12:14. Арад. Телль-Арад находится в 18 милях к северо-востоку от Беэршивы в северной части региона Негев. В окрестностях разбросано множество небольших селений, но библейский «Арад» – это либо Телль-Малата, в 4 милях от Телль-Арада, либо Телль-Масос, в 7 милях к востоку от Беэршивы. Керамика или ее отсутствие в раскопках этих мест вызывает противоречивые суждения. Очевидно, Телль-Арад опустел в конце периода ранней бронзы, хотя это был большой укрепленный город, находившийся под сильным влиянием Египта. Раскопки показывают, что на протяжении железного века (XI в. до н. э.) здесь выросло неукрепленное селение, каковое можно соотнести с городом кенеев, упоминаемым в Суд. 1:16 . 12:15. Ливна. См. коммент. к 10:29. 12:15. Одоллам. Расположенный в Шфеле, в Южной Иудее, примерно в 16 милях к юго-западу от Иерусалима, Одоллам отождествляют с Телль-эш-Шейх-Мадхур (esh Sheikh Madhkur). Здесь он упоминается только в перечне поверженных царей, но это место связано с историей возвышения Давида ( 1Цар. 22:1 ) и входило в число укрепленных городов Соломона ( 2Пар. 11:7 ). Следуя пророческой традиции, Михей оплакивает его разрушение во время ассирийского нашествия. 12:16. Макед и Вефиль. См. коммент. к 10и 8:9. 12:17. Таппуах. Отождествляемый с расположенным на вершине холма селением Телль-Шейх-Абу-Зарад (Sheikh Abu Zarad), в 9 милях юго-востоку от Наблуса, Таппуах был пограничным городом между владениями Ефрема и Манассии (см.: 16:8; 17:7,8). В 15другой город с таким же названием упоминается среди городов Иуды, но его местоположение не установлено. 12:17. Хефер. Определить местоположение города-государства Хефер пока не удалось, но, по всей вероятности, он находился в северо-восточном секторе удела Манассиина, где-то в районе долины Дофан и хребта Гелвуй. Недавние археологические исследования этой местности позволяют локализовать Хефер в Телль-эль-Мухафар (el-Muhaffar). См. 17:2,3 о связи между Хефером и уделом Салпаада. 12:18. Афек. Упоминающийся в анналах Тутмоса III (1479–1426) и Аменхотепа II (1426–1400) этот Афек находился на равнине Сарон. Его отождествляют с Телль-Рас-эль-Айн (Ras el- " Ain), у истока реки Яркон (Yarqon) близ современного Тель-Авива. По меньшей мере, дважды Афек становился полем крупных сражений между израильтянами и филистимлянами ( 1Цар. 4:1; 29:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

59:5. Вино изумления. Сила гнева Божьего против Своего народа сравнивается с чашей крепкого вина, которое опьяняет и заставляет нетвердо стоять на ногах (см.: Ис. 51:17, 22 и коммент. к Ис. 28:7 ). Эту чашу можно сравнить с горькой водой, которую давали выпить подозреваемым в совершении прелюбодеянии ( Чис. 5:16–22 ), и с чашей спасения в Пс. 115:4 . См. коммент. к Пс. 74:9 . 59:6. Знамя. Военные флаги и штандарты имели сигнальное назначение и служили призывом к сбору для армии или водружались на городских стенах (см.: Иер. 4:6 ). Их цвета и знаки различия служили выражением верности и могли во многих случаях включать символы бога (богов), которые, как считалось, должны были участвовать в сражении наряду с людьми (см.: Иер. 50:2 ). Ассирийская армия Салманасара III перемещалась с его «штандартами», установленными на царской колеснице. В полевом стане они водружались рядом с царским шатром и указывали место жертвоприношений и ритуалов, посвященных богам. 59:8. Разделю Сихем. Поскольку в обетование завета всегда входило дарование земли израильтянам, разделение Сихема (Tell Balata, в 40 милях от Иерусалима) было неотъемлемым правом Яхве, как военная награда верным завету. Возможно, из-за своей близости к двум горным вершинам – Гаризиму и Гевалу – Сихем на протяжении длительного времени был священным местом. Сихем упоминается во многих древних источниках, в том числе в египетских хрониках Сенусерта III (XIX в. до н. э.) и в письмах из Амарны (XIV в. до н. э.). Тот факт, что Сихем на протяжении 2-го и 1-го тыс. до н. э. был практически всегда заселен, указывает на выгодность его стратегического положения на пути из Египта в Дамаск. В Сихеме была первая остановка Аврама по дороге в Ханаан. Иаков купил землю вблизи него ( Быт. 33:18–20 ), и, таким образом, Сихем лежал в основе становления Земли обетованной, дарованной израильтянам. Плодородие почвы в этом районе способствовало развитию сельского хозяйства и скотоводства. 59:8. Долина Сокхоф. Город Сокхоф расположен к востоку от реки Иордан, в месте впадения в нее притока Иавок, в районе, известном как Ghor Abu Obeideh. Как и Сихем, эта плодородная область связана с библейским повествованием о Иакове ( Быт. 33:17 ) и, возможно, символизирует всю территорию Земли обетованной в свете соглашений завета. Ряд археологов отождествляют ее с Tell Deir " Alia на основании египетских источников (стела Сусакима) и предметов материальной культуры, датируемых начиная с эпохи халколита до железного века II. Название, означающее «кущи» (шалаши), было, вероятно, навеяно временными жилищами смешанного населения этого региона, состоявшего из скотоводов-кочевников и рудокопов (следы плавления металла обнаружены в слоях железного века I).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:4. Отошел в пустыню на день пути. По-видимому, Илия отправился на юго-восток, в сторону Синайского полуострова. За день пути он мог покрыть треть расстояния, отделяющего Вирсавию от Кадес-Варни. 19:4. Можжевеловый куст. (В оригинале – «дроковый куст».) Дрок (retama raetam) широко распространен в этом регионе и достигает в высоту от 5 до 10 футов. Это единственное растение, дающее тень в этой засушливой, пустынной местности. 19:5–7. Ангельское попечение. В описании пищи, предложенной ангелом, нет ничего невероятного. Это такая же лепешка, какую Илия просил у вдовы (см.: 17:3). Пожалуй, наиболее знаменательно то, что израильтяне в пустыне делали такие лепешки из манны ( Чис. 11:8 ). 19:8. Путь до Хорива. «Хорив» – это другое название горы Синай. Если, как явствует из этого текста, Синай находится в южной части полуострова (см. коммент. к Исх. 19:1,2 ), Илия должен был пройти еще 200 миль, на что вполне могло потребоваться сорок дней. Караваны нередко преодолевают за день 17–20 миль, однако Илия не привык к подобным путешествиям, и к тому же шел пешком. Пять миль в день при таких условиях и в таком климате можно считать нормой. 19:11–13. Огонь, ветер и землетрясение при теофании. Теофания – это явление божественного присутствия, Богоявление. На древнем Ближнем Востоке теофанию обычно связывали с битвой и полагали, что божественный воитель сражается за свой народ, устрашая противника молниями, сильным ветром и землетрясением. И в шумерском мифе «Возвышение Инанны», и в хеттских мифах о боге грома, и в аккадской и угаритской мифологии боги поражают своих врагов громом и молнией. Ваала нередко изображали с молниями в руке. Хеттские и ассирийские цари, представлявшие себя орудиями богов, охотно пользовались образами грома и молнии, обрушиваясь с устрашающими речами на тех, кто нарушал договоры или стоял на пути имперских завоеваний. Яхве, Бог Израиля, также считался Богом-воителем, однако, став свидетелем теофании, Илия убеждается, что ее смысл значительно глубже (см. следующий коммент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Этот процесс наглядно отражен в 1Цар. 8:10–17 , где говорится, что «царь возьмет десятую часть… и отдаст евнухам своим и слугам своим». Точно такая же процедура описана в хозяйственных текстах и царской корреспонденции из Угарита. Там также перечислены различные специалисты (ремесленники, чиновники, храмовый персонал) и указано причитавшееся им довольствие. Дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 18:21–32 . 14:23. Съедение десятины. Маловероятно, что здесь подразумевается съедение всей десятины. Это помешало бы ее основному назначению – содержанию священнического сословия и созданию резерва для поддержки нуждающихся. Очевидно, это повеление связано, скорее, с принесением десятины (или эквивалентного количества серебра) в святилище Бога в Иерусалиме (см. ст. 24–26) и с праздничной трапезой, сходной с трапезой в честь заключения завета, описанной в Исх. 24:9–11 . 14:27–29. Содержание левитов. Согласно более подробному описанию в 18:1–8, часть священной десятины предназначалась левитам, поскольку они не получили удел после завоевания земли. Будучи религиозными «профессионалами», они получали довольствие из продукции этой земли по тому же принципу, по какому выделялись продукты ремесленникам и чиновникам в угаритских хозяйственных документах (см. коммент. к 14:22–29). Это означает, что левиты получали плату за выполняемые ими функции. 14:29. Забота о нуждающихся. Важный аспект еврейской правовой традиции составляет забота о нуждающихся: вдовах, сиротах и пришельцах (см.: Исх. 22:22 ; Втор. 10:18,19; 24:17–21 ). Так, десятину каждого третьего года (а не дополнительную десятину этого года) полагалось откладывать и использовать для поддержки нуждающихся членов общества. Забота о бедных проявляется в месопотамских сводах законов уже с середины 3-го тыс. до н. э., но это касается главным образом обеспечения их прав и гарантий справедливости в судебных делах, а не финансовой поддержки. 15:1–18 Освобождение от долга и рабства 15:1–11. Финансовые системы на древнем Ближнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    16:23. Выражение «камень преткновения», т. е. препятствие, стало нарицательным: так обозначают все, что ведет людей к греху или к сомнениям в вере. Иисус называет Петра сатаной, потому что тот предлагает ему то же искушение: Царство без креста (4:9,10). Раввины иногда позволяли себе обыгрывать имена учеников; здесь " камень» (16:18) превращается в «камень преткновения».     16:24. Дополнительные сведения о 16:24—28 см. в коммент. кМк. 8— 9:1. Нести крест (горизонтальную его перекладину) по дороге к распятию (туда, где уже стоял вертикальный столб, ожидавший приговоренного)означало испытать на себе глумление толпы, позор и насмешки — таков был путь, ведущий преступника к смерти. Распятие было самой позорной и мучительной смертью; по римским законам к смертной казни черезраспятие приговаривались люди из низших сословий и рабы; даже разговоры об этом навевали ужас.     16:25,26. Жизнь человека стоит дороже любых сокровищ, ибо они утратят ценность, если не станет человека, который мог бы ими наслаждаться (Пс. 48:7,8; Исх. 30:12).     16:27,28. Опираясь на Дан. 7:13,14, Иисус говорит о Себе тем же языком, каким в Вет-хом Завете обычно изображается Бог как судья (Пс. 61:12; Прит. 24:12; Иер. 17:10; 32:19; Иез. 18:30). Упоминание ангелов, вероятно, связано с Зах. 14:5, хотя этот образ соответствует и контексту Дан. 7:13,14. «Вкусить смерти» — идиоматическое выражение, означающее «умереть». Ст. 28 служит связующим звеном, предваряющим откровение о Царстве в 17:1—8.     17:1—13 Слава воссияла вновь    В этом отрывке аллюзия на явление Божьей славы Моисею на горе Синай столь очевидна, что большинство еврейских читателей, несомненно, ее заметили. Более подробные сведения см. в коммент. к Мк. 9:2—10.     17:1. Шесть дней ассоциируются с шестью днями в Исх. 24:16, когда Бог начал говорить с Моисеем из облака, покрывшего гору.     17:2. В некоторых еврейских текстах изображение ангелов в славе или воскресших праведников во многом напоминает описание облика Иисуса в этом эпизоде, но ближайшую аналогию преображению человека под действием славы можно найти в Исх. 34:29, где лицо Моисея стало сиять лучами после встречи с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Гневливый человек часто неисправим и сам навлекает на себя беды (19:19). Но это не причина отказываться от строгого порицания и наказания его в кругу семьи, иначе он оставляется на гибельном пути. Леность погружает человека в опасную сонливость и сулит ему голод. Неразумный человек, отрицающий мудрость, рискует погибнуть (19:16). 19:20 – 20:5 Мудрость. Здесь разъясняются преимущества мудрости и губительность глупости (ср. ст. 25, 27 со ст. 26, 29). Это иллюстрируется примерами, описывающими мудрость. Она не совместима с увлечением крепкими напитками (20:1) (как часто приходится сталкиваться с пристрастием к алкоголю в учебных заведениях). Она не совместима с ленью, которая живописуется в притчах (см.: 24:30–34). Мудрость позволяет проникнуть в сокровенные глубины человеческого сердца (20:5; см.: 18:4). Снова звучит часто повторяющаяся мысль, что вмешательство Бога в дела человека означает, что сама по себе человеческая мудрость не является окончательной истиной, но что благоговение перед Богом – важнейший фактор успешной жизни (19:21,23). Обращается внимание и на справедливость в человеческих взаимоотношениях (19:22; 19:28, где упоминание об издевательствах, насмешках связывает этот текст со ст. 25 и 29, где говорится о «кощуннике» и «кощунствующих»). Примечания. 17, 22 См. коммент. к 18:23–19:10. 20 20:2–3. См. коммент. к 19:11–19. 20:5–19 Действия и поступки человека и его истинная суть. Праведность можно определить как непорочную жизнь (7), но найти праведника в жизни практически невозможно (6, 9). Открытость натуры – явление редкое (5), о чем свидетельствует житейский опыт деловых отношений (14); в душу человека трудно проникнуть (15). Ст. 5 говорит нам, что мудрость – тот ключ, который поможет постичь помыслы человека. Ст. 8 касается вопроса о прозорливости правителя. В ст. 11 отмечается, что действия человека помогают понять его внутреннюю суть. В ст. 12 рассматривается прозорливость как дар Божий, а ст. 10 напоминает о ненависти Господа к нечестности в торговых операциях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2:23–25 Дети и медведицы 2:23. Возраст насмешников. В описании возраста этих детей встречается два различных выражения. В первом из них (ст. 23) использовано сочетание существительного и прилагательного, которое в других местах обозначает детей и подростков. Второе выражение (ст. 24) обычно относится к молодому поколению от младенцев (напр.: Руф. 4:16 ) до людей среднего возраста (напр.: 1Цар. 12:8 ; Ровоаму около сорока лет, а «молодыми людьми» названы его сверстники). В данном случае речь, вероятно, идет о группе подростков. Проклятие произнес Елисей, но наказание было от Бога. 2:23. Плешивый. Если Илия был «весь в волосах» (см. коммент. к 1:8), то плешивость Елисея являла собой полную противоположность, и, вероятно, внушала окружающим мысль, что он не может быть таким же могущественным, как его учитель. Эта насмешка означала отрицание его пророческого статуса и призвания, и потому подлежала немедленному опровержению путем исполнения проклятия. Таким образом, в ст. 19–22 Елисей снимает проклятие, а в ст. 23, 24 приводит проклятие в действие. 2:24. Медведицы. Сирийские медведи в тот период еще не вымерли и обитали в лесных районах Израиля. Медведи водились в центральной горной местности, где пещеры и леса обеспечивали им благоприятную среду обитания. Такие места были ближе к Вефилю, чем к Иерихону. Нападение диких зверей обычно рассматривалось как наказание, посланное Богом (см. коммент. к 17:25). 2:25. Путь Елисея. Расстояние от Иерихона до Вефиля составляет примерно 12 миль, а от Вефиля до горы Кармил – около 75 миль. От горы Кармил до Самарии – около 40 миль. 3:1–27 Война с Моавом 3:1. Хронология. Воцарение Иорама упоминалось выше, в 1:17, но там оно связывалось со вторым годом Иорама, сына Иосафатова. Здесь воцарение Иорама соотносится с восемнадцатым годом Иосафата. Это заставило Тиля предположить, что какое-то время Иосафат и его сын правили совместно. Согласно Тилю, это был 852 г. до н. э. 3:2. Статуя Ваала ( в оригинале – «священный камень Ваала»). Вместо идолов в святилищах и храмах нередко устанавливались вертикально стоящие камни в специальных нишах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:39. Исполнение обета. Некоторые исследователи полагают, что дочь Иеффая была не принесена в жертву, а посвящена на служение в скинию по обету безбрачия. В Библии имеются примеры пожизненного посвящения на служение Господу (Самуил в 1Цар. 1:28 ) и служения женщин при скинии ( 1Цар. 2:22 ), но о том, чтобы женщина служила в скинии по обету безбрачия или была посвящена на пожизненное служение Господу, ничего неизвестно. Вообще говоря, на древнем Ближнем Востоке посвящение в святилище подразумевало проституцию, а не безбрачие (см. коммент. к Втор. 23:17,18 ). Посвящение такого рода было сопоставимо с жертвоприношением сына. В этом отношении наиболее показательна категория женщин, именовавшихся в старовавилонский период (1800–1600 гг. до н. э.) naditu. Они принадлежали храму как «невесты бога», и потому им было запрещено выходить замуж, хотя и не предписывалось хранить целомудрие. 11:40. Ежегодное оплакивание. Значение глагола, переведенного как «оплакивать», неясно (он встречается только в Суд. 5:11 , где переведен как «воспоют хвалу»), однако именно этим глаголом ограничивается описание ежегодного ритуала дочерей Израилевых. Комментаторам остается только гадать о характере этого ритуала, поэтому подыскать ему параллель в Древнем мире затруднительно. В старовавилонский период naditu ежегодно совершали ритуалы в память о тех, кто умер бездетным. Исходя из контекста данного фрагмента, можно предположить, что этот четырехдневный ритуал был так или иначе связан с оплакиванием утраченного плодородия. 12:1. Цафон (Севина). В общих чертах местоположение Цафона достаточно ясно, но согласие относительно его точной локализации пока не достигнуто. В Нав. 13:27 он упоминается сразу после Сокхофа среди владений Гада. Обычно его отождествляют с Tell el-Qos, в 2 милях к северу от Сокхофа (Tell Deir Allah). 12:1. Упреки ефремлян. Ефремляне любили поспорить (см.: 8:1), но если Гедеону удалось их умиротворить, то здесь спор перерос в настоящую гражданскую войну. Из земель, отвоеванных у аммонитян, ефремлянам ничего не досталось, но их наследственные владения были отделены от аммонитских земель Иорданом. Следует помнить, что колена Израилевы были независимыми политическими субъектами, объединенными только общей религией и наследием. Единственной властью, которую они признавали, была власть их национального Бога, Яхве, а на уровне колен – власть вождей и старейшин. Официальное предоставление Иеффаю властных полномочий было отступлением от этой традиции (см. коммент. к 11:8–10). Возможно, его возвышение рассматривалось как угроза другим коленам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

17:6–18 Роль этой блудницы 17:6. Хотя этот стих относится к христианам, замученным Римом, жажда крови у римлян могла вызвать в воображении людей особый образ. Римские власти поддерживали настроение толпы, давая народу «хлеб и зрелища», в том числе – кровавые представления на арене. Преступники и рабы были первыми кандидатами, которыми жертвовали в угоду вкусам публики, жадной на зрелища с проявлением насилия; с того момента, когда христиан стали причислять к преступникам, они значительно пополнили собой ряды жертв. См. коммент. к 16:6. 17:7,8. Снова используя старинный литературный прием сравнения, Откровение изображает зверя, который «был, и нет его, и явится» – пародия на вечного Бога (1:4). Апокалиптические тексты часто разъясняют зашифрованные откровения, иногда с помощью ангела. 17:9. Всем известно, что Рим был построен на семи холмах; этот факт издавна популяризировался в римской литературе, и на римских монетах и отражен в названии ежегодного праздника Septi-montium (букв.:«семигорье»). (Этот праздник справлялся в Риме 11 декабря в память включения семи холмов в городскую черту Рима.) (Вряд ли с этим связаны семь гор в 1 Енох. 24и 32:1, если только не как намеренно резкоепротивопоставление. Но в Сивиллиных оракулах предсказывается суд против «стоящего на семи холмах Рима»-2:18; 11:109–116.) Как и многие иудейские комментаторы, которые по-разному толковали ВетхийЗавет, Иоанн здесь допускает более чем одно толкование ( Отк. 17:10,11 ). 17:10,11. Некоторые комментаторы начинали счет царей с первого императора (Августа), но не включали в число семи того, кто правил в тот период – императора Домициана, хотя, судя по тексту, одним из этих семи был правящий царь (ст. 10). Аллюзия на легендарных царей, которые правили до создания Римской республики, несостоятельна, потому что ни одного из них уже нет в живых. Ключ к разгадке в том, что один из царей правит и один из этих семи вернется. Вряд ли автор, который писал во время правлении Флавиана Домициана, мог считать трех кратковременно пребывавших у власти правителей между Нероном и Веспасианом «царями»; следовательно, Нерон, вероятно, мог быть учтен среди этих семи. Интересно, что многие в то время ожидали возвращения Нерона (см. коммент. к 13:1–10). (Многие комментаторы не нашли здесь связи с тем, что было широко принято в качестве основы для толкования Отк. 13 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010