Поэтому Спаситель, прозревая в сердце ненавидящих Его духовную нечистоту, обличал их, называя их гробами покрашенными. Этим фарисеям и книжникам следовало омыть свое сердце от злобы, зависти и лицемерия, что было бы истинным очищением пред Богом. А они всячески выставляли себя ревнителями человеческих обычаев в том числе обычая тщательно мыть руки перед трапезой, как если бы то было самым важным и богоугодным делом. Таков истинный смысл слов Христовых, на которые ты ссылаешься, а не тот, будто ими упраздняется пост, как полагаете вы, извращающие Писания на свою погибель. Мог ли упразднить пост Господь, Который Сам, будучи без греха, постился сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ; Лк.4:2 ) ради нашего спасения? Сектант : Это ересь запрещать определенного рода пищу, хотя вся она хороша и чиста, как благословенная Богом к употреблению. Апостол Павел обличает лжеучителей, которые запрещали вступать в брак и употреблять в пищу, то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. И поясняет далее, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:3–5, 8 ). Священник : Вот и здесь вы подгребаете жар к своей лепешке, чтобы поглощать все без разбора, расширяя путь чрева своего. Но Господь и Спаситель научает нас, что бесы не выходят из человека иначе, как молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Учат этому и святые апостолы, сами много постившиеся и предварявшие сугубым воздержанием наиболее важные решения и дела свои (см.: Деян.13:2–3 ). Напомню тебе о великом апостоле Павле, который, по его словам, постоянно пребывал в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:5 ). Итак, кого же должны слушать христиане? Господа нашего Иисуса Христа и святых Его апостолов или вас, извращающих смысл Писания на свою погибель? Но вы, как сычи и совы, видите лишь в потемках, а при свете оказываетесь незрячими. Горе вам и слушающим вас, ибо они вместе с вами упадут в яму ( Мф.15:14 ; Лк.6:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

    Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига (αγων, см.Флп.1:30; 1Тим.6:12; 2Тим.4:7). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, — говорится в книге Ездры, — чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» (3 Ездр.7:57—58). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти (Ин.16:33, 1Ин.5:4—5), диавол, миродержитель тьмы века сего (Еф.6:11—17; 1Иоан.2:13, 14; ср.Апок.12:11), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова (1Ин.4:3—4). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: «Я видел, — говорит Ездра, — на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» (3 Ездр.2:42—47; ср.Апок.14:1—5; 2Тим.4:7—8).    Награду победителям из среды ефесских христиан составляет вкуше­ние райского древа жизни. В Новом Завете, кроме разбираемого места, παραδεισος встречается еще Лк.23и 2Кор.12:4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни. Исповедуй во время благоприятное... и в день спасения ( 2Кор.6:2 ). Прими небесное сокровище. Будь прилежен к заклинаниям. Ходи неопустительно на огласительные поучения и помни, что сказано будет. Ибо говорится не для того, чтобы ты только слушал, но чтобы верой запечатлевал говоримое. Отложи всякое человеческое попечение, ибо ради души подвизаешься, все мирское совершенно оставляешь. Маловажно оставляемое, а велико от Господа даруемое. Оставь настоящее и верь в будущее. Столько лет провел ты в напрасных трудах для мира и в продолжение ли сорока дней не займешься молитвою в пользу души своей? Остановитесь и познайте, что Я – Бог ( Пс.45:11 ), говорит Писание. Убегай празднословия и ни сам не говори о другом худо, ни другого худо говорящего не слушай, но особенно будь готов на молитву. Покажи в себе затворника уединением сердца твоего. Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе большую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, мало получишь, если же делаешь много, то велика и награда. Для самого себя подвизаешься, смотри, что тебе полезно. 6 . Если на кого гневаешься, прости. Ты приступаешь к принятию прощения грехов; нужно, чтоб и сам ты простил согрешившему. Иначе с каким видом скажешь Владыке: отпусти мне многие мои грехи, – когда сам ты даже и малых не простил своему сослужителю? Будь прилежен к благочестивым собраниям не только ныне, когда и служители Церкви требуют от тебя этого, но и после принятия благодати. Ибо если вещь хороша, прежде нежели получил ты ее, то неужели после получения она не будет хороша? Если до насаждения с пользой мог ты быть напаяем и возделываем, то не с большею ли пользой можешь после насаждения? Подвизайся для души своей особенно в эти дни. Питай ее чтением Божественных Писаний, ибо духовную приготовил тебе вечерю Владыка. Скажи и ты с псалмопевцем: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою ( Пс.22:1–3 ); чтобы и Ангелы возрадовались вместе с вами, и Сам Христос, Великий Архиерей, приняв ваше произволение и, представляя всех вас Отцу Своему, сказал: вот Я и дети, которых дал Мне Господь (см. Ис.8:18 ; Евр.2:13 ). Да сохранит Он всех вас благоугодными Себе. Слава Ему и держава в бесконечные веки веков. Аминь. Читать далее Источник: М.: Благовест, 2010. — 352 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Рукоположив им пресвитеров...» – предстоятелей и руководителей каждой общины, получавшей, благодаря этому, прочную внешнюю организацию. Рукоположение, т.е. возложение рук ( Деян.6:2–6 ), указывало важность служения пресвитерского и благодатное посвящение на это служение (см. Деян.11:30 ). «Помолились с постом», как делали при всяких важных случаях ( Деян.13 и др.). «Предали их», – т.е. новообращенных христиан, вместе с их новопоставленными предстоятелями, – «Господу», т.е. Его милости, благоволению и покровительству. Деян.14:24 .  Потом, прой­дя через Писидию, при­шли в Памфилию, Деян.14:25 .  и, про­поведав слово Го­с­по­дне в Пергии, сошли в Атталию; Деян.14:26 .  а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были пред­аны бла­го­дати Божией на дело, которое и исполнили. Через Писидию и Памфилию апостолы возвратились в Пергию – первый город, в который они прибыли, высадившись на берег Малой Азии ( Деян.13:13 , прим.). «Сошли в Атталию» – приморский город в Памфилии, к юго-востоку от Пергии, при впадении в море р. Катаракта. Город назван по имени Аттала Филадельфа, царя Пергамского, которым и был построен. Отсюда апостолы через Селевкию прибыли в Антиохию Сирийскую, откуда и вышли на первое апостольское путешествие волею «благодати Божией». Деян.14:27 .  Прибыв туда и собрав церковь , они рас­ска­за­ли всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. Деян.14:28 .  И пре­бывали там немалое время с уче­никами. «Собрав церковь », т.е. антиохийское христианское общество, «рассказали все, что сотворил Бог с ними». Смиренное исповедание апостолами силы Божией, которая все сама делала в них, а не они. «Отверз дверь веры» – образное выражение принятия язычников в лоно Церкви Христовой ( 1Кор. 16:9 ; 2Кор.2:12 ; Кол.4:3 ). «Рассказали» – «Чрез это, – говорит Златоуст, – устрояется великое дело. Надлежало, наконец, свободно проповедовать язычникам; потому они и приходят возвестить, дабы те могли знать об этом, ибо случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ап. Павел тоже знал, что один Ходатай на небе за все человечество – Христос Сын Божий, но считал спасительным для себя ходатайство за него перед Богом и людей, как об этом он пишет Коринфянам, выражая полную надежду на то, что Господь, не раз избавлявший его от смерти, «и еще избавит, при содействии, говорит он, вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор. 1:10–11 ). Сектанты, таким образом, приписывают и навязывают св. Апостолам такое учение, которому они никогда и никого не учили и не могли учить. Не могли же Апостолы отказаться от той власти, какая им была дана Самим Христом для спасения людей, и не исполнить то, что Он им повелел: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:23 ). Итак, из слова Божия ясно видно, что кроме небесного Ходатая за все человечество, за весь мир, могут быть и на земле ходатаи перед Богом за отдельных грешников, такими ходатаями и являются прежде всего Богом поставленные пастыри Церкви, обязанные дать Ему отчет за своих духовных овец. 5) Когда были сказаны эти слова книжниками–фарисеями, тогда, конечно, никто из людей не мог еще прощать именем Божьим грехи, ибо они говорили это до установления таинства Покаяния, но кто теперь повторяет их слова, тот уподобляет себя неверующим врагам Христовым. 6) Не может быть покаяния людей перед священниками, ибо не может грешник прощать грехи такому же грешнику, как и он: он сам нуждается в прощении грехов. 6) То верно, что священники такие же грешные люди, как и все, ибо никогда не было, нет и не будет человека безгрешного (см. Иак. 3:2 ; 1Иоан. 1:8,10 ). Без греха – только один Бог ( Откр. 15:4 ). Но Он Сам, по бесконечному милосердию Своему, дал людям, в лице Апостолов, великую власть –силой Св. Духа оставлять или отпускать грехи, когда сказал: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:23 ). Эту же самую власть получили через апостольское рукоположение и теперь продолжают получать преемники Апостолов – епископы, а через их рукоположение и пресвитеры Церкви, пастыри словесного стада Христова, «в котором Дух Святой поставил их блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Кровью Своей» ( Деян. 20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вообще весь ветхозаветный обрядовый закон, неисполнение которого влекло за собой даже наказание смертью ( Быт. 17:14 ; Исх. 35:2  и др.), подчинив человека каждой букве его, не спасал человека, не соединял его с Богом. Но «Господь есть Дух, а где Дух Господен, там и свобода» ( 2Кор. 3:17 ), почему «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (ст. 6. См. Рим. 2:28–29 ). «Ныне умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим. 7:6 ). От этой буквы ветхого закона, с его кровавыми жертвами, мы освободились смертью Сына Божия, Спасителя мира. Кровавые жертвы только напоминали ветхозаветным людям о той, великой жертве, которая должна некогда быть принесена за грехи всего мира – о жертве Мессии Христа, «Который к концу веков явился для уничтожения греха жертвой Своей» ( Евр. 9:26 ). У наших святых алтарей не льется уже кровь тельцов и козлов, а приносится духовная жертва истинного Тела и истинной Крови Христовой, очищающих не только тело, а и душу от всякого греха. Об этой новозаветной спасающей духовной жертве и говорил Христос, когда учил Самарянку, что настанет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу «в духе», т. е. учил, что вместо всевозможных обрядов, «относящихся до плоти», а не до духа, вместо кровавых ветхозаветных жертв, «которые никогда не могут истребить грехов» ( Евр. 9:11 ), будут приноситься истинными поклонниками духовная жертва Тела а Крови Христовой, принимая которые, они будут очищать свои грехи (Мф. 26:28), для вечной жизни со Христом ( Иоан. 6:56–57 ). Ветхозаветное поклонение Богу не было, в строгом смысле, и истинным, ибо люди тогда еще не знали величайшей истины христианства – Троичности лиц в Боге, они поклонялись только единому Богу, но не выдали ни Сына Божия, ни Духа Святого, Которые открыли Себя людям уже только в Новом Завете ( Иоан. 1:14  и 18; 1Тим. 3:16 ; Лк. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Потому тебе и предстоит называться новопросвещенным ( νεοφ τιστος), что у тебя всегда будет, если захочешь, новый свет ( νον φς), никогда не угасающий. Ведь этот свет, желали бы мы или не желали, сменяется ночью, а то сияние не знает тьмы: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ). Действительно, не столь светел бывает мир при лучах восходящего солнца, сколь озарена и светла душа, получившая благодать Духа. И узнай тщательнее природу вещей: ночью во мраке иной, увидев веревку, часто принимает ее за змею, и от приближающегося друга убегает как от врага, и, услышав какой-нибудь шум, бывает охвачен страхом, а днем не бывает ничего такого, но все является таким, каково оно есть. То же происходит и с нашей душой. Ведь когда нисшедшая благодать изгоняет из помышления тьму, тогда мы узнаем точное значение вещей и прежние страхи становятся для нас ничтожными. Мы уже не боимся смерти, верно научившись из этого священного тайноводства, что смерть не есть смерть, а сон и временное упокоение; мы не боимся ни бедности, ни болезни, и ничего другого подобного, зная, что шествуем к лучшей жизни, чистой, нетленной и свободной от всякого подобного нестроения. В Крещении Христос становится для нас всем 5 . Итак, не будем более вожделеть житейского: ни роскошной трапезы, ни дорогих одежд, ибо ты имеешь одежду лучшую, имеешь трапезу духовную, имеешь славу вышнюю, и Христос становится для тебя всем – и трапезой, и одеждой, и домом, и главой, и корнем. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ), – вот как Он стал для тебя одеждою. Хочешь ли узнать, как Он становится для тебя и трапезой? «Ядущий Меня, – говорит Он, – как Я живу Отцом, так и тот жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). Он становится для тебя и домом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ), и корнем: «Я есмь лоза, – говорит, – а вы – ветви» ( Ин.15:5 ). Он и брат твой, и друг, и Жених: «Я уже не называю вас рабами, ибо... вы друзья Мои» ( Ин.15:15, 14 ). И Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). И еще: «Дабы Он был первородным между многими братиями» ( Рим. 8:29 ). И мы становимся не только Его братьями, но и детьми: " Вот Я, – говорит, – и дети, которых дал мне Бог» ( Ис. 8:18 ). И не только детьми, но и членами Его и телом Его (См. 1Кор.12:27 ). Ибо, находя все названное как бы недостаточным для выражения любви и благоволения, которые Он проявляет к нам, Он предложил и другое, большее этого и ближайшее [наименование], назвав Себя нашей «главою» ( Еф.1:22 ). Мы – члены и тело Христово, поэтому не будем осквернять себя грехом

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пребывание человека в любви образно может быть представлено сердцем, излучающим вовне лучистые потоки своей любви. Излучение любви, как и излучение света, — всегда от Источника Любви, всегда от Бога. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… ( 1Ин. 2:10 .) Господи! Во свете Твоем мы видим свет ( Пс. 35:10 ). Возведи очи твои и посмотри вокруг… …Увидишь, и возрадуешься… и расширится сердце твое… ( Ис. 60:4,5 .) 59 …Любящий другого исполнил закон ( Рим. 13:8 ). Псалмопевец говорит: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое ( Пс. 118:32 ), то есть когда Ты, Господи, любовью исполнишь сердце мое, тогда я встану и успешно пойду по пути исполнения заповедей Твоих. Апостол Павел пишет коринфским христианам: …вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце паше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы ( 2Кор. 7:3; 6:11-13 ). «Любящее сердце, будучи телесным органом размером с кулак человека, по причине пламенной любви Божественной ко всем как бы выходит за пределы свои — расширяется! — с тем, чтобы вместить в себя, охватить собою по возможности всех, чтобы на всех распространить свою любовь. Расширь свою любовь на весь мир, если ты хочешь любить Христа, ибо члены Христа распространены во всем мире» 60 . Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят… Но вы любите врагов ваших… ( Лк. 6:32,35 ). Я говорю вам: любите врагов ваших… ( Мф. 5:44 .) «Духовно опредмеченная (от слова «предмет») и оформленная любовь, оставаясь всегда благожелательством, то есть желая каждому человеку духовного просветления и преображения, в то же время не может любить зла в человеке» ( 40 . С. 137–138) 61 . Апостол Павел призывает христиан города Фессалоники оказывать уважение и почитать преимущественно с любовью трудящихся у них наставников и предстоятелей в Господе за дело их (см. 1Фес.5:13). То есть за труд служения святым, за предстательство, за вразумление и руководство, иначе сказать, за то, что они неусыпно пекутся о душах человеческих ( Евр.13:17 ) (17. С. 389). Человека должно любить за то, что в нем есть божественного

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вожделение — 1) сильное желание ( 2Кор.7:11 (см. ц.-сл. вариант)); 2) сильное чувственное, похотливое желание, влечение к кому-либо ( Мф.5:28 ); 3) страстное влечение к объекту своей страсти. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Давид и Вирсавия. 1852–1860 гг. Когда и у кого из людей впервые возникло греховное вожделение? Впервые  в истории человечества греховное вожделение испытала и реализовала праматерь человечества Ева в Эдемском саду : «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Что можно противопоставить вожделению? Вожделению можно противопоставить воздержание . «Воздержание есть то, что отсекает вожделение», — пишет Амвросий Медиоланский , комментируя Быт.3:6 . Бог заповедал первым людям: плодов дерева, которое среди рая… не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ( Быт.3:3 ). Но так как они не соблюли заповеди и утратили высшее райское достоинство, то были изгнаны из рая и лишены бессмертия. Вот чему закон учит нас и что влагает в нас через страдания всей твари. Какие ещё примеры вожделения мы находим в Священном Писании? Один из ярких примеров такого рода мы встречаем в библейском повествовании о жизни царя и пророка Давида. Однажды он случайно увидел купающуюся красавицу Вирсавию и страстно возжелал её. Муж Вирсавии, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступить от него, чтоб он был поражен и умер» ( 2Цар.11:15 ). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид же раскаялся в содеянном. 50й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что овладел женой Урии и отдал поручение о его «убийстве». «Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» ( Мф.5:28 ). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин?

http://azbyka.ru/vozhdelenie

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу, замечает Апостол, огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоей пищей того, за кого Христос умер... Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн; лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:1–21 ). Таким образом, и здесь св. Апостол, не говорит о ненужности христианских постов, а преподает учение о безразличии для спасения принятия того или иного рода пищи; причем замечает, что если пища, напр., мясо, соблазняет кого–либо, то, чтобы не губить немощных, лучше не есть мяса. Что касается ссылки сектантов на те места св. Писания, где говорится о свободе христианской, которая не совместима будто бы с соблюдением постов ( Гал. 5:1 ; 2Кор. 3:17  и др.), то нужно помнить и такие слова ап. Павла, который сказал о себе: «не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» ( 1Кор. 9:1 ), далее говорит: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (10:23); а в той же главе послания к Галатам Апостол так наставляет христиан: «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (5:13). Св. Апостол тоже был свободен, видел Господа Иисуса, но сам постился, показывая этим пример другим верующим соблюдать посты, о чем уже говорилось выше (см. п. 2–й). 6) Если поститься, говорят некоторые сектанты, то нужно известное время совсем не есть ничего, а не делать различия в постной и скоромной пище и не назначать известные дни или времена для постов; напр., среду, пятницу, Успенский, Рождественский, Великий и Петров посты; тем более, что для этого нет нигде в Писании никакого основания. 6) Св. Церковь не возбраняет каждому отдельно из верующих, постясь, совершенно воздерживаться возможное время от всякой пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010