10 Martigny, 641–642 рр.; Ioannis Ciampini Vetera Monimenta, pars prima, Romae, 1690, 212 p.: «tabula Abraham refert, quum tres Angelos excepit hospitio, et tres videns unum adoravit, in quo Trinitatis augustissimae latet mysterium»; pars secunda. 1699, 70 p. 13 «Византийские церкви и памятники Константинополя» в «Трудах VI Археологического Съезда в Одессе (1884 г.)», том 3-й, Одесса, 1887 г., 116 стр. 16 Н. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876 г., 227–228, 239, 241 и 244 стр. 17 Описание коллекции Русских икон, приобретённой церковно-археологическим Обществом для церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии в 1875 году у Сорокина, иеромонаха Христофора (Смирнова). Выпуск 1-й, Киев, 1883 г., 3–9 стр. 18 Migne, Tomus CLVII, 1866, 609 col.; D. A. Banduri, Imperium orientale sive Antiquitates Constantinopolitanae, t. 1, Parisiis, 1711, 407 p.; t. 2, 639 p. 25 Προοπου ρτορος το αισαρως περ τν το δεσπτου ουστινινου τισμτων, Venetiis, 1729. 27 На современном востоке нам известны четыре Троицких монастыря – три в Румелии и один на о. Халки, – и одна Троицкая церковь в Афинах. См. иеромонаха Антония «Путеводитель по Константинополю», Одесса, 1884 г., 150 и 153 стр., и архимандрита Антонина «Из Румелии», Спб., 1886 г. 128, 198, 336, 339 и 469 стр. 28 Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского, «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви». Спб., 1860. 36 Летопись по Ипатскому списку, изд. Археограф. Коммиссии, Спб., 1871, 216 стр. Ср. Летопись по Лаврентиевскому списку, изд. Археограф. Ком., Спб., 1872, 289 стр. 39 История Русской Церкви, Макария, митрополита Московского, т. IV, Спб., 1886, 172 стр.; Географический словарь западно-славянских и юго-славянских земель и прилежащих стран, составленный Яковом Головацким, Вильна, 1884 г., 260 стр. 45 В Псалтири с восследованием XVI в. из собрания Ундольского 51; в Обиходнике начала XVII в. (У. 147) и Московского Публичного Музея 342; в Румянцевском 449) Уставе 1608 г., – в последних Троицыным днём назван даже понедельник Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

К усугублению общего волнения появилась комета, и астрологи возвещали, что эта комета та самая, которая бывает видима только тогда, когда предшествует великому перелому или несчастью. Носились в Польше разные слухи: то показывались странные видения, то появлялись умершие и предсказывали общее горе. Одни высматривали опасности от Хмельницкого, другие от Турции, от Московского Государства и Швеции: Польша была окружена врагами. Другие вздыхали, вспоминая законопреступный брак Яна Казимира. Люди рассудительные хотя смеялись над предрассудками, однако втайне и сами ощущали непонятную грусть в душе. Предчувствие целого народа редко бывает ложным. Конец 2-го тома 15 См. о пилав. пораж. вообще. – Истор. о през. бр. – Летоп. самов. 12.–Woyn. djm. Т. 28–31. –Annul. Colon. Clim. I. 68–82. –Nist. Jan. Kax. I. 12 – 15. – Pam. do panow. Zygm. III. Wlad. IV i Jan. Kaz. II. 16–21. – Histor. belli cosac. polon. 77–78. – Hist. ab. exe. Wlad. IV. – Pam. о wojn. kozac. za Chimieln. 21–24.– Кратк. опис. о коз. малор. нар. 25. – Bell. scyth. cosac. 27. – Истор. о през. бр. 23–24. – Stor. delle belle civ. 32–35. – Рукоп. Н. И. Б. разнояз. ист. F. 5. 30 Истор. о през. бр. – Histor. panow. Jan. Kaz. I. 23.–Annal. Polon. Clim. I. 81. – Рат, do pan. Zyg. III. Wlad. IV i Jan Kaz. II. 29. 35 Annal. Polon. Clim. 1. 84. – Pam. do. pan. Zygm. III. Wlad. IV i Jan. Kaz. II. 32. – Hist. pan. Jan. Kaz. I. 25. 41 Histor. pon. Jan. Kaz. I. 27. – Pam. do pan. Zygm. III. Wlad. IV i Jan. Kaz. II. 34. –Sto. delle guer. civ. 54 Pam. do pan. Zygm. III.. Wlad. IV i Jan. Kaz. II. 36. – Annal. Polοn Clim». I. 88. – Hist. Jan. Kaz. I. 29. 60 Annal. Polon. Clim. I. 89–90. – Pam. do pan. Zygm. III. Wlad. IV i Jan Kaz. II. 36–38. – Hist. pan. Jan. Kaz. I. 31. – Hist. ab. exe. Wlad. IV. 25. – Stor. delle guer. civ. 60. 80 Об осаде Замостья и избр. кор. вообщ. см.: Histor. belli cosac. polon. 92–94. – Pam. do pan. Zygm. III. Wlad. IV i Jan. Kaz. II. 21–-24. – Annfl. Polon. Clim. I. 89–92. – Histor. pan. Jan. Kaz. I. 15–19. – Истор. о през. бр. – Памяти. Киевск. ком. I 3. 307 – 311. – Suppl. ad histor. Russ. monum. 184.– Woyna dom. I. 41. –-Kp. истор. о бунт. Хмел. 10. – Лет самов. 12.– О малор. нар. и запор. 9.– Кр. опис. о казац. малор. нар. 36. – Latop. Jorl.7I. –Past. Hist. plon.176–192. 316. 246–241.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

360 Iren. Haer. lib. III. c. 2. § 1; lib. III. c. 4. §§ 1. 2. Tertull. Praescr. c. 19. 21. 32. 36. De carne Chr. c. 2. Adv. Prax c. 2. Сург. De unit. eccl. f. 109. 111. 119. Ег. 67. Orig. De princ. lib. IV. n. 9. Eus. H. e. II, 24; III. 4. 11.13. 373 Conf. August. pars. 1. art. VII, см. у Hase, Libri Symb. eccl. evangei. Lips. 1846. рад. 11. Cf. Arf. Smalc. XII. 335. Catech. major. r, II. pag. 498. 382 lren. Haer. lib. V. с. 20. § 1. lib. III. с. 3. § 1. Termull. Praescr·, e. 21. 28. Adv. Prax. c. 2. Clem. Alex. Paedag. lib. 1. с. VI. f. 116. Epipb Haer. 42. Euseb. H. e. V. 1. 387 И. Злат. Беседы па посл. к Еф.167–8 : «Что же такое едино тело? Верные всех мест вселенной, жившие, умершие и имеющие явиться на свет, а также угодившие Богу и до пришествия Христова составляют одно тело. Почему? – потому что и они познали Христа. Откуда это видно? «Авраам отец ваш», сказано, «рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовался» Ин.8:56 . И еще: «аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа и Пророки» – 5:46. Действительно, не стали бы писать о том, о ком не знали, что сказать> . – August. De pastor, с. 8. Origen. ар. card. Hosium in Confessione cath. fid. с. 21, ар. Perrone. Prael theol. II. 753. n. 3. 391 Qui ergo напс fidem in Ecclesia susceperit, non declinet in concilio vanitatis, et cum iniqua gerentibus non introeat. Concilium namque vanitatis est, quod ait Marcion, qui negat Patrem Christi Deum esse creatorem, qui per Filium suum fecerit mundum. Concilium vanitatis quod Hebion docet... Перечисляются др. еретики. Exposit. in Symb. Aposi. Ruffino Torano auct. in Append. p. 27 ad S. Cypr. Opp. 393 Greg. Naz. Ep. ad Caosariens. Opp. Colon. 1690. T. I. pag. 785: πσης μν ουν Εκκλησας φροντιστον ς Χρστο σματος. 394 Отпечатанном в сентябре месяце 1895 г. в официальном органе константинопольской патриархии « κκλησιαστικ λθεια» 31; рус. пер. в «Церк. Вестн.» 1895 г. 44–45. 398 Неодпократно встречаются в житиях святых примеры сомнении ума человеческого касательно пресуществления свв. даров. См., например, житие св. Арсения Вел. (8 мая), случай с женой неверующей в житии п. Григории; Вел. (марта 12), случай с евреем в житии св. Василия В. (1 янв.), с воинами язычниками в жит. мч. Евдокии (1 март.) и мн. др. в Чет. Мин. св. Димитрия Рост.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

14. Время радости обратилось у людей во время скорби, уныния, позора, унижения. Кир. Алекс., Феодорит. 15. «Вретищем», — доб. в синод. переводе. 16. Греч. κπτεσθε — бийтеся: «в знак печали удручайте себя». Кир. Алекс. 17. «В Церковь». Иероним. 18. «Не только при жертвеннике рыдайте, но и готовясь ко сну подстилайте вретище». Феодорит. 19. Устройте святейший пост Кир. Алекс. 20. Духовное, т. е. исполнение Божиих велений. Кир. Алекс. 21. В алекс., син., исих. спп., альд., компл. изд., у Кир. Ал. доб. Κυρου ( Θεο) Господа (Бога), в слав., ват., text. rec. и др. греч. спп. нет: в евр. есть. 22. Т. е. непрерывные бедствия наполнят его. Феодорит. 23. Слав. и соотв. κα — в лук. спп., в друг. нет. 24. «Томясь голодом, ногами бьют по земле и распростираются». Феодорит. 25. «От того и разрушены житницы и точила, что нечего туда класть». Феодорит. 26. Греч. τ ποθσομεν αυτος — что отложим себе? И летом нет корму ни людям, ни скоту, а зимою что делать при отсутствии запасов? 27. Греч. τ ραα — слав. красная, в синод. пер. злачные пастбища. 28. Как бы молясь и прося помощи. 29. Греч. ραα — см. выше 19 ст. 26-е прим. Под огнем можно разуметь жаркий южный сухой ветер, а под пустынею всю Палестину, ранее опустошенную саранчею, засухою, и в остатках своих, как бы оазисах, попаляемую южным ветром. 30. Греч. ρθρον — слав. утро, в синод. перев. утренняя заря. 31. Греч. ως τν — слав. до лет. 32. Слав. в род и род нет точного соотв., по греч. ες γενες γενεν — в роды родов, по евр. в род родов. 33. Букв. загар горшка, т. е. от страха у людей сделаются лица темными. 34. «Оружия саранчи — зубы, крылья, пилообразные члены — всегда при ней и с ними она ест и отдыхает». Феодорит. 35. Т. е. воинствомъ — саранчею. 36. Греч. ργα — слав. дела, пользуемся уклонением синод. перевода. 37. πιφανς — слав. светел, «в целой вселенной сделаются известными бедствия», которые в этот день Господь пошлет на иудеев. Феодорит. 38. Греч. κανς σται ατ — слав. доволен будет ему, в ком достанет силы для перенесения его бедствий? Феод. срав. Мал. 3:2.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

89 Списки Стоглава встречаются в разных наших библиотеках, хотя не в большом числе. В нашей академической находятся два списка, оба XVII века (один отдельно за 284, другой в Сборнике 277); в моей собственной библиотеке есть список XVI в. за 38. Из этой-то книги обыкновенно и заимствуются исторические сведения о Стоглавом Соборе, о котором решительно молчат все наши летописи. 90 Таковы правила Стоглава: о святительском суде (гл. 53–60), о церковном благочинии (гл. 6, 27, 43), о распространении просвещения (гл. 26), об исправлении богослужебных книг (гл. 28), о делах милосердия, (гл. 71–73), об искоренении разных злоупотреблений (гл. 44–48, 51, 52, 64, 75, 84), особенно при Богослужении (гл. 8, 10, 17, 18, 29, 88), о поведении духовенства белого – в домах (гл. 24, 29, 36), монашествующего – в обителях (гл. 49, 50), о поведении мирян при Богослужении (гл. 38, 57, 96), и в общежитии (гл. 37, 41 – вопр. 17). Многие из этих правил кратко изложены в истории Карамзина (т. IX, стр. 457–463, изд. 2). 91 Мысль эта в первый раз высказана ясно в статье: Несколько слов о книге Стоглав, помещ. в Москвитянине 1845, ч. VI, 12, отд. I, стр. 136. 92 Археогр. Экспедиция и Комиссия упоминают о списке, современном собору, хранящемся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры (Акт. Арх. Эксп. I, стр. 219), и о списке XVI в., хранящемся в Императорской Эрмитажной библиотеке (Акт. Ист. Арх. Ком. I, стр. 280). Два списка XVI века, хотя не полные, находятся в Рум. Муз. 425 и 427, и еще список того же века полный в моей библ. 38. 93 Так изданы были, наприм., около времен самого Стоглавого Собора соборные постановления: в 1503 г. – о не взимании мзды за хиротонию (Акт. Эксп. I, 382), и о вдовых попах и диаконах (там же 383); в 1547 году – о праздновании новым Русским Святым (Акт. Арх. Эксп. I, 213); в 1564 году – о белом клобуке (Акт. Ист. I, 173); в 1571 году – о четвертом браке царя Иоанна Васильевича (Акт. Эксп. I, 284); в 1581 г. – о запрещении духовенству приобретать отчины (там же 308) и др. Так издано потом соборное уложение патриарха Филарета Никитича (см. Иноч. потребн., Москв. 1639).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мы знаем также, что святые прославлены Богом на небесах (см.: Лк.20:36 ), что святые будут судить мир ( 1Кор.6:2 ; см. также: Мф.19:28 ; Евр.12:22–23 ). Святые, еще живя на земле, имели дар пророчества (см.: 3Цар.14:1–17 ), о чем говорит, например, пророчество Елисея о Гиезии (см.: 4Цар.5:25–27 ). Святые, еще пребывая в жизни сей, молились Богу о собратьях по человечеству. Так, еще в Ветхом Завете Авраам молился об Авимелехе (см.: Быт.20:7 ), а Моисей о народе своем. И о праведном Иове Сам Бог сказал: раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас ( Иов.42:8 ). Сектант : Но как могут святые и ангелы быть посредниками и ходатаями нашего спасения пред Богом, если оно только от Христа? Ибо написано: нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). Поэтому у нас нет нужды обращаться к святым, чтобы достичь спасения. Священник : Напротив, нужда в таком обращении очень велика, ибо святым дано ходатайствовать о нас на небесах и содействовать нашему спасению. Это ясно из следующих слов Писания: И когда Он (Агнец) взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). Таким образом, молитвы святых возносятся к Богу, а святые молятся не только за себя, но и за всех живущих, как я показал тебе на примерах Авраама, Моисея, Иова. Прибавлю к этому и свидетельство великого апостола Павла, непрестанно молившегося за братьев по вере: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ( Флп.1:3–4 ). И в другом месте: Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим ( 1Фес.1:2–3 ). И снова: Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания ( 2Фес.1:11 ). И еще: непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог... дал вам духа премудрости ( Еф.1:16–17 ). И еще: о сем-то и молимся, о вашем совершенстве ( 2Кор.13:9 ). А Тимофею он пишет: Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью ( 2Тим.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

18 говори рабам твоим по-арамейски. Арамейский (язык древних сирийцев) в описываемое время был распространен на Ближнем Востоке в качестве международного языка. 18 пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля. Эта фраза звучит пародией на обетование Господа Израилю земли ханаанской. То есть, по сути дела, царь ассирийский предлагает израильтянам изменить Божиему обетованию ради своих собственных обещаний. Езекия и все жители Иерусалима воспримут эти слова ассирийских посланников как богохульство (19,1 –6). будете жить, и не умрете. Это выражение употреблено здесь в смысле, противоположном тому, какой оно имеет во Втор. 30,15–20 . 18 Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? В Библии постоянно подчеркивается, что Господь Бог Израиля не имеет ничего общего с «богами» других народов. Ассирийские же военачальники считают Его одним из этих божеств и потому уверены, что если другие боги не спасли свои народы от ассирийцев, то и Господь не спасет от них Израиль. 18 Емафа... Сепарваима... Иввы. См. ком. к 17,24. Арпада. Сирийский город Арпад находился неподалеку от Емафа, однако точное его расположение неизвестно. Этот город был захвачен Ассирией в 740 г. до Р.Х. 36 И молчал народ. Попытки ассирийцев восстановить население Иерусалима против Езекии (ст. 29,31.32) не увенчались успехом. 37 в разодранных одеждах. В данной ситуации разодранные одежды означают подавленное состояние духа израильских сановников (см. ком. к 3Цар. 21,27 ). Глава 19 19 разодрал одежды свои. См. 3Цар. 21,27 . покрылся вретищем. См. ком. к 6,30. 19 начальника дворца. См. 3Цар. 4,6 . писца. См. 2Цар. 8,17 . старших священников. Возможно, имеются в виду старейшины живших в Иерусалиме священнических семей. к Исаии пророку. В трудное для Иудеи время пророк Исаия был мудрым советником Езекии (см. также Ис. 37 ). 19 об оставшихся, которые находятся еще в живых. Имеются в виду уцелевшие после ассирийских нашествий жители Иудеи, а также представители северных племен, нашедших убежище в Иудее после падения Израильского царства (см. ком. к 17,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17 ефод. См. 8,27 и ком. 17 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. См. 18,1; 19,1; 21,25. В данном случае этот рефрен служит комментарием к действиям Михи и его матери, которые пожертвовали серебро на изготовление идолов, ефода и на то, чтобы сделать сына Михи священником (ст. 1–5). Безусловно, только царская власть, свято хранящая завет, могла бы отвратить израильтян от того, чтобы «каждый делал то, что ему казалось справедливым». 17 левит. Наследственным предназначением левитов было служение Господу в доме Его скинии ( Втор. 18,1–8 ; Нав. 13,14.33; 14,3.4 ). 17 будь у меня отцом. Т.е. духовным наставником. 17 как один из сыновей его. За внешним благополучием скрываются отступничество и идолопоклонство. Глава 18 18 В те дни не было царя у Израиля. См. ком. к 17,6. в те дни колено Даново. Схожесть первой части фразы с 17,6 дает основание предположить, что сыны колена Данова тоже делали то, что им «казалось справедливым» (17,6). не выпало ему полного удела. Причиной неудачи данитян было нарушение ими завета (1,34–36). Данитяне готовы пойти куда угодно, но только не туда, где Господ назначил им землю в наследие. 18 чтоб осмотреть землю. Данитяне поступали подобно своим предкам ( Чис. 13,3.13 ). 18 узнали они голос. Акцент молодого левита выдавал в нем уроженца южной части Израиля (см. ком. к 12,6). 18 вопроси Бога. Священникам ефод служил для того, чтобы узнавать волю Божию (8,27; 17,5). 18 пред Господом путь ваш, в который вы идете. Соглядатаи из колена Данова ошибались, предполагая, что услышали глас Божий: вся эта история, в которой левит служит идолам, Миха приходит к ложному выводу (17,13), а действия данитян ошибочны, свидетельствует об отступничестве и забвении Господа. 18 тих и беспечен. Жители Лаиса были миролюбивы и дружелюбны (ст. 10,27, 28;ср. Втор. 20,10.11 ). 18 землю, она весьма хороша. В отличие от первых соглядатаев, которые в свое время осматривали Ханаан, эти соглядатаи вернулись с хорошей вестью: завоевать город будет легко и просто, потому что жители его беспечны (ст. 7,10) и не воинственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Лк.3:25 .  Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Лк.3:26 .  Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Лк.3:27 .  Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Лк.3:28 .  Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Лк.3:29 .  Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Лк.3:30 .  Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Лк.3:31 .  Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Лк.3:32 .  Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Лк.3:33 .  Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Лк.3:34 .  Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Лк.3:35 .  Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Лк.3:36 .  Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Лк.3:37 .  Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Лк.3:38 .  Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Здесь указывается год выступления Христа на общественное служение. «Иисус, начиная Свое служение...» – правильнее: «а Он Сам – о Ком был глас Божий (стих 22) – именно – Иисус, был, при начатии Своей деятельности ( ρχμενος), в возрасте около тридцати лет». Началом служения Христа евангелист Лука очевидно полагает «помазание» Христа Духом Святым во время крещения. Отсюда можно приблизительно указать и год общего летосчисления, в который совершилось это выступление. Как мы уже приняли (см. стих 1), пятнадцатый год правления Тиверия есть 779 от основания Рима. Но Иисус Христос крестился, вероятно, на следующий год по выступлении Иоанна Крестителя, имевшем место в этом 779 году, следовательно, примерно в 780. Отсюда же можно вывести, – опять, конечно, приблизительно, – и год рождения Христа. Отсчитывая от 780-го года лет 30 лет, мы получаем 750 год для рождества Христова. Между тем, наш счет годов от Рождества Христова, основание которому положил монах Дионисий, предполагает, что Христос родился в 752 году – двумя или тремя годами позже против установленного срока. «Лет тридцати». Обыкновенно в этом возрасте, как возрасте полной зрелости, левиты вступали в отправление своей должности ( Числ.4:3, 23 ). «И был, как думали, Сын Иосифов, Илиев».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20 поспешно захваченное вначале. Т.е. захваченное нечестным путем. 20:22 Это наставление имеет сходство с принципом, сформулированным во Втор. 32,35 и Рим. 12,19 ). Бог спасает не народ в целом ( Втор. 32,35.36 ), а каждого человека в отдельности, и Он стоит не только на страже Своего народа, но и каждого его члена, являясь Мстителем за зло. 20:23 См. ст. 10. 20:24 См. 16,1.9 и ком.; 19,21. Знания, основанные на опыте, безграничны. Лежащий в основе израильской мудрости страх Господень является не только дисциплинирующим фактором, но и путеводной нитью, не позволяющей уклониться от пути праведности. 20 Светильник Господень. Всевидящему оку Божиему открыты даже наши потаенные мысли (ср. ст. 24). 20 Милость и истина. Эти же древнееврейские слова употреблены в 3,3 (см. ком.). Здесь они могут означать принципы царского правления. Вполне возможно, что они относятся к завету Божиему со всем коленом Давидовым ( 2Цар. 7,11–14 ). 20:29 См. 16,31 и ком. С годами физическая сила ослабевает, а мудрость преумножается. 20:30 В отличие от закона, мудрость не предписывает определенных наказаний за те или иные проступки, но наказания, тем не менее, следуют незамедлительно. Глава 21 21 Сердце царя в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис. 45,1 ). 21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1Цар. 15,22 ; Ис. 1,11–17 ) и является редкой для учительной литературы (см. 15,8 и ком.). 21 Гордость очей. См. 6,17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце». 21:5 Ср. 19,15 и 21,25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями. 21 обрушится на них. См. 1,17–19 и ком.; 12,13. 21 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010