–10 . опустошит. См. 4Цар. 17,20 ; ср. Ис. 17,14 ; Наум 2,9 . Глава 14 14 падут... разбиты... рассечены. Метафоры разрушения сменяются конкретными пророчествами. Самария. См. ком. к 7,1. младенцы... беременные. См. 10,14 и ком. 14:2–10 Осия увещевает Израиль признать свои грехи и покаяться в них, чтобы вновь получить благословение Божие. 14:2–4 Здесь пророк обращается к народу с призывом к раскаянию, которое будет угодно Богу и принесет Его благословение (ст. 5–9). 14 Обратись. Этот повторяющийся на протяжении всей книги призыв к обращению к Богу (2,7; 3,5; 6,1; 7,10.16; 12,6; Втор. 30,1–10 ) теперь адресуется тем, кто уже совершил грехопадение (см. Введение: Особенности содержания и темы). 14 Возьмите... молитвенные слова. От людей требуются искренние слова покаяния и покорность, а не показные жертвоприношения (5,6; 6,6; 8,13). См. ст. 3,4. жертву уст наших. См. Притч. 12,14; 13,2 ; Евр. 13,15 . 14 Ассур... на коня... боги наши. Израиль должен был перестать полагаться на мощь других государств (напр., 5,13; 7,11; 12,1), свою собственную военную силу (напр., 10,13; ср. Пс. 32,16.17 ) и неортодоксальную и синкретическую религию (напр., 2,8.13;3,1;4,12;8,5.6; 10,5.6; 13,2). милосердие для сирот. Ссылка на прозвучавшую ранее тему утраты и возвращения любви, которая иллюстрировалась историей женитьбы Осии (3,1) и образом его дочери Лорухамы (1,6; 2,1.23). См. Введение: Особенности содержания и темы. 14 Уврачую. Обетование исцеления начало исполняться, когда Израиль возвратился из вавилонского плена. В еще большей степени оно исполняется в Иисусе Христе и Его Церкви и окончательно исполнится при Его Втором пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010