18 Т. е. различие между первыми Евангелиями и Евангелием Иоанна представляется такое же, какое находится между Св. Историей и христианскою 19 догматикою. Общего между ними то, что как Св. История представляет догматы веры в событиях, так наоборот христианская догматика события царства Христова заключает в положения или члены веры. Напр. родословие И. Христа, историю его младенчества, молитву Гефсиманскую. 21 Напр.: 1, 16–18; 2, 9. 17. 21. 22; 3, 16 –21. 24. 35. 36; 4, 45; 6, 71; 7, 39; 12, 32–34; 18, 15; 21, 18 след. 22. 23. 22 Что первое соборное послание Иоанна собственно не есть послание, назначенное для каких-либо частных лиц и церквей, но есть нарочитое правило деятельности христианской, составленное, подобно Евангелию, в руководство для вселенской церкви, об этом можно с вероятностью заключать из того, что оно не имеет при себе написания, какое свойственно посланиям, и какого не забывал употреблять и Иоанн. См. 2Ин.1:1–3 ; 3Ин.1:1,2 . Апок.1:4–6 . 27 Гл. 3, 15; 6, 29. 35. 40. 47; 7, 37. 38; 8, 24. 46; 9. 35; 10, 38, 11, 25, 26. 42; 12, 36. 46; 14, 1. 6. 11; 16, 9; 17, 21; 20, 29. 58 Златоуст во 2 Бес. на Иоанна: «Желая научить, что Тот, о Ком он беседует, есть Единородный Сын Божий, (Евангелист), дабы не проложить пути мнению о страстном рождении, предупреждает сие самым наименованием Слова, показывая, что и рождается от Отца Сын, и бесстрастно. «Это и вообще нужно для простого народа, который часто самые священные вещи – представляет под грубыми символами, но тем более необходимо было в те времена, когда языческая плотская феогония была предметом веры почти во всем мире. 59 Спрашивают: откуда Иоанн заимствовал наименование Слова? из древних ли св. книг Иудейских (напр. Пс. 32, 6 . Прем. Сол. 9, 1. 2 Сирах. гл. 24 сн. Притч. гл. 8), или занял его y последователей Платона? Кажется, не заимствовал ни от тех, ни от других. Он прочел это, дотоле никому неизвестное имя на Верном и Истинном, когда на Патмосе принимал откровение о будущей судьбе церкви. См. Апок.19:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

9 Савл. См. 7,58 и ком. еще дыша угрозами и убийством. Савл уже помог расправиться со Стефаном и считал, что должен и в дальнейшем делать все, чтобы искоренить новое учение. 9 последующих сему учению. Другой перевод: «стоящих на этом пути». Выражение, равнозначное следующим наименованиям: «христиане» (оно встречается только в 11,26; 26,28; 1Пет. 4,16 ), «ученики» (ст. 10,19), «святые» (ст. 13), «все, призывающие имя Твое» (ст. 14) и «братья» (ст. 17,30). Слово «путь» указывает, что христианское движение состоит из последователей Иисуса, Который Сам есть Путь ( Ин. 14,6 ). Оно неоднократно встречается в Книге Деяний (13,10; 16,17; 18,25; 19,9.23). Петр ( 2Пет. 2,2 ) употребляет выражение «путь истины» (ср. Пс. 118,30 ) как определение христианской веры, в отличие от «пути, ведущего в погибель» ( Мф. 7,13 ). 9 свет с неба. Сверхъестественный свет, более яркий, чем свет южного солнца (26,13). 9 Савл, Савл. Имя, повторенное дважды, указывает на важность обращения (ср. Быт. 22,11; 46,2 ; Исх. 3,4 ; 1Цар. 3,10 ; Лк. 10,41; 22,31 ). гонишь Меня. Гонение на учеников Иисуса равнозначно гонению на Самого Иисуса ( Мф. 5,10–12 ; Ин. 15,19.20 ). 9 кто Ты, Господи. Греч, слово «кириос» может быть употреблено в значении «Господь» (т.е. Владыка Небесный) и «господин», «сударь» (т.е. вежливое, уважительное обращение). Хотя Савл только начинал понимать, кто такой Иисус на самом деле, ярчайший свет и голос с неба, вероятно, заставили его употребить слово «кириос» в его божественном значении Господь. Ср. Исх. 3,4 . 9 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос. В 22,9 Павел говорит, что они голоса «не слыхали». Греч, слово, переведенное как «голос», может означать и «звук». Спутники Павла слышали некие звуки, но не могли понять значение слов. 9 избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. Павел считал себя апостолом язычников ( Рим. 1,13.14 ), равно как Петр был апостолом для иудеев ( Гал. 2,8 ). Но Павел неоднократно проповедовал и иудеям, особенно в синагогах (9,20; Рим. 1,16 ; 1Кор. 9,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 вы меня к сему принудили. Павлу пришлось «хвалиться» своей слабостью из-за коринфян, которые, хотя и хорошо его знали, поверили лжеапостолам. 12 Признаки Апостола. По общепринятому мнению, «признаком апостола» было творение чудес «знамения, чудеса и силы», которые творил Павел. Однако в подтверждение своего апостольского авторитета Павел указывает на иные признаки, а именно: перемену жизни коринфян (3,2.3), безупречный характер его служения (6,3–10; 7,2; 8,20.21), его искреннюю любовь к основанным им церковным общинам (6,11.12; 7,3; 11,7–11) и его самоотверженное перенесение страданий (6,3–10; 11,23–33). Именно эти «признаки апостола» явно отличали его от лжеапостолов. Но из-за того, что «знамения, чудеса и силы» более ценились коринфянами, Павел неохотно упоминает об этом, отмечая, что его служение среди коринфян сопровождалось и такими явлениями. 12 в третий раз. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Первое посещение Коринфа во время второго миссионерского путешествия Павла описано в Деяниях (18,1–18). О втором не сообщается, но оно состоялось во время путешествия Павла в Ефес ( Деян. 19,1–41 ). я ищу не вашего. В отличие от тех проповедников, которые стремились получить материальное вознаграждение. 12 лукавством брал с вас. Возможно, противники Павла утверждали, что его внешнее бескорыстие было уловкой, имевшей целью обмануть коринфян. Павел отвергает это обвинение, так как никогда ничего не брал от коринфян лично или через других лиц (ст. 17). 12:18 Тит должен был прибыть, предваряя Павла (8,6.16.17). 12:19 Павел снова подчеркивает, что он высказался не ради собственной репутации или славы, а ради пользы Церкви и ради славы Божией. 12:21 Этот стих не означает, будто Павел страшится унизительного поражения перед лицом коринфян его оружие сильно силой Божией (10,3,4 и ком.; 13,3.4.10). Напротив, Павел до такой степени отождествляет себя с коринфской общиной, что сознает: если при следующем посещении он найдет некоторых ее членов (своих «детей», ст. 14) нераскаянными, он будет постыжен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ч.». 6) Тоже стих., изд. 2., знач. испр. и дополн., с 2 изобр. Уг. Б., ц. 7–10 к. 7) «На смерть Монарха – Отца, Царя – Миротворца», стих. ц. 1–3 к. 8) «Свящ. памяти в Бозе поч. Монарха – Отца, Царя – Миротв.», стих., д. 1–3 к. 9) «Блаж. памяти Свят. Б. Иосифа Семашко , М. Лит. и Вил.», стих., ц. 5–7 к. и 7–10 к. 10) «Из записок М. Иос. Сем.» – нет в прод. 11) «На см. В–пр. Димитрия, Архиеп. Херс. и Одес.», стих., цена 1–3 к. 12) «Блаж. нам. В–пр. Димитрия», стих., ц. 3–5 к. 13) «Поминки», сборн. стих., ц. 75 κ. – 1 р. и 1 р. – 1 р. 25 к. 14) «Св. нервоверх. Ап. Хр. Петр и Павел», речь. 15) «О деят. Бр. – хр. любви к ближнему», речь; нет в продаже. 16) «Два слова» по нов. Пережит. и перечувств., ц. 20–25 к. 17) «Свящ. Памяти Царя – Освоб. и Его славн. сподвижн.», слово, ц. 10–15 к. и 15–20 коп. 18) «За Крест Христов и Веру Святую», ц. 10–15 к. и 15–20 к. 19) «Отголоски современности» (две предш. брош. вм.), ц. 20–25 к. и 30–35 к. 20) «Слово в день 19 октября 1889 г.» – нет в прод. 21) «Слово в день Восш. на прест. Благоч. Гос. Имп. Николая Александровича», – нет в продаже. 22) «Слово в день Тезоимен. Госуд. Наслед. Цесарев. Георгия Александровича», – нет в прод. 23) «Привет. речь Орлов. Кафедр. Прот. П. Ф. Полидорову», – нет в прод. 24) «Слово при погреб. Свящ. Законоуч. А. И. Вознесенского », – нет в прод. 25) «Архим. Макарий Глухарев (К свед. о его личности и к материалам для его биографии)», – нет в прод. 26) «Блаж. памяти Архим. Макария, основ. Алт. миссии», стих., ц. 5–7 к. и 7–10 к. 27) «Почив. в Болховской Оптин. пуст. Архим. Макарий Глухарев, основатель Алтайской миссии», ц. 7–10, 10–15 и 15–20 к. 28) «Некоторые черты из жизни Архим. Макария во вр. пребывания его в Болхове», ц. 50–65, 40–55 и 75 к. – 1 р. Имеющиеся в продаже издания, из числа означенных здесь, можно получать у автора, Законоуч. Александр. Орлов. Реал. учил., а также в Орлов, книжн. магазинах, в Спб. в кн. м. И. Л. Тузова, в Москве, Туле, Воронеже, Белеве, Болхове, Мценске и других городах. Отдельн. оттиск из брош., печат. с разреш. Председ. Орловской Ученой Архивной Комиссии. Орел. 1897 г. Твпография С. А. Зайцевой. 1 См. «Труды Орлов. Учен. Архив. Коммиссии» 1894 г. вып. III, стр. 1–3 и 5–30, 5 IV, V и 17–20, и 1895 г, II. 3 и 51–100, и III. 2–4, 11–12 и 45–76. Читать далее Источник: Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария Глухарева во время пребывания его в Болховской оптиной, пустыни Орловской епархии/Собраны болхов. почитателями о. Макария и изд. с др. доп. сведениями под ред. свящ. Ильи Ливанского. - [Орел : Б. и., 1896. - 137 с. ]. (Отт. из «Тр. Орл. учен. арх. ком.» за 1896 г., вып. II.). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Сим оканчивается перевод из Анастасиевых ответов. Последняя статья в 154 ответе из преп. Максима Исповедника – о разлиии сшти и стьства по външьнимъ. За нею следует несколько глав, сродных с нею по предмету: Л. 223. еодора презвутера. раиуисьскааго о тхъжде . Нач. Сштьно бо им. Гл. 156. Сл. Bandini catalog. Laurent. Т. 1. р. 492. – Феодор Раифский жил в VII в. и был в переписке с Максимом Исповедником (Fabr. Gr. Т. 10. р. 430. 431.). О сходстве его логических и онтологических глав с диалектикою Иоанна Дамаскина было сказано при рассмотрении ркп., содержащей в себе это последнее сочинение. См. выше стр. 316. Л. 224. О стьств. Гл. 157. – 225 об. О собьств. Гл. 158. – 226 об. О лици. Гл. 159. – 229 об. О разлиии. Гл. 160. – 230. О сълаини. Гл. 161. – об. О Гл. 162. – 231. О имнии. и нестатъц (недостатке). Гл. 163. – об. О колиьств и о Гл. 164. Л. 232. О каьств и о Гл. 165. – об. О томь же къ ком. Гл. 166. – 233. О Гл. 167. – об. О Гл. 168. – 234. О съименьимь. и огллгоголании. Гл. 169. – об. О и диновидьныихъ. и и исломь Гл. 170.235 об. О Гл. 171.236. О Гл. 172. Тамже. Маимово о и о въсобием. Гл. 173. – 257. Тогоже о динении ко по дести бывать образъ. Гл. 174. Л. 237 об. Георьги хровьска о образхъ. Гл. 175. – Всех «образов творческих» т.е. тропов и фигур риторических 27, именно: 1. йнослови – λληγορα, 2. прводъ – μετφορα, 3. напотрби – κατχρησις, 4. прити – μετληψις, 5. прходьно – πρβατον, 6. възвратъ – ναστροφ, 7. съприти – συνεκδοχ, 8. сънти – σλληψις, 9. именотвори – νοματοποια, 10. сътворени – πεποιημνον, 11. въименомстьство – ντωνομασα, 12. отъимени – μετονομασα, 13. въсптослови – ντφρασις, 14. окргослови – περφρασις, 15. нестатъкъ – λλειψις, 16. изобили – πλεονσμος, 17. издрди – ξοχ, 18. лихорь – περβολ, 19. притъл – παραβoλ, 20. прикладъ – νιγμα, 21. отъдани – νταπδοσις. 22. лицетворь – προσωποποια, 23. сълогъ (или прилог) – πσρδειγμα, 24. поргани – ερνια, 25. поиграни – σαρκασμς, 26. посмьни – στισμς, 27. послдослови – στερολογα.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

21 Халеву. См. ком. к 14,6. 21 город убежища. См. ком. к 20,2. 21 Гаваон. См. ком. к 9,3. Жители Гаваона должны были служить в доме Божием (9,23 и ком.). 21:43–45 В этих стихах дано краткое резюме богословия всей Книги Иисуса Навина, а именно: Бог верен Своим обетованиям. 21 отдал Господь. На протяжении всей книги звучит мысль: земля обетованная дар Божий Израилю (см. ком. к 1,2). дать клялся отцам их. Верность Бога, о которой свидетельствует Книга Иисуса Навина это верность обетованиям, данным Аврааму, Исааку и Иакову. В Новом Завете эти обетования могут быть отождествлены с благовестием ( Гал. 3,8 ; см. Введение: Характерные особенности и темы). получил и ее в наследие. См. ком. к 1,11; 18,3. 21 покой. См. ком. к 1,13. никто... не устоял. Эти слова обобщают содержание гл. 1–12 и свидетельствуют о непреходящей силе обетования (1,5). врагов. См. ком. к 23,1. 21 Не осталось неисполнившимся ни одно слово. Нет никакого противоречия в том, что книга одновременно говорит и о полном овладении землей обетованной (10,40–42; 11,23; 21,43–45 и ком.; 23,1.14), и о незавершенности ее завоевания при жизни Иисуса Навина (13,1–7; 15,63; 17,12.13; 18,3; 23,5). Хотя оставалось еще много земли, которой надлежало овладеть, во дни Иисуса Навина Бог доказал неизменную верность Своим обетованиям (см. ком. к 13,1). дому Израилеву. Израиль понимается как единое целое (см. ком. к 1,12–15; 13,8–33). Глава 22 2224,33 В трех завершающих главах книги трактуется тема верности Израиля Богу, явившему милость Своему народу и доказавшему верность Своим обетованиям. 22 колено Рувимово... колена Манассиина. См. ком. к 13,8–33. 22 успокоил. См. 21,44; 1,13 и ком. 22 исполнять... любить... хранить. Здесь содержится краткое наставление, как надлежит человеку отвечать на милость Божию. 22 благословил. См. 14,3 и ком. к 8,33. 22 возвращаетесь. Слова благословения, которые произносит Иисус Навин, звучат в форме императива (ср. Быт. 1,28 ). Повиновение этим повелениям уже суть благословение. 22 из Силома. См. ком. к 18,1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17 чей сын этот юноша? Этот вопрос и ответ на него Авенира звучат, на первый взгляд, странно. Если считать, что события, описываемые в гл. 16, предшествовали изложенным в гл. 17 (а это представляется вполне достоверным, ввиду сообщаемого в 17,15 и 18,2), то этому вопросу можно найти три объяснения. Во-первых, несмотря на то, что имя отца Давида было единожды названо Саулу (16,18), а Давид служил царским телохранителем (16,21), Саул мог быть мало осведомлен о семье Давида. Во-вторых, после того как он обещал столь многое победителю Голиафа (17,25), Саулу, естественно, хотелось знать, из какой семьи происходит его возможный зять и чей дом будет «свободным в Израиле». В-третьих, заинтересованность Саула могла объясняться тем, что ему прежде уже было сказано: «отторг Господь царство... от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (15,28). Т.е. он мог задаться мыслью: уж не этому ли выдающемуся юноше передано его царство? См. 18,8 и ком. Глава 18 18 не позволил ему возвратиться. См. ком. к 17,15. 18 снял Ионафан верхнюю одежду свою. Саул и Ионафан выделялись среди прочих израильтян тем, что только у них двоих имелись мечи и копья (20,31). Передача же Ионафаном своих одежд и оружия Давиду означает не только его доброе отношение к нему, но и то также, что сын Саула видит в Давиде Божиего избранника, которому суждено сменить на престоле его отца (ср. 23,17). 18 ему недостает только царства. Саул чувствует, что Давид и есть тот «ближний», которому Богом передано его царство (см. 15,28 и ком.; 17,55). 18 злой дух. См. ком. к 16,14. 18 потому что Господь был с ним. См. 16,18 и ком. а от Саула отступил. См. 16,14 и ком. 18:13–16 Удаляя от себя и понижая в воинском чине Давида, Саул, по всей видимости, стремился принизить его в глазах народа. Однако замысел Саула привел к противоположному результату: Давид стал ближе к народу, так что «весь Израиль и Иуда» полюбили его, «ибо он выходил и входил пред ними» (т.е. был впереди, когда они шли на битву). 18:17–19 Ввиду того, что Давид стал чрезвычайно популярен у народа, Саул уже не мог более откладывать исполнение обещанного им победителю Голиафа (17,25). Однако Саул выдвигает новое условие: женившись на его дочери, Давид должен был остаться при нем, дабы вести «войны Господни» (ст. 17). Услышав предложение Саула, Давид не дал ему определенного ответа (ст. 18), но не потому, что хотел устраниться от войн Господа, а лишь следуя принятой в такой ситуации манере поведения (ср. 9,21). В последнюю минуту, однако, Саул изменяет свое решение (видимо, под предлогом нерешительности Давида) и отдает Мерову другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 блудницу. И вновь Самсон нарушает завет (14,2). 16 новыми веревками. См. 15,13. 16 как же ты говоришь. См. 14,16.17. 16 от чрева матери моей. См. 13,5. если же остричь меня. Самсон игнорировал все требования назорейского обета, кроме ношения длинных волос (см. ком. к 13,1 16,31), наивно полагая, что в волосах его сила. Истинная же сила была в Духе Господнем (ст. 20). 16 Господь отступил от него. Дух Господень оставил Самсона (13,25; 14,6.9; 15,14). По милости Своей Господь оставался с Самсоном, пока не исчез последний знак его назорейского обета (см. ком. к 16,1–22). Как и Саул (ср. 1Цар. 15,23 ), Самсон лишился Духа Господнего за свою непокорность: опорой его был Бог, а не магическая сила его волос. 16 бог наш предал. Действуя через судей израилевых, Бог был тем Судией, Который предал Свой народ во власть угнетателей за грехи его (ст. 20). Только поэтому, а не благодаря могуществу своих богов, языческие народы смогли одолеть Израиль (2,14.15). 16 о Боже! См. 15,18. Мотивы Самсона были эгоистическими (месть за то, что он был ослеплен), но Бог слышал его крик веры. В ответе на молитву Самсона была явлена милость Божия (10,10–16; 15,18). 16 было умерших... более, нежели сколько умертвил он в жизни своей. См. ком. к 13,1–16,31. Глава 17 1718,31 Заключительный раздел Книги Судей израилевых состоит из двух частей, в первой из которых повествуется об идолопоклонстве сынов Дановых. Повторяющиеся фразы «В те дни не было царя у Израиля» (17,6; 18,1) и «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17,6) соединяют эту часть с последующим повествованием (19,1 21,25). Последние главы книги рисуют картину падения Израиля. 17 тысяча сто сиклей серебра. Такое же количество серебра каждый филистимский правитель обещал дать Далиде (16,5). 17 посвятила Господу... чтобы сделать из него истукан и литый кумир. В этих словах звучит горькая ирония: даже сделанное из добрых побуждений приношение Господу (в виде серебряного истукана) было нарушением второй заповеди (см. ком. к 17,1–18,31; Втор. 5,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18 третью часть. Тактический военный прием (см. 1Цар. 11,11 ). Авессы. См. ком. к 2,18. Еффея. См. 15,19–22. 18 не ходи. Военачальники Давида разделяли высказанное ранее Ахитофелом мнение о том, что гибель царя неизбежно обрекает войско на поражение (17,2.3). 18 у ворот. Т.е. у ворот Маханаима (17,24.27). См. ком. к 19,8. 18 в лесу Ефремовом. Земли колена Ефремова располагались к западу от Иордана, однако настоящий контекст предполагает, что «лес Ефремов» находился за Иорданом, вероятно, в окрестностях Маханаима. Ефремляне могли распространить свои владения на восточный берег Иордана благодаря войнам. 18 и лес погубил народа больше, чем сколько истребил меч, в тот день. Другие примеры того, как сама природа оказывалась на стороне тех, кому в битве сопутствовал Господь: Нав. 10,11–14 ; Суд. 5,20.21 ; ср. 5,24; 22,8–16; 1Цар. 2,10; 7,10; 12,17.18; 14,15 . 18 он был на муле. Мул являлся традиционным средством передвижения членов царского рода (13,29; 3Цар. 1,33 ). Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба. См. ком. к 14,25.26. Не столь важно, каким именно образом случилось так, что Авессалом оказался висящим «между небом и землей», важнее в данной связи тот факт, что, согласно Втор. 21,23 , «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». 18 я дал бы тебе. Эти слова Иоава можно понимать либо как сожаление об упущенной возможности убить Авессалома, беспомощно висящего на дереве, либо как предложение вознаградить собеседника, если тот теперь пойдет и убьет его. В любом случае ясно, что Иоав с легкостью готов преступить запрет Давида (ст. 5). 18:12–13 Очевидно, что человек, видевший Авессалома, не разделяет отношения Иоава к приказу Давида, закономерно заключая, что если он и убьет Авессалома, то вся тяжесть вины падет именно на него, а Иоав останется в стороне. 18 И затрубил Иоав трубою. См. ком. к 1Цар. 13,3 . 18 огромную кучу камней. Обычай погребения недругов и преступников ( Нав. 7,26; 8,29 ). 18 поставил себе памятник. Ср. поступок Саула в 1Цар. 15,12 . Повествователь с горькой иронией упоминает о памятнике, воздвигнутом для себя Авессаломом, противопоставляя ему могилу под «огромной кучей камней» (ст. 17). Уже видя себя царем Израиля, Авессалом при жизни воздвиг в свою честь памятную стеллу; но в памяти поколений он остался как изменник, чьей могилой стала груда камней. Упомянутый в данном стихе «памятник Авессалома» не следует путать с сохранившейся до наших дней позднеантичной «гробницей Авессалома» в долине Кедрона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 кости Иосифа. См. Быт. 50,25 . 13 в Ефаме. См. ком. к 13,18. 13 облачном... огненном. Облако и огонь являются символами непосредственного Божиего присутствия (3,2 и ком.; 33,9.10; 40,34–38; Чис. 9,15–22; 11,25 ; Пс. 98,7; 104,39 ). Бог не только пребывает с Израилем, Он день и ночь ведет Свой народ. Глава 14 14:2 См. ком. к 13,18. Все перечисленные в этом стихе города находились к востоку от Раамсеса. 14 А Я ожесточу сердце фараона. См. ком. к 11,10. 14 колесницу. Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами, а богиня Сехмет покровительствовала фараону в походах. 14 сыны Израилевы оглянулись. Ср. Быт. 19,17 . Повеление «Не оглядывайся назад!» в духовном смысле остается непреложным. Все дальнейшие проблемы народа Израилева (40 лет странствий в пустыне) связаны именно с тем, что они постоянно «оглядывались назад» на Египет и на все, что с ним связано. 14 сказали Моисею. Мятежное настроение и недовольство Израиля Божиим руководством являются постоянной темой книги Исход (15,21.24; 16,3; 17,2; 32,1). 14 не бойтесь. Господь, устами Моисея, учит Свой народ не страшиться человека ( Втор. 1,29 ), но бояться Бога ( Лев. 25,17 ; Втор. 6,13 ; Притч. 3,7; 24,21 ; Еккл. 5,6; 12,13 ). 14 Господь будет поборать. С этого момента Господь открывается Израилю как Муж брани, и именно в этом качестве Он воспевается в гл. 15. Израиль называл Господа «Бог воинств Израильских» ( 1Цар. 17,45 ), а также «Господь Саваоф», т.е. Господь небесных сил, Творец израильских побед. Существовало и более раннее повествование о завоеваниях Израиля под руководством Господа, которое называлось «Книгой браней Господних» ( Чис. 21,14 ). Богословская тема Священной войны (или войны Иеговы) находит свое выражение и в Ветхом, и в Новом Заветах. 14 вопиешь. Молитва Моисея была услышана. 14 подними жезл твой. Жезл Моисея, который принес Божий казни Египту, теперь принесет спасение израильскому народу. 14 Ангел... столп облачный. Ангел Господень отождествляется с присутствием Самого Бога в столпе облачном (23,20–22). В книге Бытие Ангел Господень непостижимым образом отождествляется с Самим Богом ( Быт. 16,7.13; 18,2.16.17.22; 21,17.19; 32,24.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010