17 в ворота. Если народ пренебрежет послушанием, то место, где было нарушено празднование субботы, будет уничтожено в первую очередь. возжгу огонь... чертоги. Ср. Ам. 1,4.7.10 . Глава 18 1820,18 Подобно тому, как гончар заново лепит неудавшийся сосуд, Господь изменит Свой народ, послав ему испытание пленом (18,1–17). Иеремия изображает суд Господень, разбивая глиняный кувшин (19,1–15), и неугодная людям проповедь навлекает на него жестокие преследования (18,18–23; 20,1–18). 18 в дом горшечника. Бесспорно, место, куда должен направиться Иеремия, находится в Енномовой долине возле ворот Харшиф (см. 19,2). 18 на кружале. Кружало представляло собой два каменных круга, закрепленных на вертикально стоящей оси. 18 развалился. См. 13,7, где то же самое древнееврейское слово относится к льняному поясу. 18 дом Израилев. Напоминание о том, что промысел Божий относится ко спасению всего избранного народа. 18 народ Мой оставил Меня. Ср. 2,32. кадят. См. ком. к 11,12. пути древние... по стезям пути непроложенного. См. ком. к 6,16. 18 восточным ветром. Ср.4,11. спиною, а не лицем. См. Исх. 33,23 и ком. В данном случае смысл стиха в утрате благоволения Божиего (ср. 2,27). 18 воздавать злом за добро. Ср. Пс. 34,12 ; 1Пет. 2,19–24 . роют яму. Метафора замышляемого убийства (ст. 22). См. 37,16; 38,6. стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе. См. ком. к 15,1. 18 голоду... мечу... смертью. Иеремия призывает кару на головы собственных врагов (14,12). Слово «смерть» здесь равнозначно «моровой язве». 18 яму. См. ст. 20 и ком. сети. См. Пс. 139,5; 140,9 . Глава 19 19 в долину сыновей Енномовых. См. 18,2. у ворот Харшиф. Т.е. у ворот, которые вели из города на юг (возможно, это и есть Навозные ворота из Неем. 2,13 ). 19 бедствие... зазвенит в ушах. Ср. 4Цар. 21,12 , где речь также идет о каре, которой подвергнутся Иудея и Иерусалим. 19 накормлю их плотью... своего ближнего. Случаи каннибализма имели место во время осады Иерусалима в 586 г. до Р.Х. войсками Навуходоносора ( Плач 2,20 и ком.) и в 70 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Раскаяния в том не будет у Меня. Эти слова относятся к древнему, а не к новому Израилю (см. ком. к ст. 14). 13 Ефрем. См. ком. к 4,17; 13,1. плодовит. Игра слов: «Ефрем» означает «плодовитый». восточный ветер. См. 12,1 и ком. Здесь образ восточного ветра разрушительной силы служит символом Ассирии, которая вторгнется в Израиль в 734 г. до Р.Х., завоюет его и уведет в плен его народ в 722–721 гг. до Р.Х. ветер Господень. Об Ассирии как орудии Божией воли см. также Ис. 10,5–10 . опустошит. См. 4Цар. 17,20 ; ср. Ис. 17,14 ; Наум 2,9 . Глава 14 14 падут... разбиты... рассечены. Метафоры разрушения сменяются конкретными пророчествами. Самария. См. ком. к 7,1. младенцы... беременные. См. 10,14 и ком. 14:2–10 Осия увещевает Израиль признать свои грехи и покаяться в них, чтобы вновь получить благословение Божие. 14:2–4 Здесь пророк обращается к народу с призывом к раскаянию, которое будет угодно Богу и принесет Его благословение (ст. 5–9). 14 Обратись. Этот повторяющийся на протяжении всей книги призыв к обращению к Богу (2,7; 3,5; 6,1; 7,10.16; 12,6; Втор. 30,1–10 ) теперь адресуется тем, кто уже совершил грехопадение (см. Введение: Особенности содержания и темы). 14 Возьмите... молитвенные слова. От людей требуются искренние слова покаяния и покорность, а не показные жертвоприношения (5,6; 6,6; 8,13). См. ст. 3,4. жертву уст наших. См. Притч. 12,14; 13,2 ; Евр. 13,15 . 14 Ассур... на коня... боги наши. Израиль должен был перестать полагаться на мощь других государств (напр., 5,13; 7,11; 12,1), свою собственную военную силу (напр., 10,13; ср. Пс. 32,16.17 ) и неортодоксальную и синкретическую религию (напр., 2,8.13;3,1;4,12;8,5.6; 10,5.6; 13,2). милосердие для сирот. Ссылка на прозвучавшую ранее тему утраты и возвращения любви, которая иллюстрировалась историей женитьбы Осии (3,1) и образом его дочери Лорухамы (1,6; 2,1.23). См. Введение: Особенности содержания и темы. 14 Уврачую. Обетование исцеления начало исполняться, когда Израиль возвратился из вавилонского плена. В еще большей степени оно исполняется в Иисусе Христе и Его Церкви и окончательно исполнится при Его Втором пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

33:1–10 Данный подраздел в основном соответствует тексту 4Цар. 21,1–9 . 33 Манассия ... пятьдесят пять лет царствовал. Манассия царствовал в 69796–94342 гг. до Р.Х. Из царей Иудеи он правил дольше всех. 33 подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь. См. 33,9; подобное выражение летописец употребляет и в связи с Ахазом (28,3). Грехи Манассии были столь велики, что он заслуживал наказания, равного тому, которое было обрушено Богом на амореев, изгнанных Им из Ханаана ( Быт. 15,16 ). 33 имя Мое. См. 33,7 и ком. к 1Пар. 13,6 . 33 проводил сыновей своих чрез огонь. Еще одно сходство Манассии с Ахазом (см. ком. к 28,3 и 33,2). 33 если только. Условия, соблюдением которых определялось исполнение обетования, данного Богом Давиду, оставались в силе и во дни Манассии. рукою Моисея. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 33 говорил Господь. Летописец лишь упоминает об эпизоде, описанном в 4Цар. 21,10–15 , не вступая в противоречие с источником. 33 царя Ассирийского. Этим царем мог быть либо Асархаддон (681–669 гг. до Р.Х.), либо Ассурбанипал (669–627 гг. до Р.Х.). в Вавилон. Возможно, Манассия принял участие в восстании (652–648 гг. до Р.Х.) против Ассурбанипала. 33:12–13 Молитва Манассии и его возвращение на царство ассоциируются с молитвой Соломона (6,36–39) и обращением к нему Господа (см. ком. к 7,13–15). 33:14 Успешное осуществление Манассией строительных работ, упоминаемое летописцем, свидетельствовало о том, что теперь царю сопутствовало Божие благословение (см. ком. к 1Пар. 11,4–9 ). 33:14–16 См. 17,1–6. 33 все капища. По словам летописца, преобразования Манассии завершились полным успехом, однако автор книги Царств сообщает, что Иосия вместе с прочими языческими жертвенниками разрушал и те, которые были воздвигнуты Манассией ( 4Цар. 23,12 ), т.е. Манассия не был до конца последователен в осуществлении своих преобразований. 33:18–19 в записях царей Израильских ... в записях Хозая. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. 33 почил... с отцами своими. См. ком. к 21,19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 кто неразумен. См. 1,4 и ком. скудоумному. Букв.: «нищему сердцем», т.е. человеку, не способному правильно мыслить и поступать (см. 10,21). 9 идите, ешьте. См. Ис. 55,1.2 . Вкушение жертвенной пищи позднее приобрело эсхатологическое значение небесного пира праведников ( Мф. 22,1–13; 26,29 ; Откр., гл. 19). 9 оставьте неразумие. См. 1,4.22. и живите. См. 3,2.18; 8,35 и ком. 9:7–12 В этих стихах упор делается не столько на само решение человека войти в дом премудрости или, наоборот, выбрать путь безрассудства, сколько на образ жизни, который определяет это решение. 9 Поучающий кощунника. В отличие от человека, которому непонятны либо неизвестны границы дозволенного, кощунник упорствует в своем безрассудстве, сознательно выбирая зло. наживет себе бесславие. Для того, чтобы исправить такого человека, необходимо нечто большее, чем упреки. 9:8 Этот стих имеет структуру антитетического параллелизма: две его части представляют контраст, противопоставление. Не обличай кощунника. См. ст. 7 и ком. обличай мудрого. В то время как глупец избегает мудрости, разумный человек радуется любой возможности уберечься от безрассудства и приобщиться к мудрости. 9:9 Однажды выбрав путь премудрости, человек непрестанно приобщается к ней, пополняя свои знания (ср. Мф. 13,10–15 ). 9 страх Господень. См. 1,7 и ком. 9:11 См. 3,2 и ком. 9 мудр для себя. См. 3,13–18; 4,9–11; 8,35. 9 воды краденые. Т.е. все недозволенное, в особенности незаконная половая связь (ср. изображение обольстительницы в гл. 5 и 7). утаенный хлеб. Смысл этих слов распространяется на всякий совершенный в тайне недозволенный поступок. 9 мертвецы. Евр.: «рефаим» «тени». Слова с этим же корнем отмечены в восьми случаях, причем исключительно в поэтических текстах (см. 2,18). преисподней. Евр.: «шеол» (см. 1,12; 2,18; 5,5; 7,27 и ком.). Место, попав в которое человек, хотя и не испытывает мук, но навеки теряет животворящую связь с Богом. Глава 10 1022,16 Данная часть книги состоит преимущественно из предложений-пословиц. Нет оснований считать, что эта разновидность литературы мудрости появилась раньше или, наоборот, пришла на смену наставлениям, из которых состоят гл. 1–9. Это сосуществовавшие одновременно виды учительной словесности, и каждый имел свое собственное назначение. Было бы ошибочно усматривать в этих пословицах изложение статей закона применительно к различным житейским обстоятельствам. Вероятнее всего, они отражают представления людей того времени о том, как следует вести себя в конкретных жизненных ситуациях. В основе пословиц лежит убеждение в том, что земные знания и полученная в откровении Божием премудрость в своей совокупности учат народ Божий умению различать среди множества явлений и событий высший порядок, наполняющий жизнь смыслом. Запечатленная в пословицах мудрость с особой отчетливостью показывает необходимость надлежащим образом осмысливать и использовать полученные знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10:28–39 Эти стихи повествуют о победах израильтян над городами южной части Ханаана. Разрушенные израильтянами хананейские города, подвергшиеся суду Божию, были одновременно предупреждением и для самого Израиля (1,2). Лейтмотивом данного фрагмента является тема единства Израиля, руководимого Богом и ведомого Иисусом Навином. Глава 11 11:1–23 Это завершение повествования о том, как народ израильский овладел землей обетованной (ст. 16–23). 11:1–4 Ср. 10,1–5. 11:1 Услышав. См. ком. к 3,9. Иавин, царь Асорский. Асор был важным городом северной Палестины (ст. 10); Иавин возможно, наследственный титул его правителей ( Суд. 4,2 ). 11 на равнине. В долине реки Иордан. Хиннарофа. Хиннароф (Киннереф) одно из названий Галилейского моря (Геннисаретского озера), 12,3. в Нафоф-Доре. Побережье Средиземного моря. 11 к Хананеям... к Иевусеям. См. ком. к 3,10. 11 многочисленный народ. Никакая угроза, исходившая от хананеев, не помешает исполнению обетования Божиего. 11 не бойся. Обетование Божие (1,2.3.9) вновь обещает победу, казалось бы, невозможную в сложившейся ситуации (ст. 4,5; ком. к 8,1; 10,8). Я предам всех. Это выражение в древнееврейском языке имеет эмфатический характер. Оно идентично фразе «Я даю» (1,2). 11 предал... Господь. См. ст. 6. 11 предав заклятию. См. ком. к 6,16. 11 как повелел Моисей, раб Господень. Успех завоевателей здесь напрямую связан с выполнением указаний Моисея. Но повеления Моисея это повеления Самого Господа, ибо Моисей был рабом Господним (см. ком. к 1,1–18; а также 1,1.3; 5,15 и ком.). Тем самым указывается на тесную связь между обетованиями и велениями Божиими, так что вера и послушание Господу неразрывны (см. 1,7 и ком.). 11 всю... землю. В принципе, вся земля уже принадлежала израильтянам, хотя по факту «земли брать в наследие остается еще очень много» (13,1). 11 Долгое время. Эти слова указывают на то, что повествование в предшествующих главах является чрезвычайно сжатым. 11 мир. Т.е. мирный договор (см. 9,6.15). 11 от Господа было то, что они ожесточили сердце свое. Бог ожесточил сердца людей, дабы были исполнены Его замыслы. Тем не менее, этот акт Божией воли не противоречит Божественной справедливости и не исключает ответственности человека (ср. Исх. 10,1,2 ; Рим. 9,14–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 страшным для всех народов. Летописец подчеркивает, что Давид снискал международную известность и признание (см. ком. к 14,1). В сражениях с врагами Давид одержал славную победу; в его победе соседние народы увидели проявление Божественной силы и устрашились ( Нав. 2,11 ; 2Пар. 17,10; 20,29 ). Глава 15 1516,43 В рассказе об успешном перенесении ковчега в Иерусалим и устроенном по этому поводу праздновании летописец следует 2Цар. 6,12–19 (15,25 –16,3), от себя добавляя о сделанных Давидом назначениях левитов и об установленном им порядке богослужения. 15:1–24 Летописец обращает внимание (15,2.13–15) на то, что в этот раз Давид переносил ковчег, соблюдая все требования закона Моисеева ( Исх. 25,12–15 ; Втор. 10,8; 18,5 ). 15 устроил... скинию. Скиния с ковчегом в тот момент еще находилась в Гаваоне (16,39). Давид, таким образом, устроил новую скинию. 15 всех Израильтян. См. ком. к 11,1. 15:4–10 Для богослужения Давид созвал представителей всех трех ветвей рода Левия (потомков Каафа, Мерари и Гирсона). С точки зрения летописца, сделанные Давидом назначения левитов важны в качестве образца для восстановленной общины (см. ком. к 6,1–53). 15 Садока и Авиафара. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида. Первый из них служил при скинии Моисеевой в Гаваоне (16,39), второй в Иерусалиме (18,16; 27,34). Позже Авиафар, выступивший на стороне Адонии, был отстранен Соломоном от священства ( 3Цар. 1,7; 2,26.27 ). С точки зрения летописца, именно потомки Садока представляли собой род первосвященников (см. ком. к 6,1–15.48–53). 15 не взыскали Его. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 15 как заповедал Моисей. См. ком. к 16,40. 15:16–24 От себя, помимо сказанного в книге Царств, летописец добавляет подробности, касающиеся музыки и пения, которыми сопровождалось перенесение ковчега. К богослужебным музыке и пению он вообще проявляет значительный интерес (см. 6,31–47; 9,15.16.33; 13,8; 15,28; 16,4–6; 23,5; 25,1–7; 2Пар. 5,12.13 ), который объясняется его заботой о том, чтобы в восстановленной общине храмовое богослужение было организовано должным образом (см. ком. к 6,1–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7:2–5 Израиль, в противоположность тому времени, когда посылались соглядатаи (гл. 2) и завоевывался Иерихон (гл. 6), находится в немилости у Бога, поэтому и происходящие события приводят к иному результату. 7 из Иерихона ... в Гай. Израильтяне двигались на запад, в холмистую центральную часть страны. Беф-Авена. Букв.: «дом ничтожества», или «дом нечестия». осмотрите. Ср. 2,1. 7 не весь народ пусть идет. Ср. 2,24. 7 тридцати шести. Страх и отчаяние в большей степени вызваны самим фактом гнева Господнего, нежели количеством убитых. сердце народа растаяло. Непокорность народа привела к тому, что израильтяне оказались в такой же ситуации, в какой были хананеи (2,11; 5,1). 7 разодрал одежды свои... посыпали прахом головы свои. Выражение скорби (ср. Иов 1,20; 2,12 ). ковчегом Господним. Израильтяне скорбят о том, что, как им кажется, не осуществились обетования завета, символом которых являлся ковчег завета (3,3.17; 4,16; 6,5 и ком.). В своей молитве (ст. 7–9) Иисус Навин будет взывать к этим обетованиям (10,6 и ком.). 7:7–9 Иисус Навин молится за Израиль, как это делал Моисей ( Чис. 14,13–19 ). 7 Аморреев. См. ком. к 2,10. 7 услышат. См. 9,3 и ком. имя наше. Обетование, данное Аврааму, включало «великое имя» ( Быт. 12,2 ). В своей молитве Иисус Навин основывается на обетованиях Божиих. имени Твоему великому. Исх. 32,12 ; Чис. 14,13–16 ; Иез. 36,16–23 . 7 Израиль. Корпоративное единство Израиля подчеркивается на протяжении всей главы: грех одного человека (ст. 15) навлекает вину на все общество (22,18). согрешил. Проявил неподчинение Богу. Каждое согрешение является проявлением первородного греха ( Быт. 3,6 ). См. ст. 21 и ком. преступили... завет Мой. Разъяснение природы греха. Понятие Божиего завета включает Его верность Своим обетованиям и соответствующие этой верности обязательства тех, кому обетования Божий были даны (см. 3,3 и ком.). из заклятого. См. 6,16,17 и ком. 7 подпали заклятию. Т.е. «предназначены на поражение». Причина поражения израильтян при Гае заключалась не в отказе Бога от Своих обетовании (7,6 и ком.), а в их неподчинении Богу, из-за чего они, подобно хананеям, «подпали заклятию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт. 12,1–3 , где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14,13; 22,6). 8 благословение и проклятие. Обетования Божий уже стали сбываться: в гл. 6 и 8,1–29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор., гл. 27; 28). 8 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом. Глава 9 9:1,2 Эти стихи являются Введением к гл. 9–12. Страх перед израильтянами, который деморализовал хананеев (5,1), теперь объединяет их против Иисуса Навина и Израиля. 9 Услышав. См. ст. 3 и ком. Хеттеи ... Иевусеи. См. ком. к 3,10. 9 Гаваона. Действия жителей Гаваона (находившегося примерно в 13 километрах к северу от Иерусалима) контрастируют с общим для всего Ханаана стереотипом поведения (ст. 1,2). услышав. Весть о непоколебимой верности Бога Своим обетованиям (2,10.11; 5,1; 9,1.9; 10,1; 11,1; ср. 7,9) вселяла в хананеев ужас, ибо означала, что Бог, Который «на небе вверху и на земле внизу» (2,11), истребит их (5,13 12,24 и ком.). 9 хитрость. Этот обман, который навлечет проклятие на гаваонитян (ст. 23), противоположен по своим мотивам поступку Раав (гл. 2). 9 из весьма дальней земли пришли мы. См. ком. к 9,3. Эта ложь возымела свое действие: предписание из Втор. 20,10–18 позволяло израильтянам предлагать мирные условия отдаленным городам. союз. Иначе: «завет». Заключение завета было актом формального закрепления отношений, которые предусматривали намерение израильтян сохранить гаваонский народ, подчинив его Израилю. 9 Евеям. Эта этническая группа, к которой принадлежали гаваонитяне, входила в число тех народов, которых Бог повелевал изгнать из Ханаана (3,10). может быть, вы живете близ нас? См. Втор. 7,1.2; 20,15–18 . 9 во имя. См. 7,9 и ком. слышали. См. ст. 3 и ком. 9 все, что Он сделал. Речь идет о завоевании Ханаана Израилем (2,10). Аморрейским. См. ком. к 2,10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22:2–19 Первое обращение Давида, в котором он назначает иноземных строителей (22,2–4), а также дает поручения Соломону (22,5–16) и вождям Израиля (22,17–19). 22 пришельцев. И Давид, и Соломон нанимали строителей из числа иностранцев ( 2Цар. 20,24 ; 3Цар. 5,13–18; 9,15–23; 11,28 ; 2Пар. 2,2.17.18; 8,7–10 ). 22 железа. Железо, видимо, было частью военной добычи, взятой Давидом у побежденных им филистимлян ( 1Цар. 13,19–22 ). меди. Медь для строительства была получена Давидом в качестве военной добычи. 22 молод и малосилен. Соломон в тот момент не обладал еще опытом, необходимым для того, чтобы взять на себя руководство по подготовке к строительству храма (ср. 29,1 и 2Пар. 13,7 ). заготовил... много. Т.е. Давид обеспечил все, что было необходимо для строительства храма: создал проект, заготовил строительные материалы, назначил строителей и тех, кому предстояло в храме служить, добился политической стабильности и всенародной поддержки. В целом, возведение дома Божиего плод объединенных усилий Давида и Соломона (см. ком. к 22,2 29,20; 2Пар. 2,3–10; 7,10 ). 22:6–10 Летописец отмечает, что Давид осквернил себя кровопролитием и потому не мог непосредственно участвовать в строительстве дома Божиего ( 2Пар. 6,9 ). 22:7.8.10.19 имя... имени. См. ком. к 13,6. 22 покой от всех врагов его... мир и покой. Летописец неоднократно представляет мир и покой Божиим воздаянием народу, хранящему верность Ему (22,18; 2Пар. 14,1.5.6.7; 15,13.15; 20,30; 23,21 ). Благодать мира и покоя распространяется и на восстановленную общину. 22:12–13 соблюди закон Господа... исполнять уставы и законы. См. ком. к 16,40. 22 Будь тверд и мужествен. Наставления Давида Соломону (22,12.13) перекликаются с обращением Бога к Иисусу Навину (ср. 28,20 с Нав. 1,6–9 ). 22:17–19 Летописец отмечает, что успешные войны Давида имели своим результатом политическую стабильность, необходимую для строительства храма (см. ком. к 18,1–20,8). 22 покой. См. ком. к 22,9. 22 взыскать Господа. См. ком. к 2Пар. 7,14 . Глава 23 2327,34 Сделанные Давидом назначения среди служителей культа (23,2 26,32) и гражданских чиновников (27,1–34) явились не только основой административного устройства Израиля при Соломоне, но и образцом для реорганизации восстановленной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

отнята была у Него ежедневная жертва. См. 11,31 и 12,13. Повелением Антиоха IV Епифана в Иерусалимском храме и в городах Иудеи были прекращены все богослужения. поругано было место святыни Его. Антиох Епифан не только вошел в Святая Святых и расхитил золотые и серебряные сосуды храма. Во внутреннем дворе, на месте жертвенника Божиего, им был устроен алтарь Зевса, где стали приносить в жертву свиней (см. ком. к 11,31). 8 он... действовал и успевал. Видение рисует частичный успех нечестивых деяний Антиоха IV Епифана, в частности, уничтожение списков священных книг (ср. 1Мак. 1,56.57 ). 8 на две тысячи триста вечеров и утр. Выражение «вечеров и утр» встречается в Ветхом Завете только в данном месте и в ст. 26. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о вечерней и утренней жертве (ср. Исх. 29,38–42 ), в таком случае здесь подразумевается период в тысячу сто пятьдесят дней. По мнению же других, речь идет попросту о двух тысячах трехстах днях. тогда святилище очистится. Храм был очищен и вновь освящен Иудой Маккавеем 25 декабря 165 г. до Р.Х. (см. ком. к 11,34; ср. Зах. 9,13–17 ). 8 Гавриил. В Писании этот ангел, чье имя означает «сила Божия», упомянут еще четыре раза (9,21; Лк. 1,11.19.26 ). 8 сын человеческий. См. ком. к 7,13. «Сильный от Бога» говорит со смертным человеком. видение относится к концу времени. См. ст. 19: «к концу определенного времени». Данное выражение не обязательно имеет эсхатологический смысл, т.е. может и не относиться к абсолютному концу истории. В 11,27.35 оно встречается в контексте, заведомо не связанном с эсхатологией. В данном же месте оно может относиться к окончанию гонений Антиоха IV Епифана. 8 что будет в последние дни гнева. Слова «дни гнева» могут в данном месте означать суд Божий, свершавшийся над евреями во время владычества вавилонян, персов и греков. 8 Овен. См. ком. к ст. 3,4. 8 козел... рог. См. ком. к ст. 5–8. 8 другие четыре. См. ком. к ст. 8. 8:23–25 См. ком. к ст. 9–14. В образе «небольшого рога» в данной главе некоторые толкователи усматривают указание на антихриста. Обычно они опираются на прослеживаемое в ряде его черт сходство с Антиохом IV Епифаном либо косвенно подтверждают свое понимание главы, трактуя образ Антиоха как предвестие последующего явления дьявольской силы в лице антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010