23 в страхе Господнем. См. 1,7 и ком. 23 есть будущность, и надежда. Возможно, эти слова относятся к упованию на будущую жизнь. 23:19–21 Упомянутые здесь дурная компания, пьянство и чревоугодие служат примером неразумной жизни, которая незаметно может затянуть любого. 23:22–25 Эти наставления учат детей гармоничным и добрым взаимоотношениям в семье. Несмотря на то, что по смыслу эти стихи перекликаются с пятой заповедью ( Исх. 20,12 ), они основываются не непосредственно на Законе Божием, а на проницательном понимании человеческих взаимоотношений (см. ст. 15,16 и ком.). 23:26–28 Эти стихи предостерегают от связи с распутной женщиной (см. 2,16–19; 5,1–20). 23 отдай сердце твое мне. См. ком. к 2,2. Наставник требует безраздельного внимания и доверия. 23 законопреступников. Точнее: «вероломных»; в данном случае имеется в виду супружеская неверность. 23:29–35 Об опасности пьянства говорится в форме загадки; рассматриваются как внешние (ст. 29), так и внутренние (ст. 33–35) проявления этого порока. Пьянство отрицает главные ценности мудрости: самообладание, ясное восприятие действительности, прочные взаимоотношения. 23 вина приправленного. См. 9,2 и ком. 23 Не смотри на вино, как оно краснеет. Т.е. не поддавайся очарованию его цвета настолько, чтобы утратить осторожность. 23 впоследствии... как аспид. Наступающее в конечном счете похмелье мучительно, как укусы змеи. 23 как спящий среди моря. Даже во сне нельзя избавиться от головокружения. как спящий на верху мачты. Точный смысл стиха неясен, однако не приходится сомневаться в том, что речь идет о чувстве потери равновесия. Глава 24 24:1–2 См. 23,17,18 и ком. о насилии помышляет сердце их. Речь идет уже не о глупцах, у которых недостает ума на то, чтобы не попасть в беду, а о преднамеренно злых людях, которые употребляют свой ум и свою волю на то, чтобы причинить ущерб другим. 24:3–4 Мудростью... разумом... уменьем. Эти слова используются как синонимы. Почти в одних и тех же выражениях мудрость рассказывает об искусстве строителя (см. Исх. 36,1 ) скинии, используя слово «хокма» (мудрость), и о человеческих взаимоотношениях, равно как и о законном достижении благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28 закона. Скорее всего, это слово относится к закону Моисея. Несмотря на то что учительная традиция обращается более к человеческому опыту, нежели к Божественному откровению, сами мудрецы, оставаясь в лоне завета, не обходят своим вниманием вопросы, связанные с законом и его предписаниями. 28 справедливости. Это слово относится к духовной власти Бога над вселенной или же к тому справедливому миропорядку, который зиждется на этой власти. ищущие Господа. Т.е. люди, чья вера открывает им всеобщий закон подчинения каждой вещи и каждого явления всевластию Божию. разумеют все. В этих словах речь идет не о всезнании или непогрешимости суждений, а о том, что лишь в свете Божественного откровения открывается правда жизни. 28:6 См. также ст. 11. 28 закон. Данное слово подразумевает либо полученное наставление, либо закон Моисея (или одновременно и то и другое; см. ст. 4 и ком.; 23,19.25 и ком.). 28 ростом и лихвою. См. Лев. 25,35.38 , где изложены основы добровольной и бескорыстной помощи ближним (см. также Втор. 23,19.20 ). 28:9 См. 15,8.29. закона. См. ст. 4 и ком. Речь идет о самооткровении Божием, записанном Моисеем. Молитва это наш ответ Богу на Его откровение, и, естественно, молитва того, кто пренебрегает и даже отвергает слово Божие, не может быть принята Богом. 28:10 См. 26,27. непорочные. См. 2,7 и ком. Речь идет о справедливости Божией и об особой каре, предусмотренной для тех, кто пытается совратить верных Ему ( Мф. 5,19; 18,6 ). 28:11 См. ст. 6. Богатство не всегда связано с неправедностью, так же как и бедность с мудростью. Но чаще дело обстоит именно так (ст. 6,8,20,22,25,27). мудрец в глазах своих. См. 26,5.16. Нет большего глупца, чем тот, который мнит себя мудрым (ср. 1Кор. 1,18–25 ). 28:13 См. Пс. 31,1–4 ; 1Ин. 1,6–9 . В данном стихе размеренность и благополучие человеческой жизни связывается с обостренным личностным восприятием Бога. Тайный грех наиболее губителен для жизни. Исповедь и покаяние восстанавливают связь человека с Богом, которая основана на милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17:22 См. статью «Чудеса». Глава 18 18 начальствовавшего над дворцом. Одна из высших должностей (см. ком. к 4,6). 18 Иезавель истребляла пророков Господних. Не ограничиваясь насаждением в Израиле религии своей родины, Иезавель жестоко преследовала приверженцев Господа и физически истребляла Его пророков. 18 чтобы нам прокормить коней и лошаков. Засуха ощутимо снижала боеспособность армии, которая во многом зависела от количества и состояния коней, впрягаемых в колесницы, а также лошаков и мулов, используемых в качестве вьючных животных. С наступлением засухи Ахав велел предпринимать практические меры для борьбы с ней (в частности, выискивать оставшиеся источники воды). От него, однако, осталась сокрытой главная ее причина, поскольку он так и не задумался над тем, Кто является подлинным Властелином природы и самой жизни. 18 Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда. В прошлый раз Илия, укрывшись в заиорданской пустыне, появился в Сарепте, т.е. весьма далеко от этой пустыни. 18 ты ли это, смущающий Израиля? Ахав видит в Илии лишь смутьяна, старающегося нарушить нормальное течение жизни народа, истинный же масштаб его личности остается неведомым царю. 18 не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего. На самом деле причиной нарушения нормальной жизни в стране были не Илия и не засуха, а поклонение Амврия и его сына Ахава ложному богу Ваалу. идете вслед Ваалам. Обобщенное именование языческих богов. 18 на гору Кармил. Эта гора находится недалеко от побережья Средиземного моря. В связи с тем, что поблизости от горы Кармил пролегала граница финикийских владений, жители ее окрестностей, должно быть, в большинстве своем были поклонниками Ваала. пророков Вааловых. См. ком. к 16,31. пророков дубравных. См. ком. к 14,15. питающихся от стола Иезавели. Это выражение означает, что пророки Ваала и Астарты находились на полном содержании у государства (см. ком. к 2,7). 18 Тот Бог, Который даст ответ посредством огня. Поклонники Ваала почитали его как бога грома и молнии, и поэтому назначенное Илией испытание было призвано опровергнуть способность этого божества продемонстрировать одну из основных приписываемых ему функций.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 сыны Рувима... Гада... Манассиина. См. 1,12–15. 4 Около сорока тысяч. Некоторые исследователи полагают, что слово, переведенное как «тысяч», может означать военный отряд неопределенной численности. 4 прославил Господь Иисуса... и стали бояться его. Это прославление Иисуса Навина свершилось во исполнение сказанного в 3,7 (см. Исх. 14,31 ). Нерушимая верность Бога Своим обетованиям сообщает особую силу тому, чья власть основана на этих обетованиях. 4 ковчег откровения. Десять Заповедей, хранившихся внутри ковчега, были известны как «откровение» ( Исх. 25,16.21.22; 31,18; 32,15; 40,20 ) и представляли собой основу завета, заключенного между Господом и Израилем. 4 в десятый день первого месяца. В этот день должны были выбирать пасхального агнца ( Исх. 12,3 ); таким образом, здесь подчеркивается связь между переходом через Иордан и исходом из Египта (см. ст. 23 и 5,10). 4 скажите. Евр.: «сообщать знание» (см. ком. к 3,7.10). 4 все народы земли. Чудеса, описываемые в гл. 3; 4, по своему значению выходят далеко за рамки одного поколения и даже всего народа израильского (2,10; 5,1; ср. Быт. 12,3 ). Чудесные дела Божий, по Библии, должны оказать на услышавших о них столь же сильное воздействие, как и на непосредственных очевидцев ( Исх. 10,2 ; Ин. 20,30.31 ). См. ком. к 2,9,10. познали. Познание людьми Бога и промысла Его было той целью, ради которой Господь совершил описанные чудеса (3,7,10 и ком.; 4,22 и ком.). Однако знание Бога само по себе не ведет к спасению ( Исх. 14,18 ). боялись. Обычное в Ветхом Завете выражение, означающее истинную веру (см., напр., Пс. 127,1 ). См. ком. к 24,14. Глава 5 5:1–12 Этот в высшей степени важный для израильтян момент (ст. 9), когда позади остались долгие годы скитаний по пустыне, а впереди новая жизнь в земле обетованной (ст. 11,12), отмечен двумя символическими актами обрезанием (ст. 2–8) и Пасхой (ст. 10; Исх. 12,48 ). Обрезание было неотъемлемой особенностью народа, получившего обетование, а Пасха знаменовала избавление этого народа о египетского рабства. Как обетование, данное Аврааму, так и исход из Египта отмечены ожиданием этого дня ( Быт. 17,8 ; Исх. 3,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7:5 См. ком. к 7,2. 7:6 См. ком. к 7,3. 7:7–9 Видение о свинцовом отвесе. Это третье видение, как и четвертое, имеет ту же последовательность: 1) Господь посылает пророку видение; 2) Господь вопрошает Амоса; 3) Амос отвечает Господу; 4) Господь открывает пророку смысл видения и объявляет Свой приговор. См. также Иер. 1,11.12; 1,13–16 . 7 стоял на. Иначе: «стоящим над». См. 9,1. на отвесной стене. Большинство комментаторов усматривают здесь образное сравнение с народом Израиля, который должен оценить свою жизнь с точки зрения ее соответствия Божественным заповедям. Но другие экзегеты, основываясь на альтернативном толковании слов древнееврейского текста, переводят эту фразу как «на оловянной стене» (ср. «медною стеною», Иер. 15,20 , и «железную стену», Иез. 4,3 ). Образ стены с таким же символическим значением встречается в древнеегипетских памятниках, где он означает военную мощь. в руке у Него свинцовый отвес. Эта фраза, по мнению большинства комментаторов, указывает на то, что заветное слово Господне служит Ему той меркой, по которой Он оценивает, верно ли (подобно отвесной стене) стоит Израиль. 7 отвес... отвес. См. ком. к 7,7. прощать. Букв.: «оставлять без внимания». В полной форме эта идиома звучит так: «оставлять без внимания грех» (ср. Мих. 7,18 ; Притч. 19,11 ). 7 жертвенные высоты... святилища. Эти высоты естественные или насыпные холмы, на которых совершалось поклонение идолам (ср. Втор. 12,2 ; 4Цар. 17,10–12 ). Святилища могли быть предназначены для языческих или, что более вероятно, для синкретических богослужений (см. ком. к Мих. 1,3–5 ). дома Иеровоамова. Ср. Ис. 31,2 . Имеется в виду весь род Иеровоама (см. 6,11 и ком.), поэтому не исключена вероятность того, что не сам Иеровоам умрет от меча, но его род погибнет. Иеровоам, по-видимому, умер естественной смертью ( 4Цар. 14,29 ), а его сын Захария был убит ( 4Цар. 15,10 ). 7:10–17 Этот автобиографический раздел, очевидно, относится к третьему видению и описывает реакцию Амасии на пророчества Амоса. 7 священник Вефильский. Вероятно, первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

27 открытое обличение. Т.е. слова, направляющие человека ко благу и, таким образом, целительные для него. скрытая любовь. Такой любви, несмотря на ее искренность, не хватает нравственной силы, чтобы открыто высказать упрек. 27 укоризны от любящего. Смысл этих слов тот же, что и «открытое обличение» в ст. 5. поцелуи. В отличие от ст. 5, эта любовь не является искренной. 27:7 См. 25,16.17.27 и ком. Имеется в виду не только пища, но и все, что желает человек. 27:10 Человек должен заботиться о своих взаимоотношениях не только с родными, но и с другими людьми, ибо может случиться так, что ему придется искать у них помощи. 27:11 См. 10,1. 27 Благоразумный. См. 1,4; 12,16 и ком. неопытные. См. ком. к 1,4. Этот стих показывает преимущества тех, кто научился мудрости. 27:13 См. 20,16 и ком. 27:14 См. 26,18.19.24.26. Возможно, эти слова относятся к лживым и неуместным заверениям в дружбе, которые прикрывают недобрые намерения. 27:17 Вероятно, здесь речь идет о взаиморазвивающем и обогащающем влиянии друзей. 27:18 См. 22,29. Прилежный труд и верная служба вознаграждаются. 27:19 Немногословие древнееврейского текста оставляет перевод и истолкование этого стиха открытыми для разного рода предположений. Если дословно принять перевод NIV («Как вода отражает лицо, так сердце отражает человека»), смысл стиха можно понять так, что, глядя на других людей, мы видим отражение самих себя. Другой возможный смысл стиха заключается в том, что наши мысли (поскольку они находят выражение в поступках) отражают наш характер. 27 Преисподняя и Аваддон. См. ком. к 15,11. 27:21 Ср. 17,3. Похвала испытание для человека, испытание его способности не впасть в гордыню. Глава 28 28:1 По сравнению с предшествующими, эта Глава более насыщена богословскими размышлениями. Иногда они открыто выражены в словах о Боге или о законе и праведности, а иногда выступают в скрытой форме в виде противопоставления правды и порока, в основе которого лежит представление о провидении и суде Божием. Так, ст. 1 лучше истолковывать как размышление над праведностью Божией, нежели как обобщение человеческого опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 живи. См. ком. к 2,18 и 3,2. 4:6 Мудрость рассматривается здесь как нечто большее, чем совокупность знаний, и требует одновременно любви и верности. 4 Главное. Смысл древнееврейского текста в данном случае неясен. Буквальный перевод этого места может выглядеть двояко: «мудрость на первом месте», и, следовательно, к ней необходимо стремиться; или же: «первое качество мудрости» состоит в том, что ее приобретают. Согласно второй версии перевода, мудрость изначально предназначена для человека, и от него требуется лишь желание овладеть ею. всем имением твоим. Иисус говорил то же о драгоценной жемчужине, с которой Он сравнивал Царствие Небесное ( Мф. 13,45.46 ). 4:9 См. ком. к 1,9. 4:10 См. ком. к 3,2. 4:11 Метафора пути как жизни человеческой одна из наиболее распространенных в литературе мудрости. 4 оно жизнь твоя. Жизнь невозможна без мудрости. Новый Завет называет Христа «премудростью от Бога» ( 1Кор. 1,30 ) и нашей жизнью ( Кол. 3,4 ). 4 стезю нечестивых. Сопоставление противоположных явлений и понятий (особенно в кратких поучениях в гл. 10–22) типичный прием для учительной литературы мудрости. Путь мудрости в разных вариантах противопоставляется путям злых и нечестивых (здесь ст. 11–13 противопоставлены ст. 14–17, а ст. 18 ст. 19). 4 пропадает сон. Зло опьяняет, и человек, однажды испытавший опьянение злом, уже не в силах обходиться без этого. 4 едят... пьют. Смысл этой метафоры в том, что зло и беззаконие «питают» нечестивых. См. ком. к ст. 16. 4:18–19 В этих стихах противопоставляются образы восходящего светила праведности и непроглядной тьмы, в которой блуждают беззаконные. Необходимо отметить, что под праведностью здесь понимается нечто большее, нежели простое соблюдение нравственных норм и исполнение обрядов, предписываемых законом (ср. Ин. 8,12 ; Еф. 5,8–13 ). 4:20–27 Наставления в этом фрагменте также основаны на противопоставлении мудрости безрассудству, хотя это противопоставление прямо не выражено. 4 сердца. Т.е. разума (см. ком. к 2,2). 4 здравие. Имеется в виду не только физическое, но и душевное здоровье (3,8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 помолился Авраам. В роли посредника между Богом и язычниками Авраам является прообразом Иисуса Христа ( Ис. 53,12 ; Рим. 8,34 ). 20 заключил. Авраам и Сарра получили веское доказательство того, что именно Господь дарует способность к зачатию (16,2; 20,1.2 и ком.). Глава 21 21:1–7 Повествование о рождении Исаака завершает собой историю, начавшуюся с известия о бесплодии Сарры в 11,27–32. Вновь просматривается структура завета: Бог выполняет Свое обещание, даровав Аврааму сына от Сарры (ст. 1 2; 17,1–6.15–16; 18,1–15), а Авраам повинуется Богу, назвав сына Исааком (ст. 3; 17,16) и обрезав его (ст. 4,5; 17,9–14), Сарра также воздает хвалу Господу (ст. 6,7). Радостная весть о чудесном рождении Исаака является прообразом божественной вести о рождении Иисуса Христа ( Ис. 9,6 ; Лк. 2,10.11 ). 21 призрел. Букв.: «посетил». Другими словами, Бог вмешался в дальнейшую судьбу Сарры. Это же древнееврейское слово используется в 50,24. 21 в старости его во время, о котором говорил ему Бог. См. 17,17.24; 18,11–14. Все происходит во времена и сроки, определенные Господом. 21 обрезал. См. 17,9–12 и ком. 21 рассмеется. До рождения Исаака Сарра рассмеялась по причине своего неверия, но после его рождения от переполнявшей ее радости. 21:8–11 С изгнанием Агари и Измаила уже ничто не угрожает праву Исаака на наследство. Рождение Исаака и изгнание Измаила соединены игрой слов «смех» и «насмехается» и, что еще более важно, словами Господа, подтверждающими рождение Исаака (ст. 1) и его исключительное право наследования (ст. 12). И вновь Авраам отвечает на Божие обетование своим беспрекословным послушанием (ст. 14). 21 насмехается. См. ком. к 21,6. Сын рабыни гнал сына свободной женщины ( Гал. 4,29 ). 21 выгони. Т.е. «лиши прав наследования» (25,5.6). 21 показалось это Аврааму весьма неприятным. Переживания Авраама были вызваны как отцовской любовью, так и существовавшими в то время законами (16,6 и ком.; 17,18). 21 в Исааке наречется тебе семя. Божий обетования обретут свое исполнение через сверхъестественное потомство, а не через плотское ( Рим. 9,7.8 ). Вечное благословение относится только к рожденным по обетованию (17,7 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 возненавидит. Т.е. отвергнется себя; под «родными» следует понимать земные привязанности (см. ком. к 9,59). 14 кто не несет креста своего. См. ком. к 9,23. 14:28–32 Обе притчи поясняют ст. 26. 14 Соль. См. ком. к Мк. 9,49.50 . Глава 15 15 мытари. См. ком. к 3,12. грешники. Ср. Ин. 7,49 . 15:3–32 Раввины не отрицали, что Бог готов принять грешника, если тот покается; следующие же три притчи говорят о том, что Господь Сам ищет спасения каждого грешника. 15:3–10 Основная мысль этих двух притчей ничтожное в глазах мира сего является драгоценным для Бога. 15 у некоторого человека. См. ком. к 14,16. 15 расточил, живя распутно. Этот сын олицетворяет тех грешников, за общение с которыми фарисеи упрекали Иисуса. 15 голод. Духовный голод. в той стране. В миру. начал нуждаться. Т.е. почувствовал, что ему недостает того, чем прежде он владел в изобилии (см. Быт., гл. 2). 15 к одному из жителей страны той. Здесь имеется в виду не сатана, поскольку он «князь мира сего», а «один из жителей». Скорее всего, речь идет о какой-то ложной, обманчивой религии, порожденной земными представлениями. пасти свиней. Т.е. заниматься презренным, рабским служением. 15 наполнить чрево рожками, которые ели свиньи. Если Слово Божие сравнивается с хлебом ( Ин. 6,35.41 ), можно только догадываться, что подразумевается под «рожками, которые ели свиньи». 15 Придя же в себя. Осознав и раскаявшись. 15:18–20 Младший сын сотворил «плод достойный покаяния». 15 когда он был еще далеко. Раскаявшийся грешник еще далек от Бога, однако Отец Небесный Сам спешит навстречу своему блудному сыну. 15 лучшую одежду. Оправдание по благодати. перстень. Знак сыновства. 15 Старший сын. Под «старшим сыном» подразумеваются фарисеи и прочие законники. 15 Он осердился и не хотел. Т.е. вел себя так же, как и фарисеи. Отец же его, выйдя, звал его. Как и в случае с младшим братом (ст. 20), инициатором примирения выступает отец. Тема безграничной любви Бога Отца, взыскующего недостойных грешников, даже тех из них, кто не ищет Его (19,10), центральная в данной притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

49 Дан. См. 30,6. судить народ. Т.е. вершить правосудие. 49 змеем. Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы ( Суд. 18 ). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян ( Суд. 14–16 ). 49:18 Молитва Иакова прерывает его пророческие благословения. 49 Гад. См. 30,11. Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха произносятся как «гад». В них использованы три различных корня, означающих «удача, прибавление», «отсекать» и «нападать, теснить». Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих южных и восточных соседей. 49 Асира. См. 30,13. будет доставлять царские яства. Указание на то, что в будущем он будет владеть плодородной землей ( Втор. 33,24 ; Нав. 19,24–31 ). 49 Неффалим. См. 30,8; Нав. 19,32–38 . 49 Иосиф. См.30,24;48,15–20. плодоносного. Некогда бесплодная Рахиль произвела самое плодовитое колено (30,2.22;41,52). простираются над стеной. О расширении их территории см. Нав. 17,14–18 . 49 мощного Бога Иаковлева. См. Ис. 49,26 . Пастырь. См. 48,15.16. 49 Твердыня. Надежная защита Израиля ( Втор. 32,4.15.18 ). Всемогущего. См. 17,1 и ком. благословениями. В этом стихе шесть раз используются слова с одним и тем же древнееврейским корнем, означающим «благословить, благословение». Благословения включали в себя плодородие земли, питаемой благотворной влагой с небес (1,6–8 и ком.), и плодовитость тела («грудь» и «утроба»; 1,22; Чис. 24,5–7 ). Благословения, данные человечеству при сотворении, теперь переданы Иосифу. 49 благословения гор древних. См. Втор. 33,15 . да будут... между братьями. Благословение на Иосифа исходило от Бога (см. Втор. 33,16 ). избранного. Это древнееврейское слово обозначает того, кто посвящен на особое служение. 49 Вениамин. См. 35,18 волк. Он убивает больше, чем может съесть. делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей. 4950,26 Веря Божиим обещаниям Аврааму и Исааку даровать им обетованную землю, последний патриарх стремился быть похороненным с ними в Ханаане, а не в Египте. Иосиф также заклинает своих братьев захоронить его там после исхода. Сходство судеб Иакова и Иосифа, умерших в Египте, но погребенных в земле обетованной, объединяет поколение Иосифа с патриархами и предвещает исход. Единство семьи в дальнейшем подчеркивается добрыми словами Иосифа и его благосклонностью к своим братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010