Притом и сердце учеников, тогда ещё не свободных от чувственных ожиданий, могло сочувственно откликнуться на волнение народное. Господь прежде всего отделяет учеников от народа и потому побуждает их немедленно отправиться на другую сторону. Затем, успокоив волнение народа и отпустив его ( Мф. 14:23 и Мк. 6:46 ), Он удалился на гору для уединённой молитвы. Ученики одни отправились в лодке на другую сторону в Капернаум или в землю Генисаретскую ( Мф. 14:22 и Мк. 6:45 ). А Иисус не приходил к ним: черта, восполняющая сказания первых евангелистов. Из неё видно, что Господь, побудив учеников отправиться одних, обещал прийти к ним, и они Его ждали, хотя, может быть, не предполагали, что Он так чудесно соединится с ними. Может быть, на пути из Вифсаидской (Юлии, пустыни к Вифсаиде близ Капернаума ( Мк. 6:45 ) в земле Генисаретской ( Мф. 14:34 и Мк. 6:53 ) они ожидали встретиться с Господом на каком-либо пункте морского берега, так как был и береговой путь, по которому мог пойти Господь, отпустив народ; но сильным волнением лодку понесло на середину моря, и Господь встретился с ними иначе, чем они ожидали. Чудо укрощения бури и хождение Господа по водам – то же, которое описано у евангелистов Матфея ( Мф. 14:24 и далее) и Марка (6:49 и далее) ев. Лука опускает. Описано оно Иоанном несколько короче, чем не только у первого, но и у второго евангелиста, в общем совершенно согласно с ними, но есть частная черта, восполняющая сказания тех. – Сильным ветром лодку гнало на средину моря ( Мф. 14:24 и Мк. 6:47 ), и ученики проплыли 25–30 стадий (всё море было шириною в 40 стадий; Флав. О войнах иудейских 111, 10–11). Тогда Господь благоволил прийти к ним чудесным образом по разъярённым волнам моря. – Испугались и пр.: см. прим. к парал. мест. Матфея и Марка. – Хотели принять Его в лодку и тотчас и пр.: опуская сказания ев. Матфея о хождении Петра по воде (что опускает и ев. Марк) и дальнейшие черты события по входе Господа в лодку, Иоанн восполняет их сказанием, что лодка тотчас пристала к берегу, куда плыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Позднеиуд. традиция четко определяет, какие правила празднования П., обусловленные специфич. ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбор агнца в день 10 авива, помазание дверей кровью, запрет покидать дом, готовность участников трапезы отправиться в путь. Жертв. ягнята (число к-рых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, прим. с 15 час. дня, в Иерусалимском храме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поручал это сделать; священники собирали кровь в чаши, чаши вручались одному из священников, к-рый выливал содержимое у подножия жертв. алтаря. Во время убоя ягнят левиты пели псалмы 112–117 (т.наз. халлель). Съедать ягнят следовало в пределах Иерусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе. VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС 1) согл. Ев. от Иоанна, Иисус умер 14 нисана, в канун П. ( Ин. 19:14 ), как истинный жертв. Агнец, у к-рого ни одна кость не была сломана ( Ин. 19:36 ); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками ( Ин. 13:1 ). Его погребение произошло вечером 14 нисана до наступления субботы, к-рая названа «великой» ( Ин. 19:31 ), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой. В таком случае утро воскресения соответствует первому дню недели ( Ин. 20:1 ), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III,2). Ап. Павел свидетельствует, что Христос был заклан за нас как пасх. агнец ( 1Кор. 5:7 ) и воскрес как первенец из умерших ( 1Кор. 15:20.23 ). Датировку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, к-рый также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса; 2) синоптич. Евангелия называют день воскресения первым днем недели ( Мф. 28:1 ; Мк. 16:1.2 ; Лк. 24:1 ), а день смерти – кануном субботы ( Мф. 27:57.62 ; Мк. 15:42 ; Лк. 23:54 ), однако не упоминают о кануне П. В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «первым днем опресноков», когда приносили в жертву пасх. агнца ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 ), т.е. 14 нисана. Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, к-рая тем самым одноврем. оказывается кануном след. за ним календарной субботы. При этом остается непонятным то обстоятельство, что иудеи, взявшие под стражу Иисуса, имели при себе колья ( Мф. 26:47.55 ; Мк. 14:43.48 ; Лк. 22:52 ), к-рые, не будучи собственно оружием, подпадали под субботний запрет; кр. того, Иосиф Аримафейский вечером покупал полотно ( Мк. 15:46 ), чего также нельзя было делать в субботу;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

46 Андрей Кесарийский , 13. Впрочем, не менее приемлемым по вопросу о подире представляется нам мнение проф. Жданова, который еврейским термином, соответствуюшим слову ποδρης, здесь признает не «мейль» – верхняя одежда первосвященника (см.: Лев.8:2 ), царственных особ (см.: 1Цар.18:4 ) и пророков (см.: 1Цар.28:14 ), а «бадцим» ( Иез.10:6 : Дан.10:5 ). Видение Даниила (в 10-й главе), говорит он, во многих подробностях вполне сходно с видением Иоанна; поэтому естественно думать, что ποδρης Иоанна – баддим Даниила и что Иисус Христос явился ему не в первосвященнической одежде (голубой и украшенной колокольчиками и гранатовыми яблоками), а в царственном одеянии, «белом и блестящем», – «льняной, длинной одежде, в которой часто являются небожители» и в Апокалипсисе (Барсов, 63). 71 Антиномизм (лат. anti – против; nomos – закон) – противохристианское учение, отвергающее в принципе обязательность для человека нравственного закона. 81 Спорадическими называются такие состояния, которые временами есть, временами же прерываются и пропадают. 82 Припомним слова Господа, которые Сам Он оттенил как коренной принцип нравственности дней новозаветных: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ). 84 Применять Lex majestatis – закон об оскорблении величества, карающий неподчинявшихся смертью. 96 И потому-то напрасно христиане Запада, в особенности католики (а за ними в наши дни американцы), так любят ссылаться на свое число и внешнюю силу. Великое и высокое в человеке порой оказывается и мерзостью пред Богом (см: Лк. 16:15 ). 107 Отсюда слова, что Дух говорит церквам, от начала, как раньше – перед наградою, переносятся к концу, после указания ее. 129 Хотя этим и не отрицается относительное допущение и первого мнения, но только типологически – в значении предначинательном, преходящем и как бы прообраэовательном в отношении к последнему, антихристову, гонению. 140 В церковнослав. тексте: всяк сад, его же не насади Отец Мой Небесный, искоренится, в синод, переводе: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

331 Такое деление беседы находит себе противников в лице, напр., пр. Беляева, еп. Михаила и др. Первый замечает против такого разделения, что оно не есть общепринятое и не разделяется некоторыми отцами церкви. Но сам проф. Беляев не указывает разделительного пункта, полагая, что речь относится вообще к последним временем мира и, кроме того, во многих местах к разрушению Иерусалима. См. о безбожии и Антихристе I т. стр. 173 прим. I. Еп. Михаил также не указывает решительно переходнаго стиха и потому именно его толкование отличается неустойчивостью и двойственностью. См. напр., ст. 34 и 36 ев. Мф.Эти-то недостатки толкования и побуждают отыскать разделительный стих, который сообщит толкованию больше определенности и устойчивости. 333 Так, напр., у Оригена в толковании на ев. Матфея читаем:... nondum est praedicatum Evangelium regni in toto orbe. Non enim fertur praedicatum esse Evangelium apud omnes Aethiopas, maxime apud eos, qui sunt ultra flumen; sed nec apud Seras, nec apud Orientem audierunt Christianitatis sermonem. Quid autem dicamus de Britannis, aut Germanis, qui sunt circa Oceanum, vel apud Barbaros, Dacos et sarmatas, et Scythas, quorum plurimi nondum audierunt Evangelii verbum, audituri sunt autem in ipsa seculi consummatione. Migne. Patr. curs. compl. t. XIII (ed. 1857) Origenis opera omnia c. 1655. Подобным образом рассуждает и бл. Августин в письмах к Гезихию. Quod enim putat Venerabilitas tua jam noc (praedicatum Evangelii) per ipsos Apostolos factum, non ita esse certis documentis probavi. Sunt enim apud nos, hoc est, in Africa, barbarae innumerabiles gentes, in quibus nondum esse praedicatum Evangelium... in quibus enim gentibus nondum est Ecclesia, oportet ut sit. – Migne. Patr. Curs compl. t. XXXIII. (ed 1845). Augustini opera omnia. Epistola CXCIX cap. XII, 46 col. 922. 48. col. 923. 336 Из древних: Амвросий Медиол., бл. Августин, Ориген; из западных богословов: Bleeck, Schanz, Lange, Luthard, Cornely, Dorner и др. 339 Некоторые богословы думают, что Христос совершил пасху за день раньше законного времени, г. е. 13-го Нисана, а умер на крест 14-го днем в пятницу Следовательно, эсхатологическая беседа тогда должна падать на среду – 12-го Нисана, или на Вторник 11-го Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

– «Слушай Израиль» и пр. Слова, которые Моисей сказал народу Израильскому, указывая на высшую заповедь закона, и которыми возбуждал их внимание к своим словам, повторяет и Господь с той же целью, тем более что самая большая заповедь в законе о любви к Богу тесно связана с истиной единства Божества, ибо истинно любить можно только единого истинного Бога. – «Иной больше сих заповеди нет»: ибо в лю6ви к Богу и ближнему вся сущность религии в практике жизни. – «Больше всех всесожжений и жертв»: привязанные почти исключительно к внешности религии, иудеи, в особенности же Фарисеи, нередко высшими нравственными обязанностями любви жертвовали внешним обрядностям; исполнением этих последних думали восполнить нарушение тех и сознательно или бессознательно считали жертвы обрядовые выше дел любви к ближнему. Господь еще в Ветхом Завете нередко укорял в этом иудеев (Ис.1и дал. Пс.49и дал.), но привязанность к внешнему в них не ослабевала при оскудении внутренних добродетелей. Честь книжнику, что он умел стать выше этих ложных, но общепринятых понятий и отвечал разумно. Господь сам учил предпочтению дел любви делам внешнего богопочтения ( Мф.5:23–24 ). Поэтому Он, похваляя разумность ответа книжника, сказал ему, что он недалек от Царствия Божия: ибо способен усвоить себе учение Христово о большем значении дел любви, чем дел внешнего богопочтения, и мог бы войти в Церковь Христову. Мк.12:35–37 . Вопрос о Христе, чей он сын, поставивший книжников в весьма затруднительное положение, передается у ев. Марка точно так же, как у ев. Матфея, с тем только различием, что Марк по своему обычаю передает в монологической форме речи речь диалогическую (ср. выше, ст. Мк.12:9 ). По ев. Матфею Он спрашивает книжников: как они думают, чей сын Христос? И когда они ответили, что Давидов, Он дает уже затруднивший их вопрос. По ев. же Марку Он спрашивает вообще, как говорят книжники, что Христос сын Давидов и пр. Сущность речи очевидно одна и та же, и различие в форме вопроса не имеет значения (см. Мф.22:41–46 и прим.). – «Множество народа слушало его с услаждением»: тогда как начальники народа и его руководители или смеялись над Христовым учением, или перетолковывали его, или силились уловить Христа на словах и оклеветать, простой народ сердцем чуял, что в учении Господа, а не в словоухищрениях книжников и фарисеев истина, и услаждался сею истиной в его учении, хотя, вероятно, многого и не понимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Прп. Ефрем Сирин Мар Иаков Саругский Её [дочь Сиона — прим. пер. ] отяготила Его славная красота, которая была ей не по нраву. Но Его целомудренность отяготила её ещё больше. Ведь она, подобно матери, привыкла к прелюбодеянию () . Невеста изменила Жениху и распяла Его. И прогневался Его Отец и… обнажил ей голову за то, что невеста изменила () Главе своего дома. Он сделал её посмешищем, ведь столько раз она изменяла Ему () в синагогах. На смену неверной невесте Христос избирает на Голгофе и сочетается браком с презираемым евреями языческим народом. Как отмечает в своей диссертации А. Эльхури, образ новой невесты Христовой, некогда слепой безродной дочери, избранной из язычников и спасённой из рабства, формулируется мар Иаковом главным образом на контрасте ослеплённой еврейской синагоги — свободной дочери, некогда просвещённой и освящённой Божественной благодатью и величием откровений . Этот переход из одного состояния в другое, т. е. рождение Церкви, для мар Иакова во многом является эсхатологичным событием, поскольку раскрывается им в свете притчи о Страшном Суде (Мф. 25:31–46). Господь уводит () Свою новую невесту с того места, которое уготовано грешникам (слева) , и садит её справа от Себя ( ). Говоря о бракосочетании Христа и Церкви, мар Иаков употребляет глагол , который в древние времена имел значение обмена или же выкупа . Исследователи наследия мар Иакова Саругского усматривают в этом аллюзию на искупление (1 Кор. 6:20) и жертвенную смерть Христа, которую Он принимает ради Церкви (Еф. 5:25) . Изображение Распятия из книги «Hortus Deliciarum», XII век. Композиция прекрасно раскрывает базовое для гомилии мар Иакова противопоставление Ветхозаветной и Новозаветной Церкви: разорванная завеса Храма, слепая синагога верхом на осле и Церковь язычников, вступающая в брак со Христом посредством Его Крови Ещё одним важным аспектом осмысления Христовой Церкви в гомилии «На ночь Великой Субботы» является имплицитное наименование Церкви «Новой Евой» (по аналогии со Христом — Новым Адамом). Новозаветная Церковь, которая символично называется мар Иаковом «дочерью дня» ( ), рождается по образу праматери Евы — из прободенного ребра Христа Спасителя. Тем самым Иаков Саругский, с одной стороны, подчёркивает таинство брака Христа и Церкви (см.: Еф. 5:22–33), а с другой — указывает на то, что рождение от воды и Духа (ср. ) возможно исключительно в Церкви, ведь с момента Крестной смерти Христа дети Адама в её лице навсегда обретают новую Мать (ср. ).

http://bogoslov.ru/article/6172491

48 Ср.: «...оскудевают христиане, и умножаются лицемеры» (Тихон Задонский, свт. Творения. М., 1875. С. 291); «Несчастие нашего времени в том, что количество погрешностей и неосторожностей, накопленное не одним уже веком, едва ли не превышает силы и средства исправления» ( Филарет Московский , митр. Письмо к митр. Иннокентию от 25 ноября 1857); «Заключаю отсюда, что чрез поколение, много чрез два, иссякнет наше православие» ( Феофан Затворник , свт. Письма о христианской жизни. М., 1997. С. 139). 49 «Именно со времён Константина стали с неимоверной быстротой умножаться такие христиане, которые по своей жизни ничем не отличались от язычников» (Сомов К. Из истории христианства//Братский вестник. 1967). На это не раз указывал свт. Иоанн Златоуст (Беседа 5 на 1-е послание к Фессалоникийцам; Беседа 84 на Евангелие от Иоанна; Беседа 46. О целомудрии и театрах): «И поистине, исполнилось на нас пророчество Давидово: «но смешались с язычниками и научились делам их» ( Пс. 105, 35 ). Потому-то мы и уничижены по всей земле за грехи наши» (Слово о лжепророках и лжеучителях). Так же было впоследствии и на Руси: «...многие принявшие христианство князья и вельможи по образу жизни не отличались от язычников» (Кузьмин А. Падение Перуна. М., 1988. С. 6). «Не в этом ли разлад жизни и веры, слова и дела, убеждения и практики – весь трагизм, все проклятия современной жизни и все её несчастья? Не в этом ли и главная беда, и причина страданий Церкви Христовой? Не потому ли она стала ненавистною многим, что люди, считающие и называющие себя принадлежащими к ней, живут хуже язычников, между тем как истинная христианская жизнь должна бы, наоборот, всех влечь в Церковь ?» (Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды. СПб., 2006. С. 258). См. также: Мф. 5, 47; 6, 7, 32 ; 1Кор. 5, 1 ; Гал. 2, 14 ; прим. 712. 50 Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Волки, облечённые в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. ...Миролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капиталов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских. ...Решительно оскудели живые органы Божественной благодати; в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие» (цит. по: Новосёлов М. Письма к друзьям. М., 1994. С. 93–95).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Во всяком случае – обстоятельство в жизни Манаила замечательное. «Вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем стал Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества» (Феофил.). – Когда они служили и пр.: слово они относится не к пяти поименованным лицам только, но ко всей Церкви антиохийской, членами которой были и сии пять мужей; это видно и из повеления – отделите, т.е. из среды всего общества, и из самого отделения (ст. 3), и из того, что сие совершается во время богослужебного собрания. Служили Господу: греческое слово употребляется, как в Ветхом Завете (у LXX Исх.28:31 ; Чис.4:38 ; Иез.40:46 ; Иудиф.4:14 и др.), так и в Новом ( Евр.10:11 ), о храмовом священническом служении или богослужении ветхозаветном; соответственно сему и здесь оно означает богослужебное действие в общественном собрании антиохийской Церкви или богослужение, которое притом же соединялось с постом (постились), – конечно, богослужение христианское (служили Господу, т.е. Иисусу Христу). Вероятно, это было богослужение Евхаристии, которое заповедано было апостолам от самого Господа совершать в Его воспоминание ( Лк.22:19 ). Во время этого великого богослужебного действия Дух Святой сказал и пр.: вероятно, сказано было через одного или нескольких участвовавших в богослужении, всего вероятнее через пророка или пророков (Злат.), которые пред всем собранием и изъяснили повеление Духа Св. – Отделите (из среды своей): в смысле освящения посвящения избираемых на особое служение (см. прим. к Мф.1:1 ; Ин.17:17 и дал.). – На дело, к которому Я призвал их: само дело не названо прямо, но без сомнения Церкви антиохийской уже известно было, что Савл призван Господом быть апостолом язычников (ср. Деян.9:15 ). Кажется, изречение Духа Св. указывает еще на внутреннее, бывшее обоим избранным, призвание, и именно, перед лицом всего общества, которому они вероятно и объяснили призвание их. По крайней мере, общество отпустило их (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христос для того и вочеловечился и был помазан Святым Духом, чтобы через Него обновилась человеческая природа и мы через Него родились и сделались новою тварью. Как мы в Адаме все духовно умерли и не могли ничего делать, кроме мертвых дел смерти и тьмы, так должны во Христе " ожить " и творить дела " света " (1 Кор. 15, 22) ( " Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут " (1 Кор. 15,22). - Прим. ред.). Через плоть мы унаследовали Адамову гордость, зависть, скупость, сластолюбие и всякую нечистоту, а через Духа Святого наша природа должна быть обновлена, очищена и освящена, и всякая нечистота и греховность должны в нас умереть. Мы во Христе обновляемся для вечной жизни, возрождаемся из Христа и делаемся во Христе новой тварью. Страдание Христово есть вместе с тем и искупление за все наши грехи и обновление через веру. Господь указывает, что " надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во Имя Его покаянию и прощению грехов " (Лк. 24, 46-47). Таким образом, проповедь и покаяние вытекают из одного источника - страдания, смерти и воскресения Христа. Злые свойства человека должны быть исправлены покаянием. Покаяние заключается не только в том, что человек оставляет свои грехи, внешне исправляется, но в том, что он исправляет всю свою нравственную природу, уничтожает в себе корни себялюбия, самолюбия из любви к Богу, отвращаясь от мирских похотей и утех, всем существом стремится к духовной небесной жизни и через веру становится причастником заслуги Христовой. Это и называется " отвергнуться себя " (Лк. 9,23), то есть отречься от своей воли, предавшись всецело воле Божией, не возвышаться, не любить себя, почитая себя самым недостойным человеком, и презирать мир. Это и есть истинный крест, истинное иго Христово (Мф. 11, 29) ( " ..Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток есмь и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Мф. 11, 29). - Прим. ред.). Для нового человека - это благое иго и легкое бремя, но для плоти - это горький крест, так как это значит - " распять плоть со страстями и похотями " (Гал. 5, 24). Вот почему некоторые духовные писатели, пустынники и подвижники, достигшие духовного совершенства, приравнивают борьбу человека с собственными страстями и похотями, соединенную с отсечением собственной воли и истинным внутренним покаянием, - к страданиям, которые переносили мученики за исповедание Христа. К таковому покаянию, с обращением сердца от мира к Богу, призывает нас Христос и только в таком случае обещал нам прощение грехов и свою благодатную помощь. Тогда человек становится новою тварью во Христе: это как бы новое рождение, которое одно приятно перед Богом (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15) ( " Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое " (2 Кор. 5,17). " Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь " (Гал. 6,15). - Прим. ред.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010