18 марта 1745 г. Н. прибыл в Переяслав и 15 июня обратился к духовенству епархии с пастырским посланием. Заметив «небрежение» священно- и церковнослужителей к обучению своих сыновей грамоте, он приказал приводить последних «для освидетельствования в катедру, начав с четвертого года». 18 июля 1748 г. в кафедральном Вознесенском мон-ре случился пожар: здание славяно-латинских Переяславских школ (семинарии) сгорело вместе со всеми деревянными строениями. Н. перенес занятия в частный дом, не дожидаясь разрешения Синода (получено позже). При Н. в Михайловском мон-ре Переяслава, где почивали мощи прмч. Макария (Токаревского), архим. Овручского, завершилось строительство каменной колокольни и нового собора. 6 окт. 1749 г. епископ направил в Синод свидетельства чудес от мощей (ОДДС. Т. 29. Прил. XXV), ходатайствуя о разрешении поместить святыню в соборе. Синод подтвердил, что о мощах «сомнения никакого не имеет», и позволил епископу действовать «по своему рассмотрению». 13 мая 1750 г. Н. возглавил торжество перенесения мощей преподобномученика из монастырской трапезной церкви в собор. 13 мая 1751 г., «при узнании кончины», Н. донес Синоду о том, что все свое имущество и деньги «без остатка… своима рукамы роздал». Его отпевание совершил митр. Киевский и всей Малой России Тимофей (Щербацкий). Погребен под алтарем собора Вознесенского мон-ря. Имп. Елизавета пожаловала Н. как архимандриту Александро-Невского мон-ря «особый орденский знак св. Александра Невского для ношения на груди вместо панагии» ( Архангельский. 1876. 6. С. 186). При отъезде из столицы епископ оставил его в монастырской ризнице. Пожалование «орденского знака» первому епископу С.-Петербургскому предшествовало началу традиции награждения духовных лиц орденами (1796) более чем на 50 лет. Соч.: Письмо архиеп. Новгородскому Феофану (Прокоповичу) о кончине еп. Белгородского Епифания//ОДДС. Т. 11. Прил. 7. Стб. 962; Донесение Синоду от 18 авг. 1743 г. о кладбищах в С.-Петербурге//Там же. Т. 23. 251. Стб. 343-345; Указ-послание… о церковном благочинии и пастырских обязанностях священников - от 15 июня 1745 г.// Пархоменко В. А. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии (1733-1785) в связи с общим ходом малороссийской жизни того времени. Полтава, 1908. Прил. С. X-XII; Предсмертное донесение в Синод…- от 13 мая 1751 г.//Там же. С. XIX.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

А. И. Мамин. СПб., 1906. С. 78-81, 86-87, 111 и др.; Восстание в Москве 1682 г.: Сб. докум. М., 1976. С. 94-95, 97, 102, 179, 186-187, 192, 194; Восстание московских стрельцов, 1698 г.: (Мат-лы следств. дела)/Публ. А. Н. Казакевич. М., 1980. Соч.: «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати»//ГИМ. Син. 986/904. Л. 278об.- 287; [Проповедь А. перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта]//ЧОЛДП. 1889. Кн. 1. С. 457-458; [Духовное завещание А.]//ГИМ. Син. 577/422. Л. 1-4; Икона, или Изображение великие соборные Церкве всероссийскаго и всех северных стран Патриарша Престола приключившихся дел в разные времена и лета, писанная при св. Патриархах кир Иоакиме и кир Адриане Московских//РНБ. Погод. 1115; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1734, оба - нач. XVIII в.; Письма Петра Великого к брату Иоанну Алексеевичу и Патриарху Адриану. СПб., 1788; «Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям»//ДРВ2. М., 1790. Ч. 15. С. 373-405; [Окружные послания А.]// Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII в. СПб., 1861. Т. 2. М., 1863. Прил. С. 64-72, 76-96; Извещение Патриарха Адриана о церковно-школьном образовании// Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. Прил. 7. 45. С. 356-357; Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре. СПб., 1879. С. 5-38. (ПДПИ; Вып. 3). Лит.: Н. А. А. Патриарх Адриан//ЧОИДР. 1848. 8; Правдин А. Жизнь и поучения Патриарха Адриана//ДБ. 1872. 42, 43, 44; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского Патриарха Досифея с русским правительством (1699-1707). М., 1891. С. 90-91. Прил. 10. С. 39-44; Николаевский П. Ф. Архидиакон Московского Патриарха Адриана//ХЧ. 1891. 5-6; Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. Каз., 1904; Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII в.

http://pravenc.ru/text/63584.html

259 Зубрицк. Летопись Львов. братства под 1600 и 1602 г. С. 44, 49–50 Вилен. археогр. сборн. 2. 24 Малышев. Мелетий Пигас. 1. 428–429 260 Памятн. Киев. комисс. 4. Отд. 1. С. 34–39 Сахаров. Обозр. слав.-русск. библиогр. 124, 125 В Хронологич. указателе слав.-русск. книг Ундольского показано под 140, будто это послание Мелетия к Потею напечатано по-славянски еще в 1599 г. в Остроге. Но в 1599 г., 15 октября оно было только написано Мелетием по-гречески в Александрии, а в Западную Россию принесено экзархом Мелетия Кириллом Лукарисом только в январе 1600 года (Малышев. Мелетий Пигас. 2. Прил. 1. С. 103–140, 159–161 261 Сахаров. Обозр. славяно-русск. библиогр. 129, 130, 134 Ундольск. Хронолог. указатель слав.-русск. книг. 149, 162, 166, 170 Снес.: А. З. Р. 4. 148 «Диалог» Мелетия недавно перепечатан у Малышев. Мелетий Пигас. 2. Прил. 2. С. 51–83 262 А. З. Р. 4. 158 263 Киево-Кирилловский монастырь, в Киев. епарх. ведом. 1863 г. 22. С. 674–675 264 А. З. Р. 4. 146, 152 Зубрицк. Летоп. Львов. братства под 1599 и 1600 годами Ундольск. Хронол. указат. слав.-русск. книг. 148 «Оглашение церкве братской Львовской» недавно вновь напечатано в Сводной галицко-русской летописи Петрушевичем под 1600 годом (Литерат. сборник. Изд. галицко-русск. Матицею 1872 и 1873 г. С. 8–10 А как дорого обходилась в Варшаве Львовскому братству тяжба с латинянами, это показывает письмо членов братства, которые в 1600 г. посланы были на сейм для ходатайства по делам братства (Голубев. Матер. для истор. Западнорусск. Церкви. 20, в Труд. Киев. Акад. 1878 г. Июнь. Прил. 164–167 265 Theiner. Veter. mon. Polon. et Lith. 3. ¹ 227, 229. P. 285, 286 266 Supplem. ad Hist. Russ. monum. 186. P. 473–475 Архив. Юго-Западн. России. Ч. 2. Т. 1. ¹ 5. С. 42 Chodykewicz. Commentar. de rebus gestis in provincia Russiae ordinis praedicatorum. P. 102 267 А. З. Р. 4. 146, 157 А. Ю. и З. Р. 1. 222. П. 5–12 Зубрицк. Летоп. Львов. братства под 1602 годом 268 Опис. старопеч. книг графа Толстова. 46. С. 101 Петрушевич. Сводн. галицко-русск. летоп. под 1603 и 1604 г. С. 18, 27 Зубрицк. Летоп. Львов. братства под 1604 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

К. Острожского патриарху Иову)//Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3 (Католицизм и православие в Средние века). С. 135–136. Прим. 4). Из посланий следует, что Витовт в случае удачи намеревался в какой-то мере идти по стопам своего дяди вел. кн. Ольгерда, требовавшего в 1371 г. у Константинопольского патриарха «митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль, Нижний Новгород» (РИБ. Т. 6. Прил. 24), хотя, вероятно, в более скромных размерах (о контактах вел. кн. Витовта и митр. Григория Цамблака с нижегородскими князьями сведений не сохранилось, но после получения московским вел. кн. Василием Дмитриевичем ярлыка на великое княжение Нижегородское нижегородские князья не играли уже той роли, что их предки во времена Ольгерда). Как ответил кн. Иван Михайлович на эти послания из Литвы — неизвестно. Избрание Григория Цамблака митрополитом, происшедшее помимо воли Вселенского патриарха, вызвало негативную реакцию в Константинополе. В том же сборнике (ГИМ. Музейное собр. 1209) посланиям из Литвы в Тверь предшествуют четыре послания из Константинополя в Москву: имп. Мануила II и патр. Иосифа II к вел. кн. Василию Дмитриевичу и митр. Фотию (из них ранее было известно лишь послание патр. Иосифа II свт. Фотию — ЛЗАК. СПб., 1865. Т. 3. Прил. С. 26–28; РИБ. Т. 6. Прил. 40). В середине 1410-х гг. вопрос о Литовской митрополии приобрел несколько семейный характер, поскольку дочь Василия Дмитриевича и внучка Витовта Анна была замужем за наследником византийского императорского престола. Император и патриарх, заинтересованные в помощи обоих великих князей для обороны от турок (помощи особенно от Витовта, бывшего в тот момент сильнейшим восточноевропейским государем), желали мирного исхода конфликта, возлагая всю вину на митр. Григория Цамблака (напротив, Витовт в своем послании тверскому кн. Ивану Михайловичу подчеркивает свою инициативу в создании Литовской митрополии). Патриарх сообщил митрополиту и великому князю, что собравшийся церковный Собор осудил действия Цамблака и проклял его. В заключение митр. Фотию было предложено: в случае если Витовт не изгонит Цамблака, прибыть в Константинополь для решения вопроса о судьбе литовской части митрополии. Неясно, почему свт. Фотий не отправился в столицу империи: стояли ли за этим объективные причины (например, известие о чуме в Константинополе, унесшей жизнь Анны Васильевны) или опасение, что позиция императора и патриарха может измениться. По некоторым косвенным данным, Цамблак получил прощение патриарха — по свидетельствам очевидцев, во время Констанцского Собора члены византийской делегации присутствовали на совершаемой митр. Григорием Цамблаком литургии (Ломизе Е. М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского Собора//Византийский временник. М., 1994. Вып. 55. С. 104–110).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Тихомирова (икона украдена в 2010). В 2006 г. в Свято-Троицком Никандровом жен. мон-ре состоялись первые монашеские постриги. 6 июля 2012 г. еп. Боровичский и Пестовский Ефрем (Барбинягра) освятил престол во имя прп. Никандра Городноезерского в левом приделе трапезного храма. 29 июня 2015 г. мощи Н. были перенесены из Успенской ц. с. Внуто в монастырь и установлены в Троицком храме. Ист.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., с прил. карты. СПб., 1853. С. 182-183; Прил. С. 197, 255; Список вещам, отобранным из церквей и мон-рей в Новгородский архиерейский дом, 1728 г.//ОДДС. Т. 8. Прил. 12. Стб. CXXI; Прошение бывшего сенатского копииста Никиты Жданова о разрешении ему постричься в монашество в Никандровой пуст., 1727 г.//Там же. С. 315. 308; Верный месяцеслов. С. 43. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 180; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75; Жервэ Н. Н. Никандрова пуст.//София. Новг., 1997. 2. С. 21; Коваленко А., Коваленко Я. Святые Земли Русской: Преподобные Никандр Псковский и Никандр Городноезерский//Там же. 2003. 1. С. 27-30; Коваленко Я. В честь 400-летия памяти прп. Никандра Городноезерского//Там же. 4. С. 6; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 154. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. В иконописных подлинниках Н. не упоминается. Сведения о его древних иконах отсутствуют. Известны неск. изображений Н., на основе чего можно разделить единоличные образы святого на 2 извода: фронтальные и вполоборота на фоне мон-ря. К 1-му можно отнести большую храмовую икону (датировалась рубежом XIX и XX вв.), которая находилась в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто Хвойнинского р-на Новгородской обл., в 2010 г. была украдена, и в наст. время ее местонахождение неизвестно. Образ написан в академической манере на золотом фоне с чеканным орнаментом, скорее всего происходит из деревянной часовни над захоронением Н.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

мёсбадеровский мёт (РСЯР) мётанный, -ан, -ана мётка (РСЯР) и (СГУЯК) мёткий, -ая (РСЯР) и (Даль) мёткий пёс (РСЯР) мёткость (Даль) мётное копьё (РСЯР) мётлы, мётел и т. д. мётом (РСЯР) мётчик (СГУЯК) мётчик (банкомёт) и метчк (инструмент) мётший мигачёвец (В.Ч.) мигачёвцы (В.Ч.) мигнёт [мигнуть] микрообъём микроплёнка микроприёмник микрорадиоприёмник микросъёмка микротвёрдость микрофотосъёмка милёвка (масштаб геогр. карты США) милёнок милёночек милёхонько (СГУЯК) мимолётность мимолётный мимолётом мимолётчик (НВМ) мимомёт (НВМ) миндалём [миндаль] минёр минёрный минёт, минёшь [минУть, мИнуть](пролететь мимо, не задев) мИни-самолёт мИни-тренажёр (НВРЛ) миномёт миномётный миномётчик миродёрство (НВРЛ) миродёрствовать (НВРЛ) митёк (Е) миткалёвый и миткАлевый миткалём [миткаль] михалёвец (В.Ч.) михалёвцы (В.Ч.) младёхонький младёшенький младёшечка (СГУЯК) младопёрый (РСЯР) млёха (БСРЖ) мнёвый (налимий) мнёт(ся) [мять, мяться] модёный (СГУЯК) моёшка (БСРЖ) мозёнок (БСРЖ) морёна (СГУЯК) мнёвая (Даль) мнёвья (Даль) многовёрстный многожёнство многозвёздный (НВРЛ) многозвёздочный (НВРЛ) многозёрновая (каша) многонаселённый многопёр многопёрые многоплемённый многоучёный многослёзная просьба (РСЯР) многотёмное дело (НВМ) моё, о моём могёт [мочь] простонар. Он могёт могилёвский (от Могилёв) могилёвец (СГЖСССР) могилёвцы (СГЖСССР) можжеве’ловка и можжевёловка можжеве’ловый и можжевёловый можнёхонько (РСЯР) можнёшенько (РСЯР) мокрёхонький мокрёхонько мокрёшенький мокролёт (Даль) мокролётка (Даль) мокросолёный мОленный и молённый, -ён -ена (прич.) молЕнный (прил.) (от моление) мОленый и молёный (прил.) молёнка (мера для зерна) «Молодёжка» (сокр. назв. газеты) молодёжка (молодёжная сборная команда) молодёжник (РСЯР) молодёжный молодёжь молодёна (РСЯР) молодожён молодожёны монастырёвец (В.Ч.) монастырёвцы (В.Ч.) монастырёк монастырём [монастырь] монсиньёр монтажёр монтёр монтёрить монтёрский моргнёт [моргнуть] морЕнный (от морена) морёнка (НВРЛ) морённый, -ён -ена (прич.) морёный (прил.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

260. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1974. – 3. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 261. Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) : 1. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери; 2. Беседа о чудесах и знамениях; 3. Поучение о покаянии//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1976. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 262. О благодарении и славословии Бога//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, – 1978. – 12. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 263. Поучение в неделю Всех Святых//Там же. – 1978. – 6. 264. Поучение в неделю мясопустную: О Втором Пришествии Христовом//Там же. – 1978. – 2. 265. Поучение в неделю по Богоявлении. 1-е; Поучение в неделю по Богоявлении. 2-е; Поучение на Богоявление//Там же. – 1978. – 1. 266. Поучение в 1-ю неделю Великого Поста: О православии; Поучение во 2-ю неделю Великого Поста: Значение поста для человека; Поучение в 3-ю неделю Великого Поста: О крестоношении//Там же. – 1978. – 3. 267. Поучение во вторник 11-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 8. 268. Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери; Поучение в субботу 4-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 7. 269. Поучение о Закхее//Там же – 1978. – 1. 270. Поучение о лихоимстве//Там же. – 1978. – 11. 271. Слово в неделю о самарянине; Слово в неделю о слепорожденном//Там же. – 1978. – 5. 272. Слово 1-е в Неделю Цветоносную; Слово 2-е в Неделю Цветоносную//Там же. – 1978. – 4. 273. Бог – Помощник человека в скорбех его. Поучение в неделю 9-ю//Там же. – 1980. – 6. 274. В неделю 4-ю по Пасхе. О расслабленном. О наказаниях Божиих//Там же. – 1980. – 4. 275. Знамения и чудеса//Там же. – 1980. – 7. 276. О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю 13-ю//Там же. – 1980. – 8. 277. О Царстве Божием//Там же. – 1980. – 11. 278. Объяснение молитвы Господней//Там же. – 1980. – 9:279. Поучение в двадесять девятую неделю: О благодарении и славословии Бога//Там же. – 1980. – 12. – С. 9–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1884. Т. 2. 7/8. С. 181-229 (отд. отт. СПб., 1884); Феофан Керамевс, архиеп. Тавроминский Х в. и проповедник//Странник. 1884. 5. С. 3-23; 6. С. 161-181; 7. С. 453-473; Из Царьграда во святый град Иерусалим (в 1893 г.)//ДЧ. 1894. Май/июнь. С. 264-295; Авг. С. 623-636 (отд. отт.: М., 1894). Изд.: Геннадий (Георгий) Схоларий, патр. Константинопольский. Разговор. Новгород, 1896; он же. Новый мыслитель, или Туманная болтовня. Новгород, 1896; Записки о мученичестве св. Арефы и других с ним в г. Негране, служащие к пояснению истории христианства в южной Аравии VI в.//Странник. 1873. 6. Отд. 1. С. 217-262; Мануил Пелопоннесский, великий ритор. Ответ иеропсалту, Герасиму иеромонаху: О богоначальном мановении//ЧОЛДП. 1884. 1, 3; он же. О Марке Ефесском и Флорентийском соборе и проч.//ХЧ. 1886. Ч. 2. С. 102-162; он же. Ответ доминиканцу Франциску//ЧОЛДП. 1889. 7/8. С. 79-97; он же. Сочинение, написанное для уяснения догмата об обожении плоти Господа нашего Иисуса Христа и о прославленном Его состоянии//Там же. 1890. 5/7. (Прил.); Григорий Кипрский, патр. Константинопольский. Похвальное слово Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому//Там же. 1889. 3/5. Прил. С. 1-70 (отд. отт. М., 1889); Иосиф Студит, еп. Фессалоникийский. Похвальное слово св. вмч. Димитрию Солунскому//Там же. 1890. Вып. 2; Арефа, митр. Кесарии Каппадокийской. Проповедь на 1-й псалом. М., 1891; Матфей Властарь. Письмо к принцу Кипрскому Гюи де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия. М., 1891; Нил Диазорен, митр. Родосский. Четыре неизданных произведения. М., 1891; Три статьи неизвестного греческого писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии. М., 1892; Мефодий, архиеп. Константинопольский, свт. Слова о святых иконах//ЧОЛДП. 1893. Вып. 11/12. (Прил.; отд. отт.); Некоего митрополита Ефесского, XIII в., неизданное доселе произведение. М., 1893; Григорий Палама, свт. Три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895; Нил Дамила, иером. Ответ греколатинянину монаху Максиму на его письмо в защиту латинских новостей в вере/Ред. греч. текста и пер. еп. Арсения (Иващенко) и Е. Ловягина. Новгород, 1895; Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу. М., 1895; Николай Гидрунтский (Отрантский), игум. греч. мон-ря в Казулах. Три записки о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных. Новгород, 1896; Николай, еп. Мефонский. 2 неизданных произведения: Против латинян по поводу клеветы их на Духа Святого. Об опресноках. Новгород, 1897; Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. Новгород, 1897; Филофей, Патр. Константинопольский. Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость созда Себе дом». Новгород, 1898; Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Юрьев, 1899; Димитрий Кидонис. О презрении смерти. СПб., 1900; Михаил Акоминат, митр. Афинский. 4 неизданные беседы. Новгород, 1901.

http://pravenc.ru/text/76230.html

Отказавшись от бесплодных попыток удержать за собою Великое Княжение, Димитрий Суздальский обратился к посредничеству Москвы для возвращения себе Нижегородской области, захваченной его братом Борисом. Чтобы уговорить Бориса к добровольной уступке Нижнего Новгорода Димитрию, св. Алексий и Димитрий Иоаннович посылают св. Сергия Радонежского, даже с полномочием, в случае упорства Бориса, затворить храмы, к каковому сродству и на деле был вынужден прибегнуть св. Сергий. Как эта мера, так и двинутая к Нижнему Новгороду Московская рать, заставили Бориса смириться и отдать город Димитрию. Суздальский епископ Алексий, заведовавший и Нижегородскою областью, за свое сочувствие Борису был лишен этой области. (Ср. Русск. Ист. Библ. Прил. 25, столб. 146 и Горский, стр. 115). Смоленского князя Святослава, как и других русских князей, отказавшихся от клятвенно скрепленного договора с Московским князем помогать ему против Литовского князя Ольгерда, язычника, св. Алексий отлучил от Церкви, и чтобы усилить действие этой меры, внушил Константинопольскому патриарху послать подтверждение этого отлучения и увещание к князьям подчиниться митрополиту Алексию и Московскому князю (Русск. Ист. Библ. ib. Прил. 10, 11, 18, особ. 19, столб. 118) Столь же деятельное участие в возвышении Москвы явил св. Алексий и в отношении к Тверскому князю Михаилу Александровичу, который держал сторону сильного соперника Москвы Ольгерда Литовского, женатого на сестре Михаила. Но и воинственный Михаил, несмотря на поддержку его Ольгердом, не мог устоять против Московского князя и Митрополита и должен был заключить, внушенный св. Алексием, договор с Димитрием Иоанновичем – помогать Московскому князю не только в отражении татар, но и в нападении на них (Собр. Госуд. Грам. 1. 3 28, Гор. 118, прим. г, ср. Русск. Ист. Библ. Прил. 24, ст. 138–140, 25, ст. 146–148, 28, ст. 150, ср. столб. 174 и 198). Договорная грамота Московского князя с Тверским показывает, что св. Алексий заботился не только о возвышении Москвы над юго-западными её соперниками, но и предусматривал уже близкий конец и татарского ига, в свержении коего Москве должно было принадлежать наиболее деятельное участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Служба в эту неделю есть род некоторого заключения истин, содержащихся в предшествующих службах Цветной Триоди. В основании прежних Служб церковь полагала большею частью такие события и истины, которые доказывают догмат о Божестве Иисуса Христа, и избирала эти истины прямо из Евангелия. Дабы полнее представить тот же самый догмат со стороны канонической, она воспоминает теперь Никейский Собор, на котором Отцы, сошедшись от всех концов вселенной, совокупно исследовали во всём пространстве, и определили со всею строгостью и точностью учение о Божестве; Иисуса Христа. «Сим словом (по сей причине) по славном вознесении настоящий установиша праздник, – говорит Синаксарь, – яко собрание толиких Отец предызводяще, Спаса в плоти вознесшася Бога истинна, и во плоти Человека совершенна проповедающе». Служба в неделю Св. Отец имеет двоякое содержание: одно – вознесение Господа, другое – похвалу Богоносным Отцам Собора, – изъяснение догмата о единосущии Бога Сына с Богом Отцом, опровержение Ариевой ереси и проч. Простодневные Службы до отдания праздника Вознесения (в Четверт. веч.). суть продолжение Службы на Вознесение. III. Последнее отделение Цветной Триоди § 150. Последнее отделение Цветной Триоди содержит в себе Службы, предшествующие и последующие Пятидесятнице. Здесь, во-первых, Церковь , в Субботу перед Пятидесятницею, совершает память всех от века усопших благочестивых Христиан, отец и братий наших. Это та самая Служба, которую положено править в Субботу пред неделею Мясопустною. (См. Устав, лист 373 на обороте илист 468). § 151. «Видехом свет истинный; прияхом Духа небеснаго; обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: та бо нас спасла есть». Эту Стихиру можно почитать сокращением главных предметов, развивающихся в Службах Пятидесятницы, которые можно различать только по дням их отправления, а не по содержанию, в существе своём одинаковому. Торжественная Служба в неделю Пятидесятницы то воспевает историческое событие – сошествие Святого Духа на Апостолов; то распространяет Дары Святого Духа от Апостолов на всю Вселенную; то излагает догмат о Святой и единосущной Троице; сводит действия Духа в Ветхом Завете с действиями Его в Новом; славит Спасителя за исполнение своего обетования; изображает состояние Апостолов и Иерусалимлян в ту минуту, когда Дух Божий сошёл на первых в виде огненных языков и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010