8:24–25 сильных... многих. Пророк говорит о праведных иудеях. Владыки владык. Так Даниил называет Бога. но будет сокрушен не рукою. Антиох IV Епифан не был убит и не погиб в сражении, а умер от физического или нервного расстройства в 164 г. до Р.Х. Описание его смерти см. в 1Мак. 6,1–16 и 2Мак. 9,1–28 . 8 сокрой это видение. Букв.: «запечатай». ибо оно относится к отдаленным временам. Походы Александра Македонского (333–323 гг. до Р.Х.) имели место почти через двести лет после данного видения Даниила, относящегося приблизительно к 550 г. до Р.Х. В свою очередь, Антиох IV Епифан царствовал еще полстолетия спустя, в 171–164 гг. до Р.Х. Глава 9 9:1–27 Даниил повествует о полученном им откровении. Откровение следует за молитвой пророка, в которой тот исповедал грех народа Божиего, признал справедливость опустошения Иерусалима и просил милости Божией ради восстановления города и храма. 9 В первый год Дария, сына Ассуирова. См. ком. к 5,30.31 и 6,1. Слово «Ассуир» следует, скорее всего, рассматривать не в качестве имени собственного, как один из титулов царя. Первый год Дария соответствует 539 г. до Р.Х. 9 семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Относительно того, что считать началом и концом этого семидесятилетнего периода, и следует ли выражение «семьдесят лет» понимать как обозначение срока человеческой жизни или видеть в нем указание на определенный период, мнения специалистов расходятся. Одни предполагают, что данный период начинается с 586 г. до Р.Х. (с год разрушения Иерусалима Навуходоносором) и длится до завершения восстановления храма Зоровавелем в 516 г. ( Езд. 6,13–18 ). Другие начинают его отсчет от того года, когда сам Даниил был уведен в плен (605 г. до Р.Х., см. ком. к 1,1); в таком случае очевидно, что Даниил осознавал близость окончания семидесятилетнего срока. 9:4–19 В молитве Даниила воплотилось понимание им заветных отношений между Богом и Его народом, предусматривающих благословение за послушание и наказание за отступничество (ст. 5, 7,11,12,14; Лев. 26,14–45 ; Втор. 28,15–68; 30,1–5 ). Сходная молитва приводится в Неем., гл. 9. Данный отрывок делится на четыре части: обращение (ст. 4), исповедание греха (ст. 5–11), признание того, что Бог справедливо покарал беззаконие Своего народа (ст. 11–14), просьба к Богу быть милостивым к Израилю ради имени, царства и воли Его (ст. 15–19). Проникнутая духом раскаяния и смирения (ст. 3), молитва Даниила служит образцом того, какой должна быть всякая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 Ты знаешь все. Только один Бог обладает всеведением. Этими словами ученики признали Божественное происхождение Христа, Его Божественную сущность. 16 теперь веруете? Этим вопросом Иисус не ставит под сомнение признание учениками Его Божественности, а напротив, принимает и одобряет его. 16 вы рассеетесь. Это намек на будущее предательство учеников, которые покинут Христа во время Его ареста ( Мф. 26,56 ). Я не один, потому что Отец со Мною. Это утверждение верно в отношении большей части страданий нашего Господа, но Его отчаянный крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27,46 ; Мк. 15,34 ) свидетельствует о том, что, по крайней мере, на какое-то мгновение Иисус был отделен от Отца, с Которым до этого Он был связан особым образом. Это и было тем самым страшным испытанием, которое Иисус должен был претерпеть за наши грехи. 16 мир... скорбь. Здесь подчеркивается противопоставление мира и радости во Христе (ст. 21,22,24) скорби и страданиям в мире. Но победа принадлежит Христу. Глава 17 17 Отче! Любимое обращение Иисуса к Первому Лицу Троицы; встречается в этом Евангелии 109 раз. В этой молитве оно употребляется шесть раз, четыре раза самостоятельно и по одному разу с прилагательными Святый и Праведный. пришел час. Ср. с 2,4. прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Тема Божией славы, впервые прозвучавшая в 1,14, приобретает в этой молитве особо важное значение. Слава, воздаваемая любому из лиц Троицы, распространяется на всю Троицу; служение, совершенным образом исполненное Сыном в Его воплощении, приносит славу Божеству в целом. Сын прославляется в распятии, воскресении и восшествии на престол (см. ком. к 12,23; 13,31). 17 дал. Глагол «давать» использован в этой молитве шестнадцать раз. Этим подчеркивается, что Бог дал Иисусу и что Иисус, в свою очередь, дал Своим ученикам. всему, что Ты дал Ему. Здесь подчеркивается (см. также ст. 6,9,24; ср. 6,44; 10,29), что инициатива в деле спасения принадлежит Богу. жизнь вечную. См. ком. к 3,16. 17 да знают Тебя... и Иисуса Христа. Жизнь заключается в общении с Богом, который, по словам Августина, «сотворил нас для Себя, так что наша душа не находит себе покоя, пока не обретет покой в Нем». Знание здесь, как и во многих других местах Писания, означает нечто гораздо большее, чем просто понимание. Знать значит «соответствовать своему знанию». См. статью «Истинное богопознание».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10 терафимы... вещуны... рассказывают сны лживые. Терафимы идолы, почитавшиеся как домашние божества ( Быт. 31,19 ). Попытки с помощью оккультных методов предсказывать будущее запрещены народу Божиему ( Втор. 18,9–13 ). Свою мудрость народ получает от слова Божиего ( Притч. 1,7 ). нет пастыря. Вожди Израиля и Иудеи часто были упрекаемы в том, что управляли народом Божиим не в согласии с волей Господа. 10 На пастырей воспылал гнев Мой... посетит Господь Саваоф стадо Свое. См. Иез. 34,1–31 . славного коня. Коня, снаряженного для битвы. Символ силы иудейского народа, которая опирается на всемогущество Божие (ст. 6). 10 краеугольный камень... гвоздь... лук для брани... все народоправители. Указания на Мессию. Иисус был из колена Иудина ( Евр. 7,14 ) и пришел во исполнение обетования пришествия Властителя, Который покорит всех земных владык. См. ком. к Быт. 49,10 и Мих. 5,2 . 10 Я Господь Бог их, и услышу их. Еще одно важное подтверждение проистекающей из завета связи между Богом и Его народом. Бог спасает Свой народ в силу Своей вечной верности ему (8,8 и ком. и Иер. 33,3 ). 10 дам... знак. Евр.: «свистну». Это же выражение использует Исаия (5,26), говоря о том, что Бог призовет ассирийское войско. соберу. Из чужих стран, по которым они были рассеяны ( Втор. 30,1–10 ). так же многочисленны, как прежде. Во исполнение обещания, данного Богом в завете Аврааму ( Быт. 15,5; 17,6 ). 10 земли Египетской... Ассирии. Когда Бог приведет Свой народ обратно в землю обетованную, то это будет словно второй исход. Как и при первом исходе, некоторая часть язычников испытает на себе спасительную благодать Божию ( Ис. 19,25 ). В ст. 10–12 пророк оповещает о грядущем пришествии Христа в мир. Истинное искупление и радость отеческой любви Божией придут от Господа Иисуса Христа. 10 гордость Ассура... скипетр... у Египта. Когда народ Божий покидает земли других народов, Бог выносит этим народам осуждение, как Он сделал по отношению к Египту при первом исходе. 10 Укреплю их... они будут ходить во имя Его. Господь Сам становится источником силы для Своего народа ( Ис. 40,28–31 ; Флп. 4,13 ). «Ходить во имя Его» означает опираться на руководство и мудрость Господа во всем, что мы делаем ( Втор. 6,4–9 ). Глава 11

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 мудрецом в глазах твоих. Предостережение против самообольщения и переоценки возможностей человеческого разума. бойся Господа. См. ком. к 1,7. 3 Чти Господа. Понятие богопочитания, тесно связанное с понятиями надежды на Бога и страха Господня, предваряет наставление, данное в ст. 11. от начатков всех прибытков. Первые плоды урожая предназначались Господу ( Лев. 23,10 ; Чис. 18,12.13 ). 3 Наказания. Обучение в известной мере предусматривает наказание. С большей определенностью об этом говорится в Евр. 12,4–7 , где апостол Павел сравнивает отношения Бога и человека с отношениями отца и сына. 3:12 Божия любовь проявляется и в наказании, ибо оно всегда идет во благо человеку, даже когда нарушает его сиюминутное благополучие. 3:13–20 Эта часть главы по форме более напоминает похвальное слово мудрости, нежели наставление. 3 Блажен. Понятие, обозначаемое данным словом, не имеет никакого отношения к субъективному чувству. Соответствующее древнееврейское слово, означающее счастливую жизнь, дарованную по благословению Божиему, встречается только в книге Псалмов и в библейских книгах мудрости. 3:16 См. ком. к ст. 2. 3 древо жизни. Образ древа жизни встречается в книге Притчей в 11,30; 13,12; 15,14, и тема жизни представляется здесь наиболее существенной. Библейское понимание жизни проникнуто осознанием ее зависимости от ее единственного Подателя Бога и от соблюдения надлежащих отношений с Ним, нарушение которых равносильно смерти ( Быт. 2,17 ). Из этого следует, что мудрость, непосредственно связанная с этими отношениями, связана и с жизнью (2,20–22). 3:19–20 Учительные книги Ветхого Завета нередко ссылаются на понятия закона и откровения или определенно подразумевают их. Учение о мудрости основывается на следующем богословском положении: установленный миропорядок творения не полностью разрушен грехом. В данных стихах мудрость, знание и понимание выступают как качества Самого Бога, которые получили свое выражение в акте творения, в его целесообразности и упорядоченности (см. 8,22–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 дом Иосифов. Имеются в виду колено Ефремове и колено Манассиино, а также территории обитания этих племен: Вефиль принадлежал колену Ефремову, Галгал колену Манассиину. Эти святилища, находившиеся на севере, будут затем разрушены, тогда как Бершебу, на юге, не поразит огонь гнева Божия. огонь. См. ком. к 1,4. некому будет погасить его. Пламя гнева Господня невозможно потушить (ср. Ис. 1,31 ; Иер. 4,4 ; Мф. 3,12 ). 5 О, вы, которые суд превращаете в отраву. Торжественное по форме обращение, сходное по своему звучанию с прославлением бога или царя, носит, безусловно, иронический характер (как и в 4,1). правду повергаете на землю. Т.е. преследование праведных людей и попрание самой праведности. Суд (справедливость) и правда (праведность) принципы жизни, угодные Господу (ср. 5,24; Ис. 5,7 ). 5 семизвездие. Плеяды. Галактическая туманность, в которую входят семь больших звезд, видимых невооруженным глазом в созвездии Тельца. Орион. Еврейское название этого созвездия, возможно, имело значение «глупец», в то время как в античной традиции Орион это «охотник». Плеяды и Орион фигурируют и в других местах Священного Писания в контексте прославления могущества и мудрости Творца ( Иов 9,9; 38,31 ). 5 обличающего... говорит правду. Речь идет о тех, кто обличает ложь и дает правдивые показания в суде. Израильтяне в своем злонравии дошли до того, что с ненавистью относились к таким людям. в воротах. Т.е. «в суде», так как городские ворота, представляющие собой широкий проход в городской стене с расположенными рядом помещениями, служили местом многих судебных разбирательств. 5 домы из тесаных камней. Постройка таких домов была делом очень дорогим в отличие от домов из глиняных кирпичей, в которых жило большинство людей (ср. Ис. 9,10 ). вы построите... но жить не будете... разведете... не будете пить. Это проклятие тщетностью, суть которого в том, что Господь сделает бесполезными все старания людей: прежде такое проклятие Он наслал на хананеев, теперь же пошлет на Свой собственный народ ( Втор. 6,10–12 и ком. к 5,16.17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 уксусом. Букв.: «кислым (как уксус) вином». 15 возгласив громко. Этот возглас состоял из одного слова: «Свершилось!» ( Ин. 19,30 ). 15 завеса в храме раздралась надвое. Смерть Иисуса последняя и окончательная жертва за грех ( Евр. 7,27 ). Завет благодати, наконец, вступил в силу. Первосвященнику больше незачем входить в Святое Святых за завесу для искупления греха народа ( Исх. 26,31–33 ; ср. Евр. 9,1–10 ), ибо Иисус является новым и вечным первосвященником ( Евр. 8,1 ), а также совершенной жертвой ( Евр. 9,14 ), принесением которой для народа приобретается «вечное искупление» ( Евр. 9,12 ). 15 Сотник. Т.е. центурион, римский офицер, командовавший центурией сотней воинов. Этот сотник, несомненно, командовал тем отрядом, которому было приказано казнить Иисуса. Сын Божий. Язычник-римлянин мог вкладывать в это выражение не ветхозаветное иудейское понятие о Мессии и не христианскую троичную концепцию вечного Бога, а, скорее, эллинистическое представление. Тем не менее, исповедание сотника является кульминацией всего Евангелия от Марка, которое начинается словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (1,1). 15 Мария Магдалина. Мария была родом из города Магдалы, находившегося на юго-западном берегу моря Галилейского (ср. 16,9; Лк. 8,2 ). 15 и другие многие (женщины). Все мужчины из числа последователей Иисуса бежали, за исключением возлюбленного ученика ( Ин. 19,26.35 ). 15 пятница. В пятницу все дела (приготовление пищи и др.) разрешалось делать лишь до захода солнца, ибо считалось, что с этого момента уже начинается суббота. За трехчасовой промежуток времени между смертью Иисуса и заходом солнца Иосифу требовалось купить плащаницу, сделать необходимые приготовления для погребения и привести в порядок гробницу (ст. 43–46). 15 Иосиф из Аримафеи. Возможно, из иудейского города Рамы, родного города пророка Самуила ( 1Цар. 1,1 ), находившегося в тридцати двух километрах к северо-западу от Иерусалима. совета. Т.е. синедриона (см. ком. к 14,53). Царствия Божия. См. ком. к 1,15. Иосиф, несомненно, был благочестивым фарисеем, но одновременно и тайным последователем Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

267 Термин «богословие» имеет у Григория, как и у многих других отцов Церкви, весьма узкий смысл. Св. Назианзин обозначает им учение о Боге в тесном смысле, не включая сюда даже и учения о Домостроительстве нашего спасения (см.: Свт. Григорий Богослов . Слова 31, 38//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 387, 445 и др.). Кстати сказать, в этом отношении и нам необходимо возвратиться поближе к временам Григория Богослова , потому что в настоящее время и понятие «богословие», и самое звание «богослов» сделались настолько расплывчатыми и неопределенными, что ими означаются часто вещи и лица, совершенно далекие от истинного значения этих слов. 268 Святой отец говорит, например, о «слове благочестия», о «речениях благочестия» и пр. См.: Свт. Григорий Богослов . Слова 3, 28//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 40, 333. Ср.: Он же. Слова 3, 20//Там же. С. 38, 256 и др. 281 Преп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 89. Ср.: Он же. Вып. 2. С. 329–330, 560–561. Сын Божий не для того пришел, учит святой отец, чтобы богословствовали, но «да разрушит дела диавола», то есть грехи. В ком они будут разрушены, «тому можно вверять и тайны богословия и православных догматов» (Он же. Слова. Вып. 1. С. 89–90). 287 См.: Там же. С. 173–174. Путь для получения благодати Святого Духа более подробно описывается у преп. Симеона в таких чертах: вера, возрастая, восходит в любовь (см.: Преп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 2. С. 82–83); также и добродетели приводят к любви, потому что когда они бывают все вместе, тогда, по словам Симеона, среди них, как древо, произрастает страх Божий, который приносит иной, совершенно новый плод – любовь (см.: Divinorum amorum…, cap. 17. Col. 535BCD). А любовь уже и есть Божественный Дух и Христос (см.: Ibid. Col. 536В; cap. 6. Col. 518D). Таким образом, страх Божий, как начало премудрости, является одним из посредствующих условий для стяжания боговедения. То же мы видим и у Григория Богослова (см.: Преп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 322; Вып. 2. С. 27; Divinorum amorum…, cap. 5 ets. Col. 517В; Свт. Григорий Богослов . Слова 21, 39//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 262, 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

7 Три последние должности в переводе на русский: хранитель сосудов или ризничий, кладовщик и заведующий больницей. См.: Krausmüller 2016. P. 101. 11 В «Ареопагитиках» перечислялись только шесть чинов церковной иерархии, а нехватающие два чина восполнялись указанием на три церковных Таинства. 22 И далее цитата из «Ареопагитик». См.: Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia 7, 3 (Heil, Ritter 1991. S. 30:22–31:5). 26 Ср.: Symeon Neotheologus. Hymnus 58: 96–97, 135–137 (A. Kambylis. B. – New York, 1976 (Supplementa Byzantina 3). S. 451, 453). 31 Nicetas Stethatus. De anima 50 (Darrouzès 1961. P. 112. Рус. пер.: Дионисий (Шленов) , игум. 2011. С. 39). Ср. сходное описание: «…умное чувство воспринимает познание небесной мудрости и знания, преодолев всякое чувство при посредстве озарений солнца правды…» (Nicetas Stethatus. Centuria 1, 11). См. также: «Кто при посредстве созерцания и бесстрастия прошел середину и преодолел обманчивость всемирного чувства и только что со словом разума и «воипостазированной» Премудрости Божией вступил во мрак богословия, тот силою смирения поднимает оружие против духа славолюбия» (Nicetas Stethatus. Centuria 1, 42). 34 Nicetas Stethatus. De paradiso 5 (Darrouzès 1961. P. 160. Рус. пер.: Дионисий (Шленов) , игум. 2011. С. 64). В 45 главе трактата «О рае» говорится также о мудрости и знании Спасителя по Божеству и человечеству в составе свободной цитаты из прп. Иоанна Дамаскина . В 56 главе того же трактата говорится о мудрости и разуме как дарах Святого Духа. Ср.: «А ты, словно некий другой учитель, станешь ныне приоткрывать нам, твоим ученикам, тайны Царствия Небесного яснее, чем жившие ранее учители Церкви, превосходя их Божественной премудростью и познанием сущих» (Nicetas Stethatus. Epistula 7, 4 (Darrouzès 1961. P. 276. Рус. пер.: Дионисий (Шленов) , игум. 2011. С. 125), а также Epistula 7, 6 (Darrouzès 1961. P. 278. Рус. пер.: Дионисий (Шленов), игум. 2011. С. 126–127). 35 См.: «Итак, в ком находятся и усматриваются [плоды] Святого Духа, в тех и Бог обитает, из них [исходит] и не мутный источник слова с премудростью и разумом…» (Nicetas Stethatus. Centuria 2, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

12 Иеффай был судьею Израиля шесть лет. См. 3,11 и ком. Предыдущие судьи правили от сорока до восьмидесяти лет, благодаря чему мир сохранялся на протяжении одного-двух поколений. Краткое правление Иеффая, растущее число богов, которым поклонялись израильтяне, и гражданская война с ефремлянами признаки упадка Израиля (2,19). 12:8–15 О Есевоне, Елоне и Авдоне (см. 10,1–5 и ком.) известно только то, что говорится в данных стихах. Вместе с ними общее число судей, упомянутых в данной книге, составляет двенадцать. 12 У него было сорок сыновей и тридцать внуков, ездивших на семидесяти молодых ослах. Авдон сосредоточил в своих руках поистине царскую власть и богатство (10,4). Глава 13 1316,31 История Самсона последняя в цикле о судьях. Самсону была уготована особая судьба: еще «от самого чрева младенец сей» должен был стать назореем Божиим, который в будущем «начнет спасать Израиля» (ст. 5). О призвании Самсона стать судьей возвестил ангел Господень; чаще, чем какой-либо другой судья, он ощущал на себе сошествие Духа Господня (13,25; 14,6.19; 15,14). Однако Самсон оказался человеком, не проявлявшим никакого стремления спасти Израиль и неоднократно нарушавшим завет. Обет назорейства (13,4.5.7.14; 16,17; Чис. 6,1–21 ) он исполнил только в том, что касалось ношения длинных волос. Посвятив себя Господу, он должен был освободиться от оков плотской жизни и не предаваться мирским утехам; он же пьянствовал, домогался чужих жен, блудодействовал и т. д. Торжественность, с которой свершилось его призвание, и чудеса, сопровождавшие его рождение, лишь усугубляют трагедию Самсона, как и всего Израиля в целом, отступничество которого привело к тому, что во главе него оказался столь слабый человек. И при всем том именно Самсону Бог назначил спасти Израиль от филистимлян (ст. 5), обратив против них даже его грехи (14,4). Самсон не был судьей такого масштаба, как Гедеон или Самуил. Хотя Дух Господень неоднократно нисходил на него, это не оказывало влияния на его личность. Как и Саул, Самсон был наказан Богом и лишился Духа Господня. И тем не менее, в Евр. 11,32 его имя названо в числе тех, кто показал пример веры. Обратившись с верою к Богу (хотя мотивы его при этом были не совсем безупречны), Самсон «при смерти своей» погубил филистимлян более, «нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16,30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

69 Реконструкцию чина вечерни согласно «песненному последованию» см. в работах: Арранц. Как молились... С. 257–303; Hanke. Das Kathedraloffizium... Kapp. 9–10. 70 Ср.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1: Τυπικ. К., 1895. С. 867, 870, 872. 93 См.: Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский Типикон: историко-литургическое исследование. СПб., 1911. С. 41–42, примеч. 11. 94 О различных попытках распределить молитвы кафедрального Евхология по чину монастырской утрени, встречающихся в греческих рукописях, см.: Арранц. Как молились... С. 104–114. 96 См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 188, 207–208. 100 Свт. Симеон называет ее «песненной утреней», но в действительности описываемый им чин представляет собой синтез элементов древнего кафедрального и монастырского последований. 102 См.: Слива Е. Э. Услышим св. Евангелия... (Некоторые особенности утренней службы по двум пергаменным рукописям XV в.: БАН, собр. Археографической комиссии, 171 и ИРЛИ, Карельское собр., 476)//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 136–147, здесь: с. 141. 103 См.: Лисицын. Первоначальный славяно-русский Типикон... С. 38–40, примеч. 10 (ср.: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. 348–353). 105 См.: Шугаев. Древнерусские богослужебные сборники... С. 100–101. Довольно большое число рукописей, предполагающих чтение Евангелия в конце воскресной утрени, включая Служебники, опровергает тезис Е. Э. Сливы об уникальности содержащегося в БАН. Арх. ком. 171 ИРЛИ. Кар. 476 свидетельства (Слива. Услышим... С. 144). 107 Лисицын. Первоначальный славяно-русский Типикон... С. 3–160. Еще более радикальную гипотезу выдвинул прот. Б. Чифлянов, заявивший, что полный круг литургических текстов для совершения богослужения по уставу «песненного последования» на славянский язык перевели никто иные, как свв. Кирилл и Мефодий (Чифлянов Б. Богослужебният чин, преведен от св. братя Кирил и Методий в началото на тяхната моравска мисия. Фессалоника, 1994. (νλεκτα Βλατδων; 31)). В своей книге прот. Чифлянов приводит большое количество различных богослужебных текстов по позднейшим рукописям и печатным изданиям – но ни одного твердого факта в поддержку своей теории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010