1:5–6 Серия цитат начинается примерами из Псалтири (ст. 5, см. Пс. 2,7 ), пророков (ст. 5, см. 2Цар. 7,14 ; в еврейской Библии книги пророка Самуила Первая и Вторая книги Царств относятся к пророческим Писаниям) и закона (ст. 6, см. Втор. 32,43 ). 1 Ты Сын Мой. Именно провозглашением Мессии Своим Сыном Бог воздает Ему величие, превосходящее величие ангелов. Хотя Иисус предвечный Сын Бога ( Мк. 1,11 ; Ин. 3,16 ), объявление о сыновстве, провозглашенное пророком ( Пс. 2,7 ), относится ко времени, когда вочеловечившийся Сын завершает Свою искупительную миссию. Верующие не обретают божественности и не разделяют со Христом Его предвечного сыновства, но их усыновление Богом подразумевает, что они становятся причастны к сыновству Христа через соединение с «вождем спасения» (2,10; ср. 3,14 и ком.; Рим. 8,29 ). 1 вводит... во вселенную. Когда Сын снизошел к принятию человеческой природы, ангелы также служили Ему ( Лк. 2,13.14 ). Первородного. Как и в Пс. 88,27 , это слово выражает понятие «высший над всеми», но не «первый среди равных». В Исх. 4,22 это слово означает «избранный», «возлюбленный» ( Кол. 1,15 ). 1 духов. Использованное в оригинале греческое слово может означать также «ветер». Слово «огонь» ассоциирует ангелов с чем-то изменчивым, в то время как Сын пребывает вечно и остается неизменным (ст. 10–12). служителями. В отличие от Сына, ангелы только слуги в доме Отца. 1:8–9 См. Пс. 44,6.7 . Сын есть Бог, однако он отличается от Отца ( Ин. 1,1 ). 1 возлюбил правду. О покорности и праведности Сына см. 4,15; 5,8; 7,26. 1:10 О Сыне как Творце см. ст. 2 и ком. 1 Ты пребываешь. Божественная предвечность и неизменность Сына лежат в основе Его первосвященнического достоинства (7,3.23.24), благодаря чему наследие верующих также является вечным и неизменным (10,34; 12,27.28; 13,14). 1:13–14 Положение Сына на небесах (ст. 3; 8,1) противопоставляется положению ангелов как слуг тех, кто наследует спасение, т.е. получает наследство Христа как сонаследник с Ним, см. ст. 2,5; 2,10; 6,12; ср. 8,17.29. Ангелы служат Христу и Его народу, получающему спасение через единение с Ним. В этом смысле Его народ стоит выше ангелов (ср. 2,16; 1Кор. 6,3 ). Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалмопевец прославляет величие Божие в устроении видимого неба (ст. 2–5) и, останавливая свое внимание особенно на величественном зрелище солнца в его ежедневном течении (ст. 6–7), переносится мыслью к духовному солнцу нравственной природы человека, – к богооткровенному закону и, восхваляя его совершенства (ст. 8–12), в сознании пред ним своих нравственных немощей, усердно молит Господа – сохранять и очищать его от прегрешений (13–14), и милостиво принять воспеваемую Ему песнь (ст. 15). Писателем псалма надписание называет Давида (ст. 1) и, судя по содержанию и образу выражения, не может быть сомнения в том, что он действительно произведение этого благочестивого певца, который именно любил восхищаться величественными картинами природы, созерцая в них славу Творца (ср. ст. 2–7 с Пс.8 ) и в то же время был искренним чтителем закона Божия (ср. ст. 8–11 с Пс.1:2 ), стараясь удерживать себя от зла и сохранять чистоту и непорочность сердца (ср. ст. 14 с Пс.14 и 100), и который потому по преимуществу был и назывался рабом Господа (ст. 12, ср. 2Цар.7:5, 8, 19, 20, 21 и сл.) и Его обыкновенно любил называть своей твердынею (скалою – ) и избавителем (ср. ст. 15 с Пс.17:3 32:47). Время написания псалма положительно неизвестно, но имея в виду с одной стороны то, что употребляемые в нем наименования Господа твердынею и избавителем выработались на языке Давида во время укрывательства его в горах иудейских от преследования Саула (см. выше прим. с Пс.9:10 стр. 156 и к Пс.17:3 стр. 239), а с другой – принимая во внимание спокойно радостный тон псалма, совершенное отсутствие в нем жалоб на скорби и несчастия и наконец выражение псалмопевцем намерения поступать во всем непорочно по требованию Закона Божия, подобно как это высказывается в Пс.100 , относящемся к первым годам его царствования в Иерусалиме, – можно с вероятностью полагать, что Псалом этот воспет был после избавления от Саулова гонения в первое время спокойного царствования Давида в Иерусалиме (ср. 2Цар.7:1 ), когда он, не тревожась нападениями врагов и другими опасностями, располагал посвятить себя мирной деятельности во славу Господа в духе Его закона. Поводом к написанию его, вероятно, было величественное зрелище утреннего неба с восходящим солнцем, как Пс.8 вызван был подобным же зрелищем ночного неба с сияющими на нем луною и звездами; а так как с началом дня псалмопевец готовился выходить на делание свое до вечера ( Пс.103:22–23 ), то от восходящего дневного светила он естественно переносился мысленно к духовному солнцу – закону Божию)., во свете которого должна была совершаться его дневная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Лк.1:26–38 ). Другой же из ангелов наставлял Иосифа, что воистину исполнится (см. Мф.1:20–23 ) обещанное Богом его прадеду Давиду ( 2Цар.7:12–17 ). Третий благовествовал пастухам как удалением от мира и безмолвием очищенным (см. Лк.2:8 ), а с ним «множество воинства небесного» передавало находящимся на земле то многопетое словословие (см. Лк.2:13–14 ). Обратимся же к высочайшим светоявлениям Речений. Вижу я, что и Сам Иисус, наднебесных существ надсущностная Причина, к нам непреложно 116 придя, не отказывается 117 от Им учиненного и избранного для людей благочиния, но благопокорно повинуется указаниям Отца и Бога, передаваемым через ангелов. И при их посредничестве возвещается Иосифу о предусмотренном Отцом отшествии Иисуса в Египет (см. Мф.2:13 ) и вновь – о пришествии из Египта к иудеям (см. Мф.2:19–20 ). И мы видим, что ангелами Он подчиняем Отеческим уставоположениям. Я не стану говорить тебе как сведущему, что явлено нашими священническими преданиями и об ангеле, укреплявшем Иисуса 118 (см. Лк.22:43 ), или что и Сам Иисус, в спасительном для нас благодеянии войдя в чин изъявителя 119 , был наречен «Ангелом Великого Совета» (ср. Ис.9:6 ). Он ведь, как Он Сам ангелоподобно говорит, возвестил нам то, что услышал от Отца ( Ин. 8:26–28; 15:15 ). Глава 5. Почему все небесные существа сообща называются ангелами Вот какова, по–моему, причина именования Его ангелом в Речениях. Но надо, как я думаю, исследовать, по какой причине богословы и вообще все небесные существа 120 называют ангелами, а, переходя к выявлению 121 их надмирных порядков, ангельский чин именуют особо 122 , как полностью оканчивающий 123 божественные небесные чины, перед ним, выше, помещая порядки архангелов, а также начала, власти и силы, – сколько превосходящих их существ знают выявляющие небесное предания Речений. Мы же говорим, что во всяком священном устроении высшие чины имеют осияния и силы также и низших, но последние непричастны тому, что принадлежит их превосходящим 124 . Таким образом, святейшие порядки высочайших существ богословы называют и ангелами потому, что и они суть выявители богоначального осияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

нагота же и необутость – на свободу, несвязанность, неудержимость, и очищающие от привнесенного извне 334 , и уподобляющие, насколько возможно, божественной простоте. 5 . Но поскольку, опять же, простая и «многоразличная премудрость» 335 ( Еф.3:10 ) и непокровенных одевает (ср. Иез.16:8–11 ), и орудия некие дает им носить (ср. Иез.9:1 ), давай, насколько нам возможно, скажем и о смысле священных покровов и орудий у небесных умов. Светлая (см. Мф.28:3 ; Мк.16:5 ; Лк.24:4 ) и пламенная ( Откр.9:17 ) одежда означает, я думаю, боговидность, соответствующую образу огня, и способность просвещать – благодаря небесным обителям, где все свет, повсюду умопостигаемо 336 сияющий, либо умственно осияваемый; а священническое облачение 337 – способность приводить к божественным и таинственным созерцаниям и освящать всю жизнь; пояса же (см. Иез.9:2 ; Дан.10:5 ; Откр.15:6 ) – охрану их производительных сил и свойство 338 собирать их воедино в самом себе и обращаться вокруг себя в строгом порядке и неизменном тождестве; жезлы же (см. Суд.6:21 ; Зах.11:10 ) – царственность, владычественность и прямоту осуществления всего; копья же и секиры (ср. Иез.9:2 ) – отделение неподобного 339 , а также быстроту, энергичность и предприимчивость их различающих сил; а землемерные 340 и строительные орудия (см. Иез.40:3, 5 ; Ам.7:7 ; Откр.21:15 ) – способность основывать, созидать и завершать и вообще делать все, что относится к промыслу возведения и обращения к Богу сил вторичных. Иногда же орудия, с которыми изображаются святые ангелы (см. Чис.22:23 ; Откр.20:1 ), суть символы божественного суда над нами, из каковых орудий одни указывают на исправительное 341 наставление или карающее правосудие, а другие на освобождение от напастей, или окончание наказания, или возвращение прежнего благополучия, или прибавление иных даров, малых или великих, воспринимаемых чувствами или умопостигаемых. И совсем не трудно проницательному уму подобающим образом связать видимое с невидимым. 6 . А наименование их ветрами 342 (см. 2Цар.22:11 ; Пс.17:11, 103:3 ; Иез.1:4 ; Дан.7:2 ), являет их быстроту и всего достигающий почти без затраты времени 343 полет 344 , а также способность двигаться, перемещаясь сверху вниз 345 и снизу вновь вверх, простирая вторичных ввысь, к большей высоте, а первенствующих подвигая к приобщительному и промыслительному выступлению вовне ради низших. Можно также сказать, что и наименование воздушным 346 исполненным ветра дыханием 347 выявляет богообразность небесных умов. Ибо образ и оттиск богоначальной энергии (как это более пространно было нами показано при объяснениях четырехстихийности в «Символическом богословии» 348 ) присутствует и в подвижности и животворности ангельской природы, и в быстроте и неудержимости их перемещений и неведомой нам и невидимой сокровенности начал и завершений их движения. «Ибо не знаешь, – как говорит евангелист, – откуда приходит и куда уходит» ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

впрочем не так, как отец его Давид. См. ком. к 3Цар. 11,4 . 14 Только высоты не были отменены. Амасия один из немногих иудейских царей, царствование которых удостоено положительной оценки автора. Но при этом Амасия не может быть признан образцовым правителем, так как он не предпринял никаких мер против богослужений, совершаемых в святилищах на вершинах холмов (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). 14 умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. См. 12,20.21. 14 дети не должны быть наказываемы смертью за отцов. См. Втор. 24,16 . 14 на долине Соляной. Вероятно, под этим наименованием следует понимать солончаковую степь к югу от Мертвого моря (ср. 2Цар. 8,13 ; Пс. 59,2 ). взял Селу... и дал ей имя Иокфеил. Септуагинта (греческий перевод ВЗ) называет этот город Петра (греч.: «скала»). Город Села лежал в ущелье, в восьмидесяти километрах к югу от Мертвого моря (см. также Суд. 1,36 ). до сего дня. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см. ком. к 3Цар. 8,8 ). 14 к Иоасу. См. 13,10–25. 14 терн, который на Ливане. Северное царство было больше и могущественнее южного (см. ком. к 3Цар. 15,16.17 ). В этой притче (ср. Суд. 9,8–15 ) терновник (Амасия) заявляет себя равным ливанскому кедру (Иосии). 14 в Вефсамисе. Вефсамис находился в двадцати четырех километрах к западу от Иерусалима ( 3Цар. 4,9 ). 14 И Амасию... захватил Иоас. Иоас, по-видимому, привел Амасию в Самарию (ст. 14), где тот вынужден был находиться до самой смерти израильского царя (ст. 17). от ворот Ефремовых. Главные ворота, находившиеся в северной стене Иерусалима ( Неем. 8,16; 12,39 ). до ворот угольных. Эти ворота находились на северо-западном углу городской стены ( 2Пар. 26,9 ; Иер. 31,38 ; Зах. 14,10 ). 14 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 Иеровоам. Речь идет о Иеровоаме II, правившем с 793 по 753 г. до Р.Х. (ст. 23–29). 14 И жил Амасия... по смерти Иоаса... пятнадцать лет. Надо полагать, большую часть своего царствования Амасия, долгие годы находившийся в плену у Иоаса делил власть со своим сыном Азарией (15,1 –7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

См. 5,3. 3 от колодезя Сира. Названный колодец мог находиться километрах в пяти к северу от Хеврона. без ведома Давида. Повествователь в очередной раз подчеркивает непричастность Давида к убийству Авенира (ср. ст. 21–23, 28, 29, 37). 3 за кровь Асаила, брата Иоавова. См. ст. 30. То обстоятельство, что Авенир убил Асаила, спасая свою собственную жизнь, а также то, что «убийство» это было совершено в битве, ставят под вопрос оправданность и правомочность мести Иоава (14,11; Чис. 35,1–25 ; Втор. 19,11–13 ; Нав. 20,3 ). Помимо желания отомстить за смерть брата, на предательское убийство Авенира Иоава могло толкнуть и стремление избавиться от человека, который мог затмить его при дворе Давида (ср. 20,10). 3 невинен я и царство мое вовек. См. ст. 21,23,26,37. 3 пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его. Решение Давида ограничиться проклятием Иоаву и его роду и воздержаться от какого бы то ни было иного наказания может объясняться тем, что царь считал, что у Иоава все же имелась веская причина желать смерти Авенира. Однако преступление Иоава не осталось безнаказанным ( 3Цар. 2,5.6.28–35 ). 3 смертью ли подлого. Как «подлого» здесь переведено древнееврейское слово, обозначающее «глупец»; именно от него образовано имя Навал (см., напр., Шар. 25,3). 3 сильнее меня. См. ком. к ст. 29; ср. 16,10; 19,22. Глава 4 4 весь Израиль смутился. Народ «смутился», заподозрив, по всей вероятности, в смерти Авенира Давида. 4 причислялся к Вениамину. Здесь особенно подчеркивается принадлежность будущих убийц Иевосфея к колену Вениаминову, чтобы показать, что даже соплеменники Саула разочаровались в правлении его дома (см. ком. к ст. 3). 4 убежали Беерофяне в Гиффаим. В Нав. 9,17 Беероф назван в числе четырех городов гаваонитян (небольшого аморрейского народа, обманом заключившего мирный договор с Иисусом Навином). Однако далее, в Нав. 18,25 сообщается о том, что при разделе земли Веероф был дан в надел Вениамину. Как явствует из 2Цар. 21,1.2 , в годы своего царствования Саул стремился полностью истребить гаваонитян, так что, по всей вероятности, именно спасаясь от преследований с его стороны, жители Беерофа и бежали в Гиффаим (местоположение последнего не установлено).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Священник : Вижу, ты остался глух к сказанному доселе и не веришь Писанию, из которого ясно, что не всякий может связывать и разрешать грехи. А теперь приступаешь с другими текстами, но и те употребляешь не к месту. В Ветхом Завете кающийся исповедовал свои грехи Самому Богу, потому что по-иному в большинстве случаев и быть не могло. Но такое исповедание не было таинством покаяния, равно как и поставление в ветхозаветное священство не было тем таинством, в котором священники получали от Бога власть отпускать и удерживать грехи. Оба таинства установлены лишь в Новом Завете по воскресении Господа и после того как Он послал в мир Духа Святого с Его освящающими дарами. Но и в Ветхом Завете есть примеры, когда покаяние совершалось перед теми, кого особо отметил Бог . Так, царь и псалмопевец Давид исповедал грех прелюбодеяния и убийства пророку Нафану (см.: 2Цар.12:13 ), а первосвященник Аарон – грех осуждения пророку и боговидцу Моисею (см.: Числ.12:11 ). Сектант : Прощение грехов приходит прямо от Бога, а не через священников, ибо Сам Спаситель научил нас просить: и прости нам долги наши ( Мф.6:12 ). Прямо от Бога получили прощение расслабленный на одре (см.: Мк.2:5 ; Лк.5:20 ), грешница в доме Симона (см.: Лк.7:48 ), мытарь в храме (см.: Лк.18:13 ), разбойник на кресте (см.: Лк.23:43 ), и ни один из них не нуждался для этого в посредничестве священников. Священник : Примеры эти относятся ко временам, когда Спаситель еще не учредил таинства покаяния и священства. В ту пору Он пребывал на земле и потому, как Бог истинный, Сам разрешал от грехов. И мы знаем, что власть эту Он даровал апостолам лишь по воскресении из мертвых, когда запечатлел их Своим дуновением и произнес: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому отпустятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Неужто и теперь не видишь, что и освящающий дар Духа, и власть отпускать грехи даны были апостолам лишь тогда? И молитве «Отче наш» Господь научил апостолов а через них и нас, прежде чем установил таинство покаяния. Прощение же грехов может испрашиваться у Бога не только в этом таинстве, но и во всякой молитве, особенно при обещании Ему добрых дел, что происходит и здесь, ибо после прости нам долги наши говорим: как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ). Но таинство покаяния остается для нас самым надежным и самым благоприятным путем к всецелому прощению, если только воистину сокрушаемся о грехах и от всего сердца их исповедуем. Ибо, с тех пор как оно установлено, нет недостатка в делах, привлекающих Божию милость, каковы молитва , пост, благочестие, доброделание и множество иных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

10:30 См. ст. 27. Земля, о которой идет речь, это земля обетованная, составляющая основу жизни. Обладание ею возможно лишь при условии безоговорочной 10:31–32 См. ст. 14 и ком. Глава 11 11:1–31 Как и в гл. 10, большинство пословиц этой главы противопоставляют праведность бесчестию. 11 Неверные весы. Этика завета основывается на доверии во взаимоотношениях. Именно воля Божия находится в центре внимания автора. 11 гордость... посрамление. Мудрость включает в себя смирение. со смиренными мудрость. Смирение, в отличие от гордости, ведет не к славе, а к мудрости. Смирение означает умение правильно оценивать себя и свое место в мире. Таким образом познается высший смысл истинного миропорядка, к чему и стремится мудрость. 11 Непорочность. Первоначальное значение соответствующего древнееврейского слова «цельность». Оно указывает на нравственное совершенство. 11 прозорливостью. Мудрость и прозорливость позволяют человеку избежать бесчестия (см. ст. 4,6,8). 11:10 Общество может быть жизнеспособным только если ему известны понятия добра и зла, награды и возмездия. Гибель тех, кто несет зло, разрушение и нищету, является закономерным плодом их деяний. 11:11 Сказанное в ст. 9 здесь распространяется на все общество. Под благословением праведных подразумевается то благотворное влияние, которое они оказывают на общество в целом. 11:12 См. ст. 9 и ком. Человек не может завоевать доброе имя, унижая другого презрением. 11 попечения. См. 15,22; 20,18; 24,6. советниках. Политическая жизнь времен правления Давида характеризовалась наличием большого числа советников, что говорит о значении, которое придавалось мудрости ( 2Цар. 15,30 17,23). 11:15 См. 6,1 и ком. 11 милосердый. Забота человека о самом себе выражена в словах: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19,18 ). Всякое благо для ближнего становится благом и для нас. 11:18 См. 10,2.16; 2Кор. 9,6–11 . Награда, о которой идет речь, может быть как материальной, так и духовной. Главное здесь непреходящая ценность наград, которые ожидают праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 пролил... весьма много невинной крови. Имеются в виду жестокие притеснения, которым Манассия подвергал бедных и беззащитных ( Иер. 7,6; 22,3.17 ; Иез. 22,6–31 ). 21 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 21:19–26 Престол Манассии наследует Аммон, проявляющий себя таким же идолопоклонником, каким был его отец. 21 два года царствовал. Аммон царствовал в Иудее с 642 по 640 г. до Р.Х. Он как и его отец Манассия, по всей видимости, был вассалом Ассирии. из Ятбы. Это поселение находилось, по-видимому, в равнинной части Иудеи. 21 народ земли. См. ком. к 11,14. Правление Аммона вызывало недовольство народа, желавшего поставить на его место потомка Давида, который провел бы насущные преобразования в жизни страны. 21 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . Глава 22 22 тридцать один год царствовал. Иосия царствовал с 640 по 609 г. до Р.Х. из Боцкафы. Город в Иудее, приблизительно в шести километрах к юго-востоку от Лахиса. 22 ходил во всем путем Давида, отца своего. Положительной оценки автора удостоены несколько царей Иудеи: Аса ( 3Цар. 15,11 ), Иосафат ( 3Цар. 22,43 ) Иоас (12,2), Амасия (14,3), Азария (15,3), Иоафам (15,34) и Езекия (18,3), однако Иосию он ставит выше всех (23,25). не уклонялся ни направо, ни налево. Т.е. поступал так, как предписывал закон ( Втор. 5,32; 17,11.20; 28,14 ; Нав. 1,7 ; Притч. 4,27 ). 22 В восемнадцатый год. Иосии в это время было двадцать шесть лет. Ассирийская империя шла к упадку, и Иосия, в отличие от Манассии, уже являлся независимым от нее правителем: под его единоличной властью находилась не только Иудея но и, по крайней мере, часть территории бывшего северного царства (23,4.15–20). писца. См. ком. к 2Цар. 8,17 . 22 к Хелкии. Вероятнее всего, этот Хелкия и священник Хелкия, отец Иеремии ( Иер. 1,1 ), два разных человека. Хелкия, упоминаемый в данном стихе, был дедом первосвященника Сераии, уведенного в вавилонский плен (25,18–20). первосвященнику. См. 3Цар. 1,7 . которое собрали от народа стоящие на страже у порога. В свое время царь Иоас прибег к такому же способу, чтобы получить деньги, необходимые для обновления храма (12,4.5). Обновить храм, остававшийся в царствования Манассии и Аммона без попечения, было для Иосии делом первоочередной важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 страшным для всех народов. Летописец подчеркивает, что Давид снискал международную известность и признание (см. ком. к 14,1). В сражениях с врагами Давид одержал славную победу; в его победе соседние народы увидели проявление Божественной силы и устрашились ( Нав. 2,11 ; 2Пар. 17,10; 20,29 ). Глава 15 1516,43 В рассказе об успешном перенесении ковчега в Иерусалим и устроенном по этому поводу праздновании летописец следует 2Цар. 6,12–19 (15,25 –16,3), от себя добавляя о сделанных Давидом назначениях левитов и об установленном им порядке богослужения. 15:1–24 Летописец обращает внимание (15,2.13–15) на то, что в этот раз Давид переносил ковчег, соблюдая все требования закона Моисеева ( Исх. 25,12–15 ; Втор. 10,8; 18,5 ). 15 устроил... скинию. Скиния с ковчегом в тот момент еще находилась в Гаваоне (16,39). Давид, таким образом, устроил новую скинию. 15 всех Израильтян. См. ком. к 11,1. 15:4–10 Для богослужения Давид созвал представителей всех трех ветвей рода Левия (потомков Каафа, Мерари и Гирсона). С точки зрения летописца, сделанные Давидом назначения левитов важны в качестве образца для восстановленной общины (см. ком. к 6,1–53). 15 Садока и Авиафара. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида. Первый из них служил при скинии Моисеевой в Гаваоне (16,39), второй в Иерусалиме (18,16; 27,34). Позже Авиафар, выступивший на стороне Адонии, был отстранен Соломоном от священства ( 3Цар. 1,7; 2,26.27 ). С точки зрения летописца, именно потомки Садока представляли собой род первосвященников (см. ком. к 6,1–15.48–53). 15 не взыскали Его. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 15 как заповедал Моисей. См. ком. к 16,40. 15:16–24 От себя, помимо сказанного в книге Царств, летописец добавляет подробности, касающиеся музыки и пения, которыми сопровождалось перенесение ковчега. К богослужебным музыке и пению он вообще проявляет значительный интерес (см. 6,31–47; 9,15.16.33; 13,8; 15,28; 16,4–6; 23,5; 25,1–7; 2Пар. 5,12.13 ), который объясняется его заботой о том, чтобы в восстановленной общине храмовое богослужение было организовано должным образом (см. ком. к 6,1–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010