2 и Ирмологион). Их, как видели, полагается, при пении канона – на 14-ть, на 8-мь, на 6-ть. По связи тропарей (и ирмосов) канонов с песнями Священного Писания, полагаются для пения тропари (с ирмосами) или на 14-ть, или на 8-мь, или на 6-ть, или на 4-ре 466 . Стихи песней Священного Писания, как при стихословии без тропарей канона, так и в соединении с тропарями, назначено петь тому и другому лику (клиросу). Так, один лик поет один стих, потом другой лик – другой стих, и так далее 467 . Обоими ликами поется одинаковое число стихов, поэтому и число ирмосов и тропарей, соединяемых, по Уставу, со стихами Священного Писания, почти всегда бывает четное. Связью между песнями Священного Писания и тропарями канонов на утрени почти всегда служат ирмосы (ερμς – связь, см. выше). После песней Священного Писания, почти всегда, поется сперва ирмос, а потом за ним следуют тропари 468 . Ирмосы в одни дни поются по однажды, а в другие – по дважды. Ирмосы канонов Октоиха. – если поются первыми, поются по однажды 469 . Ирмосы канонов Минеи, если поются первыми, исключая некоторых седмичных дней, в которые поется Постная Триод, поются по дважды. иногда же ирмосы обоих канонов Минеи поются по дважды 470 . Ирмосы канонов Триоди, если поются первыми, иногда поются по однажды, иногда по дважды, смотря по тому, какие каноны заменяют собою Триодь. Если она заменяет каноны Октоиха, то ирмосы поются но однажды 471 . Но когда каноны Триоди заменяют Минею, тогда ирмосы поются по дважды (так, ирмосы канона Триоди в субботы: сырной 1-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста поются по дважды). Ирмосы Цветной Триоди поются по дважды. Таким образом, ирмосы поются по однажды, большею частью, тогда, когда поется «Господеви поем»: а ирмосы поются по дважды, большею частью тогда, когда поется «Поем Господеви». На утрени ирмосы поются не только в начале песней канонов, но и в конце их. Когда ирмосы поются в конце песней канона, тогда они называются катавасиею (καταβασι’α – схождение) потому, что для пения их, большею частью, уставом положено сходиться певцам обоих ликов (клиросов) на средину храма 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Как и Студийский устав, Иерусалимский добавляет К. на часах будних дней Великого поста, кроме 1-го часа по понедельникам и 1-го и 9-го по пятницам. К.- 17-я в будние дни и 11-я по субботам - также входят в состав полунощницы. Общий принцип распределения К. по дням недели сводится к тому, что Псалтирь должна быть полностью пропета в течение недели, а Великим постом - дважды за неделю. К. в богослужебной практике РПЦ В совр. рус. изданиях Типикона система стихословия К. Псалтири по дням седмицы и в зависимости от периода года подробно описана в 17-й гл. Типикона (см. также: Розанов. Устав. С. 234-239). На практике содержащиеся там указания редко соблюдаются буквально: или вместо целых К. поочередно стихословятся отдельные псалмы, так что Псалтирь пропевается больше чем за неделю, или вместо 2 положенных по уставу К. полностью стихословится только одна и т. д. К., специально выделенные из общего ряда - 1-я («Блажен муж»), 17-я (непорочны) и 18-я (степенны),- сохраняют те позиции в чинопоследованиях служб, какие предписаны уставом, но могут исполняться выборочно, в виде отдельных стихов (в дониконовской практике таким же образом могли исполняться и прочие К.: см. ниже раздел о пении К.). При стихословии К. Псалтири разделяются на 3 малых раздела, или «Славы», названные так по завершающим каждый раздел словам: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава... и ныне...» Часть этих слов - т. н. опев К.- поет хор, часть произносит стихословящий К. На 18-й К. на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров после каждой из «Слав» произносится малая ектения (по уставу так же должна исполняться и 1-я К. на всенощном бдении под воскресенье, но она обычно сокращается до одной «Славы»). На утренях праздничных дней (начиная с великого славословия), воскресений и суббот, пред- и попразднств малая ектения произносится в конце К., в остальных случаях ее заменяет троекратное «Господи, помилуй». После К. на утрене следует седален (κθισμα) - песнопение, после которого нужно сесть, чтобы выслушать уставное чтение; на др. службах этого нет. Чтение К. в келейной молитвенной практике В дополнение к стихословию Псалтири за общественным богослужением издревле существовала монашеская традиция келейного чтения Псалтири. Самые различные тексты, посвященные монашескому устроению, начиная с древних и вплоть до позднейших, упоминают в качестве идеала ежедневное прочтение Псалтири целиком.

http://pravenc.ru/text/кафизма.html

704 Отпуст, как выше разъяснено, с точки зрения Типикона может быть только при известном условии. 705 Ср. 2 подстр. примечание в Дополн. примеч. о веч. накануне понедельников св. Четвер. (см. 20 гл. 2 ч. – примечание 708 Разумеется седмичный из числа напечатанных в дополнит. части Минеи под заглавием: „Богородичны осьми гласов: поем их, егда есть Слава святому в Минеи“ (ср. послед. 9 марта, Тип., л. 197). 709 В день памяти 40 мучеников Типикон указывает малую ектению: но своеобразность содержащегося в последовании 9 марта указания на нее (пред словом: ектения, поставлена точка; после слова: малая, опять точка; след. подлежащее с определит. словом оставлено без сказуемого), отсутствие указания на возглас после неё и прямое предписание последования 24 февр., что „ектении малыя не глаголем“, приводят к мысли, что здесь – типографическая ошибка, заключающаяся в том, что пропущено свово: „не глаголется“ (слич. Минею за март). 711 1-ый мученичен находится в первых субботних стихирах на Господи, воззвах, остальные три во вторых. Все эти четыре мученична и указывает москов. издание служб на каждый день 1-й седм. Вел. поста (см. пяток, л. 66). 712 В особ. изд. Служб на каждый день 1 седм. св. Четыред. Москв., 1893 г., 71, пред псалмом указаны: Благословен Бог... Аминь. Приидите поклонимся 3. 713 Моск. изд. Сл. на кажд. д. 1 седм. Вел. поста, кроме тропарей, для каждой песни назначает ирмос. 717 Хотя, как выше, ч. 1, отд. 4, гл. 37, мы сказали, Триодь Постная назначает стихословить по отделу Ирмологиона: Господеви всем (л. 131 на обор.). 718 В 31 гл. 2 ч. чит. подстрочное примечание касательно этого повечерия. Кондак на повечерии, без сомнения, должен быть Взбранной воеводе... 719 Если где храм Похвалы пр. Богородицы, то после 2-го чтения икосов и кондаков поются полиелейные псалмы и величание (общее) Богородице; затем малая ектения и седален храма Богородицы. Слава, и ныне, тот же. Чтение, Степенна – 1 антифон 4 гл. Прокимен праздника Богородицы и т. д. Всякое дыхание и т. д. Евангелие праздника. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Слава. Молитвами Богородицы... И ныне, то же. Помилуй мя, Боже... Стихира праздника. Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Аминь, – и канон храма Похвалы пр. Богородицы с ирмосом на 14, ирмос по 2, тропари на 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь...». По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 8-го). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й и глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше...». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с поклоны, по обычаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием. Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...» (ср. с уставным богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). На 1-м часе – кафизма 2-я. На 3-м часе – кафизма 3-я. На 6-м часе – кафизма 4-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 5-я. Изобразительны совершаются по великопостному чину. Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском и Богородицы – кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-06/

Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (преподобного) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (преподобного) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди на 10 . В храме святого – канон Минеи (преподобного) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (преподобного) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 1-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

На утрене, после двупсалмия (с каждением), шестопсалмия и мирной ектении поются «Бог Господь» и тропарь святого (тропарь удваивается). Далее следуют 2 или 3 кафизмы (в зависимости от времени года), после к-рых сразу, без ектении (к-рая заменяется троекратным «Господи, помилуй»), поются седальны Октоиха (если по Уставу седальны Октоиха заменяются седальнами Минеи, перед ними произносится малая ектения). Затем Пс 50 и канон (при святом без знака - 2 канона Октоиха на 10 со ирмосом и Минеи на 4; возможны и др. варианты - см. 11-ю и 48-ю главы Типикона); библейские песни должны стихословиться по будничной редакции (как правило, число тропарей канона существенно сокращается, а библейские песни заменяются молебными припевами). Катавасии после каждой песни канона нет, но после 3, 6, 8 и 9-й песен исполняют т. н. покрывающие ирмосы из канона Минеи. В начале 9-й песни следует песнь Пресв. Богородицы «Величит душа моя Господа» (с каждением), а в конце, после покрывающего ирмоса,- «Достойно есть» . По 3, 6 и 9-й песнях канона возглашаются малые ектении; после канона поются эксапостиларии Октоиха и Минеи (устав см. в 16-й гл. Типикона) и читаются Пс 148-150 (т. н. хвалитные); если в Минее есть стихиры на хвалитех (что бывает при Б. б. достаточно редко), псалмы должны петься; после псалмов, если стихир нет, на «      » читается гимн «      ». Далее читаются вседневное утреннее славословие и «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, поются стихиры на стиховне, читаются «Благо есть» , Трисвятое, поется тропарь святого, возглашается сугубая ектения и утреня заканчивается (в целом порядок будничной утрени после канона близок к порядку будничной вечерни после кафизмы). 1-й час присоединяется к утрене без отпуста; отпуст утрени произносится после него. Все богородичны в службе или на ряду, или «от меньших» (из 2-го и 4-го Приложений). И на вечерне, и на утрене просительная ектения предваряет сугубую. Отпуст как вечерни, так и утрени произносится при закрытых св. вратах. К малым часам могут присоединяться междочасия .

http://pravenc.ru/text/153577.html

Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди на 10 . В храме святого – канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-11/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 марта 2024 года 3. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Совершается славословная служба всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (по Триоди). Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 29 февраля) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Псалом 50-й. Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни: «Поем Господеви…» или «Господеви поем…». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем…» . Катавасия Триоди: «Песнь возслем, людие…». Во 2-й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Видите, видите…») единожды , тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Видите, видите…». По 3-й песни – седален Триоди (отцов), глас 4-й; ин седален Триоди (отцов), глас 8-й. «Слава» – ин седален Триоди (отцов), глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди (отцов): «Мира отвергшиися…». «Слава, и ныне» – Триоди: «В постничестве просиявшия…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (отцов), глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Преподобнии отцы…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

3. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Совершается славословная служба всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (по Триоди). Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 29 февраля) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Псалом 50-й. Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни: «Поем Господеви...» или «Господеви поем...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . Катавасия Триоди: «Песнь возслем, людие...». Во 2-й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Видите, видите...») единожды , тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Видите, видите...». По 3-й песни – седален Триоди (отцов), глас 4-й; ин седален Триоди (отцов), глас 8-й. «Слава» – ин седален Триоди (отцов), глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди (отцов): «Мира отвергшиися...». «Слава, и ныне» – Триоди: «В постничестве просиявшия...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (отцов), глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-16/

417 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 429 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. – Ред. 450 Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 228. 453 Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595. 495 Минея. Месяц ианнуарий, 26. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. – М. И. Выделение в цитате автора. – А. Б. 510 С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди ( Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. 522 И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 547 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Седален по 3-м стихословии; Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 1. 564 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, Троичен. – Ред. 570 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен; Там же. Среда. Трипеснец 2. Песнь 9, Троичен. 578 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. – слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего?либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010