Ср. Кол. 3, 3. 4 . Подобным образом пророчествовали о воскресении Иезекииль (37 гл.) и Даниил (12 гл. ср. Ис. 25, 8 . Ос. 13, 14 .– 2Кор. 15, 54–55 ); подобным образом в настоящем послании Иоанна говорится о пришествии света в мир (см. прим. к 2, 8); подобным образом учит Апостол Павел (56). Следовательно и в словах 14 ст. 3 гл. 1 Иоан.: перешли от смерти в жизнь (т. е. истинно верующие), – в словах составляющих буквальное повторение слов Иисуса Христа ( Иоан. 5 , в 24 ст.) один и тот же смысл: истинно верующие оживлены уже силою благодати, как бывшие мертвецы духовно, и воскреснут в вечную жизнь в царстве славы. – Потому что и проч.: (57) – οτι. Смысл всего изречения такой: мы перешли уже из смерти в жизнь и перейдем в жизнь вечную, если любим братьев; мы еще в смерти и пребываем – остаемся в ней, если не любим. Впрочем так, что любовь не причина нашего духовного воскресения, а состояние, или, если можно выразиться, деятельность и содержание новой жизни (ср. Meyer). – Пребывает (μνει) в смерти: – не имеющий братской любви не способен к оживлению – к благодатному воскресению, или по слабости свободы своей, опять умирает духовно, будучи оживлен, и так уже умирает, что остается в смерти и после воскресения тела его в будущем. Связь с предыдущим и последующим стихом: неудивительно после сего (ст. 12), что мир ненавидит вас, он стремится к прекращению жизни детей Божиих, как преданный раб исконного противника Вечной Жизни (1, 2.), человекоубийцы диавола ( Иоан. 8, 44 ). еі. Вскъ ненавидй брата своего, члвкобіца есть: и всте, к вскъ члвкобійца не имать живота вчнаг въ себ пребывающа. ( Мф. 5, 21 . И дал. Лев. 19, 16. 17 . Второз. 19. 6). 15. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в нем пребывающей. 15 . Всякий ненавидящий: вместо нелюбящий предыдущего стиха, – нелюбовь и ненависть – одно и тоже; разграничивать оба понятия (58) противно тексту. (Подобное в 10 ст.) – Равнодушие не мыслимо в истинном христианстве ( Апок. 3, 15. 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Во всяком случае – обстоятельство в жизни Манаила замечательное. «Вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем стал Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества» (Феофил.). – Когда они служили и пр.: слово они относится не к пяти поименованным лицам только, но ко всей Церкви антиохийской, членами которой были и сии пять мужей; это видно и из повеления – отделите, т.е. из среды всего общества, и из самого отделения (ст. 3), и из того, что сие совершается во время богослужебного собрания. Служили Господу: греческое слово употребляется, как в Ветхом Завете (у LXX Исх.28:31 ; Чис.4:38 ; Иез.40:46 ; Иудиф.4:14 и др.), так и в Новом ( Евр.10:11 ), о храмовом священническом служении или богослужении ветхозаветном; соответственно сему и здесь оно означает богослужебное действие в общественном собрании антиохийской Церкви или богослужение, которое притом же соединялось с постом (постились), – конечно, богослужение христианское (служили Господу, т.е. Иисусу Христу). Вероятно, это было богослужение Евхаристии, которое заповедано было апостолам от самого Господа совершать в Его воспоминание ( Лк.22:19 ). Во время этого великого богослужебного действия Дух Святой сказал и пр.: вероятно, сказано было через одного или нескольких участвовавших в богослужении, всего вероятнее через пророка или пророков (Злат.), которые пред всем собранием и изъяснили повеление Духа Св. – Отделите (из среды своей): в смысле освящения посвящения избираемых на особое служение (см. прим. к Мф.1:1 ; Ин.17:17 и дал.). – На дело, к которому Я призвал их: само дело не названо прямо, но без сомнения Церкви антиохийской уже известно было, что Савл призван Господом быть апостолом язычников (ср. Деян.9:15 ). Кажется, изречение Духа Св. указывает еще на внутреннее, бывшее обоим избранным, призвание, и именно, перед лицом всего общества, которому они вероятно и объяснили призвание их. По крайней мере, общество отпустило их (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2Кор.12:2 ). – Сына Человеческого, стоящего: примечательно здесь наименование Господа Иисуса Сыном человеческим, наименование, которое так любил употреблять о Себе сам Господь и которым не именуют Его апостолы ни в Евангелиях, ни в книге Деяний, ни в посланиях. Вероятно, при этом предносилось духовному взору Стефана подобное видение пророка Даниила, когда он видел подобного Сыну человеческому ( Дан.7:13 и дал.). Сын человеческий является Стефану стоящим одесную Бога, тогда как в изречениях подобных и самого Господа ( Мф.26:64 ) и апостолов ( Мк.16:19 ; Ефес.1:20 ) Он представляется сидящим одесную Бога. Этим стоянием Господа изображается, что Он, восстав с своего божественного трона, как бы готовым является принять душу верного свидетеля своего (ср. ст. 59). Или, как объясняет св. Григорий Великий : «сидение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние – воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим того, кого имел помощником себе» (Бесед. 29, – на день Вознесения). Но они, закричав и пр.: эти слова, в которых Стефан передал о своем видении прославленного Иисуса, довели ярость присутствующих до крайней степени и произвели возмущение. Они сами не видели этого видения и почли слова Стефана о сем видении явным богохульством, как некогда сочли богохульством слова Самого Господа: узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы ( Мф.26:64 и д.). Потому они закричали громким голосом, чтобы заглушить смелый голос мнимого богохульника, и затыкали уши свои, чтобы не слышать его мнимого богохульства. Затем единодушно – всей массой – ринулись на Стефана, заседание синедриона было прервано и фанатики повели Стефана за город, чтобы побить камнями. Так как право наказывать смертной казнью было отнято римским правительством и иудейского синедриона (см. Мф.27:2 ; Ин.18:31 и прим., ср. Флав. Antt. 20, 9. 1) и не видно, чтобы синедрион постановил формальное определение о побиении Стефана: то надобно признать, что это побиение было своевольным делом возмущения фанатиков, в котором не участвовал синедрион формально, но, без сомнения, подстрекал, сочувствовал и тайно не препятствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Хотя у Христа кроме 12 учеников было ещё 70, но им Он в церкви не дал никаких прав и власти, поручив церковь только 12 апостолам; только им дал власть вязать и решить, т. е. власть суда над церковью и прочие совершать тайны, и их только послал на проповедь ( Мф. 28:19–20 ; Мр. 16:15–16 ; см. ниже прим. 189). Вследствие сего ученики из 70 самостоятельного значения в церкви не имели, пока не были поставлены во епископов, каковы: Тимофей, Тит, Епафродит и др., о которых в своих посланиях упоминает ап. Павел. 16 Священство делится на три чина: епископов, пресвитеров и диаконов, что видно из писания. «Рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, читаем в Деян. апостолов, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их». ( Деян. 13:2–3 ). Эти были рукоположены во епископов. (Там же) «Рукоположша же (Павел и Варнава) им пресвитеры на вся церкви». ( Деян. 14:23 ). Ещё: «Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже аз повелех тебе». ( Титу 1:5 ; 1Тим. 5:22, 19–20, 17 ). «Ихже поставиша (избранных во диаконы) пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руце». ( Деян. 6:6 ) Ещё смотри: у Симеона Солун. (л. 322); Игнатия бог. (л. 7, 9.); Благовест (Мф. л. 199 об.; Лук. л. 206) и мн. др.; Озер. 67–74 стр. Кроме священства Христос установил в Своей церкви ещё таинства, т. е. такие спасительные средства, без которых невозможно избежать огня геенского и получить обещанных благ, т. е. спастись; так как только в этих таинствах сообщается верующим благодать Св. Духа, очищающая приемлющих оные от грехов и сообщающая им силу и крепость к борьбе со страстями и похотями. Но совершать установленные Христом таинства могут только святители хиротонисанные. Из притчи о милосердом самарянине видно, что Христос, искупив больное человечество, пред вознесением Своим на небо поручил оное гостиннику, заповедав ему прилежать больному, т. е. лечить его. А до сего времени Он сам о нём заботился, обмыв его раны и помазав их маслом и вином. ( Лук. 10:33–34 ; Благов. Лук. л. 105, ниже в глав. 8). Чем же гостинник станет его лечить? Благодатью Св. Духа, преподаваемою в таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Но учителями, как видно из евангелия, Христос поставил только апостолов, которым сказал: «шедше убо научи те вся языки». ( Мф. 28:19 ), и ещё: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» ( Мр. 16:15 ), какого повеления не дал 70 ученикам, хотя они при сем и были (см. ниже прим. 189). Апостолы своё право учить передали своим преемникам – епископам. Апостол Павел так писал епископам Тимофею и Титу. «Завещай сия и учи» ( 1Тим. 4:11, 16 ). Ещё: «проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением». ( 2Тим 4:2 ). И ещё: «Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю... держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати в здравом учении и противящияся обличати... Обличай их нещадно, да здрави будут в вере». ( Титу 1:7, 9, 13 ; Титу 2:15 ). Затем апостол Павел заповедывал Тимофею, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал, как они проходят своё служение и подвивающихся с ревностью награждал бы ( 1Тим. 5:17 ) 19 . Что только епископы могут поучать клир и народ, это заповедуют и правила соборные. «Предстоятели церквей должны по вся дни, говорят отцы VI всел. соб., наипаче в дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия». (19 пр.; срав. 58 апост.). Учителями церквей поставлены, епископы, толкуя это 19 пр., говорит Вальсамон... Заметь из настоящего правила, что право учить народ дано одним епископам«. Он же говорит в толковании 64 пр. VI соб. »Учить народ Господень и истолковывать божественные догматы благодатью Всевышнего Духа дано одним архиереям и тем, кому они поручат«. «Смежила уста свои церковь », писал св. Василий В. Неокесарийцам, разумея под устами церкви умершего епископа, (ч. 6, п. 28, стр. 72). «Мы нуждаемся в руководстве и советах учителей, т. е, архиереев, которые имеют великую силу», говорит св. Феодор Студит . (Оглас. поуч. 61, стр. 221). Но не могут ли учить народ и пресвитеры? Могут, но не самовластно, где и как захотят, а по поручению епископов и не иначе, как под их надзором, будучи ими рукоположены и посланы, потому что дело учительства пресвитерам одним не доверяется.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Петру ( 1Кор.15:15 ), 4) двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Мк.16:12–13 ; Лк.24:13 и дал.), 5) апостолам в отсутствии Фомы ( Мк.16:14 ; Лк.24:36 ; Ин.20:19–24 ; 1Кор.15:5 ), 6) апостолам при Фоме ( Ин.20:24–29 ), 7) на море Тивериадском ( Ин.21:1–14 ), 8) на горе Галилейской 11 ученикам и 500 братьям ( Мф.28:16 ; 1Кор.15:6 ), 9) ап. Иакову ( 1Кор.15:7 ) и 10) всем ученикам при вознесении (ст. 9, 10; Лк.24:50 ). – В продолжение сорока дней: только из этого указания явствует, что между воскресением и вознесением Господа протекло 40 дней, тогда как, по сказанию Евангелий от Марка и от Луки, по-видимому, нельзя предполагать такого промежутка времени. Таким образом, сказанием книги Деяний восполняются сказания Евангелий от Марка и от Луки о сем, равно как и о событии дня вознесения, о котором в тех Евангелиях упоминается весьма кратко, а в двух других вовсе не упоминается. – О Царствии Божием: см. прим: к Мф.3:2 ; Ин. 3:3 . Таким образом, как до воскресения, так и по воскресении до вознесения главным и важнейшим предметом учения Господа были тайны царствия Божия или царства Мессии, т.е. Церкви Христовой. Вероятно, Господь в это время еще глубже вводил учеников в созерцание этих тайн, но полное познание о них, по слову Христову, они должны были получить с принятием Духа Святого ( Ин.16:12–13 ); потому и видим, что и в это время понятия их о сем царстве еще не вполне чисты и свободны от современных иудейских погрешностей (ст. 6, 7). Наставления и обетования Господа Апостолам перед вознесением и вознесение Его (4–11) 4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем, вы слышали от Меня. Собрав их (по другому толкованию греческого слова, которому следует и славянский перевод: с ними вкушая пищу – ядый; см. прим. к ст. 3): дееписатель не определяет точно ни времени, ни места этого собрания, так же как и в Евангелии – о явлении Господа после первого дня до вознесения (ср. прим. к Лк.24:36–37 ). Если предполагать, что это собрание учеников около Господа одно с тем, о котором говорится далее в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Каиафе» и пр.: ср. прим. к ст. Мф.26:3 . Здесь собрался Синедрион (ср. прим. к Мф.5:22 ) для осуждения Господа. Мф.26:58 . Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. «Следовал издали»: так самонадеяннные речи Петра оказались тщетными, а предречения Господа оправдывались! Петр боится следовать за Господом, как Его ученик, и только издали следует, надеясь, конечно, быть незамеченным. Увы, скоро и эта надежда оставит его, и слово Господа исполнится во всей силе. – «До двора»: внутренний двор, окруженный зданиями, но не крытый (ср. прим. к ст. Мф.26:4–5 ). – «Видеть конец»: окончание суда над Учителем, чем кончится суд и какое будет решение верховного судилища. Мф.26:59–61 . Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. «Искали лжесвидетельства»: «как им (членам Синедриона) казалось – свидетельства, а по истине – лжесвидетельства» (Евф. Зиг.). Искали лжесвидетелей, которые обвинили бы Иисуса Христа в каком-либо уголовном проступке, «чтобы предать Его смерти». Смерть Его уже решена была в мыслях их; им только нужно было теперь дать по наружности законный вид их судебному решению. – «И не находили»: невольное свидетельство о чистоте жизни и учения Господа. Без сомнения, злоба врагов Иисуса Христа испытала все средства, чтобы найти свидетельство, но и при сем все их усилия оказывались тщетными. – «Не нашли»: обвинения такого, за которое по закону следовало бы предать смерти Иисуса. Или обвинения были ничтожны, или свидетели несогласны между собою в показаниях (ср. Мк.14:56 ). – «Два лжесвидетеля»: закон требовал не менее двух свидетелей для осуждения обвиняемого ( Чис.35:30 ; Втор.17:6,19:15 ), и Синедрион не осмеливался отступить от закона, по крайней мере по видимости. – «Он говорил» и пр.: свидетели указывают на слова Иисуса Христа, сказанные Им в Иерусалиме при первом очищении храма, в первую по вступлении Его в дело общественного служения Пасху; но слова эти переиначены, и в них вложен другой смысл (ср. Ин.2:19 и дал.). «Если бы Он и говорил, что в три дня воздвигнет церковь , то что это за обвинение? Но Он говорил не – разрушу, а «разрушите», и притом говорил не о церкви, а о собственном теле» (Злат.). «Поистине это были лжесвидетели! Ибо Христос не говорил: «могу разрушить», но «разрушите»; не сказал притом: «храм Божий», но – «храм сей», т.е. тело Мое; опять не говорил – «создам», но – «воздвигну». Итак, явно, что это лжесвидетели, приписывавшие Иисусу то, чего Он не говорил» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мк.11:12–26 . Описание дальнейших событий – очищения храма, проклятия смоковницы и беседы с учениками по этому случаю – в сущности совершенно сходное со сказаниями ев. Матфея об этих событиях, У ев. Марка отличается от них тем, что здесь поставляются эти события в другом порядке. – Не заключая в себе существенной разности эти, по-видимому разногласящие, сказания евангелистов весьма удобно, как увидим, примиряются между собой (ср. Мф.21:10–22 и прим.). – «Еще не время было собирания смокв»: замечание это евангелист делает, по-видимому, для объяснения того, почему Господь не нашел на смоковнице смокв. Но Господь без сомнения знал, что еще не время было собирания смокв, и в этом случае проклятие смоковницы было бы делом несправедливости. Нет, на смоковнице, – хотя было еще и не время собирания плодов, – могли быть смоквы ранние, так называемые боккоры, особенно если дерево уже было покрыто листьями, которые на фиговых деревьях появляются обыкновенно позднее плодов, не говоря уже о том, что некоторые из этого рода деревьев держат плоды почти круглый год. – Таким образом, замечание евангелиста, что еще не время было собирания смокв, относится не к пояснению того, почему Господь не нашел смокв на дереве, а к пояснению предшествующих своих слов, что Он, увидя смоковницу, покрытую листьями, подошел к ней с тем, что не найдет ли чего на ней. Смысл такой: хотя еще не время было собирания смокв, т. е. не время зрелости плодов, но Господь, видя, что дерево уже покрыто листьями, мог думать, что на нем уже могут быть плоды, а потому и подошел к нему с тем, не найдет ли на нем плодов. – «Да не вкушает от тебя никто плода вовек»: то же, что – да не будет от тебя плода вовек ( Мф.21:19 ), да не родится на тебе плод никогда, да будешь ты бесплодна навсегда. – «И слышали то ученики Его», прибавляет ев. Марк, имея в виду еще после рассказать, что произошло со смоковницей. Евангелист Матфей прямо говорит, что смоковница тотчас засохла и, увидев то, ученики удивились и пр. ( Мф.21:19–20 ). Ев. Марк, повествуя о сем разделении, что ученики уже на другой день заметив, что смоковница высохла, начали говорить об этом с Иисусом Христом (ст. 20 и дал.), о самом времени проклятия смоковницы говорит только, что ученики слышали слова проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Караваджо. Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду (1602) Однако недолго Иосифу пришлось быть незаслуженно униженным. Прямо из темницы он явился к фараону, который поставил его над всею землею Египетскою (Быт. 41:41). Этот эпизод — не что иное как прообраз Воскресения Христа из гроба. Иосиф, освобожденный из темницы, становится правой рукой фараона и получает от него неограниченную власть над всем Египтом, чтобы обеспечить выживание страны в голодные годы. Так и Иисус Христос по воскресении из мертвых вознесся на небо и воссел одесную (по правую руку. — прим. ред.) Бога (Мк. 16:19), Который дал Ему власть над всякою плотью (Ин. 17:2). Во всех скорбях и испытаниях Иосифа святые отцы видят прообраз страданий Иисуса Христа, а в освобождении из темницы и возвышении — последующую духовную победу Спасителя. В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Заветов? История Иосифа — не только прообраз истории Иисуса Христа. В ней мы видим пример жизни человека, со смирением и достоинством принимающего жизнь в самых разных ее обстоятельствах — и в радости, и в скорби, сохраняя веру и упование на Бога. Невзирая на все тяготы, выпавшие на его долю, Иосиф продолжал полагаться на Господа и Его волю. За свою верность Богу и праведную жизнь Иосиф был вознагражден уже при жизни земными благами. И мы знаем немало примеров, когда наградой за праведность бывает вполне материальное благополучие. Я был молод и состарился, — и не видел видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36:25), — свидетельствует ветхозаветный царь и пророк Давид. О том же говорил и Иисус Христос в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Но не только земное благополучие вознаграждает праведность, терпение и добродетели. Скорби и испытания, если принимать их со смирением и верой в промысл Промысл Божий, очищают душу человека, выводят его на новый духовный уровень, возвышают и приближают к Богу, подтверждением чему служит жизнь многих святых. «Если желаем достичь того, что возлюбила наша душа, то есть благодатных благ от Бога, и, будучи людьми, сделаться земными ангелами, нам надо возлюбить также скорбь и тесноту телесную, принимать на себя всякое страдание и с радостью переносить искушения в уверенности, что они принесут нам всякое благо», — пишет об этом святой Симеон Новый Богослов.

http://foma.ru/kakie-paralleli-est-u-ist...

Он дал ученикам своим много верных, твердых доказательств того, что жив или воскрес от смерти Он сам – распятый и умерший на кресте, а не кто-либо иной. Эти доказательства давал Он в продолжение 40 дней по воскресении являясь им. Ученики, как известно из Евангелий, не понимали речи Господа, когда Он говорил им о своих страданиях, смерти и воскресении ( Мк.9:32 и прим.), даже не понимали, что значит – из мертвых воскреснуть в приложении к их Учителю-Мессии ( Мк.9:10 и прим.), не знали из Писания, что Ему надлежало из мертвых воскреснуть ( Ин.20:9 и прим.); вследствие этого не верили Его воскресению даже тогда, когда Он уже являлся по воскресении некоторым ( Мк.16:11 ; Мк.16:14 ; Лк.24:11 ; Ин.20:25 д.). Таким образом, ученики Господа нуждались в верных, непреложных доказательствах воскресения Его, и Он дал им такие доказательства, в продолжение 40 дней являясь им и говоря о царствии Божьем. Он являлся им с тем же, только прославленным, телом так что они по виду узнавали, что это Он ( Лк.24:37 д. Ин.20:25 ), позволял осязать Себя в удостоверение ( Лк.24:39 д. Ин.20:27 ), вкушал с ними пищу также с целью удостоверения их ( Лк.24:41–43 ; ср. Деян.10:41 ). Из учения Являвшегося о царствии Божьем ученики также должны были уверится, что это Он, их умерший и воскресший Учитель: ибо это учение, без сомнения, было то же, какое они слышали от своего Учителя еще до времени страданий и смерти Его. Все эти доказательства Его воскресения были верные, вполне убедительные для учеников до такой степени, что после не видно в них даже и тени прежних сомнений их в воскресении их Учителя; напротив, с необычайной уверенностью они после всегда и при всяком случае свидетельствовали о несомненной действительности Его воскресения. – Являясь им (греческое слово соответствует явлению Его в измененном – прославленном теле; ср. Тов.12:19 ): не постоянно пребывал с ними, как до страданий, а только по временам являлся (ср. прим. к Ин.21:1 ). Из таковых явлений в новозаветных книгах упоминаются явления: 1) Марии Магдалине ( Ин.20:14 ; Мк.16:19 ), 2) ей же вместе с другими женами ( Мф.28:9 ), 3) ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010