Только одна истинная и всеспасительная в мире вера - вера православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, чего о других вероисповеданиях сказать нельзя, ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, уста­новлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняю­щими спасение душ. Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мф. 24:35), - говорит Господь. Между тем в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом; об обоих видах Прича­щения; о главенстве Церкви). Будем же твердо держаться своей святой Церкви и своей православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), ибо в ней почивает вечно Дух истины (Ин. 15:26; 16:13), свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее. Ср.: Тропарь всем святым, гл. 2-й. Канонизирован летом 1903 г. См.: Чин присоединения иноверцев к Православной Церкви. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Завтра россияне должны покинуть свои дома: ВСЕ Самолет из Пхукета в Сочи задымился: срочные новости В жутких муках умер рабовладелец, который кошмарил всю деревню В России в своей машине нашли мужчину с отрезанными ушами Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/03/...

В «Церковной истории» Филосторгия говорится, что Моисей покарал Ианния и Иамврия язвами и умертвил мать одного из них ( Philostorgius. Hist. eccl. 9. 2//PG. 65. Col. 568C). В «Деяниях Пилата» отмечается, что египтяне почитали Ианния и Иамврия как богов, но они сами и те, кто им поклонялись, погибли, поскольку их знамения были не от Бога (Acta Pilat. 5. 1). В «Завещании Соломона» один из демонов говорит, что Ианний и Иамврий вызывали его (Test. Solom. 25. 4). В «Вопросах Варфоломея» сатана называет Ианния и Иамврия своими братьями (Quaest. Barth. (lat.) 2, 4. 50). Амброзиастер, комментируя 2 Тим 3. 8, писал, что Ианний и Иамврий были вынуждены признать, что через Моисея действует Бог ( Ambrosiaster. In 2 Tim 3. 8//PL. 17. Col. 494AB). В «Покаянии Киприана» диавол называет великого мага Антиохии «новым Иамврием» (Confessio seu Poenitentia Cypriani Antiocheni. 6//ActaSS. Sept. T. 7. P. 195-262; см.: BHG, N 452-461; BHO, N 228-232; BHL, N 2047-2054; Cipriano di Antiochia. Confessione: La prima versione del mito di Faust nella letteratura antica/Ed. S. Fumagalli. Mil., 1994). В «Лавсаике» рассказывается о том, как прп. Макарий Александрийский пришел к гробнице Ианния и Иамврия в саду и был встречен 70 демонами, к-рые пропустили его осмотреть место погребения ( Palladius. Hist. Laus. (Bartelink). 18). В греч. тексте «Деяний св. Екатерины» отмечается, что Ианний и Иамврий занимались некромантией ( Viteau J. Passions des Saints Ecaterine et Pierre d " Alexandrie. P., 1897. P. 7, 30, 33). Кроме того, Ианний и Иамврий упоминаются у свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 2. 41), в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. 8. 1. 6), у Иоанна Малалы ( Ioan. Malal. Chron. 30), в Житии Стефана Младшего (IX в.) (BHG, N 1666). В Талмуде содержится пассаж, в к-ром Иохана и Мамре спрашивают Моисея, зачем он пришел в Египет, полный чудес, со своими чудесами (букв.- «Зачем ты привез солому в Афараим?!» (Менахот 85а); Афараим - богатый хлебом город в долине Иордана). В Мидраше Танхума (Ки Тиса 19) сказано, что 2 известных егип. колдуна, Юнус и Юмбрус, вышли из Египта в составе эрев рав (язычников, примкнувших к избранному народу) и что они были главными лицами в истории с золотым тельцом. В ряде мест фигурирует еще некая колдунья Иохани (Сота 22а; Звахим 62b). В Таргуме Псевдо-Ионафана на Исх 1. 15 упоминаются 2 мага, к-рые толкуют сон фараона, предсказывают рождение Моисея и помогают Валааму (их имена приводятся в толковании на Исх 7. 11 и Числ 22. 22).

http://pravenc.ru/text/200377.html

Не только пророчества готовили избранный народ к приходу Спасителя. Для этого Господь установил закон, который апостол Павел назвал «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24), и ежедневные жертвоприношения. Они приготовляли людей к восприятию величайшей голгофской Жертвы, которая была принесена ради нашего спасения. В духовно-нравственном мире имеются столь же незыблемые законы, как и в мире физическом, без которых невозможна духовная жизнь. Одним из таких законов является закон правды, требующий, чтобы каждое нравственное существо за заслуги получало воздаяние, за вину подвергалось наказанию. Человек повредил свою природу и стал пленником греха. Человечество не могло само выйти из этого гибельного плена. Бог должен был или оставить падшего человека, как существо виновное, под наказанием или спасти его. Любовь Божия определила последнее. Но как спасти падшее человечество? Выход из этого затруднения явила Премудрость Божия: совершается великая тайна Боговоплощения и Крестная смерть Сына Божия. Искупитель наш есть Единородный Сын Божий, равный Богу Отцу. Поэтому понятно будет, что Крестная Жертва Христова не только есть полнейшее и совершеннейшее удовлетворение правосудию Божию за все человеческие грехи, не только равноценна ценности всех человеческих душ, но имеет бесконечно высшую цену, так как бесконечно выше человека Тот, Кто принес за человека искупительную Жертву на Кресте. Когда в мир пришел Спаситель, ветхозаветная религия выполнила свое назначение. Господь наш Иисус Христос открыл нам тайны Царствия Небесного и установил Новый Завет, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной Крестной смертью Иисуса Христа как Спасителя мира, вступил в совершенно новый, по сравнению с ветхозаветным, период отношений с Богом: вместо закона – свободное состояние сыновства и благодати. Человек получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства как необходимого условия для спасения. Для этого и нужна религия, но уже новозаветная. Чтобы откровение, которое принес Господь наш Иисус Христос в мир, не только хранилось неискаженным, но и проповедовалось всему миру (см.: Мф. 28: 19), Он основал Церковь, которая, по слову апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Она не только хранит и дает правильное объяснение Священного Писания, в котором запечатлелись Богооткровенные истины, но из поколения в поколение передает Предание, оставленное святыми апостолами.

http://pravoslavie.ru/30726.html

Во-вторых, нам следует также знать, что Сам Бог " сошел " и явился на земле, пришло Слово Божие - Иисус Христос, " приняв образ раба " (Фил. 2, 7), и принесло нам истину, уже дополненную, завершенную и обновленную, так как Он Сам есть " путь и истина и жизнь " (Ин. 14, 6). Поэтому Христос, желая указать на человеческое неразумие, говорит: " А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога " (Ин. 8, 40). Именно эту истину Он передал апостолам, а те своим преемникам, епископам, всей Церкви (Апостольское Предание). Далее, после Вознесения Господня Бог посылает Церкви Утешителя, " Духа истины " (Ин. 14, 16-17), Который " наставляет на всякую истину " (Ин. 16, 13) членов ее. Итак, истина пребывает в Церкви: в этом нет сомнения. Это нам подтверждает и богодухновенный ап. Павел, когда говорит, что Церковь является " столпом и утверждением истины " (1 Тим. 3, 15)- Это тем более естественно, что Церковь - это Тело Христово (см. Еф. 5, 23 и Кол. 1, 18). Это значит, что тело, этот организм Церкви, имеет своей главой Христа. А если Христос как Бог является непогрешимым, то следует, что и Церковь как одно целое обладает непогрешимостью, является непогрешимой. Следовательно, сегодня на земле, во всей вселенной непогрешимым законодателем, учителем и судьей является Церковь, этот богочеловеческий организм Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Итак, когда Церковь высказывается как одно целое, высказывается непогрешимо. Здесь возникает следующий важный вопрос: когда Церковь высказывается как одно целое? Ответ прост и известен: когда она высказывается и принимает решения " на Вселенском Соборе " . Этот простой и, вероятно, известный ответ не так уж и прост в своем осознании и, особенно, в своем воплощении. Каким образом Вселенский Собор (разумеется, после того как он будет признан Вселенским) выражает полноту Церкви, и почему представляет всю Церковь? Чем это достигается? Вот этим немаловажным вопросом мы и постараемся сейчас заняться. Во-первых, Вселенский Собор составляется из всех правящих иерархов Церкви. Они в свою очередь представляют всех живых христиан своих епархий, а все вместе они представляют полноту " воинствующей и борющейся " Церкви на земле, т.е. видимую Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1187...

В пятом (майском) номере Журнала Московской Патриархии за 2013 год напечатан доклад протопресвитера Александра Шмемана Священному Синоду Американской Автокефальной Церкви. Его название - «О таинствах исповеди и причастия» (с.54-63). Я считаю эту публикацию ошибкой редакции Журнала Московской Патриархии, так как в докладе содержатся неправильные взгляды Шмемана на Православие вообще и на таинства исповеди и причащения в особенности. Его неправота и губительность для Церкви его взглядов особенно ярко высвечиваются в создаваемых по его рецептам общинах, руководимых священником Георгием Кочетковым, чья деятельность грозит Церкви расколом. Особенно опасно, что в своем докладе американскому священноначалию о. Шмеман высказывает свои неправильные взгляды несколько затушеванно, более скрыто, чем в других работах. Так, в книге о Евхаристии он утверждает, что Церковь «больна подспудной шизофренией» (см. Благодатный огонь, 2007, с. 4). А в статье: «Введение в литургическое богословие» - он утверждает, что в век Константина Великого и после него произошло «перерождение восприятия богослужения и отклонение от первохристианских духа и форм» ( Протопресвитер Михаил Помазанский. «Экуменика на фоне православной литургики»// Благодатный огонь, 2004, с.98 ). Статья отца Михаила Помазанского очень интересна, советую ее внимательно прочитать желающим разобраться в заблуждениях Шмемана. Я уже говорил об ошибках Шмемана в этом докладе в журнале «Благодатный огонь», 2008 на страницах 38-39 . Но новая публикация доклада в Журнале Московской Патриархии требует более подробного рассмотрения содержащихся в нем неправильных воззрений. К этому и приступим. Рассматриваемый нами доклад формально имеет 6 параграфов, а по сути - три части, по два параграфа в каждой. Первая часть, как бы предисловие, содержит такую основную мысль - нигде в мире не сохранилась подлинная Христова Церковь: мысль, прямо противоречащая Священному Писанию, утверждающему, что Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) и что «врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Эта мысль роднит Шмемана с Лютером и прочими протестантами. Подробнее об этом чуть дальше.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Какую же силу он имеет в виду? Он имеет в виду ту самую силу, о которой только что было сказано: Церковь есть столп и утверждение истины (см. 1 Тим. 3, 15). В Церкви хранится Божественная истина, и владеющий этой истиной имеет в руках ключ от своего счастья и от благополучия всего мира. Нет другого ключа — никаким другим ключом не открыть дверь благополучия, как только тем, который Бог дал Церкви, передав ей величайшую Божественную весть о спасении. Мы сильные тем, что знаем эту истину. Мы научены, у нас есть Слово Божие, мы каждый день можем читать это Слово, почерпать эту истину и применять ее к нашей повседневной жизни. Только не так, что мы, читая Слово Божие, умиляемся, а закрыв эту вечную книгу жизни и выйдя на улицу, тут же обо всем забываем. Но если истина Божественная, дарованная Церкви, становится нашим мировоззрением, нашим образом жизни, тогда мы действительно становимся сильными. Церковь несет весть о спасении всему миру. А кто же составляет Церковь? Это ведь не только иерархи и духовенство — это весь верующий народ, все те, кто знает эту истину, кто ею научен, кто ею живет, особенно же те, кто на опыте своем знает, чтó есть исполнение воли Божией, благой и совершенной. И ни одно слово не останется праздным, потому что нет праздных слов в Слове Божием, — все дано для спасения человека, для полноты жизни: здесь, на земле, как о том сказано в Евангелии от Иоанна, и в жизни вечной. А тяжело или легко нести попечение о бессильных? Тяжело, потому что бессильный может оказаться не таким уж бессильным. Он может быть вооружен своей ложной истиной, которую он воспринимает как свою собственную истину, и не всегда этот бессильный способен услышать голос Церкви. Более того, не всегда те, кто слышит голос Церкви, готовы его воспринять — нередко они обращаются к Церкви со словами упреков, недоумения, критики, иронии. Достаточно вспомнить совсем недавние времена, когда Божественное слово истины абсолютным большинством народа нашего не воспринималось как истина. Какое же должно было быть терпение у наших отцов и дедов, какая сила духа, чтобы открыто или скрыто обращать к миру это слово Божественной истины!

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1217305...

Кроме того, говорится далее, «хранителем истины, по учению Православной Церкви, является весь церковный народ, а не одни архиереи. Поэтому в ситуации, когда те, кому Сам Бог велел возвысить свой голос в защиту истины, молчат, то возопили, согласно словам Спасителя (см. Лк. 19,40), церковные камни, т.е. мы, простые миряне. И Сам Бог велел нам вопить до тех пор, пока истина не установится в Церкви, которая есть " Церковь Бога жива, столпъ и истины " (1 Тим. 3, 15)». «Итак, Лукияник не нарушил ни одного из указанных Вами канонических Правил», - утверждают авторы письма. Что же касается обвинений Лукияника в том, что он «сеет страх и панику в связи с персональной идентификацией граждан», то, обращают внимание авторы обращения, «Сам Господь Иисус Христос завещал нам быть духовно бдительными». «И вот на наших глазах начинает исполняться Апокалипсис - вводится в широкий обиход число имени антихриста 666, а принятие ИНН в штрих-кодовом изображении с этим скверным числом становится условием доступа к материальным благам, а Вы называете действия православных христиан, не желающих принимать эти оскверненные номера (т.е. проявляющих духовную бдительность) паникой и страхом. Что это: духовная слепота или сознательное противление истине? Поймите, наконец, что не боятся православные христиане ни ИНН, ни штрих кода, ни числа 666. Но они не желают все это принимать, чтобы не оскверниться нечистым антихристовым духом, чтобы быть духовно чистыми и трезвенными перед Богом. А панику и страх в связи с ИНН, штрих-кодами, чипами и новыми паспортами сеют провокаторы, которые специально засланы в среду православных борцов с глобализмом. И Вы, имея благодать рукоположения и хиротонисания, должны это понимать как никто другой и не причислять всех православных, выступающих против ИНН и вообще против духа сего, к этим провокаторам в Церкви. Но почему-то Вы приписываете действия этих провокаторов всему СПБУ и лично его председателю Лукиянику, что не соответствует истине», - указывают авторы обращения.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/02/lu...

Основные различия этих воззрений на человека можно показать в следующих смысловых парах: самопроизвольно возникший биомеханизм vs творение по образу Божиему; тело vs дух-бессмертная душа-тело; смерть как окончание бытия vs жизнь в вечности после смерти; конечная сложность описания vs бесконечная сложность. Ещё какое-то время назад европейская медицина была христианской с соответствующим пониманием человека. В XXI веке Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей многогранной глобальной деятельности уже не видит бессмертной души, а оперирует понятиями физического и психического здоровья людей. Если у человека нет бессмертной души, а только «психическое здоровье», исчезающее со смертью, то очевидно ВОЗ уравнивает человека с животным. Тогда единственным критерием успеха для медицины является продление качественной земной жизни. Редактирование генома перед рождением или эвтаназия – всего лишь инструменты обеспечения качества проживаемого отрезка. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорится, что Церковь «уважая свободу выбора, призвана свидетельствовать о хранимой ею Истине и обличать заблуждения (см. 1 Тим. 3,15)… христиане оставляют за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам». Однако существует проблема, обозначенная в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где сказано, что развитие технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. В этом контексте в докладе на Научно-богословской конференции «Бог – человек – мир» 2023 года я предположил, что актуально создание текста, дающего догматическую формулировку человеческой природы также ёмко, как Символ веры дает исповедание Бога. На нескольких примерах из новостных лент прошедшего года можно показать важность богословского осмысления и формирования твердой общецерковной позиции по защите богоданной природы человека.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/07/pr...

Так вот, мы должны ясно понимать, что вступили в такую эпоху. И это не только провокация военных действий, но диавольское искушение, направленное на то, чтобы столкнуть братский народ в междоусобную брань. И потому сегодня наша общая молитва, молитва Русской Православной Церкви, чадами которой являются и русские, и украинцы, и белорусы, и все православные люди, которые живут на просторах исторической Руси, о том, чтобы всякая междоусобная брань прекратилась, чтобы наветы вражии исчезли, испарились, ушли из жизни и чтобы Русь развивалась как мощная православная общность людей, могущая противопоставить свою духовную жизнь и свой духовный опыт крайне опасным соблазнам, разлагающим человеческую душу и подталкивающим ее в пропасть греха. Эти соблазны, эти искушения сегодня испытывают на прочность православных людей, живущих на просторах всей Святой Руси, и моя молитва как Патриарха всея Руси сегодня в первую очередь о том, чтобы мир пришел на землю Русскую, чтобы междоусобная брань завершилась, чтобы не был нанесен великий ущерб духовному единству всех православных народов, живущих на просторах Святой Руси». «Конечно, особая ответственность ложится на тех, кому вручена обязанность защищать рубежи нашей Родины, ведь целиться могут куда угодно, но бить будут в Россию, - отметил Патриарх. - Она сегодня есть некий столп и утверждение истины (см. 1 Тим. 3:15). Эти слова были сказаны в отношении Церкви, но наш верующий народ, приняв умом и сердцем слово Божие, отметая на протяжении истории множество соблазнов политических, культурных, экономических и оставаясь свободным от этих соблазнов, сам по себе является тем, чтобы быть столпом истины. Только дай Бог нам всем удержаться в вере православной, воздерживаться от греха, чтобы мы могли быть такими столпами истины, воспринимая слово Божие и включая его в наше сознание, наше сердце и нашу жизнь». «Мы сегодня молились о всех наших военнослужащих и, конечно, особо о нашей гвардии, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - Мы молились о том, чтобы Господь дал силы тем, кто призван защищать Родину, укрепил их волю и, самое главное, укрепил в них сознание правоты того дела, которое каждый воин совершает, вставая на защиту своего Отечества. Своих родителей, своей семьи и своей земли, которую Господь вручил всем нам, жителям России».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/se...

Erasmus. Basel, 1928. S. 173. См.: Рим., 1, 14. 1 Кор., 3, 7. 2 Тим., 4, 2. Мф., 24, 42. См.: Мк., 5, 26. См.: 1 Кор., 12, 4. См.: Гал., 6, 2. См.: 2 Тим., 2, 23; 1 Тим., 1, 4; Тит. 3, 9. …с магическим колесом.— Речь идет о магических заклинаниях; ср.: Овидий. Любовные элегии, 1, 8, 7: «Ведает свойства и трав и льна на столе веретенном» (пер. С. Шервинского). …скептики…— имеются в виду не какие-либо конкретные представители скептической школы в философии, а люди, принципом мышления которых является сомнение, которые сомневаются в самом существовании истины, относятся с недоверием к любой определенности взглядов и считают, что надо воздерживаться от суждений о предметах, так как они человеку безразличны, и возможно не истинное знание, а в лучшем случае только вероятное. В склонности к скептицизму Лютер обвиняет и Эразма (ср.: Богуславский В. М. Скептицизм Возрождения и Реформация.- В кн.: Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981, с. 26 сл.). В «Гипераспистесе 1» Эразм приводит большое рассуждение о том, что он понимает под скептицизмом: «Не скептик тот, кто печется о том, чтобы знать, в чем правда, а в чем ложь, так как и название-то происходит от слова „размышлять " ». …академики.- Последователи философии Платона, который учил в роще героя Академа в Афинах. С III в. до н. э. они склонялись к скептицизму. …стоики.- Греческие и римские философы (III в. до н. э.-II в. н. э.), считавшие мерилом истины человеческую убежденность: стоицизм был близок Лютеру и своим фаталистическим пониманием необходимости. Миром правит рок и божество, человек остается рабом до тех пор, пока он не осознал необходимости: подчинившись необходимости, он обретает свободу. Плерофория — утверждение, увещевание; у Лютера— «pleropheria» (ср.: 1 Тим., 1, 5; Евр., 6, 11). См.: Рим., 10, 10. Мф., 10. 32 См.: 1 Пет., 3, 15. См.: 11н., 16, 14. Там же, 16, 8. См.: 2 тим., 4, 2. …Антикира…— известны два древнегреческих города с таким названием. Оба славились чемерицей - растением, излечивающим душевные болезни (ср.: Гораций.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010