1 И было слово Господне к Ионе. Букв.: «слово Яхве было к Ионе». С некоторыми вариациями эта формулировка используется примерно 112 раз в Ветхом Завете для описания того, как дар предсказания сообщается пророку. Ионе, сыну Амафиину. Откровение Господне получает Иона («Голубь»), сын Амафии («Истина»). Пророк Иона упоминается в 4Цар. 14,25 как историческая личность. См. Введение: Время и обстоятельства написания. 1:2 Ниневия главный город и последняя столица Ассирийской империи, располагавшийся на восточной стороне реки Тигр. Археологические исследования подтвердили его длительную и богатую событиями историю. иди в Ниневию. В поручении Ионе содержится смысл высшей власти Божией над всеми народами. Он Судия над всей землей ( Быт. 6,13; 18,20.21 ). проповедуй в нем. Иона понял, что изрекаемое через него осуждение Господом ассирийской державы не будет окончательным (см. ком. к 4,2), пророчество оставляло Ниневии возможность для раскаяния. злодеяния его дошли до Меня. В более позднем пророчестве Наума (VII в. до Р.Х.) Ниневия (Ассирия) является главным объектом гнева Божиего и служит воплощением зла и жестокости ( Наум 2,13; 3,4–7 ). 1 Фарсис. Это название может означать определенную географическую точку в средиземноморском ареале, от Левантийского побережья до порта Тартессус на юго-западе Испании, или же, в обобщающем смысле, удаленные прибрежные страны Средиземноморья. от лица Господня. Поскольку присутствие Божие распространяется даже на «край моря» ( Пс. 138,9 ), укрыться от Него невозможно. 1 Господь воздвиг на море крепкий ветер. Бог Ионы Творец и Повелитель моря ( Исх. 10,13–19; 14,21; 15,8.10 ; Чис. 11,31 ; Пс. 134,6 ; Ам. 4,13 ; Наум 1,4 ). 1 встань, воззови. Этот призыв начальника корабля воспроизводит те же самые еврейские слова, сказанные Богом, когда Он повелел Ионе идти и проповедовать в Ниневии. 1 пойдем, бросим жребии. Жребий был обычным приемом, использовавшимся, чтобы узнать волю Бога или богов. Эта практика не была запрещена в древнем Израиле, так как жребии также подвластны Господу ( Чис. 26,55; 33,54; 34,13 ; ; 1Пар. 6,54.61.65 ; Притч. 16,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

„Жаждущие! идите к водам“ (ст. 1). „Приклоните ухо ваше и приидите ко Мне“ (ст. 3); „ищите Господа“! (ст. 6). 6 . Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Воззвание это, как мы видели, обращено ко всем народам, но есть различие во времени благоприятном для Израиля, к которым первым пришел Господь 1694 , и для язычников. Об Иудеях мы знаем, что пророчество Исаии, Ис. 61:1–2 , прочитанное в синагоге Назарета и указывавшее на воплощенного Сына Божия, вызвало не умиление и веру, а взрыв против Господа Иисуса ярости почти бесовской ( Лк. 4:16–30 ). Они „не узнали времени посещения их“ ( Лк. 19:44 ) Господом и приговорены, как народ, к рассеянию. Для язычников же и для отдельных „призванных Иудеев“ 1695 время посещения и близости Господа определялось тою минутою, когда они слышали проповедь Евангелия и сердце их трепетало радостью, слыша благую весть о воскресении Господа и о нашем спасении. „Придет Желаемый всеми народами“, говорил пророк Аггей Агг. 2:7 , но, как говорил Ап. Павел, „смотрите, не отвратитесь от говорящего“. ( Евр. 12:25 ) „Посему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“ ( Евр. 3:7–8,15 ). О том, что Господь всегда близок к призывающим Его, см. Втор. 4:29–31, 30:12–14 1696 и Иер. 29:12–13 : „.... помóлитесь Мне и Я услышу вас, и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим“. 7 .                                             Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. В 4 т. Св. Летописи (ч. 1, стр. 211) мы, говоря о Псалме L, назвали его не только Мессианским, но пророчески Христианским и содержащим христианское учение о покаянии и благодати Духа Святого, возрождающего истинно кающагося. Подобное же значение имеет и читаемый нами ст. 7 этой главы Исаии. Он напоминает проповедь Иоанна Предтечи Господня: „покайтесь, ибо приблизилось царство небесное“ и „сотворите плод достойный покаяния“. ( Мф. 3:2,8,10 ). „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“ ( Пс. 31:1–2 ), вопиял Давид. Но кто же мог прощать грехи, кроме воплощенного Бога? и Он Сам прощал грехи (Мф. 9и мн. др.) и через Апостолов Своих даровал эту власть священникам, говоря: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Ин. 20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

ком. к 11,1; ком. к 2Пар. 10,1 и 29,24). Он излагает свои представления о том, что есть народ Божий. С одной стороны, это все те, кто был отпущен и возвратился из вавилонского плена. В качестве таковых следует рассматривать возвратившихся в землю обетованную представителей колен Иудина, Вениаминова, Ефремова и Манассиина (см. ком. к 9,3). Они избранный народ, сыгравший ключевую роль в восстановлении царства Израильского. С другой стороны, народ Божий отождествляется со всем коленами Израиля (см. ком. к 2,3 9,1). До тех пор, пока некоторые из колен оставались за пределами обетованной земли отделенными от царского рода Давида и от храма в Иерусалиме, восстановление Израиля не могло считаться законченным. Поэтому автор включает в составленное им родословие представителей колен и севера, и юга (2,3 9,1), что соответствует идеалу объединенного царства, осуществившемуся при Давиде и Соломоне (см. ком. к 11,1), и описывает деяния Езекии по объединению Божиего народа Северного и Южного царств (см. ком. к 2Пар. 29,1 36,23). Возвратившиеся из плена представлял собой остаток народа Божиего. 2. Царь и храм. Согласно точке зрения летописца, Бог сплотил Свой народ вокруг двух основополагающих установлений: трона Давида и его потомков и Иерусалимского храма. Эти установления политическое и религиозное легли в основу существования Израиля. Поэтому в приводимом им родословии летописец особое внимание уделил линии Давида (2,10–17; 3,1–30), а также генеалогии священников и левитов (6,1–24). Он подчеркивает, что Давид и его потомки были избраны Богом вовеки царствовать над народом (гл. 17; 2Пар. 13,5; 21,7; 23,3 ). Утверждение трона Давидова явилось выражением Божиих любви благоволения к Израилю (14,2; 2Пар. 2,11 ). Храм же для летописца это прежде всего место пребывания имен Божиего ( 2Пар. 7,12.16; 33,7 ). На протяжении всего повествования он неоднократно говорит о важности для богослужения возвышенной и величественной музыки (см. ком. к 6,31–47; 9,15.16; 13,8; 15,16–24; 16,4–6; 23,5; 25,1–31; 2Пар. 5,12.13; 7,6; 23,13; 29,25–30; 34,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

малые дети. Скорее всего, вполне взрослые люди, которые разумом и поведением уподоблялись неразумным детям. плешивый. В отличие от Илии, Елисей был лыс. По древнеизраильским представлениям, красивым считался человек, имеющий густые и длинные волосы ( 2Цар. 14,25.26 ). Таким образом, «малые дети», оправдывая такое определение, оценивали Елисея исключительно по его внешности. 2 проклял их. Елисей проклял тех, кто сам навлек на себя проклятие своей инфантильностью и нежеланием «взрослеть»: народ-младенец уже однажды избрал себе царя, руководствуясь его внешними данными, теперь же он изгонял пророка опять-таки, судя о нем по внешности и игнорируя его избрание Господом. Глава 3 3 в восемнадцатый год Иосафата. Исходя из сказанного в 1,17, можно заключить, что Иорам, царь иудейский, в течение приблизительно пяти лет (852–848 гг. до Р.Х.) был соправителем своего отца Иосафата. Следовательно, «второй год Иорама» (1,17) мог, в то же самое время, быть и «восемнадцатым годом Иосафата» (3,1). См.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы. 3 хотя не так, как отец его и мать его. Т.е. не в такой степени, как Ахав и Иезавель. снял статую Ваала. См. ком. к 3Цар. 14,23 . Иорам проводит незначительную реформу, пытаясь хоть в какой-то мере искупить грехи родителей. 3 грехов Иеровоама ... он держался. См. ком. к 3Цар. 12,31 . не отставал от них. Реформа, которую хотел провести Иорам, не была радикальной. Он не пытался решительно покончить с идолопоклонством, распространившимся в северном царстве. 3 Меса, царь Моавитский. Согласно надписи на так называемом «камне Месы», царь моавитский признавал, что он, как и его предшественники, являлся вассалом Израиля. Однако в той же надписи он хвастливо заявлял, что ему удалось освободить свою страну от израильского владычества и сделать так, чтобы «Израиль сгинул навсегда», что, конечно, было явным преувеличением. присылал царю Израильскому. Одним из вассальных обязательств Месы было снабжение царя израильского домашним скотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26,19 и включает законы и постановления, записанные в гл. 12,1 26,19. Речь Моисея начинается с повторения Десяти заповедей это почти те же слова Господа, что и в Исх. 20 , за исключением четвертой заповеди (см. ком. к 5,12–15). Моисей напоминает об ужасе гнева Божия и призывает к послушанию. Только Десять заповедей были даны непосредственно голосом Божиим, остальная часть закона была передана Им через Моисея (5,22 и ком.). В гл. 6,4 дается знаменитая Шема: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть», а алее следуют увещевания помнить об этом и повиноваться Богу. В последующих главах приводятся примеры Божией заботы и Божиих наказаний, которые испытал на себе Израиль с тех пор, как покинул Египет. Эти примеры являются напоминанием для израильского народа, что ему следует полагаться только на Бога, а не на свои силы. За этим следует обетование успеха в будущих войнах с народами Ханаана. В гл. 12,1 26,19 даются законы и постановления, касающиеся поклонения, пищи, рабов и долгов, ежегодных праздников, городов-убежищ, а также различных сторон жизни израильтян. Большинство из этих предписаний перекликаются с уже изложенными в других книгах Пятикнижия, что будет особо отмечено в комментариях к соответствующим стихам. Третье обращение Моисея к Израилю (27,1 30,20) представляет собой строгое требование повиноваться законам Господа. В нем содержится описание торжественной церемонии, которая должна состояться после того, как Израиль укрепится в Ханаане, и которая будет напоминать церемонию заключения завета ( Исх. 20,1 24,8). Эта церемония должным образом была исполнена Иисусом Навином (Пав. 8,30–35). Все законы и наставления Моисея делают особое ударение на обязанности Израиля слушать и соблюдать закон Господа. В заключительный раздел книги (31,1 34,2) вошли: рассказ о назначении Иисуса Навина преемником Моисея, Песнь Моисея, прославляющая величие Бога и Его заботу о народе завета (гл. 32), песнь о благословении двенадцати колен Израилевых, построенная по образцу благословения Иаковом двенадцати сыновей ( Быт. 49 ), и, наконец, добавление, описывающее смерть Моисея (34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17. Духовным лицам также жалуются за заслуги, между другими наградами, ордены 5 . Если заслуги оказаны ими по гражданскому или военному ведомству, то начальство сего ведомства, предполагая испросить сопричисления их к ордену (так же, как иную какую либо награду), обязано входить в сношение с их епархиальными начальствами, или с Обер-Прокурором Св. Синода, который, по рассмотрении таковых удостоений, и представляет, вместе с сведениями о службе удостаиваемых, о заслуживающих награждения на Высочайшее усмотрение, по принятым правилам. (Ст. 171 Учр. Орд. изд. 76 г. Срав. Ук. Св. Син. 29 Янв. 1843 г., который см. § 44). 18. При представлениях к наградам за заслуги и отличия соблюдается для наград норма 1:20, см. § 31. 19. Годовые о наградах духовенства представления Св. Синоду должны быть доставляемы в 1 Февраля каждого года, (см. § 30). 20. К награде орденом св. Станислава всех вообще степеней не представляются лица православного духовенства, (ст. 635 Учр. орд. изд. 76 г. Срав. Ук. Св. Син. 8 Февраля 1832 г.). 21. Диаконы и причетники за 10-ти летнюю, усердную и полезную службу в качестве учителей при сельских церковноприходских и народных школах приобретают право на получение серебряной медали на Александровской ленте для ношения на груди. (Выс. утв. 26 Июня 1864 г. пол. ком. минист. Ср. прим, к 786 ст. учр. орд. изд. 76 г.). О порядке представления к означенной медали см. § 37. 22. По установившейся в последнее время в духовном ведомстве практике, лица, прослужившие беспорочно при отлично усердной службе в священном сане, не менее 50 лет, представляются к ордену Св. Владимира 4 ст., а псаломщики, прослужившие беспорочно и с похвалою 50 лет, представляются к золотой медали с надписью «за усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте. Примечания: 1) В силу Выс. утв. 15 Янв. 1890 г. мн. Государственного Совета, право на орден Св. Владимира 4 ст., с надписью за 35 л., усвоено протоиереям и священникам, служащие в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства. Подробно см. § 43.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

6:1–21 Обет назорейства был особым видом добровольного посвящения Богу. Мужчина или женщина давали этот обет на ограниченный период времени, в течение которого им запрещалось есть и пить все, что проходило стадию брожения, а также стричь волосы или брить бороду. В течение всего периода действия обета назореи должен был избегать любого соприкосновения с нечистотой (ст. 7). Если кто-либо внезапно умирал в присутствии человека, давшего обет назорейства, тому необходимо было совершить определенные жертвоприношения (ст. 10–12), остричь голову и вновь начать период назорейства (ст. 12). Иногда такой обет давался родителями от имени их детей ( 1Цар. 1,11 ). 6:22–27 В словах Ааронова благословения выражено желание Господа облечь Свой народ в Свое имя, ибо имя Господне эквивалентно Ему Самому. Глава 7 7:1–88 Ретроспективное обращение к событиям, происшедшим месяц назад. 7:1–9 Распределение волов и повозок между левитами «по роду служб их» (ст. 7). 7:10–88 Жертвы, принесенные начальниками колен для освящения жертвенника. 7 с крышки. Крышка ковчега названа еврейским словом, буквально означающим «искупление». В русском Синодальном переводе ВЗ это слово всегда переводится как «крышка». Оно упоминается в Пятикнижии двадцать пять раз и только один раз в более поздних книгах ( 1Пар. 28,11 в Синодальном переводе: «дом для ковчега»). Подробное описание крышки ковчега см. в Исх. 25,17–22 и ком. Глава 8 8:1–4 Аарон зажигает священные лампады. См. Исх. 25,31–39 . 8:5–14 Посвящение левитов происходило следующим образом: вначале они должны были очиститься (ст. 6, 7), затем принести жертвы (ст. 8) и после того как «сыны Израилевы возложат на них руки» (ст. 9, 10), они могли быть представлены «пред Господа» (ст. 11–14). 8:15–26 Левиты обязаны были выполнять работы в святилище под руководством священников. 8 вместо всех первенцев. См. 3,40–45. 8 от двадцати пяти лет. В гл. 4 левиты исчислялись от «тридцати до пятидесяти лет». Вероятно, этому сроку предшествовал пятилетний период ученичества для подготовки к служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О чем устами к устам беседовала твоя святыня со мной, честней­ший мой господин отец, о том же и писаньица ты потом присылал мне. Требуешь от моей худости послать тебе написанное полезное слово, к благоугождению Богу и к пользе души. А я, господин, человек грешный, и неразумный, и всеми страстями побеждаемый боялся приняться за такое дело. Поэтому отказывался и откладывал. Но поскольку духовная твоя любовь заставила меня дерзнуть на то, что выше моей меры, – писать нужное тебе, – постольку я согласился на это. Вопрос твой первый о помыслах блудных: как сопротивляться им В этом не у тебя только старание и подвиг, но и у всех подвизающихся с помощью Божией, поскольку великая эта борьба, – говорят отцы, – ведет двойную брань: в душе и в теле, – и нет труднее ее у естества. Потому подобает иметь крепкое усердие, трезвенно и бодренно соблюдать свое сердце от этих помыслов и, страх Божий имея перед очами, помнить обещание наше, которое мы исповедали: пребывать в целомудрии и чистоте. Целомудрие же и чистота – это не внешняя только жизнь, но – сокровенный сердца человек ( 1Пет.3:4 ), когда хранит себя чистым от скверных помыслов. Потому надо всячески тщательно отсекать эти помыслы; великой же победительницей против них выставлять прилежную молитву Богу, как предали святые отцы – различными способами, тождественно же по существу. Ибо один сказал, восприняв от Давида, молиться так: Изгонящии мя ныне обыдоша мя ( Пс.16:11 ), Радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс.31:7 ). Другой из тех же псалмов говорит так: Боже, в помощь мою вонми ( Пс.69:2 ) – и тому подобное. Другой – опять из тех же псалмов: Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя (см. Пс.34:1 ), – и прочее из псалма. Призывай также на помощь и тех, о ком слышишь в Писаниях как о подвизавшихся в целомудрии и чистоте. Если же сильно нападает на тебя брань, то ты, тотчас встав и к небу очи и руки простерев, молись так: «Ты силен, Господи, и Твой это подвиг, Ты ратуй и победи в том, Господи, за нас». И воззови к Всесильному в помощи смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь ( Пс.6:3 ). Таково предание святых. И если ты пребудешь в таких борениях, то опытом познаешь, что по благодати Божией враги этим решительно побеждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/po...

1 Христа, Божию силу и Божию премудрость. Премудрость и сила Божий не абстрактные понятия, а личные качества, которые в полноте проявились в жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа (ст. 30; Рим. 1,4.16 ; Кол. 2,3 ). 1 Посмотрите, братия, кто вы, призванные. Букв.: «посмотрите на ваше призвание». Мало кто из коринфских христиан был мудр согласно критериям мира. Это доказывает, что спасение, по самой своей природе, не зависит от достоинств человека. Следовательно, и те члены коринфской общины, кого можно было бы счесть влиятельными людьми, не могли притязать на избранность благодаря своим личным качествам. Бог милует тех, кто проявляет смиренномудрие ( Мк. 2,17 ; Ин. 9,39–41 ). 1 чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. Этот принцип, который Павел подтверждает в ст. 31 цитатой из пророка Иеремии (9,24), является основанием библейского учения о спасении: оно дар благодати от Бога, исключающий человеческие заслуги ( Еф. 2,8.9 ). 1 Который сделался для нас премудростью. См. ком. к ст. 24. Глава 2 2 И когда я приходил вам. Видимо, Павел подразумевает свое первое посещение Коринфа, о котором рассказано в Деян. 18,1–17 (см. Введение: Время и обстоятельства написания). не в превосходстве слова или мудрости. Под влиянием греческой культуры некоторые коринфские христиане, возможно, подвергали Павла критике за то, что он не прибегал к литературным приемам их современников ( 2Кор. 11,5.6 ). См. ком. к 4,1.8–13; 9,3.19; 10,30. 2 Иисуса Христа, и притом распятого. См. ком. к 1,23. 2:3–5 Из этих стихов можно было бы заключить, что Павел был робкий, необразованный проповедник, неспособный говорить убедительно и красноречиво. Однако и книга Деяний (напр., 19,8), и послания (гл. 13) доказывают обратное. «Самоуверенность», опирающаяся исключительно на человеческие силы, объясняет стремление личности быть независимой от Бога. Павел познал, что порой Бог использует человеческую немощь, чтобы нагляднее проявилась Его собственная слава ( 2Кор. 12,7–10 ). Зная, что людей можно убедить только «явлением духа и силы», Павел уверенно использует свои дарования и опыт «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя... но способность наша от Бога... Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» ( 2Кор. 3,4.5.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 Ты Сын Мой. В этом заявлении Бога находит свое выражение тайна личности Иисуса. Он Второе Лицо Троицы в то же время является представителем всех верующих, а также истинным и верным Сыном Израиля ( Исх. 4,23 ), Который угождает Отцу и Которого Отец признает Своим Сыном ( Пс. 2,7 ; Ис. 42,1 ; см. ком. к ст. 1). в Котором Мое благоволение. Эти слова характеризуют особые отношения, существующие между Отцом и Сыном, что еще сильнее подчеркивается в греческом оригинале повторением определенного артикля. 1 Немедленно. См. ком. к 1,10. Дух ведет Его. Идея божественной и духовной необходимости. Дух ведет Иисуса прямо в пустыню, т.е. тем же путем, каким Бог вел Израиль, который также назван был Божиим сыном ( Исх. 4,23 ), крещен «в Моисея... в море» ( 1Кор. 10,2 ; ср. Исх. 14,13–31 ) и был ведом Духом, принимавшим форму столпа облачного и огненного ( Исх. 14,19.20 ), в пустыне по пути испытаний. 1 сорок дней. Вышеотмеченные сопоставления здесь, несомненно, обнаруживают параллель с сорока годами, проведенными в пустыне израильтянами ( Втор. 1,3 ). искушаемый. Перевод греческого слова, означающего, с одной стороны, «испытание», полезный опыт, которым Бог обогащает Свой народ, а с другой «искушение», злонамеренность дьявола. Бог Своей силой превращает «искушение» в «испытание». Ангелы служили Ему. Ангелы сопровождали также Израиль во время исхода из Египта ( Исх. 14,19; 23,20; 32,34; 33,2 ). Иисус в пустыне символизирует Собой христианина в мире, находящемся во владении сатаны ( Еф. 6,12 ). 1 После того, как предан был Иоанн... в Галилею. Говоря, что служение в Галилее началось после ареста Иоанна, Марк не отрицает факта более раннего служения в Иудее, он просто не включает его в свое повествование, т.е. здесь не возникает противоречия с хронологией Евангелия от Иоанна. 1 исполнилось время. Пришло время, когда спасение достигается через Иисуса Христа. приблизилось Царствие Божие. Царство Божие то конечное положение вещей, когда Бог будет Верховным Правителем в сердцах Его искупленного и прославленого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010