Евсевий и Иероним, говорящие о сомнениях в подлинности сего послания, сами, по-видимому, не сомневаются в подлинности его. – Кроме несомненных внешних свидетельств о подлинности 2-го послания Иоаннова, о сей подлинности свидетельствуют внутренние признаки: дух, тон, слог и язык послания несомненно Иоанновы, сравнительно с 1-м его посланием и Евангелием. Достаточно сравнить: 2Ин. 1:11 = 1Ин. 3:10, 4:1 ; Евангелие Ин. 1:13, 7:17, 8:47 . 2Ин. 1:5,6 = 1Ин. 2:7, 24 . 2Ин. 1:7 = 1Ин. 4:1, 2 . 2Ин. 1:12 = 1Ин. 1:4 ; Евангелие Ин. 15:11 . 2Ин. 1:7 = 1Ин. 2:18, 4:3 . То обстоятельство, что 2-е послание Иоанново (как и 3-е) не тотчас сделалось общеизвестным и общепризнанным в Церкви, не должно казаться странным и удобно объясняется тем, что это послание слишком кратко и послано первоначально к частному лицу и притом женщине. Со временем, когда возбужденные сим и подобным сомнения и недоразумения разъяснились (в конце IV века), послание признано несомненно подлинным писанием апостола Иоанна Богослова и включено в состав (канон) священных новозаветных книг. 2. Назначение послания О первоначальном назначении 2-го Иоаннова послания и обстоятельствах его написания достоверных сведений, кроме тех, кои содержатся в самом послании, никаких нет. Даже кто была по имени «избранная госпожа», к которой писано оно, и дети ее, неизвестно. Несомненно одно, что она была христианка, точно так же, как и дети ее. Можно делать догадки о сем, но – только догадки, нимало, впрочем, не помогающие делу. Относительно времени и места написания этого послания надобно думать, что оно написано около времени написания 1-го послания, судя по духу, тону и слогу послания, и, вероятно, в Ефесе, где апостол имел пребывание в последние годы своей жизни (см. предисловие к 1-му посланию). В послании апостол выражает радость свою о том, что дети «избранной госпожи» ходят в истине, обещает посетить ее и с настойчивостию увещевает ее не иметь решительно никакого общения с лжеучителями. Глава 1. Надписание, похвала избранной госпоже и детям ее и приветствие (1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Имя антихриста неизвестно, но известно его число – 666, точнее числовой эквивалент его имени. Подробнее см. Число зверя . Откуда берет начало наименование «антихрист»? Представление об антихристе возникло не на иудейской, а на христианской основе. Непосредственно слово «антихрист» или «антихристы» упоминается в Первом и Втором посланиях св. Иоанна Богослова ( 1Ин.2:18 , 1Ин.2:22 , 1Ин.4:3 , 2Ин.1:7 ). Почему власть антихриста будет продолжаться 3,5 года? О том, что власть антихриста будет продолжаться 3,5 года, указано в Священном Писании ( Откр.13:5 ), что равно или 42 месяцам, а точнее 1260 дням ( Откр.12:6 ). Этот срок, в приблизительном исчислении, равняется продолжительности общественного служения Иисуса Христа на земле. Указание на причину ограничения срока правления антихриста можно видеть в словах: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ). Что будет, когда придет антихрист? Антихрист будет превозноситься «выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Фес.2:4 ), «…придет во имя свое» ( Ин.5:43 ), то есть будет бороться против всех религий, поскольку характерной чертой его будет богохульство ( Откр.13:5-6 ). Он будет выдавать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). «Религиозная» власть при антихристе будет сочетаться с властью политической – то есть наступит своего рода сатанократия: власть антихриста будет «…над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» ( Откр.13:7 ). Те, кто не примут его власти, вынуждены будут терпеть лишения, скорби и даже смерть: «…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:15 ). Церковь вынуждена будет «скрываться в пустыне» ( Откр.12:1-6 ), но «врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ), и Евхаристия не прекратится до Второго Пришествия ( 1Кор.11:26 ). Отдельных святых этой сатанинской власти будет попущено победить: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:7 ). Когда придет антихрист?

http://azbyka.ru/antixrist

Хотя «тайна беззакония» антихриста «уже в действии», однако время антихриста еще не наступило окончательно, он не откроется, «пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Сол.2:7 ) («откроется» – apokalu qhsetai, значит, его бытие мыслится и раньше (см. 1Ин.2:18 ; 2Ин.7 ), но обнаружится во всей силе он только при подходящих условиях, каковыми будут «беззакония», «безверие и изъятие» «удерживающего» начала ( 2Сол.2:7 ). Это таинственное «удерживающее» начало, по мнению блаж. Феодорита, есть «Божие определение», действие благодати Св. Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула злу. Иные видят в «удерживающем» государственный строй, который тоже пресекает зло и анархию. Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет удерживающую руку, зло разовьется – «и тогда откроется беззаконник» ( 2Сол.2:8 ) антихрист. Он будет совершать ложные чудеса, чтобы прельстить «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Сол.2:9 ) тех, которые пренебрегали своим спасением. Но «ради избранных сократятся дни» ( Мф.24:22 ). Поэтому действие антихриста будет непродолжительным, – «Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол.2:8 ). Его сатанинское обольщение будет опасно для «возлюбивших неправду», «не верующих истине» ( 2Сол.2:12 ). «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» («пошлет» надо понимать как «попустит» это действие (см. также Рим.1:21–24 ). Так выражается Апостол, чтобы выразить всеведение Божие) ( 2Сол.2:11 ). В таком же смысле Божественного предведения сказал Апостол и об «избрании ко спасению» солунян, которое совершено «от начала, через освящение Духа и веру истине» ( 2Сол.2:13 ), т. е. в согласии с произволением самого человека. Значит, христианам необходимо быть неуклонными в добре, в вере и истине, «для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Сол.2:14 ), а не тревожиться относительно времени пришествия Его. 3. Различные увещания (2Сол.2:15–3, 15) Апостол увещает солунян стойко пребывать в вере и держаться преподанного им учения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Второе послание Иоанново, по указанию самого писателя, назначено ближайшим образом κλεκτ Κυρα или избранной Госпоже ( 2Ин. 1 ). Но как надобно понимать слова κλεκτ Κυρ, за собственное или нарицательное имя? об этом трудно сказать что-нибудь достоверное. 156 Несомненно, впрочем, то, что под этими словами нельзя разуметь Церкви, ибо нигде в писании не встречается такого наименования Церкви. Примеч. В летописи Декстра, писателя четвертого века, со слов Прохора под 105 год. по Р. X. рассказывается, что собственное имя сей госпожи было Друзия и что Иоанн Богослов воскресил ее при своем возвращении в Азию из патмосского заточения (см. Cursus complet . S. Script. Tom. XXV pag 961). § 80. Случай написания второго послания Из самого послания очевидно, что случаем к написанию оного послужило свидание Апостола Иоанна с благочестивыми детьми избранной госпожи ( 2Ин. 4 ). С одном стороны, радость, что сие семейство сохранило свою непорочность среди усиливавшегося развращения; с другой, опасение, чтобы лжеучители не совратили оного с пути истины, побудили св. Иоанна написать краткое наставление, которое бы служило правилом жизни и предостережением от соблазнов. § 81. Содержание второго послания В послании к избранной госпоже Апостол, после приветствия (ст. 1, 2, 3), изъясняет свою радость по случаю свидания с детьми её, ходящими во истине (ст. 4); дает заповедь о любви к ближним, как первоначальное и главное правило христианской жизни (ст. 5, 6); увещевает остерегаться ложных учителей, не исповедующих Иисуса Христа во плоти пришедша; не дозволяет принимать их в дом и даже приветствовать их (на дороге) обыкновенным приветствием, и, в заключение, выражает надежду скорого свидания для устного наставления (ст. 7–12). Читать далее Источник: Исагогика, или Введение в книги Священнаго Писания Новаго Завета, составленное Вологодской духовной семинарии учителем Алексеем Хергозерским. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Акад. наук, 1860. - 234, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

II. КОМПОЗИЦИЯ 1. Второе послание ап. Иоанна: а) единство в истине ( 2Ин. 1:1–3 ); б) любовь как хождение в истине ( 2Ин. 1:4–6 ); в) распознавание обольстителя и антихриста ( 2Ин. 1:7 ); г) предостережение от отпадения ( 2Ин. 1:8.9 ); д) призыв остерегаться лжеучителей ( 2Ин. 1:10.11 ); е) обещание посетить адресатов послания ( 2Ин. 1:12 ); ж) заключит. приветствие ( 2Ин. 1:13 ). 2 . Третье послание ап. Иоанна: а) приветствие и благословение ( 3Ин. 1:1.2 ); б) свидетельство о хождении Гаия в истине ( 3Ин. 1:3.4 ); в) свидетельство о его деятельной любви ( 3Ин. 1:5.6 ); г) кто любит, тот споспешник истины ( 3Ин. 1:7.8 ); д) надменность Диотрефа ( 3Ин. 1:9.10 ); е) Димитрий – пример человека, делающего добро ( 3Ин. 1:11.12 ); ж) заключит. замечания и приветствия ( 3Ин. 1:13–15 ). III. СОДЕРЖАНИЕ В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о которых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине ( 2Ин. 1:1–3 ; 3Ин. 1:3–8 ). Ходить в истине – значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа ( 2Ин. 1:7–9 ). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их ( 2Ин. 1:10.11 ). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в котором человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола ( 3Ин. 1:9.10 ), который, по словам Иоанна, «принимал славу от людей» (см. Ин. 5:41.42.44 ) и тем самым показывал, что он – не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок ( 3Ин. 1:10 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Сами Ориген , Евсевий и бл. Иероним, по-видимому, считали 2 и 3 послания за подлинно Иоанновы. В западной церкви на соборе Карфагенском в 256 г. епископ Аврелий по вопросу о крещении еретиков ссылается на 2Ин. 10:11 . В Сирском переводе Пешито их не имеется, но Ефрем Сирин цитирует 2 и 3 послания. – К свидетельству предания о подлинности 2 и 3 посланий Иоанна присоединяется свидетельство самих этих посланий. Неоспоримое родство этих посланий с первым посланием указывает на одного писателя всех. Особенно ясно родство с первым посланием по содержанию и цели у второго послания, 1-е послание направлено только против лжеучения, а 2-е – против лжеучителей. Но второе послание, как уже замечено, находится в неразрывной связи с третьим. Наконец, все три послания замечательно сходны по духу, мыслям и их образу выражения и вообще по языку. Во втором и третьем посланиях мы встречаем те же выражения, что и в первом: ходить, пребывать в чём, видеть Бога, быть от Бога, истинный и истина, иметь и слышать от начала, исповедовать, свидетельствовать, новая заповедь, антихрист; те же обороты: чтобы радость наша была исполнена; любовь же в том, чтобы мы поступали по заповедям Его и проч. Такие отклонения и особенности сравнительно с первым посланием, как ε τις вместо ν τις ( 2Ин. 1:10 ), ες οκαν вместо ες τ δια (1:10); κοινωνεν вместо κοινωναν χειν (1:11); ρ χμενος ν σαρκ вместо εληλυϑς (1:7), объясняются особенными оттенками мыслей во 2-м послании в данных местах. Наконец, выражения, совсем не встречающиеся в 1-м послании, как-то: διδαχν φρειν, μειζτερος, πιστον ποιεν, φιλοπρωτεειν, φλυαρεν, ϑεν χειν, διδαχ το Χριστο, αναλαμβνειν ( 2Ин. 1:8 ; 3Ин. 1:8 ) или выражения, напоминающие язык ап. Павла: προπμπειν, εοδοσϑαι, υγιανειν нисколько не говорят против подлинности посланий, так как нельзя же думать, чтобы первое послание исчерпывало весь лексикон слов и оборотов речи ап. Иоанна. Неправильное объяснение Евсевием отрывка из сочинения Папия, Еп. Иерапольского, различавшего будто бы двух Иоаннов: апостола и пресвитера Иоанна (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Можете быть уверены, что своим примером любви вы поддержите и укрепите в вере братьев, которым служите. Мы получили множество писем, где нам сообщают о той любви, которую проявляете вы и ваши жены. Одно собрание старейшин написало о своем окружном надзирателе: «(Он) по-настоящему предан воле Иеговы… является духовным помощником для всех… с ним можно обсудить любой вопрос. (Он) умеет слушать, оказывает братьям понимание и сочувствие. На таких братьев можно положиться, когда в будущем, мы знаем, настанут трудные времена». Вы можете не сомневаться, что братья очень дорожат вашей дружбой, вниманием и любовью, когда вы «столь искренне заботитесь» о них (см. Флп. 2:19-23, 29 ). Поэтому продолжайте относиться к ним с любовью. Никогда не оказывайте на них давление и не ругайте их. Ведите их, настойчиво работайте с ними, назидайте их в соответствии с их нуждами. Будьте терпеливы, если они идут вперед не слишком быстро. Такое сдержанное, доброе отношение освежит силы братьев (см. Мф. 11:28-30 ). ЗАЩИЩАЯ СТАДО Важная обязанность надзирателя заключается в том, что он, внимая «всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» ( Деян. 20:28 ), в то же время защищает это стадо от опасности. В Деян. 20:29-30 рассказывается, что одной из таких опасностей могут стать отступники. В журнале «Сторожевая башня» за 1 августа 1980 года этот вопрос подробно рассмотрен. Вам всем необходимо тщательно ознакомиться с материалом этих статей для изучения. Также побудите к этому всех старейшин и особенно служителей. Включите основные моменты в свою программу «Не упускай того, что узнал». Помогайте старейшинам различать бунтовщика-отступника и христианина, ослабевшего в вере и мучимого сомнениями (см. 2Пет. 2 ; Иуд. 22, 23 ). С первым после нескольких попыток повернуть его к истине нужно поступать решительно ( 2Ин. 7-10 ). А слабому в вере нужно терпеливо и с любовью помочь обрести точные знания, которые и укрепят его веру. страница 2 Помните, что отступнику необязательно пропагандировать отступнические взгляды для того, чтобы быть лишенным общения. В статье, опубликованной в «Сторожевой башне» за 1 августа 1980 года (абзац 2 на с. 17), говорится, что слово «отступничество» происходит от греческого «отходить в сторону», «отступать, покидать», «бунтовать, оставлять». Поэтому если крещеный христианин отвергает учения Иеговы, как они представлены верным и благоразумным рабом, и продолжает упорствоовать в других убеждениях несмотря на порицания Писания, тогда он виновен в отступничестве. Для того, чтобы вернуть его к истинным рассуждениям, нужны неоднократные, доброжелательные усилия. Однако, если он и после этого продолжает придерживаться отступнических взглядов и отрицает то, что дает нам «класс раба», необходимо принять соответствующие судебные меры.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/10

Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни ( Флп. 2:16 ), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех» (Феофилакт). Кто делает и проч.: см. прим. к 1Ин. 3:9–10, 4:1, 3:6, 8, 12, 20, 2:3 . 12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. 12 . О Димитрии и проч.: кто был этот похваляемый так апостолом Димитрий, точно неизвестно. Существует предание, записанное Дорофеем Тирским, что он впоследствии был Епископом Филадельфийским, одного из городов, упоминаемых в Апокалипсисе ( Апок. 3:7 и далее). Засвидетельствовано всеми и проч.: три свидетельства указывает апостол относительно Димитрия: свидетельствуют все, свидетельствует сама истина, свидетельствует сам апостол. – Всеми, то есть всею Церковию, или всеми Церквами, какие только знают о нем. – Самою истиною: самими делами его свидетельствуется истина, что он ходит в истине (ср. прим. к 2Ин. 4 ). И мы: сам апостол лично (ср. прим. к Ин. 19:35, 21:24 ). 13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами тростью, 14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. 15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно, Аминь. 13–15. Многое и проч.: см. прим. к 2Ин. 1:12 . – Лир: см. прим. к 1Пет. 1:2 ; 2Пет. 1:2 . – Друзей: ср. Деян. 27:3 и прим. – Поименно: отдельно каждого из друзей. Выражение особенной любви апостола ко всем и каждому. – Читать далее Источник: Толковый Апостол. Соборные послания, изъясненные епископом Михаилом (Лузиным). Послания Апостола Иакова. Апостола Петра. Апостола Иоанна Богослова. Апостола Иуды. - Москва : Правило веры, 2009. - 764 с. : ил.; 16 см.; ISBN 978-5-94759-099-9 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лютеранская Формула согласия и кальвинистический Дортский синод отвергли и осудили учения, которые сейчас считаются безвредными в ортодоксальных евангельских церквях. Опасность ортодоксии – в склонности к чрезмерному, немилосердному фанатизму, который препятствует вере; опасность либерализма – в вялости и безразличии, стирающих вечную границу между истиной и заблуждением. Апостолы, которые руководствовались не только человеческой мудростью и были наделены не просто церковной властью, строго относились к существенным отклонениям от явленной истины спасения. Павел произнес анафему на иудействующих учителей, которые считали обрезание обязательным условием для подлинной принадлежности к церкви ( Гал. 1:8 ), и саркастически назвал их «псами» (ФлII. 3:2, βλπετε τους κνας… της κατατομς). Он предостерегал старейшин Ефеса от «лютых волков» (λκοι βαρες), которые после его отъезда появятся среди них ( Деян. 20:29 ); измышления нарождающегося гнозиса, ошибочно называемого «знанием» (ψευδνυμος γνσις), он определяет как «учения бесовские» (διδασκαλαι δαιμονων, 1Тим. 4:1 ; см. также 1Тим. 6:3–20 ; 2Тим. 3:1 и сл.; 2Тим. 4:3 и сл.). Иоанн не менее решительно и сурово предостерегает от любых лжеучителей, отрицающих факт воплощения, и называет их антихристами ( 1Ин. 4:3 ; 2Ин. 1:7 ); во Втором же послании Петра и в Послании Иуды еретики описаны в самых мрачных выражениях. Не стоит удивляться тому, что отцы церкви доникейского периода с величайшим отвращением относились к еретикам–гностикам своего времени, называли их слугами сатаны, зверями в человеческом облике, отравителями, разбойниками и пиратами. Поликарп (Ad Phil., с. 7), Игнатий (Ad Smyrn., с. 4), Иустин Мученик (Apol. I, с. 26), Ириней (Adv. Haer. III. 3, 4), Ипполит, Тертуллиан , даже Климент Александрийский и Ориген в основном придерживаются тех же позиций бескомпромиссной вражды по отношению к ересям, что и отцы церкви никейского и посленикейского периодов. Они считают ереси сорняками, которые дьявол посеял на поле Господнем ( Мф. 13:3–6 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010