6–7. Долговременное испытание несчастьями и медленность в избавлении внушает псалмопевцу человекообразное представление о Господе, что Он, в праведном гневе Своём, как бы забыл о всегдашнем милосердии Своём к людям и помнит только прежние его грехи, чтобы карать за них наказаниями. Поэтому он молит Господа, чтобы Он, наоборот, вспомнил в отношении к нему о Своих милостях и щедротах, какие всегда являл людям от начала мира и которые вечно свойственны Самому Божественному существу Его ( к вка сть), след. должны всегда простираться в грешный род человеческий, и, напротив того, не вспоминал бы более, т. е. совершенно простил, все прежние грехи юности его, т. е. вообще его молодости, – свойственного этой поре жизни увлечения и легкомыслия, каково было его грехопадение с Вирсавиею и соединённые с тем распоряжения о убиении мужа ее Урии ( 2Цар.12:9–12 ), а равно и все другие преступления его, или уклонения от Божественного закона, которые он когда-либо допустил в последующее время своей жизни, и вообще пусть Господь не вспоминает о нем, как карающий праведный судия, а вспомнит о нём по Своей благости, т. е. милостиво ниспошлёт ему избавление от всех испытываемых их несчастий. Евр. слово (=преступления) обыкновенно употребляется в значении важных нарушений божественных ( Исх.34:7 ; Числ.14:18 ) или человеческих законов ( 1Цар.24:12 ; Притч. 28:2 ) и вообще тяжких грехов ( Пс.18:14; 50:3–5 ), и грек.-лат.-слав. перевод его значением грехи неведения надобно понимать в том смысле, что грехи Давида, как бы они ни были тяжки, не были злонамеренными действиями злой, испорченной воли, а допускаемы были им по свойственной падшему человеку немощи ( Пс.50:7 ), неосмотрительности, необдуманности, вообще вследствие невозможности для человека предусмотреть и предотвратить все случаи грехопадений (см. объясн. на Пс.18:13 ), хотя он в сердце своём желал всегда и во всем исполнять волю Божию (ср. ст. 4–5 и Пс.18:8–12 ). Может быть в первоначальном тексте 70-ти вмест. γνοας=грехи неведения, читалось νοας – грехи неразумия или безрассудства, как нередко называются грехи в писаниях Соломона ( Притч. 9:6 ; Еккл. 7:26 и др.) и, как совершенно сходно с тем, сам Давид называет иногда свои грехопадения ( Пс.37:6, 68:6 ; 1Пар. 21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2 Руки мои сотворили гусли, и персты мои сделали псалтирь. 3 Кто возвестит обо мне Господу моему? Сам Господь, Сам услышит: 4 Сам послал вестника Своего, взял меня с пастбища отца моего и помазал меня елеем святым Своим. 5 Братья мои были красивы и рослы, но не благоволил к ним Господь. 6 Вышел я навстречу иноплеменнику, и проклял он меня от имени идолов своих. 7 А я исторгнул меч у него, обезглавил его и снял позор с сынов Израилевых. 921 ...о Голиафе – надписание указывает на повод составления псалма: победу Давида над филистимским богатырем Голиафом (см.: 1Цар. 17:1–58 ). Псалмопевец преисполнен чувства близости к Богу, он призывает Его на помощь в борьбе с врагами. 925 Ст. 9. ...песнь новую – см. примеч. к пс. 32:3; ...на псалтири десятиструнной – см. примеч. к пс. 32:2. 927 Ст. 4–6. Хранить в памяти поколений благодеяния Бога Своему народу было священной обязанностью древнего еврея (см.: Втор. 4:9–10 ). Эти стихи толкуют и как призыв славить Бога за сотворение всего мироздания Божественным Промыслом. 933 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Этим надписанием объединены пс. 145–150, которые входили в третий «Аллел» (см. примеч. к пс. 134); ...Аггея и Захарии – эти Пророки были современниками тех, кто после вавилонского плена восстанавливал храм в Иерусалиме. 950 Аллилуия, Аггея и Захарии – см. примеч. к пс. 145. Ст. 1. ...Сион – см. примеч. к пс. 131:13–14. 953 Ст. 4–7. От частного случая – помощи Божией жителям Иерусалима – мысленный взор Псалмопевца переносится к явлениям общего порядка, к Промыслу Божию в природе. Ст. 4. ...слово – повеление. 954 Ст. 5. ...пряжу – подразумевается разложенная по земле белая, чистая шерсть вымытых перед стрижкой овец. 958 Аллилуия, Аггея и Захарии – см. примеч. к пс. 145. Псалмопевец поет восторженный гимн Богу, вознося хвалу от лица всей вселенной, обращаясь к Ангелам (ст. 2), небу с его светилами (ст. 1, 3, 4), земле с ее стихиями, растениями, животными (ст. 7–12); повод для этой хвалы – забота Бога о Своем народе (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зависть приводит к ЗЛОБЕ Что зависть делает: к злобе приводит: злоба не токмо хулит и злословит, но и к убийству возбуждает. О, лютое зло – зависть, дщерь ея злоба. Тако Каин в начале завидовал Авелю, потом злобился, а наконец и убил брата своего; тако сынове Иаковли, позавидовавши Иосифу брату своему, возъимели злобу на него, и хотели убить и убили бы, аще бы Бог, Который был с ним, не сохранил его от убийства; однако же в раба продан бысть во Египет Иосиф от злобы. Тако Иудеи первее позавидовали Иисусу Господу нашему, потом злобилися, и от злобы злословили и хулили Его, а потом и убить искали Его. К сему концу зависть и злоба приводит (5:136; также 5:229, см. ЗЛОБА , 392). «Зависти другиня – злоба» (3:129). Корень и начало зависти в гордости Зависти корень и «начало» есть гордость. Гордый бо, понеже хощет выше прочиих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его. Смиренный бо завидеть не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочиих же недостойнейших быти судит паче себе; почему и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят. Тако негодует Саул гордый на кроткого и смиренного Давида, что ему более похвалы приписали ликующия жены, как сам признал, и рече Саул: «Давиду даша тьмы, мне же даша тысящи» ( 1Цар. 18, 8 ). Откуду и гнать начал неповиннаго (2:174). Зависть есть язва и стрела, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ , 257) (2:25, см. ВНИМАНИЕ , 176). Зависть – исчадие злобного духа – диавола (5:136, см. ЗАВИСТЬ , 380). Зависть присуща плотской мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ , 568). Зависть пресекать в сердце, чтобы не укрепилась Берегись убо зависти и ЗЛОБЫ, как смертоносных язвы душевных, и вначале как только востают в сердце, пресекай их мечем глагола Божия, и помощью Иисуса. Аще бо не пресечеши, укрепятся и поразят тя, и вринут душу твою в беднейшее состояние (5:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Вот все заслуги его диавол прямо с языка снял, когда он : благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди или как вот этот мытарь. Вот всё, весь Новый Завет. Притчи на выбор, потому что 99 % из Евангелия – это притчи. И вот надо эти притчи почитать. Но не рассказать, если – а вдруг да если я спрошу: ну, а где родился Христос-то? Ведь как это? А вы скажете: «Да где Он родился? А с какой горы вознёсся?» А? – С Елеонской. – С Елеонской горы. А где преобразился? На Фаворе. А на каких горах погиб Саул, царь? (Молчание в аудитории). Приехали. На Гелвуйских горах. Так. А скажите мне, а чем извстна гора Кармил? – Там пророк Илия устроил жертвенник. – Вот. Пророк Илия там построил жертвенник и выяснял: Давайте выясним, чей Бог истинный. Пусть жертву пожрёт небесный огонь (см. 3Цар. 18:20–24 ). Да. Так вот уж, если это всё-таки , я думаю, что вас помимо того, что, вот . Это программа-минимум. Теперь. «История, – второе, – грехопадения». Третья глава. Неужели 3-ю главу вы не расскажете? «История Я спрошу: скажите, как говорит Писание о творении третьего дня? Вы должны сказать: И сказал Бог: да соберётся вода, которая подъ небомъ, въ своя и да явится суша (см. Быт. 1:9 ). Уж проще простого. Уж проще простого! . Нет. Вы умудряетесь забыть! А вот спрошу: как говорит Писание о творении человека по 2-й главе? Не по 1-й, а по 2-й. Вы говорите: да это 7й стих! «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Так. Ну а, если немножко из истории: кто был первым царём у Израильтян? – Саул. – Саул. Кто его помазал? Самуил-пророк (см. 1Цар. 10:1 ). Почему он был Богом отвергнут? Дважды нарушил слово Божие. Первое: во-первых, перед сражением с филистимлянами не дождался прихода Самуила, чтобы принести жертву, и сам принёс (см. 1Цар. 13:8–14 ); и второе – в 15-й главе ещё – не истребил амаликитян полностью, как это говорил Господь, потому что Амалик напал, когда Моисей вёл народ из плена; он на растянувшийся обоз напал – и Иисус Навин боролся с ними. И когда Моисей воздевал (см. Исх. 17:11–12 ). Так вот, Господь сказал, что у Меня брань с Амаликом из рода в род (см. Исх. 17:16 ), и его нужно истребить. Вот Амалика нет, а вот есть мысленный амалик – диавол. Потому что исторически Амалик прекратил своё существование. А вот это – архетип врагов Божиих, врагов Церкви, которые видоизменяются и в новом обличии нападают на Церковь , и стараются её истребить полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Царский мул был исключительной принадлежностью царя (у персов царь имел своего особого коня) ( Есф.6:8 ), и приказание посадить Соломона на мула Давида было знаком фактической передачи последним царской власти первому. На это же указывало и торжественное шествие Соломона к Гиону. Гион, евр.: Гихон (см. ст. 38, 45. Ср. Onomastic. 351), прежними исследователями полагался на западной стороне Иерусалима: так, Робинзон (Palastina II, 164) следы Гиона усматривал в остатках двух водопроводов на юго-запад от Иерусалима (ср. А. С. Норова . Путешествие по святой земле. 1854, т. III, ч. I, с. 320, 322; проф. М. С. Гуляева, Исторические книги Ватик. сл. 3, с. 189). Но еще Таргум (ср. Ис.8:6 ) и блаженный Феодорит (вопр. 2 на 3 Цар) отождествляли Гион с Силоамским источником, лежавшим, несомненно, на юго-восток от Иерусалима; в ( 2Пар.32:30,33:14 ) предполагается восточное положение Гиона относительно города; и по новейшим изысканиям, это – Источник Пресвятой Девы Марии на восточном склоне храмовой горы (D. Schenkel, Bibel Lexicon. Bd. II, 463. Е. Riehm, Handworterbuch d. biblisch. Alterthums, I (2A), s. 529). Хотя последнее местоположение Гиона, по-видимому, не вполне согласуется с предполагаемой в рассказе удаленностью Гиона от камня Зохелет и Эйн-Рогель, однако оно очень вероятно. Во всяком случае акт помазания Соломона на царство (ст. 34, 39, 44), бывший для него, как и для Саула ( 1Цар.10:1 ) и Давида ( 1Цар.16:13 ) символом преподания Св. Духа на дело теократического управления народом Божиим, должен был совершиться в месте большого стечения народа: этого требовали особенно обстоятельства времени – необходимость скорее разрушить замысел Адонии; весь народ должен был скорее узнать о воцарении именно Соломона по воле престарелого Давида. При этом Давид нарочито провозглашает Соломона «вождем Израиля и Иуды» (ст. 35), имея в виду давнюю рознь Иуды и Израиля, т.е. Иудина колена с Вениаминовым и десяти прочих, рознь, еще недавно давшую себя знать Давиду ( 2Цар.19:41–43,20:1–22 ), а по смерти Соломона разрешившуюся распадением Еврейского царства на два ( 3Цар.12:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  Ибо… Дальнейшие стихи (3:4-5) являются истолкованием предыдущих (3:2-3), они истолковывают символическое действие пророка и его слова. Рабское состояние женщины соответствует состоянию народа в плену; а искупление ее из рабства, совершенное Осией, – возвращению из плена и восстановлению истинного богопочитания и политической независимости в эсхатологические последние дни. Многие комментаторы считают эти два стиха, 3:4-5, позднейшей вставкой, добавленной иудейским (скорее всего, послепленным) редактором книги. Но, возможно, позднейшей глоссой является лишь упоминание о Давиде в 3:5.   …долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода, и терафима. Без государственной независимости и без возможности совершать богослужение. Современная Осии израильская монархия, цари, князья и все государственное устройство в следующих главах пророческой книги подвергаются суровой критике. Не менее беспощадно критикуется в книге и современный Осии культ. Израиль потеряет все это, да и сами северные колена исчезнут на просторах Ассирии. А потом, будет ли что-то потом? Как понимать 3:5, заключительный стих всего раздела 1:2-3:5? Ответить на этот непростой вопрос мы попытаемся ниже, а пока рассмотрим некоторые термины 4-го стиха.   ...князя… Слово   сар можно перевести не только как князь, но и как вождь, правитель,или начальник (ср., напр., 1Цар 22:2. 3Цар 11:24. Ис 9:5 . Иер 36:12. Езд 9:1. 2Пар 21:9).   ...жертвы…   зевах – это жертвоприношение, обычно сопровождаемое трапезой (ср., напр., Числ 25:2. Соф 1:7-8).   …жертвенника…   маццева – это вертикально стоящий камень, стела. Патриархи устанавливали такие стелы как памятники (напр., Быт 28:18; 35:20). В последствии ставить такие памятники израильтянам было запрещено (Втор 16:22) . В Израильском царстве маццевот приобрели ярко выраженное культовое значение – как фаллические сооружения, связанные прежде всего с почитанием Ваала (см. комм. к 1:2, сноска 24). Макарий Глухарев перевел через статуи. Но статуя, идол – это , а не . У Десницкого – алтарь . Перевод РБО и перевод п/ред. Кулаковых – точнее: священные камни. Европейские переводы обычно передают маццевот через стелы или пилястры.

http://bogoslov.ru/article/4698894

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию. Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита: " Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение " (Сщмч. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. Гл.2). Надобно содержать в памяти слово Господне: Ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы (Мф.7,6). А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований. В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого Исаака Сирина, " лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел " (Прп. Исаак Сирин. Сл.89). Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: (Аз) прославляющих Мя прославлю (1Цар.2,30), потому что путь уже открылся. 1. См. 1Кор.2,14-15: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 2. В русском переводе: " Сделавшись сам божественным из-за познания божественных вещей и в тайнике ума скрыв от непосвященных людей святое [знание], храни его уединенным, ибо неправедно, как говорит Писание, бросить перед свиньями чистое, сияющее и драгоценное украшение из духовных жемчужин " . 3. Лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел - помощь предосторожности важнее помощи самих дел. 9. О многословии Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердец человеческих, ибо " ничтоже тако устужает огнь, от Святого Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и собеседование, кроме оного, еже со чады таин Божиих, еже к возвращению разума Его и приближению " (Прп. Исаак Сирин. Сл.8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

1:6. При избрании епископов, как я, говорит, повелел тебе, избирай из таких, кто непорочен. Тит должен тщательно узнать и испытать нравственные качества избираемого. Служение епископское есть образ служения Христова. Он – епископ, служитель Божий, устроитель Церкви Божией, и словом, и примером – жизнью. Поэтому он сам, в нравственной жизни своей, должен быть непорочен, безукоризнен (ср. 1, Тим. 3:2) то есть «если никто не может укорить его в дурной жизни» (Феодорит). Не в то только время, как его избирать и определять, он не должен иметь на себе вины и греха, но быть таким, чтобы совесть не угрызала его ни за какой грех со времени крещения. Ибо как предстоятелю Церкви укорить согрешающего, когда он тайно в сердце сознает, что сам позволял себе то в чем обличает другого?! (Иероним). Он должен быть высок духом настолько, чтобы не увлекаться слабостями плоти даже в супружестве, он должен быть муж одной жены, не второбрачный. Апостол почтил брак, не поставив его преградой к получению степени священства, но вместе и брачным удовольствиям не дал поблажки, отказав в нем (священстве) двоеженцам. Но женатый епископ должен особенно тщательно заботиться о религиозно-нравственном воспитании своих детей. Нужно, говорит, чтобы дети избираемого в епископы, были верующие, не подлежали укору в блуде или в непокорности и строптивости. Иметь одну жену и быть непорочным зависит от воли человека, а что дети бывают неисправны, это не всегда бывает по вине родителей. Праведный Исаак, например, конечно учил сына своего Исава всякому добру, но Исав оказался и блудником и нечестивым (см. Быт. гл. 25). У пророка Самуила, который сам был таков, что в день нужды возопил ко Господу об Израиле и Господь возгреме гласом велиим на врагов Израиля и падоша ( 1Цар. 7:10 ), были дети, которые уклонились во след лихоимания (1 Цар. гл. 8). Поэтому можно думать, что Апостол разумеет здесь такие случаи, когда дети неисправны по вине родителей, по неуменью их исправить, как должно, или по нерадению о том. «Если кто считает воспитание детей делом второстепенным, заботясь только об имуществе, и не имея об них надлежащего попечения, то таковой не достоин священства. Если он не мог воспитать своих детей, то достоин великого осуждения за леность, а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви. Посему, кто не радит о своих детях, тот как может пещись о чужих» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

петлею, и боги их... сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести (и действительно приводили) к идолопоклонству ( Исх. 34,12 ; Чис. 33,55 ; Втор. 7,16 ; Нав. 23,12.13 ). Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те и другие будут изгнаны из страны ( Чис. 33,56 ; Нав. 23,13 ). 2:6–10 См. Нав. 24,28–31 . 2 Когда Иисус. См. 1,1; Введение: Характерные особенности и темы. 2 народ служил Господу. См. Нав. 24,16–18,21.22.31 . То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной. которые видели все великие дела. См. ст. 10; Втор. 4,9; 6,22; 7,19; 11,2–7 ; Нав. 23,3 . 2 который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Знания о чудесах Божиих (ср. Пс. 43,2–4; 77,2–8 ) должны были передаваться от поколения к поколению ( Втор. 4,9; 6,1–6 ). Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля. 2:11–19 В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем (ст. 11–13,17,19). «Слыша стоны» израильтян «об угнетавших и притеснявших их», Господь воздвигал над ними судей (ст. 16), дабы те указывали им путь, «коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним» (ст. 17). Однако народ не оставлял «дел своих» и «от стропотного пути своего» не отказывался (ст. 19). Тема ст. 11–19 развивается далее в 1Цар. 12,9–11 и Пс. 105,34–46 . 2 служить Ваалам. См. ком. к ст. 2. Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть «над громами и молниями». Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество. 2 Астартам. Астарта богиня плодородия в хананейском пантеоне. См. ком. к ст. 11. 2 гнев Господень ... предал их в руки. См. Втор. 28,48 ; 1Цар. 12,9 . Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 . Но указываемая в основание молитвы несправедливость обвинения и преследования давала в то же время псалмопевцу по Моисееву закону право на отмщение своим врагам тех же самым злом, какое они думали причинить ему ( Втор.19:16–19 ); поэтому он вслед за указанием на свою невинность и молит Господа обратить злые замыслы (= сть и ловитву, то есть западню, ловушку) главного виновника его гонения, то есть Саула, на него самого, и пусть он сам попадет в расставленные им сети, неожиданно подвергнется той гибели, какую готовил гонимому (ср. Пс.7:16 ). – Отказываясь от личного отмщения врагу и предоставляя свое на то право Господу, псалмопевец тем самым возвышается над духом сурового закона Моисеева; но как сын ветхого завета, лить только издалека, в прообразах и видениях, созерцавший обетованного Христа Спасителя, он естественно не мог подняться до высоты евангельского учения о всепрощении и любви к врагам. Сыны же нового завета, просвещённые высоким евангельским учением, не должны желать и просить отмщения врагам своим, а обязаны с любовию, велико душно прощать им все обиды я молиться о вразумлении их и прощении, как и Сам Христос Спаситель молился небесному Отцу за своих распинателей: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк.23:34 ). На молитву же Давида об отмщении врагам должны смотреть, не как на образец моления, а только как на учение и предсказание о праведном отмщении Божием за несправедливые притеснения и обиды (бл. Феодорит Зигабен ср. 1Цар.26:23 ) и предостережение от нанесения таковых кому-либо из ближних своих (ср. Зигабен на Пс.71:12 ) – В качестве предсказания слова эти исполнились в погибели Саула на войне с филистимлянами (ср. 1Цар.26:10 и 31:3–4) и многократно исполнялись в гибельной судьбе нераскаянных врагов и гонителей Христа Спасителя и Его Церкви (см. выше на Пс.2:5 ). Слав.-грек.-лат. пер. по мысли вполне соответствует еврейскому (=русск. и халд.), но в выражении, продолжая образную речь предшествующего стиха, вместо буквального значения дважды повторяющегося здесь слова (шоаг) гибель, погибель, употребляет несобственное, образное значение сть (ср. сирск. пер. в 1 случае зло, а во 2-м яма).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010