395. Стоглав, гл. 5, вопр. 33; гл. 6. 396. Лаодик. Соб. пр. 17. 397. Собр. древн. лит. II, 19. 398. Златоуст. Бесед, на пс. 41. 399. Swainson. The Gr. Lit., 226. 400. Migne. Patrol. s. lat. 85, 165 и др. 401. Втор. 23, 6; 4 Цар. 9:22, 31. 402. Мф. 10, 12; Ин. 20:19, 21. 403. Суд. 6, 12; Руфь. 2, 4; 2 Пар. 15, 2; Лк. 1, 28; ср. Мф. 28, 20; 1 Кор. 16, 23; 2 Кор. 3, 11 и др. 404. Luft. Liturgik. И, 77. 405. Тертуллиан. De praescr., с. 41. 406. Браг. Соб. 1, пр. 21. 407. Swainson. The Gr. Lit., 193. Сырку. К ист. испр. книг в Болг. II, 223. 408. Swainson. The Gr. Lit., 226 и др. 409. Migne. Patrol. s. 1. 85, 165 и др. 410. Прот Орлов. Литургия Василия Великого, 78. 411. Swainson. The Gr. Lit., 16, 226, 244. 412. Симеон Солунский. О бож. мол., 339 (300). 413. Прот Орлов Лит. св. Василия Великого, 78. Goar Εχολγιον, 154. 414. Немного иначе у Мансветова Церк. уст, 154 и Дмитриевского Богосл. стр. и пасх. седм. во св. гр. Иерусал. ΙΧ-Χ в., 319. 415. Цитаты см. выше, на с. 560, прим. 4–6; с. 561, прим. 1–2. Старообр. уст., л. 6 об (11 об). 416. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 115 об., 129, 34 об. 417. Ркп. Моск. Типогр. библ. л. 13. 418. Цитаты см. выше, на с. 135, прим. 1–5. 419. Ркп. Моск. Синод. библ. XV b., л. 5 об. Муз. Киев. Дух. Ак. Аа 94 XVI b., с. 22. 420. Собр. др. лит. II, 21. 421. «Слава в вышних Богу» пелось на некоторых древних литургиях и теперь на римской, ср. у нас пред литургией. 422. Наименование этой ектении сугубая неупотребительно в богослужебных книгах и не довольно точно, но для ясности и краткости удобно. 423. В древних памятниках она называлась просто ектенией (εκτενς), тогда как великая ектения называлась συναπτ, а просительная αιτσεις (прошения). Так например, в Евергетидском Тип. (Дмитриевский Α. Τυπικ, 607). Название εκτενς правильно переводится на слав. «прилежное моление»; на литургии еванг. Марка пред установительными словами о Теле диакон возглашает: εκτενατε («усердно помолитесь»), пред словами о Крови: ετι εκτενατε («еще усерднее помолитесь») (Swainson. The Gr. Lit., 52).

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

2) Накануне понедельника, вторника, четверга и субботы Сыропустной седмицы. В Типиконе сказано: „Подобает ведати, яко в седмице Мясопустной... повечерие поется малое. Такожде творим и в седмице Сырной разве среды и пятка“ (Тип., л. 298). На этом повечерии великих поклонов с молитвою Ефрема Сирина также не бывает. 3) Накануне дня, следующего за праздником Благовещения. Об этом повечерии в Типиконе сказано: „Повечерие поем малое в притворе по скору без поклонов и канона, точию на Слава в вышних 3 поклоны и по трисвятом 3 поклоны и по Честнейшую 3 великие поклоны с молитвою: Господи и Владыко, и прочие 12, и на последнем трисвятом 3 поклоны и отпуст“ (л. 204 на обор. 4), Накануне четверга 5 седмицы Вел. поста. Об этом повечерии в Типиконе говорится: „Повечерие глаголем малое в келлиях без поклонов. По трисвятом кондак Андреева канона“ (л. 328). 5) Накануне субботы той же седмицы В. поста. Об этом повечерии в Типиконе замечено: „повечерие малое... поем в келлиях“ (л. 329 на обор.). 6) Накануне понедельника, четверга, пятка и субботы Страстной седмицы (Тип. л. 335, 338 на обор., 340 и 344). На повечерии накануне понедельника кондак: Иаков рыдаше... (л. 335 на об.); накануне четверга кондак: Хлеб прием (л. 338 на обор.); накануне пятка – кондак: Нас ради распятаго; накануне субботы – кондак тот же (л. 344). Поклонов великих накануне четверга, пятка и субботы не бывает, так как в среду Страстной седмицы они прекращаются. Вседневная полунощница св. Четыредесятницы. Утром в понедельник и прочие седмичные дни св. Четыредесятницы отправляется полунощница. Устав её изложен в 9 и 49 гл. Типикона (чит. послед. понед. 1 седм., л. 307. См. также в Часосл.). Полунощницу, по 49 гл. Типикона, поем собравшеся вси в притвор. Иерей: Благословен Бог... Чтец: Аминь. Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл.: Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Непосредственно за сим (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

197 Такой именно порядок стихословия кафизмы на вечерня указывается в особом издании служб на каждый день первой седмицы св. Четыредесятницы, Москва 1893, л. 66 на об. 69, и также в особом издании служб на каждый день Страстной седмицы, кн. 1, л. 75 на об. – 79. Но по этим же изданиям в стихословии кафизм на утрени и великопостных часах есть некоторая особенность, заключающаяся в том, что пред их началом поется или читается: Господи помилуй 3. Слава... И ныне... 200 В стихирах на Господи, воззвах, напечатанных в Минее, предпоследнее песнопение имеет большею частью надпись: «Слава, глас(см., напр., в Минее под 2, 25 и 27 числами сентября), причем очень часто к этому прибавляется еще: «самогласен» (см., напр., в Минее под 3, 4, 5, 6 сентября и т. д.); очень часта этим имеем называет его и Типикон (см., напр., 9 гл., а также 2, 3, 4, 5, 6 сентября и т. д.), вероятно, потому, что глас Славы после стихир Минеи всегда бывает иной, чем глас самых стихир. Это именно песнопение, если только оно есть, и надобно петь на Славу. 201 Крестобогородичен, который надобно петь на среду и пяток, находится в Минее наряду, а богородична, поемого на И ныне, нет. Откуда же он заимствуется? В Ирмологии (изд. 1847 г., л. 110 на об. – 117) и в дополнительной части каждой книги месячной Минеи печатаются богородичны с таким заглавием: «Богородичны осми гласов, поем их, егда есть слава святому в Минеи. И, ныне по гласу сил богородичны поем». Взяты они главным образом из вечерних и утренних стиховных стихир разных гласов Октоиха, напр., богородичен 5 гл.: «Страшно и преславно...», взять из стиховных стихир 5 гласа «в вечер недели», как эта (т. е. из какого именно последования взять) показывает и надпись над ним, сделанная в Ирмологии и дополнительной части Минеи; иногда же из утренних хвалитных стихир, напр., богородичен 5 гласа, «Оле окаянная душе», взят из стихир. на хвалитех «в субботу утра» 5 гласа, как опять также видно из надписи ни нем. – Вот отсюда-то на простодневном богослужении и надобно брать богородичен на И ныне после того, как из Минеи пропето песнопение; а Славу. То заглавие, какое они имеют в Ирмологии и дополнительной части Минеи, показывает, что надобно брать богородичен того гласа, на который была пета Слава святого из Минеи. Что богородичен надобно петь по гласу Славы, это видно и из самого Типикона: под 2 числом сентября, где в первый раз в Месяцеслове Типикона встречается указание на Славу и песнопение после нее, о богородичне замечено, что он поется, «в той же глас». – Надобно притом знать, что в различные дни седмицы и на различных службах из Ирмология и дополнительной части Минеи заимствуются различные богородичны, напр., во вторник на вечерни один, в четверток на вечерни другой и т. д.; а когда какой брать, это показывают надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

З. с одним респонсорием и одно из Н. З. В воскресенье бдение значительно удлиняется, прежде всего на счет чтений: их бывает 13 вместо 4 или 2 будничных: после первых 6 псалмов бывает 4 чтения (не 3 как в будни) с респонсориями, а после вторых 6 псалмов (поемых с антифонами, а не с аллилуиа), тоже 4 чтения (не 1, как б будни); кроме того, бдение получает в конце новую часть, как бы третью ноктурну, самую торжественную: после второго ряда чтений «поются три песни из пророков, (ср. у нас трипеснец), какие назначит аббат, с аллилуиа; по произнесении стиха и благословении аббата бывает опять 4 чтения из Н. З., (с. 346) затем гимн Тебе Бога хвалим, и аббат читает из евангелия со страхом и трепетом, при чем все стоят, а по окончании чтения отвечают аминь: к этому аббат присоединяет: «Тебе подобает хвала (вр. у нас) и , давши благословение, начинает утреню» (гл. 9, 10, 11). Другие уставы назначают для ночной службы менее или более 12 псалмов и при том неодинаковое количество из для различных времен года. Так Исидор назначает для вигилии только 6 псалмов и песни: именно «сначала должны произноситься (recitandi) три псалма канонические (постоянные?), затем три миссы псалмов (д.б. псалмы с чтениями, — см. ниже у Цезария), четвертая (мисса) песней, пятая утрени; в воскресенья и праздники мучеников ради торжества прибавляются особенные (singulae) миссы» (гл 7). 1-й неизвестный означает 6, 5, или 4 псалма: «ночные молитвы в ноябре-феврале имеют антифонов 12, псалмов 6, чтений 3; в марте, апреле, сентябре и октябре антифонов 10, псалмов 5, чтений 3; в мае-августе антифонов 8, псалмов 4, чтений 2» (гл. 1). Цезарий Арльский: с пасхи до окт. 18 пс., 2 чтения, гимн и capitellum (маленькое чтение), а с окт. до пасхи к этой ноктурне присоединяется еще другая тоже из 18 псалмов, 2 чтений и гимна. Воскресная вигилия отличается тем, что чтения бывают из евангелия: 1-ое о воскресении, 2-ое — недели, 3 – о воскресении, 4 – недели. Похоже и Аврелиан: «ежедневно наноктурнах прежде всего произносится просто (directaneus — одним хором) Помилуй мя Боже по велицей милости твоей; затем 18 псалмов, три маленьких антифона, два чтения апостола или пророков, (гимн) и capitellum; по исполнении ноктурн говорите утреню; так с пасхи до октября; с октября же должно присоединять другие ноктурны: псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

9) 281 . Предел времени вечерни, которая совершается отдельно от литургии и утрени (т. е. не на бдении), бывает от 2-х до 5-ти часов полудни, смотря по времени года. Вообще же различие есть в назначении времени для начала служб в Петербурге и в Москве. Когда вечерня предшествует литургии, тогда она совершается около 12-го часа дня. Когда вечерня отправляется вместе с утренею на бдении, тогда она, бывает в 6-м и 7-м часу пополудни, смотря но времени года 282 . Повечерие (πdειπνον) по переводу с греческого языка (a’ò – после, δεπνον – ужин) значит «после ужина», и есть служба, отправляемая после ужина, пред сном. – Малому повечерию в Типиконе указано быть «по еже вечеряти братии» (Тип., гл. 7 и 9). Великое повечерие, совершаемое в Великом посту не на бдении, бывает, по уставу, ранее малого повечерия; именно, сказано в Типиконе, что «о часе 9-м (т. е. 3-м после полудня по-нашему) свеоевжигатель биет в било 12-ть (Тип., послед. 1 седм. Вел. поста, см. повечерие). Подобает же екклисиарху и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака» (Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста, см. в конце вел. повеч.). Великое же повечерие на бдении бывает иногда в полночь, иногда же с вечера, например – на Рождество Христово. Богоявление, в уставе сказано, при 10-м часе нощи (по-нашему в 4-м после полуночи), а на Благовещение – при 1-м часе нощи (т. е. 7-м после полудня). Полунощница (μεσονυκτικν), как показывает самое название ее, совершается в полночь, и может быть совершаема во всякий час ночи до утра. В Служебнике предписывается иерею совершать полунощницу «во утреннее время, прежде осветения дне» (Извест. учит. како приготовляти себе к достойному служению). Утреня (’ρθρος) – совершается утром. В праздники более торжественные, а также летом, она бывает ранее, нежели в менее торжественные и зимою. Самая ранняя утреня совершается, обыкновенно, на день Пасхи. Службы часов назначаются Уставом в 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по счету, употребляемому на Востоке, что соответствует нашим 7-му и 9-му пополуночи, 12-му и 3-му пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу…». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святителя, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален святителя, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен (на ряду), глас 4-й: «Спаси всех, к Тебе притекающих…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин. от полу). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки…». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастыря добра…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1-я песнь в Библии 19 ст., в пост 19, в будни 12, празд. 10. 2-я песнь в Библии 43 ст., в пост 65. 3-я песнь в Библии 11 ст., в пост 16, в будни 12, празд. 10. 4-я песнь в Библии 19 ст., в пост 30, в будни 12, празд. 10. 5-я песнь в Библии 11 ст., в пост 15, в будни 12, празд. 10. 6-я песнь в Библии 8 ст., в пост 11, в будни 10, празд. 10. 7-я песнь в Библии 31 ст., в пост 34, в будни 12, празд. 10. 8-я песнь в Библии 22 ст., в пост 20, в будни 12, празд. 10. 9-я песнь Богородицы в Библии 10 ст., в богослужении 8. Песнь Захарии в Библии 12 ст., в пост 12, в будни 10, празд. 10. Сокращение делается так, что из песни выпускаются стихи, менее поэтические и отсутствие коих не нарушает хода речи и не трогает главной мысли; например, из 1 песни выпущены стихи — для будничного употребления: «Избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори», — мысль, заключающаяся и в предыдущем стихе: «Силу его вверже в море»; или ст.: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» — мысль общая; для праздничного употребления выпущены стихи: «Огустеша яко стена воды… рече враг, гнав постигну…» — за подробное описание события. Из 5 песни опущено только 1 1/2 ст., из 6-й — 1. Первый стих никогда не опускается, равно как последний, почему песнь сохраняет и внешний свой вид. Будничное исполнение библейских песней носит название «Господеви поим», а праздничное «Поим Господеви» (см. гл. 18 Тип.). Песни в указанном трояком объеме помещены в Ирмологии; в Псалтири же следованной только в великопостном. К Ирмологию отсылает и разбираемая глава Тип.: «и по амине (на возглас: Милостию и щедротами) начинаем ирмос канона воскресна — К 1-му же тропарю припев: Слава, Господи, св. воскресению Твоему. Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологии)». Способ исполнения в древности И в древней Западной Церкви библейские песни пелись более торжественным напевом, чем псалмы [ 682 ]. Можно думать, что первоначально библейские песни пелись с кратким припевом к каждому стиху, и такой способ пения их не оставлен был и тогда, когда появились каноны: до ирмоса или тропарей выпевалась вся песнь с этим припевом, а тропари пелись или без припевов, или с особыми припевами не из песни, или, наконец, с повторением последних стихов песни в качестве припевов. След такого исполнения ныне — 2-я песнь и песнь Богородицы, равно как способ пения канона в Страстную и Пасхальную седмицы (службы которых сохранили наиболее следов древней практики) [ 683 ].

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

   Зародыш такого взгляда был уже и в III в. См. выше, стр. 122.    Лаодик. соб. пр. 49.    См. выше, стр. 266.    См. ниже, 49 гл. Тип. ср. 1 нед. поста. (Смирнов-платонов Г.) О литургии преждеосвященных даров. М. 1850, стр. 31 и д.    Паломн. § 27.    Там же. Ср. выше, стр. 162: «Субботнее бдение по Кассиану».    Там же. Но причина этого указывается паломницей неясно.    Там же.    Лаод. соб. пр. 51.    Паломн. § 27.    Там же.    Апост. Пост. VIII, 33.     Siricius papa († 386 г.) Epist. 1 ad Himerium.    См. выше, стр. 123.    См. выше, стр. 269.    Паломн. § 45, 46.     Николя М. Апостольксий символ, пер. Подгурсуого Ю. Труды Киев. Дух. Ак. 1908, 3, 385 и д.    «В псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (ст. 16)! Укажи мне, Господи, рути Твои (- 4); направь меня на истину Твою и научи меня (- 5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (-7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. и в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (- 8) . Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (- 10)». Диаковский Е. ИЗ истории богослужения. Чин Тритекти. Виев. 1908, стр. 23.    Анкир. соб. пр. 8.     Григорий Нис. Письмо канон. к Летою.     Диаковский, Чин тритекти, 14.     Злат. Бес. 52, о постящихся в Пасху.     Злат. Бес. 22, о гневе.     Иерон. На Иону гл. 3.    Cod. Thedos. IX, 35, 4—5.     Амвр. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12.    Cod. Thedos. IX, 35, 7.    Паломн. прип. Сильвии, § 29.    Паломн. § 30. Злат. на Быт бес. 36.    Апост. Пост. V, 18; выдержка приведена на стр. 132.     Епиф. Кипр. Изл. веры 22. Ср. Прот ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι.    Ныне 10я половина евангелия в нею Ваий.    Паломн. §29.    См. выше стр. 156—157.    Паломн. §30.    Паломн. § 31.    До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII-IX в. (Kellner, Heortologie, 42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

обыкновенно читается. 677 Пропуски есть и в указанных местах: в 12 мрк. гл. 24 февр. опущены: Буди имя Господне 3-жды. Слава, и ныне; а в 35 и в 30 хр. гл.: Слава, и ныне, Благословлю Господа. Но, очевидно, эти пропуски случайные: опущенное в первом месте (Благословлю Господа) указывается во втором, а опущенное во втором (Буди имя Господне) упоминается в первом. Случайным также пропуском можно признать и пропуск молитвословий: Всесвятая Троице: Буди имя Господне 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа, на вечерне накануне 9 и 25 марта. 678 Если следующий день не постный, а суббота, то на вечерне, отправляемой отдельно от изобразительных, поклонов не должно быть. 679 Пред облачением священник сначала пред царскими вратами после Благословен Бог..., потом отходя в алтарь, читает те же самые молитвы, какие – пред полной литургией; не читает только: Господи, ниспосли руку твою... 681 Если вечерня, а за него литургия преждеосвященных даров, отправляются в отдельном от 9 часа и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа надобно читать: Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный... и др. общеупотребительные начальные молитвы (ср. послед. Великого четверга). 683 Так по Служебнику, а в 49 гл. Типикона сказано: „на едином коемждо антифоне стихословия глаголет малую ектению иерей или диакон“. 684 В Служебнике, стр. 257, сказано, что для приготовления св. даров „наченшемуся стихословию, отходит священник во святое предложение“, т.-е. к жертвеннику. Но так как в настоящее время св. дары хранятся не на жертвеннпке, а на престоле, то он отходит к жертвеннику уже после того, как агнец будет вынут из дарохранительницы и положен на дискос. 686 Если в последовании какого-либо дня помещены 2 самогласна, напр., в среду 4 седм.; то каждый поется по 1-жды. 687 На вечерни Велик. поста, предшествующей субботнему дню, как и в другое время, Типикон и Постная Триодь назначают воскресный богородичен гласа (см. послед. 1, 2, 3 и 4 седм.); но на 5-й седм. особое песнопение: Еже от века таинство...; на 6-й так же особое песнопение: Душеполезную совершивше четыредесятницу...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010