1201 «Тристат (τρισττης) ­ военачальник ( Исх.14:17, 15:4 ; 4Цар.7:2, 17, 9:25, 10:25, 15:25 ); первое лицо после государя ( Исх.15:4 ). Под тристатами, по мнению одних, разумеются главные военачальники, которых у египтян было по три в войске, разделившемся на три отряда; другие разумеют отборных воинов, колесничников, которых было три на каждой колеснице: один правил конями, другой управлял ходом колесницы, а третий подготовлял оружие. В Исх.15слова всадники тристаты (ναβτας τρισττας) соответствуют одному евр., которое в Исх.14у LXX переведено словом τριστται (ср.: 4Цар.7:2, 17, 19, 9:25, 10:25 ). Следовательно, и в Исх.15первоначально было только τρισττας, а на поле – ναβτας, что потом занесено и в текст, но неправильно. Соответствующее евр. слово (шалиш) означает сражавшегося на колеснице знатного воина, имевшего двух помощников – одного, державшего щит, и другого – возницу, управлявшего лошадьми. Число три и дало имя третьему главному воину. Перевод ναβτας – “всадник» – неправилен». Однако в другом месте (чуть ниже) о. Дьяченко пишет: «Трïстаты – см. выше тристаты. Чермный понт трïстаты Египетския покры купно водостланен гроб ­ египетских всадников мрачное море совершенно покрывает, (как) водный гроб (кан. 2 Богоявл. Г. п. 1 ирм.)» ( Дьяченко Г. , прот. Полный церковнославянский словарь. С. 733; разрядка наша. – иг. Ф). Текст Вульгаты для ναβτας τρισττας в Исх.15дает эквивалент electi principes. «избранные князья», в 4Цар.7 – «unum de ducibus» для τρισττης [dux – «3) глава, начальник, командир, полководец, военачальник; предводитель;... 5) государь», – также и в 4Цар.7:17, 19, 9:25, 10:25 ; Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. С. 353]. 1205 Блок А. «Девушка пела в церковном хоре» (Август 1905 г.)/Блок А. Избранное. М., 1997. С. 205–206: «Девушка пела в церковном хоре   …   Так пел ее голос, летящий в купол,   И луч сиял на белом плече,   И каждый из мрака смотрел и слушал,   Как белое платье пело в луче.   …   И голос был сладок, и луч был тонок», и т.д. Или вот еще (Городецкий С. Алый Китеж. 3. Весна/Городецкий С. Избр. произведения. В 2-х т. Т. 1. М., 1987. С. 132): «Свете тихий, Боже скорби, цвет печали!  

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

76 Мы напоминаем: в 4Цар. 18нападает на царство Израильское еще Салманассар IV, а в стихе 13 является уже Сеннахирим сын Саргона, овладевшего престолом, – как видно из Ассирийских документов, – ему не принадлежащим по праву. 77 Мы раньше указывали на совершенную невозможность переселения в Ассирию всех жителей Израиля, которых, по нашему рассчету (см. в IV т. Св. Лет. об Ииуе) было больше 2-х миллионов. По всей вероятности, выселено было 200 или 300 тысяч самых богатых и влиятельных; бедные же были оставлены на земле, как это было сделано в Иудее Вавилонянами ( 4Цар. 25:12 ). Кроме того заметим, что начал переселение Израиля Салманассар ( 4Цар. 17 ), но оно естественно должно было остановиться во время смут, предшествовавших восшествию на престол Саргона. Оно опять продолжалось с 14-го года Езекии при Сеннахириме (при жизни еще отца его Саргона и после того). 79 См. в IV т. Св. Летописи о мировом значении для будущего переселения в глубь Азии 10 колен, как проповедников Единого Бога. См. между пр. в т. IV, ч. 2, стр. 172–173. 80 Оговариваем, что частные отпадения лиц не значат ничего; колена в полном своем составе сливаются. 81 Ниже в той же главе Исаии (ст. 14) есть обличение и против Иуды, по преимущественно в неверии и самообольщении. 82 Имя его кажется имеет корнем имя бога Себ. Сравни в Бругше по указателю это имя Себ-Нухти. Заметим, что и самое высечение гробницы в скале указывает на Египетские обычаи. 84 Главное затруднение заключается в следующем: После болезни Езекии, этот последний живет еще 15 лет, а Манассии было 12 лет во время восшествия его на престол, т. е. он рожден был после болезни Езекии. Но если предположить, что Меродах Баладан посылает посольство после поражения армии Сеннахерима Ангелом, то повидимому Ассирийские тексты не допускают в это время возможности самостоятельности Вавилона. (Ср. Menant. Annales des Rois d " Assyrie, pp. 192, 196, 200, 205, 215, 218–19, 220–238 и ср. разработку истории Меродах Баладана в Premières Civilisations Ленормана: в статье: „Un patriote Babylonien“). Может быть, как указывают некоторые богословы, надо отделить в 4Цар. XVIII, 13–16 от сказания стиха 17 и расположить события так: 1) В 14-й год Езекии, он откупается от царя Ассирийского, 2) Болезнь Езекии и посольство Меродах Баладана (Гл. XX), 3) Новый поход Сеннахерима в 28-й год Езекии, и гибель Ассирийского войска. и 4) Смерть Езекии, и позже смерть Сеннахерима.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Милхом (ст. 5) тождествен с Молохом. Еврейское имя Молех – одного корня с мелех, царь, но с гласными слова бошет – позор, поношение (словом бошет верующие израильтяне называли и родственное Молоху божество Ваала, как видно, напр., из изменения имени Иш-баал, муж Ваала, в имя Иш-бошет, муж стыда); божество финикийское и аммонитское, у классиков называемое Кроносом или Сатурном. По идее божество близкое с Ваалом, след. солярное, выражало идею солнца, но только с разрушительной его стороны, также всесокрушающего времени. Статуя Молоха имела голову быка с золотой короной на ней, обширным туловищем и руками для принятия жертв культа, преимущественно детей: ужасное служение Молоху состояло преимущественно в «проведении детей через огонь», у евреев свирепствовало особенно при Ахазе ( 4Цар.16:3 ), при Соломоне культ этот, вероятно, не принимал столь омерзительной формы. Впоследствии юго-западная долина у Иерусалима, так называемая Енномова, Гиннонова, была местом отправления ужасного культа Молоха и потому сделалась образом и синонимом ада, геенны (ср. у Пальмова, цит. соч. 252–272). Хамос, евр. Кемош, греч. Χαμς (ст. 7), ср. ( 4Цар.23:13 ; Иер.48:7 ; Чис.21:29 ) – национальное божество моавитян, называемых посему «народом Хамоса» ( Чис.21:29 ; Иер.48:46 ); в известной надписи моавитского царя Меши он называет себя «сыном Хамоса» (1 с.); почитали Хамоса и аммонитяне ( Суд.11:23–24 ). Вместе с Ваал-Фегором ( Чис.25:5 ) Хамос был обнаружением единого божества; культ Хамоса имел мрачный, жестокий характер, требовал человеческих жертв ( 4Цар.3:27 ); культ Ваал-Фегора, напротив, имел веселый чувственный характер ( Чис.25:1–3 ). По идее, Хамос был солярным божеством, богом солнечного зноя и символом своим имел блестящий каменный диск. 3Цар.11:7 .  Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Высоты и капища названными божествам (см. у Пальмова, 246–252) Соломон построил «на горе, которая пред Иерусалимом», т. е. на Масличной или Елеонской горе ( 2Цар.15:30 ; Зах.14:4 ), в ( 4Цар.23:13 ) названной (по евр. т.) «пагубною горою» гар-гамашхит, греко-слав.: «мосфаф»), т. е. вследствие бывшего здесь идолослужения. По преданию, идолослужение, допущенное Соломоном, происходило на южном холме Елеонской горы, получившем название «горы соблазна».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 28–30. О трех переселениях иудеев в Вавилон говорится здесь, очевидно, с единственною целию показать количество переселенных: это с достаточною ясностию показывает выведенная в конце стиха Иер. 52:30  сумма всех переселенных. Первое из переселений полагается в седьмой год царствования Навуходоносора в Вавилоне. Если Навуходоносор воцарился в 4-й год царствования Иоакима ( Иер. 25:1 ), то седьмой год Навуходоносора был-бы десятым Иоакима; а между тем нашествие халдеев на Иерусалим вследствие отказа Иоакима платить дань Навуходоносору в 4Цар. 24:10  относится только к году смерти Иоакима; вероятно, Иоаким и умер во время осады его столицы халдеями (ср. толков. Иер. 22:19 ), – а он умер на 11-м году своего царствования ( 4Цар. 23:36 ). Первое переселение иудеев, послужившее возмездием за отказ Иоакима платить дань, последовало уже после 3-месячного царствования Иехонии, и следов., уже по крайней мере в 8-м году Навуходоносора. Затем осмоенадесять лето Навуходоносора соответствовало-бы десятому году Седекии, царя иудейского; а события начиная с девятого года царствования этого царя довольно подробно описаны в кн. пророка Иеремии (см. Иер. 32 , Иер. 34 , Иер. 37 , Иер. 38 , Иер. 39 ), и для целей пророческой деятельности последнего так важно было-бы обратить внимание на переселение иудеев в Вавилон, последовавшее незадолго до взятия Иерусалима, если бы только такое переселение действительно имело место. Не заключает-ли в себе показание и об 18-м годе царствования Навуходоносора такой-же неточности, как показание о годе 7-м? Не отнесено-ли здесь к 18-му году событие, на самом деле имевшее место в 19-м году (ср. Иер. 52:12 )? Наконец, двадесть лто Навуходоносора было-бы уже четвертым годом по разрушении Иерусалима; и еслибы в то время Иудея еще раз испытала опустошительное нашествие халдейского царя, то Иеремия, не перестававший вразумлять своих соотечественников еще спустя 15 лет по разрушении Иерусалима (см. толков. Иер. 43:8–13 и предвар. замеч. к толков. Иер. 46:13–26 ), не преминул-бы в своей книге сделать замечание о событии, имевшем так ясно близкое отношение к важнейшему предмету его проповедей. Но такого замечания нет в той части книги пророка, которая в Иер. 51:64  оканчивается словами: даже до зд словеса Замечательно, что и Иер. 52:28–30 читаются здесь только по евр. масор. тексту, но отсутствуют в переводе 70 толковников, который в этом отношении согласен не только с переводом-же 70-ти, но и с масор. евр. текстом 4Цар. 25 гл. Последнее обстоятельство тех более достойно внимания, что с стиха 31 глава 52 Иеремии опять вполне согласна с 4Цар. 25 гл. Стихи Иер. 52:28–30 не внесены-ли в евр. текст позднейшею рукою вопреки намерению пророка Иеремии и точным показаниям как его книги, так и других свящ. книг?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Амоса в висок дреколием, что св. пророк едва живым привезен был домой (в г. Фекоа), где скончался и погребен вместе с своими предками. Память св. пророка Амоса празднуется св. Церковью 15 июня. 1 . Сирияне. Сирияне или иначе Арамеяне были потомки Арама, сына Симова, во множестве распространившиеся от Средиземного моря до Персидских гор. Сирия простиралась от Палестины и Аравии на север до горы Тавра, где более замечательные страны были Финикия и Келесирия. Столицею последней был древнейший гор. Дамаск, а потому и Сирия, по сему городу, называется Дамасковою. Эту Сирию и разумеет св. пророк Амос. Давид покорил Сирию Дамаскую; но уже в конце его царствования некто Разон основал отдельное Сирийское царство. С этого времени Дамаск или Сирийские цари постоянно враждовали против Евреев. При Израильском царе Ахаве Венадад царь Сирийский с 32 царями вторгнулся в царство Израильское (ок. 907 до Р. X.) и обложил Самарию; но сам потерпел жестокое поражение ( 3Цар. 22:1–22 ); в другой раз вторгнулся, опять потерпел поражение под стенами Афеки и должен был заключить мир с ц. Ахавом (906 г. до Р. Хр. см. 3Цар. 22:1–53 ). Левитский город Рамоф Галаадский, в уделе Гадовом, отнятый Сириянами, был причиною нескольких войн их с Израильтянами. Сам царь Ахав был убит в этих войнах, а его сын и наследник Иорам был ранен ( 3Цар. 22:1–53 ). Другой царь Азаил опустошал Израильское царство и поражал Израильтян при царе Иуе ( 4Цар. 10:32 ), при сыне его Иоахазе, которого даже взял в плен, „Азаил, говор. писатель 4 книги царств, теснил Израильтян во все дни Иоахаза“ ( 4Цар. 13:22 ). Поражениями Сириян Израильское царство доведено было до самого жалкого положения „бедствие Израиля было весьма горькое“, гов. свящ. писатель 4 книги царств, доколе Иеровоам 2-й не усмирил Сирийцев и не взял самый Дамаск. ( 4Цар. 14:26,28 ). Такие постоянно враждебные столкновения Сириян с Израильтянами, естественно сопровождались большими жестокостями, о которых и говорит, св. пророк. Сирияне дошли до такой ужасной и зверской лютости, что по словам св. Амоса, мучили жителей Галаада, терзая их тела особого рода железными молотильными машинами ( Ам. 1:3 ), за что пророк угрожает им совершенным истреблением и разрушением их царства. Это пророчество вполне исполнилось в нашествие на Самарию Ассирийского царя Феглафелассора. который, разорив Израильск. царство, разрушил и Сирийское, умертвил Дамаского царя Раассона (Рецина) а жителей переселил в Кир или Кур ( Ам. 1:5 ; Сн. 4Цар. 16:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

10 набрал Соломон колесниц и всадников. Согласно предписаниям Закона ( Втор. 17,16 ) властителю воспрещалось «умножать себе коней». 10 из Кувы. Страна Кува, известная также под названием Киликия, находилась на юго-востоке Малой Азии (территория современной Турции). 10 царям Хепейским. Хеттеи населяли Анатолию. Ко времени правления Соломона их мощная империя распалась на множество отдельных независимых царств. царям Арамейским. Арамейцы, или сирийцы населяли земли к северо-востоку от Израиля. Глава 11 11 Моавитянок... Хеттеянок. В начале своего царствования «возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего» (3,3), однако впоследствии он полюбил «многих чужестранных женщин». Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, «умножать жен» царям запрещал закон ( Втор. 17,17 ). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль ( Исх. 34,16 ; Втор. 7,1–3 ; Нав. 23,12.13 ). 11 чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. См. Втор. 7,4 . 11 развратили жены его сердце его. Иноземные женщины огромного гарема Соломона отвратили его сердце от Бога и склонили к ложным богам (см. ст. 4 и ком. к 11,2). 11 как сердце Давида, отца его. В книгах Царств Давид предстает образцовым царем (3,14; 9,4; 14,8; 15,3; 4Цар. 8,18.19; 22,2 ). У него были прегрешения (15,5; 2Цар. 11,12; 24,1–15 ), но покаяние его было чистосердечным ( 2Цар. 12,16.17; 24,9–17 ). Никто не мог сравнится с ним в преданности Богу. 11 служить Астарте. Греческий вариант имени финикийской богини любви и плодородия Ашторет ( Суд. 2,13 ; 4Цар. 23,13 ). Милхому. Милхом (или Молох) верховное божество аммонитян. 11 И делал Соломон неугодное. В своих многочисленных грехах Соломон нарушал основополагающие принципы религии Израиля: преумножал жен (см. ком. к ст. 2 и 3), преклонялся пред чужими богами и строил им святилища (ст. 7 и 8). 11 Хамосу. Божество из пантеона моавитян, в жертвы которому приносились люди ( 4Цар. 3,26.27 ). См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

прибегать к богам. См. ком. к 7,14. 25:22–24 Поражение от Израильтян противопоставлено одержанной ранее победе над Едомом (25,11–13). 25 описаны в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 26 26:1–23 Летописец рассказывает о царствовании Озии подробнее, чем книга Царств. Из этого источника он заимствует начало и конец своего рассказа (ср. 26,1–4 с 4Цар. 14,21.22 и 15,1–3; 26,21–23 с 4Цар. 15,5–7 ), среднюю же часть добавляет от себя (26,5–20). Весь рассказ делится на четыре части: воцарение Озии (26,1.2), послушание царя закону и сопутствующее ему благословение (26,3–15), непослушание и возмездие (26,16–20), итоги царствования Озии и его кончина (26,22.23). 26 Озию. Озия царствовал в 79291–74039 гг. до Р.Х. В книге Царств Озия часто (но отнюдь не всегда) называется Азарией. В этой связи вероятнее всего предположить, что Азария личное имя царя, а Озия имя, данное ему при восшествии на престол. 26 точно так, как делал Амасия, отец его. Летописец сравнивает Озию с его отцом, чье царствование тоже было отмечено как благословением, так и осуждением (см. ком. к 26,1–23). 26 прибегал он к Богу... прибегал к Господу. См. ком. к 7,14. во дни Захарии. О личности Захарии достоверных сведений не имеется. Он был советником царя и, видимо, сподвижником Исаии ( Ис. 8,2 ). Подобно тому, как Иоас хранил верность закону до тех пор, пока был жив Иодай, Озия, руководимый Захарией, также совершал дела, угодные Богу (см. ком. к 24,2). 26:6–15 Летописец иллюстрирует благословение, данное Озии победой над внешним врагом (26,6–8), успешным обустройством им внутренних дел в стране (26,9.10) и возрастанием военной мощи Иудеи (26,11–15). 26 против Меунитян. См. ком. к 20,1. Указание на успешное противостояние Озии этому народу должно напомнить читателю о победе, одержанной над ним Иосафатом (20,1–30). 26 построил Озия. Озия восполнил урон, нанесенный Иерусалиму в результате поражения, которое потерпел Амасия (25,23). См. ком. к 1Пар. 11,4–9 . 26 триста семь тысяч пятьсот. См. ком. к 1Пар. 12,23–37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Из ранее уже приводившихся мест можно также видеть, что сыны пророческие были и женатыми, и неженатыми. Целибата в пророческих школах не было. Девства всех сынов пророческих не утверждает и блаженный Иероним; в письме к Евстохии de custodia virginitatis он пишет: virgines multi filii prophetarum. Относительно возраста сынов пророческих также можно сказать, что одного определенного возраста не было. Название " сын пророческий " не говорит о возрасте сынов пророческих; оно, как увидим ниже, имеет другой смысл. В среде сынов пророческих были люди возмужалые. Сыны пророческие, которые были в Иерихоне, говорили Елисею: Вот есть у нас... человек пятьдесят, люди сильные (4Цар.2:16). Напрасно смотреть на этих мужей сильных как на служителей в пророческой школе; такого штата прислуги, конечно, быть не могло. Эти мужи сильные были сынами пророческими, и в Иерихонской пророческой школе было, следовательно, до пятидесяти членов в зрелом возрасте. Другое место еще более решительно указывает на молодой возраст сынов пророческих. Гиезий говорил Нееману: господин мой послал меня сказать: " вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих " (4Цар.5:22). Здесь сыны пророческие по-еврейски названы ne’arim. Существительное na’ar нередко в Библии означает " молодого " . Na’ar называется семнадцатилетний Иосиф (см.: Быт. 37, 2); так же называется молодой Соломон (см.: 3Цар.3:7; ср.: 1Пар.29:1) Таким образом, в пророческих школах были юные, взрослые, хотя, следует думать, и не дожившие до тех годов, о которых можно говорить: Нет мне удовольствия в них! (Еккл.12:1 и след.) Некоторые исследователи допускают, что все сыны пророческие носили даже особую одежду, было нечто подобное школьной пророческой форме. Такой одеждой был упоминаемый в 1-й книге Царств (15:27) me’il Действительно, есть библейские данные о том, что пророки носили особую одежду (см.: 3Цар.19:13; 4Цар.1:8; Зах.13:4) Илия, например, при избрании себе в преемники Елисея, бросил на него милоть свою (см.: 3Цар.19:19), очевидно, как характерную принадлежность пророка. Элер (у Herzog’a) называет это своего рода инвеститурой. Но на то, была ли особая одежда у сынов пророческих, в Библии указаний нет. Наиболее ревностные защитники особой формы из еврейских раввинов приводят в доказательство 1Цар.19:24: И снял... (Саул) одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

Псалом 96 Надписание, составленное переводчиком, предполагает, что древний псалом Давида пелся в то время, когда страна отмечала свое возрождение после вавилонского плена. Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...земля ...острова – взор Псалмопевца охватывает весь мир. Ст. 2. Облако и мрак – воспоминание о явлении Бога на горе Синай (см.: Исх. 19:18; 24:17 ; Втор. 5:4; 9:10; 18:16 ). Ст. 5. Горы – символ устойчивости, тот же образ см.: Мих. 1:4 ; Наум. 1:5 ; ...Господа всей земли – подчеркивается сила Бога как Владыки вселенной (ср.: Мих. 4:13 ; Зах. 4:14; 6:5 ). Ст. 7. Поклонение изваяниям строго воспрещалось Моисеевым Законом (см.: Лев. 26:1 ). Ст. 8. Сион – зд.: жители Иерусалима; ...дочери Иудейские – города и селения Иудеи; ...о праведных судах Твоих – см. примеч. к пс. 95:10. Ст. 10. ...возненавидьте зло – этот мотив настойчиво звучит у пророков (см.: Ис. 1:16 ; Ам. 5:15 ). Ст. 11. Свет – символ спасения (см.: Ис. 9: 2 ) и благословения Божия (см.: Ис. 58:8, 10; 60:1 ); ...чист –букв. «прям, прав».   Псалом 97 Ст. 1. ...рука – см. примеч. к пс. 88:11. Ст. 1–3. Под спасением исторически может подразумеваться освобождение от вавилонского плена. Святые отцы видят в этих словах пророчество о спасении, которое принес миру вочеловечившийся Сын Божий. Ст. 3. ...Иакову ...дому Израилеву – исторически имеется в виду древнееврейский народ (см. примеч. к пс. 77:5); св. отцы относили это наименование к христианам. Ст. 4. Радостный крик был знаком приветствия (см.: 1Цар. 10:24 ). Ст. 6. В серебряные чеканные трубы трубили по Закону Моисееву для созыва всех членов общины (см.: Чис. 10:2 ); в трубы трубили и при возведении царя на царство (см.: 3Цар. 1:39 ; 4Цар. 11:14 ). Ст. 8. Реки да восплещут руками – знак радости, образ ликования природы (ср.: Ис. 55, 12 ).   Псалом 98 Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...парящий на Херувимах – одно из определений Бога (ср.: 1Цар. 4:4 ), в победной песни Давида после избавления от врагов воспевается Бог, восседающий на Херувимах и летящий на крыльях ветра (см.: 2Цар. 22:11 ); о Херувимах см. примеч. к пс. 17:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эта двойственность счисления ясно, хотя и не прямо, указывает на продолжавшееся немалое число лет соцарствования Амасии и Азарии. б) Второй случай, когда издавна находили нужным предполагать междуцарствие, имел место будто бы после смерти Иеровоама II в израильском царстве. Так как по 4Цар.14:23  Иеровоам II воцарился в 15-й год Амасии, царствовавшего 29 лет: то думали, что царствование Иеровоама, продолжавшееся 41 год, кончилось уже в 26-м году Азарии. И если между тем преемник Иеровоама II, Захария, по 4Цар.15:8 , воцарился только в 38-м году Азарии, то значит будто бы, что после смерти Иеровоама II в израильском царстве в течение лет 12 была анархия. Но и здесь предположение междуцарствия устраняется другим предположением, что Азария начал управлять народом страны еще при жизни Амасии и что с этого начала его царствования ведется счет его лет, когда говорится о воцарении 3ахарии в 38-м году Азарии. Наконец, в) предполагают междуцарствие в израильском же царстве между двумя последними царями этого царства, Факеем и Озией 13 . Если Факей, по 4Цар.15:27 , воцарился в 52-й и последний год Азарии иудейского, то от этого воцарения до падения Самарии, последовавшего в 6-й год Езекии, по хронологии иудейских царей, должно было пройти 37 лет (=10 лет Иоафама + 16 лет Ахаза + 5 лет Езекии). И так как, между тем, в израильском царстве после 20-летнего царствования Факея царствовал только Озия 9 лет, то будто бы воцарению этого Озии предшествовала в израильском, царстве 8-летняя анархия. Но эти 8 лет находят себе иное помещение уже в том случае, если на основании свидетельства 2 книги Паралипоменон принять, что последние свои годы Азария царствовал вместе со своим сыном Иоафамом, и если на основании выше предложенных соображений полагать продолжительность этого соцарствования в 8 лет. Другие соображения о синхронистике событий того времени см. также выше 14 II. Когда пала Ниневия? Был ли Навуходоносор в Иудеи в 3-м году Иоакима царя? Возможное первоначальное чтение Дан.1:1  и 2:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010