12:4, 5. Географическая область. Владения Ога простирались от Ермонского хребта и Васана на севере Трансиордании до реки Ярмук на юге. Ог царствовал в Астарофе (Телль-Аштара, в 25 милях к северо-востоку от моря Галилейского) и в Едрее (которая упоминается в анналах Тутмоса III и расположена на притоке реки Ярмук [Дера в совр. Сирии]). Пограничным городом на востоке владений Ога была Салха, возможно, современный Салкат (см. коммент. к Втор. 3:1–11 ). 12:7,8. Географическая область. Перечень завоеванных территорий к западу от Иордана является повторением Нав. 11:16,17 . Этот прием подкрепляет право израильтян на землю, основанное на завете в Быт. 15:19–21 , и подготавливает почву для распределения земли между коленами. Южная граница обозначена горой Халак, а северная – Ваал-Гадом у подножия Ермона на границе с Ливаном. 12:9–12. Перечень царей. Перечень поверженных царей приблизительно соответствует последовательности завоеваний, описанных в Нав. 6–11 . Так, Иерихон и Гай (кроме Вефиля, см.: Нав. 7:2 ) фигурируют в Нав. 6–8 . Цари южной коалиции перечислены в ст. 10–12, а описание их поражения – в Нав. 10:3,23 . В ассирийских надписях также перечисляются царства, покоренные тем или иным царем. Например, Тиглатпаласар I сообщает о сорока двух царствах, завоеванных им за пять лет, а Салманасар I утверждает, что разрушил пятьдесят один город. 12:13. Давир. См. коммент. к 10:38. 12:13. Гадер. Местоположение Гадера не установлено. Возможно, это название возникло вследствие ошибки переписчика вместо «Герар», хананейского города в западной части Негева. Впрочем, в 1Пар. 27один из «начальников» Соломона назван гедеритянином, что подтверждает существование города с таким названием. Один из вариантов его локализации – Хирбет-Джедур (Jedur), в 7 милях к северу от Хеврона. 12:14. Хорма. Поскольку это слово означает «истребление», такое название могли иметь различные места. По-видимому, Хорма находилась на юге Иудеи, в Негеве, но ее точные координаты являются пока предметом споров (среди прочих вариантов называют Телль-эль-Милх, в 7 милях к северо-востоку от Беэршивы, и Телль-Масос, в 7 милях к востоку от Беэршивы). Это географическое название ассоциируется с первым поражением израильтян ( Чис. 14:45 ) и с победой над Арадом ( Чис. 21:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:10. Еда. Нам точно неизвестно, какие первые праздники справляли израильтяне по возвращении домой с чужбины. Прежде всего, это, конечно, праздник благодарения, поскольку они должны были частично поделиться приготовленным со своими соседями. Жирное и сладкое было принято в пище(см.:Лев.З; 2Пар.6:19 ; 1Пар. 12:40,41; 29:22 ; 2Пар. 7:8–10; 30:21–26 ). 8:14–17. Праздник кущей. Подробнее об этом празднике см. в коммент. к Исх. 23:16 ; Лев. 23:33–36, 39–43 и Втор. 16:13–15 . Праздник кущей обычно справлялся в пятнадцатый день седьмого месяца. Постоянные даты праздников связаны с сочетанием разного рода традиций. В Лев. 23говорится о том, что празднующие должны брать ветви деревьев, а в ст. 42 – о том, что они должны жить в шалашах (кущах). Но инструкции построения этих шалашей не . приводятся, не говорится также о паломничестве в Иерусалим. Во Втор. 16этот праздник описывается как один из трех, который требует паломничества, но ничего не говорится о собирании ветвей или шалашах. Ездра же объединяет эти тексты и разъясняет, что праздновать нужно с ветвями деревьев и пальмовыми листьями и жить в шалашах во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи должны приходить на праздник. 8:16. Водяные ворота и Ефремовы ворота. О Водяных воротах см. коммент. к ст. 1. Ефремовы ворота составляли часть стены, существовавшей до плена (см. коммент. ко 2Пар. 25:23 ), и находились примерно в 600 футах от Угловых ворот. Эти ворота, должно быть, открывались на северо-запад. Однако в первом перечне в Неем. 3 они не упоминались. 9:1–38 Исповедание грехов 9:1. Хронология. Пост проводился спустя несколько дней после Праздника кущей, в седьмом месяце 445 г. до н. э. Если он начался 15-го числа, как предписывал закон, то должен был продолжаться до 22-го числа включительно. В таком случае довольно странно, что ничего не говорится о Дне искупления, который должен был справляться на десятый день седьмого месяца. Ст. 13, однако, позволяет полагать, что эти праздники начинались на второй день, а потому должны были продолжиться до десятого числа. Возможно, День искупления был слегка смещен и представлен этим постом, хотя здесь ничего не говорится о совершении ритуалов, предусмотренных в Лев. 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

46 пришедших в Египет. Этот перечень имен включает в себя сыновей Вениамина, которые родились в Египте (ст. 21,27). Сам Вениамин упоминался в числе сыновей Иакова, родившихся в Месопотамии (35,23–26), хотя он, по-видимому, родился в Ханаане (35,16–18; 35,22 и ком.). 46 Огад. В греческом тексте это имя опущено ( Чис. 26,12.13 ; 1Пар. 4,24 ), и тогда число всех детей Лии сводится к тридцати трем (ст. 15). 46 в Месопотамии. См. 26,20. тридцать три. Здесь учтены дети и внуки Лии. 46:20 Греческий текст ВЗ дополняет этот список пятью сыновьями и внуками Манассии и Ефрема (ст. 27 и ком.). 46 Нааман... Ард. В Чис. 26,38–40 и в греческом тексте ВЗ они упоминаются как внуки. 46 четырнадцать. Рахиль родила двух сыновей, от которых произошли двенадцать внуков. 46 семь. Число сыновей и внуков. 46 шестьдесят шесть. Если учесть, что Ир и Онан умерли в Ханаане (ст. 12), а Манассия и Ефрем были рождены в Египте (ст. 27), тогда число сыновей, пришедших с Иаковом в Египет, не семьдесят, а шестьдесят шесть. 46 семьдесят. С учетом детей и внуков Иакова, родившихся в Египте, семейство патриарха насчитывает семьдесят человек. 4647,28 Используя мудрость Иосифа, Бог сохранил Израиль в земле Гесем, обеспечив его всем необходимым и отделив израильтян ( Пс. 104,16–22 ). Иаков благословил фараона, фараон же с почтением принял Израиля, и благодаря этому оба они благоденствовали; примечательно, что Израиль преуспевал даже больше египтян. Непосредственная связь между благословением и последовавшим за ним процветанием предвозвещает совершенно противоположную ситуацию, которая сложилась спустя несколько веков, когда другой фараон проклял Израиль и сам был проклят. 46 пастухи овец. См. ком. к 39,1. Фараон был из семитского племени гиксосов (пастухов-кочевников), поэтому Иосиф и акцентирует внимание на занятиях своей семьи. Этим и объясняется симпатия фараона к Иакову и его семейству. Глава 47 47 поставь их смотрителями. Фараон больше склонен доверять Иакову и его сыновьям, чем египтянам, которые, с одной стороны, никогда не были хорошими скотоводами, а с другой ненавидели гиксосов. Поскольку они презирали и евреев (см. 39,14 и ком.), то это обстоятельство способствовало расположению к ним фараона гиксосской династии (см. 45,16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

47 благословил. Тем самым патриарх доказывает свое старшинство по отношению к фараону, поскольку меньший благословляется большим. Его благословение было исполнено (ст. 13–25). 47 странствования. Целью его странствования был небесный город ( Втор. 26,5 ; Евр.11,9–10 ). малы и несчастны. Иаков не гордился количеством прожитых лет, поскольку они несоизмеримы с вечностью. 47 дал им владение... в лучшей части земли. Это было более того, о чем просили израильтяне. Дар фараона отделил и обособил семью завета от египтян (см. ком. к ст. 6). Раамсес. Более позднее название земли Гесем (45,10), данное ей в честь Рамзеса II. 47:13–26 Поскольку фараон послушался божественного откровения (гл. 41) и благословил Иосифа, Иосиф, в свою очередь, превратил в собственность фараона все серебро, скот, землю и народ Египта (см. ком. к 39,14 и ст. 6), а самим египтянам спас жизнь. 47 давайте пятую часть. См. 41,34. 47 спас нам жизнь. Египтяне считали Иосифа спасителем и, по всей видимости, уже не презирали его за то, что он не египтянин. 47 владели они ею. Независимость и благоденствие израильтян резко отличались от положения египтян (47,13–26 и ком.), пребывающих в рабстве у фараона-иноплеменника. весьма умножились. Эта фраза служит связующим звеном с книгой Исход ( Исх. 1,7 ). 4748,22 Верою Иаков обращал свой взор далее своей смерти в Египте и видел свое погребение в земле обетованной. Израиль даровал право первородства Иосифу, а не Рувиму ( 1Пар. 5,1.2 ; Евр. 11,21 ). 47 Иосифа. Это же Иаков заповедал всем своим сыновьям (49,29–32), однако Иосифа он поставил старшим над всеми братьями. положи руку твою под стегно мое. См. 24,2 и ком. милость и правду. Иаков по «правде», т.е. по обетованию Божию (46,4), должен быть «выведен» из Египта (пусть лично для себя и посмертно), но оказать ему эту милость он просит Иосифа. 47 в их гробнице. Верою Иаков связывал свою судьбу с землей обетованной; он не желал, чтобы его набальзамированное тело осталось в Египте (ст. 11; 50,2). 47 клялся ему. Исполнение этой клятвы 50,1–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

плач в селении Ецель... в нем. «Дом лишения» лишит своей защиты Иудею, потому что он захвачен завоевателем. 1 Марофы. «Горький город» по иронии, ожидал от Иерусалима «сладостной» помощи. 13 быстрых. Еврейское выражение, дословно означающее «быстрых коней», имеет иронический оттенок: «Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей». начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5,10). дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима. 1 дары. Иначе: «приданое» ( 3Цар. 9,16 ) метафора, означающая ненавистную дань, которая будет уплачена Ассирии. селения. Иначе: «поселения ремесленников» (см. 1Пар. 4,21–23 ). Богатства царя перешли к его врагу в результате уплаты ему дани и потери захваченных им поселений ремесленников (ст. 14). 1 Одоллама. Как Давид в свое время был изгнанником и бежал в Одоллам, так и сейчас его преемники направляются туда же при аналогичных обстоятельствах ( 2Цар. 22,1; 23,13 ). См. 1,10 и ком. Глава 2 2:1–5 Эта пророческая речь содержит три части. Первая обвинение: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (ст. 1, 2). Вторая приговор: Господь накажет их пленом (ст. 3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (ст. 4). Третья заключение: грабители приговорены к вечной погибели (ст. 5). Как сильные мира сего отобрали поля у жителей Израиля (ст. 1,2), так Господь нашлет вражеское войско, чтобы отнять у них землю обетованную (ст. 4,5). 2 Пожелают. Жадность является одним из основных пороков ( Исх. 20,17 ; Рим. 7,8 ) и избавиться от него можно только полным перерождением. наследие. Собственность семьи была священным достоянием, полученным от Бога в управление ( Лев. 25,10.13 ). 2 в собрании. После плена земля будет перераспределена. 2:6–11 Это осуждение состоит из четырех частей. Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (ст. 6); Господь обличает ложные представления о Его милости (ст. 7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (ст. 8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (ст. 10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Higgaion. Пс. 9:17 . ( В русском переводе отсутствует.) Higgaion означает «произнесение», «декламация» (см. его использование в значении «рыдать» в Ис. 16:7 ) и, возможно, указывает на глиссандо или вибрирующий звук струнного инструмента. Идифум. Пс. 38; 61 и 76. Имя одного из храмовых певцов Давида ( 1Пар. 25:1–6 ). Вероятно, появление этого названия в трех псалмах было просто данью памяти этого человека или свойственной ему манеры исполнения. Шушан-Эдуф. Пс. 59; 79 . Лилия завета (лилия – шушан, мн. ч. шошанним). Вероятно, это ключевые слова или начало песни, мелодия которой ныне утрачена. См. также: Пс. 44 и 68 и 2Пар. 4об использовании слова «лилия». Mahalath. Пс. 52 . ( В русском переводе – «на духовом орудии».) Принимая во внимание использование этого термина в 3Цар. 1:40 , полагают, что он относится к свирели, которую использовали в праздничных церемониях. Поскольку он может также переводиться как «болезнь» ( 3Цар. 8:37 ), не исключено, что этот инструмент использовали и в ритуалах исцеления. Mahalath Leannoth. Пс. 87 . ( В русском переводе – «Махалаф».) Слово léannoth означает «приводить в отчаяние», что сообщает дополнительную глубину теме покаяния в контексте Пс. 87 . Поскольку этот термин является формой евр. слова " anah, «петь» ( Исх. 15:21 ), его использование в сочетании с «махалаф» («свирель») может указывать на использование нескольких инструментов или чередование пения и инструментальной музыки. Maskil. Пс. 31; 41; 43; 44; 51–54; 73; 77; 87; 88; 141 . ( В русском переводе отсутствует.) Ввиду того что это слово встречается в столь многих псалмах и имеет значение «понимать» (от евр. sakat), можно предположить, что оно является общим определением цикла дидактических и покаянных псалмов (см. о возможной связи с плачем в Ам. 5:16,17 ). Кроме того, это слово может означать искусно сложенную песнь или убедительный довод, призывающий народ славить Господа (см.: 2Пар. 30:22 ). Miktam. Пс. 15; 55–59 . ( В русском переводе отсутствует.) Это слово всегда появляется в сочетании с именем Давида. LXX передает это слово как stelographia, «надпись, высеченная на памятнике», откуда следует, что это слово может означать торжественную речь, установленное песнопение или ритуальное представление. Это понятие может также относиться к слову, высеченному на камне и произносимому в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:1. Зоровавель. Зоровавель был наследником Давидова престола (внук Иехонии; см. коммент. к 4Цар. 24 ) и занимал пост наместника Иудеи при персидском царе Дарий I. С Зоровавелем было связано много ожиданий, имеющих мессианский оттенок. Несомненно, некоторые надеялись, что он воздвигнет обетованное царство и освободит народ от персидского рабства. Хотя Зоровавель исполнял преимущественно светские обязанности, в Книге Ездры ему и священнику Иисусу приписывается заслуга восстановления Иерусалимского храма. Будучи наместником персидского царя, он отвечал за исполнение закона и поддержание порядка, а также за сбор налогов. Хотя Зоровавель был последним из династии Давида, кто занимал пост правителя, археологи обнаружили печать Шеломифи (в 1Пар. 3упоминается как дочь Зоровавеля), судя по которой, она могла быть либо женой, либо официальным лицом у губернатора Елнафана, который стал преемником Зоровавеля на этом посту. 1:1. Иисус. Иисус был первосвященником в начале послепленного периода. Его дед Сераия был убит Навуходоносором, когда вавилоняне завоевали Иерусалим ( 4Цар. 25:18–21 ; следует отметить, что и Ездра происходил из семейства Сераии, см.: 7:1). Будучи царским наследником, Зоровавель служил наместником, но его полномочия были ограничены, поскольку Иудея все еще находилась под контролем Персии (чтобы не создавать конкуренции персидскому царю). Таким образом, общественное управление было поделено между наместником и первосвященником, причем последний пользовался большей властью. О нем известно мало, кроме того, что он был одним из старейшин, который помогал восстанавливать храм. В современных небиблейских источниках он не упоминается. 1:4. Дома украшенные. «Украшенные» в данном случае означает «полностью законченные», «отделанные». Их дома находились не в процессе строительства, а уже служили жилищем, тогда как храм оставался в запустении. Понятие «украшенные» не подразумевает особой роскоши или расточительности, хотя обшивка панелями была недешевой затеей. Деревянными панелями частные дома обычно не обшивали, хотя, например, притвор с престолом у Соломона был покрыт кедром ( 3Цар. 7:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

при ковчеге завета, еврейский народ, по требованию закона ( Втор.17:18,19 ; Нав.1:8 ), должен был иметь списки с закона, дабы учиться ему день и ночь... Есть многие прямые и косвенные указания в самых священных книгах (см. напр. Втор.31:10 ), что книга закона была известна и распространена в народе. Она всегда была основанием и главною книгою между священными книгами Израиля. – В последствии времени к пятокнижию Моисея присоединены были пророками, напр. Нафаном, Семеем и Ииуем ( 1Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 12:15, 20:34 ) и исторические книги, продолжавшие, со смертию Моисея прекратившуюся, в печальные времена Судей, священную историю, начатую в Пятокнижии. Пророки, хранители закона, заботились о сохранении и своих пророческих книг, писанных ими по повелению Божию, содержащих божественные откровения будущего и представлявших современные им события во свете откровенного закона. Будучи возбудителями высших и чистейших стремлений жизни, пророки не оставляли без внимания и тех священных кнпг своего народа, в которых отражалась возбужденная божественным законом духовная жизнь и заботливость также о сохранении и этих книг. И мы действительно из указаний, напр. самой Псалтири ( Пс.71:29 ), видим, что псалмы были собраны в одно целое гораздо раньше, чем Псалтирь получила настоящий свой вид. A что писания Соломона были собраны, распространены и известны, видим из книги Притчей ( Притч.21:1 ), a также и из следов их, особенно Притчей, в книгах пророческих. Что наконец, существовали письменно в сборниках книги пророческие, видно из того, что позднейшие пророки пользуются словами и выражениями пророков древнейших, так что пророческие книги составляют непрерывную цепь следующих одна за другою и взаимно о себе свидетельствующих книг (ср. например Ис.2:2 и Мих.4:1 ; Иер.5:6 и вв. Иер.1:6,8, 12:1 и Авв.1:13 ; Иер.25:27 и Авв.2:16 и мн. др. места см. в параллельных местах, означенных в библиях). Итак, есть основание утверждать, что по мере того, как умножалось y евреев число священных книг, происходило постепенно и присоединение их к священному канону 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Не беша пословицы Псковичем с Новгородци». К а р а м з. И. Г Р. V, пр. 16. «А кто ти ся будет продан пословицею из Новоторжан в одерп». Древн. Росс. Вивлиоф. 1, 78. «Се бо били челом… Иванцова жена и его сын и его деверь, п о  п о с л о в и ц е ». Акты юридич. 258. — «Многие пословицы приходили Новгородские». Писм. Евангелие 1506 г. «Но и та пословица не по сущему преведеся». Максим Грек Иов. 17, 6. Абаза , тавро, накладываемое на черкасских лошадей. Абаза , то же Абхазия, область в Закавказье. Также обинное. Вероятно, от аба , белое, редкотканое сукно, употреб. персиянами. Энциклопедический Лексикон. Т 1. СПб., 1835. Подразумевается: убил. Ависага. 3Цар. 1:3. Фарра, которого Иисус Навин причисляет к идолопоклонникам. Иис. Нав. 24, 2. Ионафан Бен-узиал на XII кн. Бытия о ввержении Авраама в огненную пещь Нимвродом за отвержение идолов. Быт. 18:22–36. ПАМИД. Агнец с бараном овечье племя. ПАМИД. Един смехом, другой грехом. Быт. 17:13. НП 4291. Ад сотворен и Адам водружен. Бука, страшилище, коим детей пугают; у немцев. Butze, см. Deutsche Mythologie von J. Grimm. Göttingen, 1835. См. Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал. Алай булай , на татарском: так, не так, да и нет. От пьянства, в коем обвиняют Александра Македонского. У принца Буххавского так переведена сия пословица печенежская: Dum aliena sequitur, perdit sua, см. Moscoviae ortus et progressus. Gubenae, 1679, im 16. 3Цар. 16:1. Spiritus Angelicae compositae. Немцы — общее название разных европейских народов в русских летописях: «грамоты аглинским немцам» в Актах Археограф Экспедиции I, 351. 1Цар. 1:2. ПАМИД. Апостолы обличали, они же научали. НП 4291. Аптека улечит на полвека. Ахаав, сын Амвриа, царя Израильского. 3Цар. 16:29. Агав. Деян. 21:2. 2Цар. 15:12, 17; 1Пар. 27:33. Ахтуба, рукав Волги, на берегах коей Батый, по свидетельству Рубруквиса, построил Сарай. «А большая орда опустела, а место ея области близ города Асторохани два днища по Волге вверх именуется Сара и большие ». 210. Пс. 63:17. Аще поручишися за твоего друга, предаси твою руку врагу. Прит. 6, I.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

34:18. Рассечение тельца на две части. Ритуал рассечения жертвенного животного как элемент церемонии заключения завета упоминается только здесь и в Быт. 15:9,10 (см. соответствующий коммент.). В древних ближневосточных параллелях – письмах из Мари и арамейском тексте VIII в. до н. э. (договоре между Аббаном и Яримлимом) – также описывается рассечение животного на две части. Символический аспект этого акта жертвоприношения ярко живописует судьбу нарушителя завета-договора. Возвратив себе отпущенных на волю рабов после египетского вторжения, временно приостановившего осаду Иерусалима, землевладельцы Иудеи нарушили свою торжественную клятву Яхве и подвергли себя опасности страшного наказания. 34:21. Отступление вавилонского войска. Египетский фараон Псамметих II предпринял много усилий в попытке отвоевать у Вавилонии земли в Финикии и Палестине, которые Навуходоносор отнял у его предшественника фараона Нехао II. Иудеи твердо рассчитывали на то, что Египет поддержит их мятеж против Вавилонии (как об этом свидетельствуют лахисские письма). Их надежды, равно как и ожидания угнанных в плен жителей Иудеи, по-видимому, оправдались, когда войска фараона Априя (воссевшего на престол в 589 г. до н. э.) вторглись в Южную Палестину летом 588 г. до н. э. (см.: Иез. 30:20–26 ). Это вторжение, а также захват Тира египетским флотом (факт, который описывается Геродотом), заставило Навуходоносора отвести свои войска от Иерусалима. Египтяне, однако, вскоре потерпели поражение (вероятно, у Газы), и в конце лета 588 г. до н. э. осада Иерусалима возобновилась. 35:1–19 Рехавиты 35:2. Рехавиты. Этот связанный с кинеянами ( 1Пар. 2:55 ) клан возник в IX в. до н. э., когда Ионадав, сын Рехава («сын Рихавов», 4Цар. 10:15–23 ), основал гильдию странствующих ремесленников. Более двух столетий спустя рехавиты говорили Иеремии, что они живут согласно заветам своих отцов-кочевников, не сея зерно, не выращивая виноград и не прикасаясь к вину. 35:6–10. Образ жизни рехавитов. Вся имеющаяся у нас информация о рехавитах содержится только в данном отрывке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010