В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).    Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16).    Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2 Кор.13:13), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1 Ин.5:7).    Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор.2:10). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает».    Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).    Духу Святому приписывается участие в творении мира: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов.33:4).    В то же время, приписывая Святому Духу Божественные свойства, Священное Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей.    Ап. Павел говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим.3:16). Ап. Петр, говоря о ветхозаветных пророчествах, замечает, что их изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:21), т. е. Священное Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Духом Святым. В пятой книге «Против Евномия» в доказательство божественного достоинства Святого Духа приводится следующий аргумент: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Учение Откровения о Божестве Святого Духа более кратко, чем учение о божественном достоинстве Сына. Причину этого объясняет свят. Григорий Богослов , согласно которому «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, но не с такой ясностью Сына. Новый – открыл Сына и дал указания о Божестве Духа... Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями... продвижениями от славы в славу...» 339 . В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20 ), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2Кор.13:13 ), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1Ин.5:7 ). Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает». Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

    ...напоминаю тебе возгреват дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим.1:6).    Эти фрагменты ясно свидетельствуют о благодатном характере иерархического служения.    В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях. 4.1. Апостолы    Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).    Согласно приведенным словам Господа, апостольское служение предполагает: 1) учительство (научите); 2) священнодействие (крестя); 3) служение управления (уча их соблюдать). Слова примите Духа Святаго указывают на то, что данное служение связано с особыми дарами Святого Духа.    Христианское учительство и проповедь — это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое сообщение обучаемому некоторой суммы знаний или система доказательств. В христианском учительстве истина, по словам свящ. Павла Флоренского, «не доказуется, а показуется», является силою Святого Духа, содействующего проповеди. Именно так понимали дело учительства сами апостолы: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор.2:4-5).    Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например: крещение (см.: Мф.28:19), покаяние (см.: Ин.20:21-23) и причащение. Совершив Тайную вечерю с учениками, Господь произнес слова: ...сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).    Апостолы получили также дары, связанные с управлением Церковью. Это было необходимо, для того чтобы научить верующих соблюдать все то, чему учил Господь учеников. После того как ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Христос обращается к нему со словами: Паси агнцев Моих... паси овец Моих (Ин.21:15-17). Слово «паси» означает служение управления: апостол должен управлять верующими, подобно тому как пастырь управляет стадом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

...напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). Эти фрагменты ясно свидетельствуют о благодатном характере иерархического служения. В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях. 4.1. Апостолы Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Согласно приведенным словам Господа, апостольское служение предполагает: 1) учительство (научите); 2) священнодействие (крестя); 3) служение управления (уча их соблюдать). Слова примите Духа Святаго указывают на то, что данное служение связано с особыми дарами Святого Духа. Христианское учительство и проповедь – это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое сообщение обучаемому некоторой суммы знаний или система доказательств. В христианском учительстве истина, по словам свящ. Павла Флоренского, «не доказуется, а показуется» 1204 , является силою Святого Духа, содействующего проповеди. Именно так понимали дело учительства сами апостолы: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор.2:4–5 ). Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например: крещение (см.: Мф.28:19 ), покаяние (см.: Ин.20:21–23 ) и причащение. Совершив Тайную вечерю с учениками, Господь произнес слова: ...сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Апостолы получили также дары, связанные с управлением Церковью. Это было необходимо, для того чтобы научить верующих соблюдать все то, чему учил Господь учеников. После того как ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Христос обращается к нему со словами: Паси агнцев Моих... паси овец Моих ( Ин.21:15–17 ). Слово «паси» означает служение управления: апостол должен управлять верующими, подобно тому как пастырь управляет стадом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

О, это неуместное и лукавое безрассудство! Волхвы поклоняются, а христиане исследуют причину, почему Бог [явился] во плоти? в какой плоти? была ли человеческая природа воспринята во всей полноте, или частично? Да умолкнут в Церкви Божией все излишние вопросы. Давайте будем славить то, во что уже уверовали. Не будем проявлять излишнее любопытство к тому, о чем следует молчать. Итак, присоединись к тем, кто с радостью ожидает Господа с небес. Представь себе мудрых пастырей, пророчествующих священников, радующихся женщин, когда Гавриил научил Марию радоваться 13 ( Лк.1:28 ), когда [младенец] Иоанн взыграл во чреве Елизаветы ( Лк.1:44 ). Анна [пророчица] благовествовала ( Лк.2:38 ), Симеон [Богоприимец] взял на руки ( Лк.2:28 ) – все они в малом Младенце поклонялись Великому Богу, не обращая внимания на видимое, но славословя величие Его Божества. Ибо Божественная Сила, как свет сквозь прозрачную среду, воссияла через человеческое тело, просвещая тех, у кого чисты очи сердца, в числе которых хорошо бы оказаться и нам, открытым лицом отражая Славу Господню, чтобы и нам преображаться из славы в славу ( 2Кор.3:18 ) благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 4 Это слово часто встречается у свт. Василия в качестве собственного (ипостасного) имени Св. Духа. См., например, Contra Eunomium III.3. См. так же Lampe G.W.H., А patristic Greek Lexicon, p.19. 10 В синод. пер.: «Говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». 13 Слово «радоваться» в греческом языке обозначает приветствие. Но здесь автор обращается к его исходному значению. Читать далее Источник: Свт. Василий Великий. Гомилия на Святое Рождество Христово. (Пер. и ком. А. Фокина)//Богословский сборник ПСТБИ. 1999. 5. С. 104-117. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Церковная иерархия ведет свое происхождение от Самого Владыки Христа и от Святого Духа, сошедшего на Апостолов. С тех пор церковная иерархия непрестанно продолжается в Православной Церкви через рукоположение в святом таинстве священства (см. Еф.4:11–12 ; Деян.20:28 ; 1Пет.5:2–3 ; 2Тим.4:2, 5 ; Тит.1:5 ). Спаситель Сам избрал Апостолов и дал им право и власть проповедовать Евангелие, священнодействовать и управлять. По Воскресении Своем Он сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). Им, Своим избранникам, Он дал неограниченную. Божественную власть, заповедав: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Поскольку Спаситель обещал Апостолам пребывать с ними во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), то Он тем самым возвестил, что служение Апостолов продолжится и после них, по преемству, вплоть до скончания мира. Получив от Самого Спасителя полномочия передавать посредством рукоположения иерархическую власть своим преемникам, Апостолы ставили своих преемников – епископов – совершать их служение. При этом они подавали им особую благодать через рукоположение ( Деян.14:23 ), возвещая, что епископами в Церкви поставляет их Сам Дух Святой ( Деян.20:28 ; ср. 1Пет.5:2–3 ; 2Тим.4:2, 5 ; Тит.1:5 ). Эти наследники святых Апостолов наделяли своими правами и обязанностями своих преемников, а те – своих, и так, через непрестанное преемство, апостольское рукоположение непрестанно продолжается до сего дня и будет продолжаться до скончания века. Дабы сохранить полноту и чистоту этой богоданной власти и права, Апостолы давали своим наследникам самые подробные наставления о том, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Учение Святого Откровения ясно показывает, что цель Церкви достигается через посредство иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Глава 52 1–2. Вторичное обращение пророка к Сиону и Иерусалиму. 3–6. Обнаружение силы Божественного покровительства Иерусалиму чрез его внутреннее бессилие. 7–8. Возрожденный Сион посылает благовестников спасения во все концы земли. 9–12. Торжественно-благодарственный гимн Богу за восстановление и прославление Иерусалима. 13–15. Пролог к следующей главе – о прославлении раньше унижаемого Мессии, явившегося в образе раба. Ис.52:1–2 . Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов, представляет собой продолжение предыдущей речи (с Ис.51:17 ст.) – о восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей главы, особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу – победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов рабства. Ис.52:1 . Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезан­ный и нечистый. Ис.52:2 . Отряси с себя прах; встань, плен­ный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, плен­ная дочь Сиона! «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах, пленная дочь Сиона». Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу будущему же поруганию Вавилона: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле» ( Ис.47:1 ). О том, что здесь нужно разуметь под брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на Ис.49:18 ). «Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.» Иерусалим называется городом «святым» (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр. молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. Иез.44:9 ; Зах.14 – СПб. проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и чистоте – не более, как образы или символы для выражения высших идей – духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке Священного Писания именуется «обрезанием сердца» ( Деян.7:51 ; Рим.2:28–29 ; блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский ). Следует также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (Ис.35ст. см. наш ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Священник : Читать Священное Писание может любой христианин. Что же до проповеди , то вспомни слова апостола язычников Павла: как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 ). И мы знаем, что только апостолы посланы были Господом на проповедь (см.: Мф.28:20 ), то есть получили от Него власть учить. Епископы же имеют эту власть как прямые преемники апостолов и, в свою очередь, передают ее священникам. Святой Павел вменял в обязанность учить в Церкви Ефесской лишь ее епископу Тимофею, а не всем верующим Ефеса. И он же вопрошал коринфян: все ли апостолы?... все ли учители? ( 1Кор.12:29 ). А о епископе и священнике говорит, что они должны быть достойными учить других (см.: 1Тим.3:2 ; Тит.1:9 ), чего нигде не говорит ни о ком другом. Итак, уже апостолы проводили различие между пастырями и паствой, как между учащими и внимающими учению. Но епископ и священник могут учить не тому, что им заблагорассудится, а тому, чему учила Церковь всегда. Они учат от имени Церкви, которая есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Сектант : Любой христианин просвещен Духом Святым, а значит, способен толковать Священное Писание, о чем говорит и апостол Иоанн: вы имеете помазание от Святаго и знаете всё... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас ( 1Ин.2:20,27 ). Священник : Послушай, человече! Священное Писание кладезь бездонный, ибо в нем бесконечная премудрость Божия. Приступивший к колодцу, чтобы напиться без всякого сосуда, попросту утонет, но если кто почерпнет из глубины ведром, а из ведра кружкой, то утолит жажду без всякой для себя опасности. Кто столь безумен, чтобы бросаться в глубокие воды, не умея плавать? Если же употребить другое сравнение, то у Священного Писания, по слову святых отцов, есть «кости», разгрызть которые пусть не пытается тот, чье разумение подобно молочным зубам. Ибо не у каждого довольно премудрости, чтобы толковать Писание. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто ( Сир.3, 21–22 ), говорит Иисус, сын Сирахов. Еще яснее учит об этом апостол Петр на примере Павловых посланий, в которых, по его словам, есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Петр.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

17–18). Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. «Не, потому что есть какое-либо пророчество о сошедшем с неба гласе Отца, но, потому что из этого гласа Отца с неба, засвидетельствовавшего сыновство Иисуса Христа, мы убедились, что все открытое чрез пророков непререкаемо относится к Тому, о ком свидетельствует Отец. А свидетельство Отца о сыновстве Господа нашего Иисуса Христа мы знаем троекратно: одно, – при Крещении (см. Мф.3:17 ), другое, – пред страданиями, когда сказано: и прославил, и еще прославлю ( Ин.12:28 ), и третье, – на горе Фавор» (см. Мф.17:5 ) (блж. Феофилакт). 19). И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших «Внимая, говорит апостол, предсказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде» (блж. Феофилакт). «Светильник, сияющий в темном месте есть Откровение Божие, – или совокупность учения, содержимого и предлагаемого Святой Церковью . К нему стремитесь, его усвоить поревнуйте, – и будете истинно просвещенными» (свт. Феофан Затворник . О Православии с предостережениями, 7). «Свет Христов для нас есть то светильник в темноте, то восход солнца, то полный свет дневной. Это неминуемые признаки при восхождении в свет Христов и кто не испытал их на пути своем, тот еще не увидел света Христова… (Когда) заметит кто из окруженных мраком свет, пойдет по указанию его и придет сначала к такому свету, который можно сравнить с восходом солнца, а потом к такому, который уподобляется полному дневному свету» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). «Пока не воссияет дневной свет, – какой дневной свет? Конечно же воссиявший на Фаворе! И взойдет утренняя звезда, – какая утренняя звезда? Конечно же осиявшая там Петра с Иаковом и Иоанном. Где взойдет? В сердцах наших. Не ясно ли, что этот (нетварный божественный) свет светит теперь в сердцах верных и совершенных?» (свт. Григорий Палама . Триады, 2:3–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

349. КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ЭТО ТАИНСТВО? Это Таинство ведет начало от св. Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов… (и они) крестились от него… исповедуя грехи свои (Мк 1:4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф 18:18). По воскресении же Своём действительно дал им эту власть, когда сказал: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:22-23). 350. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ КАЮЩЕГОСЯ? От кающегося требуется сокрушение о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Христа и надежда на Его милосердие. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор 7:10). И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив (Иез 33.19). О Нем (т.е. о Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян 10:43). 351. ЧТО ПОМОГАЕТ ПОКАЯНИЮ? Подготовительные и вспомогательные средства для покаяния — это пост и молитва. 352. КАКОЕ СРЕДСТВО УПОТРЕБЛЯЕТ ЦЕРКОВЬ ДЛЯ ПОМОЩИ КАЮЩЕМУСЯ? Св. Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника — епитимью. 353. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ЕПИТИМЬЯ”? Слово епитимья означает запрещение (см. 2 Кор 2:6). В виде епитимьи, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые благочестивые упражнения и некоторые лишения с целью освобождения от власти греха и преодоления греховной привычки. Например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от Св. Причащения на определённое время. О Священстве. 354. ЧТО ТАКОЕ СВЯЩЕНСТВО? Священство есть Таинство, в котором правильно избранного кандидата Св. Дух посредством епископского рукоположения поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор 4:1). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян 20:28).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010