Тропарь гл. 2: Апостола, мученицы, пророцы... 2-жды. Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... Стихословится 16 кафизма. Так же. Так же. По стихословии – обычная ектения. Так же. Так же. После ектении – «два седальны Октоиха, мученичны три: 2 и 3, а 1 оставляется. Таже глаголем стих: Дивен Бог во святых своих. И глаголем мученичен 4, а богородичен 1 оставляется. Также стих: Блажени, яже избрал... И глаголем седален покоин гласа. Слава, и ныне богородичен 2-й». Седальны Октоиха. Седальны Октоиха: три мученична и один мертвен. Слава, и ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Прим. Это означает то, что надобно петь две седальны: те, над которыми в Октоихе напечатано: «по 1 стихословии», и те, над которыми напечатано: «по 2 стихословии». Эти седальны по своему содержанию двоякого рода: а) в честь мучеников, вследствие чего и называются мученичнами; таких песнопений два по 1 стихословии и два по 2 (см., напр., гл. 5 и 6); б) в воспоминание умерших, вследствие чего и называются покойными, или мертвенными (см. те же гласы); такое песнопение напечатано иногда по 1 стихословии (гл. 1,л 101), иногда по 2 (гл. 3, л. 268). Сверх того, после седальнов напечатаны два богородична, один по 1 стихосл., а другой – по 2. Из всех этих песнопений надобно выпустить 1 мученичен и 1 богородичен, напечатанные по 1 стихословии, а все остальное надобно читать или петь таким образом: сначала 2 и 3 мученичны, потом стих: Дивен Бог во святых своих, Бог израилев, и 4 мученичен, далее стих: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и покоин, или мертвен, наконец, Слава, и ныне, и 2-й богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

утра, Тропарь по Велик, славословии. 365 О. I., 4 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах. 366 О. II., 6 гл. Среда утра, Се дален по 1 стихословии. 367 О. II., 8 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь, Седален по 3 стихословии, 2 тропарь. 368 Триодь Цветная, Среда 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стихира хвалитная на и ныне . 369 Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 4 тропарь, Блажен, на Литургии; Нед. 50-цы вечера, Великая ектения. 370 Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе веч., 2 тропарь, Блажен, на Литургии. 371 О. I., 1 гл. Понед. вечера, 1 стиховная стихира. 372 О. I., 1 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира. 373 О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. умилительн., 1 тр. 7 п.; Вторник утра, Покаян. Канон, 1 тр. 9 п. 374 О. I., 1 гл. Нед. утра, Степенны, 1 Антифон, 1 и 2 тропари; 2 Антифон, 1 тропарь, 3 Антифон, 1 тр. 375 О. I., 4 гл. Нед. вечера, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах. 376 Триодь Постная, Субб. вечера пред Нед. Мытаря и Фарисея, 3 стихира на Господи воззвах; Литийная стихира на слава , Стиховная стихира на слава . 377 О. II., 5 гл. Четверг вечера, 5 стихира на Господи воззвах; Нед. вечера, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Вторник утра, Кан. умилительн., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 7 п.; Понед. утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь; 0.11., 6 гл. Вторник утра, Канон Предтече, 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п. 378 Триодь Постная, Субб. Сырная вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Стиховная стихира на слава , Литийная стихира на слава ; Нед.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него [ 4 ]. У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви в видимом знаке и под видимым знаком , но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или начертанием креста. Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу мысленными лучами или представляемыми только в уме. При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств. Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п. Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии. Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона, Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2-3 стихиры на хвалитех, 1 стихира на целование креста. Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

Надобно, впрочем, заметить, что не во всех гласах находится одинаковое число мученичнов и покойнов: см., напр., гл. 2, где, кроме 2 мученичнов по 1 стихословии и 2 мученичнов по 2, напечатано 2 мертвенна: один по 1 стихословии и другой по 2; в 8 гл. по 1 стихословии два мученичиа, а по 2 один мученичен и два мертвенна. Прим. В Типиконе сказано общо. Надобно следовать или тому уставу, который изложен в 1 графе, или тому, который помещен в 3 графе; впрочем, оба они сходны, и различие касается только богородична 891 . Чтение. Чтутся словеса о мертвых к Коринфяном в 1 послании. Чтение из Шестоднева Златоуста. После чтения, ничто же глаголя, т. е. не произнося: «Господи, помилуй 3, Слава, и ныне», поем непорочны, т.е. 17 кафизму, с припевом к каждому стиху на 2 глас: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием твоим. Так же, но непорочны с припевом указано петь на 5 глас. Так же; непорочны указано петь на 5 глас. Непорочны разделяются на 2 половины: первая оканчивается 93 стихом 17 каф. пред словом: «среда», т. е. средина. После первой половины не произносится: Слава, и ныне; но трижды с припевом поются 92 и 93 стихи: Яко аще бы не закон твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий твоих, яко в них оживил мя еси. Так же. Так же. Посреди кафизмы, по указанию, послед. субб. 2 седм. Велик. поста, Тип., л. 322. иерей кадит. Так же. Так же. После этого он произносит ектению о усопших, напечатанную, в Типиконе в последов. Мясопустной субботы, л. 299, и в Октоихе в последовании о усопших, или панихиде (л. 93): Паки и паки...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи. Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно обобщить в форме таких заключительных положений: Крестом сообщается верующим светоносная благодать Божия чрез Христа Спасителя во Св. Духе Отчем при условии сердечного призывания имени Иисуса Христа во время борьбы со страстями и демонскими прилогами. Крестная благодать есть просвещающая и освящающая людей Божия сила, знак снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых духов и сокровище благодатных дарований. Крестное животворящее действие — показатель всегдашней близости Господа Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви. Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании его благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний, чувств и навыков. Пяток Сырный утра, 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 9 п.; Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п. Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седальны по 2 и 3 стихосл.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 2 и 5 тр. 9 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1, 2 и 5 тр. 3 п., 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 5 тр. 9 п. Нед. 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по Полиелее, Канон, 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 1 и 2 Седальны по 3 песни, 3 тр. 4 п., 1 и 4 тр. 5 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п. Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах. Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихослов.; Пяток Сырн. утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

На благословении хлебов, тропарь, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже,/показавый учеником Твоим славу Твою,/якоже можаху,/да возсияет и нам, грешным,/Свет Твой присносущный/молитвами Богородицы,/Светодавче, слава Тебе. (3) Тропарь, глас 7 Преобразился Ты на горе, Христе Боже,/показав ученикам Твоим славу Твою,/насколько это было для них возможно./Да воссияет и нам, грешным,/свет Твой вечный,/по молитвам Богородицы;/Податель света, слава Тебе! (3) И чтение праздника. НА УТРЕНИ На Бог Господь: НА УТРЕНИ На Бог Господь: Тропарь праздника, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже,/показавый учеником Твоим славу Твою,/якоже можаху,/да возсияет и нам, грешным,/Свет Твой присносущный/молитвами Богородицы,/Светодавче, слава Тебе. (3) Тропарь, глас 7 Преобразился Ты на горе, Христе Боже,/показав ученикам Твоим славу Твою,/насколько это было для них возможно./Да воссияет и нам, грешным,/свет Твой вечный,/по молитвам Богородицы;/Податель света, слава Тебе! (3) По 1-м стихологии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: По 1 стихословии седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Человеческое изменение, еже со славою Твоею, Спасе,/второе и страшное Твоего пришествия показуя,/на горе Фаворстей преобразился еси./Илия и Моисей глаголаху с Тобою,/и триех от ученик спризвав,/иже, видевше, Владыко, славу Твою, блистанию Твоему удивишася./Иже тогда сим Свет Твой возсиявый, просвети души наша. Показывая смертных изменение/по образу славы Твоей/при втором и страшном Твоем пришествии,/на горе Фавор преобразился Ты, Спаситель./Илия и Моисей беседовали там с Тобою;/трех из учеников Ты туда с Собою призвал,/и они, увидев славу Твою, Владыка,/изумились от сияния Твоего./Озаривший их тогда Светом Твоим,/просвети души наши! Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. По 2-м стихословии,седален, глас и подобен тойже: По 2 стихословии седален, глас и подобен тот же На горе Фаворстей преобразился еси, Иисусе,/и облак светел, протязающся, яко сень, апостолы славою покры,/темже и на землю ниц падаху,/не терпяще зрети светлости неприступныя славы лица Твоего,/Безначальне Спасе, Христе Боже./Иже тогда сим Свет Твой возсиявый, просвети души наша.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-na-preobr...

Припев: Преподобный отче Андрей, моли Бога о нас. Андрей досточтимый и отче треблаженнейший,/пастырь Критский!/Не переставай молиться о воспевающих тебя,/да избавимся все мы от гнева, и скорби, и тления,/и согрешений безмерных,/чтущие твою память с верою. Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем,/Божественному Духу с верой поклонимся/– Троице нераздельной, Единице по существу,/как Свету и Светам, и Жизни и Жизням,/животворящему и просвещающему мира концы. И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй,/Божия Родительница Пречистая./Ибо под Твоею защитой он с верою царствует,/и от Тебя получает крепость,/и при Твоем содействии/победоносно отражает всякое искушение,/и берет в плен неприятелей,/и держит их в послушании. Ирмос: От зачатия без семени рождение неизъяснимо,/у Матери, не знавшей мужа, непорочен Плод:/ибо обновляет Божие рождение законы естества./Потому Тебя мы, все роды,/как Бога нашего Матерь/православно величаем. В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ НА УТРЕНИ Троичны. По первом стихословии глаголем седальны Кресту из Октоиха, и Богородичен. По 2 стихословии седален господина Иосифа, глас 2 Страданиями Твоими всем бесстрастие давший, Человеколюбец,/страсти плоти моей умертвив Твоим Крестом,/Божественное Страдание удостой увидеть/постом благоугождающего славе Твоей,/чтобы принять мне в изобилии великую милость. Слава: повторяем то же. И ныне, Крестобогородичен: Священным Крестом Сына Твоего хранимые,/Владычица чистая, Богородица,/мы всякое нападение противника/все легко отражаем:/потому Тебя, по долгу нашему,/всегда блаженной именуем, как Матерь Божию/и единую Надежду душ наших. По 3 стихословии седален господина Феодора, глас 2 Чистоты истинный Источник!/Постом сохрани нас, Милостивый,/взгляни на нас, к Тебе припадающих,/внемли возношению рук наших,/простерший длани Твои на Древе,/распинаемый за всех, рожденных на земле,/единый Господь Бесплотных. Слава: повторяем то же. И ныне, Крестобогородичен: Дева и Матерь Твоя, Христе,/на Древе Тебя видя простертым, мертвым,/с плачем горьким восклицала:/«Сын Мой, что это за страшное таинство:/всем дарующий жизнь вечную,/как Ты на Кресте добровольно умираешь/смертию позорною?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Здесь сила Божия нисходит на человеческое усилие войти в единение с Богом и встречает человека в момент борения со страстями. Недоступное человеку в преодолении греха — незримо довершает благодать своей непобедимой мощью. Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п. Среда Сырн. утра, Канон св. Андрея Крит., 2 тр. 4 п.; Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 4 п.; Среда Сырн. утра, Канон, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п. Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; Нед. Сырн. вечера, 1 стиховная стихира; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п. Нед. Сырн. утра, 4 стихира на Хвалитех; Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах. Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 2 п. Там же. 1 Трипеснец, 2 тр. 2 п., 3 тр. 3 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 9 п. Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии. Там же, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п. Заключение Пост телесный по уставу Церкви обязателен для христианина в определенные времена и дни года. Душевный же пост от страстей должен быть всеобщим и непрерывным подвигом. Хранение поста приводит к господству над страстями, образует в душе фон чистоты и усиливает любовь к Богу и людям. Пока душа нравственно невоздержна и отемнена, для нее невозможно различие в себе мысленных диавольских прилогов от естественной работы собственного мышления. Лишь на очищенном благодатью поста душевном фоне ясно видимы и действие личного ума и диавольские мысленные приражения. Человек способен тогда противоречить вражеским прилогам и отгонять их призыванием имени Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

Трисвятое. Прокимен, глас 4 Благословен Грядущий во имя Господне,/Бог – Господь, и Он явился нам. Стих: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс 117:26а, 27а, 1 К Филиппийцам послания святого Апостола Павла чтение, зачало 247. Аллилуия, глас 1 Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь. Стих: Увидели все концы земли спасение Бога нашего. Пс 97:1а, 3в Евангелие от Иоанна, зачало 41а. Вместо «Достойно» Ирмос, глас 4: Бог – Господь, и Он явился нам!/Устройте праздник/и давайте ликуя возвеличим Христа,/с побегами пальм и ветвями в песнях воскликнем:/«Благословен грядущий во имя Господа,/Спасителя нашего!» Причастен Благословен Грядущий во имя Господне,/Бог – Господь, и Он явился нам! Аллилуия. (3) Пс 117:26а–27а СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НА УТРЕНИ После шестопсалмия поем «Аллилуия» на глас 8, и трижды тропарь. Тропарь, глас 8 Вот, Жених приходит в полночь,/и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,/но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным./Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана,/и заключена вне Царствия,/но воспрянь, взывая:/Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас! (3) Также обычное стихословие. После 1 стихословии седален, глас 1 Страдания священные в нынешний день,/как светила спасительные восходят миру:/ибо Христос спешит пострадать по благости;/все Держащий в руке Своей/благоволит быть повешенным на Древе,/чтобы спасти человека. Слава, и ныне: повторяем то же. После 2 стихословии седален, глас 1 Невидимый Судия!/Как Ты видим был во плоти,/и как приходишь, чтобы быть убитым мужами беззаконными,/Своим страданием осуждая наше осуждение?/Потому хвалу, величие и славу воссылая власти Твоей, Слово,/согласно их приносим. Слава, и ныне: повторяем то же. После 3 стихословии седален, глас 8 Страстей Господних начатки/настоящий день блистательно приносит./Придите же, любящие праздновать,/встретим его песнопениями:/ибо Создатель приходит Крест принять,/дознания и раны на суде Пилата./Оттого, получив от раба удар в лицо,/все переносит, чтобы человека спасти./Потому возгласим Ему:/«Человеколюбивый Христе Боже,/даруй согрешений отпущение/поклоняющимся с верою пречистым страданиям Твоим!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Служба Успению, Утреня, 1 тр. 3 п.; Седален по 2 стихословии; Похвалы, статья 1, стихи 13 и 45. Успен. Утреня, стихира по 50 псалме. Похвалы, статья 2, стихи 109, 110 и 114. Похвалы или Иерусалимское последование на св. Преставление Б.М., Вел. Вечер., 8 стихира на Господи воззвах. Похвалы, статья 1, стихи 14, 15, 17, 18, 48, 53, 61, 62, 63 и 64, 2 статья, стих 90. Служба Успению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии; Акафист Успен., Икос 4. Акафист Успению, 4 кондак и 4 икос. Служба Успению, Утреня, 1 Канон, 2 тр. 3 п. Служба Успен., Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на и ныне . Евр. 9. 11. Успен. Утреня, 1 Канон, 1 и 2 тр. 4 п.; Исаии 2. 2; Михея 4. 1. Служба Успению, Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах, 4 стиховная стихира на и ныне . Служба Успению, Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на и ныне . Служба Успению, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах. Похвалы, статья 2, стихи 99, 100 и 101. Акафист Успению, 2 и 8 икосы; Похвалы, 1 статья, стихи 10 и 39. Акафист Успению, Кондак 12. Акафист Успению, Икос 12. Похвалы, статья 1, стихи 68, 69 и 71, статья 2, стих 74. Псал. 131. 8. Акафист Успению, 3 кондак и 3 икос; Похвалы, статья 2, стих 104. Акафист Успению, 6 кондак. Похвалы, статья 1, стихи 12 и 66. Служба Успению, Велик, вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Утреня, 2 Канон, 1 тр. 3 п., Седален по 2 стихословии. Похвалы, статья 2, стихи 117, 118 и 92. Похвалы, статья 2, стихи 120, 122 и 123. Похвалы, статья 2, стихи 125 и 126.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010