Следующее упоминание о праведности (но уже в несколько ином контексте) будет связано с Авраамом (15,6). непорочный в роде своем. Непорочность Ноя (по причине грехопадения первых людей) не была абсолютной. ходил пред Богом. См. ком. к 5,22. 6 трех сынов. См. ком. к 5,32. 6 земля растлилась... наполнилась... злодеяниями. См. ком. к 4,26. Здесь под словом «земля» следует понимать «все живое». 6 конец всякой плоти пришел. Эти слова объединяют человека с животными общим понятием «плоть». Если Адам осознавал свою несхожесть с животными (см. ком. к 2,7; 2,20), то данный стих подчеркивает, что произошло уподобление человека иным тварям (см. ст. 7). Человек стал Homo sapiens и полностью перестал быть Homo spiritus (см. ст. 3). 6 ковчег... осмоли его смолою. Эти же слова в древнееврейском языке используются в Исх. 2,3 в рассказе о Моисее, которого Бог также предопределил для того, чтобы вывести новое человечество из осужденного мира. 6 сделай его так... Господь очень четко изложил Свой замысел в отношении постройки ковчега, а также скинии и храма. Ковчег сохранил семью завета от хаотичных вод; скиния и храм поддерживали народ завета среди «хаотичных» народов. локтей. Локоть приблизительно 44 см. 6 потоп водный. Потоп одновременно служит и для наказания, и для очищения мира. Дух. См. ком. к ст. 3. 6:18–20 Бог сохранил Свое творение, истребив с лица земли только то, что, в силу своего растления, уже не было способно к жизни. 18 завет. Букв.: «обязательство». Первое упоминание о Божием завете связано с именем первого праведника. сыновья твои... с тобою. Завет с Ноем включает не одного только Ноя, но всю его семью как прообраз будущего человечества. Дети Ноя были спасены благодаря праведности Ноя (7,1), точно так же Христовы «дети» будут спасены благодаря праведности Христа ( Евр. 2,11–13 ). Здесь спасение обретается посреди вод потопа, что является прообразом крещения ( 1Пет. 3,20.21 ). 6:19,20 из всех ...от всякой. Эти стихи прямо связаны с 1,20 23 (6,18–20 и ком.). 6:22 Данный стих раскрывает суть праведности Ноя: он делал все так, как велел ему Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

драгоценным... имуществом. Либо эти слова являются метафорой прекрасных, добрых взаимоотношений в семье, либо здесь имеется в виду материальное достояние (напр., богатство Соломона). 24:5–6 См. 11,14; 21,22 и ком. 24 слишком высока. Глупец не может усвоить мудрость в силу своей невосприимчивости к ней. См. ком. к 22,15. у ворот. По традиции, местом, где люди собирались для суда и совета, были городские ворота. 24 того называют злоумышленником. Упорядоченное общество обладает нравственными ценностями, существование которых благотворно сказывается на борьбе со злом. 24 Помысл глупости грех. Глупость мыслится как устремленность ко злу. мерзость для людей. Имеются в виду люди, верные завету. 24:10 Подлинная крепость человеческого духа проявляется только в суровых испытаниях. 24:11–12 Два стиха объединены общим смыслом, который заключается в том, что человек не имеет права под предлогом незнания уклоняться от обязанности помогать другому в нужде. 24 Испытующий сердца. Т.е. Бог. В данном стихе вечный смысл человеческих поступков преобладает над их временными, чисто общественными проявлениями. 24:15–16 В этих стихах высказана уверенность в том, что Господь не допустит бесконечного преуспевания нечестивого человека. В то же время праведник может испытать множество несчастий, покуда Бог, наконец, не защитит его. 24 Не радуйся, когда упадет. Ср. Мф. 5,44 . 24 Не негодуй. Евр.: «не горячись», т.е. не впадай в гнев. 24 будущности. См. 23,18 и ком. 24 Бойся... Господа. См. 1,7 и ком. 24 внезапно придет погибель. Справедливое возмездие, исходящее от Бога и от царя, необходимо для сохранения порядка и истины. 24:23–25 В этих стихах правосудие рассматривается с точки зрения его общественного значения. В упорядоченном обществе правосудие не только совершается, но и рассматривается как обязательное явление. 24 В уста целует. Поцелуй является наиболее искренним проявлением дружеских чувств; именно этот смысл и подразумевается в данном стихе. 24:28–29 Эти стихи взаимосвязаны. Речь в них, по-видимому, идет о чем-то большем, чем о недопустимости лжесвидетельства. Возбуждение и гнев порождают месть, доводя человека до потери самообладания, как об этом говорится в ст. 29, неизменное же присутствие духа является проявлением мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

40 слово. Слово Божие соединяет в себе обетование и суд (55,8–11). 40 благовествующий. Т.е. несущий благую весть о спасении. вот Бог ваш! Эти слова, составляющие суть Благой Вести, получают дальнейшее развитие в ст. 10,11. 40 с силою... со властью. Бог утверждает Свою власть над всем творением и печется о Своем народе, повергая в прах его врагов, как истинный Бог Воинств (см. ком. к 13,4). мышца. Сила Божия. награда. Наградой в рассматриваемом стихе предстает сам спасенный народ, который, освободившись из плена, вступает в Царство Мессии. 40 пасти... водить. Метафора нежной, пастырской заботы Божественного Царя о Своем народе ( Пс. 22,1–4; 77,52; 79,1 ; Иер. 31,10 ; Иез. 34,11–16 ; Мих. 2,12 ; Ин. 10,11 ). 40:12–26 См. статью «Духовная природа Божества». 40 ничто... ничтожества. Мятежная и непостоянная природа человека не может препятствовать воле Божией. 40 уподобите. Таинственная природа Божия ни с чем не сравнима (ср. ст. 25; 46,5). См. статью «Духовная природа Божества». 40 серебряные цепочки. Эти цепочки поддерживали идола, не давая ему опрокинуться. 40 не знаете... не уразумели..? Это обвинение обращено к тем, кто не уверовал в откровение Божие. от начала... из оснований..? Слава и величие Божий открываются в явлениях природы ( Рим. 1,20 ). 40 восседает... раскинул. Господь царит над всем мирозданием (66,1). над кругом. Это слово означает здесь либо линию горизонта, либо небосвод. шатер. Творение Божие предстает здесь, как и повсюду в книге Исаии, как огромный, раскинутый Самим Богом шатер (42,5; 44,24; 51,13; Пс. 17,11; 18,4 ). 40 князей... судей. Эти слова относятся к земным правителям и к их подданным, ибо Господь воздает и тем, и другим одинаковой мерой (ст. 17; 2,22). 40 посажены... вихрь. Данный стих продолжает тему ст. 6,7. 40 Святый. См. ком. к 1,4. 40 Поднимите... посмотрите. Люди способны увидеть и воспринять откровение Бога в Его творении ( Рим. 1,18–32 ). воинство их. Звезды. 40 Иаков... Израиль. Здесь Исаия имеет в виду остаток народа Божия, пребывавший в плену.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

25 узнаете, что Я Господь. Некоторые из пророчеств против чужих народов завершаются «формулой признания» (ст. 7,11,17; см. ком. к 6,7). Народы в конце концов признают, что Господь Бог владычествует и над ними. 25:6–7 за то... за то вот, Я простру руку Мою на тебя. Наказание соответствует преступлению: за то, что радовались погибели Иерусалима, аммонитяне сами подпадут под власть иностранной державы. Хотя многие из малых государств региона и избежали разрушения во время вавилонского нашествия 587–586 гг. до Р.Х., все же небиблейские источники свидетельствуют, что Навуходоносор уже в 582 г. приказал обезглавить каждого десятого аммонитянина и моавитянина. Пророк Иезекииль намекает на это событие в 21,28–32. 25 открою бок Моава. Взаимоотношения между Израилем и моавитянами также состояли по большей части из конфликтов ( Исх. 15,15; 24,17; 25,1 ; Руфь 1,1.2 ; 1Цар. 22,3.4 ). Моав в итоге разделит судьбу Аммона. 25 за то, что Едом жестоко мстил. Едомские цари стали вторгаться в Иудею сразу после падения Иерусалима (35,15). Враждебность между Израилем и Едомом имеет глубокие исторические корни (см. Быт. 25,23.30 ; ср. Чис. 24,18 ; Втор. 23,7 ; Суд. 11,17.18 ; 1Цар. 14,47 ). Иезекииль произнесет еще одно пророчество против Едома (гл. 35). 25 Филистимляне поступили мстительно. Филистимляне захватили приморскую долину на западном побережье Иордана и контролировали жизненно важный приморский торговый тракт. Взаимные территориальные притязания и противоположные стратегические интересы привели к тому, что отношения между двумя народами были далеки от дружественности (см. 16,27.57). 25 истреблю Критян. Можно предположить, что массовое переселение филистимлян в Ханаан началось в последней половине тысячелетия до Р.Х. и было частью миграции народов из средиземноморского региона. В египетских летописях они называются «морским народом». Одно из племен или родов филистимлян носило имя критян: возможно, они действительно переселились с острова Крит. Критян нередко отождествляют с фелефеями. В качестве наемников они служили в войске царя Давида ( 2Цар. 8,18; 15,18 ; 3Цар. 1,44 ). Глава 26

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

133 рабы Господни. Имеются в виду священники и левиты, на всю ночь остающиеся в храме. в доме Господнем. В храме (см. ком. к Пс. 2,6 ). 133 Воздвигните руки ваши. Жест, сопровождавший молитвенное обращение к Богу. 133 с Сиона. Т.е. из храма, в котором Господь являл Свое присутствие избранному народу. сотворивший небо и землю. Господь Творец вселенной. Глава 134 Пс. 134 Этот хвалебный гимн славит Господа за многие Его свойства и деяния: за безграничное господство над мирозданием (ст. 5–7) и земной историей (ст. 8–12), за избрание Им Израиля (ст. 4) и за превосходство над языческими божествами (ст. 15–18). Заглавие. Аллилуйя. «Хвалите Господа». 134 имя Господне. См. Пс. 8,2 . рабы Господни. По всей видимости, подразумеваются служащие в храме священники и левиты. 134 стоящие. Т.е. служащие в храме. 134 Господь наш превыше всех богов. Эти слова следует понимать в том смысле, что только Господь Бог, те же, кто ниже Его, не боги. 134 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле. Языческие божества (ст. 5), по верованиям поклонявшихся им народов, обладали властью, ограниченной пределами какой-то одной стихии. Власть же Господа, единственного истинного Бога, простирается на всю сотворенную Им вселенную. 134 творит молнии при дожде. Возражение теологическим воззрениям хананеев (и отступникам из числа израильтян), согласно которому над дождями и молниями властвовал верховный бог хананейского пантеона Ваал. 134 Он поразил первенцев Египта. Череда из десяти казней египетских, ниспосланных Господом на страну фараона, дабы тот освободил евреев из рабства, завершилась самой страшной из них смертью всех первенцев египтян (Исх., гл.11). 134 Сигона ... Ога. Ханаанские цари в эпоху, когда Моисей вел свой народ через пустыню в землю обетованную ( Чис. 21,21–35 ). 134 отдал землю их в наследие... Израилю. Имеется в виду земля Палестины, дарованная Господом избранному Им народу. .134,13 имя Твое. См. Пс. 8,2 . 134 Идолы язычников. Соседние с Израилем народы обожествляли изваяния из дерева и драгоценных металлов. Псалмопевец, подобно пророку Исаии (Ис, гл. 44), высмеивает поклонение этим изваяниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

45 не вы. Иосиф старается смягчить чувство вины и стыда, охватившее его раскаивающихся братьев. Он показывает, что их преступление использовано Богом для исполнения Его замыслов (44,16 и ком.). владыкою. Вера Иосифа утвердилась благодаря сновидению в самом начале его истории (37,8). 45 Бог поставил меня господином над всем Египтом. Бог соделал невозможное возможным (ст. 26). 45 перемену одежд. Действия Иосифа прямо противоположны поступку его братьев, в свое время снявших с него одежду (37,23). 45 не ссорьтесь. Если Иосиф простил братьев, то тем более им следует простить друг друга ( Мф. 18,21–35 ). Глава 46 4650,26 Заключительная часть «родословия Иакова» является переходом к книге Исход. 46:1–27 Бог обещает сохранить этот немногочисленный народ в Египте. 46 принес жертвы. Вирсавия была местом поклонения Авраама (21,32.33), Исаака (26,23 25) и Иакова (28,10–15). 46 сказал Бог. И вновь перед уходом Иакова из обетованной земли Бог повторяет ему Свое обещание быть с ним и возвратить избранный народ в обетованную землю (28,15). в видении. Патриархи имели пророческий дар откровения от Бога (напр., 15,1). Однако никто из двенадцати сыновей Иакова не получил откровения относительно того, что именно ему будут дарованы обещанные семя и земля. 46 Я Бог. Бог повторяет Свои обетования Исааку (26,24) и Иакову (28,13–15), поддерживая тем самым в патриархах уверенность в непреложности этих обетований. не бойся. Иаков собирался отправиться в Египет подобно тому, как это сделал Авраам, но Бог запретил ему. Теперь Иакову дается особое разрешение, которое подкрепляется словами: «Я пойду с тобою» (ст. 4). там произведу от тебя народ великий. Бог уточняет обетование, данное отцам (12,2; 15,13.14; 17,20; 18,18; 21,13.18). Его исполнение см. в Исх. 1,7 . 46 Я и выведу тебя обратно. Иосиф перед смертью напомнил об этом обетовании братьям (50,24). закроет глаза твои. См. 50,1. 46:8–27 Подобно тому как перечисление сыновей Иакова служит завершением истории его пребывания в Месопотамии и возвращения оттуда в обетованную землю (35,10–26), так и данный перечень его сыновей завершает собой рассказ о патриархальном периоде в Ханаане и служит переходом к повествованию об исходе из Египта ( Исх. 1,1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4,3 и ком.; Мф. 6,9 ). 29 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18. мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32,4; 2,2–5). Глава 30 3031,9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы. 30:1–7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом. 30 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии. заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии. не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему. 30 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4Цар. 8,21 ). укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5 ). 30 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение. 30 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону. в Цоане. См. ком. 19,11. до Ханеса. Город в среднем Египте в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса). 30 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7–11). 30 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам. 30 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля ( ). дети. См. ком. к 1,2. закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч. 2,1 ). 30 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести. провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1Цар. 22,8 ; Иер. 6,14; 14,13–16; 20,9.10; 28,8.9 ; Иез. 13 ; Ос. 9,7–9 ; Ам. 2,12; 7,12.16 ; Мих. 2,6–11; 3,5.11 ), чего никак нельзя сказать об Исаие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Павел проясняет свою мысль, развивая цитатой из Быт. 2,7 противопоставление между первым и последним человеком (ст. 21, 22 и ком.). От слова «душа» (греч.: «психе») происходит слово «душевный» («психикос», ст. 44); в то время как от слова «дух» (греч.: «пневма») «духовный» («пневматикос»). Во исполнение Своего мессианского дела Иисус стал «духом животворящим» в момент Своего воскресения. Т.е. Он принял Свое духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом в Своих действиях и бытии (не теряя, разумеется, Своей собственной Личности Сына). См. Рим. 8,9–11 ; 2Кор. 3,6.17.18 . 15 перстный... небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42–44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10,11), но все еще ожидают полноты его. 15 плоть и кровь. Т.е. физическое тело. 15 тайну. См. ком. к 2,7. не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело ( 1Фес. 4,13–18 ). 15:54–57 Эти стихи одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24–28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение «греха» и «закона». В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех ( Рим. 5,12 ) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха ( Рим. 7,7–12 ). Глава 16

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

425 Iustitita, pudicitia, fortitudo, sapientia – четыре добродетели, которые вслед за Цицероном (fin. 1. 45–50; tusc. 3. 17) и стоиками свт. Амвросий считал главными в человеке, см.: Isaac 8. 65; Iacob 2. 10. 43; Ioseph 13. 75; bon. mort. 10. 44. 445 О множественности миров учили Ксенофан Колофонский, Левкипп, Демокрит, Эпикур и др., см.: Диоген Лаэртский, uitae philosophorum 9. 19, 30, 44, 57; 10. 45, 73–74, 89–90. 461 Текст этого параграфа цитировали в «Деяних» Константинопольского собора 553 г., см.: Irmscher J. Ambrosius in Byzanz//Ambrosius Episcopus. Vol. 2. P. 298–311. 473 О внутреннем слове (νδιϑετος λγος) говорит Платон («Тимей» 37с); стоики развили его тезис в учение об «имманентном слове». Христианские авторы также употребляли это понятие, см.: Тертуллиан , adu. Prax. 7. 1; apol. 21. 10–11; Афанасий Александрийский , с. arian. 2. 35; см.: Markschies. S. 512–513, Anm. 391. См. также: Szabó F. Le Christ créateur chez Saint Ambroise. Roma, 1968. P. 43–44. 482 Свт. Амвросий имеет в виду римский обычай emancipatio, по которому сын освобождался от отцовской власти и получал права юридического лица, см.: Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. М., 1989. С. 118. 483 Морескини считает это место тёмным, отказываясь от интерпретации мавристов, ссылающихся на Кодекс Феодосия (8. 18. 1 и 9), где говорится о сиротах, отдаваемых в опекунство, см.: Moreschini. Р. 299, not. 13. 513 О различии Трёх Лиц Святой Троицы говорит свт. Василий Кесарийский (spir.s. 2. 4 3. 5): из Кого – Отец; Кем – Сын; в Ком – Святой Дух. Свт. Амвросий повторяет эти слова свт. Василия в своём трактате «О Духе Святом» (2. 85 и след.), см.: Moreschini. Р. 321, not. 1. Читать далее Источник: Собрание творений: на латинском и русском языках/свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012-./Т. 5. - [сост. Н.А. Кулькова]. - 2015. - 519 с./О вере. 21-419 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5 за имя. См. ком. к 4,7. 5 об Иисусе Христе. Проповеди в Книге Деяний постоянно указывают на Иисуса как на Христа, Мессию (2,31; 3,20; 9,22; 17,3; 18,5.28; 26,23). Глава 6 6 вдовицы их пренебрегаемы были. Христианская община, вероятно, унаследовала от иудаизма заботу о бедных и нуждающихся соплеменниках. Проявление этой заботы проступает в описании общественной деятельности (2,44.45; 4,34–37). Но возникла извечная проблема дискриминации: вдовы евреев-эллинистов считались чужими с точки зрения уроженцев Иудеи и их обходили вниманием. 6 двенадцать. Т.е. двенадцать апостолов, включая Матфия (1,26). Термин «двенадцать» заменил термин «одиннадцать» (1,26; 2,14; Лк. 24,9.33 ). учеников. Первое из многих мест Книги Деяний, где верующие названы «учениками» (напр., 6,7; 9,1; 11,26; 13,52). Павел не пользуется этим наименованием христиан. См. Введение: Время и обстоятельства написания. оставив слово Божие. Ср.: «в... служении слова» (ст. 4). При описании первоначальной организации новозаветной Церкви упомянуты два важных служения: 1) служение слова и молитва (ст. 4); 2) служение физическим потребностям верующих, кратко названное «попечением о столах». В греческом тексте употреблен глагол «диаконео» (служить), от которого произошло слово «диакон». Функции диакона описаны в 1Тим. 3,8–13 . 6 братия, выберите из среды себя семь человек. Члены общины избрали семерых человек, затем апостолы выделили их («поставили») молитвой и возложением рук (ст. 6). исполненных Святаго Духа и мудрости. Во все времена два необходимых условия для совершения служения были: водительство Святого Духа и мудрость в поступках. 6 Стефана... Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая. Все семеро носят греческие имена, что, возможно, указывает на их принадлежность к иудеям рассеяния, но не обязательно в то время многие иудеи в Палестине также имели греческие имена (напр., Симон Петр). Некоторые подробности указаны только относительно первого и последнего диаконов: Стефана («исполненного веры и Духа Святого»), поскольку о нем идет речь далее (6,8 7,60), и Николая антиохийца, обращенного из язычников, чтобы указать (раз он прозелит) на межнациональную природу служения семи диаконов и упомянуть Антиохию город, который станет центром миссионерской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010