Характерные особенности и темы Строение книги не совсем точно отражает периодизацию проповеднической деятельности Иеремии: 1) в начале своей проповеди пророк призывает иудеев покаяться перед лицом надвигающейся кары (см., напр., 7,1–15); 2) он провозглашает наступление времени, когда покаяние станет уже невозможным, ибо суд Господень настиг людей (см. 19,10.11 и ком.). Тема наказания Божиего, которое видится пророку как проклятие завета, а именно утрата земли обетованной ( Лев. 26,31–33 ; Втор. 28,49–68 ), преобладает в книге; 3) Господь спасет Свой народ или его остаток, ниспослав ему пленение (см. 24,4–7 и ком.). Несмотря на то, что по воле Божией вавилоняне возьмут верх над иудеями, время их будет сочтено (25,9.11.12): спустя много лет, в 539 г. до Р.Х., Вавилон пал, не устояв перед натиском объединившихся под властью Кира персов и мидян, и пленникам открылись пути возвращения (см. 50,3; 51,1.27.28; 2Пар. 36,20.23 ). Таков был ответ Иеремии ложным пророкам, которые непрестанно оспаривали его пророчество о грядущем возмездии (28,2–4). Весть о спасении является составной частью пророчеств Иеремии, но спасение понимается им только как избавление от наказания (29,11–14), и лишь в пророчестве о новом завете эта весть до конца кристаллизируется. Пророчество в Новом Завете строится вокруг основных аспектов завета Моисея, где сказано о том, что Бог желает хранить связь со Своим избранным народом, а тот, в свою очередь, должен отвечать на Его любовь послушанием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 7,6–11 ). Новый Завет говорит о том, что Божиему народу будет дана сила быть послушным Ему (см. 31,33; 32,39.40 и ком.). Несмотря на то, что это обетование высказано словами Ветхого Завета (см. 31,31 и ком.), в нем есть нечто, что Новый Завет показывает как исполняющееся для «Израиля Божия» во Христе (см. ком. к 22,30; 23,5; 31,33; 33,18). Личное участие Иеремии в том, чему посвящено его пророчество, обнаруживается в гораздо большей степени, нежели у прочих пророков (см. Ис. 15,7; 22,4 ; Мих. 1,8.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Содержание I. Приветствие и благодарение (1,1–5) II. Призыв к мужеству и верности (1,6 2,13) А. Пусть не смущает никого заточение Павла (1,6–14) Б. Примеры отступничества и верности (1,15–18) В. Призыв к мужеству и верности Христу (2,1–13) III. Проблемы из-за лжеучений (2,14 4,5) А. Верность, несмотря на лжеучителей (2,14–26) Б. Влияние лжеучителей (3,1–9) В. Призыв к верности учению, проповеданному Павлом (3,10–17) Г. Последнее наставление в служении (4,1–5) IV. Личное обращение к Тимофею (4,6–18) А. Павел о приближающейся смерти (4,6–8) 1 . Последние указания Тимофею (4,9–18) 2 . Просьба к Тимофею прибыть в Рим (4,9–13) 3 . Предостережение против Александра медника (4,14.15) 4 . Положение Павла перед законом (4,16–18) V. Заключение (4,19–22) А. Прощальные напутствия (4,19–21) Б. Благословение (4,22) Глава 1 1:1–2 Приветствие с упоминанием автора и адресата послания и благословением. 1 Апостол Иисуса Христа. Человек, посланный Иисусом Христом свидетельствовать о Нем (см. ком. к 1Тим. 1,1 ). волею Божиею. Павел указывает, Кем он послан ( 1Кор. 1,1 ; 2Кор. 1,1 ; Еф. 1,1 ; Кол. 1,1 ). по обетованию жизни во Христе Иисусе. Назначение апостола возвещать о жизни вечной во Христе (см. ком. к 1Тим. 1,16 ). 1 возлюбленному сыну. 1Кор. 4,17 ; ср. 1Тим. 1,2 . См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания. милость... Господа нашего. См. ком. к 1Тим. 1,2 . 1 воспоминая о слезах твоих. Вероятно, о слезах, пролитых Тимофеем при последнем расставании с Павлом. и желаю видеть тебя. См. 4,9.21. 1 Лоиде... Евнике. См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания. 1:6–14 Павел переходит к основной части послания. Призывая Тимофея к мужеству и верности (см. Введение: Время и обстоятельства написания), Павел говорит о Евангелии и своем призвании благовестника. 1 возгревать дар Божий. Подразумевается, что Тимофей был недостаточно усердным в пользовании духовным даром, полученным им от Бога. который в тебе через мое рукоположение. См. ком. к 1Тим. 1,18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Слова Аггея вновь подтверждают, что Господь со Своим народом, как и тогда, когда вывел его из Египта (1,13; 2,4.5). Служение Аггея основывалось на уповании, что Бог, вернув народ иудейский в его землю, восстановит Свой завет с Израилем. Сказанное Аггеем во многом перекликается со словами более ранних пророков (см. ком. к 2,7.8). Восстановление храма было важной составной частью возобновления завета, и Аггей поддерживал у народа это упование, связывая воедино постройку храма с грядущими временами Мессии (см. ком. к 2,6–9). Мессия как Помазанник Божий на земле принесет славу, мир и процветание народу Божиему (2,10). Зоровавель во дни Аггея был прообразом Мессии, но только Иисус как подлинный Мессия должен был исполнить данное Зоровавелю обещание (2,23) быть царственным правителем Божиим («печатью») на земле. Содержание I. Первое пророчество: призыв восстановить храм и искать присутствия Божия (1,1–15) А. Проблема народа: летаргия (1,1–4) Б. Бедность народа: экономическая и духовная (1,5–11) В. Отклик народа: покаяние (1,12–15) II. Второе пророчество: еще более великий храм и благословения Господа (2,1–9) А. Воодушевление от присутствия Божиего (2,1–5) Б. Воодушевление от Божиего обещания благословения (2,6–9) 1 . Благословение храма (2,6–9) 2 . Благословение еще грядущего мира «на месте сем» (2,9) III. Третье пророчество: обетования Божиих благословений народу (2,10–19) А. Причина осквернения (2,10–14) Б. Результаты осквернения народа: наказание от Господа (2,15–19) В. Воля Божия благословить народ (2,19) IV. Четвертое пророчество: Божия победа для блага Его народа (2,20–23) А. Ниспровержение Богом народов (2,20–22) Б. Воцарение Божиего правителя (2,23) Глава 1 1:1–15 Бог через Своего пророка призывает народ отказаться от погони за жизненными благами и построить храм Господень. На слова народа: «не время сейчас строить дом Божий», Господь отвечает, что люди тратят время на украшение своих домов, тогда как дом Господень пребывает в запустении. Они должны осознать, почему все их труды пропадают напрасно, почему урожай на их полях скуден. Господь повелевает людям собрать нужные материалы и закончить строительство храма. Люди в страхе Божием откликаются на этот призыв и получают обещание, что Господь будет с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Будущее Иерусалима и его благополучие как святого города являются сквозной темой всей Книги пророка Захарии. Эта тема развивается в некоторых видениях (см. ком. к 1,7–17; 2,1–13; 5,1–4). В пророчествах Захарии об Иерусалиме отразились ветхозаветные представления об особой роли Сиона ( Пс. 45 47; 131). У Захарии мы находим многочисленные ясные описания образа Мессии Господа Иисуса Христа. Неразрывная связь между Ветхим и Новым Заветами проявляется в том, что Иисус как Мессия исполняет обещанное Господом о Себе в Ветхом Завете. Обещания Бога исполняются через посланного Им Помазанника. Именно этим объясняется частое цитирование в Новом Завете Книги пророка Захарии. Иисус изображается в ней как Царь, въезжающий верхом в Иерусалим (9,9.10). Этот фрагмент цитирует евангелист Матфей, когда говорит о торжественном входе Христа в Иерусалим. О предательстве Христа Иудою и Его смерти говорится в 13,7. Захария раскрывает такой образ Мессии (Отрасль), который соединяет в себе черты священника и царя (см. ком. к 3,8 и 6,12). Содержание I. Ободрение (гл. 1–8) А. Призыв к покаянию (1,1–6) Б. Восемь ночных видений (1,7 6,8) 1 . Человек среди миртовых деревьев (1,7–17) 2 . Четыре рога и четверо рабочих (1,18–21) 3 . Муж с землемерной вервью (2,1–13) 4 . Чистые одежды для великого иерея (3,1–10) 5 . Золотой светильник и две маслины (4,1–14) 6 . Летящий свиток (5,1–4) 7 . Женщина в ефе (5,5–10) 8 . Четыре колесницы (6,1–8) В. Дополнение: Увенчание Иисуса как пророчество о грядущей Отрасли (6,9–15) Г. Социальные проблемы и преображение Иерусалима (7,1 8,23) 1 . Вопрос относительно поста (7,1–7) 2 . Неспособность вершить суд справедливый и являть милость (7,8–14) 3 . Божий благословения будущему Иерусалиму (8,1–15) 4 . Ответ на вопрос о посте (8,16–19) 5 . Распространение Божиих благословений на все человечество (8,20–23) II. Будущее Царства Божия (гл. 9–14) А. Первое пророческое слово (гл. 9–11) 1 . Пришествие Бога-Царя в Иерусалим с северной стороны (9,1–8) 2 . Вход Царя в Иерусалим (9,9.10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гностики II в. прибегали к крайностям и демонстрировали либо неприкрытую распущенность, либо суровый аскетизм. Аскетизм не рассматривается в послании как проблема, в отличие от распущенности (2,13–19). Лжеучители, видимо, употребляли христианскую свободу как позволение на грех (2,14). Кроме того, они отвергали Господа (2,1), высказывали пренебрежение к властям, злословили небожителей (2,10) и глумились над обетованием второго пришествия Христа (3,3.4). Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Истина Евангелия (1,3–21) А. Духовный рост как подтверждение избранничества (1,3–11) 1 . Преимущества христиан (1,3.4) 2 . Ответственность христиан (1,5–11) Б. Евангельская истина подтверждается апостольским и пророческим свидетельством (1,12–21) 1 . Цель Петра при написании послания (1,12–15) 2 . Апостольское свидетельство (1,16–18) 3 . Пророческое свидетельство (1,19–21) III. Лжеучители (2,1–22) А. Описание их появления и поведения (2,1–3) Б. Предсказание неизбежности их осуждения (2,4–10) В. Обличение их безнравственного поведения (2,10–22) IV. Второе пришествие Христа (3,1–16) А. Повторение назначения послания (3,1.2) Б. Несомненность второго пришествия Христа (3,3–10) В. Этическое значение второго пришествия (3,11–16) V. Заключительные увещевания (3,17.18) Глава 1 1 Симон Петр. Согласно многим манускриптам Симеон (арамейская форма имени Симон). См. ком. к 1Пет. 1,1 . Апостол. См. ком. к 2Кор. 1,1 . с нами равно драгоценную веру. Хотя некоторые толкователи понимают слово «вера» в данном контексте как совокупность вероучительных истин (ср. Иуд. 1,3 ), вероятнее, что имеется в виду субъективный опыт верующего. Обращаясь к тем, кто будет жить после его смерти (ст. 13–15), апостол заверяет, что по вере они ни в чем не уступают Петру и другим апостолам (ср. Ин. 20,29 ). по правде. Другой перевод: «по праведности». Вероятно, указание на справедливость и беспристрастность Бога при даровании веры различным людям, а не на искупительную праведность Христа, которой оправданы христиане (ср. Рим. 3,22; 4,6 ). Слово «праведность» в Первом и Втором посланиях Петра обычно употребляется в этическом смысле (напр., 2,5.21; 3,13; 1Пет. 2,24; 4,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иезекииль совершенно отождествляет себя со своим посланничеством: на себе самом он испытал все трудности обращения к народу от лица Бога и всю ответственность за народ перед Богом. Пророчество Иезекииля оказало большое воздействие на книгу Откровение Иоанна Богослова; в ней воспроизводится ряд тем, восходящих к Иезекиилю. Лейтмотивом возвещения Иезекииля являются: 1) святость и абсолютная неприступность Бога. Пророк наблюдает, как ангельские посланники и воины исполняют приказы Божий (гл. 9; 10). А когда Иезекииль удостаивается непосредственных Божественных откровений, то это бывает лишь «видение подобия славы Господней», но сам Бог остается неприступным. Бог это Судия, всезнающий и всемогущий, пребывающий в славе, правящий судьбами всех народов. Бог свят. Грех это оскорбление Его святости; грех подлежит суду. Израиль это мятежный народ (2,3–8; 3,9.26.27; 12,2.3.9.25; 17,12; 24,3; 44,6). Пленение имеет целью создать очищенный народ, остаток, согласный жить в послушании Богу (6,8; 9,8; 11,12.13; 12,16; 14,22.23). Слово, изрекаемое Богом через Его пророка, непреложно исполняется (см. ком. к 6,7); 2) благодать и милосердие Божии. Хотя Бог судит Иудею и Иерусалим, этим все же не нарушается Его верность избранному Израилю. Бог еще покажет Свое милосердие на спасенном остатке народа; остаток заново унаследует все Его обетования и с радостью приступит к возрождению своей страны. Бог снова возглавит Свой народ (48,35; ср. 11,20; 14,11; 36,23.27.28). Народ получит правителя-царя из дома Давида (37,24.25; 45,7), правителя праведного (34,23). Бог дарует Своему народу новое сердце и новый дух (36,24–28); 3) всемогущество Божие. Бог управляет делами и судьбой не одного Израиля, но также и всех прочих народов (гл. 25–32). Слова, сказанные Богом через пророка, непременно исполняются. В своих проповедях Иезекииль часто использует «формулы узнавания»: Израиль «узнает, что Я Господь», потому что Бог исполняет обетования, переданные через Своего пророка; 4) литая ответственность. Вавилонское пленение отчасти было допущено в качестве возмездия за вину нескольких поколений израильтян, восстававших против Бога и Его закона. Хотя вина имеет коллективный аспект, Иезекииль подчеркивает последствия послушания и преступления закона для отдельного человека (см. ком. к 18,1–32; 33,1–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Характерные особенности и темы 1 . Эсхатология. После того как Павел послал фессалоникийцам первое послание, он получил новые известия об их общине. Эти вести радовали возрастанием фессалоникийцев в вере, любви и стойкости (1,3.4) и дали повод беспокоиться о некоторых вероучительных вопросах и образе жизни членов общины. Второе послание было написано, главным образом, в дополнение ранее высказанному Павлом эсхатологическому учению, чтобы пресечь необоснованный и тревожащий многих слух, будто день Господень уже наступил (2,1–11). Такое ложное убеждение могло быть отчасти следствием неверных выводов из учения самого Павла, наложившихся на тяжелый опыт пережитых общиной гонений. 2 . Значение труда. Другим поводом для написания послания было хроническое безделье некоторых членов общины (3,6–15). Их поведение не изменилось к лучшему после первого письма Павла ( 1Фес. 4,11.12; 5,14 ), оно было таковым еще в пору, когда миссионеры лично присутствовали в Фессалонике (3,10.11). Уже тогда были предприняты попытки исправить положение, но, согласно последним сообщениям (3,11), ситуация там только ухудшилась. Многие ученые считают причиной этой праздности лихорадочное ожидание пришествия Господа: оно столь близко (2,1–3), что труд ради ежедневного пропитания казался равнозначным отречению от веры. Однако следует заметить, что сам Павел нигде не говорит о связи между эсхатологией и поведением фессалоникийцев. Поскольку проблема существовала уже тогда, когда проповедники были в Фессалонике (3,10), маловероятно, что породили ее эсхатологические заблуждения, хотя они и могли дать удобное объяснение ее живучести. Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Повод для похвалы фессалоникийцев (1,3–12) III. Наставления (2,1 3,15) А. День Господень (2,1–12) Б. Молитвы и увещевания (2,13 3,5) В. Труд (3,6–15) IV. Заключительные благословения (3,16–18) Глава 1 1:1 См. ком. к 1Фес. 1,1 . 1 во всех гонениях и скорбях. Из книги Деяний (17,5–9) известно об одном гонении, но переписка Павла с фессалоникийцами свидетельствует, что враждебность к христианам не утихла ( 1Фес. 1,6; 2,14; 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Содержание I. Бог объявляет войну Едому (ст. 1–14) А. Бог смиряет гордый Едом (ст. 2–4) Б. Бог обрекает на разграбление процветающий Едом (ст. 5–7) В. Неизбежен Божий суд над Едомом (ст. 8–10) Г. Безразличен жестокосердый Едом к бедствиям Иудеи (ст. 11–14) II. Бог обещает установить новый нравственный порядок (ст. 15–21) А. День, когда Бог воздаст всем народам (ст. 15–18) Б. Народ Сиона восстановит и расширит свои владения (ст. 19,20) В. Возвысится Сион над горами Едома в царстве Господа (ст. 21) Глава 1 1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее откровение. См. ком. к Мих. 1,1 . Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет. 1,21 ). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии. Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом ( Быт. 25,21–26 ; ср. Мал. 1,2–4 ; Рим. 9,10–13 ). Личное соперничество между Иаковом и Исавом ( Быт. 27 ), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду ( Исх. 15,13–15 ; Чис. 20,14–21; 24,18 ; 1Цар. 14,47 ; 2Цар. 8,13.14 ; 3Цар. 11,14.15 ; 4Цар. 8,20–22; 14,7 ). Едом символизирует всех врагов народа Божиего ( Ис. 63,1–6 ). весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено. 1 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов. 1 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия. 1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками. 1 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома. 1:11–12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт. 25,29.34; 26,34.35; 27,46 28,1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» ( 1Ин. 2,15–17 ), гонителя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Примечания: 1. См. толкования Зонары и Вальсамона на это правило в Аф.Синт., II,558,589. 2. Деяния всел. соб., VII,267. Ср. стр 23 настоящей книги. 3. Ср. у архим. Иоанна, упом. соч., II,514-515. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году. Правило 2. Поелику мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданних Твоих поучуся, не забуду словес Твоих (Пс.118:16): то и всем христианам сие сохраняти есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оные. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати священныя правила, и святое евангелие, и книгу божественного апостола, и все божественное Писание, и поступати по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашея составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний, якоже изрек великий Дионисий. Аще же колеблется, и не усердствует тако творити и учити: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, да не жречествуеши мне (Ос.4:6). (Ап. 58, 80; I всел. 2; трул. 19; лаод. 12; сердик. 10: карф. 18). Это правило предписывает, чтобы в епископа был поставляем тот, кто хорошо изучил Св. Писание и каноны и о ком есть свидетельство, что он способен и других поучать. В толкованиях на 58 и 80 Ап. правила мы говорили вообще о том, каков должен быть епископ в отношении познаний, чтобы быть достойным высокого своего сана. В настоящем правиле это раскрывается подробнее и таким образом устанавливается точный закон. А именно: устанавливается, чтобы кандидат в епископа показал основательное знакомство с Св. Писанием, равно и с каноническим правом. Относительно первого правило приводит основание, что сущность (ο) священной иерархии составляют богопреданные слова, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1317...

В имени Спасителя великая сила. «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – сказал Петр хромому человеку, сидевшему у храмовых ворот, называемых Красными (см.: Деян. 3: 6). И когда за это чудо, а наипаче за проповедь о Христе воскресшем Петра с Иоанном поставили перед синедрионом, Петр сказал, что «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил от мертвых, Им поставлен он (бывший хромой) перед вами здрав». И даже больше сказал Петр, а именно: «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 10, 12). Нет другого имени под небом, которым бы надлежало спастись. Как изысканную восточную сладость можно носить в устах эти слова и повторять: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим». И еще: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3). А как много в Писаниях тайн, связанных с именем Спасителя! Как много в этом роскошном замке комнат, в которые мы еще ни разу не входили! Вот Иоанн говорит, что «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). Образ этих слов дан в истории овладения землей обетованной. Моисей довел людей до границ земли, но в саму землю не ввел, и сам не вошел. Это потому, что закон никого не доводит до совершенства, и Моисей этот закон символизирует. Кто же вводит народ в землю? Иисус! Человек с именем Иисус довершает дело Моисея. И это пророчество о том, что закон передаст эстафету Евангелию. Да и сам Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37). Того Иисуса, который продолжил историческое дело Моисея, звали Иисус Навин. Мысль, что эти события были живым пророчеством, явствует из того, что Иисуса Навина звали сначала Осия. Чтобы взять на плечи тяжесть Моисеевой миссии, ему нужно было сменить имя с Осии на Иисуса. И Моисей, зная, что делает и зачем, совершает это переименование! Моисей умирает, издалека увидев обещанную землю, а Иисус доводит народ до цели. Но чудеса и знамения на этом не оканчиваются.

http://pravoslavie.ru/44063.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010