21 Халеву. См. ком. к 14,6. 21 город убежища. См. ком. к 20,2. 21 Гаваон. См. ком. к 9,3. Жители Гаваона должны были служить в доме Божием (9,23 и ком.). 21:43–45 В этих стихах дано краткое резюме богословия всей Книги Иисуса Навина, а именно: Бог верен Своим обетованиям. 21 отдал Господь. На протяжении всей книги звучит мысль: земля обетованная дар Божий Израилю (см. ком. к 1,2). дать клялся отцам их. Верность Бога, о которой свидетельствует Книга Иисуса Навина это верность обетованиям, данным Аврааму, Исааку и Иакову. В Новом Завете эти обетования могут быть отождествлены с благовестием ( Гал. 3,8 ; см. Введение: Характерные особенности и темы). получил и ее в наследие. См. ком. к 1,11; 18,3. 21 покой. См. ком. к 1,13. никто... не устоял. Эти слова обобщают содержание гл. 1–12 и свидетельствуют о непреходящей силе обетования (1,5). врагов. См. ком. к 23,1. 21 Не осталось неисполнившимся ни одно слово. Нет никакого противоречия в том, что книга одновременно говорит и о полном овладении землей обетованной (10,40–42; 11,23; 21,43–45 и ком.; 23,1.14), и о незавершенности ее завоевания при жизни Иисуса Навина (13,1–7; 15,63; 17,12.13; 18,3; 23,5). Хотя оставалось еще много земли, которой надлежало овладеть, во дни Иисуса Навина Бог доказал неизменную верность Своим обетованиям (см. ком. к 13,1). дому Израилеву. Израиль понимается как единое целое (см. ком. к 1,12–15; 13,8–33). Глава 22 2224,33 В трех завершающих главах книги трактуется тема верности Израиля Богу, явившему милость Своему народу и доказавшему верность Своим обетованиям. 22 колено Рувимово... колена Манассиина. См. ком. к 13,8–33. 22 успокоил. См. 21,44; 1,13 и ком. 22 исполнять... любить... хранить. Здесь содержится краткое наставление, как надлежит человеку отвечать на милость Божию. 22 благословил. См. 14,3 и ком. к 8,33. 22 возвращаетесь. Слова благословения, которые произносит Иисус Навин, звучат в форме императива (ср. Быт. 1,28 ). Повиновение этим повелениям уже суть благословение. 22 из Силома. См. ком. к 18,1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 выбросил. Ср. Мф. 21,12.13 . 13 части левитам. Ср. 10,37. Левиты не владели землей ( Чис. 18,20–24 ; Втор. 14,29; 18,1 ), но у некоторых из них имелись иные источники дохода ( Втор. 18,8 ). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон ( Езд. 8,15–20 ). См. Мал. 2,17; 3,13–15 . 13 Я сделал... выговор. См. ком. к 5,7. оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10,39). 13 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10,37. 13 верными. См. Деян. 6,1–5 и 1Кор. 8,16–21 . 13 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1,8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5,19). 13:15–22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10,31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9,14). 13 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10,31), но теперь нарушает его. 13 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10,31. 13 я сделал выговор. См. 10,31 и ком. 13 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката ( Есф. 4,16 ), а иногда от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца. 13 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25). 13 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1,8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14). 13:23–30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10,31); это нарушение должно быть исправлено. 13 взяли себе жен. Ср. 10,30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд. 9,1 ); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд. 4,3 ). Азотянок. См. ком. к 4,7.8. Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт. 19,36–38 . 13 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком. рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра ( Езд. 9,3 ; ср. Ис. 50,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

в Сузах. Сузы место зимней резиденции персидских царей (см. ком. к Есф. 1,2 ). 1 Ханани. Сокращенная форма имени Хананий, означающего «Бог милостив». Некий Хананий, чиновник по делам иудеев, упоминается в Элефантинском папирусе, и он же, как некоторые считают, является братом Неемии (7,2). об уцелевших. См. ком. к Ис. 1,9 ; Мих. 2,12 ; Езд. 1,4 . 1 стена ... сожжены огнем. Можно предположить, что это явилось следствием событий, описанных в Езд. 4,7–23 , но упоминание «ворот» дает основание более вероятной причиной считать разрушение города Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. (см. ком. к Ис. 58,12; 61,4; 64,10 ). 1 постился. Пост в данном случае является знаком печали ( 1Цар. 31,13 ), а также выражает смирение при обращении к Богу с просьбой (см. ком. к Езд. 8,21 ; Ис. 58,3 ). Господи Боже небес. См. ком. к Езд. 1,2 ; Дан. 4,26.37 . 1:5 В этом обращении Неемии удается выразить и трансцендентность Бога, и Его имманентность. Истинный Бог не только пребывает где-то высоко над своим народом, будучи «Богом небес» (см. ком. к 1,4), но и как Бог завета близок ему (см. ком. к Быт. 2,4 ). милость. См. ком. к Езд. 7,28 . 1 день и ночь. Имеется в виду молитва (1,11), последовавшая за четырьмя месяцами поста (см. ком. к 1,4; 2,1); ср. Нав. 1,8 ; Пс. 1,2 . исповедуюсь во грехах сынов Израилевых. См. ком. к Езд. 9,6 . 1:7 В основе заключенного с Моисеем завета было следующее условие: Бог исполнит обетования Израиля, если тот будет соблюдать Его заповеди (1,5). Но Израиль нарушил заповеди и результатом было изгнание (см. ком. к Езд. 9,9 ). 1 помяни. Общеупотребительная форма обращения к Богу ( Втор. 9,27 ; Иер. 14,21 ; Пс. 131,1 ). 1 соберу вас. Моисеев завет обещал восстановление остатка после изгнания ( Втор. 30,1–5 ), согласно завету, заключенному с Авраамом ( Втор. 4,25–31 ; см. ком. к Мих. 7,20 ). водворить там имя Мое. Имя Божие это Сам Бог, раскрывающий Себя Своему народу и вступающий в общение с ним; место, где водворится имя Его, это место общения с Ним и поклонения Ему (см. ком. к Втор. 12,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 восемьсот. В 1Пар. 11,1 «триста» (возможно, ошибка переписчика). 23 И даровал Господь в тот день великую победу. Это утверждение, повторенное в ст. 12, служит напоминанием о том, что не человеческая отвага обеспечивает победу победу дарует Бог (8,6.14). 23 в пещеру Оишам. См. ком. к 1Цар. 22,1 . в долине Рефаимов. См. ком. к 5,18. 23 в укрепленном месте. См. ком. к 1Цар. 23,14 . 23 вылил ее во славу Господа. В отважном поступке этих троих людей проявилась их преданность Давиду, а тот, отказавшись пить добытую ими с риском для жизни воду (ст. 17), со своей стороны выказал свою любовь к ним. 23 Авесса. См. ком. к 2,18. 23 Ванея, сын Иодая. См. ком. к 8,18. 23 в числе тридцати. Возможно, это число округлено. Вполне естественно, что большая часть воинов Давида принадлежала к колену Иудину. Асаил. См. ком. к 2,18. Елханан. Этого человека не следует путать с Елхананом, о котором говорится в 21,19 (см. ком.). 23 из Гивы сынов Вениаминовых. Давид имел сторонников даже из числа жителей родного города Саула ( 1Цар. 10,26; 11,4 ). 23 Ванея. Этот человек не тот Ванея, о котором говорится в ст. 20–23. 23 Елиам, сын Ахитофела. См. ком. к 11,3. 23 из Цобы. См. ком. к 8,13. 23 Беротянин. См. ком. к 4,3. 23 Урия Хепеянин. Перечень храбрых людей Давида завершает имя Урии, против которого так тяжко согрешил Давид (гл. 11). Таким образом, данная Глава оканчивается жгучим напоминанием о том, что, несмотря на все совершенное Богом ради Давида и с Его помощью, Давид был, как и все люди, грешником, нуждающимся в Божием прощении (гл. 12). Всех тридцать семь. См. ком. к ст. 8–39. Глава 24 24:1–25 В событиях, описанных в этой заключительной главе, Давид показан тем, кем он был, грешником, которому ведомо искреннее раскаяние и упование на Божественную милость (см. 12,13 и ком.). Этим Давид в корне отличается от своего предшественника Саула, и как раз это в известной степени определило различие их судеб. Разумеется, что определяющее значение имеет здесь Божественное избранничество Давида, с особой силой выраженное в обетовании вечного царствования его дома (7,11–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство ( 3Цар. 4,20–28 ), а с другой является метафорой мудрости (8,18–21). 15:7 См. ст. 2 и ком. 15:8 См. Ис. 1,12.13 ; Ам. 5,21.22 . Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость. 15 от пути. Т.е. от пути мудрости (2,12–15). ненавидящий обличение погибнет. См. 2,18 и ком. 15 Преисподняя. См. ком. к 1,12. Аваддон. Губитель. В данном случае синоним смерти. 15 распутный. Точнее: «насмешник» (см. 1,22 и ком.). 15:13 См. ком. к 14,30. 15:14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом. 15:15 См. 14,30 и ком. пир. Здесь метафора радости. 15:16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.). большое сокровище, и при нем тревога. См. 10,2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно ( Мк. 10,25 ). 15:17 Духовное родство крепче родства кровного. 15:18 См. ст. 1; 14,17.29. 15:19 См. 6,6–11; 10,4; 13,4. праведных. В данном случае трудолюбивых, прилежных, добродетельных. 15:24 См. 2,18–22 и ком. от преисподней. См. ком. к 1,12. 15:25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах. 15:26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8,9). 15 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем. 15:28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них. 15:29 См. ком. к ст. 8. 15:30 Ср. ст. 13. Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза зеркало души. 15 внимает обличению. См. 1,7; 11,2 и ком. Глава 16 16:1 Долг человека принимать решения и действовать не противоречат реальности Божиего суверенитета. от Господа ответ языка. Человек способен взвешивать и принимать решения, но способность эта у него от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 жребий. См. ком. к 15,1. 16 удел. См. ком. к 1,6. 16:5–10 Ефрем был младшим сыном Иосифа ( Быт. 41,52 ). То, что удел Ефремов описывается раньше удела Манассиина, отражает, вероятно, первородство, данное Ефрему ( Быт. 48,12–20 ). 16 не изгнали Хананеев. См. ком. к 15,63. до сего дня. См. ком. к 4,9. Период судей (Книга судей 16:31) Глава 17 17 выпал жребий. Это относится к половине колена Манассиина, поселившейся к востоку от Иордана (13,29–31). Манассии. См. ком. к 13,7. Манассия был старшим из двух сыновей Иосифа, но по занимаемому положению стоял ниже Ефрема ( Быт. 41,50.51; 48,12–20 ). первенец Иосифа. См. ком. к 16,5–10. первенцу Манассии. См. Быт. 50,23 . 17 Достались. Здесь говорится о наделении землей к западу от Иордана второй половины колена Манассиина. уделы. См. ком. к 15,1. 17:3–6 Согласно обетованию Божию, дочери могли наследовать удел отца «если у него не было сыновей» ( Чис. 27,3–11 ). 17:12,13 не могли выгнать... изгнать не изгнали их. См. ком. к 15,63; 21,45. 17:14–18 Жалобы потомков Иосифа (ст. 14) и их страх перед хананеями (ст. 16) контрастируют с верой и храбростью Халева (14,6–12). 17 один жребий. Территория колена Манассиина по обе стороны Иордана и удел колена Ефремова фигурируют здесь как «один жребий и один участок» (см. ком. к 15,1). многолюден ... благословил. См. ком. к 8,33. Бог обетовал Аврааму многочисленное потомство ( Быт. 15,5 ). 17 пойди... расчисти себе место. Вера в обетование Божие выражается в смелых и решительных действиях (см. ком. к 1,6.7; 14,12). 17 не останется... Хананеев. Страх сынов Иосифа и их нежелание подчиниться словам Иисуса Навина проистекают из неверия в обетование Божие. 17 сильны. Страхи потомков Иосифа будут рассеяны, когда они вспомнят об обетовании Божием (ср. 1,5). Глава 18 1819,51 Остальные семь колен получили свои наделы в Силоме; город Фамнаф-Сараи перешел в удел Иисусу Навину (19,49.50). 18 Все общество... собралось. См. 8,35 и ком. Силом. Находившийся на землях колена Ефремова (16,6) Силом ранее не фигурировал в библейской истории, но отныне он становится местом, которое изберет Господь, Бог Израиля ( Втор. 12,5.11.18 ; ср. Иер. 7,12 ). Во времена Давида эта роль перейдет к Иерусалиму. О значении Силома в истории Израиля см. 22,12; Суд. 18,31; 21,19 ; 1Цар. 1,3.24; 2,14; 3,21; 4,3; 14,3 ; 3Цар. 2,27; 11,29 ; Пс. 77,60 ; Иер. 7,12.14; 26,6.9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Господь будет со мною. Букв.: «Господь со мною» (см. 1,5 и ком.). я изгоню их. Вера в обетование Божие выражается не в пассивном ожидании, а в послушной деятельности (см. ком. к 1,6.7; 17,15). 14 благословил. См. ком. к 8,33. 14 до сего дня. См. ком. к 4,9. 14 земля успокоилась от войны. См. ком. к 11,23. Глава 15 15:1–63 В этих стихах первое и наиболее подробное описание надела, выделенного колену Иудину, которому суждено играть важную роль в дальнейшей истории Израиля как колену Давидову (и, следовательно, колену ожидаемого Мессии, Ис. 11,1 ; см. Быт. 29,35; 49,8–12 ). В этой и последующих главах многие географические названия не могут быть однозначно идентифицированы. Более того, распределение земель не обязательно соответствует во всех деталях тем территориям, которые впоследствии занимали различные колена, поскольку в описываемый период обетование полностью еще не осуществилось (см. Введение: Характерные особенности и темы). 15 Жребий. Ср. 14,2; 18,6. Способ бросания жребия здесь не уточняется; важно, что земля распределялась не по воле людей ( Притч. 16,33; 18,18 ). 15 Иерусалим. В описываемый момент Иерусалим находился за пределами территории колена Иудина. 15 сынов Енаковых. См. ком. к 11, 21.22. 15 Гофониил. См. Суд. 3,7–11 . 15 благословение. См. 14,13 и ком. к 8,33. 15:20–62 В этих стихах содержится подробный перечень городов на территории, данной в удел колену Иудину. Хотя местонахождение многих из них не может быть достоверно установлено, их число указывает на исполнение обетования Божия (21,45). 15 удел. См. ком. к 1,6. 15 Иевусеев... не могли изгнать сыны Иудины. Это замечание о неудаче колена Иудина ( Втор. 7,1 ) служит еще одним свидетельством, что обетования Божий в описываемый период полностью не исполнились (21,45 и ком.). Иевусеев. Победа над иевусеями ( Суд. 1,8 ), по-видимому, не была окончательной (ср. Суд. 1,21 ). до сего дня. См. ком. к 4,9. Глава 16 1617,18 История наделения землей двух колен Иосифовых. Иосиф, одиннадцатый сын Иакова и первый от Рахили ( Быт. 30,22–24 ), получил двойное первородство: два его сына Ефрем и Манассия ( Быт. 41,50–52 ; см. ком. к 13,14) считались основателями отдельных колен (Быт., гл. 48). Половина колена Манассиина уже получила к тому времени землю к востоку от Иордана (17,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 Страх Господень. См. 1,7; 2,5 и ком. ведет к жизни. См. 3,18 и ком. 19:24 См. 6,6 и ком. 19 кощунника. Упорствующего в зле и цинизме. См. 9,7 и ком. простой. См. 1,4 и ком. 19:26 Описываемая ситуация это отрицание основ промысла Божиего относительно семейных отношений (17,6; Исх. 20,12 ). 19 Лукавый. См. ком. к 6,12. 19:29 См. ст. 25; 10,13; 14,3. Даже если наказание не остановит этих людей, оно ими заслужено. Глава 20 20:2 См. 16,14. 20:3 См. 15,18; 17,14. 20:4 См. 6,6–11. 20 глубокие воды. См. ком. к 18,4. вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения. 20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей. 20:7 См. 13,22 и ком.; 14,11. Праведник. См. 8,18 и ком. Праведный отец большее счастье для детей, нежели отец богатый. 20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом. 20:10 См. 11,1 и ком. 20 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости. 20:13 См. 6,6–11; 19,15. 20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи. 20:15 См. 3,14.15; 8,10.11; 16,16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее. 20 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду. за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться. 20:17 См. 9,17. хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды. 20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1,5; 15,22; ср. Лк. 14,28–32 ). 20:20 См. Исх. 21,17 . того светильник погаснет. См. 13,9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13:19 См. 1,20–33 и ком. 13:20 См. ст. 12 и ком. Достижение достойной цели украшает жизнь, но глупец не имеет таких целей, ибо не уклоняется от зла. 13:21 Общаясь с теми или иными людьми, человек уподобляется им. 13:22 В основе мудрости, которая приходит с опытом, лежит сознание того, что образ жизни человека всегда имеет свои последствия. Это обусловлено причинно-следственными связями, вытекающими из упорядоченности мира, управляемого Самим Богом. 13 оставляет наследство. Воздействие мудрости на жизнь человека не краткосрочно, и очевидность этого воздействия сказывается на семье. сберегается для праведного. В книге Иова (27,13–19) говорится, что нечестивый человек в конце концов оказывается ни с чем (см. ст. 22 и ком.). 13 розги. В данном случае это слово употреблено как метафора и означает наказание как таковое. 13:26 См. ст. 13,19,23 и ком. Глава 14 14 Мудрая жена. Букв.: «мудрейшая из женщин». С одной стороны, здесь подчеркиваются преимущества семейной жизни, осененной женской и материнской мудростью, а с другой словесные совпадения с 9,1 (см. ком.) наводят на мысль о персонификации мудрости. 14 боится Господа. См. 1,7 и ком. 14:3 См. 10,13 и ком. 14 пусты. Смысл соответствующего слова в древнееврейском тексте неясен, возможен перевод «чисты». Однако главное здесь в следующем: чтобы иметь прибыль, необходимы определенные затраты, чтобы получить что-то, необходимо чем-то поступиться. 14 Распутный. См. 1,22 и ком. ищет мудрости. Даже распутные люди сознают, что у мудрости есть свои преимущества, однако они не могут понять и усвоить уроки мудрости, чтобы овладеть этими преимуществами (см. ком. к 14,4). 14 разумного. В контексте библейской литературы мудрости это слово означает человека, который избирает путь, ведущий к жизни (см. 12,16.23; 13,16 и ком.). заблуждение. Вероятно, самообман, хотя нельзя исключить и обман других. 14 благоволение. Слово, на котором строится противопоставление обеих частей стиха, подразумевает как признание Божие, так и установление добрых отношений с окружающими (см. 11,27 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Разделенное царство. 10 весь Израиль. В 3Цар. 12,3 сказано: «все собрание Израильтян». 10 от Бога, чтоб исполнить Господу слово Свое. В 3Цар. 11,29–39 объясняется, что ответ Ровоама следует рассматривать как соответствующий Божественному замыслу, поскольку последующим ходом событий осуществилось пророчество Ахии Иеровоаму. Суверенитет Бога простирается и над греховными делами людей. 10 весь Израиль. См. ком. к 10,1. 10 до сего дня. См. ком. к 1Пар. 4,43 . Глава 11 11 к Самею. Ровоам дважды последовал сказанному этим пророком. 11 всему Израилю. См. ком. к 10,1. 11 Мною сделано это. См. ком. к 10,15. 11:5–23 Как результат послушания Ровоама пророческому предупреждению (см. ком. к 20,20) здесь приводится строительство крепостей и возрастание военной мощи Иуды и Вениамина (11,5–12), переход из северного царства в Иудею левитов (11,13–17), увеличение царского семейства (11,18–23). 11:5–12 обнес города... стенами. См. ком. к 1Пар. 11,4–9 . 11 по всей земле Израильской. См. ком. к 10,1. 11 оставил их Иеровоам. После того, как Иеровоам отстранил от служения священников и левитов, отказавшихся подчиниться его нововведениям и продолжавших считать Иерусалим единственным истинным богослужебным центром, те перешли к Ровоаму. Тема перехода в Иудею северян, продолжавших хранить верность Богу, неоднократно возникает в повествовании о разделенном и воссоединенном царствах (13,8–11; 15,9; 30,10–12) и свидетельствует о том, что и в эпоху после вавилонского пленения верные северяне должны были войти в восстанавливаемое царство (см. ком. к 1Пар. 9,3 ). 11 ходили путем Давида и Соломона в сии три года. Ровоам имел Божие благословение, поскольку первые три года своего царствования он следовал примеру Давида и Соломона. 11:18–23 Летописец часто представляет увеличение семейства знаком Божественного благословения (см. ком. к 1Пар. 13,13 ). 11 взял Мааху. См. ком. к 13,2. Глава 12 12:1–12 Повествуя о втором периоде правления Ровоама, летописец делает существенные добавления к 3Цар. 14,25–28 . Там, в частности, не сказано, что случившееся на пятом году царствования нашествие Сусакима было Божиим наказанием за совершенное Ровоамом в четвертый год отступничество (12,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010