Образец 3-голосного мелизматического К.- «Ave maris stella» (Радуйся, звезда морей) (см.: Евдокимова. 1983. С. 291-296. Прил. 9 (ноты), анализ на с. 62). Такой тип К. содержит протяженные распевы одного слога во всех голосах (от 5 до 50 тактов в совр. записи), к-рые чередуются с силлабическими участками. Обычно распеваются 1-й и предпоследний (иногда также последний) слоги строфы (строки). Пример 2. Кондукт «Quid tu vides, Veremia?» XIII в. (по изд.: Евдокимова. 1983. С. 283) Пример 2. Кондукт «Quid tu vides, Veremia?» XIII в. (по изд.: Евдокимова. 1983. С. 283) Большинство К. входят в т. н. Magnus liber organi (Большая книга органума) - репертуар школы Нотр-Дам, сохранившийся, в частности, в сборнике сер. XIII в. Laurent. Plut. 29. 1 (80 - одноголосных, 129 - 2-голосных, 55 - 3-голосных, 3 - 4-голосных). Многоголосные, особенно поздние, К. сочинялись в технике дисканта , т. е. в модально-мензуральном ритме (подобно клаузуле и мотету, а также дискантовым разделам органума ). Однако, если клаузула и мотет производны от органума, К. независим от него, хотя в технике письма имеет много общего с дискантовыми частями органумов (остинатно-вариационное развитие с опорой на модальную ритмику). Ритмическая интерпретация нотации К. (как одноголосных, так и многоголосных) является предметом споров среди исследователей. В совр. транскрипциях преобладает модальная (ритмизованная) трактовка, однако встречается и ритмически индифферентная нотация (черными нотами без штилей, как это принято в транскрипциях григорианского пения; см. пример 1). Форма К. в целом определяется строением тенора. Обычно она строфическая, по типу секвенций или гимнов (см. форму типа аа1, bb1, cc1 в К. «Quid tu vides...»). В мелизматических К., особенно принадлежащих Перотину и его окружению (см. анализ 2-голосного К. «Pater noster commiserans» (Отец наш, сострадающий): Евдокимова. 1983. С. 72), широко используются полифонические приемы развития (имитации, канонические секвенции, техника «обмена голосов» - Stimmtausch). Образец 2-голосного мелизма с затейливой полифонией см. в К. «Rex eterne glorie» (Царь вечной славы). В рефренном К. (К.-ронделе, напр.: «Luto carens et latere» (Отринув грязь пленения) Филиппа Канцлера) повторяются рефренные строки (строка) в конце каждой строфы.

http://pravenc.ru/text/1841918.html

обр. в составе разных типов и редакций Палеи. Относительно краткий апокрифический текст находится в Исторической Палее ( Попов А. Книга бытиа небеси и земли (Палея историческая): C прил. Сокращенной палеи рус. редакции//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. С. 61-110), в болг. переводе XII или XIII в. (близкий греч. текст - Palaea historica, см.: Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. Mosquae, 1893. Pars 1. P. 226-258). Апокриф начинается с рассказа о рождении М. и о событиях его детства: о том, как М. снимает венец с головы фараона, и о его испытании драгоценным камнем и свечой - М. вкладывает в рот горящую свечу и навсегда остается косноязычным, но т. о. спасает свою жизнь. По приказу фараона М. идет на битву с «ендианами» и побеждает их, выпустив вперед аистов, которые пожирают змей; убив египтянина, М. оставляет Египет и бежит в землю Мадиамскую, берет в жены дочь жреца Рагуила Сепфору, у него рождаются двое сыновей; сподобившись явления Бога в Неопалимой Купине на горе Хорив, М. отправляется к фараону и в состязании побеждает волхвов Анния и Амврия с помощью палицы, полученной от Бога; после егип. казней фараон отпускает евреев, которые уходят, взяв с собой кости Иосифа. Далее следует описание перехода через Чермное м., битвы с амаликитянами, ослаждения вод в Мерре и проч.- в соответствии с Библией; заканчивается апокриф рассказом о смерти М., где арх. Михаил борется за тело пророка с диаволом (Самаилом). В Толковой Палее, к-рая, по мнению исследователей, генетически не связана с Исторической Палеей (см.: Понырко Н. В. Апокрифы о Моисее//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 63-67), апокриф содержит те же сюжетные линии, но значительно расширен за счет более подробного описания библейских эпизодов, вставок других апокрифических мотивов (напр., «Сказания о 12 камнях»), а также христианских толкований и антииудейской полемики (см.: Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г.: Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1896. Вып. 2. Стб. 475-648). Наиболее пространный рассказ о М. находится в переработке Толковой Палеи - Хронографической Палее (см.: Толковая палея 1477 г.: Воспроизв.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

211 См. подробнее: Кн. Н. В. Ш. . Обстоятельства оставления Н. П. Гиляровым-Платоновым службы в Московской духовной академии//РО. 1895. Т. 34. Авг. С. 542–561; Федотова М. А. Общественно-политические взгляды и деятельность Н. П. Гилярова-Платонова (1824–1887): Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2003. Л. 51–68; Дмитриев А. П. История одного увольнения: (Митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году)//Филаретовский альманах. М.: Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-т, 2008. Вып. 4. С. 158–183. 212 Смирнов-Платонов Гр., прот. «Curriculum vitae»: Из области воспоминаний и мечтаний//Смирнов-Платонов Гр., прот. «Детская помощь»: К читателям и сотрудникам. М., 1885. С. 39. (Прил. к журн. «Детская помощь». 1885. 1). 214 См.: Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов – автор и цензор «Русской беседы»//«Русская беседа»: история славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись. СПб.: Пушкинский Дом, 2010. С. 158–183. (Славянофил. архив; Кн. I). 217 См. подробнее: Шаховской Н., кн. 1) Определение Н. П. Гилярова-Платонова на светскую службу//РО. 1895. Т. 35. Сент. С. 110–116 (подпись: Кн. Н. В. Ш.); 2) Годы службы Н. П. Гилярова-Платонова в Московском цензурном комитете//РО. 1897. Т. 46. Июль. С. 131–172; Авг. С. 712–771; Т. 47. Окт. С. 716–783; Т. 48. Нояб. С. 99–133; Дек. С. 497–529; 1898. Т. 49. Янв. С. 98–132; Февр. С. 644–657; Т. 50. Март. С. 52–69; Апр. С. 526–539. < > 225 См.: Федотова М. А. Общественно-политические взгляды и деятельность Н. П. Гилярова-Платонова. Л. 74. См. отзывы Гилярова: ЦГИАМ. Ф. 31. Оп. 1. Д. 118, 119, 123; Оп. 3. Д. 2, 17, 20, 28, 32, 50, 78, 91, 99, 119, 140, 189, 214, 21672178; Оп. 5. Д. 367, 368, 371, 372, 374, 379–382, 387, 389, 390, 393, 399, 401, 411, 413, 420, 423, 425, 430, 432, 435, 436, 438, 439, 444–446, 461, 463, 464, 466, 467, 474, 475, 477–479, 520, 523, 525, 528, 533–535, 543–546, 548, 549, 558–561, 569, 570, 574, 576, 582–587, 593, 594; РНБ. Ф. 847. 195а, 216, 218, 225, 226, 228, 315, а также документ, опубликованный кн. Н. В. Шаховским: Докладная записка в Московский цензурный комитет (июня 26 дня 1859 года) ценсора Никиты Гилярова-Платонова : . Москва, 1 марта//СИ. 1870. 2 марта. 60. С. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

492 Крепостная мануфактура в России. ч.1. Тульские и каширские железные заводы. Л., 1930. С.46 (Труды Археографической комиссии. Материалы по истории экономического развития России. T. II). 496 Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII вв. М., 1872. С. 62, 116, 156, 158, 164, 391. 509 Ответы Никона были изданы англичанином У. Палмером (см.: Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vols. 1–6. London, 1871–1876) и вскоре выходят на русском языке в издании проф. Г. В. Вернадского (Yale University Press) [см.: Patriarch Nikon on Church and State: Nikon’s Refutation («Возражение или разорение смиренного Никона, Божиею милостию патриарха...»)/Ed. with Introduction and Notes by V.A. Tumins and G. Vernadsky. Berlin-N.Y.-Amsterdam, 1982]. 516 «Слова на Еретики» Спиридона Потемкина до сих пор не были изданы целиком. Выдержки из его произведений были опубликованы. См.: Бороздин А.К. Указ. соч. С. 97–104. 526 Три челобитные. СПб., 1862. С. 26–27; Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 17, 173 прим; T. I. С. 64, 150; Т. IV С. 77, 109, 161; T. VI. С. 616, 31; Православный собеседник. 1850. Т. II. С. 588. 527 Козловский И.П. Указ. соч. С. 28 и сл.; Житие Морозовой//Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 109–116; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц... С. 167–181. 528 «Память» Никона см.: Никольский В.К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума//Ученые Записки Института истории РАН ИОН. 1927. Т. II. С. 137 и сл.; Указ Пашкову: РИБ. Т. 15. С. 1; ДРВ. Т. III. С. 185; ДАИ. Т. IV. С. 17. 536 Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 143–144; Материалы для истории раскола... Т. V. С. 140–144; Бороздин Л.К. Указ. соч. Прил. С. 37. 539 Материалы для истории раскола... Т. 1. С. 400; Т. VI. С. 324–334; Диакон Федор. Его сочинения и учение//Православный собеседник (Казань). 1859. Ч. 2. С. 314–346, 447–470. 540 Аввакум. Сочинения... С. 57; Сочинения инока Авраамия " Христианоопасный Щит Веры» и " Челобитная» см.: Материалы для истории раскола... Т. VII. 544 Migne J.P. Patrologiae cursus completus. Series Grecae. Vol. XIV. Paris, 1864. P. 398–415; Delahaye Hyp. Les Passions des Martyrs et les Genres Literaires. Bruxelles, 1921; Idem. Les Origines du culte des Martyrs. Bruxelles, 1912. P.460; O’Healy Patrick. Lucian of Antioch//The Catholic Encyclopedia. Vol. IX. New York, 1910. Византийский Лексикон Свиды (Suida), видимо, спутал св. Лукиана с греческим писателем Лукианом, описывающим самосожжение философа Перегрина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1610 Цит. по: Полетаева Е.А. «Уход в пустыню» в древнерусской и старообрядческой традиции: (На материале северно-русской агиографии и старообрядческих сочинений)//Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 214215, Прил. II. 1611 См. об этом: Frank K.S. γγελικς βος: Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum «engelgleichen Leben» im frühen Mönchtum. Münster, 1964; Руди Τ.Ρ. «Imitatio angeli» (проблемы типологии агиографической топики)//Русская литература, 2003. 2. С. 48−59. О мотивах уподобления ангелам в болгарской и сербской агиографии см. также: Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865−1459. München, 2000. S. 300, 364 u. а. Ср. историко-культурный анализ использования «ангельских мотивов» в древнерусских источниках о монашестве как элемента парадигмы «социальной смерти» в статье: Steindorff L. Einstellungen zum Mönchtum im Spiegel altrussischer Quellen//Archiv für Kulturgeschichte. 1993. Bd. 75, Heft 1. S. 65−90. 1612 См. об этом: Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876. С. 212−213. (Записки Имп. Новороссийского ун-та; Т. 21). 1621 Там же, л. 447. Ср. в Житии Иоанникия Великого: «...поразумв же убо, яко яже в пустынях молва никакоже градскихъ разньствует ему мятежей» (цит. по: Леннгрен Т.П. Соборник Нила Сорского . М., 2002. Ч. 2. С. 182. (Studia philologia)). 1622 Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Д.Г. Демидов и др.; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2000. С. 28. (Памятники рус. агиогр. литературы). 1623 Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель. С. 109. 1624 Житие Корнилия Комельского: Текст и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2004. С. 35. (Памятники рус. агиогр. литературы). 1627 Раздел «О монастырях» изданного в 1722 г. «Прибавления к Духовному Регламенту» запрещал строительство «скитов пустынных» (см.: Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 2: Материалы. С. 28−29). Это не могло не сказаться на положении любителей пустынного безмолвия, которых принудительно возвращали в покинутые ими без игуменского благословения монастыри. Н.Н. Лисовой пишет об этом: «Так, монахов, сбежавших и возвращённых, надлежало держать по смерть во оковах в трудах монастырских» (Лисовой H.H. Восемнадцатый век в истории русского монашества. С. 206).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ист.: Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1995. Егорий Осенний см.: Юрьев День и Георгий Победоносец. Егорьев День см.: Георгий Победоносец, Юрьев День. Еда см.: Трапеза. Едемский М. Б. (1870–1933), сын крестьянина с. Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ., получил образование в Учительском институте, потом в Петербургском университете – по специальности геология. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Соч.: Вечерованье, городки и песни в Кокшеньге//Живая старина. 1905. Вып. 3–4; Из кокшеньгских преданий//Там же. 1905. Вып. 1–2; Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда/Там же. 1910. Вып. 1–4, прил.; 17 сказок, записанных на Севере//Там же. 1912. Вып. 2–4; О крестьянских постройках//Там же. 1913. Вып. 1–2; и др. Екатеринин День (Катерина Санница, Катерина Легкие родины, Катерина Женодавица) Народное название дня памяти св. вмц. Екатерины IV в. 24 нояб./7дек. Св. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь. Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы. Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину – веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью (шкурой), за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

J. E. Weis-Liebersdorf. Lpz., 1912. (BSGRT); Cent Chapitres sur la Perfection Spirituelle/Ed. E. Des Places. P., 1943. (SC; 5) [крит. изд.]; OEuvres spirituelles. P. 84–163 (переизд.); сир. пер. см.: Baumstark. Geschichte. S. 339; груз. пер. см.: Tarchnišvili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur. Vat., 1955. S. 423. (ST; 185) [указывает на существование в груз. версии 400 гл.]; араб. пер. см.: Graf G. Geschichte der christliche arabischen Literatur. Vat., 1944. Bd. 1. S. 401. (ST; 118); лат. пер.: Turrianus F. S. Diadochi episcopi Photices in Vetero Epiro Illyrici capita centum de perfectione spirituali. S. Nili capita centum quinquaginta de oratione ad Deum. Florentiae, 1573 (1578r). Antw., 1575 (пер. опубл. в: PG. 65. Col. 1167–1212); слав. пер.: Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения. М., 1797. Ч. 4. C. 16–39 об. (1990р. С. 761–808); рус. пер.: Подвижническое Слово, разделенное на 100 деятельных глав, О ведении и духовном различении/Пер.: Д. С. Вершинский//ХЧ. 1827. Ч. 28. Отд. 1. С. 8–109; Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного/Пер.: Еп. Феофан (Затворник)//Добротолюбие. М., 1889. Ч. 3. С. 11–80; Попов. 1903. C. 17–526; «Слово на Вознесение Христово»: Mai A. Spicilegium Roma num. R., 1840. T. 4. P. CVIII–CVI; PG. 65. Col. 1141–1148; Попов. 1903. C. 555–569; OEuvres spirituelles. P. 164–168 [крит. изд.] (рус. пер.: Попов. 1903. С. 555–569); «Видение»: Бенешевич В. Н. «Видение» Диадоха, еп. Фотикийского в Эпире//ЗИАН. 1908. Т. 8. 11 (изд. по ркп. Vat. 1167 c вариантами по Barberin. 515 и Моск. Син. 492); Bithynos I.//Να Σιων. 1909. [Т.] 9. P. 247–254 [изд. «Видения», основанное на ркп. Hieros. Patr. 58, saec. XIV–XVI]; OEuvres spirituelles. P. 169–179 [крит. изд.]; (слав. пер.: Дмитриевский А. А. Опыт издания греч. церковных писателей древревнейшего времени в рус. патрологической лит-ре. Прил. III//Сб. статей, посвящ. ... В. И. Ламанскому. СПб., 1907. Ч. 1. С. 440–448; рус.

http://pravenc.ru/text/171909.html

В тексте статьи имеются ошибки: свт. Игнатию приписываются произведения др. авторов, в частности, архим. Игнатия (Малышева) и архим. Пимена (Благово) . 991 . Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. – Репринт. изд. 1912 г. – М.: Возрождение, 1992. – Т. 1. – 1120 стб. – Из содерж.: Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. – Стб. 926:992. Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводитель/Сост.: А. В. Кобак. Ю. М. Пирютко; С.-Петерб. фонд культуры. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 637 с. – По имен. указ. см.: Игнатий (Брянчанинов) – с. 596:993. Вологда, XII – нач. XX в.: Краевед. словарь/Сост.: Ф. Я. Коновалов, Л. С. Панов, Н. В. Уваров. – Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во: Вологод. отд., 1993. – 300 с.: ил. – Из содерж.: Брянчанинов Дмитрий Александрович (в монашестве Игнатий). – С. 150. 994 . Христианство: Энцикл. словарь: В 3 т./Под ред. С. С. Аверинцева . – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. – Т. 1: А-К. – 863 с. – Из содерж.: Игнатий (Д. А. Брянчанинов). – С. 567–568:995. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энциклопедия: В 3 т. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. – Т. 1. – 288 с.: ил. – По указ. имен духовных лиц см.: Игнатий (Брянчанинов) – с. 272:996. Русский биографический словарь: [В 25 т.]/А. А. Половцев; Имп. Рус ист. о-во. – [Т. 8]: Ибак – Ключарев. – Репринт. изд. 1897 г. – М., 1994. – 756 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. – С. 45–46:997. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга: История и современность: Справ. изд./Ред. М. В. Шкаровский. – СПб.: Глаголъ, 1994. – 320 с.: ил. О свт. Игнатии – с. 24:998. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: В 12 т.: Биографии. Т. 5. Дюма – Клейн. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1994. – 863 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов). – С. 290:999. Козырев А. П. Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)//Русская философия: Слов./Под общ. ред. М. А. Маслина. – М., 1995. – С. 169:1000. Православная жизнь (Orthodox Life): Прил. к «Православной Руси»: Указ. ст. 1950–1994 гг./Сост. А. В. Александров; Holy Trinity Monastery. – Jordanville; New York, 1995. – 104 c. – По авт. указ. см.: Брянчанинов, еп. Игнатий – с. 4–7:1001. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1997. – 1456 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 433:1002. Памятные даты 1997 года: 17 февраля: 190 лет со дня рождения свт. Игнатия Брянчанинова //Ставропольский хронограф на 1997 год: Библиогр. указ. лит./Ставроп. гос. краев. науч. универс. б-ка им. М. Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 1997. – С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 8-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Всечестныя и чудотворныя мощи твоя…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами); стих: «Священницы Твои облекутся в правду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподобне отче Павле…». «Слава» – святителя, глас 2-й: «Постную пучину…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 8-й, седален святителя, глас 3-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Деву и едину в женах...». По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Неизреченнаго чревоношения...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (со славником). «Слава» – святителя, глас 7-й: «Вникнул еси во глубины Духа…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-19/

1) Цилиндр, цитадель, медицина, капуцин, цикорий. 2) Цыбик, цыган, цынга, цырюльник, цыфирь. Сходно с именем цыфирь следует писать и цыфра, несмотря на весьма распространенный, но ни на чем не основанный обычай, требующий начертания «цифра " » (Русское правописание-1. С. 41–42). Этот фрагмент дословно перешел и во 2-е изд. руководства: Русское правописание-2. С. 41–42. 1332 Герундия – процесс образования отглагольного существительного или неличной формы глагола, имеющей грамматические особенности как глагола, так и существительного. 1336 См.: «ЗОБАТЬСЯ . Заботиться, стараться» (Опыт областного великорусского словаря, изданный Вторым отделением Императорской Академии наук. СПб., 1852. С. 71). Там же помечено, что это значение зафиксировано во Владимирской, Новгородской, Псковской и Тверской губерниях. 1337 См.: «ЗОБАТЬ . Искать» (Дополнение к Опыту областного великорусского словаря/Издание Второго отделения Императорской Академии наук. СПб., 1858. С. 68). Зафиксировано в одной Тверской губернии. 1339 Грот ссылается на следующее суждение академика протоиерея Герасима Петровича Павского (1787–1863), филолога и богослова: «…уповать от нем. hoffen. Из двух нем. букв ff одна преобразилась здесь в п, другая – в в, и между ними вставлена помогательная гласная о. Тот же немецкий глагол hoffen принят в краинский словенский язык в виде ufati (с одною f). В Остромировом Евангелии он пишется оупъвати» (Павский Г. П., прот. Филологические наблюдения над составом русского языка. 2-е изд. СПб., 1850. Рассуждение 3: О глаголе. С. 45–46). 1340 См. в словаре Миклошича 7 пъвати и упъвати. Miklošich Fr. Lexicon palaeoslowenico-graeco-latinum. Windobonae, 18621865. С. 756, 10611062. Франц (Франьо) фон Миклошич (von Miklošich; 18131891) – выдающийся австрийский и словенский языковед, основоположник школы сравнительно-исторического изучения грамматики славянских языков.] 1350 Ошибка памяти: очевидно, имеются в виду слова В. И. Даля: «В значении самоуправщины едва ли не из каждого слова можно образовать глагол, означающий бить…» (Даль. Т. I. Стб. 217). Гиляров дружил с Далем и состоял с ним в переписке; 6 марта 1860 г. в 140-м публичном заседании ОЛРС он прочел статью Даля «О составленном «Словаре русского языка " » (см.: Общество любителей российской словесности при Московском университете: Ист. записка и материалы за сто лет. М., 1911. Прил. С. 104). В «Современных известиях» Даль опубликовал несколько заметок. См. также передовую статью Гилярова, в составе которой напечатано письмо Даля в редакцию о предполагавшемся 2-м издании его Словаря (Москва, 20 мая//СИ. 1870. 21 мая. 137. С. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010