Любезные и дорогие мои чада, страдальцы Христовы, причастники венца мученического и наследники Царствия Небесного, станьте храбро в святом послушании, станьте твердо в вере в Бога и в доверии ко мне; по словам святого апостола Павла, не ослабевайте, будьте единодушными, мирными, относитесь один к другому и ко всем с любовью и благоговением (см. Флп. 2, 2–3 ; 1Фес. 3, 12 ; Рим. 12:9–12 ). Так как враг–проклятый диавол, всегда подстерегающий нас в засаде, день и ночь ходит вокруг нас, ища и среди подвизающихся, кого поглотить (см. 1Петр. 5:8 ) и на дно ада с собой низвергнуть на веки веков, и особенно в это смутное время. Но вы, чада святого и треблаженного послушания и мои любезные чада, будьте мудры и искусны, попирайте рассуждением вашим духовным его главу, вызывающую смятение, и всю силу его лукавую; старайтесь ради Господа, сколько есть сил ваших, так же как телесно вы трудитесь, трудиться и духовно, в особенности не последовать своей воле, мнению и не сопротивляться друг другу, – такие дела Богу ненавистны, а мне и всем братьям враждебны и чужды. Остерегайтесь роптания, так как на тех, кто ропщет, нисходит гнев Божий, и земля живыми их поглощает (см. Чис. 16:23–34 ). А более всего смиряйтесь, братья, и любите один другого духовной любовью, и Бог мира и любви да будет с вами (см. Флп. 4:9 ); и из того все познают, что вы – ученики Христа, если истинную любовь будете иметь между собой (см. Ин. 13:35 ). Так как тот, кто любит брата, во свете пребывает, а тот, кто ненавидит, – во тьме (см. 1Ин. 2:10–11 ). Остерегайтесь, братья, и зависти–сети диавольской, потому что где пребывает зависть и памятозлобие, там не бывает посещения Божественной благодати, но все – поводы к хулению, памятозлобие диавольское и отверстая яма погибели. Удержите во время святого дела, то есть послушания, язык ваш от зла (см. Пс. 33:14 ), чтобы не говорил он слов праздных, так как страшно и грозно каждый будет допрошен Господом обо всем, даже и о слове праздном, в день грозного испытания. Положите хранение устам вашим (см. Пс. 140:3 ), языку и помышлениям, если благоволите по вере христианской проводить эту жизнь, потому что уста молчаливого источают благо (см. Притч. 10:31 ). Ибо кто сохраняет язык, тот сохраняет от скорбей душу свою (см. Притч. 21:23 ), поскольку смерть и живот в руце языка ( Притч. 18:21 ). Этому поучает нас и Иаков, брат Божий, говоря: Да будет всякий человек скор на слушание и медлен на разговор, ибо кто не падает языком, тот муж совершенный, могущий удержать от зла и все тело свое (см. Иак. 1, 19; 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Непритворная любовь – это любовь подлинная, лишенная лукавства (см. также: 2Кор. 6:6 ; 1Тим. 1:5 ; 1Пет. 1:22 ), любовь, которая должна проистекать из обновленного сердца и ума. Выражение отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (9), вероятно, поясняет, что представляет собой непритворная любовь, но, быть может, это независимые призывы. В начале ст. 10 Павел пробуждает христиан следовать непритворной любви и делать добро по отношению к другим верующим. Выражение в почтительности друг друга предупреждайте можно перевести и как «отдавайте предпочтение друг другу», то есть, как Павел говорит об этом в Флп. 2:3 , «почитайте один другого высшим себя». Сходство этого призыва с увещеванием в ст. 3 наводит на мысль, что Павел уже знаком с проблемами разобщенности, дававшими о себе знать в Римской церкви (см.: 14:1 – 15:13). Усердие (11) во имя Бога и Его дел всегда должно отличать христиан, как оно отличало нашего Господа (см.: Ин. 2:17 ). О том, как поддерживать это усердие говорится в следующем призыве, который лучше всего перевести как «воспламеняйтесь Святым Духом» (Кранфилд; в NIV дается другой вариант, там слово рпеита не относится к Святому Духу). Такое усердие, зажженное Самим Духом, приведет к истинному служению (Господу служите). Ранее Павел говорил о надежде (5:2–10; 8:18–30), скорби (5:3,4) и молитве (8:26,27); теперь же он вкратце напоминает христианам (12) обо всем этом. Непритворная любовь приводит также к конкретной помощи нуждающимся братьям (13; см. также: 1Ин. 3:17,18 ). В ст. 14 призыв любить друг друга и делать добро прерывается; он предвосхищает ст. 17–21. Очевидна связь между призывом Павла Благословляйте гонителей ваших и Нагорной проповедью Иисуса ( Мф. 5:44 ). Заповедь Иисуса, вероятно, легла в основу раннехристианского наставления (см. также: 1Пет. 3:9 ). Начиная со ст. 15 Павел возвращается к теме взаимоотношений между христианами. Сочувственное отношение к радостям и горестям единоверцев – признак непритворной любви к братьям и сестрам (10). Проблема заключается в том, что христиане слишком много думают о самих себе. Павел снова предостерегает от этого римских христиан (ср. также: ст. 3,10) и побуждает их проявить свою сочувственную заботу к смиренным, то есть бедным, людям низкого звания, которые больше всего нуждаются в их заботах. Слово, которое Павел здесь использует (tapeinos) обозначает многих христиан I в., которые не отличались достатком или высоким социальным положением (см. также: Лк. 1:52 ; Иак. 1:10 )

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Борьба с диаволом приводит христианина ко спасению (4:36, см. ИСКУШЕНИЯ, 404). Отчаяние в спасение есть тягчайшее искушение веры (3:21, см. ВЕРА, 149). Грех препятствует спасению (5:152, см. ГРЕХ , 249). Ради спасения БЕРЕЧЬСЯ от греха Когда бо хощем получить спасение оное, то должно нам от всего того берещися, что заключает дверь к спасению тому. Заключает же непослушание и грех. «Всяк, имеяй надежду сию Нань, очищает себе, якоже Он чист есть», глаголет Апостол ( 1Ин. 3, 3 ), то есть, бережется от грехов и о прежних усердно кается (3:62–63). Признак духовного исцеления – умирание СТРАСТЕЙ Идеже бо истинная вера, тамо и надежда. Возьмем убо в пример жену сию, и мы приступим ко Христу верою и надеждою, и хотя молча, падем пред Всевидящим оком Его; и когда молимся, с верою и надеждою да молимся; и когда к святым и животворящим Тайнам Его приступаем, с верою и надеждою исцеления и обновления да приступаем, поминая и подражая оную кровоточивую жену. Тако душевная наша исцелится немощь, и «изсякнет источник» пагубных страстей наших, мучащих душу нашу. Зрак есть, что душевная немощь начала исцелятися, когда страсти душевредныя начнут усмирятися и утихать, – когда менее ГОРДОСТИ, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависти, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочаго зла показуется в человеке: якоже знамение есть тела наченшаго исцелятися, когда вредных соков начнет свобождатися (4:139–140). Спасение без благодати невозможно (5:166, см. БЛАГОДАТЬ , 36). Для спасения крайне необходима помощь Божия (5:167, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ , 737). Бог во Святой Троице промышляет о нашем спасении (5:99, см. БОГ , 60) (5:115, см. ЛЮБОВЬ , 454). Благость Божия, желая спасения человека, долготерпит о грехах его и ведет к покаянию (3:273, см. БОГ, БЛАГОСТЬ БОЖИЯ, 79). Бог жаждет спасения человеческого, но грешник противится (3:276, см. ВРАГ , 204). Спасению человека служат ангелы (3:171, см. АНГЕЛЫ , 8). Христос пришел всех спасти, но не все спасаются Неужели-де «вси и спасаются», когда ради всех Христос пришел в мир? – Отвещаю тебе на сие кротко. Воля Божия хощет всем спастися, и ХРИСТОС всех спасти пришел, как я писал тебе, но не вси спасаются. Христос Господь по воскресении Своем сказал Апостолам: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16, 15 и 16). Убо кто Его верою приемлет и крестится «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», той СПАСАЕТСЯ; а кто Его не приемлет, той ПОГИБАЕТ. Тако не приняли Его Иудеи, бывше Его люди, якоже пишется: «во Своя прииде» (Господь Иисус), «и Свои Его не прияша» ( Ин. 1, 11 ). Тако не приемлют Его магометане, и прочие языки и идолопоклонники, и ЛОЖНЫЕ ХРИСТИАНЕ, которые на языке веру, но в сердце безбожие имеют, о каковых Апостол написал: «Бога исповедают ведати, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни» ( Тит. 1, 16 ). Спасайся! (5:10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Объяснение любви. Как коренной христианской добродетели, Апостолами. Апостолы, вернейшие толкователи Божественных наставлений своего Учителя, делают совершенно несомненной истину, что любовь есть главнейшее начало, из которого проистекает, коим одушевляется и коим оканчиваться должна деятельность христианина. Они раскрывают во всей силе и ясности заповедь Спасителя о любви: так, а) По началу, – они в преимущественном смысле производят любовь от Бога и почитают отличием чад Божиих, печатью усыновления. Бог любы есть ( 1Ин.4:16 ), любы от Бога есть, и всяк любяй, от Бога рожден есть, и знает Бога (4:7). б) По отношению ко всей деятельности и степеням духовного совершенства – они называют любовь исполнением всего закона и духовным, так сказать, средоточием, из которого деятельно развиваются все силы и чувствования христианина – жизнь духовная, на всю вечность простирающаяся ( Рим.13:8–10 . 1Ин.3:14–15 . 1Кор.13:8 . См. также Сл. Филарета М. М. ч. 2, стр. 86). в) По достоинству ея в самой себе и по влиянию на все добродетели – союзом совершенства ( Кол.3:14 . 1Кор.13:1–3 ) и душой всех добрых действий. —32— г) По отношению к познанию предметов деятельности и образа действования. – светом. Любяй брата своего, во свете пребывает. Ненавидяй… во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет ( Ин.2:10:11 ). д) По отношению к потреблению, – необходимым долгом, возлагаемым на каждого верующего ( Рим.13:8 . Еф.4:31:32 . 1Пет.3:8:9 ). Из Апостольского учения о любви легко уже можно видеть, что она заключает в себе все принадлежности коренного начала деятельности. Именно она есть начало: а) Первообразное: ибо любы от Бога есть и Бог есть по существу своему самое, так сказать, существо любви. Все его свойства суть облачения любви; все действия выражения любви (см. Филарет М. М. ч.1, стр. 31). Любовь составляет первоначальный закон деятельности для Ангелов, – и была первоначальным законом в раю для человека, новой же заповедью любовь Спаситель называет потому, что она излилась Духом Святым, данным в нас ( Рим.5:5 ); потому что воссоздана на развалинах самолюбия и гордости, чуждых природе нашей; раскрыта в христианстве во всей силе и обширности, утверждена живым примером Иисуса Христа и его Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) С. перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязат. скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом. Благодаря С. другого почитают «высшим себя» ( Флп. 2:3 ). Это пребывание в истине, это «хождение во свете, подобно как Он во свете» есть условие сохранения «общения друг с другом» ( 1Ин. 1:6–8 ; ср. Пс. 42:3 ), поэтому следует «препоясать свои чресла» истиною ( Еф. 6:14 ; Флп. 4:8 ) и «взыскивать» С. ( Соф. 2:3 ; Кол. 3:12 ; 1Петр. 5:5 ). Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций; 3) то же С. необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света ( Еф. 5:9 , см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания. Признание заслужит то С., которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа; 4) С. и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен ( Откр. 6:10 ), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме – здесь лежит ключ ко всякой мудрости ( Притч. 11:2 ). Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким С. отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления ( Рим. 3:23.27 ; Гал. 6:14 ). Только у того, кто «смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ), можно научиться любить страдание и отверженность ( Флп. 3:10.18 ) и говорить: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар. 6:22 ), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле. Там, у креста, учатся благодарности за страдания: «благо мне, что я пострадал» ( Пс. 118:71.75 ). Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я заблуждался» ( Пс. 118:67 ) и что все их прежние достижения были лишь видимостью. Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. Флп. 4:8 ; 1Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   Любовь есть как бы расширительная, животворная сила души: она расширяет сердце наше, умножает полноту (сумму) нашей жизни, расширяет круг нашего бытия и деятельности, тогда как, напротив, ненависть есть сила сжимательная, охлаждающая, мертвящая. Апостол говорит: «Нелюбящий брата» (своего) «пребывает в смерти» (1Ин. 3:14). Любовь, объемля все силы души, дает правильное направление их деятельности, приводит их в согласие (гармонию); она есть главная стихия нравственного Царства Божия, соединяет все разумные существа в единодушное общество для взаимного вспомоществования в разных духовных и вещественных нуждах, устрояет общее всех и частное каждого благо, возводит к высшему нравственному совершенству и блаженству. Потому апостол и называет ее большей всех духовных дарований и добродетелей (см. 1Кор. 12:30; 13,1—13), которые составляют или свойства, проявления ее в частных поступках, или только средства к ней, как главной цели всех нравственных подвигов, которые без любви не имеют надлежащей цены (см. Жор. 13, 1—4). Она составляет сущность и цель закона (см. Мф. 22:40; 1Тим. 1:5), «исполнение закона» (Рим. 13:10) и «совокупность совершенства» (Кол. 3:14), потому что любовь объемлет, соединяет в себе все добродетели и всех людей соединяет между собой и с Богом. По словам апостола (1Ин. 4:16), как Бог есть по преимуществу любовь, так одна любовь и нас соединяет с Ним. Что же такое любовь? Любовь вообще есть жизнь души, стремление ее к общению с другими, расположение, по которому разумное существо не заключает добра в одном себе, а ищет делиться им с подобными и в общении с ними находит свой покой, удовольствие. Любить Бога значит ценить Его больше всего на свете по достолюбезным совершенствам и всецело стремиться к Нему всеми силами души: умом – к совершеннейшему познанию Его, волей – к уподоблению Его совершенствам, к благоугождению Ему, сердцем – к соединению с Ним для наслаждения идеалом красоты Божественных совершенств, блаженством; стремиться постоянно, неослабно, так, чтобы это стремление составляло главную, преимущественную деятельность нашего духа. И ничто не должно отвлекать нас от этого стремления к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

22. Кто 539 есть лжец, как не отрицающийся: „Иисус не есть Христос», Сын Божий (ср. Ин. 20:31 )? ещё сильнее указывает апостол христианам образ антихриста. Этот 540 есть антихрист, – отрицающийся (Слав.: отметаяйся) Отца и Сына, не имеющий и никакого общения с Отцом и Сыном. 23. Всякий, отрицающийся Сына, Иисуса, выразительно повторяет апостол сказанное, не имеет и Отца, не находится в общении и с Отцом, ибо только в Сыне Отец вступает в союз с верующими и последние в Сыне могут иметь общение с Богом. И опять обращается с наставлением к самим христианам. 24. Вы (же) 541 , – что вы слышали от начала, то пусть пребывает (ср. Ин. 8:31, 15:2 и сл.; 1Ин. 2:27 ) в вас. (И) если то, что вы слышали от начала (Евангелие Христово, ср. 1Ин. 2:7 ; слово Божие, заповедь новая), пребудет в вас, то и вы пребудете в Сыне и Отце 542 . 25. И это есть обетование, которое Он (Сын) обещал нам, – вечная жизнь, вечные блага будущей жизни 543 . 26. Это я написал вам, заключает апостол свои наставления, о тех, которые совращают вас с истинного пути (Слав.: о льстящих вас). 27. И вы 544 , – помазание, которое вы получили от Него (от Христа, см. 20 ст.), в вас пребывает, и не требуете, чтобы кто учил вас истине (апостол разумеет и себя); но, как помазание Его 545 учит вас всему, то, чему оно учит вас, есть истинно и неложно 546 и, как оно научило вас, пребывайте 547 в Нём (во Христе ср. 24 и 28 ст.). 3. II часть послания Наставления христианам с точки зрения будущего состояния их свидетельствовать своё общение с Богом праведной жизнью и любовью к братьям, в противоположность беззаконию и ненависти (2:28–3:24). От настоящего христиан апостол переходит к будущему их и обязанностям их, отсюда вытекающим, причём в 2:28–3:10 он обращает особое внимание христиан на их праведное поведение, которое свидетельствует об их рождении от Бога, в противоположность беззаконию греховного поведения, которое свидетельствует о рождении от дьявола, а в 3:10–24 – на их любовь к братьям, которой живут дети Божии, в противоположность ненависти, которой живут дети дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

3–7 Величие Господа определяется как безграничное, вызывающее восторг и благоговение; Он благ, праведен и неизменно верен во всем. Заметьте, что тесное переплетение общего и частного свидетельства открывает во всей полноте Его характер и прошлые деяния. Деяния Господа говорят о Его могуществе, они чудодейственны по своей природе (дивны), вызывают благоговейный трепет. 8–16 Благость и милость Господа проявляются как неотъемлемые Его атрибуты во «всех делах Его» (8–9); о них свидетельствует и Его народ (10–16). Особое благорасположение Господа к народу завета (8, Исх. 34:6–7 ) сочетается с Его благостью ко всем (9). Все должны благословлять Его, но особенно Его святым (10). Именно им следует проповедовать и о Его могуществе (11) и о славе Его правления как Царя (12), о Его верности Своему слову (136), Его поддержке всем обездоленным (14) и обеспечении всех нужд их (15–16). 9 Щедроты Его – см.: Пс. 102:13 . 10 Святые – те, к кому обращена Его любовь и милость, кто отвечает ему взаимной любовью ( 1Ин. 4:19 ) и имеет любовь друг к другу ( 1Ин. 4:11 ). 17–20 Справедливость Господа неотделима от Его благости. Все Его дела праведны (17), и призывающие Его должны обращаться к Нему «в истине» и получат поддержку (18–20). Святой и праведный Господь не перестает быть ближайшим родственником (близок) Своему народу, который обращается с молитвой к Нему. При этом, Он взирает на их искренность (18), благоговение (19) и их любовь (20). Его праведность – милосердна; она любящая, исполняющая просьбы, спасающая, направляющая, но и святая. Псалмы 145–150. Непрерывная хвала Книга псалмов начинается ( Пс. 1:1 ) с благословения человека («блажен муж») и завершается пятикратным благословением Бога: «Хвали, душа моя, Господа», «Хвалите Господа» и др. В этих псалмах не говорится о личных нуждах, просьбах, нет явных указаний на конкретные исторические события, они все сосредоточены на Боге, на прославлении Господа. Славословие начинается с личной хвалы ( Пс. 145:1 ), затем идет восхваление Господа народом Его ( Пс. 146:1; 147:1 ) и, наконец, – прославление всей вселенной ( Пс. 148:1,7 ). Однако если весь мир должен воздать хвалу за содеянное Господом для Израиля ( Пс. 148:13– 14 ), то непрестанно должен славить Его и народ, посвятивший себя великой миссии ( Пс. 149 ), пока все сущее – «все дышащее» не восславит Господа ( Пс. 150:6 ). Псалом 145. Индивидуальная хвала

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Христос учил и словом и примером Христос Сын Божий научил нас во святом Своем Евангелии, что подобает нам творити, да спасемся. А чему научил словом, то и делом самым показал (1:43). Спасение куплено для христианина дорогой ценой Дорого стало Христу, Сыну Божию, спасение наше! Жесточайшим страданием, глубочайшим смирением, неизреченным безчестием, поносною смертию, смертию же крестною искупил нас от смерти, ада и всего бедствия, Искупитель наш, и возвратил нам спасение, которое мы самовольно потеряли (3:49). Христос умер, чтобы спасти всех (5:10, см. ХРИСТОС , 1138). Человек свое спасение должен полагать в страдании и смерти Христа (4:159, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1148). Спасение вечное искать у Христа (4:159, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1148). Кто принимает Христа и крестится, тот спасается (5:10–11, см. СПАСЕНИЕ , 981). Спасение и оправдание и в Ветхом и в Новом Завете одно – через веру во Христа (3:10, см. ОПРАВДАНИЕ , 628). Спасение через веру во Христа Якоже убо тогда люди, угрызенные от змиев, взирали на вознесенную змию и исцелевалися: тако ныне угрызенные от змия жалом греховным, когда очами веры взирают на Христа, вознесеннаго на древо крестное, от угрызения того исцелеваются и оживляются. Взирай убо и ты верою на распятаго Христа, и исцелишися от язв греховных и оживеши. Взирающим на Него верою всем подается исцеление и вечное спасение: тебе ли единому откажется от нелицеприемнаго и милосердаго Бога? «Се есть Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин. 1, 29 ) (3:303). Как убо оправдаемся пред Богом ВЕРОЮ во Христа, так следственно и спасаемся. Идеже бо оправдание, тамо и спасение. Ибо как оправданию спасение последует, так без оправдания спасение не бывает. Ослушанием нашим гневу Божию и вечной смерти подпадаем, но подпадаем, но послушанием своим от того избавитися и вечный живот заслужити не можем. Надобно о том ко Христу Сыну Божию яко «Ходатаю нашему» ( 1Ин. 2, 1 ) верою прибегать. Он нам «всесовершеннейшим» Своим ПОСЛУШАНИЕМ, как избавление от смерти, так и наследие вечнаго живота заслужил, когда чистосердечно в Него веруем (3:62).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

14:11 См. 10,25 и ком. 14:12 См. 2,18.20–22; 3,18 и ком. 14:13 Как и в ст. 10, здесь речь идет о личных, сокровенных переживаниях. Нет худа без добра и, наоборот, к радости также часто примешиваются боль и печаль. 14:14 Смысл второй части пословицы в древнееврейском тексте неясен. Однако очевидно, что вся пословица говорит о различном воздаянии за добро и зло, выражая тем самым одно из наиболее распространенных в учительной традиции понятий о миропорядке. 14 Глупый. См. 1,4 и ком. благоразумный. Т.е. не принимающий на веру все услышанное, осмысливающий и избирающий доброе и правильное. 14 боится. Возможно, «боится Господа» (как в NIV). Другой вариант перевода: «Мудрый осторожен и удаляется от зла». 14 умышленно. Соответствующее древнееврейское слово обычно обозначает рассудительность, которая расценивается как добродетель (см. 1,4; 2,11; 3,21; 5,2; 8,12). Согласно правилам антитетического параллелизма здесь должно подразумеваться качество характера, противоположное вспыльчивости. В NIV эта фраза переведена «...но человек рассудительной ненависти». ненавистен. В Септуагинте: «переносит» или «терпелив». В древнееврейском тексте, которому следует NIV: «ненавистен глупцам». 14 Невежды. См. 1,4 и ком.; ст. 15 и ком. знанием. См. 1,7 и ком. 14:19 Здесь, по-видимому, говорится о Божественном правосудии, которое оказывается на стороне праведников, понуждая нечестивых преклониться перед ними. 14:20 Этот стих следовало бы поместить за ст. 21, как развивающий тему человеческих взаимоотношений. Несмотря на самые лучшие помыслы, дружба, требующая постоянного подтверждения, становится обременительной для человека, но бескорыстные и нетребовательные люди могут достичь простоты в дружеских отношениях. 14:21 В основе завета, устанавливающего справедливость и заботу в отношениях между всеми его участниками, лежит милосердие. С еще большей ясностью этот принцип выражен в Новом Завете, проповедующем любовь к ближнему, как отражение Божией любви к людям ( 1Ин. 4,7–11 ). 14 милость и верность. Это выражение, как правило, свидетельствует об исполненном любовью Божием участии в судьбе Своего народа. Здесь оно применяется к высочайшим проявлениям человеческой любви и преданности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010