3Цар.11:25 .  И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причиненного Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царем Сирии. Подобное же противодействие встретил Соломон и на северной, сирийской границе, в завоеванной Давидом провинции ( 2Цар.8:3–10 ), со стороны некоего Разона, который, по предположению И. Флавия, действовал против Соломона совместно с Адером Идумейским (ср. ст. 25). 3Цар.11:26 .  И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, – имя матери его вдовы: Церуа, – раб Соломонов, поднял руку на царя. 3Цар.11:27 .  И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего. 3Цар.11:28 .  Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Но наибольшая, притом внутренняя опасность для Соломона и всей его династии возникла со стороны неизвестного дотоле Иеровома – ефремлянина (евр. Ефрати, ст. 26, иногда означает: жители Ефрафы или Вифлеема, ( Руф.1:2 ; 1Цар.17:12 ); иногда, как здесь, в ( Суд.12:5 ; 1Цар.1:1 ): ефремлянин). Ефремово колено издавна тяготилось властью царя из колена Иудина, да и все прочие колена, в отличие от Иудина колена именовавшие себя Израилем, очень неохотно несли бремя власти царя иного колена (ср. 2Цар.19:41–43 ). В данном же случае ефремлянин Иеровоам быль поставлен (23 ст.) надсмотрщиком над рабочими из родного ему «дома Иосифова», т. е. из колена Ефремова и Манассиина ( Нав.17:17,18:5 ; Суд.1:22,35 ), на работах по реставрации крепости и других зданий Иерусалима (ст. 27), и эта рабская работа (ср. 3Цар.9:23 ) могла влить последнюю каплю в чашу давно копившихся чувств ревности и обид ефремлян в отношении Соломона; Иеровоам по своему личному честолюбию явился лишь подходящим выразителем недовольства своего колена династией Давида и стремления обособиться в самостоятельное царство (см. у проф. Ф. Я. Покровского. Разделение Еврейского царства, с. 280–281).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

См. у Калм. Кариафиарим был город в колене Иудином, отечество Урии, где некогда находился ковчег завета 1Цap. 7:I . 27 Виде, в Еврейск. хаза – значит: видел по откровению свыше; отселе хозе пророка, видящий или означает propheticam visionem. – См. у Поля, Калмета, Тирина, Штоккия, Гезениуса. 28 О Иерусалиме, – в Еврейском тексте, в Вульгате у толковников -об Израиле. В Вульгате так читается начало 1 стиха: verba Amos, – qui luit in pastoribus de Fhecue, qui vidit super Israel – слова Амоса, бывшего Фекойским пастухом, который видел о Израиле, 29 Поль и др. полагают, что надписание книги в 1 стихе сделано не пророком, а синедрионом, – а senatu magno, qui prophetarum scripta colligebat et praenotabat tempora. Смотри у Поля. 32 Кармил. В св. писании упоминаются две горы с именем: Кармил – одна в колене Ассировом, близ Средиземного моря, на которой св. пророк Илия принес свою чудную жертву; другая – на востоке от гор Иудиных, где Давид спасался от гонений Саула. Обе славились своим плодородием; потому слово: Кармил (что с Еврейского значит, сад) принимается для означения места плодородного. См. Ис. 29:17 , Так и здесь должно разуметь, т. е. что и лучшие плодороднейшие места засохнут, не дадут плодов. 33 «Doctissimi interpraetes, говорит, Калмет, hac frasï ternis, quaternisque vicibus designari saepius – iteratis vicibus. По уверению Поля, одни принимают определенно четыре преступления Дамаска против Евреев или четыре нападения на них Сириан 1) при Ваасе царе израильском, 1Цар. 15:2 ) при Ахаве, 3) при Иоахазе царе Израильском 2Цар. 13:4 ) при Ахазе царе Иудейском 2Цap. XVI , – другие принимают, за неопределенное число indefinite – tria et quatuor, id est, multa, certus numerus pro incerto; третьи соединяют 3 + 4=7. А число седм, говорят, означает полноту, совершенство Лев. 26:18, 21, 24 ; Притч. 24:16 . Т. е. Бог нанесет полное, совершенное поражение Сирианам. См. у Поля здесь. 35 Калмет думает, что LXX отселе присоединили к словам пр. Амоса: имущыя во утробе сущих коих нет в Еврейск.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Прем.3:13 . Блаженна неплодная неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа; она получит плод при воздаянии святых душ. 13 и 14 ст. являются противопоставлением 12-му. 13 . «Блаженна неплодная неосквернившаяся». Слова эти сходны с LIV ст. прор. Исаии ( Ис.54:1 ), где под неплодной разумеется израильский народ и с Лк. 23:29 . «Неплодная» – означает здесь женщину, состоящую в браке и не имеющую детей, а не девицу, таково употребление этого слова в Библии: ( Быт. 11:30, 25:21, 29:30 ; Исх. 23:26 ; Суд. 13:2 ; 1Цар. 2:5 ; Лк. 1:7, 36 ). Значит, в данном месте нельзя видеть отрицательного отношения писателя к браку. – «Неосквернившаяся», поэтому, может означать только незапятнанную греховным сожитием, дальнейшие слова: «которая не познала беззаконного ложа» определеннее высказывают эту мысль. Эта неплодная получит «при воздаянии святых душ», т.е. в будущей жизни (см. Прем. 4:2, 3:1 ), «плод духовный» (см. Иак. 3:18 ). Такой смысл устанавливается на основании параллели этого места со 2-й половиной 14-го ст. Прем.3:14 . Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою и не помысливший лукавого против Господа, ибо дастся ему особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем. 14 . «Блажен и евнух…» По Мф. 19:12 , слово «евнух» употребляется в трояком значении: 1) означает того, кто по природе лишен способности рождать детей, 2) кто этого лишен насильно людьми и 3) того, кто по доброй воле отказывается от брачного сожития. Те экзегеты, которые видят в данном месте восхваление безбрачия, берут третье из указанных значений «евнух», но против этого восстает контекст речи. В предшествующем стихе речь шла о замужней, но бездетной женщине, поэтому и здесь «евнух» нужно брать в первом значении. Однако не всякий евнух от природы ублажается писателем, а лишь такой, который ни делом, ни мыслью не погрешил против Бога и закона: «не сделавший беззакония рукою и не помысливший лукавого против Господа». Такому «дастся… жребий в храме Господнем». Пребывание в храме для истинного израильтянина было высшим счастьем, ибо здесь он чувствовал близость Божества. Между тем по закону Моисееву евнух был лишен этого. ( Втор. 23 ). Писатель книги и говорит, что в мессианские времена такого исключения по внешнему признаку не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 пур, то есть жребий. Аман прибегнул к древнему способу бросанию жребия ( 1Цар. 14,41.42 ; Притч. 16,33 ), чтобы определить время, наиболее подходящее для уничтожения евреев. Множественное число от слова «пур» «пурим», которое стало названием праздника, отмечаемого в память об окончательном падении Амана, «врага всех Иудеев» (9,23–32). См. Введение: Трудности истолкования. 3 десять тысяч талантов. Размер этой взятки равнялся приблизительно двум третям годового дохода Персидской империи при царе Дарий. 3 перстень. Поддавшись уговорам Амана, царь в ответ наделяет его правом издавать указы от своего имени (ср. Быт. 41,42 ). Повторение полного имени Амана с добавлением «враг евреев» подчеркивает серьезность положения, в котором оказались евреи. 3:12–14 Планы Амана начали осуществляться. Ощущение безнадежности в сложившейся ситуации также подчеркивает безумство и бессмысленность указа. 3 имение их разграбить. Ср. 9,10.15.16. Глава 4 4:1–17 Мардохей призывает Есфирь ходатайствовать перед царем Артаксерксом за свой народ, против которого Аман готовит заговор. Несмотря на то, что обращение к царю без приглашения может грозить смертной казнью, Есфирь уступает просьбе Мардохея при условии, что все евреи будут поститься вместе с ней в течение трех дней. 4:1–3 Теперь автор переносит основное внимание с Амана, врага евреев, на Мардохея. 4 разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел... и взывал с воплем великим и горьким. Такая реакция Мардохея и евреев из разных областей означала, что их охватило великое отчаяние и ужас, и была типичной для восточных людей (ср. Быт. 37,29.34 ; Дан. 9,3 ). 4:4 Хотя служанки Есфири и ее евнухи не знали, что Мардохей приходился ей двоюродным братом, они решили, что ей будет небезразлична причина его траура. послала одежды. Есфирь, вероятно, хотела встретиться и поговорить с Мардохеем лично, для чего ему следовало одеться надлежащим образом (ст. 2). 4 Гафаха. Это имя, вероятно, переводится как «добрый» или же «посыльный». 4 указа. Мардохей позаботился о том, чтобы Есфирь не просто получила в руки копию этого указа, но и объяснил его содержание, прежде чем поручил ей ходатайствовать перед царем о помиловании своего народа. Мардохей больше не настаивает на том, чтобы Есфирь скрывала, как это было прежде, свое еврейское происхождение (2,10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Земля Филистимская и пределы Египта являются другой, юго-западной границей Палестины, как Евфрат – северо-восточной. " Типсах», LXX: Φψα, слав.: «Фапса» (евр. слово переход), – большой город на за западном берегу Евфрата, служивший станцией для караванов. «Газа», евр. Azzah, ассир. Hazzatu, у Геродота Καδτις; (II, 59; III, 6) – один из пяти городов филистимского побережья ( Суд.16:1,21 ; 1Цар.6:17 ; 4Цар.18 и др.). – Выражение ( 3Цар.4:24 ) (евр. 5:4) ебер ганнагар., LXX: πραν το ποτοψιο, Vulg.: trans flumen, слав.: «об он пол реки», – с точки зрения жителей Палестины, лежащей к западу от Евфрата, означает обычно восточные страны за Евфратом ( Нав.24:2,14 ; 2Цар.10:16 ; 3Цар.14:15 ; Ис.7:20 ), здесь же это название относится к западно-евфратским странам (западн. Сирия, Палестина, Филистия). Отсюда некоторые исследователи заключали, что писатель 3-ей книги Царств жил в Вавилонии, за Евфратом (в таком же значении упомянутое выражение употреблено в ( 1Ездр.6:6 ; Неем.2:7,9 ; 1Мак.7:8 ). Возможно однако, что выражение это, получившее начало в плену, впоследствии употреблялось без строгой географической точности. Громадное количество продовольствия двора Соломонова, изумительное с первого взгляда, становится понятным ввиду чрезвычайкой многочисленности придворного штата Соломона (по некоторым данным 10 000 чел., ср. блаженный Феодорит, вопр. 16). Подобные цифры встречаются в описании стола Кира и Александра Македонского, а в наше время – турецкого султана (Philippson, 510–511). «Кор» (LXX: κρος, Vulg.: «corus») иначе «хомер» – самая большая древнееврейская мера сыпучих тел, из 10 еф ( Ис.5:10 ; Ос.3:2 ; Лев.27:16 ; Чис.11:32 и др.); по И. Флав. (Иудейские Древн. XV, 9, 2) равна 10 аттическим медимнам. На нашу меру – около четверти или 8 четвериков (см. Д. Прозоровский, Библейская метрология, «Странник», 1863 г., апр., с. 13. По проф. Гуляеву, с. 203, около 18 четвериков). «Откормленных птиц» (евр.: барбурим аоусим ): толкователи разумеют фазанов, гусей или уток, наконец, перепелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1–3 ст.). «Презрели праведного» – мысль следует видеть ту же самую, что и в Прем. 2:10, 18 ст. Прем.3:11 . Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны. 11 ст. указывает внутреннюю причину, почему нечестивый несчастен: «ибо он презирает мудрость», т.е. не согласует свое настроение и поступки с требованиями божественной правды (см. Прем. 1:5 ). Несчастие нечестивых в том, что «надежда их суетна», т.е. бессодержательна, пуста, в противоположность надежд праведных, которая «полна бессмертия» ( Прем. 3:4 ). В таком случае писатель делает здесь глубокое сопоставление. По другому объяснению несчастие нечестивых в том, что их ожидания земных благ разного рода и успеха в своих начинаниях не осуществляются. Такое объяснение весьма согласуется с дальнейшими словами стиха: «труды бесплодны и дела их непотребны». Прем.3:12 . Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их. С 12 ст. – IV, 15 ст. начинается особый отдел, в котором говорится о значении бездетности и ранней смерти праведных и многочадия и долгой жизни нечестивых. По господствовавшему у евреев представлению многочисленное потомство ( Исх. 23:26 ; Втор. 7:14, 28:4 ; 1Цар. 2:5 ; Пс. 112:9 ; Притч. 17:6 ) и долголетняя жизнь ( Исх. 20:12 ; Притч. 3:1–2 ) считались знаком божественного благоволения и наградой за добродетель, напротив, бесплодие было стыдом и несчастием ( Лк. 1:24–25 ). Противники писателя – эмансипированные от отечественной веры иудеи – эту веру своих благочестивых соплеменников высмеивали и ссылались на опыт, который указывал совершенно противоположное. Псевдо-Соломон приводит свои возражения, во-первых, касательно бездетности благочестивых: 12-IV:6 ст., во-вторых, IV:7–15, относительно их ранней смерти. В 12 ст. он говорит, что многочисленное потомство нечестивых не есть еще благо само по себе. Это, скорее, зло, ибо через размножение нечестие отдельных лиц распространяется на целые семьи, на цельный род. Речь здесь не о передаче греха по наследственности, а о распространении зла примером и дурным влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:5–6 бить... язвы. Народ был не в состоянии оправиться после Божиего наказания. Страдания народа находят выражение в страданиях Слуги Божия (53,4.5), Который по собственной воле отдал Себя на суд Божий, понеся осуждение за других. 1 дщерь Сиона. Персонифицированный образ Иерусалима. Сион в данном случае символизирует народ Иудеи. 1 Господь Саваоф. Иегова Саваоф. Объяснение имени Иегова см. в ком. к Быт. 2,4 . Саваоф военачальник, вождь боевых сил. Смысл двух слов в одном имени выражает руководящую роль Бога в мире («Господь сил, Он Царь славы», Пс. 23,10 ). В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается ни в Пятикнижии, ни в книгах Иисуса Иавина или Судей, изредка упоминается в псалмах. Однако Иеремия, предвещая наказание, употребляет это имя около восьмидесяти раз; Захария в четырнадцати главах призывает имя «Господа сил» более пятидесяти раз. Под «силами» подразумеваются силы небесные (главным образом ангелы, но не только они, а все, находящееся в подчинении у Бога и в Его власти). остатка. Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества ( Рим. 9,29 ). Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу (1,27; 4,2.3). Содом... Гоморре. Народ Божий уподобился развращенным жителям Ханаана, города которого были разрушены (1,10; Быт. 18,20.21; 19,24.25 ). Содом и Гоморра символизируют царства этого мира, над которыми нависла угроза Божиего суда (3,9; 13,19; Лк. 17,28.29 ; Рим. 9,29 ; 2Пет. 2,6–10 ; Иуд. 7 ; Откр. 11,8 ). 1 всесожжениями. Это были жертвы посвящения ( Лев. 1,3–17; 6,8–13 ). Жертвам Бог предпочитает послушание, которое исходит из сердца человека ( 1Цар. 15,22.23 ; Мих. 6,6–8 ; Мф. 23,23 ). 1:11.15 не хочу... не слышу. Бог не принимает поклонения от неверного и непокорного народа ( Пс. 50,18 ). 1 багряное, как снег убелю. Бог может удалить любое пятно греха и при этом не изменить Своей праведности благодаря тому, что Иисус Христос понес Божие наказание за грешников (53,4–6; Рим. 3,21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так говорит Он Сам: «Ибо мерзок пред Богом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» ( Втор.18:12 ). Во-вторых, все разновидности колдовства ввергают души самих колдунов и обращающихся к ним людей в величайший смертный грех . Пророк Самуил осуждает царя Саула за убийство царя амаликитян, говоря, что волшебство – грех (см.: 1Цар.15:23 ). В-третьих, колдовство, заклинания, предсказания по птичьему граю и полету, равно как и другие (богомерзкие) дела, кроме вреда, никому не приносят никакой пользы. Они трудятся напрасно. Как говорит пророк Иезекииль, «не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете?» ( Иез.13:7 ). Премудрый Сирах добавляет: «Гадания и приметы и сновидения – суета» ( Сир.34:5 ). В-четвертых, колдуны и их любители доходят до поклонения идолам и демонам. Поэтому святые апостолы, следуя Ветхому Завету, дают христианам в качестве заповеди и закона для неукоснительного соблюдения не пользоваться колдовством, зельями и прочими непристойностями, советуя: «Не занимайся волхвованием; не составляй яда» (Постановления Апостольские. Кн. 8, гл. 3). «Не становись прорицателем, что ведет к поклонению идолам... не будь заклинателем или совершителем очистительных обрядов над сыном твоим; не вызывай духов, не гадай, не занимайся птицегаданием, не получай лукавых поучений; ибо всего этого и закон отрицается» (Там же. Гл. 6). «А также избегайте... эллинских шествий, волшебства, призываний духов, гаданий, очищений, заклинаний, птицегадания, вызывания мертвых, заклятий» (Там же. Кн. 2, гл. 72). Но почему я, запрещая эти гадания, ссылаюсь на Бога, пророков и на святых апостолов и не говорю о том, за что христиане должны стыдиться больше всех! Гадания запрещает не только Господь, пророки и апостолы, но и язычник неверующий, и не простой человек, а маг и волхвователь. Кто же он такой? Это тот самый прорицатель Валаам, сын Веоров. Он, будучи призван Валаком, царем моавитян, дабы предать проклятию народ Израиля, сказал: «Нет волшебства в Иакове, и нет ворожбы в Израиле» ( Числ. 23, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

19). Согласно Нав 8. 33, после взятия города Гай К. з. был перенесен в долину между горами Гевал и Гаризим (т. е. в Сихем или же в его окрестности), где Иисус Навин собирал народ для произнесения благословений и проклятий и чтения закона (ср.: Нав 24). В Книге Судей К. з. упоминается лишь один раз. В Суд 20. 26-27 говорится о том, что ковчег находится в Вефиле , куда собирается весь Израиль, дабы плача испросить волю Господа (ср.: Нав 2. 1, где идет речь о том, что Ангел Яхве пришел из Галгала в Бохим. Поскольку Бохим находился рядом с Вефилем, нек-рые исследователи предполагают, что текст мог указывать на перенос К. з. из Галгала в Вефиль; см.: Vaux. 1997. P. 298). Сцены из истории Ковчега завета (1Цар 5). Роспись крипты кафедрального собора Ананьи. 20-е гг. XIII в. Сцены из истории Ковчега завета (1Цар 5). Роспись крипты кафедрального собора Ананьи. 20-е гг. XIII в. Согласно 1 Цар 3-4, незадолго до установления в Израиле монархии К. з. находился в храме в Силоме (1 Цар 3. 3; 4. 3-4). Во время битвы с филистимлянами при Авен-Езере он был вынесен в качестве палладиума (1 Цар 4). После поражения израильтян К. з. попал в руки к филистимлянам, к-рые перевезли его в Азот и поместили в храме Дагона (1 Цар 5. 1-2). Статуя Дагона в храме упала перед ковчегом, жителей же Азота Яхве наказал «наростами» (1 Цар 5. 4-7). Из Азота К. з. перевезли в Геф (Гат), оттуда в Аскалон, но и жителей этих городов настигла кара (1 Цар 5. 9-12). Филистимляне решили избавиться от ковчега, поставили его на повозку, запряженную коровами, и отпустили. Коровы сами привезли К. з. в иудейский город Вефсамис (Бейт-Шемеш). Там левиты водрузили К. з. на большой камень и принесли жертвы Яхве. Но и жителей Вефсамиса поразила эпидемия за то, что они заглядывали в ковчег. К. з. перенесли в г. Кириаф-Иарим (Кирьят-Йеарим) и разместили в доме Аминадава (1 Цар 6. 21 - 7. 2). Согласно 1 Цар 14. 18, во времена Саула ковчег находился в Гиве. Тем не менее из текста 2 Цар 6. 3 ясно, что при воцарении Давида К. з. по-прежнему пребывал в Кириаф-Иариме в доме Аминадава.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

Глава 15 Истребление амаликитян. Окончательный разрыв между царем Саулом и пророком Самуилом. 1Цар.15:2 .  Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; См. Исх. 17:8–16 . Амаликитяне – кочевники северной части Синайского полуострова, между Идумеей и Египтом. 1Цар.15:3 .  теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. «И Иерима» ( 1Цар.15:8 ). Предполагают, что Иерим был один из предводителей амаликитян, чем-либо особенно выделявшийся среди других их начальников. 1Цар.15:4 .  И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина. Телаим – на юге Ханаана, вблизи иудейской границы. 1Цар.15:6 .  И сказал Саул кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика. Кинеяне – одно из племен среди амаликитян (ср. Исх.2:15–21 ; Чис.10:29–33 ; Суд.1:16 ), дружественное евреям. 1Цар.15:7 .  И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; Точное местоположение Хавилы неизвестно. Сур – часть аравийской пустыни, прилегающая к Египту ( Быт.16:7 ; Исх.15:22 ). 1Цар.15:9 .  Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили. Новое нарушение со стороны Саула воли пророка Господня (ср. 1Цар.13:8–14,15:1–3 . См. прим. к 1Цар.8:6 ). 1Цар.15:10 .  И было слово Господа к Самуилу такое: 1Цар.15:11 .  жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. Ср. 1Цар.13:8–14 . «И опечалился Самуил и взывал ко Господу целую ночь», прося вразумить его относительно того, как он должен поступить теперь с Саулом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010