– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника ( Иез. 33:11 ), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом. 9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти? – Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными. 9.30. Что такое «полиелей»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—  «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей» (Пс. 50). И полным раскаянием он получил полное отпущение греха. И в чертах характера праведника царя-пророка и в обстоятельствах его жизни, исполненной испытаний, богомудрые отцы видят указание на Сына Давидова по плоти, на Господа нашего Иисуса Христа и на Его земную жизнь. Святой Златоуст, рассуждая о скромности, смиренномудрии и кротости Давида, учит: «И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно прощать обиды, нанесенные ему, и отмщать за обиды, нанесенные другим. Так и поступал Христос». Святой Афанасий Александрийский в толкованиях на Пс. 51, 56 и 58 свидетельствует, что псалмы эти, изображая бедствия Давида от Саула, предуказали Господа нашего Иисуса Христа, благодеющего неблагодарным израильтянам (которых представляет Саул) и преследуемого их наветами, предуказали лицо Иуды и благовестили о призывании всех язычников после того, как Израиль за злочестие отринут будет от водительства Божия. Соответственно сему, Господь наш Иисус Христос у пророков часто изображается под именем Давида, христиане называются семенем Давида; господство Христа Спасителя — ключом Давида; престол Его — престолом Давида; церковь Христова именуется домом Давида. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну книгу Псалмов или Псалтирь; святой Афанасий Александрийский свидетельствует, что совершил это некто из пророков. Блаженный Феодорит в своем толковании на псалмы учит: «Иные говорят, что не все псалмы принадлежат Давиду, но есть написанные и иными. Почему, так разумея и надписания, одни псалмы приписали Идифуму, другие Эфаму, иные же сынам Кореовым, и еще иные Асафу, познав из книги Паралипоменон, что и они были пророки. Я ничего о сем не утверждаю. Ибо увеличится ли для меня польза от того, что все ли псалмы Давидовы, или отчасти принадлежат и упомянутым перед сим, когда очевидно, что все они написаны по действию Божественного Духа? Знаем, что и божественного Давида пророка и тех книга Паралипоменон именует пророками. Пророку же свойственно предоставлять язык свой в орудие благодати Духа, по изреченному в псалмах: язык мой трость книжника скорописца (Пс. 44:2). Впрочем пусть превозмогает приговор большинства, а большая часть писателей утверждали, что псалмы принадлежат Давиду».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

386 Осмотрительность и благоразумие приписывает Апостол, также имея в виду отношение Христиан к язычникам и язычество в его отношении к Христианам. В этом же ближайшим образом заключается и лукавость дней и необходимость вдумчивости в то, что среди всей изменчивости составляет дело Промысла Божия и его определений. По словам блаж. Иеронима, Апостол Павел говорит здесь как бы так: «О, Ефесяне, которым, по пробуждении от сна века сего, воссияло Солнце правды – Христос Господь! Опасно и мудро ходите, не поддаваясь изменчивости времени. Пусть наступает гонение за гонением; вы держите одно течение и об одном заботьтесь, чтобы не меняться подобно луне, как делают неразумные, но что однажды начато, в том стойте неуклонно. «Делая добро, искупаем время и делаем его собственным, вместо того, чтобы продать его злу. Мы искупаем время, когда дни злые превращаем в добрые и делаем их из дней века сего днями века будущего». Во всяком же случае нужно сначала рассмотреть, что хочет Бог, и потом делать то, что будет признано угодным Ему». 387 Отвергнув языческие увеселения и особенно источник их (пьянство), Апостол указывает, что для Христиан наилучшее утешение – это молитва, источник которой – Дух Божий, а пособия – псалмы и разного рода церковные (духовные) песнопения. По поводу этих слов Апостола св. Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь, говорит, веселиться, хочешь провести день? Я даю тебе пение духовное. Пьянство уничтожает благозвучие нашей речи, заставляя заикаться, равным образом извращает глаза и все. Учись петь псалмы – и увидишь сладость этого дела, потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни – духа нечистого». Псалмы, гимны и оды (песни) церковные суть духодвижные излияния благоговейных чувств к Богу. Назначение их – возгревать и раздувать кроющуюся в нас искру благодати. Искру сию дают таинства. Чтобы раздуть ее и превратить в пламень, для этого введены псалмы, пения (гимны) и песни (оды) духовные. Они действуют на искру благодати так же, как ветер на искру, внедрившуюся в горючее вещество. Псалмы, гимны, оды предполагают преимущественно богохваление – изображение бесконечных совершенств Бога, необъятных дел Его творения, промышления, искупления и совершения всяческих. Ибо все у нас Божие. Бог устрояет и наше спасение. Живая вера все так и признает и располагает за все благодарить» (Преосв. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Армяне делятся на монофизитов и униатов. Суточное богослужение их состоит из полунощницы, утрени («рассвет»), часов 1-го («восход солнца»), 3-го, 6-го и 9-го, вечерни, повечерия («успокоение») и службы перед сном. Часы имеют следующий состав. 1-й час («восход солнца»). Отче наш. Конец псалма 71-го (ст. 17–19: «Буди имя Господне благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его»); Слава; молитва. Псалом 91; молитва. Псалмы 62 и 64; молитва. Особый гимн для постных дней. Псалмы: 21, конец 142-го (ст. 8–12: «Слышану сотвори мне заутра милость Твою»), 14, 69 и конец 85-го (ст. 16–17: «Призри на мя и помилуй мя»). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 3-й час. Отче наш. Молитва к Духу Святому. Псалом 50. Песнь (библейская) и поучение. 6-й «канон», или отдел псалтири (псалмы 100–106). Молитва к Духу Святому. Псалом 21 и конец 142-го (ст. 8–12). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 6-й час. Отче наш. Молитва к Богу Отцу. Псалом 50. Поучение и молитва. 7-й «канон» псалтири (псалмы 107–119). Начало псалма 40-го (ст. 1–4; «Блажен разумеваяй на нища и убога»). Псалом 90. Поучение, молитва и Отче наш. 9-й час. Отче наш. Молитва к Богу Сыну. Псалом 50. Поучение и молитва. 8-й «канон» (псалмы 120–150). Псалмы 114, 115 и 116. Песнь. Поучение и Отче наш. После 9-го часа совершается литургия 256 . По своему составу все суточные службы армян должны быть отнесены к многопсалмным последованиям. Малое число собственно-часовых псалмов на 3-м, 6-м и 9-м часах значительно усиливается рядовым чтением псалтири, которая на часах и на утрене ежедневно прочитывается вся, от начала до конца. – Содержание отдельных служб вполне соответствует тем воспоминаниям, которым посвящаются и наши часы. – Некоторое сходство с нашими часами проявляется и в таких частностях, как чтение «Отче наш» в начале и в конце всех служб, употребление псалма 50-го на 3-м часе, и 90-го на 6-м. 18. Копто-эфиопские часы Общий характер и строй копто-эфиопских часов нам уже известен 257 , и теперь мы ограничимся лишь сравнительным обзором их молитвенного состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Нельзя с точностью определить, какие именно поучения Василия относятся ко времени его пресвитерского служения, и какие говорит он, бывши уже Епископом. Только в одной беседе ясно упоминается об Епископе, по повествованию которого Василий говорил поучение. – Это в беседе «На первые слова книги Притчей». Для определения времени прочих его поучений, должно иметь в виду против каких заблуждений Св. Василий говорит, или делает замечания в своих беседах? Те беседы, в которых говорится о духоборцах или Македонянах, принадлежат к позднейшему времени, то есть ко времени его епископского служения. Напротив, те поучения, в которых не встречается намека на лжеучения Македонян, могут быть отнесены ко времени пресвитерского служения. Таковы девять бесед на Шестоднев. – Что касается до бесед на Псалмы, то должно заметить, что: а) беседа на псалом 114, как видно из ее начала, говорена Св. Василием после проповеди в тот же день в другой церкви, которая ему собственно была препоручена; б) в некоторых беседах на Псалмы, стоящие ниже прочих в порядке книги, указываются изъяснениями на предыдущие Псалмы, например в беседе на Псалом 37 указывается на толкование Пс. 6 -го; в) между тем, из сохранившихся доселе бесед Василия, не видно, почему бы он считал нужным изъяснять толко Псалмы, на которые мы ныне имеем толкования; г) напротив есть признаки, что некоторые из бесед его на Псалмы утрачены, так в беседе на Псалом 14 упоминается о другой беседе на тот же Псалом, говоренный накануне, которой мы не имеем. По сим соображениям можно положить, что Св. Васлий изъяснял все Псалмы по порядку, и притом, когда еще был пресвитером. К сему же времени должно быть отнесено толкование и на 16 глав Пророка Исаии, по свидетельству древних (преподобных Максима Исповедника , Иоанна Дамаскина и др.) принадлежавшее Св. Василию ибо везде обличаются только Ариане – Аномеи, и нигде не говорится о Македонянах. – Наконец, из слов и бесед Василия Великого на разные случаи только немногие носят довольно определительные признаки своего времени. Слова 8-е, 9-е, 12-е говорены пресвитером; 29-е. вероятно, Епископом. Прочие не известно когда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А это создавало почву для использования заплачек-прощаний. Сильные и неумирающие традиции также способствовали их применению в погребальном обряде. Причем есть основания говорить, что уже в христианские времена эти традиции существовали достаточно длительный срок. Так, заплачки еще кое-где пелись даже во времена Иоанна Златоуста , вызывая его бурное негодование. Отвергая заплачки на христианских похоронах, он призывает петь псалмы: «Почему у нас имеются гимны? Разве мы не славим Бога и не благодарим его за то, что он наконец увенчал покойного, что он освободил его от его ноши и, отбросив в сторону страх, принял его к себе? Не потому ли там есть гимны? Не потому ли там есть псалмодия? Все они – суть действия радующихся» (На [послание] к евреям. Беседа IV 5). Далее Иоанн Златоуст указывает, какие псалмы подобает петь при погребении; скорее всего, он называет псалмы, певшиеся в подобных случаях в его время. Среди них – 7-й стих из 31-го псалма: Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. Как можно судить по некоторым мимолетным замечаниям отцов церкви, длительное время заплачки использовались в погребальных обрядах наряду с псалмами. Так, например, описывая похороны христианки Павлы, Иероним рассказывает: «Не последовало ни плача, ни причитаний, как [велит] обычай у мирян, а толпы монахов запели псалмы на различных языках» (Послания CVI1I 29). Здесь заплачки соотносятся с похоронным обрядом «у мирян», тогда как в монастырях звучали псалмы. Известны случаи, когда на одних и тех же похоронах можно было услышать и псалмы, и причитания. Григорий Нисский , описывая похороны христианки Макрины, сообщает: «...псалмодия девственниц, смешанная с причитаниями, слышалась повсюду... На рассвете, когда бдение с гимнодиями в ее честь завершилось... толпа мужчин и женщин, собравшихся со всей округи, вмешалась в псалмодию со своим громким причитанием. Но я... разделил собравшихся людей сообразно их полу и соединил толпу женщин с хором девственниц, а мужчин – с группой монахов, осуществив это таким образом, что получилась согласованная и гармоничная псалмодия...» (Жизнеописание Макрины 33). Этот краткий рассказ Григория Нисского можно было бы условно назвать «антифония против заплачек», ибо, чтобы отторгнуть из обряда заплачки, Григорий организует антифонное пение, разделяя поющих на мужские и женские голоса. Правда, из приведенного текста неясно, какая это была антифония. Возможно, что псалом пелся мужскими и женскими голосами одновременно в октавном удвоении. Тогда это был антифон «в античном духе», так как в древнегреческой музыкальной теории октава нередко характеризовалась как «антифон» (ντφωνον, буквально: «противозвучание», см.: Псевдо-Аристотель. Проблемы XIX 39; Гауденций. Введение в гармонику 20). Но вполне вероятно, что одна группа голосов (либо мужская, либо женская) вела основной раздел псалма, а другая подхватывала рефрен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некогда же по зависти диавола оклевета Великому Государю стольник Роман Бабарыкин Святейшаго Патриарха, глаголя, яко бы Святейший Патриарх, проклиная Великаго Государя на молебне, глаголя псалмы не приличныя: Боже хвалы моея не премолчи, в нем же написано тако: «да будет двор его пуст, и жена его вдова и чада его сироты», и иныя псалмы приличныя сему. Великий же Государь о сем на ярость подвижеся, посылает абие по всех Архиереев Московскаго государства и по свой царский сигклит и возвещает умильно Архиереям на Святейшаго Патриарха со слезами, яко рече, тако мя кленяше. Российстии же Архиереи и Палестинския и его царский сигклит советуют Великому Государю, взяв Святейшаго Патриарха вскоре, и сослати его в дальнюю и жестокую ссылку; един же Архиерей или два глаголаше благочестивому Царю, дабы Великий Государь, изволил о том деле его, Святейшаго Патриарха, самаго допросити, аще ли же запрется, ин из служителей его и рабов допросити подлинно, и потом уже осуждение дати. Великий же Государь благоволи сему тако быти, и посылает в Воскресенской монастырь от освященнаго собора Газскаго митрополита Паисия да Астраханскаго архиепископа Иосифа, с ними же Архимандритов и Игуменов, от царскаго же сигклита: боярина Князя Никиту Ивановича Одоевскаго, и окольничаго Иродиона Матвеевича Стрешнева, и думнаго логофета Алмаза Иванова, полковника Василия Философова и с ними пятьдесят человек стрельцов, и иных дворян и детей боярских множество. Пришедшим же им в монастырь Святаго Воскресения и вшедше в келии патриарховы, начаша его вопрошати: како он пел есть молебен, и како проклинал, и кия псалмы читал; он же отвеща им: неложно глаголю, яко молебен пел есмь и тии псалмы читаны суть, токмо не к лицу Великаго Государя; а каковый аз молебен тогда певал, и каковые псалмы читал; аз и ныне готов таковый же молебен пети при вас, псалмы же сии глаголах аз, моляся Господеви Богу на супостата своего Романа Бабарыкина; понеже бо тогда у него, Святейшаго Патриарха, по его, Романову, челобитью землю взяв отдали к селу Бобыреву, иже напоследи благочестивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексиевич всея великия и малыя и белыя России самодержец пожаловал присовокупил и все село то в Воскресенской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

11 . Молитва нищего, псалом 101. По св. Афанасию, сей нищий – есть лик пророков, исполненный печали о судьбе народа, по Феодориту – вообще всякий человек, борющийся с несчастием и имеющий нужду в помощи Божией. По одним написан Даниилом, по другим Иеремиею, или каким-нибудь пророком. Писатель не известен. Стихи 14 – 17 показывают, что псалом этот написан был уже по возвращении Иудеев из плена. 12 . Сынов Ионадавовых и первых пленшихся – псал. 70-й. «Сыны Ионадавовы, говорит св. Афанасий, были мужи Богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, столько благочестивые и благонравные, что о добродетели их засвидетельствовал Сам Бог прор. Иеремие (Иерем. 35, 13 – 19); при них было первое пленение Иерусалима Халдеями». Но не называет их писателями сего псалма. О сем надписании справедливо говорит бл. Феодорит: «сделавший сие надписание и сам признался, что не нашел оного у Евреев, но приложил от себя. Надобно же знать, что не сыны Ионадавовы отведены первые в плен. Блаж. Иеремии повелено было Богом, в обличение беззакония Иудеев, принести вина сынам Ионадавовым. Поскольку же они не хотели пить оного по установлениям предков, то пророк обвинил наконец Иудеев в непокорности потому что сыны Ионадавовы хранят человеческие заповеди, а они нарушают Божеств. законоположения. Псалом изречен от лица переселенных в Вавилон, желающих возвращения и освобождения от рабства. Написал же псалом сей блаж. Давид». Имя Давида он и носит на себе вместе с надписанием сынов Ионадавовых. 13 . Аггею и Захарии – пророкам припысываются псалмы 137, 138, 145, 147 и 148. Трудно решить, кем писаны были сии псалмы. По содержанию своему эти псалмы толкователи относят к временам плена Вавилонского и после плена. В это время жили ноименованные пророки и, конечно, могли написать сии псалмы в утешение соотечественников; но во 1-х, слов: Аггея и Захарии, по свидетельству бл. Феодорита, нет ни в Еврейском, ни в Халдейском тексте. В Русском переводе псалмов с Еврейского хотя они и находятся, но в скобках – знак, что переводчик взял их не с Еврейского, а с Греческого перевода; во 2-х, даже не во всех Греческих изданиях LXX есть сии имена; если есть имя Захарии, то нет имени Аггея, как у 137 псалма; в 3-х, 137 псалом приписывается не только Захарии и Аггею, но вместе и Давиду, а 138 Давиду и Захарии и притом надписывается: «в рассеянии», т. е. в плену. В надписаниях 145, 147 и 148 псалмов имена Аггея и Захарии встречаются в немногих Греческих изданиях, а в Еврейском и Халдейском вовсе нет, как свидетельствует тот же бл. Феодорит. А потому неизвестно, кем написаны означенные псалмы после плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Рядом с книгами подлинными, считавшимися божественными, святой Афанасий упоминает другие книги полезные, по Ветхому Завету: Премудрость Соломонову, Премудрость Сирахову, Эсфирь, Юдиф, Товия; а для Нового Завета: Правила, именуемые Апостольскими, и книгу Пастыря. Святой Афанасий считал непременным долгом своим наставить верующих Александрии об истинном каноне Писаний, потому что священные книги ревностно изучались даже мирянами. Творения Отцов первых трех столетий ясно свидетельствуют, что священные книги читались и изучались всеми членами Церкви и чтение это очень советовалось. В доказательство тому можно привести превосходное послание святого Афанасия к Марцеллину. Святитель поучает в нем, что священное Писание хотя не нужно для утверждения веры, но весьма полезно для развития религиозного образования. 474 Так как Марцеллин преимущественно изучал Псалмы, то Афанасий сообщает ему наставление, полученное им самим о пении и псалмов от весьма ученого старца. Псалтирь есть как бы свод всего священного Писания Ветхого Завета. Книги пророческие, в особенности, воспроизводятся в ней относительно всех обстоятельств жизни Спасителя в этом мире. Кроме того, всякий, перечитывая Псалмы, находит в них приложения ко всем состояниям духа, в которых можно находиться, и хотя все священное Писание есть училище добродетели и истины, но книга Псалмов, в этом отношении, превосходит все прочие. 475 Писатель указывает, которые из Псалмов прилично петь каждый день седьмицы, и в каких особенных обстоятельствах. 476 Подробности эти указывают нам, что в Церкви существовал обычай петь псалмы Давида не только в общественных собраниях, но и отдельно. В конце послания своего святой Афанасий излагает с каким чувством следует петь Псалмы и читать прочие книги священного Писания, чтобы получить от того пользу. 477 Имеются толкования святого Афанасия на Псалмы 478 и другое творение под заглавием: «Надписание Псалмов». 479 От чтения этих превосходных творений можно получить полезнейшие наставления богословские, а в то же время и ясное объяснение священных песнопений Давида. Чувствуешь, читая их, что святитель Александрии глубоко изучал Псалмы и деятельно выполнял советы, которые сам дает Марцеллину.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба (прп. Иоанн Лествичник , 57, 114). Источник. Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самого себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань против чрева (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день, потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Окаянен падающий; но тот окаянное, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Кто хочет бороться со своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле и смотрит на мертвые тала, как на бездушные намни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010