31 если возьмешь жен сверх дочерей моих. В отличие от хананеев, семья Фарры дорожила семейным укладом (24,3.4; 26,34.35; 27,46; 28,9). Подобное запрещение повсеместно встречается в брачных договорах древнего Востока. 31 Бог Авраамов и Бог Нахоров... Бог отца их. Лаван считал Бога Авраама Богом своей семьи ( Нав. 24,14 ). страхом отца своего Исаака. Иаков не отождествлял Бога Авраама с богом Нахора; он клялся «страхом Исаака», отождествляя его с Богом Авраама. 31 благословил. См. 24,60; 29,1. Глава 32 32:1–22 Ангелы Божий, повстречавшиеся Иакову, когда он покидал обетованную землю, встретили его и при возвращении домой. Новый Иаков стал смиренным и молящимся человеком, готовым отказаться от своего превосходства ради восстановления дружеского общения с братом. 32 встретили его Ангелы Божий. Ангелов Божиих он уже встречал в Вефиле ( 1Пар. 12,22 ). Эти встречи знаменуют собой начало и конец пребывания Иакова в доме Лавана (28,10 22 и ком.; 28,11.12 и ком.) и служат подтверждением Божиего обетования, данного Иакову (28,15). Ангел Господень (16,7 и ком.) сопровождал Израиль на его пути из Египта в Ханаан. 32 ополчение. Это же древнееврейское слово переводится как «стан» в ст. 7,8. 11. Иаков имеет в виду множество ангелов, которых он видел на небесной лестнице (28,12 и ком.). встретили. См. 28,11 и ком.; Нав. 5,13–15 . нарек имя месту тому. См. 28,19 и ком. Маханаим. Это имя означает «стан» либо «два стана». Если это форма двойственного числа, то Иаков, возможно, имел в виду и свой стан, и стан Божий, служивший ему небесным щитом и свитой. Подобно тому, как Вефиль был вратами небес (28,17), Маханаим был Божиим станом на земле. Точное местонахождение его неизвестно. 32 вестников. Это же слово переведено как «ангелы» в ст. 1. Сеир. Гора Сеир и земля Сеир (14,6) дикая и пустынная область Едома, между Мертвым и Красным морями. 32 вот что говорит... Иаков. Посланники говорят от лица самого Иакова (16,7 и ком.). господину... раб. Иаков отказывается от своих прав, которые он имеет как избранник Божий (27,29); точно так же в свое время Авраам поступил по отношению к Лоту (гл. 13). С соперничеством покончено; все передано в руки Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

двенадцать полных коробов. По числу колен Израилевых; иными словами духовной пищи должно было хватить для всех, кто захочет ее вкушать. 6 около пяти тысяч мужей. Людей, способных к пониманию тайн Царства Божия (см. ком. к 6,36). 6:47–51 Более подробно см. Мф. 14,24–33 . 6 четвертой стражи. Т.е. между тремя и шестью часами утра. 6 призрак. Привидение, фантом. 6 это Я. Этим же словосочетанием в Септуагинте (греческом переводе ВЗ) передается личное имя Бога «Я есмь», которое было открыто Моисею ( Исх. 3,14 ). 6 не вразумились чудом над хлебами. См. ком. к 6,36. сердце их было окаменено. Ученикам даны были тайны Царства Божия (см. ком. к 4,11), но окаменевшие сердца их не позволяли пользоваться этим даром (см. ком. к 4,13). 6 коснуться... одежды Его. См. ком. к 5,30. Глава 7 7 фарисеи. См. ком. к 2,16. книжников. Это были профессиональные знатоки закона, которые могли принадлежать к одному из нескольких религиозных движений, существовавших внутри иудаизма: фарисейскому, саддукейскому и пр. 7 нечистыми. Это замечание касается соблюдения обрядового закона ( Исх. 30,17–21; 40,12 ). Иисус подходил к подобным заповедям резко критически, потому что с помощью их расширенного толкования оправдывались серьезные нарушения нравственных норм (7,9–13), и, кроме того, Его крест должен был положить конец действию обрядового закона. 7 предания старцев. Фарисеи полагали, что в дополнение к писаному Моисей получил также устный закон, который позже передавался от учителя к учителю. не умыв тщательно рук. В своем предании фарисеи распространяли библейские предписания об омовении рук священниками во время храмовых жертвоприношений ( Исх. 30,19; 40,12 ) на все жизненные ситуации и на всех иудеев. 7 вы, оставив заповедь Божию. Причастие «оставив» может быть переведено и как «отменяя», «устраняя» или «пренебрегая» (ср. 13). Иисус не был противником закона. Он, подобно псалмопевцу, томился по закону Божию ( Пс. 118,20 ) и Сам исполнял, охранял ( Мф. 5,17–20 ) и защищал этот закон. 7 чем очищается всякая пища. Иисус со всей полнотой Божественного авторитета объявляет о завершении действия ветхозаветного обрядового закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 был одет в виссонную одежду, а также и все левиты. Виссонная одежда, как и льняной ефод, была обычным облачением священников ( 1Цар. 2,18; 22,18 ). Давид был облачен в священнические одежды, в такие же, как и у всех левитов, являя себя, тем самым, в образе царя-священника. Распространенное заблуждение, будто Давид во время церемонии был полуобнажен, полностью опровергается данным свидетельством летописца (см. ком. к 15,29). 15 весь Израиль. См. ком. к 11,1. при звуке рога... и цитрах. См. ком. к 15,16–24. 15 Мелхола, дочь Саулова. Дочь Саула не разделяла радости народа, левитов и самого Давида. Летописец не говорит об упреке Мелхолы в адрес царя ( 2Цар. 6,20 ) потому, вероятно, что опасается вызвать какие-либо сомнения в чистоте соблюдения Давидом принятого порядка поклонения Богу. Глава 16 16 именем Господа. См. ком. к 13,6. 16:4–6 поставил на службу... некоторых из левитов. Летописец обращает внимание на сделанные Давидом назначения левитов (см. ком. к 6,1–53). 16 славословили, благодарили и превозносили Господа. Это три основные темы, определяющие содержание всех псалмов. 16 для игры на кимвалах. См. ком. к 15,16–24. 16:7–36 Летописец приводит псалом славословия Давида, текст которого отсутствует в книге Царств. Можно предположить, что псалом составлен из разных текстов, содержащихся в Псалтири (ср. 16,8–22 с Пс. 104,1–15; 16,23–33 с Пс. 95; 16,34–36 с Пс. 105,1.47.48 ). Давид славит перенесение ковчега в Иерусалим как великое деяние Божие, но слова его обращены и к членам восстановленной общины, т.е. к тем, кому летописец адресовал свое произведение. В приведенном им псалме Давид призывает славить Господа (16,8–13), напоминает об обетовании народу земли Ханаанской и о Божественной защите, окружавшей его на пути к ней 16,15–22). В завершение Давид снова призывает вознести хвалу Господу 16,23–34) и просит Его о защите и избавлении от язычников (16,35). Именно такая помощь от Бога требовалась восстановленной общине. В 16,36 народ присоединяется к благословению в Его адрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 из Ваала Иудина. См. ком. к 1Цар. 6,21 . ковчег Божий. См. ком. к 1Цар. 3,3 . имя. См. ком. к 1Цар. 17,45 , а также Втор. 12,5.11.21 . Господа Саваофа. См. ком. к 1Цар. 1,3 . 6 на новую колесницу. Израильтяне погрузили ковчег на колесницу, т.е. поступили так же, как в свое время филистимляне ( 1Цар. 6,7 ), и тем самым нарушили строгие предписания, гласящие, что ковчег нужно переносить на руках, но ни в коем случае не перевозить (напр., Чис. 4,15.19; 7,9 ; Втор. 10,8 ; Нав. 3,8 ). из дома Аминодава. См. 1Цар. 7,1 . Оза и Ахио. Хотя и имели место попытки отождествить одного или другого из братьев с упоминаемым в 1Цар. 7,1 Елеазаром, правильнее было бы считать, что Елеазар был третьим сыном Аминадава, т.е. братом Озы и Ахио, или даже предположить, что эти двое приходились Аминадаву внуками. Это последнее предположение вполне оправданно, поскольку в древнееврейском языке понятия «сын» и «потомок» передавались часто одним и тем же словом. 6 поразил его Бог ... за дерзновение. Древнееврейский язык данной цитаты представляет определенную сложность для понимания. Возможно, эту фразу следовало бы переводить так, как она переведена в 1Пар. 13,10 :»... за то, что он простер руку свою к ковчегу». Однако при любом из двух прочтений важным моментом остается то, что Оза был поражен не только за свою вполне естественную попытку удержать ковчег от падения, но и за общую вину за то, что святыню перемещали на новое место неподобающим образом (см. ком. к ст. 3; ср. 1Пар. 15,13–15 ). 6 опечалился Давид. Не сказано, что именно стало причиной печали Давида: гнев Господа, дерзкий поступок Озы или же осознание им своей собственной вины. 6 в дом Аведдара Гефянина. Как явствует из имени этого человека, ковчег был оставлен в Гефе. Уже второй раз святыня оказывалась в Гефе ( 1Цар. 5,8 ). Но повторное ее пребывание в этом городе имело последствия, весьма отличные оттого, что произошло в результате перенесения ковчега в Геф филистимлянами (ср. ст. 11 и 1Цар. 5,9 ). Тем временем не вполне ясно, имеется ли здесь в виду филистимский город Геф (см. ком. к 1Цар. 4,1; 5,8 ) или Гаф-Риммон (согласно Нав. 21,23–25 , город левитов во владениях Дана или Манассии). Аведдар, чье имя переводится как «слуга Едома», неоднократно упоминается в книгах Паралипоменон в качестве левита (напр., 1Пар. 15,17–25; 16,5.38; 26,4.5.8.15 ; 2Пар. 25,24 ; в русском переводе книг Паралипоменон он фигурирует под именем Овед-Едом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 в страхе Господнем. См. 1,7 и ком. 23 есть будущность, и надежда. Возможно, эти слова относятся к упованию на будущую жизнь. 23:19–21 Упомянутые здесь дурная компания, пьянство и чревоугодие служат примером неразумной жизни, которая незаметно может затянуть любого. 23:22–25 Эти наставления учат детей гармоничным и добрым взаимоотношениям в семье. Несмотря на то, что по смыслу эти стихи перекликаются с пятой заповедью ( Исх. 20,12 ), они основываются не непосредственно на Законе Божием, а на проницательном понимании человеческих взаимоотношений (см. ст. 15,16 и ком.). 23:26–28 Эти стихи предостерегают от связи с распутной женщиной (см. 2,16–19; 5,1–20). 23 отдай сердце твое мне. См. ком. к 2,2. Наставник требует безраздельного внимания и доверия. 23 законопреступников. Точнее: «вероломных»; в данном случае имеется в виду супружеская неверность. 23:29–35 Об опасности пьянства говорится в форме загадки; рассматриваются как внешние (ст. 29), так и внутренние (ст. 33–35) проявления этого порока. Пьянство отрицает главные ценности мудрости: самообладание, ясное восприятие действительности, прочные взаимоотношения. 23 вина приправленного. См. 9,2 и ком. 23 Не смотри на вино, как оно краснеет. Т.е. не поддавайся очарованию его цвета настолько, чтобы утратить осторожность. 23 впоследствии... как аспид. Наступающее в конечном счете похмелье мучительно, как укусы змеи. 23 как спящий среди моря. Даже во сне нельзя избавиться от головокружения. как спящий на верху мачты. Точный смысл стиха неясен, однако не приходится сомневаться в том, что речь идет о чувстве потери равновесия. Глава 24 24:1–2 См. 23,17,18 и ком. о насилии помышляет сердце их. Речь идет уже не о глупцах, у которых недостает ума на то, чтобы не попасть в беду, а о преднамеренно злых людях, которые употребляют свой ум и свою волю на то, чтобы причинить ущерб другим. 24:3–4 Мудростью... разумом... уменьем. Эти слова используются как синонимы. Почти в одних и тех же выражениях мудрость рассказывает об искусстве строителя (см. Исх. 36,1 ) скинии, используя слово «хокма» (мудрость), и о человеческих взаимоотношениях, равно как и о законном достижении благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

27 открытое обличение. Т.е. слова, направляющие человека ко благу и, таким образом, целительные для него. скрытая любовь. Такой любви, несмотря на ее искренность, не хватает нравственной силы, чтобы открыто высказать упрек. 27 укоризны от любящего. Смысл этих слов тот же, что и «открытое обличение» в ст. 5. поцелуи. В отличие от ст. 5, эта любовь не является искренной. 27:7 См. 25,16.17.27 и ком. Имеется в виду не только пища, но и все, что желает человек. 27:10 Человек должен заботиться о своих взаимоотношениях не только с родными, но и с другими людьми, ибо может случиться так, что ему придется искать у них помощи. 27:11 См. 10,1. 27 Благоразумный. См. 1,4; 12,16 и ком. неопытные. См. ком. к 1,4. Этот стих показывает преимущества тех, кто научился мудрости. 27:13 См. 20,16 и ком. 27:14 См. 26,18.19.24.26. Возможно, эти слова относятся к лживым и неуместным заверениям в дружбе, которые прикрывают недобрые намерения. 27:17 Вероятно, здесь речь идет о взаиморазвивающем и обогащающем влиянии друзей. 27:18 См. 22,29. Прилежный труд и верная служба вознаграждаются. 27:19 Немногословие древнееврейского текста оставляет перевод и истолкование этого стиха открытыми для разного рода предположений. Если дословно принять перевод NIV («Как вода отражает лицо, так сердце отражает человека»), смысл стиха можно понять так, что, глядя на других людей, мы видим отражение самих себя. Другой возможный смысл стиха заключается в том, что наши мысли (поскольку они находят выражение в поступках) отражают наш характер. 27 Преисподняя и Аваддон. См. ком. к 15,11. 27:21 Ср. 17,3. Похвала испытание для человека, испытание его способности не впасть в гордыню. Глава 28 28:1 По сравнению с предшествующими, эта Глава более насыщена богословскими размышлениями. Иногда они открыто выражены в словах о Боге или о законе и праведности, а иногда выступают в скрытой форме в виде противопоставления правды и порока, в основе которого лежит представление о провидении и суде Божием. Так, ст. 1 лучше истолковывать как размышление над праведностью Божией, нежели как обобщение человеческого опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

27 от тука земли. Тук земли обильное плодородие. множество хлеба и вина. Это благословение, данное Израилю, осуществится, когда он поселится в земле обетованной. 27 проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны! Это же самое благословение слово в слово повторяется в Чис. 24,9 (12,3). Это обетование вселенского владычества в конце концов переходит ко Христу и Его Церкви. 27 пришел с хитростью. Иаков пожнет то, что посеял (29,15–30 и ком.). 27 что же я сделаю для тебя. Зная, что Бог избрал Иакова, Исаак, тем не менее, хотел отдать все Исаву, а Иакова оставить ни с чем. 27:39–40 Исав унаследовал благословение, прямо противоположное благословению Иакова: ему было отказано в обладании плодородной землей и власти над братом (ст. 28,29). 27 свергнешь иго его. Исаву суждена нелегкая жизнь. Это предсказание исполнилось (см. 4Цар. 8,20.22 ). 27 я пошлю и возьму тебя оттуда. Желанию Ревекки не суждено было осуществиться она умрет до возвращения Иакова. от дочерей Хеттейских. См. 24,4; 26,34.35; 31,50 и ком. 2728:9 Благословенная семья стремится отделить потомков Иакова от хананеев. 27:46 Этот переходный стих служит завершением 26,34 27,46 и Введением к 27,46 28,9. сказала Ревекка. Подобно тому, как Сарра взяла на себя инициативу заботиться об Исааке (см. 21,10), так и Ревекка берет на себя заботы об Иакове. из дочерей Хеттейских. В греческом тексте ВЗ эти слова отсутствуют. Глава 28 28:1.2 не бери себе жены... возьми себе жену. Оба этих повеления и запрет, и побуждение соответствуют аналогичным повелениям Авраама (24,2 4 и ком.). 28 в Месопотамию. См. 22,23; 25,20 и ком. 28 Бог же Всемогущий. См. ком. к 17,1. Это благословение является новым выражением завета с Авраамом (17,1–8). множество народов. В 35,11 такое же выражение означает множество народов, произошедших от патриарха (17,6 и ком.). 28 наследовать землю. Это древнееврейское выражение напрямую связано со словом «изгнать», т.е. лишить права владения. Таким образом, здесь затрагивается тема священной войны с хананеями (15,16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В то время как первая повествует об обремененной проклятием линии Каина, в начале и в конце которой стоит убийца (4,17 24), последняя соединяет Адама, основателя человечества, с Ноем, через которого человечество было восстановлено (4,25.26 и ком.). Еноха и Ламеха из линии Сифа нельзя отождествлять с первым и последним потомками в линии Каина. Енох, седьмой по порядку, «ходил пред Богом», и «Бог взял его» (ст. 24), а благочестивый Ламех назвал своего сына Ноем, надеясь, что Господь «утешит нас» (см. ст. 29). Род Каина погиб во время потопа; род Сифа пережил потоп. Исследователи расходятся во мнениях относительно пропусков в родословных. Если их нет, значит, согласно Библии, Адам был сотворен в 4004 г. до Р.Х. Но тогда трудно соотнести первые главы книги Бытие со всемирной историей, восстановленной по небиблейским источникам. Систематизация поколений по десять в каждой родословной, которой соответствует сходная система в Мф. 1 , не позволяет использовать эти родословные при вычислении абсолютной хронологии (11,10 26 и ком.). По всей видимости, за указанной здесь продолжительностью жизни стоит иной смысл. 5 Вот родословие Адама. Точнее, «запись родословия». Упоминание о записи свидетельствует о том, что автор располагал какими-то письменными источниками (11,10 26). 5 благословил. См. 9,1 и ком. нарек. См. 1,5 и ком. 5 по подобию ... по образу. Если Адам был сотворен по образу и подобию Божию, то сын Адама, рожденный по образу и подобию своего отца, получил от него и печать его грехопадения. 5 сынов и дочерей. Праведники и грешники встречались среди всех детей Адама. Чтобы проповедовать им, Бог воздвигал пророков, таких, как Енох ( Иуд. 14,15 ) и Ной ( 2Пет.2,5 ). 5 девятьсот тридцать лет. См. ком. к 5,1–32. умер. Через преступление Адама смерть вошла во все творение ( Рим. 5,12–14 ). С другой стороны, несмотря на это, благодать Божия сохраняет мессианскую линию (3,15 и ком.) даже тогда, когда земля изобилует грехом (4,17–24). Возраст патриархов. 5 ходил... пред Богом. Это выражение, повторяющееся дважды (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 Любящих меня я люблю. Мудрость сокрыта от неразумных (1,28.29) и опекает тех, кто предан ей (4,6.8.9). ищущие меня найдут меня. См. 2,4.5; 3,13–15. Эти слова предполагают связь между премудростью и милостью Божией (ср. Ис. 55,6 ), и потому не случайно, что их произносит Иисус ( Мф. 7,7 ). 8 богатство и слава. См. 3,2.16. Начало правления Соломона является примером тех благ, которые приносит мудрость ( 3Цар. 10,1–9 ). правда. Значение соответствующего древнееврейского слова не ограничивается одной лишь нравственностью, а подразумевает верность Божиему закону в широком смысле, имея в виду надлежащие отношения между Богом, людьми и всем тварным миром. 8:19 См. ком. к ст. 10,11. 8 правды. См. ком. к ст. 18. правосудия. В данном случае это слово синоним слова «праведность» (см. 1,3 и ком.). 8:21 См. ст. 18 и ком. 8:22–31 В этой части главы, по форме напоминающей гимн, говорится о мудрости как о сущности мироздания. Такая точка зрения отнюдь не отрицает историю завета и божественного спасения Израиля, поскольку сами мудрецы хранят верность завету. 8 Господь. См. ком. к 1,7. Завет с Израилем развивает обетования Божий, данные еще в раю. имел меня началом. Эти слова не приписывают премудрости самостоятельной божественной сущности, ибо она является одним из свойств Бога. прежде созданий. Премудрость есть первоначальная воля Божия ( Еф. 1,11 ), Его предвечный промысел, устанавливающий все существующее и определяющий ход истории. искони. Иными словами, премудрость предшествует самооткровению Божиему в завете и обетовании спасения. 8:23 Премудрость предшествует сотворению мира. 8:24–29 Мудрость, открывающая человеку знание о мире, основывается на данной ему Богом власти над всем творением ( Быт. 1,26–28 ; 3Цар. 4,29.33 ). Мудрость невозможна без понимания тварного мира, который дается в откровении (страх Господень: 1,7; 9,10). 8 Я родилась. Промысел Божий предшествует Его деяниям. Здесь эти слова являются поэтическим выражением, а не указанием на явление нового божественного существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 не искоренишь потомства моего. См. 20,14.15. Глава 25 25 И умер Самуил. Смерть Самуила знаменует собой конец целой эпохи в истории Израиля. все Израильтяне, и плакали по нем. Эти слова подчеркивают то значение, какое имело для Израиля служение Самуила. Ср. оплакивание Иакова ( Быт. 50,3.10 ), Аарона ( Чис. 20,29 ) и Моисея ( Втор. 34,8 ). в Раме. См. ком. к 1,1; 9,6. 25 в Маоне. См. ком. к 23,24. на Кармиле. В этой местности Саул в свое время воздвиг себе памятник (см. ком. к 15,12). 25 Навал. Авигея утверждает, что это имя означает «безумный» (ст. 25). Однако представляется маловероятным, чтобы родители назвали так ребенка. Вероятнее всего, имя этого человека звучало несколько иначе, Авигея же, желая унизить мужа, намеренно исказила его так, чтобы сделать похожим на слово «безумный». Авигея. Имя Авигея в переводе означает «отец мой ликует». из рода Халева. См. Нав. 14,13;15,13 . 25 сыну твоему Давиду. Ср. обращение Давида к Саулу «Отец мой» в 24,12. 25 но он обошелся... грубо. Букв.: «пронзительно кричал» или «бросался». Оскорбив посланных Давидом слуг, Навал тем самым продемонстрировал свою нечестивость. Этот же оборот встречается в словах Самуила (15,19), укоряющего Саула за то, что он «бросился» на имущество амаликитян (ср. 14,32). 25 они были для нас оградою. Люди Давида не только не наносили ущерба имуществу Навала (ст. 7), но и охраняли принадлежавшие ему стада и пастухов (ст. 21). 25 А мужу своему Навалу ничего не сказала. В свете неблагодарных и недальновидных поступков Навала не вызывает удивления тот факт, что Авигея не известила мужа о своем намерении встретиться с Давидом (ст. 17). См. сходный поступок Ионафана (14,1). Проявив исключительную проницательность, Авигея признает в Давиде избранника Господнего (см. ст. 28 и ком.). Ее решение пойти против воли мужа подпадает под сказанное в Деян. 5,29 о том, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». 25 пала пред Давидом на лице свое. Авигея склоняется перед Давидом так же, как он сам прежде склонялся пред Саулом (24,9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010