24 да бегут в горы. Согласно Евсевию, историку ранней церкви, христиане во время Иудейской войны действительно оставили Иерусалим во исполнение пророчества. 24 те дни. Хотя обычно это связывают со ст. 15–21, возможно, что речь идет обо всех «болезнях» (ст. 4–14). 24 если возможно. Точнее: «если бы то было возможно». Хотя лжепророки стремятся прельстить именно избранных, успеха они не добьются. См. статью «Сохранение святых». 24 как молния. Пришествие Христа явно, очевидно, его нельзя ни с чем спутать. 24 где будет труп. Знамения Второго пришествия будут столь же очевидными, как несомненно: где собрались орлы, там – труп. См. ком. к Лк. 17,37 . 24:29–31 Полагают, что в этих стихах говорится о поражении сатанинского войска, о победе Сына Человеческого и о распространении Евангелия по всему миру (что символически и произошло при разрушении Иерусалима). Но язык ст. 31 – такой же, как 13,41; 16,27 и 25,31, а также 1Кор. 15,52 и 1Фес. 4,14–17 . Это позволяет считать, что речь здесь идет о Втором пришествии и суде. 24 знамение. Сам Христос или первые мгновения Его пришествия. 24 род сей. Возможно, тип людей – «род лукавый и прелюбодейный» (12,39). все сие. Соответствует тем же словам в ст. 33, где речь идет еще не о самом конце. Это – «родовые схватки» и знамения, которые только указывают на пришествие Христа (включая осаду и падение Иерусалима). Это пророчество во всех деталях, кроме самого пришествия, так или иначе свершилось еще при жизни апостолов.36 никто не знает. Этими словами пресекаются попытки предсказать, когда вернется Христос. См. статью «Полнота человеческого естества в Иисусе Христе». 24 бодрствуйте. Состояние активной деятельности, а не пассивного ожидания (ст. 45–51). См. статью «Второе пришествие Иисуса Христа». Глава 25 25:1–13 Нескорое возвращение Христа поможет отличить «мудрых» от «неразумных». Чтобы быть «готовым», надо запастись «маслом», чтобы «светильник» не погас от долгого ожидания. См. ком. к Лк. 16,6 , 25 талант. См. ком. к 18,24 и 18,28. Значение слова «талант» в смысле «способности», «дарования» произошло именно от этой притчи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17:22–23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16,21–24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8,20) отождествляется здесь со страдающим Слугой («Рабом Господним») у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего («мужа скорбей») с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли ( Лк. 24,25.37.38 ). 17:24–27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом ( Исх. 30,13 ). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны – 22,21). Речь идет о богосыновстве верующих. Глава 18 18:1–35 Это четвертая из пяти основных частей Евангелия от Матфея (см. Введение: Характерные особенности и темы). 18 как дети. Иисус приводит это сравнение не потому, что дети, как считается, невинны, а потому, что они зависимы и не пытаются казаться другими. 18:5–7 кто примет. Поскольку ученики Иисуса должны стать «как дети», слово «дитя» их и обозначает. То, что ответят ученикам Иисуса, ответят Ему Самому, склонять же ученика ко греху – воистину страшно (ст. 6). Человеческая развращенность – причина тому, что «надобно придти соблазнам», однако личная ответственность каждого не отменяется всеобщностью греха. 18:8–9 См. ком. к 5,1 – 7,29. 18 Ангелы их. В Писании говорится, что ангелы охраняют людей Божиих и служат им ( Пс. 90,11 ; Евр. 1,14 ) и что ведению этих духовных существ могут быть поручены те или иные области человеческой жизни ( Дан. 12,1 ). Хотя этот стих порой толкуют в том смысле, что у каждого верующего есть свой собственный ангел-хранитель ( Деян. 12,15 и ком.), это распространенное верование выходит за пределы библейских данных. 18:12–14 Об одной овце пекутся не в ущерб девяноста девяти; Бог заботится о каждом из учеников, но особенно – о заблудшем или находящемся в опасности. Бог избирает и защищает не только Свою Церковь в целом, но и каждого человека внутри нее. Возможно, притча эта связана с Иез. 34,11–16 (см. также 9,36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1598 В Елатомском уезде с. Беляково, Ермолово и друг. (Известия Тамб. Архивн. Комиссии, вып. IV, стр. 27–30). 1599 Рукопись библиот. Рязан. духовн. семин. 489, л. 36. – Известия Тамб. Архивн. Ком., вып. XXIX, стр. 165. 1600 Еще в XV в. Рязанские князья упоминают в договорных грамотах о своих селах «в Мордве на Цне» (Собран. Госуд. Грам. и Догов., I, 322, 327:329), которые, по присоединении Рязани к Москве, стали царскими дворцовыми селами. Иоанн III завещал старшему сыну Василию «Мещеру с волостьми и з селы и со всем, что к ней потягло, и с Кошковым» (там-же, стр. 392), а в вотчинах великой старицы иноки Марфы Ивановны упоминается среди «нижних мордовских деревень Верхоценской волости погост Спасской Кошков на Цне», а также и все села и деревни, названные в рассказе о первой миссионерской поездке архиеп. Мисаила (Известия Тамб. Архивн. Ком. XXXVII, 73 и след.). – «Присудом» назывался в то время отдельный округ, обособленный в административном, судебном и податном отношениях. Чаще всего «присуды» составлялись из дворцовых волостей или из слобод людей промышленных (В. Сергеевич Древности русского землевладения – Журн. Мин. Нар. Просв., 1902, XII, 350 и дал.). 1601 Все эти поселения и теперь существуют под теми же именами, по почтовой дороге из Шацка в Спасск, в близком соседстве друг с другом. 1604 Обилие мордовских названий рек и поселений около Тамбова (наприм., Керша, Расляй, Трегуляй, Понзарь и т. п.) свидетельствует о том, что этот край был издавна занят мордвой. По точным данным мордва жила в дер. Бойкиной (под самым Тамбовом), в с. Горелом. Пахатном Угле, Питерском и друг. (Известия Тамб. Арх. Ком., XIII, 41; Тамб. Губ. Ведом., 1863 г., 36). 1607 Собор был не раньше второй половины марта и не позже первой половины апреля 1654 г. (П. Смирнов История русского раскола, стр. 41). 1608 Он упоминается на службе в Приказе Больш. Дворца (см. указатели к Актам Историч. и Дополнениям). 1610 Здесь явная описка – вместо «при отце», так как при Михаиле Феодоровиче случаев массового обращения мордвы в христианство не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Чтобы вселился в нас Господь, должно работать в заповедях Духа (22:151). – Святой Дух есть источник всех добрых дел (27:171–172). – Дух Святой посылается соблюдающим заповеди Христовы (28, 176; 55:327–328). – Сила Духа-Утешителя (28:176). – Должно углубляться в словеса Духа (30:181–182). – Истинные праведники умудряются Святым Духом на то, чтобы смиренно признавать себя окаянными и недостойными попечения Божия (36:203). – В ком обитает Дух, того побуждает Он к деланию и перенесению скорбей (36:203). – Искушениями Дух укрепляет человека и приближает к мудрости (36:203). – В тех, кои пребывают в покое, живет не Дух Божий, а дух диаволов (36:203–204). – Откуда человек узнает, что приял он мудрость от Духа? (38:207–208). – Когда душа приемлет в себя Святого Духа? (42, 230; 65:420). – Ведение Духа просто и не просиявает в помыслах душевных (49:272–273). – Всякая добродетель называется крестом, когда исполняет заповедь Духа (49:277). – Тайны открываются смиренномудрым Духом Святым (53:295). – Должно выйти из ветхого мира страстей, чтобы войти в новый мир Духа (55:304). – Прозирающий в тайны Духа, созерцает славу Христову (55:323). – Созерцание тайн подается Духом по приобретении душевного здравия (55:324). – Пажитями Духа ум восходит до созерцания Святой Троицы (55:326). – Верой познаем, что существуют тайны Духа (55:327). – Пришествием Утешителя (См.: Ин.14:15–16 ) Спаситель называет дарования откровений тайн Духа (55:328). – В приятии Духа – все совершенство духовного ведения (55:328). – Во Христа облекаемся мы водой и Духом (55:330). – Дух вся испытует, и глубины Божии (55:333). – За простоту и горячность веры апостолы сподобились приять Духа-Утешителя (55:334). – Созерцания, подаваемые Духом Святым, невозможно выразить ясно словами (55:335–336). – Диавол выдает себя за Утешителя, прельщая этим людей (55:337–338). – Когда может возбудиться в человеке сладость Духа Божия? (56:357–358) – Пока человек не приимет Утешителя, потребны ему божественные Писания, и почему (58:385).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

22 При этом такая ужасная доля выпадала главным образом людям «убогим и нищим»: именно к ним, по словам святителя Димитрия, священники «не хотят ходити; токмо к богатым ходят, а убогих и нищих презирают». Сочинения Св. Димитрия, ч. I, стр. 109. 25 См., например, наказ его монаху Варлааму от 6 апр. 1705 г. в исследовании И.А. Шляпкина, прилож. III. Нельзя не отметить при этом высокой нестяжательности святителя Димитрия, не увеличившего церковных пошлин в своей епархии, несмотря на вопиющую, поразительную бедность его архиерейского дома. См. там же, стр. 356–358. 27 Слава эта началась уже в Черниговской епархии, где пробыл святитель Димитрий около двух лет (с 23 мая 1675 г. по 11 июня 1677 г.) в должности проповедника при архиепископе Лазаре Барановиче, непосредственно после рукоположения в иеромонаха. См. у проф. Ф.И. Титова: «Св. Димитрий митрополит Ростовский, бывший ученик Киевской духовной Академии (1651–1709)». К. 1909, стр. 8–9. 31 Мы видели уже, какими яркими чертами рисует он эту картину. Вот ещё несколько таких же штрихов. То, что совершается в отношениях между высшим классом и бедными крестьянами, святитель сравнивает с пиром Иродовым. «Смотри, како пир совершается немилосердных владетелей; но и ныне во многих господах чуть не также, поедают и пиют кровавые труды человеческие, а бедных крестьян своих немилосердно мучат; снедают то люди Божия вместо хлеба; господам и до пресыщения всего довольно есть, а крестьянам бедным и укруха худаго хлеба не стает. Сии объядаются, а тии алчут; сии упиваются, а тии разве водою жажду свою утоляют; сии веселятся, а тии плачут на правежах. Таков пир господск, снедают люди вместо хлеба». Соч., т. II, стр. 488–489. Ср. ещё об отсутствии любви и милосердия: там же, стр. 364. Зато на страшном суде картина изменится: там же, стр. 22. 36 Толкуя притчу о сеятеле в приложении к раскольникам, он говорит между прочим: «доброе семя слова Божия, еже учит не удалятися от святыя Церкве, придержатися же тоя, яко матере, родившей нас крещением святым; но птицы бесовския, раскольники, излетевше от гнезда своего Брынскаго, позобоша то семя, научивше многих бегати Святой Церкви, и гнушатися святынь Божиих, лжуще и прельщающе простых мужиков и баб, и глаголюще: уже ныне церковь не церковь, попы не попы». И это «прельщение» простецов в вере шло, по-видимому, очень успешно. «Бесовския птицы», вывевшияся и расплодившияся в гнезде Брынских лесов, оттуда разлетаются «во вся грады и веси зобати семена словесе Божия и истребляти учение православныя восточныя церкве, и уже мало не вся семена от всех сердечных нив позобоша и истребиша: мало бо в ком зрится истинное благочестие и православная вера». Соч., т. II, стр. 595. Курсив мой. См. ещё там же, стр. 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 Я не знал Его. Хотя Иоанн Креститель мог быть ранее лично знаком с Иисусом (см. Лк. 1,39–45 ), он не знал, что Иисус был Сыном Божиим, пока Дух не открыл ему это (ст. 32). Роль Иоанна Крестителя целиком заключается в свидетельстве о сущности Иисуса и о Его значении для мира. См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса». 1 крестящий Духом Святым. Павел говорит об Иисусе как о втором Адаме, который становится «духом животворящим» ( 1Кор. 15,45 ). Иоанн и Павел считают дар Духа, который Христос дает Своему народу, составной частью Его искупительной миссии. Возвратившись на небо, Иисус посылает на землю этого небесного Утешителя (14,26; 16,7). Таким образом, «крещение Духом Святым» совпадает по времени с новым рождением, которое делает беспомощных грешников сыновьями и дочерьми Самого Бога (1,12.13; 1Кор. 12,13 ), давая им силу нести христианское служение ( Лк. 24,49 ; Деян. 1,8 ). 1 Сей есть Сын Божий. У Матфея эти слова записаны так: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (3,17). Хотя выражение сын Божий по-разному использовалось иудеями ( 2Цар. 7,14 ; Пс. 2,7 ) и язычниками (см. ком. к Мк. 15,39 ), свидетельство Крестителя, последнего из числа старых пророков ( Мф. 11,11–14 ), совершенно ясно: Иисус Сын Божий, «единородный от Отца» (ст. 14). 1:35–51 Иисус призывает Своих первых учеников. См. 6,65; 15,16. 1 пошли за Иисусом. На протяжении этого Евангелия идея «следования за Иисусом» приобретает все более глубокое значение (13,36–38; ср. 21,15–22). 1 что вам надобно? Как первые слова, произнесенные Иисусом в этом Евангелии, вопрос достоин серьезного внимания. Иудеям «надобно» было одно ( Мф. 12,38 ), не окрепшим еще в вере ученикам другое ( Мф. 20,20 ). 1 около десятого часа. Около четырех часов дня. Точное время события, ставшего переломным в жизни, неизгладимо запечатлевается в сознании человека. Это служит аргументом в пользу того, что автором данного Евангелия является апостол Иоанн. 1 о Котором писали Моисей в законе и пророки. Филипп признает, что Ветхим Заветом предрекается грядущий великий искупительный подвиг Бога. Предсказания о Христе и Его судьбе, содержащиеся в ВЗ, поддерживаются Самим Христом ( Лк. 24,25–27.44–47 ), а также проповедями апостолов ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

816 «Недостатки общепринятого схоластического учения об искуплении». (В «Богосл. Вест.», 1894, 1). – «Важность правильного понятия об искуплении» (В «Миссион. Обозр.», 1898, 9). – «Православное учение об искуплении». Киев, 1894. – «Мысли Гладстона об искуплении». Казань, 1895. – «Источники вражды против религии Креста». Москва, 1894. – «Христос Распятый – Божия сила и Божия премудрость». С.-Петербург, 1899. – «Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения». Том II. Киев, 1898 (См. §§ 35, 36, 54–59, 69). – «Курс Апологетического Богословия». Киев, 1900 (См. §§ 27–29, стр. 206–222; §§ 34–53, стр. 251–313). – «Образованное общество и современное богословие», 1902, стр. 84–104 (ср. «Богосл. Вестн.», 1901, кн. 12). – «Еще образчик ложной ревности о вере» (Ответ журналу «Вера и Церковь» на полемическ. статью о «Курсе апологетического богословия»). Киев, 1902. 817 К понятию о юридизме см. «Значение Креста в деле Христовом», стр. XV–XXVI, 356–359; «Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума». СПБ., 1896, стр. 65–70. 821 См. Herzog’s Real–Encyklopädie. Leipzig, 1883, В. XII, рр. 599–606, Artc. А. Ritschl’s Reich Gottes. 823 Предлагают перевести κσμος λος ν τ πονηρ κεται (5:19) – «весь мир находится во власти лукавого» (духа), т. е. диавола (См. «Прав. Собес.», 1895, ст. проф. Некрасова). Мир находится во власти диавода постольку, поскольку он еще служит средой греха, в своей противоположности Богу, но и эта власть, как видели, ограничена искуплением. Кроме того, для правильной оценки подобных мест следует всегда иметь в виду двоякое употребление слова «мир» в Св. Писании, о чем упоминалось уже в своем месте (гл. II, стр. 53). 824 «Останавливаться на противоположности между миром и Божеством, между землею и небом противно здравому религиозному чувству. Пусть мы даже искренно готовы смотреть на весь мир, как на негодную пыль: но ведь эта пыль остается. На ком? Если скажем, что на божестве, это будет явно нечестиво, если же признаем мирскую пыль только призраком нашего воображения, то наше собственное я, подлежащее томительному кошмару явлений, окажется негодной пылинкой, откуда-то попавшей в око вечности и безнадежно смущающей его чистоту, – и этот второй взгляд будет еще нечестивее первого. Поскольку все, в конце концов, сводится к Богу, чем презрительнее относимся мы к мирскому бытию, тем недостойнее наши понятия о существе абсолютном, и когда мы объявляем, что мир есть чистое ничто, то впадаем в крайнее богохульство, так как все дурные стороны бытия, которые словесным отрицанием не упраздняются, мы должны тогда приписывать прямо и непосредственно самому Богу. Этой диалектики нельзя избегнуть, пока признается только два противоположных термина. Но есть третий, посредствующий, существует историческая среда, в которой негодный прах земли чрез искусную систему удобрения перерождается в благотворную почву будущего Царствия Божия» (Владимир Соловьев. «Оправдание Добра», стр. 584).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 служителей от первосвященников. Вероятно, это были те же самые люди, которые уже упоминались в 7,32.45. По-видимому, они ожидали сопротивления как со стороны Самого Иисуса, так и со стороны Его учеников. 18 зная все... вышел и сказал им. Как это видно из ст. 7 и 11, Иисус сознательно хотел дать Себя арестовать и принять страдания. Он не делал попыток избежать того, что должно было произойти. 18 это Я. Может быть, Иисус просто указывает здесь на Себя как на того, кого ищут эти люди, но Его слова буквально совпадают со священным именем Бога, как оно названо в Исх. 3,14 «Я есмь» (см. ком. к 6,35.36). 18 оставьте их, пусть идут. Даже в этот критический момент Иисус продолжает заботиться о Своих учениках (17,12). 18 Петр... ударил первосвященнического раба. Лука говорит, что Иисус исцелил этого человека ( Лк. 22,51 ), а Иоанн сообщает, что Петр носил с собой меч и что этого раба звали Малх. 18 вложи меч в ножны. Своим упреком Иисус не отрицает права на самозащиту или на гражданское сопротивление; дело в том, что Иисус пришел, чтобы отдать Свою жизнь для искупления многих, и ничто не должно было помешать Ему в исполнении этой задачи (ср. Мф. 16,21–23 ). неужели Мне не пить чаши? Эта чаша несомненно, чаша ярости Божией ( Пс. 74,9 ; Ис. 51,17 ; Иер. 25,15–17.27–38 ). «Чаша», которую добровольно согласился испить Иисус, это не просто смерть, но гнев Божий, направленный против греха (ср. Мф. 20,22 ; Мк. 10,38 ). 18 Анне. Анна был одним из самых влиятельных иудейских лидеров того времени. Хотя официально он был лишен сана первосвященника, его по-прежнему величали этим титулом. Трудно определить, относится ли эпизод, описанный в ст. 13, 19–24, к одному и тому же или к двум разным этапам допроса Иисуса иудейскими властями. Матфей, Марк и Лука относят эти эпизоды к дополнительному допросу Иисуса перед синедрионом. Обе фазы допроса отмечены серьезными нарушениями и отступлениями от правил, установленных самими же иудеями для юридических процедур. Например, синедрион не должен был собираться ночью, смертный приговор нельзя было оглашать в день суда, Анна и Каиафа не могли выступать судьями ввиду их заведомой предубежденности против обвиняемого (ст. 14). На суде использовались лжесвидетельства и лжесвидетели ( Мф. 26,59.60 ). Иисус не был виновен в богохульстве, как утверждали Его обвинители, поскольку в Его высказываниях не хулилось имя Божие. Иисуса избивали на допросе (ст. 22; Мк. 14,65 ). В дополнение ко всему этому, синедриону не разрешалось собираться для рассмотрения дела, итогом которого могло стать вынесение смертного приговора, в день накануне субботы или праздника. Эти многочисленные нарушения установленной процедуры подтверждают, что осуждение Иисуса иудейскими властями было издевательством над правосудием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пусть же наши сердца, исполненные любви к нашим отшедшим сродникам, проникнутся и молитвенным чувством к Богу за них. Пусть души всех молящихся сольются в один молитвенный вопль к Богу о помиловании наших усопших, о прощении им грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обителях райских вечноблаженных. Пусть они, находясь в потустороннем мире, почувствуют нашу любовь и память о них. «Со святыми упокой Христе души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Аминь. О прощении обид Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, – говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец, ваш от пустит вам согрешений ваших (ср.: Мф.6:14–15 ). Это первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и прекращения вражды между собою нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать святое поприще поста и Покаяния. Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (см.: 1Кор.14:33 ). Как же можно явиться пред лицо Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, в ком нет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа ( Евр.12:14 ). Во-вторых, потому, что Царствие Божие – светлое общество сынов Божиих, святое семейство Отца Небесного – есть Царство мира, любви и единодушия, Царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения. Может ли принадлежать к нему тот, кто питает в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними – сонаследниками этого Царствия? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал, как драгоценное наследие, Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин.14:27 ). Мир есть высшее счастье, которым Он прежде всего приветствовал друзей Своих по Своем воскресении из мертвых: ста посреде их и глагола им: мир вам ( Лк.24:36 ). Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя вечного наследия Царствия Божия, которое Господь завещал любящим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

78 « Сторона чувства — сердце … Дело сердца — чувствовать все касающееся нашего лица. И оно чувствует постоянно и неотступно состояние души и тела… , понуждая и нудя человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное… Всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство…» (свт. Феофан Затворник) (21: 23–35). 79 «Но если дух человека, его сердце (чувство) и воля заполнены влечениями к твари…» (протоиерей Николай Малиновский) (65: 66. Кн. 1). 80 «…сердце — душа, средоточие нашей жизни» (150:26); «…сердце — душа наша» (150:337); «Сердце важнее ума — душа человека» (150: 729); «Сердце иногда значит: душа человеческая…» (172:592. См. «Сердце»). 81 «…воззвах всем сердцем моим ( Пс. 118:145 ), то есть телом и душою, и духом» (прп. Иоанн Лествичник) (153:242. Слово 28, гл 61). 82 «…пусть отпустит их на волю…» ( Исх. 21:26, 27 ). 83 «Грех внес расстройство и в области воли, — человеческой нравственной свободы» (протоиерей Николай Малиновский) (65:319. Кн. 1). 84 «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, будет бит много…» ( Лк. 12:47 ). 85 «…не в воле человека путь его…» ( Иер. 10:23 ). 86 «Воля к святости, воля к спасению — главный религиозный нерв исторического бытия людей и народов» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (36:367). 87 «Вектор (от латинского vector, буквально — несущий) — направленный отрезок прямой… Понятие “вектор” возникло как математическая абстракция объектов, характеризующихся величиной и направлением, например: перемещение, скорость, напряженность электрического или магнитного полей» (90:107). 88 «Сокровище – а). Драгоценность, дорогая вещь, деньги… б). О ком-то или о чем-то очень ценном, дорогом для кого-нибудь» (92:366). 89 «Прп. Максим говорит о «лукавых узах естества», которые накрепко связывают человека приманками удовольствий» (цит. по 67:244). «Блж. Иероним, побуждая к упованию на Бога, говорит: весьма много в мире льстивых приманок и бесчисленных сетей…» (158:352). «С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (150:28).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010