6 не давай сна. Не жалея усилий, человек должен стараться расторгнуть опрометчивое соглашение. 6:5 Сравнение с преследуемой охотниками дичью должно, по мысли автора, указать, о какой опасности идет речь. 6:6–11 В основе данных наставлений лежит не только убеждение в целесообразности и упорядочении вселенной, но и уверенность в том, что в мире все взаимосвязано: человеческое общество имеет общие черты с примитивным миром насекомых, что и показано на примере муравья. Возможно, этот же смысл лежит в основе притчей Соломона о растениях и животных ( 3Цар. 4,33 ). 6 муравью. См. 30,25. Действия муравья служат примером благоразумия. ленивец. Во многих притчах лень рассматривается как признак отсутствия мудрости (10,26; 13,4; 15,19; 19,24; 20,4; 26,16). 6 бедность. Книга Притчей не раз предостерегает человека от такого образа жизни, который ведет к нищете. Одной из причин бедности является лень (10,4.5; 19,15; 20,13), в то время как усердие и трудолюбие связываются в книге Притчей с процветанием (12,11; 13,4; 14,23). Однако бедность не всегда можно понимать только как результат отсутствия мудрости (14,31; 17,5; 19,1.17.22; 21,12; 22,22; 28,3.11). как разбойник. Такое сравнение говорит не столько о том, что бедность приходит неожиданно, сколько о том, что перед ней человек беспомощен, как перед вооруженным грабителем. 6 Человек лукавый, человек нечестивый. Евр.: «человек Велиала» выражение неясного происхождения и значения. 6 мигает глазами... говорит ногами... дает знаки пальцами. Вместо четкой и ясной речи лукавый человек прибегает к жестам, знакам и лживым намекам, которые сеют зерна безверия и раздора (ст. 14). 6:15 Причиной гибели нечестивых людей часто оказываются они сами. В ВЗ Бог в конечном счете воздает грешникам (24,19.20) и вознаграждает праведников (23,17.18; 24,15.16). Тем не менее, учение о наказании в последующей жизни не получило достаточного развития. Лишь в НЗ показано, что справедливое возмездие Божие не минует грешников ни в этой жизни, ни в будущей. 6:16–19 Перечислительные высказывания (см. также 30,15.16.18.19.21–31). По форме такие высказывания напоминают загадки, ответ на которые дается тут же. Перечисления явлений, в которых можно увидеть некие общие качества, обычный прием учительной литературы. Обнаруживаемые при этом связи часто оказываются весьма неожиданными, и это, как и сам по себе процесс узнавания, упражняет человека в постижении мудрости. В то время как ст. 12–15 выражают мысль о возмездии, не объясняя, откуда оно исходит, данные стихи прямо говорят о Боге и Его суде (см. ком.к6,12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сперва ислам и ограничивался этими только двумя источниками. Но когда новые обстоятельства представляли новые затруднительные случаи, для которых нельзя было найти ни в ал-коране, ни в сунне ясного и удовлетворительного решения, люди, пользовавшиеся общим уважением народным (моджтехиды), по праву, предоставленному силою нескольких статей сунны, делали собрания (иджмаа), где и решали сомнительные вопросы. Приговоры этих собраний сделались третьим источником ислама. В тоже время некоторые из моджтехидов, основываясь на известных местах ал-корана, думали, что непременно о всяком деле, особенно сколько-нибудь важном, касающемся веры, можно и должно найти решение в слове Божием, как мусульмане величают лжеоткровение свое, ибо там говорится: «И ниспослали мы тебе книгу для изъяснения всего» (К16:89); «не существует ни зернышка во мраках земли, ни свежего, ни сухого, о котором бы не было говорено в святой книге (К6:59)». Следовательно, так думали моджтехиды, если ясного, непосредственного решения в ал-коране и нельзя видеть на некоторые предметы, то, по крайней мере, можно найти в нем подобное, равносильное, хотя прямо и невыраженное. Соображая все это, богословы исламские постановили четвертым и дополнительным источником своего вероучения кылс – сравнение или сравнительное приложение. 58 К6:101. Когда в коране говорится от лица Божия, что мы сделали то и то, нам угодно то и то, и т.п., – в этом случае подобные выражения отнюдь не показывают множественности лиц в Боге, а только означают Его величие. 59 Именем этим у мусульман называется небесная скрижаль необъятной величины, которая, по их представлению, так же длинна, как пространство, отделяющее небо от земли, и также широка, как пространство от востока до запада, и которая охраняется тысячами ангелов, чтобы демоны не узнали ее содержания. 60 К35:9. «Аллах сбивает с пути, кого хочет, и ведет, кого хочет» (прим. ред.), также мысли Мухаммеда о безусловном предопределении можно видеть в К7:30,178,186; 14:27; 17:16; 42:44… 70 К7:158 – Веруйте же в Аллаха и Его посланника, – пророка, простеца, который верует в Аллаха и Его словеса, и следуйте за ним, – может быть, вы пойдете прямым путем (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Из Корана видно только то, что вся проповедь Иисуса, состоявшая в обнародовании Евангелия, назначалась для израильского народа. По характеру своему она у Мухаммеда вполне применялась к его собственной теории о пророках и отношении их к исламу. Дела и обязанности пророков вообще в Коране не указываются прямо, но из сопоставления отдельных мест мы можем заключить, что деятельность их должна состоять в следующем: быть проповедниками истины К2:113, 208; 35:22, и, особенно, об единстве Божием К21:24–25, бороться с идолопоклонством К2:146, открывать людям волю Божию К33:39, и возбуждать людей к исполнению их долга и воли божией, обещая добрым блаженство рая К33:44; 34:27, а злым – мучения ада. Это были особенные люди, приближенные к Богу, наделенные Его милостью, и возвышающиеся из ряда прочих смертных, почему и называются и направители человеческой жизни по Божественному закону. Род человеческий никогда не сохранял на долгое время истинной религии, часто совращался в идолопоклонство, а с другой стороны вырастал из данных ему правил внешнего благоустройства. Испытывая противодействие от безбожных, а, особенно, от диавола К6:112; 25:33, пророки и посланники всегда пользовались покровительством Божиим, а некоторые из них получали от Него еще дар творить для подтверждения своего учения чудеса К13:38, что, впрочем, нисколько не возвышало их над обыкновенной природой человека. То, что говорится в Коране о пророках вообще, относится и к израильским пророкам в частности. Израильтяне были наиболее любимым народом Божиим К2:44, 116; 5:23; 7:136; 45:15, с которым Он заключил завет К2:60, 77; 5:15, 74, и которому Он дал при Моисее Писание К5:48; 40:56; 45:15. Для поддержания их верности Завету и Писанию Бог посылал к ним пророков, восставил царей К5:23, но они часто отступали от правого пути, нарушали повеления Божии К2:55–56; 7:161–162, отвергали Писания приходивших к ним пророков К2:95; 4:154 и даже избивали этих пророков К2:81, 85; 4:154, за что подвергались Божьему наказанию К4:154–159; 17:2–8, пока долготерпение Божие снова не посылало к ним пророка и не обращало их снова на правый путь теми же воззваниями, какие употреблялись у прежних пророков и т.д. Это была цепь из преемственно сменявшихся личностей примерного благочестия, преемственно удерживавших избранный, но мало послушный народ от нараставших в нем заблуждений, цепь, крепкая своею сплоченностью и единством действий на пути векового воспитания одной нации. Разность в повелениях двух пророков, однако, могла быть, и допускалась только в таких случаях, когда жизнь и состояние нации требовало новых педагогических мер, в предметах обрядовых, догматическая же часть проповеди оставалась неизменной

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

основные положения православного вероучения и нравственности, православной антропологии; отличительные особенности вероучения иных конфессий и основные принципы отношения Православной Церкви к инославию; основные особенности ислама, иудаизма, буддизма; структуру и основное содержание богослужения; основные события истории Вселенской Церкви и Русской Православной Церкви; особенности церковного искусства, ее видов и жанров в архитектуре и иконописи; особенности церковнославянского языка (графические, лексические, грамматические) с целью понимания Богослужения и осознанного в нем участия; уметь: применять знания Священного Писания, его толкования, знания о вероучении в решении практических вопросов воцерковления мирян; передать (изложить) основы православного вероучения для разных целевых аудиторий, отдельной личности в доступной форме; объяснить основные, а также наиболее непонятные места православного богослужения; использовать знания по Истории Вселенской и Русской Православной Церкви для формирования представления о роли христианства в становлении и развитии государственности, культурно-исторических традиций России и европейских стран; объяснять непонятные места канонических текстов; аргументировано и убедительно отвечать на вопросы по заданной тематике; владеть: церковной традициейв богослужебной жизни, личной молитве, общении, образе жизни, быте; навыком самосовершенствования в христианском благочестии; навыками самооценки и самоконтроля; навыками чтения и понимания церковнославянских канонических текстов. Священное Писание Ветхого ЗаветаСвященное Писание Нового ЗаветаПравославное вероучение Литургика История Церкви Церковное искусство Церковнославянский язык К1К-2К3 К4 К5 К6 К7 Катехизическая деятельностьВ результате изучения цикла выпускник должен: знать: духовные основы катехизической деятельности; сущность и структуру, направления и формы катехизической деятельности; методы и методики катехизации; способы взаимодействия катехизатора с различными участниками духовно-просветительской деятельности;

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

573 К6:76–79. И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: «Это Господь мой!» Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: «Это – Господь мой!» Когда же тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не ведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся.» Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это – Господь мой, Он – больший!» Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я – не из многобожников». 574 Теодицея (греч. theos Бог и dike справедливость, право, букв. – богооправдание) – религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире. Понятие Т. Введено Лейбницем, посвятившем «оправданию Бога» трактат «Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла» (1710). – прим. электронной редакции. 580 «Личность в Йемене и у набатеев, говорит Ленорман, имела тот же характер, и туже природу, как и личность у арабов, собственно так называемых. Точно также как в Вавилоне, в Ассирии, в Финикии, у сирийских народов, словом во всех религиях этого семейства, большая часть имен богов в Йемене, все равно тождественны они с богами Вавилона, или имеют особенную физиономию, суть эпитеты или качества, что очень ясно характеризуют все эти божественные атрибуты абсолютного существа, рассматриваемые с различных точек зрения. Так мы имеем – «господин», – «спаситель», – «могучий», – «милосердный», – «совершенный», – «возвышенный», – «защитник», – «тот который с кем-нибудь, который покровительствует», называемый арабскими писателями, и может быть тождественен с μμων греческих надписей в Батанее; – «справедливый, правый», – «тот, который прогоняет дурное влияние», имя которого выражает совершенно туже идею, что Deus averruneus латинян, предмет культа колена Гомдан – «всевышний, небесный», или может быть более точно «небо», обожаемый в Сане. К этой категории названий должно присовокупить еще название – «Господь небес», в точности соответствующее Βεελσαμν финикийскому отрывков Самхопиатома, Baalsamen – Плавта и блаж. Августина, – памятника Уям-эль-Анамид, – пальмирских и авраамитских надписей. Я присоединяю сюда также имя бога или , которое я не колеблясь сближаю с лицом аналогичным эросу греков, обожавшимся в Домат-Джандале под именем , одним коленом йеменского происхождения, которое родственно колену Кинда, и культ которого также оставил следы почти во всех частях полуострова. Ассирияне VII века до РХ знали, что этот боги чтится арабами пустынь, смежных с Сирией, грабежи которых они должны были часто отражать; и они его уподобляли своему богу Бин», Lenormant, sur l " inscription dedicatoire himyaritique du temple du dieu Yata a Abian pres Aden, p. 84–85.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Под словами же: и за то, что они сказали жестокую клевету на Марию, разумеется обвинение её в любодеянии, и это названо великой клеветой потому, что чудесные обстоятельства, сопровождавшие рождество Марии, явно подтверждали её не греховность в этом». Слова Корана: читающие Писание, не допускайте излишества в вашу веру, 296 по мнению Хазина, относились прежде всего к иудеям, которые доходили до чрезмерного унижения Иисуса, низвели его, до степени незаконнорожденного дитяти. Итак, это клевета, по мнению Мухаммеда. Рождение Иисуса было необыкновенное, сверхъестественное. Рождение Иисуса от Марии было знамением, почему и сам Иисус называется в Коране знамением: и (Мы) поставили ее и сына её знамением для миров. 297 Что же понимается здесь под словом знамение? Толковник Корана Хазин так передает слова Бога: «Мы сделали это (рождение Иисуса) доказательством нашего могущества, ибо он произошел без отца, и ему был дарован дар слова в колыбели. Если ты спросишь, продолжает Хазин, почему сказано: знамением. а не двумя знамениями, то я отвечу: смысл такой: Мы сделали необычайные обстоятельства обоих их одним знамением; как Иисус родился без участия мужчины, так и Мария родила его без мужчины, следовательно, они оба были участниками в этом знамении, потому и было одно знамение». Если так, то рождением своим Иисус не был ли обязан «духу»? В самом деле, почему в Коране говорится, что «дух явился Марии в образе совершенного человека, почему Мария упрекает его за неуместное посещение, почему вестник отвечает ей, что он послан для того, чтобы «даровать ей дитя» К19:17–19? По-видимому, лицо обещающее и исполняющее обещание одно и тоже дух, который говорит Марии: «я посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе чистого отрока». 298 Если мы прибавим к этому, что по Корану ангелы являются людям в человеческом образе, что видно, например, из К6:9, то можем заключить отсюда, что «дух» был по Корану естественным Отцом Иисуса. Тон дальнейшего сказания о рождении Иисуса кажется подтверждает эту догадку: Мария для родов удалилась от родных своих, скрывается и горько восклицает: о, если бы я умерла прежде сего и была бы забывшею, забвенною! Кажется, что Мария нравственно страдает за какое-то преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Пусть речи ангела иногда возвышенны и благородны, предписания мудры и назидательны, но этот ангел представляется забывающим то, что он прежде Мухаммеда благовествовал некоторым новозаветным лицам, например, пред лицом Пресвятой Девы Марии Гавриил предсказывал, что от неё родится Сын Божий ( Лк.1:35 ); по истечении же 6 веков он представляет это благовествование в откровении Мухаммеду совершенно в другом виде (Коран, 3:37–43); и, главное, всячески старается опровергнуть мысль, что Иисус Христос есть Сын Божий, и таким образом разрушить главное основание прежнего откровения. Этот ангел искажает многие исторические факты (Коран, 11:58,63–69 и другие): так известное обстоятельство из жизни Гедеона, когда он отделил воинов мужественных от ненадежных, воспользовавшись, как средством к узнаванию их качеств, теми приемами, которые они употребляли, когда пили воду, это обстоятельство в откровениях Гавриила отнесено к жизни Саула. 49 Этот ангел передает иногда понятия о Боге унизительные для высочайшего существа: Бог в некоторых его откровениях имеет характер деспотический (К7:154, 3:172), представляется виновником грехов и заблуждений человеческих (К6:107–112, 14:4, 27:4, 59:19 и другие), попрекающим человеку тем, что Он призывает его к истинной вере (К 49:17), перехитряющим людей (К 4:156) и т. п. Этот ангел разделяет с Мухаммедом многие заблуждения и суеверия его века и обличает в себе плохого физика и историка. Так, по словам корана, Абрага, владетель счастливой Аравии, потерял всю свою армию во время похода против Мекки будто бы от нападения птиц – ababils, которые смертельно поражали камнями нападавших воинов и смяли их в кучу, как зерна, поедаемые животными. (Коран, гл. 105). Но учеными несомненно доказано, что эти мнимые птицы – ababils столь гибельные для войска Абрага, были ничто другое, как мелкие нарывы оспы. 50 По откровению ангела, горы утверждены на земле как pilotis (сваи), для того чтобы она с не потряслась и не сдвинулась с места (К21:32, гл. 31, ст. 9), и на беду этому откровению, всему миру известно, что земля и трясется очень часто, и движется беспрестанно.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

5.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями (К): готовностью и способностью: компетенции в области церковного образа жизни сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах (К1); соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте (К2); преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К3); к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни (К4); к самооценке и самоконтролю (К5); компетенции в области катехизической деятельности использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности (К6); использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в просветительской деятельности (К7); использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений) (К8); выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации (К9); использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе (К10); применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися (К11); аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией (К12); обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий (К13); компетенции в области педагогической деятельности применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К14); решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе (К15); разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей (К16); компетенции в области организаторской деятельности планировать и организовывать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях (К17);

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

756 К6:137. Шпренгер на это место замечает: «На Востоке жатва молотится на поле быками и оставляется даже после очистки ещё некоторое время в маленьких кучах. Если ветер или что-либо другое переносит нечто из кучи, посвященной Аллаха, в кучу идолов, оно не возвращалось, но возвращалось в противном случае. Кроме того, для Аллаха выбиралось самое дурное». Sprenger, t. 1, p. 251. 762 Perceval, Essai, t. II, p. 310. Воронец, Материалы для изучения и обличения мухамеданства. Вып. I, стр. 110. 781 Множество примеров подобного рода переживаний см. у. Тейлора, Первобытная культура, т. I, стр. 65–104. 790 Не даром араб всё отдалённое, недостижимое для него, сравнивал со звездами, или с солнцем и луной, в частности, и выражал это в пословицах: «отдаленнее звезды», «дальше звёзд»; «дальше, чем место звезды Капеллы». Мейдани, гл. 2, 146, гл. 25, 143. 793 То, что звёзды играли важную роль при пустынных путешествиях арабов, можно видеть из некоторых стихотворений, например, Хамаса. 795 Один пастух – это γ в Cepheus; другой – α в Ophiuchus; третий – λ – в Стрельце, четвертый – β в Орионе. 801 Все в голове Дракона; также Верблюдом называется самая яркая звезда в Гиалах, еще видят Верблюдов в четырех главных звездах Ворона. 804 Южная Корона носит название Страусова гнезда , второе Страусово гнездо видели в верхней части Еридама; пять Страусов суть ξ, η, θ, τ и υ в животе Кита. Страцсовы яйца представляют мелкие звезды вблизи гнезда. 805 λ, μ и Γ в Вознице и четыре главные звезды в Вороне. Все приведенные нами названия мы заимствовали у Иделера из его сочинения: Untersuchungen über den Ursprung und die Bedeutung der Sternnamen, passim. 806 На эту легенду намекают слова из стиха одного поэтаˆ «О ты отдающий в супружество Плеяды за Канону: клянусь жизнию Твоею, Боже». 810 Покок говорит: «Те звезды, которые они называли Анва, т.е. звездами рано склоняющимися к западу так, что в тот же момент на востоке над горизонтом восходит другие, им противоположные, суть 28 становищ Луны… Древние арабы приписывали им большую силу и верили, что некоторым из них они обязаны своими дождями». Pocock, Spec, p. 168–169.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

а) По К20:8–98 и суре 27 Мариам сестра Моисея, конечно, современница пророческой его деятельности, но Мария, мать Иисуса, не могла быть по Корану современницей Моисея. Мухаммед думал, что его новая проповедь стоит в таком же отношении к проповеди Иисуса, сына Марии, как проповедь Иисуса к проповеди Моисея, т.е. представляет собою реформу и усовершенствование её. Но такое отношение мыслимо, само собою понятно, только тогда, когда между этими проповедями допускается известный промежуток времени, в течении которого учение первого пророка исказилась и потребовалась его реформа. Бог в К6:155 говорит: «некогда Мы дали Моисею писание», т.е. Закон, а в К3:44 Иисус, сын Марии, говорит Израильтянам: «подтвержду истину того, что прежде меня было в Законе, разрешу для вас некоторое из того, что было запрещено вам». Если бы оба пророка были современниками, что с необходимостью следовало бы заключить, если бы Мария, мать Иисуса, была дочерью библейского Амрама, то как же один посланник мог отменять и уничтожать то, что другой только что установил и предписал? б) Мариам сестра Моисея по К20:38–41 и суре 18 охраняет его, когда он был опущен матерью в реку. Предполагается, что она значительно была старше Моисея, следовательно, Иисус, её сын, должен быть немногим моложе Моисея, если принять во внимание то, что Мария рано сделалась материю Иисуса. 175 в) Основание иудейской и христианской религий было бы тогда одновременно. Но великие пророки, (которых мусульмане принимают шесть: Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммеда), по Корану же отделены друг от друга длинными промежутками времени, и Иисус представляется явившимся после других пророков, и между ним и Мухаммедом не упоминается ни одного. 176 Так по К2:247–252 израильтяне много спустя после Моисея получают в цари Саула (Талута); за ним следует Давид, потом упоминается Соломон, сын Давида. 177 г) В рассказе Корана о рождении и деятельности Моисея израильтяне, совершенно согласно с библией, являются народом, порабощенным иноплеменникам. Между тем в то время, когда жила Мария, Мать Иисуса, они живут вполне свободно под своими законами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003