865 Корнилов A.A. Жизнь и служение протоиерея о. Евгения Лызлова. Нижний Новгород, 1998. С. 22–23; Якунин В. Указ. соч. С. 9. 870 По другим сведениям Каминский был расстрелян немцами в ходе Варшавского восстания, по обвинению в допущении излишних зверств по отношению к полякам. Полагают, немцы приписали Каминскому собственные зверства, чтобы перенаправить ненависть поляков на русских. – Примеч. ред. 871 Кудряшов С. Предатели, «освободители» или жертвы войны? Советский коллаборационизм (1941–1942)/Свободная мысль. 1993. и. с. 90. 877 А. Верт был коммунистом и его сочинения полны искажений, поэтому использование его текстов возможно только при условии исторической критики. Книга «Россия в войне…» из ряда подобных сочинений, не стоит забывать, что она выпущена в Москве в 1967 г. – Примеч. ред. 881 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945. М., 1996. С. 511512; Алексеев В., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории/Русское Возрождение. 1981. 16. С. 91–92. 891 Кривонос Ф. Миссионеры военных лет. Год 1944; Белоруссия/Православная Русь. 1998. 8. С. 8–9. 893 Церкви и приходы Минска. История и современность. Минск, 1996. С. 24–25, 33, 40, 56; Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 86–89; ВА, R6/179. Bl. 94. 894 Шейкин Г. Указ. соч. С. 75; Горбун С. Указ. соч. С. 45; CP, январь 1944. С. 4; ВА R58/218. Bl. 84. 896 CP, сентябрь 1942. С. 9; январь 1943, С. 5; Церковная жизнь. 1942. 8. С. 125: Белорусская газета. Минск, 1942. 25 октября; ВА, 62DJ/85. Bl. 44. 897 ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 2, л. 29; ВА, К6/281. Bl. 136; CP, август 1944. С. 3; Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 97–98. 908 CP, июнь 1942. С. 5; август 1942. С. 5; сентябрь 1942. С. 5–6; август 1943. С. 9; АГЕ, д. Указы Архиерейского Синода РПЦЗ. Распоряжения Патриархии. 1923–1951 гг., л. 22. 912 Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии. Минск, 1964. С. 81. 913 Суглобов Г.А. Союз креста и меча. М., 1969. С. 77; Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. С. 110; CP, сентябрь 1942. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме множества подобных мест в Коране есть и такие стихи, которые одинаково относятся и к язычникам, и к христианам и даже к иудеям. Вот как например, объясняет -Бейзави К2:110, и говорят, Бог принял дитя, «это выражение указывает на иудеев, которые утверждают, что Ездра – Сын Божий, на христиан, которые говорят, что Мессия – Сын Божий, и на многобожников, которые говорят, что ангелы – дочери Аллаха». 68 В К6:100 говорится: и выдумывают ложно сыновей и дочерей.... – Бейзави объясняет: иудеи говорят: Ездра – Сын Божий, христиане говорят: Мессия – Сын Божий, и арабы говорят: ангелы – дочери Аллаха. В толковании на К3:74: (Иисус) не внушал вам чтить ангелов и пророков, как Господа, Хазин говорит: «т.е. как делали корейшиты и сабеи, поскольку они утверждали, что ангелы – дочери Аллаха, и как делали иудеи и христиане, поскольку они утверждали это относительно Ездры и Мессии. Далее, сам Мухаммед сказал: говоря это, они уподобляют себя неверным, бывшим прежде 69 ... «Муджагид толкует: говоря это, они уподобились многобожникам, жившим до них, ибо многобожники говорили, что ангелы – дочери Бога. А Хасин толкует: Бог уподобил неверие иудеев и христиан неверию предшествовавших им поколений, державшихся древних заблуждений. Так близко родственны были в представлении Мухаммеда учение христиан о Сыне Божием, о святой Троице и учение язычников арабов об ангелах. Таким образом, Мухаммеду, при его поверхностном знакомстве с христианством, вовсе не было известно, что в учении о Пресвятой Троице нет множественности, что чтимый христианами Бог есть, по выражению одного св. отца первых веков христианства, Дионисия Ареопагита , и единица и три, как превосходящий всякую множественность, не подлежащий счислению, высший всякого слова и представления; потому что мы христиане нисколько не чтили бы Его, если бы Он был постигаем нашим умом и словом. Но Он превыше не только нашего ума, но и всех пренебесных и истинных умов, как называются они умными сущностями... Мухаммед не знал, что Бог у христиан признается Троицею, а равно и единицею, и что Он не перестает быть единым, во пребывает неизменно тем и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

д) По Корану, Захария просил себе дитя, когда же просьба его осуществилась, он не верит и просит себе знамения. Не грешно ли это для пророка Божия, каким был Захария, по К6:85, к как он дозволил себе сомневался в исполнении того, о чем только что просил Всемогущего Бога? 125 Почему Бог удовлетворяет греховную просьбу Захарии и дает ему чудо? На все эти вопросы Коран не дает никакого ответа, отчего все сказания его представляются не доконченными, не ясными сравнительно с Евангельским повествованием. Здесь мы видим вполне понятное явление: Захария давно желал себе дитяти, особенно, потому, что бездетность в ожидании скорого пришествия Мессии считалась у евреев позором. 126 Но в момент совершения жертвоприношения он совершенно не помышлял о дитяти. Когда ангел возвестил ему неожиданную, давно лелеянную в его душе весть, он, понятно, смутился и усомнился. 127 И за это сомнение, недоверие словам предстоятеля пред Богом, нарочито посланного для благовестия, он наказывается; чудесная немота Захарии, по Евангелию, была таким образом наказанием для него. Чтобы сильнее показать неясность в Коране, мы попытаемся на основания мусульманского предания прежде всего решить вопрос: действительно ли Захария, по Корану, просит себе у Бога дитя? 128 Хазин, один из авторитетных толковников Корана, так переводит просьбу Захарии из К19:5 – Господи! по милости своей даруй мае дитя, которого я сильно желаю, еще К3:33 – Господи! по благости своей даруй мне дитя благословенное, богобоязненное, праведное, заслуживающее благоволения, еще: Господа! у меня нет дитяти, который бы помог мне и прокормил меня, и наследника. Итак, Захария просил себе сына по плоти. «Слово – говорит Хазин, – означает одного и многих, мужеский пол и женский, но здесь оно употреблено для обозначения одного». По преданию от Хасана, «Захария сказал: Боже! даруй на старости моей сына, и вошел в михраб. Немного спустя явился ангел и сказал: о Захария! Истинный и высокий Господь благовествует тебе о дитяти и т.д. Захария еще прежде, чем начал молиться Богу, в душе своей решил просить именно о плотском сыне, и притом надеялся на исполнение своей просьбы. Хазин говорит: когда Захария увидал у Марии плоды несвоевременные (зимние – летом, а летние – зимой), то воскликнул; подлинно Тот, кто мог беспричинно доставить Марии плоды иного времени и сбора, может исправить мою жену 129 и даровать мне дитя тоже несвоевременно, на старости нашей. После того он стал сильно молиться о дитяти». Затем Хазин излагает разбираемый нами рассказ. Далее в Коране сказано от лица Бога: «Мы вняли ему (Захарии) и даровали ему Иоанна, сотворив супругу его способною к тому». Если так, то Захария не должен был смущаться благовестием, а тем более не доверять ему.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

душа. Замечательно, что во всех этих местах Бог говорит о духе, что он «от Него». Далее, в Коране духом называется какое-то особое существо, личное, посредствующее между Богом и людьми, но не ангел. «В ночь Аль-Надра, говорится в Коране, ангелы и дух восходят к Нему (Богу) в течении дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет», «ангелы и дух нисходят с неба по повелению Божию. 307 Такой дух «от Господа» называется «духом святости», 308 «духом верным». 309 Который же из этих духов благовествовал Марии? Мусульманские писатели указывают на «духа святости, духа верного», и говорят, что это был Гавриил, ангел, наиболее приближенный к Богу и наиболее влияющий на мировую жизнь. Что это был Гавриил, это доказывается у них тем обстоятельством, что в Коране «духу святому», «духу верному» усвояется сообщение Мухаммеду Божественных откровений К16:104; 26:193; 42:52, а в К2:91 лицо, сообщавшее Мухаммеду откровения, именуется Гавриилом. Мы не можем отвергнуть того мнения, что благовествователем, по Корану, был «дух святости», «дух верный», поскольку, по Корану, этот дух должен быть личным существом, но не можем согласиться с тем, что благовествователь был Гавриил. а) Мухаммед здесь не указывает на Гавриила, как на посредствующее лицо между Богом и Марией. О нем не упоминается и в сказании о рождении Иоанна, сказании, помещенном в той же суре. Очевидно, Мухаммед, когда обнародовал 19 суру, не знал о Гаврииле. б) Мухаммед никогда прямо не называл «духа святости», «духа верного» собственным именем Гавриила, и наоборот Гавриила «духом святости» и «духом верным». в) Мухаммед всегда отличал ангелов вообще от духа, и о природе ангельской, которую имел Гавриил, говорил иначе, чем о природе духа. Ни в одном месте Корана ангелы не называются духами , и все учение об ангелах, изложенное в Коране, заставляет отличать их от того, что разумеется под именем «дух». Ангелы сотворены Богом из огня К7:11; 28:77, или, по преданию мусульман, из «Мухаммедова света», т.е. из лучшей части первозданной светлой материи, именуемой светом . 310 Отсюда, ангелы должны, по Корану, обладать телесностью, хотя бы более тонкою и прозрачною, чем у людей. 311 Они имеют крылья К35:1, двойные, тройные, четверные, сражаются в битвах с людьми К8:9,12,52; 9:26, бьют грешников в могиле К47:29, принимают человеческий образ К6:9 и даже умрут К29:68. Так учил Мухаммед об ангелах. Но он никогда не отвечал так пространно на вопросы о духе; они спрашивают тебя о духе; скажи; дух от повеления Господа моего; и знание о нем дается вам только в малой мере. 312

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003