19 он болен. Мелхола дважды (см. ст. 17) прибегает к обману из опасения за свою жизнь. Как следует из последующих поступков Саула (напр., 20,32.33), опасения ее были оправданными (см. ком. к 16,2). 19 он сказал мне. См. ком. к ст. 14. 19 в Раму. См. ком. к 1,1. в Навафе. Это слово встречается только в связи с Рамой и может являться не географическим названием, а обозначать «лагерь» или «поселение» (ср. место, где жили пророки, 4Цар. 6,1.2 ). 19 сонм пророков пророчествующих. См. ком. к 10,5. 19 до большого источника, что в Сефе. О Сефе нигде больше в Библии не упоминается, однако есть основания предполагать, что это поселение располагалось севернее Рамы. В Септуагинте это место переведено следующим образом: «до источника у гумна, что на лысом холме». 19 и на него сошел Дух Божий. До настоящего момента замыслам Саула против Давида препятствовали Ионафан, Мелхола и Самуил. Теперь же царю мешает Сам Бог, ниспосылая на него Духа, который повергает Саула в неистовство (ст. 24). 19 И снял и он одежды свои. Одежды часто несут тот или иной символический смысл (см. ком. к 2,19). В свое время Ионафан по доброй воле отдал свою одежду Давиду (18,4), Саул же разоблачается, сам того не желая, под воздействием Духа Божиего (см. ком. к ст. 23). неужели и Саул во пророках. См. 10,11 и ком. В данном случае это исключено. Саул не «во пророках» (в истинном смысле слова), но иногда, под воздействием Духа Божиего, становится таковым (10,6.9). Глава 20 20 из Навафа. См. 19,18 и ком. 20 этого не будет. Судя по всему, Ионафан не знал о последних покушениях на жизнь Давида (19,9–24) и потому утверждал, что клятва Саула (19,6) все еще в силе. 20 новомесячие. Праздник новомесячия отмечался в начале каждого месяца. Празднование его сопровождалось игрой на трубах ( Чис. 10,10 ; Пс. 80,4 ) и специальными жертвоприношениями ( Чис. 28,11–15 ). Праздник новомесячия часто упоминается в связи с субботой ( 4Цар. 4,23 ; 1Пар. 23,31 ; Неем. 10,33 ; Ис. 66,23 ; Иез. 46,1.3 ), и, следовательно, в отношении его могли действовать те же предписания, что и в отношении субботы ( Ам. 8,5 ). Один раз этот праздник упоминается и в НЗ ( Кол. 2,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

прибегать к богам. См. ком. к 7,14. 25:22–24 Поражение от Израильтян противопоставлено одержанной ранее победе над Едомом (25,11–13). 25 описаны в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 26 26:1–23 Летописец рассказывает о царствовании Озии подробнее, чем книга Царств. Из этого источника он заимствует начало и конец своего рассказа (ср. 26,1–4 с 4Цар. 14,21.22 и 15,1–3; 26,21–23 с 4Цар. 15,5–7 ), среднюю же часть добавляет от себя (26,5–20). Весь рассказ делится на четыре части: воцарение Озии (26,1.2), послушание царя закону и сопутствующее ему благословение (26,3–15), непослушание и возмездие (26,16–20), итоги царствования Озии и его кончина (26,22.23). 26 Озию. Озия царствовал в 79291–74039 гг. до Р.Х. В книге Царств Озия часто (но отнюдь не всегда) называется Азарией. В этой связи вероятнее всего предположить, что Азария личное имя царя, а Озия имя, данное ему при восшествии на престол. 26 точно так, как делал Амасия, отец его. Летописец сравнивает Озию с его отцом, чье царствование тоже было отмечено как благословением, так и осуждением (см. ком. к 26,1–23). 26 прибегал он к Богу... прибегал к Господу. См. ком. к 7,14. во дни Захарии. О личности Захарии достоверных сведений не имеется. Он был советником царя и, видимо, сподвижником Исаии ( Ис. 8,2 ). Подобно тому, как Иоас хранил верность закону до тех пор, пока был жив Иодай, Озия, руководимый Захарией, также совершал дела, угодные Богу (см. ком. к 24,2). 26:6–15 Летописец иллюстрирует благословение, данное Озии победой над внешним врагом (26,6–8), успешным обустройством им внутренних дел в стране (26,9.10) и возрастанием военной мощи Иудеи (26,11–15). 26 против Меунитян. См. ком. к 20,1. Указание на успешное противостояние Озии этому народу должно напомнить читателю о победе, одержанной над ним Иосафатом (20,1–30). 26 построил Озия. Озия восполнил урон, нанесенный Иерусалиму в результате поражения, которое потерпел Амасия (25,23). См. ком. к 1Пар. 11,4–9 . 26 триста семь тысяч пятьсот. См. ком. к 1Пар. 12,23–37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15:27–31 Факей, убив Факию, воцаряется над Израилем. В царствование Факея ассирийцы вторглись в Израиль и захватили часть его территории. 15 В пятьдесят второй год Азарии. Т.е. в 740 г. до Р.Х. царствовал двадцать лет. Факей царствовал в Израиле с 740 по 732 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к З Цар. 12,31. 15 Феглаффелласар. Т.е. Тиглатпаласар III. Судя по перечисленным в данном стихе топонимам, ассирийцы захватили северную часть Израильского царства. В ходе кампании 733–732 гг. до Р.Х. Тиглатпаласар также вторгся в Сирию и разграбил ее столицу Дамаск (16,9). переселил их в Ассирию. Господь продолжает «отрезать части от Израильтян» (10,32), уменьшая как территорию, так и население страны. 15 в двадцатый год Иоафама. Т.е. в 732 г. до Р.Х. Осия. См. 17,1–6. 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 Во второй год Факея. Т.е. в 750 г. до Р.Х. 15 Двадцати пяти лет был он. По всей видимости, в течение десяти лет Иоафам являлся соправителем своего отца Озии, иначе называемого Азарией (см. ком. к ст. 2). шестнадцать лет царствовал. Иоафам царствовал с 750 по 735 г. до Р.Х. 15 Он делал угодное в очах Господних. Иными словами, Иоафам твердо хранил верность завету (см. ком. к 3Цар. 2,2–4 ). 15 Только высоты не были отменены. См. ком. к 3Цар. 3,2 . верхние ворота при доме Господнем. Эти ворота, называемые также «верхними воротами Вениаминовыми при доме Господнем» ( Иер. 20,2 ), располагались в северной части храмового комплекса и были обращены в сторону владений колена Вениаминова. 15 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 Рецина, царя Сирийского. Рецин был последним сирийским царем. Образовав союз против Ассирии, Сирия и Израиль стремились силой заставить Иудею примкнуть к этому союзу (см. ком. к ст. 29 и 30; 16,5–12). Глава 16 16 В семнадцатый год Факея. Т.е. в 735 г. до Р.Х. Мнения исследователей относительно хронологии царствования Ахаза и ее соотнесенности с хронологией царствований израильских, а также иудейских царей в значительной степени расходятся между собой (ср. 15,33.37; 17,1; 18,1; см. также: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Раскаяния в том не будет у Меня. Эти слова относятся к древнему, а не к новому Израилю (см. ком. к ст. 14). 13 Ефрем. См. ком. к 4,17; 13,1. плодовит. Игра слов: «Ефрем» означает «плодовитый». восточный ветер. См. 12,1 и ком. Здесь образ восточного ветра разрушительной силы служит символом Ассирии, которая вторгнется в Израиль в 734 г. до Р.Х., завоюет его и уведет в плен его народ в 722–721 гг. до Р.Х. ветер Господень. Об Ассирии как орудии Божией воли см. также Ис. 10,5–10 . опустошит. См. 4Цар. 17,20 ; ср. Ис. 17,14 ; Наум 2,9 . Глава 14 14 падут... разбиты... рассечены. Метафоры разрушения сменяются конкретными пророчествами. Самария. См. ком. к 7,1. младенцы... беременные. См. 10,14 и ком. 14:2–10 Осия увещевает Израиль признать свои грехи и покаяться в них, чтобы вновь получить благословение Божие. 14:2–4 Здесь пророк обращается к народу с призывом к раскаянию, которое будет угодно Богу и принесет Его благословение (ст. 5–9). 14 Обратись. Этот повторяющийся на протяжении всей книги призыв к обращению к Богу (2,7; 3,5; 6,1; 7,10.16; 12,6; Втор. 30,1–10 ) теперь адресуется тем, кто уже совершил грехопадение (см. Введение: Особенности содержания и темы). 14 Возьмите... молитвенные слова. От людей требуются искренние слова покаяния и покорность, а не показные жертвоприношения (5,6; 6,6; 8,13). См. ст. 3,4. жертву уст наших. См. Притч. 12,14; 13,2 ; Евр. 13,15 . 14 Ассур... на коня... боги наши. Израиль должен был перестать полагаться на мощь других государств (напр., 5,13; 7,11; 12,1), свою собственную военную силу (напр., 10,13; ср. Пс. 32,16.17 ) и неортодоксальную и синкретическую религию (напр., 2,8.13;3,1;4,12;8,5.6; 10,5.6; 13,2). милосердие для сирот. Ссылка на прозвучавшую ранее тему утраты и возвращения любви, которая иллюстрировалась историей женитьбы Осии (3,1) и образом его дочери Лорухамы (1,6; 2,1.23). См. Введение: Особенности содержания и темы. 14 Уврачую. Обетование исцеления начало исполняться, когда Израиль возвратился из вавилонского плена. В еще большей степени оно исполняется в Иисусе Христе и Его Церкви и окончательно исполнится при Его Втором пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт. 12,1–3 , где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14,13; 22,6). 8 благословение и проклятие. Обетования Божий уже стали сбываться: в гл. 6 и 8,1–29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор., гл. 27; 28). 8 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом. Глава 9 9:1,2 Эти стихи являются Введением к гл. 9–12. Страх перед израильтянами, который деморализовал хананеев (5,1), теперь объединяет их против Иисуса Навина и Израиля. 9 Услышав. См. ст. 3 и ком. Хеттеи ... Иевусеи. См. ком. к 3,10. 9 Гаваона. Действия жителей Гаваона (находившегося примерно в 13 километрах к северу от Иерусалима) контрастируют с общим для всего Ханаана стереотипом поведения (ст. 1,2). услышав. Весть о непоколебимой верности Бога Своим обетованиям (2,10.11; 5,1; 9,1.9; 10,1; 11,1; ср. 7,9) вселяла в хананеев ужас, ибо означала, что Бог, Который «на небе вверху и на земле внизу» (2,11), истребит их (5,13 12,24 и ком.). 9 хитрость. Этот обман, который навлечет проклятие на гаваонитян (ст. 23), противоположен по своим мотивам поступку Раав (гл. 2). 9 из весьма дальней земли пришли мы. См. ком. к 9,3. Эта ложь возымела свое действие: предписание из Втор. 20,10–18 позволяло израильтянам предлагать мирные условия отдаленным городам. союз. Иначе: «завет». Заключение завета было актом формального закрепления отношений, которые предусматривали намерение израильтян сохранить гаваонский народ, подчинив его Израилю. 9 Евеям. Эта этническая группа, к которой принадлежали гаваонитяне, входила в число тех народов, которых Бог повелевал изгнать из Ханаана (3,10). может быть, вы живете близ нас? См. Втор. 7,1.2; 20,15–18 . 9 во имя. См. 7,9 и ком. слышали. См. ст. 3 и ком. 9 все, что Он сделал. Речь идет о завоевании Ханаана Израилем (2,10). Аморрейским. См. ком. к 2,10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7:2–5 Израиль, в противоположность тому времени, когда посылались соглядатаи (гл. 2) и завоевывался Иерихон (гл. 6), находится в немилости у Бога, поэтому и происходящие события приводят к иному результату. 7 из Иерихона ... в Гай. Израильтяне двигались на запад, в холмистую центральную часть страны. Беф-Авена. Букв.: «дом ничтожества», или «дом нечестия». осмотрите. Ср. 2,1. 7 не весь народ пусть идет. Ср. 2,24. 7 тридцати шести. Страх и отчаяние в большей степени вызваны самим фактом гнева Господнего, нежели количеством убитых. сердце народа растаяло. Непокорность народа привела к тому, что израильтяне оказались в такой же ситуации, в какой были хананеи (2,11; 5,1). 7 разодрал одежды свои... посыпали прахом головы свои. Выражение скорби (ср. Иов 1,20; 2,12 ). ковчегом Господним. Израильтяне скорбят о том, что, как им кажется, не осуществились обетования завета, символом которых являлся ковчег завета (3,3.17; 4,16; 6,5 и ком.). В своей молитве (ст. 7–9) Иисус Навин будет взывать к этим обетованиям (10,6 и ком.). 7:7–9 Иисус Навин молится за Израиль, как это делал Моисей ( Чис. 14,13–19 ). 7 Аморреев. См. ком. к 2,10. 7 услышат. См. 9,3 и ком. имя наше. Обетование, данное Аврааму, включало «великое имя» ( Быт. 12,2 ). В своей молитве Иисус Навин основывается на обетованиях Божиих. имени Твоему великому. Исх. 32,12 ; Чис. 14,13–16 ; Иез. 36,16–23 . 7 Израиль. Корпоративное единство Израиля подчеркивается на протяжении всей главы: грех одного человека (ст. 15) навлекает вину на все общество (22,18). согрешил. Проявил неподчинение Богу. Каждое согрешение является проявлением первородного греха ( Быт. 3,6 ). См. ст. 21 и ком. преступили... завет Мой. Разъяснение природы греха. Понятие Божиего завета включает Его верность Своим обетованиям и соответствующие этой верности обязательства тех, кому обетования Божий были даны (см. 3,3 и ком.). из заклятого. См. 6,16,17 и ком. 7 подпали заклятию. Т.е. «предназначены на поражение». Причина поражения израильтян при Гае заключалась не в отказе Бога от Своих обетовании (7,6 и ком.), а в их неподчинении Богу, из-за чего они, подобно хананеям, «подпали заклятию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Израильтяне не должны были жениться на женщинах из других племен (3,1–6; 14,3; Втор. 7,3.4 ; З Цар. 11,1–6; Езд. гл.,9;10). 14 это от Господа. Хотя само по себе желание Самсона было греховным, Бог использовал его для Своих целей, чтобы совершить суд над филистимлянами. 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1 16,31; 13,25. 14:8–9 труп льва ... львиного трупа. Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу ( Чис. 6,6 ). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета. 14 сделал ... пир. Назорей должен был воздерживаться от употребления напитков, полученных в результате брожения ( Чис. 6,3.4 ; ком. к 13,1 16,31; ком. к 13,2–25). 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1–16,31. 14 вышла за брачного друга. Речь идет не о соблюдении какого-либо обычая, а о желании отца невесты сохранить достоинство семьи (15,1.2); тем не менее, филистимляне по-прежнему продолжали называть Самсона «зятем Фимнафянина» (15,6). Глава 15 15 во время жатвы пшеницы. Это был засушливый сезон, когда поля легко могли возгореться (ст. 4,5). с женою своею. По закону эта женщина была женой Самсона. 15 я отдал ее другу твоему. См. 14,20 и ком. 15 Самсон, зять Фимнафянина. См. 14,20 и ком. 15 связали его двумя новыми веревками. См. 16,11.12. 15 Дух Господень. См. ком. к 3,10. 15 свежую ослиную челюсть... тысячу человек. Явная параллель с Самегаром, сыном Анафовым (3,31). 15 воззвал. За все время Самсон произнес имя Господа только дважды (см. 16,28). а теперь умру я от жажды. Подобно израильтянам, удостоенных в пустыне целого ряда чудес, Самсон вознес молитву к Богу, Который чудесным образом дал ему воду (ст. 19; Исх. 17,1–7 ; Чис. 20,1–13 ). 15 двадцать лет. См. ком. к 14,1 15,20. Глава 16 16:1–22 Эта история содержит две параллельные линии: 1) греховное влечение Самсона к женщинам и его поразительная физическая сила и 2) усилия филистимлян захватить его в плен. Бог осудил Самсона за постоянные нарушения завета: он попал в руки филистимлян и был ослеплен ими (ст. 21,22). Может показаться странным, что Дух Божий оставил его только тогда, когда Далида, узнав о его назорействе, «велела... остричь семь кос головы его» (ст. 19). Бог был терпелив к нарушавшему завет Самсону до тех пор, пока тот не утратил последнее, что еще оставалось от его обета. И только тогда Господь свершил над ним Свое правосудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

50:21 Первую половину стиха лучше перевести так: «Иди на нее, на землю Мерафаим и на тех, кто живет в Пекоде». На древнееврейском языке Мерафаим означает «дважды возмутительный» или «вдвойне непокорный». Пекод означает «наказание». Упоминая эти названия вавилонских городов (Марату, Пукуду), автор использует игру слов. истребляй все. Древнееврейский термин означает полную отдачу чего-то или кого-то Господу, при этом полностью уничтожая отдаваемое. 50 Ты пойман, Вавилон, не предвидя того. Поражение Вавилона от руки персов было неожиданным. 50 всех волов. Подразумеваются вавилонские воины. 50 бегущих и спасающихся. Иудеи, которым удалось спастись из Вавилона, вернулись в Иерусалим. о мщении за храм Его. Разрушение Иерусалима ознаменовалось пожаром в храме. Этим преступлением Вавилон в особенности навлек на себя гнев Божий. 50 Святого Израилева. См. Ис. 1,4 . 50 Искупитель. См. ком. к 31,1 Глава 51 51 Мидийских. Вавилон был завоеван объединенными силами мидян и персов (см. Введение: Характерные особенности и темы; а также Ис. 13,17; 21,2 ). 51 при водах великих. Вавилон был знаменит своими ирригационными каналами, орошавшими долину Евфрата. 51 Своею. См. Быт. 22,16 и ком. 51 Ты у Меня молот. Вавилон «молот», которым Бог казнил народы, в свою очередь испытал Его гнев за свое собственное нечестие. 51 Поднимите знамя... трубите трубою. См. 4,5 и ком. народы. Т.е. мидян и их союзников. Араратские. См. ком. к Быт. 8,4 . Минийские. Царство располагалось на территории нынешней Армении. Аскеназские. См. ком. к Быт. 10,3 . 51 жилища их сожжены. См. 21,10. 51 дочь Вавилона. Этот образ относится и ко всему Вавилону, и к его женщинам, которых поражение царства сделало беззащитными (см. 50,42; Плач 1,6 и ком.). 51 Я вступлюсь в твое дело. См. 50,34. отмщу. См. 50,15. Данное слово означает одновременно и месть, и судебный приговор. 51 Вила. См. 50,2; Ис. 46,1 . проглоченное им. Т.е. народы, уведенные в плен, а также их богатства, захваченные Вавилоном. Возвращением последних Иудея обязана повелению Кира ( Ездр. 1,5–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Господь объявляет Своему народу, что и это в его власти (ср. Ос. 2,8.9 ). домы блудниц. Т.е. места религиозной проституции. 5 кони... ржет. Одним из следствий религиозной проституции был откровенный разврат (ср. 2,23.24). 5 но не до конца. Наказание не будет окончательным (ср. 12,14–17; 16,14.15; а также см. ком. к 23,3). они не Господни. Грех, совершенный иудеями, немедленно упраздняет завет (ср. Ос. 1,9 и ком.). 5 они солгали. Неверное представление о Боге обличает лживость всего общества (ср. 9,3–6). нет Его. Эти слова воспроизводят речи лжепророков (ср. 28,2–4). 5 пророки станут ветром. Те, кто объявляет себя исполненным Духа, на самом деле недолговечны, как дуновение ветра. 5 съедят... съедят... съедят... съедят. Состояние, противоположное благословениям завета (см. Втор. 7,13 ). 5 глупый и неразумный. См. Притч. 1,7 . у которого есть глаза... а не слышит. См. Ис. 6,10 и ком. 5 Меня ли вы не боитесь. Доводы Иеремии основываются на могуществе Божием, проявившемся в творении (ср. Иов 38,41 ; Рим. 1,18–20 ). 5 доброе. Т.е. благословения завета во всей их совокупности (см. Втор. 6,24 ; Пс. 4,6 ). 5 нечестивые... ставят ловушки и уловляют людей. Стремление склонить ко греху даже невинного заложено в самой природе зла (см. Притч. 2,12–19 ). 5 возвысились и разбогатели. От осуждения греха религиозного Иеремия переходит к обличению греха нравственного. 5 тучны, жирны. Символ самодовлеющего богатства (ср. Пс. 72,7 ). сирот... нищих. См. Исх. 23,6 ; Втор. 14,29 . Глава 6 6 Вениаминовы. Речь идет о тех, кто населял землю, граничившую с Иерусалимом с севера, хотя обычно эта часть южного царства называлась Иудеей. в Фекое. Город в Иудее, родина пророка Амоса (см. Ам. 1,1 ). в Бефкареме. Неизвестно, где в Иудее находилась местность с таким названием. от севера. См. 1,14 и ком. 6 дочь Сиона, красивую и изнеженную. См. 2,2 и ком.; Ис. 3,16–26 ; Ам. 4,1 . 6 Пастухи со своими стадами. Т.е. неприятельские войска (ср. 4,15). 6:4–5 вставайте. Те же слова произносили израильтяне, отправляясь на поклонение в Иерусалим (31,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

33:1–10 Данный подраздел в основном соответствует тексту 4Цар. 21,1–9 . 33 Манассия ... пятьдесят пять лет царствовал. Манассия царствовал в 69796–94342 гг. до Р.Х. Из царей Иудеи он правил дольше всех. 33 подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь. См. 33,9; подобное выражение летописец употребляет и в связи с Ахазом (28,3). Грехи Манассии были столь велики, что он заслуживал наказания, равного тому, которое было обрушено Богом на амореев, изгнанных Им из Ханаана ( Быт. 15,16 ). 33 имя Мое. См. 33,7 и ком. к 1Пар. 13,6 . 33 проводил сыновей своих чрез огонь. Еще одно сходство Манассии с Ахазом (см. ком. к 28,3 и 33,2). 33 если только. Условия, соблюдением которых определялось исполнение обетования, данного Богом Давиду, оставались в силе и во дни Манассии. рукою Моисея. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 33 говорил Господь. Летописец лишь упоминает об эпизоде, описанном в 4Цар. 21,10–15 , не вступая в противоречие с источником. 33 царя Ассирийского. Этим царем мог быть либо Асархаддон (681–669 гг. до Р.Х.), либо Ассурбанипал (669–627 гг. до Р.Х.). в Вавилон. Возможно, Манассия принял участие в восстании (652–648 гг. до Р.Х.) против Ассурбанипала. 33:12–13 Молитва Манассии и его возвращение на царство ассоциируются с молитвой Соломона (6,36–39) и обращением к нему Господа (см. ком. к 7,13–15). 33:14 Успешное осуществление Манассией строительных работ, упоминаемое летописцем, свидетельствовало о том, что теперь царю сопутствовало Божие благословение (см. ком. к 1Пар. 11,4–9 ). 33:14–16 См. 17,1–6. 33 все капища. По словам летописца, преобразования Манассии завершились полным успехом, однако автор книги Царств сообщает, что Иосия вместе с прочими языческими жертвенниками разрушал и те, которые были воздвигнуты Манассией ( 4Цар. 23,12 ), т.е. Манассия не был до конца последователен в осуществлении своих преобразований. 33:18–19 в записях царей Израильских ... в записях Хозая. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. 33 почил... с отцами своими. См. ком. к 21,19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010