338 Tr и WH с ВС читают ξ μν σαν. AKLP, большинство минускульных, Ириней, Климент Ал., Кирилл WH в тексте – γου οδατε πντες, на поле κα οδατε πντα. ΤΤr. – πντες на поле, a WHu N – в тексте. Чтение πντες опирается на авторитете ΒΡ, sahid., а πντα – ACKL, большинства минускульных и переводов – vlg., bohair., syr. pol. и thom., эфиопского, славянского, а также Феофилакта и Икумения; πντα более согласуется и с ходом речи (см. толкование). Син. тип. – πντα. 339 Слова: μολογν... χει заключены в скобы, потому что text. recept. опускает их вместе с KL, большинством минускульных и Икумением; нет их и у св. Алексия, в списках Христинополитанском, Карпинском, Слепченском и друг. Но они читаются в АВСР. в некоторых минускульных (ок. 35), в переводах – vlg., bohair., сирских, армянском, эфиопском, в некоторых списках славянского перевода, у Оригена , Евсевия, Кирилла Ал., Феофилакта, и, засвидетельствованные столькими авторитетами, несомненно подлинны; они приняты и в Син. тип. В пользу подлинности их говорит параллельное место 2Ин.1:9 и обычное у Апостола Иоанна повторение более важных мыслей, выраженных положительно, в отрицательной форме и наоборот ( 1Ин.1:5, 8, 2:4, 9, 3:6, 4:2–3, 6–7, 5:10, 12 ). Слова эти составляют прямой переход к следующим увещаниям. Пропуск их легко объясняется чрез μοιοτλευτον (предыдущее предложение также оканчивается словами: τν Πατρα χει). 340 LTTrWHW и N опускают ον с АВСР, некоторыми минускульными, syr. pol. и thom. и армянским. Чтение text. recept. с ον поддерживается KL, большинством минускульных, переводами – bohair., peschim.,эфuonckuм, св. Алексием (вы оубо) и другими списками славянского перевода (Христиноп., Слепч., Карп, и друг. – оубо). Его имеет и Син. тип. Отмечая мысль, вытекающую из предыдущего, ον может быть и подлинным. 342 LTTrWHW и N – μνει ν μν с ABC Р, Афанасием В., Кириллом Ал., Феофилактом; text. гесерт.читает: ν μν μνει с KL, почти всеми минускульными и Икумением; так и Син. тип., а в примечании: μνει ν μν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Итак, христианство – это религия Боговоплощения и притом единственная подлинная религия Боговоплощения (если под Богом понимать подлинного Единого Бога). Иначе же христианство – одна из монотеистических религий (наряду с иудаизмом и исламом), исповедующих веру в Единого Всемогущего Бога. Точнее, христианство вовсе перестает быть самим собой. Различие между христианством и другими религиями лежит не столько в области учения о Боге («ведь Бог у всех один»), сколько в области учения о том, как соотнесены Бог и человек. Отсюда ясно, что термин «воплощение» (или, уточняя, «Боговоплощение») является «самым христианским», т.е. самым характерным для христианства как для религиозного мировоззрения и богословской доктрины. Своим появлением этот термин обязан св. Иоанну, который в Прологе Евангелия написал: И Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ), а затем повторил в своем 1-м Соборном Послании: 2 ... всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста... ( 1Ин. 4, 2–3 ; ср. 2Ин. 7 ). Родившись в Иоанновом созерцании, термин «воплощение» стал вершиной и выражением смысла всего Нового Завета 855 – и как свода Писаний, и как Нового Союза Бога с человеком. Упоминания о Боговоплощении в других новозаветных Писаниях (например, Павловых посланиях) – будто отзвуки Иоанновых исповеданий (см. Кол. 2, 9 ; 1Тим. 3, 16 ). Пролог (1, 1–18) Здесь уместно более подробно остановиться на знаменитом Иоанновом Прологе, ибо именно он является тем первым и определяющим контекстом, в котором появляется понятие воплощения. 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Ангелы могут предстать в облике человека (как посланные в Содом для возмездия грешникам и спасения праведников), и тогда само повествование наполняется житейскими деталями: «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих… чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, Ангелы, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» ( Быт.19:15–16 ). Они являются и как существа сверхъестественные, таков Ангел у Гроба Господня: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег…» ( Мф.28:2–3 ). Наряду с этим текст Б. содержит примеры образного использования понятия «ангел». В этих случаях оно служит знаком, указывающим на совокупность определенных качеств. Так, приютивший преследуемого Давида царь Гефский говорит ему: «…будь уверен, что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий…» ( 1Цар. 29:9 ). О нем же сказано: «…мудр, как мудр Ангел Божий…» ( 2Цар. 14:20 , см. также 19:27, ср. Суд.13:6 ). Обвинители первомученика Стефана, «сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» ( Деян.6:15 ). Апостол Павел, пишет братьям во Христе: «Вы ничем не обидели меня… а приняли меня как Ангела Божия, как Христа Иисуса» ( Гал.4:12, 14 ). Антихрист АНТИХРИСТ: ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ЛЕВИАФАН Образное употребление выражения, в значении «богопротивный человек», «творящий зло», т.е. поступающий против заповедей Бога, впрямую основывалось на источнике. В дальнейшем выражение стало использоваться как самостоятельное, относящееся к разряду бранных и означающее дурного, жестокого человека вообще. Слово «антихрист» встречается только в посланиях Иоанна: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» ( 1Ин.2:18 ); «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин.2:22 ); «…всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:3 ); «…многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» ( 2Ин.1:7 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; 12. таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 72 . 13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. 14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; 15. но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата 73 . 16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами 74 ! 17. Приветствие моею рукою Павловою, чт0 служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь 75 . 48 Учение Апостола об антихристе – очень обстоятельное; поэтому исследователи отрицательного направления находят его необычайным для Апостола, от чего выводят заключение, что и послание само не подлинно. Но учение это не новое. «Оно раскрыто Самим Господом Иисусом Христом и проповедано другими Апостолами, но только не столь подробно (см. Ин. 2:18, 22 ; 2Ин. 1:7 . Апок. 12:13 ). Апостол Павел, так сказать, поставлен был в необходимость более подробно раскрыть это таинственное учение, чтобы поставить Солунян в точную известность о нем и тем избавить их от излишних тревог и странных недоумений, не дававших им покоя. Баур и подобные находят, что это учение Апостола явилось под влиянием законов о гонении христиан от императора Нерона. Но введение в историю раскрытия христианского учения языческих влияний совершенно неуместно, ибо в христианстве все имело свой исход от Бога и раскрывалось по своему особому ходу, независимо от таких нечестивцев, каким был Нерон, о котором св. Иоанн Златоуст замечает, что он был прообразом антихриста, ибо не так ясно и бесстыдно выдавал себя за Бога, как будет антихрист, и в злобе уступал антихристу» (см. «О безбожии и антихристе», соч. А. Беляева , стр. 483. Сергиев посад, 1898 г.). 49 Здесь весьма ясно открывается принадлежность этого послания святому Апостолу Павлу. Но известно, что сильные враги нападают на самые сильные пункты. Так делают противники сего богодухновенного апостольского послания. Они говорят, что это послание явилось прежде первого, ибо предостережение о знаках подлинности уместнее в первом. Но здесь ясно указывается, что этому посланию предшествовало первое (2:15). Что же касается до указанного Апостолом признака подлинности, то он указан для отличия его и других его посланий от ложных, которые, вероятно, начали уже являться в его время. Подробнее о сем можно прочесть в исследовании Ф. Титова на стран. 50–60, где, между прочим, изложено, как везде и во всем втором послании отображается дальнейший ход нравственно-религиозной жизни Солунян. Так например, о чем в первом послании Апостол делает предостережение (4: 10–11), о том во втором послании (3:11) он говорит уже обличительно (о тунеядстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сходная доктринальная ошибка встречалась ещё в первом столетии. Иоанн предостерегает против тех, кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 1Ин. 4:2 ; курсив Н. Г.; ср. 2Ин. 1:7 ). Фактически, когда Иоанн говорит «пришедшего» (перфектное причастие), он подразумевает, что Христос пришёл во плоти и до сих пор (после Своего воскресения) пребывает во плоти. В 1Ин. 4:3 причастие совершенного вида (eleluthota) означает «не только то, что Иисус Христос , когда настала полнота времени, пришёл в облачении плоти, но и то, что Он остаётся в нём до настоящего времени... Он – Иисус Христос , Который грядёт, Который приходил и Который пребывает во плоти» (Schep, 71, 72). Комментируя параллельное место в 2Ин. 1:7 , специалист по древнегреческому языку А. Т. Робертсон указывает, что при такой грамматической конструкции (причастие настоящего времени среднего залога) воплощение рассматривается как длящееся состояние. Именно это докетические гностики (см. гностицизм) и отрицали (Robertson, 6:253). Отрицание того, что тело Христа было материальным как до Воскресения, так и после него, – это лжеучение. В современной разновидности °докетизма, «докетизме после Воскресения», отрицается, что Тот, Кто пришёл во плоти, воскрес тоже во плоти (Harris, From Grave to Glory, 124–26). Обладание человеческой плотью имеет существенное значение для того, чтобы природа Христа была полностью человеческой, и на данный Его атрибут неоднократно указывают в этой связи ( Ин. 1:14 ; 1Тим. 3:16 ; 1Ин. 4:2 ; 2Ин. 1:7 ). Отсюда следует, что Христос, если не воскрес в бессмертной плоти, не был полностью человеком. Особенно это важно по той причине, что служение Христа для нашего спасения не кончилось на кресте. Согласно Посланию к евреям, Христос «как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ). Действительно, именно потому, что Христос по Своей природе – полностью человек, Он способен «сострадать нам в немощах наших» ( Евр. 4:15 ), совершая Своё служение первосвященника. Следовательно, для нашего спасения необходимо, чтобы природа Христа была полностью человеческой. Однако, согласно Писанию, для того чтобы природа Христа была полностью человеческой, требуется, чтобы человеческой была Его плоть. Таким образом, если Христос не воскрес в полностью человеческой плоти, то Он не был полностью человеком и не в состоянии помочь нам достигнуть спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Воистину блистательно наименование мира и прекрасно ожидание единства, однако кто бы мог усомниться, что единственный истинный мир, который есть мир Христов, состоит в единстве Церкви и Евангелий? Об этом мире Он сказал апостолам после славы Своих страданий (см. Ин.20:19 ); этот мир, возлюбленные братья, Он оставил нам как залог Своего вечного повеления; этот утерянный мир мы стараемся отыскать; этот мир, когда он поколебался, стараемся восстановить и, когда он найден, удерживать (см. Ин.14:27 ). Но стать причастниками и поборниками именно этого мира нам помешали как грехи нашего времени, так и предтечи и служители грядущего антихриста, которые хвалятся своим миром, то есть единством своего собственного нечестия, поступая не как епископы Христовы, а как священники антихриста. 2. Есть много антихристов И чтобы не быть обвинёнными в том, что в отношении их мы используем только бранные слова проклятий, не станем умалчивать о причине всенародной погибели, так чтобы ни для кого она не осталась неизвестной. Уже из проповеди апостола Иоанна мы узнали, что есть много антихристов (см. 1Ин.2:18 ; Мф.24:24 ). Ведь всякий, кто отрицает Христа такого, каким Его проповедали апостолы, есть антихрист (см. 1Ин.2:22; 4:3 ; 2Ин.7 ). Название «антихрист» означает в собственном смысле противника Христа. Ныне же оно проявляется под видом мнения о ложном благочестии, ныне оно распространяется под личиной евангельской проповеди так, что Господь Иисус Христос отрицается в то время, как все верят, что Он проповедуется. 3. Церковь не была основана на человеческих основаниях И прежде всего, подобает сожалеть о бедствиях нашего века и воздыхать о глупых мнениях настоящего времени, согласно которым полагают, будто человеческое может покровительствовать Богу, и усиливаются охранять Церковь Христову мирскими стараниями. Спрашиваю вас, епископы, которые считаете себя таковыми, какими покровительствами пользовались апостолы, когда проповедали Евангелие? Поддерживаемые какими властями, они проповедали Христа и привели почти все народы от идолов к Богу? Может быть, они получили из дворца какое-нибудь почётное звание, когда воспевали Богу песнь в темнице, в цепях и после бичеваний (см. Деян.5:40 )? Или, может, Павел собирал Церковь Христу с помощью царских эдиктов, когда в амфитеатре он сам стал позорищем (см. 1Кор.4:9 )? Он, наверное, защищался покровительством Нерона, Веспасиана или Декия, ненавистью которых к нам процвело исповедание божественной проповеди ?! А разве те [апостолы], питаемые собственными руками и собственным трудом, собираясь на чердаках и в тайных местах (см. 1Кор.4:11–12 ), посещая почти все народы, проходя селения и города, по суше и по морю, против декретов сената и эдиктов царя, разве они не имели ключей Царства Небесного (см. Мф.16:19 )? Не тогда ли проявилась сила Божия против ненависти человеческой, когда Христос тем больше был проповедуем, чем больше было препятствий к проповеди?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Так. Вот мы выходим за пределы и видим, что Церковь Божия начинается с Сионской горницы: Мати жилище! Ты бо ecu первый грховъ, (см. На “Господи воззвах” стихиры воскресные, гл. 8 – Радуйся, Сионе святый...). Вот Сионская горница – комната, где разместились сто двадцать человек. И они в день Пятидесятницы удостоились даров Святаго Духа. А под полом тоже изображён человек в короне. Я думал: а что же он там делает? Почему он ? А это, оказывается, живописец так изобразил род человеческий. Он в тени и сени смертной сидит, и ждёт своего просвещения (ср. Лк. 1:79 ). И вот это просвещение несут в сто двадцать человек, – вот те, кто находились в Сионской горнице. Вот небольшое число (ср. Лк. 12:32 ), небольшая закваска (ср. 1Кор. 5:6 ), которая должна быть вложена в три меры муки, да вскиснет всё (ср. Мф. 13:33 ), и всё преобразится в Христово тесто (ср. 1Кор. 5:7 ). И наша Пасха, Христос, заклан за нас, это во-первых, а мы должны из себя представлять не опресноков порока и лукавства, а опресноки чистоты и истины (см. 1Кор. 5:7–8 ). Вот как это соблюсти и исполнить, поскольку Церковь ещё вот только готова проявить себя, а уж ереси, лжеучения приготовились нырнуть туда? Вот в Соборном Послании акцент особый делает Апостол Иоанн, что кто не исповдуетъ Христа во плоти пришедша, тотъ есть антихристъ (см. 2Ин. 1:7 ). Что это за во плоти пришедша? Надо сделать акцент. Да, считали, что для Христа непозволительно включить в Свою природу – нашу материальную, физическую природу. Бог дистанцировался от этого всего – мы и материя. Вот взгляд на материю как на зло – он свойственен гностикам. Ведь, если Бог принимает наше тело, значит, наша природа человеческая имеет в очах Божиих великую ценность. Он не расстался с телом и после Своего Воскресения, не сбросил его, как ненужную кожу отмершую, как вот змея сбрасывает периодически, нет. Он преобразил его, и вознёсся с телом на Небо, и восседает одесную Бога с телом – преображённым, обладающим способностью мгновенно появляться, преодолевая любые пространства, и проходить дверемъ затвореннымъ. Вот почему они  и думали сначала, что духа видят.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Безусловно, богатство и разнообразие тем, разработанных или затронутых в доникейском богословии, намного превосходит те тенденции, которые были бегло намечены нами выше. И тем не менее именно эти тенденции, по нашему мнению, определили все последующее развитие церковного вероучения, послужив одновременно камнем преткновения для ересиархов. 2 Предполагается иногда, что и Сам Господь знал немного греческий язык, но этот язык стал языком Благой Вести со св. Стефана Первомученика и «эллинистов», а св. Апостол Павел и любимый ученик Господа продолжили их дело (См.: Bardy G. La question des langues dans l " Eglise ancienne. Paris, 1958. P. 2–9). 3 Ср. характеристику: «Лице и жизнь Иисуса Христа, как воплотившегося Бога Слова, составляет сердце, корень и источник религиозных идей Иоанна. Христос для него все – центр и основа всего духовного существа его. Божественное достоинство Иисуса Христа для него есть единая абсолютная истина, и отрицающий ее есть враг всякой истины, лжец ( 1Ин. 2,22 ), враг Христа, антихрист ( 1Ин. 4,3 ; ср. 2Ин. 1,7 ), с которым он не хочет иметь никакого общения и предостерегает от него и всех верующих. Поэтому Иоанну именно определено было выразить последнее слово Божественного откровения, вводящего в сокровенные тайны внутренней Божественной жизни, доведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну, и утвердить против еретиков основной догмат христианства – Воплощение Сына Божия для дарования миру вечной жизни. Вследствие теснейшего общения с Самою воплощенною Премудростью этот вождь христианских философов, этот богослов в самом точном смысле слова сделался истинным носителем и представителем богодухновенного ведения среди опасностей, угрожающих от распространяющегося и усиливающегося еретичествующего гностицизма» ( Сагарда Н. И. Первое соборное послание святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование. Полтава, 1903. С. VIII-IX). 5 Парафраза одного высказывания Евагрия Понтийского : «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов». См. наш перевод: Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994. С. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

185 См. учение Церкви об этом в: Давыденков Олег , иерей. Догматическое богословие. М., 2006. С. 419–422. – В Св. Писании термин «антихрист» употребляется в двух значениях: в первом, указанном выше (личность, которая придет перед концом света, выдавая себя за Христа), и во втором – как всякий, «не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 2Ин. 1:7 ), – т.е. не право верующий христианин (в этом смысле в Писании говорится о «многих антихристах» ( 1Ин. 2:18 ). Очевидно, что когда доказывается особая, уникальная «антихристовость» советской власти, то термин употребляется в первом смысле, поскольку примеров «антихристовых» властей во втором смысле не счесть как в истории, так и в настоящее время. 189 См.: Там же. 19. С. 8; Андреевский И. М. Св. Патриарх Тихон и судьбы Русской Церкви/Проф. Ив. Андреев//ПР. 1950. 6. С. 13; Катакомбная Церковь . Доклад проф. И. М. Андреева ... С. 4; Речь проф. И. М. Андреева на Владимирском празднике 12–25 июля 1954 г. С. 8. 190 См.: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых «Историко-канонические критерии в вопросе канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями», представленный на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 1995 г.//Канонизация святых в XX веке. М., 1999. С. 170–185. 191 «Очень нервным» называет И. М. Андреевского учившийся у него в семинарии (и глубоко уважающий его) Г. М. Солдатов; дочери протоиерея Феодора Андреева М. Ф. Андреева и А. Ф. Можайская в своих воспоминаниях пишут о Иване Михайловиче как о «яркой, но противоречивой личности», отмечая, что у него «была одна особенность. Он мог что-нибудь придумать, сфантазировать, а потом легко и искренно в это поверить». Д. С. Лихачев говорит о нем как «имевшем скромный недостаток – некоторую хвастливость и стремившемся иногда изобразить себя главой или участником большого движения», при этом Иван Михайлович мог сильно ошибаться в людях: принять, например, провокатора, неискренность которого скоро заметили другие члены кружка, за религиозного подвижника (Андреева М., Можайская А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы можем, следовательно, заключить, что еще до написания Евангелия Иоанном в Ефесе уже были вместе собраны Евангелия от Матфея, Марка и Луки. Христиане их читали и замечали их недостаточную полноту. Евангелист Иоанн своим «духовным» Евангелием дополнил синоптический рассказ и заключил канон четырех Евангелий. Таким образом, канон четырех Евангелий, то «четверовидное Евангелие» ( τετρμορφον т εαγγλιον), о котором впоследствии говорил святитель Ириней Лионский 20 , – составилось первоначально в Ефесе же и составилось тотчас после написания четвертого Евангелия. Если в Ефесе жил долгое время апостол Иоанн Богослов, то в Ефесской Церкви, конечно, прежде чем где-нибудь еще вошли в состав новозаветного канона и прочие писания апостола любви: три послания и Апокалипсис. Первое из соборных посланий Иоанна можно рассматривать как предисловие к его Евангелию. В нем же можно видеть как бы последние заповеди и наставления престарелого апостола его «деткам», как он называет читателей 21 , показывая свои близкие личные к ним отношения. Это были те же ефесяне и другие малоасийские христиане. Второе и Третье послания Иоанна написаны к отдельным лицам, жившим где-либо около Ефеса, так как апостол собирается лично их посетить (см.: 2Ин. 1, 12 ; 3Ин. 1, 14 ). Апостол Иоанн намного пережил других апостолов. Он долго оставался единственным среди нового поколения очевидцем жизни и деятельности Иисуса Христа. Вполне понятно, что все, выходившее из-под его трости, береглось в сохранности в Ефесе и его окрестностях. Что касается Апокалипсиса, то он имеет прямое отношение к Церкви Ефесской: среди как бы семи отдельных кратких посланий, заполняющих вторую и третью главы Апокалипсиса, есть особое послание к Ангелу (епископу?) Церкви Ефесской (см.: Откр. 2, 1–7 ), причем это послание стоит на первом месте, конечно, не без основания. Таким образом, долговременное пребывание в Ефесе Павлова сотрудника и соучастника его благовестнической устной и письменной деятельности – Тимофея и возлюбленного ученика Господня, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, создавало в Ефесской Церкви особенно благоприятные условия для того, чтобы в ней прежде чем где-либо в другой Церкви собрались все священные книги Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010