Все люди, которые писали псалмы, безусловно принадлежат к миру ветхозаветного человечества. Поэтому все, что присуще человеку ветхому, к нам не имеет отношения. В Евангелии от Матфея Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа» , когда ученики просили извести огонь, как извел его Илия.     Особый признак — это восхваление блаженства в Псалтири; они в изобилии присутствуют в этой книге. Действительно, один из самых прекрасных псалмов, которые все любят: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс 1:1).     Псалмы можно сгруппировать по разной тематике. Мессианские псалмы — 15, 21, 23, 39, 67, 68, 117. Покаяные псалмы — 6, 31, 50, 101, 142 и ряд других. Псалмы хвалебные , или псалмы Аллилуйя — 105, 110, 111, 112, 116 и много других. Учительные псалмы — 1, 5, 7, 14, 49, 93, 100. Псалмы странствия , или восхождения — 119, 133. Они так называются, т. к. эти псалмы читали священники, входя в Иерусалимский храм, поднимаясь со ступени на ступень. Ступени были очень и очень значительными, большими и их было не просто перешагнуть. При вхождении во храм Божией Матери не случайно упоминается, как трехлетняя девочка сама вошла в храм — это было чудом. Ребенок без посторонней помощи войти туда не мог. Есть еще псалмы, так называемые псалмы чистой молитвы. Их и можно читать, как молитву. Это 16, 85, 89, 101, 141 псалмы. Царские псалмы — с 91 по 99 псалом. Есть псалмы общей молитвы , в которых написано молиться вместе, сообща, всем собранием — это 3, 15, 40, 53, 55, 60 и ряд других. Есть особые псалмы, которые читались при восходе солнца — утренние псалмы — 3, 15, 56, 62, и после заката — вечерние  — 4, 8, 142. Есть псалмы «негодующие» , где выражены ропот, негодование и другие подобные чувства — это псалмы 2, 15, 39, 96, 109 и др. И псалмы исторические , которые повествуют об истории израильского народа, тех или иных событиях — это псалмы 77, 104, 105.   Скажу о тех именах Бога , которые употребляются на страницах этой книги. Более всего употребляется имя «Яхве»  — то имя, которое было открыто Моисею на горе Синай. В первом разделе, о котором я говорил, оно употребляется 275 раз, во втором — 32, в третьем — 44, в четвертом — 106, в пятом — 236 раз. Следующий по значимости и по многообразию это обращение к Богу «Элогим»  — это «Бог» во множественном числе. Это обращение встречается в первой части 50 раз, во второй — 198, в других меньше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия: читай Его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью ( 108, 108 ) . Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного врача – Евангелие ( 108,109 ) . Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу... тогда и деятельность твоя удобно сделается Евангельской ( 108, 109 ) . Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать собственными усилиями: это – дар Христов ( 108, 111 ) . Евангелие есть изображение свойств нового человека, который Господь с небес. Этот новый человек – Бог по естеству ( 108, 111 ) . Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, делает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия ( 108, 111 ) . Писания Отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа, источник и конец всех их – Святое Евангелие ( 108, 113 ) . Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие ( 108,113 ) . Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом ( 108, 119 ) . Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки – твое собственное плотское состояние... и падшие духи ( 108,125 ) . Постоянным уклонением от зла и исполнением Евангельских добродетелей – в чем заключается все Евангельское нравоучение, достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу ( 108, 130 ) . Верный Слову Божию.., действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов.., малопомалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... ( 108, 232 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием. Святитель Тихон Задонский ( 104, 992–993 ). Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе – Бог ( 108, 123 ). Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей ( 108, 127 ). Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь ( 108, 127 ). И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию, – что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви ( 108, 127–128 ). Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты – в горестном самообольщении ( 108, 128 ). Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом ( 108, 128 ). Совершенство христианина – в совершенной любви к ближнему ( 108, 128 ). Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви ( 108, 130 ). Милосердие к ближним и смирение перед ними в соединении с чистотою сердца... составляет основание и силу молитвы ( 108, 146 ). С членами Христовыми – христианами – нужно обходиться очень осторожно и благоразумно: нужно сострадать им в их недугах и отсекать только те, которые, не подавая никакой надежды на выздоровление, лишь заражают своим недугом Других ( 108, 339 ). Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения ( 108, 371 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Наименование книги Книга псалмов в Еврейской библии называется: Книгою хвалений, или просто: Хваления; потому что большая часть псалмов заключает в себе благодарения, хваления и славословия Господа. В Греческой библии она называется: псалмы, т. е. песни; потому что псалмы пели в Иудейской церкви; Псалтирью по имени музыкального инструмента, под игру которого пелись псалмы. Писатели псалмов «Некоторые утверждают – так говорится в предисловии к беседам св. Иоанна Злат. на псалмы 4 – будто не все псалмы принадлежат Давиду, но принадлежат и тем лицам, принявшим от него (псалмы), которых имена ясно означены. Между тем ни Господь, ни Апостолы нигде не упоминают ни о каком другом писателе которого-нибудь псалма, кроме Давида». Но другие Отцы и учители не разделяют такого мнения. «Некоторые думают, говорит св. Афанасий Алекс., что все псалмы принадлежат блаж. Давиду. На сие нет указаний. Ибо хотя все псалмы известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом». Св. Афанасий утверждает, что из 150 псалмов семьдесят два суть Давидовы, девять Давиду 5 , двенадцать Асафовы, двенадцать сынов Кореовых, один Идифумов, один Еманов, один Соломонов, два Аггея и Захарии, не надписанных тридцать девять, и один Моисеев. Почему же другие все псалмы приписывали Давиду? «Причиною этого, говорит св. Афанасий, был сам Давид. Он избрал певцов, и потому, как учредитель, сподобился той чести, что все, изреченное другими певцами, приписано Давиду». По свидетельству сего же отца – «о псалмах после первого и 12-го не надписанных, или и имеющих надписание, но без означения, чьи они, – Евреи говорят, что принадлежат оные тому, чье имя поставлено в псалмах предшествующих не надписанным» 6 . Из самого содержания псалмов видно, что некоторые из них написаны до Давида, и во времена Давида, другие относятся к плену Вавилонскому и даже к последующим за ним временам ( Псал. 43, 73, 136 и др.); есть псалмы, которые отличаются от других тоном и языком (напр. Давидовы от Асафовых и Кореовых), а это само собою показывает, что писатели псалмов были различны.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Четвертая книга, то есть псалмы 89–105, обращается от темы павшей израильской монархии к Самому Богу, все предшествовавшие века бывшему для Израиля надежной опорой. Моисей здесь упоминается семь раз, в то время как ранее в Псалтири его имя появлялось лишь однажды: в псалме 76. Псалмы 92–98, так называемые «престольные», посвящены правлению Господа над всей землей. Слова, которыми Бог восхваляется в псалмах 101,26–28, автор Послания к евреям относит к Иисусу Христу ( Евр. 1,10–12 ). Последняя, пятая, книга открывается псалмом благодарения Господу за избавление Израиля из вавилонского плена. Помимо прочего, эта книга содержит псалмы, представляющие Давида образцом благочестия ( Пс. 137–144 ), а также предрекающие, как, например, псалом 109, пришествие Царства Христова. Составители поместили так называемые «царские псалмы» в ключевых местах книги Псалтирь, придав тем самым в целом определенную мессианскую направленность. Жанры. В состав Псалтири входят сто пятьдесят поэтических композиций, каждая из которых обладает неповторимой красотой и силой. Тем не менее существует целый ряд жанровых признаков, позволяющих разделить псалмы на шесть групп. Приводимой ниже жанровой классификации следует и комментарий к Псалтири. 1. Хвалебные гимны. Они легко узнаваемы благодаря содержащимся в них восторженным хвалам Богу: Бог превозносится за то, что Он Бог и за Его деяния, исполненные могущества и милосердия. Примерами хвалебных гимнов являются, в частности, псалмы 8, 23, 28, 32, 46, 47. 2. Плачи (сетования и прошения). По эмоциональному настрою плачи являются полной противоположностью хвалебным гимнам. Псалмопевец в них открывает перед Господом свое сердце, полное печали, горечи, страха, а порой и озлобленности. Однако, за редкими исключениями, все плачи оканчиваются изъявлениями веры в Бога и упования на Него. Типичными примерами плачей являются псалмы 24, 38, 50, 85, 101, 119. 3. Псалмы благодарения. Эти псалмы благодарность Богу, внявшему плачу-прошению. Вместе с двумя названными выше типами псалмов они образуют своего рода триаду: псалмопевец слагает хвалебные гимны, когда ощущает гармонию с Богом, плачет, когда эта гармония рушится, и в конце концов благодарит Бога за ее восстановление. В качестве примеров можно назвать псалмы 17, 65, 106, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мессианские псалмы. Кроме указанных трех разрядов псалмов, по особенной важности своего содержания выделяется в отдельную группу псалмы «мессианские» (или пророческие), в которых содержатся пророчества о новозаветных временах и преимущественно об Иисусе Христе: Его жизни и служении, Его учении, страдании, смерти, воскресении и о Церкви Его. Эти псалмы самостоятельной группы не составляют, т.к. мессианские черты находятся в псалмах всех трех упомянутых групп. Поэтому их основное (преимущественное) содержание может быть и не мессианским. По способу изображения новозаветных времен мессианские псалмы делятся на два разряда: пророческие и прообразовательные. Древние толковники, особенно отцы Александрийской Церкви, изъясняли в мессианском смысле очень многие псалмы, отыскивая в них самые малые прообразовательные черты. Для нашего же изучения достаточно взять те мессианские псалмы, в которых мессианские черты достаточно ясны и мессианское значение которых засвидетельствовали Боговдохновенные писатели Нового Завета. Таковы псалмы: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 40, 44, 67, 68, 71, 94, 96, 108, 109 и 117. Мессианские Псалмы Псалом 2. Псалом Давида. Этот пророческий псалом предвозвещает открытие духовного царства Мессии, Который победит всех своих врагов и будет вечно царствовать. Псалом написан Давидом (см. Деян. 4:25 ), во-первых после перенесения Ковчега Завета на гору Сион под живым впечатлением полученного от пророка Нафана обетования о происхождении от него Мессии ( 2Цар. 7 ), во-вторых, по поводу его побед над языческими народами (моавитянами, аммонитянами, арамеянами и др.), составлявшими против Давида сильные союзы во главе со своими царями и предводителями. Псалом состоит из 12 стихов и по содержанию разделяется на четыре равные строфы, по три стиха в каждой. 1–3 стт. В первой строфе изображается картина возмущения язычников, которые (представляя собой беспорядочно-мятущуюся толпу) тщетно пытаются восстать против Господа и Его Помазанника (евр. Машиах, греч. Христос). Согласно новозаветному и святоотеческому толкованию, псалмопевец Давид пророческим духом предвозвещает здесь восстание иудеев и язычников против Бога-Отца и Его Божественного Сына Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

14—18).   В числе всех 150 псалмов, по содержанию их, есть — 1) псалмы молитвенные, или просительные: а) о прощении грехов, каковы: 6, 24, 37, 50, 129 (эти псалмы называются покаянными), б) на тот случай, когда идем в храм Божий: это 41, 42, 62 и 83, в) когда находимся в скорби и несчастии — псалмы 3, 12, 21, 68, 76, 87 и 142; 2) есть псалмы благодарственные: а) за милости Божии к каждому человеку и б) за милости ко всей Церкви, как, например, 45, 47, 64, 65, 80 и др.; 3) есть псалмы исторические и есть 4) псалмы пророчественные, относящиеся в особенности к Иисусу Христу, каковы: 2, 8, 15, 21, 44, 67 и др. Последние псалмы называются также мессианскими, потому что содержат в себе пророчества о грядущем Мессии, т. е. о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе.    12. О расположении псалмов в самой Псалтири.    В порядке псалмов, как видно из предыдущего, нет той систематической последовательности, какая должна быть и бывает в сочинениях научных или в сборниках исторических, т. е. нет того расположения, чтобы сначала, например, следовали по содержанию псалмы молитвенные, или просительные, далее — исторические или благодарственные, потом пророческие и проч. Такого распорядка в расположении псалмов нет, а расположены они, как думают святые толкователи псалмов (св. Афанасий Александрийский с 37], блж. Феодорит с. 8] и др.), по времени собрания их, так как они собраны были в разное время, по частям, — и в начале книги помещены те, которые найдены прежде других. Григорий Разумовский. Объяснение священной книги псалмов Григорий Нисский Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний.

http://predanie.ru/tema/psalmy/

(2) Ранняя Церковь понимала и отстаивала заложенный Иисусом еврейский фундамент христианской молитвы. Ни Новый Завет, ни церковная литература II в. не создали «новых» собраний христианских молитв и гимнов. Конечно, в первохристианском и раннехристианском богослужении было спонтанное харизматическое и вдохновенное исполнение «псалмов и гимнов» (ср. 1Кор.14:15, 26 ; Кол.3:16 ; Еф.5:19 ), но эти тексты не собирались и не становились частью канонической Библии и церковного чина. И когда – очевидно, под влиянием Маркиона – маркиониты создали новую «контр-псалтирь» и нашли себе в этом немало подражателей, Церковь воспротивилась этому еретически-гностическому гимническому творчеству, не в последнюю очередь потому, что в своем образном языке и стиле эти тексты были глубоко нееврейскими и удалялись от образца молитвы, заданного молившимся (псалмами) Иисусом. Отвергая ложные христологические учения, первый латинский отец церкви Тертуллиан уже около 200г. ссылается на псалмы Давида, как на библейские свидетельства об истинном человечестве Иисуса, противопоставляя их платонизирующим ересям: «Нам помогают в этом и псалмы, не те, которые сочинены отступником, еретиком и платоником Валентином, но священные и общепризнанные псалмы Давидовы. Давид поет нам о Христе, и через него Христос поет нам о себе самом». В начале III в. одна сирийская дидаскалия рекомендует тем, кто имеет средства и время, читать книги – Тору, Евангелия и – псалмы Давида: «Если ты желаешь гимнов, то имеешь псалмы Давида». (3) Псалмы относятся к великим поэтическим произведениям мировой литературы. Они служили источником вдохновения для многих поэтов. Они стали классическим молитвенником церкви, особенно в церковных часах и как ответные псалмы в литургии. Некоторые псалмы остаются и по сей день любимыми молитвами иудеев и христиан. В то же время некоторые псалмы и отдельные стихи из псалмов порой доставляют молящимся трудности; есть такие, кто выдвигает богословские претензии к употреблению «ветхозаветно-иудейских» псалмов в качестве христианской молитвы, потому что эти молитвы возникли-де в «до-христианское» время, а потому по-настоящему не предназначены для христианской литургии, центр которой составляет ведь все же «событие Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

4 . Афанасий Александрийский , святитель. Предуведомление и толкование на псалмы/Творения. – М., 1854. – Т.4. – с. 43–472. 5 . Афанасий Великий Александрийский, святитель. Толкование на псалмы. – М., 2008. 6 . Василий Великий , святитель. Беседы на псалмы./Собрание творений. – Т.5. – М.,1845; Беседы на псалмы. – М., 2000. 7 . Григорий Нисский , святитель. О надписании псалмов/Творения. – М, 1862. 8 . Игнатий Брянчанинов , святитель. Таинственное объяснение 99 псалма/Аскетические опыты. – Ч. 2. 9 . Иоанн Златоуст , святитель. Беседы на псалмы/ Иоанн Златоуст , святитель. Творения. – 1905. – Т. 5. 10 . Иоанн Кронштадтский , святой праведный. Мысли при чтении Священного Писания: Новый Завет , Псалтирь. – М.: Отчий дом, 2002. – 397 с. 11 . Иннокентий (Смирнов) , святитель, епископ Пензенский. Опыт изъяснения на первый и второй псалмы./Сочинения. – Ч. 2. 12 . Лука, святитель, архиепископ Симферопольский. О 90-м псалме/Избранные творения. – V. – 2007. – с. 437–440. 13 . Максим Исповедник , преподобный. Толкование на 59 псалом/Преподобный Максим Исповедник . Избранные творения. – М., 2004. – С. 280–288. 14 . Тихон Задонский , святитель. Молитвы из псалмов/Творения. – М., 2003. – Т. 5. – с. 651–653. 15 . Тихон Задонский , святитель. Размышления и замечания из текстов (псалмов)/Творения. – М., 2003. – Т. 5. – с 589–626. 16 . Феодорит , епископ Киррский, блаженный. Толкования на псалмы. – Сергиев Посад, 1905; Изъяснения псалмов. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2004. 17 . Феофан (Говоров), святитель, епископ. Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные. – М., 1897. 18 . Феофан Затворник , святитель. Толкование на псалмы шестопсалмия (третий и тридцать седьмой). – М., 2002. 19 . Феофан (Говоров), святитель. Тридцать третий псалом. – М., 1989; М., 1903. 20 . Феофан (Говоров), святитель, епископ. Псалом сто восемнадцатый. Толкование беседовательное. – М.: Сретенский монастырь, 2003. 21 . Филарет, святитель митрополит Московский. Толкование 2-го псалма/предисловие иером. Ианнуария (Ивлиева) /Богословские Труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академию – М., 1986. – с. 281–294.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010