3 . Ты веруй во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного; во единого говорим, да Единородное будет Сыновство; во единого, чтобы ты не подумал, что есть другой; во единого, чтобы различно изображаемых действий Его нечестиво ты не распространил на многих сынов. Он называется Дверью, однако не относи этого наименования к двери деревянной, но к Двери разумной, живой, распознающей входящих. Называется Путем, не ногами попираемым, но ведущим к Отцу Небесному. Называется Агнцем ( Деян.8:32 ), не бессловесным, но очищающим мир от грехов честною Своею Кровию; Агнцем, ведомым перед стригущим и знающим, когда должно молчать (см. Ис.53:7 ). Сей Агнец также называется и Пастырем, Который говорит о Себе: Я есмь пастырь добрый ( Ин.10:11 ); Агнец по естеству человеческому, Пастырь по Божественному человеколюбию. И хочешь ли знать, что есть овцы словесные? Об этом говорит Спаситель апостолам: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков ( Мф.10:16 ). Также называется Он Львом, не человеков поглощающим, но через это имя как бы показывающим царское и крепкое и неизменяемое существо Свое. Называется же Львом вопреки тому льву, врагу нашему, который рыкает и поглощает обольщенных. Ибо пришедший Спаситель, не изменяя кроткого естества Своего, как сильный Лев от колена Иудова, верующих спасает, а врагов попирает. Называется Камнем, не бездушным, который иссекает руки человеческие, но Камнем краеугольным, в Который верующий не постыдится ( Ис.28:16 ). 4 . Называется Он Христом, не руками человеческими помазанным, но Которого Отец предвечно помазал (см. Деян.4:27 ) на первосвященство, высшее человеческого (см. Евр.7:3 ). Называется Мертвым, Который не остался во аде, как все прочие мертвецы, но Который один вместе с мертвыми брошенный ( Пс.87:6 ). Называется Сыном Человеческим, Который не от земли получил бытие, как каждый из нас, но Который грядет на облаках ( Мф.24:30 ) судить живых и мертвых. Называется Господом (см. Лк.2:11 ), не в обыкновенном смысле, в каком называются люди, но как имеющий естественное и вечное владычество. Он называется соответственно самой вещи Иисусом, получив наименование от спасительного врачевания. Называется Сыном, не по усыновлению, но по естественному рождению. Многие наименования имеет Спаситель наш. Итак, чтобы множество имен не подало тебе случая думать, что многие суть сыны, так как заблуждающиеся еретики говорят, что иной есть Христос, иной Иисус и иной есть Дверь и так далее, то вера предостерегает тебя, правильно говоря: во единаго Господа Иисуса Христа, ибо хотя и многие суть имена, но Лицо одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

12:31; 14:30] и кто есть человекоубийца от начала (Ин. 8:44). Именно он, Сатана, держит людей в повиновении: с одной стороны, навлекая на них смерть, а с другой, толкая их на постоянную борьбу за существование и временное выживание — неизбежно за счет своего ближнего. Это борьба за мою собственность, мою безопасность, мои интересы — борьба, которая и составляет саму сущность греха. Поэтому чинопоследование крещения начинается с молитв об изгнании диавола. Однако Сатана, правящий тварным миром с помощью смерти и греха, побеждается Христовым воскресением. В этом — надежда, свобода и высшая радость истинной и вечной жизни. Вот почему со времен раннего христианства истинно «благая весть» — это весть о воскресении, возвещенная его непосредственными свидетелями, апостолами — «Христос воскресе!». Этот возглас, это приветствие звучит в самый главный момент литургического года — в пасхальную ночь. Смысл восточнохристианской духовности невозможно по-настоящему постичь, не услышав этот возглас в литургическом собрании.    Но спасение — это не просто освобождение от смерти и греха. Это также восстановление изначального человеческого предназначения — быть «образом Божиим». Полный смысл этого выражения, который мы находим в книге Бытия в описании акта творения, проясняется через божественность Иисуса Христа. Христос, будучи Словом (см.: Ин. 1:1), являет собой живой прообраз, по которому был создан человек. Значит, Он есть совершенный человек, потому что Он также — совершенный Бог. В Нем божественное и человеческое — прообраз и образ — соединены в совершенном личностном единстве («ипостасном единстве»), и человек обретает свое высшее предназначение в единении с Богом, т. е. в обожении (θωσις).    И учение св. апостола Павла о соединении всего небесного и земного под главою Христом (Еф. 1:10), и различные формы сакраментального общения со Спасителем, описанные Николаем Кавасилой (XIV в.) как единая «жизнь во Христе», и свидетельство византийской иконы Иисуса Пантократора (Вседержителя), и опыт монахов, творящих непрестанную Иисусову молитву — все это имеет только один смысл, только одну цель — обожение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Тропарь, гл. 8. Егда славит ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судью предает; виждь: имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех благий, Господи, слава Тебе. Кондак, гл. 2. Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простираешь и приемлет цену Создавшаго Своими руками человека, и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. Тропарь, гл. 6. (вместо Херувимская песни). Вечери Твоем тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагам Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Туда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Утр. Ев. ( Лк.22:1–39; 108 зач.; Парем. 1. Иер.11: 18–23; 12:1–14; 2 . Исх.19:10–19; 3 . Иов.38:1–23; 42:1–5; 4 ) Исх.8:4–11 ; Ап. 1Кор.11:23–32; 149 зач. Ев. Мф. 26:1–20; Ин.13:3–17 ; Мф.26:21–24; Лк.22:43–45 ; Мф.26:30–75; 27:1–2). Утреня до Уставу начинается в 7-м (по-нашему, в 1-м) часу ночи. После великой ектеньи 304 , возгласа и «Аллилуиа» (см. 590 стр.) на этой угрене (а также и на утрене пятка) поется 3-ды тропарь; «Егда славнии ученицы», непосредственно после которого (чтения кафизм в четверток, а также в пяток и субботу Страстной седмицы не бывает) читается Евангелие и 50-й псалом, а за ним (чтения молитвы: «Спаси Боже люди Твоя», и проч., начиная с четвертка и до Фоминой недели не положено) следуют: канон, светилен (см. о них на 590 стр.), хвалитные псалмы, стихиры «на хвалитех», вседневное (т.е., читаемое) славословие и проч.; в конце утрени, по «Отче наш», положен тропарь Триоди: «Егда славши ученицы». На совершаемом непосредственно за утреней (после пения: «Утверди Боже») 1-м часе, вместо постного тропаря («Заутра услыши»), – «Слава», тропарь Триоди («Егда славят ученицы»), а после этого тропаря – «И ныне», богородичен 1-го часа («Что Тя наречем»); затем положены тропарь пророчества, «Вонмем», прокимен, «Премудрость», надписание чтения пареюи, «Вонмем», и читается из книги прор. Иеремии паремия, в которой предъизображены пророком вражда старейшин Иудейских против Христа, Его кротость и незлобие, с которыми Он отдает Себя в руки их; после паремии следует: «Вонмем», «Премудрость», прокимен, а вслед за ним читается молитва; «Стопы моя», и проч.; по «Отче наш» – кондак Триоди; отпуст – особый: «Грядый Господь» (см. 587 стр.). – Во всем остальном утреня и 1-й час в Великий четверток совершаются по обычному порядку вседневного Богослужения (без особенностей, свойственных «чину постному»). –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Одни насыщаются чревом: «их бог – чрево» ( Флп.3:19 ), это отнюдь не обжоры, это те, кто «от мира сего» и принимает «князя мира сего»); другие насыщаются правдой (блаженны алчущие и жаждущие правды) и в богообщении, как Давид (ст.15). «Человеческое желание не насыщается вполне ничем сотворенным. Чего бы ни достиг человек, оно всегда влечет его дальше, ибо «ничто из сотворенного не соответствует ему " … «Желающее» в человеке «существует для сей беспредельности и приготовлено к ней» 137 «. Святоотеческая мысль помогает понять необыкновенное (особенно для человека Ветхого Завета) дерзновение и силу «желания» пророка Давида: Пс.16:15             Я в правде увижу лицо Твое;                         когда пробужусь, да насыщусь природным Твоим. Наивысшее духовное «пробуждение» ( Пс.3:6 ) и способность «видеть» (глагол хаза, см. Пс.11 /10:4) связаны с темунат Яхве – «сродным Яхве», «природным Бога». Одного корня с темуна существительное мин, которое обозначает «разряд, класс» и часто встречается при описании творения живых существ – «по роду своему» (таков традиционный перевод). В Божественном мире есть нечто «сродное Яхве», «природное Яхве», – о Моисее сказано: «сродное Яхве он зрел» ( Чис.12:8 ) 138 . Если темуна относится к Богу, то на греческий этот термин переводят как «слава» δξα, что верно ( Чис 12:8 ; Пс.17 /16:15), или как «подобие» μοωμα, что неверно ( Втор.4:15 ). Неверен также и перевод темунат Яхве на русский язык как «образ Господа» ( Чис.12:8 ; Втор.4:15 ; Пс.17 /16:15), потому что        темунат Яхве – это не «подобное», не «образ» Яхве, а в каком-то смысле 139 Он Сам. Сродное Яхве можно зреть, как Моисей, единственно сродное Яхве может насытить душу, как говорит Давид: «насыщусь природным Твоим». Но как можно «видеть темунат Яхве – природное Яхве», которое в каком-то смысле есть Он Сам? Это главный вопрос богословия, и это тайна Тайной вечери: для учеников это было событие боговедения, они «прямо» Бога пред собой увидели… Иисус сказал ученикам: «уже не буду говорить вам притчами, но прямо (παρρησ 140 )возвещу вам об Отце» ( Ин.16:25 ). Ученики это постигли: «вот, теперь Ты прямо (ν παρρησ) говоришь, и притчи не говоришь никакой… Посему веруем, что Ты от Бога исшел» ( Ин.16:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Vol. 154, 164.) Третье издание и бельгийской серии Corpus Chrismianorum: Chromatii Aquileiensis Opera/Cura et studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout, 1974. 85 Chromace d’Aquilée. Sermons. T. I/Intr., texte critique, notes par J. Lemarié, OSB; Trad. par H. Tardif. Paris, 1969. (Sources Chrétiennes. Vol. 154.) P. 10–16. 87 Sichardus J. Chromatii doctissimi Episcopi Romani, in V et VI caput Matthaei dissertatio, atque in codem generc declamatio. Basiliae. 1528; I.ypsius M. Chromatii episcopi quotquot extant lucubraitiunculae. Lovanii, 1546. 88 Chromatii Aquileiensis Opera/Cura et studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout. 1974. Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera/Ed J. Lemarié et R. Etaix//CCSL. 9a (Supplementum) Turnhout, 1977. 89 Truzzi С. Zeno Gaudenzio Cromazio. Testi e contenuti della predicazione cristiana per le chiese di Verona. Brescia c Aquileia (360–410 ca.). Venegono Inferiore, 1985. P. 83. 90 Chromatii Aquileiensis Opera. Préface/Cura er studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout, 1974. P. VII. 93 См.: Capelle В. Les homélies «De lectionibus evangeliorum» de Maximin I’Arien//Revue Bénédictine. Vol.40. 1928. P.65. 95 Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera/Ed. J. Lemarié et R. Etaix//CCSL 9a (Supplementum) P. 642 и далее. 107 Хранится ныне в Берлине, Staatsbibliothek preussischer Kulturbesitz; издана в: Vogels H. J. Codex Rehdigeranus//Collectanea biblica latina. Vol. II. Roma, 1913; см. также Morin G. Lànnée liturgique à Aquilée antéricurement à l’époque carolingienne d’aprés le codex evangeliorum Rehdigeranus//Revue Bénédictine. Vol. 19. 1902. P. 1–12. 108 Хранится в Чивидале (Италия), Biblioteca del Musco Archelogico; издание литургических пометок см. в: De Bruyne D. Les notes liturgiques du codex Foroiuliensis//Revue Bénédictine. Vol. 30. 1913. P 208–218. 110 О празднике Рождества Христова см., например, фундаментальное исследование: Bolte B. Les origines de la Noël et l’Epiphanie. Louvain, 1932. 112 Из других патристических свидетельств, связывающих евангельские ясли с Евхаристией, укажем на текст младшего современника Хроматия, южногалльского пресвитера Евтропия: «Он полагается в скотной кормушке, так что наша пища возлежала там в особенном соответствии с образом, по написанному: " Плоть Моя истинно есть пища» ( Ин. 6.55 )» (Пресвитер Евтропий. Книга о подобии плоти греха. 12/Предисл., пер. с лат. и примеч. С. Кима//Богословские труды. Т. 42. 2009. С. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Впоследствии, когда Евреи жили в Ханаане, отменено было постановление о том, чтобы вкушали агнца стоя и опоясанные, в сапогах и с посохами в руках ( Исх.12:11 ); так как эти постановления могли иметь значение только при первой пасхе (см. Мф.26:20 Ин.13:4–5 и д.). Отменено было также и постановление о выборе животного в 10 день первого месяца. За то обряды вкушения за трапезою пасхального агнца пополнились установлением пить из чаши вино и петь особые псалмы (см. Лк.12:17 ; Мф.26:30 ). Вообще раввины насчитывают до десяти такпх изменений первого устава о пасхе. 2. Кого нужно разуметь «под пришельцем» и «туземцем», о которых говорится в стихе 14-м? – Под «пришельцем», или прозелитом (греч. προσλυτος от προσρχομαι) здесь нужно разуметь не иностранца только, поселившегося в земле Израильской, а именно язычника, принявшего веру иудейскую (обрезание); потому что такой только чужеземец, язычннк, мог, вкушать пасху (см. Исх.12:43–49 ). Название прозелит впоследствии в церкви иудейской навсегда было усвоено язычникам, принявшим обрезание иудейское. Под «туземцем», же (греч. τ αυτχθονι τς γς), который здесь отличается от прозелита, нужно разуметь природного Еврея. Евреи в книгах Моисеевых еще до вступления их в Ханаан называются туземцами Ханаана в том смысле, что они по обетованиям Божиим суть законные наследники и владетели той земли, так что самые прежние жители ее, т. е. Хананеи, лишенные Богом прав на обладание тою землею, уже должны мыслиться, как чужестранцы и притом бесправные. В духовном же смысле земля обетованная изображала царство Божие, в котором Евреи, по избранию Божию, суть как бы природные сыны и наследники, а все другие народы – пришельцы, прозелиты (см. также прекрасное сравнение у апостола, Рим.11:16–24 ). § 94. Гл. XVII:1–13: утверждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла его. Изложение содержания. – После возмущенля Корея, чтобы предотвратить на будущее время всякие споры и притязания на право первосвященства и священства, Бог повелел Моисею взять 12 жезлов (миидального дерева) от 12-ти начальников колен Израилевых, а также и от колена Левиина, написать на них имена начальников и положить пред кивотом завета («прямо свидению»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Ведь Праксей первым из Азии принес на Римскую землю этот вид заблуждения, в иных отношениях беспокойный 2 , вдобавок, сверх меры надутый хвастовством мученичества единственно из-за того, что он испытал легкую и непродолжительную неприятность тюремного [заключения]. Но даже если бы Праксей отдал тело свое на сожжение, то не было бы ему никакой пользы (см. 1 Кор 13:3) , ибо он не имеет любви к Богу, благодати Которого он воспротивился. Ведь когда Римский епископ 3 уже признал пророчества Монтана, Приски и Максимиллы 4 и этим признанием принес долгожданный мир Церквям Азии и Фригии, тогда Праксей, усиленно распространяя ложь об этих пророках и их церквях, и ссылаясь на авторитет предшественников епископа [на Римской кафедре], вынудил его отозвать уже посланные письма мира и отвратиться от принятия харизм 5 . Таким образом, Праксей совершил в Риме два диавольских дела: изгнал пророчество и принес ересь, то есть изгнал Утешителя и распял Отца. Пока многие спали в простоте учения, вновь посеянные Праксеевы плевелы и здесь 6 дали свои плоды и, распространившись отсюда 7 , казались уже искорененными благодаря тому, кого захотел [избрать] Бог. Наконец, этот “учитель” продолжает придерживаться своих прежних мнений, чтобы уклониться от исправления, [о чем] остается его собственноручная расписка у “психиков” 8 , среди которых это произошло 9 . И после этого [о нем] ничего более не слышно. Мы же впоследствии отделились от “психиков” признанием и защитой Уте­шителя 10 . А эти плевелы затем распространили семена повсюду, хотя какое-то время они оставались сокрытыми лицемерием и плутовством, и ныне опять взошли. Но они снова искоренятся, если захочет Господь, уже сейчас; если же не сейчас, то в свой день, когда будут собраны все порочные плоды и вместе с прочими соблазнами будут сожжены огнем неугасимым (см. Мф 3:12; 13:30).   2. Итак, [еретики утверждают, что] по прошествии определенного времени Отец родился и Отец пострадал, Сам Господь Бог Всемогущий, Которого они провозглашают Иисусом Христом. Мы же всегда, а теперь особенно, будучи научены Утешителем , то есть Наставником всякой Истины , верим в Единого Бога при сохранении того распределения [Лиц в Боге], которое мы называем o„konom…an 11 . В соответствии с ним у Единого Бога есть Его Слово, Которое произошло от Него, и через Которое все начало быть, и без Которого ничто не начало быть (см. Ин 1:3). Мы верим, что Оно было послано от Отца в Святую Деву и родилось от Нее, — Бог и человек, Сын Божий и Сын Человеческий, называемый Иисусом Христом. Мы верим также, что Он пострадал, умер и был погребен по Писаниям, и воскрешен Отцом, и взят снова на небо, и сидит одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых. Потом Он послал, как и обещал, от Отца Святого Духа, Утешителя, Освятителя веры тех, кто верит в Отца и Сына и Святого Духа.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

114 Boulnois, ‘Le Soufflé et l’Esprit’, 3–30, отмечает, что большинство авторов ранней Церкви полагало, что в Быт. 2:7 идет речь о том, что Бог дает Адаму человеческую душу, хотя были и такие, кто, подобно Кириллу, толковал этот отрывок в ином значении – что Бог дает Адаму самого Святого Духа. Бульнуа замечает, что Кирилл ссылается на этот отрывок, по меньшей мере, в 17 местах, из которых 9 раз связывает его с тем событием, когда Иисус дунул, чтобы ученики получили Святого Духа в Ин. 20:22 . Кирилл, несомненно, считает, что между первозданным и искупленным состояниями существует самая тесная взаимосвязь. 115 Среди многих других примеров, где Кирилл представляет спасение в виде трехактной модели, см. Ер. Pasch. 2.8 8.6 10.1 Thes. 32 Trin. Dial. 7 Com. Johan. 1.9 2.1 9.1 11.10 Из числа творений, которые были написаны во время Несторианского спора или какое-то время спустя, ср. Con. Nes. 4.3 Schol. 1 De Dog. Sol. 2 3 Con. Theo. 1.3 117 Janssens, ‘Notre filiation divine’, 257. Ср. Wilken, Judaism and the Early Christian Mind, 117–18; Boulnois, ‘Le Soufflé et l’Esprit’, 35. 120 Напр., Gross, La Divinisation du chréitien, 282; du Manoir, Dogme et spiritualité 175–7; Phan, Grace and the Human Condition, 139–50. 121 Я должен заметить, что в этом вопросе есть и иные мнения. Согласно Dratsellas, ‘Man in his Original State’, 545–55, Кирилл подчеркивает не только то, что первозданное состояние Адама было непрочным, но и саму незавершенность этого состояния. Он утверждает, что сотворенному Адаму была дана возможность совершенствоваться, хотя в то же время он не мог не обойтись без содействия Божьей благодати (без нее ему не удалось бы усовершенствовать себя). И все же в его понимании Кирилл подчеркивал, что сотворенный Адам обладал святостью и бессмертием, а после грехопадения утратил эти качества (см. ‘Man in his Original State’, 541). Похожее представление излагает McGuckin, St. Ciryl of Alexandria, 224–5. 125 В LSJ 368 указывается, что основное значение слова δανεζω – это «одалживать», а в Lampe, 333, как одна из возможностей, также приводится «даровать». В среднем залоге этот глагол означает «заимствовать» или «давать кому-то взаймы».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

10): Он указал Навину причину Своего гнева (ст. 11 и 12) и средство поправить беду (ст. 12–15). При этом Господь повелел Навину немедленно действовать: «встань; освяти народ и скажи: освятитесь к утру»... (ст. 10, 12). Здесь мы ясно видим – 1) что коленопреклоненную молитву Навина пред св. иконами Господь услышал, 2) что после данного Господом утешения грусть и коленопреклонение Навина были не у места, 3) что Навин должен был встать от коленопреклонения для немедленного действования. Посему в Нав.7:6, 10 мы должны видеть богоугодность коленопреклоненной молитвы пред св. иконами, но никак не богопротивность ее, что силится утверждать штунда. Если бы настоящая молитва Навина не была угодна Господу, то Он не открыл бы Навину Своей благой воли. Указанное в 4Цар.18:4 истребление медного змея сделано было, очевидно, не потому, что Господу не угодно было, употребление и чествование фигурных изображений, так как сделан змей был по Божию поведению (см. Числ.21:8, 9 ), и так как по Божию же повелению производимо было воскурение фимиама пред изображенными на занавеси и на крышке ковчега (см. Исх.30:1, 6–8 ). Из слов разбираемого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т. е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого изображала медная фигура (ср. Ин.3:14 . Прем.16:5–7 ). Что кадившие сыны Израилевы всю надежду свою возлагали на самую медную фигуру, это видно также из непосредственного сопоставления с кадившими нечестивыми израильтянами благочестивого царя Езекии, который «на Бога Израилева уповал» ( 4Цар.18:4 ср. ст. 5). Самый разбор данного народом названия «Нехуштан» (нехуштан – медяница, змей, чародейный змей. От нахаш – звенеть, шипеть, шептать, гадать; нахаш – шипящее, змей, нахошет – медь) показывает, что в существовавшей фигуре медной израильтяне чествовали именно животных – змей, по примеру египетских чародеев. Вследствие того, что израильтянами было забыто и извращено истинное знамение медного змея, было обращено в идолопоклонство, фигура змея была истреблена.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

15:57).     Помилуй мя, Боже, полшлуй мя.    Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу яко приятную жертву, едине Спасе     «Достойных плодов покаяния не требуй от меня, ибо оскудела во мне крепость моя; сердце даруй мне всегда сокрушенное (Пс. 50:19); «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:3); «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19); «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1; ср.: Лк. 4:18). и нищету духовную (Мф. 5:3); см. также: Лк. 6:20. — да принесу их Тебе, единственный Спаситель мой, как жертву приятную».    Воспой вместе с преподобным Андреем эти мудрые слова, душа моя малопросвещенная!    Посмотри, чего просит преподобный, — он просит сердца сокрушенного, которое Бог не уничижит. Он просит нищеты духовной, которая вводит нас в блаженство Царства. Он, устрояя из себя дом духовный, священство святое, просит того, что всякий человек мог бы «в правде» (Мал. 3:3) принести как «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5).    Сколь притруден путь покаяния! Притруден не тем, что сложно найти в себе силы разглядеть свои грехи и принести их на исповедь к духовнику ради всецелого отпущения их (хотя и это нам теперь очень трудно — мы не просто потеряли «дар различения духов» (1 Кор. 12:10), без которого не вдруг отличишь грех под личиной праведности; мы ведь даже не ищем этого дара и «всякому духу» верим, против апостольского совета (1 Ин. 4:1)...). Притруден более тем, что покаяние требует от нас навсегда отказаться от греха и вступить на путь праведности — но как же этому противится «мip сей» во главе с «князем» его (Ин. 12:31, 14:30, 16:11)! Как же трудно нам противостоять врагу, чтобы приносить достойные плоды покаяния!    Но сколь же полезны эти плоды, которые добываем мы для себя, идя покаянным путем, — если мы действительно решаемся вступить на него!    «И занимающиеся мирскими делами никогда не решатся приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем более нам нужно поступать так и не проводить постные седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что — в другую неделю, какое приобретение мы получили в следующую, какую из своих страстей исправили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010