1:8. Амаликитянин. См. коммент. к Втор. 25:17–19 . Поскольку на амаликитянах лежала ответственность за недавнее нападение на Секелаг, город Давида (см. коммент. к 1Цар. 30:1 ), этот человек подвергал себя опасности, а его сообщению здесь могли не поверить. 1:9. Просьба Саула. Смерть была предпочтительнее жизни в плену (см. коммент. к 1Цар. 31:3–5 ). Просьба Саула говорит о его желании как можно быстрее и безболезненнее покончить с жизнью. 1:10. Венец и запястье. Очевидно, речь идет не о самом венце, а о так называемой «диадеме святыни», носимой на лбу или прикрепленной к венцу. Уже в шумерский период диадема была одним из знаков царской власти, вручаемых царю богом Ану. Пожалуй, наиболее известным примером является змей (урей) на короне фараонов, обладавший, согласно поверьям, защитными свойствами. В описаниях облачения первосвященника диадема обычно связана с «золотой дощечкой» (см. коммент. к Лев. 8:9 ). Запястье в Ветхом Завете нигде больше не упоминается, но в 1-м тыс. до н. э. браслет для ношения выше локтя был распространенным украшением. Древнейшие из найденных в Израиле образцов датируются XI в. до н. э. Запястья и диадема упоминаются в перечне драгоценностей, который ассирийский царь Сеннахирим вручил своему сыну и преемнику Асархаддону. 1:11. Раздирание одежд в знак скорби. Наряду с посыпанием головы пеплом раздирание одежд было обычной формой выражения скорби на древнем Ближнем Востоке. Один из примеров встречается в угаритском эпосе об Акхате (1600 г. до н. э.), в котором сестра героя, предсказывая приближающуюся засуху, раздирает одежды своего отца. Обычно таким способом проявляли горе по поводу смерти родственника, друга или выдающегося человека. 1:12. Траурные ритуалы. Многие траурные ритуалы ведут свое происхождение из отождествления живых с умершими, а также из стремления умилостивить или защититься от них. Однако проследить пути воплощения этих смыслов в те или иные ритуалы удается далеко не всегда. Оплакивание мертвых составляло важный элемент погребальных обрядов многих народов древнего Ближнего Востока. Не менее распространенной формой проявления скорби был отказ от пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:4–8 Эпистолярное вступление Произведения, которые не были строго эпистолярными по своему жанру, но предназначались для читателей, могли начинаться с характерного вступления, как, например, историческая книга 2 Мак. (1– 2:32, особенно 1:1). 1:4 . «Благодать и мир» – это формула традиционного приветствия в древности; см. коммент. к Рим. 1:7 . О всеобщем характере послания (которое не могло быть быстро переписано в достаточном количестве экземпляров, а потому читалось посланником поочередно в каждой «церкви) см. в коммент. к Отк. 1:11 . «Который есть и был и грядет» – эта формула связана с греческим титулом вечного божества, но, что еще важнее, отражает греческий вариант передачи «ветхозаветного имени «Я есмь» ( Исх. 3:14 ; в «LXX – «Он, Который есть») в той же форме, в какой оно было распространено «Таргумами. «Семь духов» здесь могут отражать семикратный «мессианский «Дух из Ис. 11:2 ; но более вероятно, что они относятся к семи святым архангелам, которые, согласно представлениям, распространенным в иудаизме, восседают вокруг престола ( Отк. 8:2 ; см. коммент. к 5:6). (Некоторые тексты Свитков Мертвого моря и ряд христиан из иудеев во II в. представляли Святого Духа в виде ангела, хотя большинство признавали Его как Духа Божьего; здесь нет необходимости рассматривать такое смешение понятий. То, что образ семикратного Духа из Ис. 11был понятен и широко распространен в то время, удостоверяется текстом 1 Енох. 61:11, хотя время написания этого раздела [ Similitudes, «Сходства " ] точно не известно; ср.: Псалмы Соломона 17:37; ноем, также коммент. к Отк. 5:6 .) 1:5 . «Свидетель верный» (2:13; 3:14) – надежный, свидетельство которого достоверно ( Прит. 14:5,25 ; Ис. 8:2 ; Иер. 42:5 ). «Первенец» и «владыка царей земных» – это, возможно, ссылка на Пс. 88:28,38 . По ветхозаветному церемониальному закону, кровь жертвы в День искупления освобождала Израиль от его грехов; иудеи тоже были освобождены из египетского плена кровью пасхального агнца. 1:6 . После того как Бог искупил Израиль из Египта, он назвал израильтян «царством священников» ( Исх. 19:6 ), тем самым показывая, что все они святые для Него. В Таргуме это передается оборотом: «царями и священниками», как и здесь (ср.: Книга Юбилеев 16:18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

32:34–42. География расселения колен в Трансиордании. Исходя из расположения городов этого перечня (см.: Чис. 32:3 ), можно сделать вывод, что колено Гада построило города в южных, северных и северо-западных областях Трансиордании (в основном, в Галааде и Васане). Сыны Рувимовы обосновались в Есевоне и окружающих селениях. Окончательное распределение городов представлено в Нав. 13:15–31 , где колену Рувимову отданы города, постоенные Гадом. Места, которые можно считать городами, не отмеченными в Чис. 32:3 , включают Ароер, в 3 милях от Дивона на реке Арнон; Иогбегу (­Jubeihat), в 5 милях к северо-западу от Раввы; Беф-Гаран (­Tell er-Rame или Tell Iktanu), к югу от Нимрина; Кириафаим (­Khirbet el-Qureiyat), в 6 милях к северо-западу от Дивона. Внимание археологов к этому региону в последние десятилетия значительно возросло, однако раскопки большинства этих селений еще впереди. 33:1–56 Перечисление стоянок Израиля в пустыне 33:1–49. Маршрут странствий. Описание маршрута – распространенная на древнем Ближнем Востоке литературная форма, в том числе у ассирийских царей IX в. до н. э., которые описывали свои военные экспедиции в виде перечисления стоянок и завоеванных городов. Еще ближе к интересующему нас периоду находятся маршруты египтян, сохранившиеся в описаниях их походов в сиро-палестинский регион. Данный перечень представляет собой довольно полное описание путешествия от Раамсеса Египетского до перехода через Иордан накануне завоевания Ханаана. Однако отсутствие некоторых важных пунктов (Масса, Мерива) указывает на то, что этот перечень не является исчерпывающим. Странствия израильтян разделяются на несколько стадий: 1) от Египта до Синайской пустыни (ст. 5–15; см. коммент. к Исх. 13–17 ); 2) от пустыни до Ецион-Гавера (ст. 16–35); 3) от Ецион-Гавера до Кадеса в пустыне Син (ст. 36); 4) от Кадеса до Моава (ст. 37–49). Многие названия неясны, так как встречаются только в библейском повествовании и неизвестны из других древних источников или современных географических и археологических исследований. Из всех этих географических названий можно приблизительно идентифицировать только: Раамсес (­Tell el-Dab " a, см. коммент. к Исх. 1:8–14 ); Ецион-Гавер, портовый город на побережье залива Акаба ( 3Цар. 9:26 ), либо Tell el-Kheleifeh, либо остров Jezirat Far " on (единственное место в этом регионе, где сохранились следы большой гавани); Пунон (­Khirbet Feinan), в 30 милях к югу от Мертвого моря; Аваримские горы, близ горы Нево, на восточном побережье Мертвого моря (см. коммент. к Чис. 27:12 ); Аве-Ситтим (Ситтим, см. коммент. к Чис. 25:1 ), на месте которого теперь находится либо Телль-эль-Хаммам на вади Кефрейн (текущем с востока на запад и впадающем в Иордан напротив Иерихона), либо более удаленный к востоку Телль-Кефрейн. 34:1–29 Земля для унаследования

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:14. Аморреи. Наряду с хананеями аморреи составляли основное население Ханаана до прихода израильтян и филистимлян. Дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 13:29 . 7:16. Территория Самуила. Округ, включающий Вефиль, Галгал и Массифу, по-видимому, находился на территории Вениамина. Было несколько городов с названием «Галгал», в том числе на северной границе территории Иуды. Если здесь подразумевается этот Галгал, то Самуил начинал обход от Рамы, где был его дом, и шел около 15 миль на юго-восток до Вефиля. Пройдя еще 2 мили к югу, он попадал в Массифу, а оттуда почти 10 миль шел до Галгала. Обратный путь составлял 25–30 миль. Впрочем, возможно, здесь идет речь о каком-то другом Галгале, менее отдаленном от Вефиля и Массифы. В документах из Мари упоминается прорицатель Asqudum, который регулярно обходил четыре города, предлагая горожанам свои услуги. 7:17. Жертвенник в Раме. Текст не уточняет, предназначался ли этот жертвенник для жертвоприношений, или был памятником (см. коммент. к Нав. 22:9–34 ). Если на этом жертвеннике совершались жертвоприношения, то, вероятно, он заменил жертвенник, который находился в Силоме и был уничтожен филистимлянами. 8:1–22 Просьба о царе 8:2. Сыновья Самуила. Самуил «судил» в округе, очерченном в 7:16. Это было несколько иное судейство, чем то, которое описано в 7:6, и заключалось оно в решении гражданских споров (см. коммент. к Исх. 18:13–27 и Втор. 16:18–20 ). Такие же функции выполняли сыновья Самуила, которые отнюдь не принадлежали к разряду судей-спасителей, фигурирующих в Книге Судей. В отличие от Самуила, судившего в центральной части Израиля, они судили на далекой окраине (см. следующий коммент.). 8:2. Вирсавия. Вирсавия (Tell es-Sebá) расположена на южной окраине обетованной земли, в Негеве, в 3 милях к востоку от современного города. Археологические раскопки показывают, что в этот период процесс превращения временного поселения в постоянное только начался; появились первые немногочисленные дома. Население Вирсавии составляло менее 200 человек. Следовательно, это было очень скромное назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:23–25. Царь наглый. Описание в ст. 23–25 относится к Антиоху IV Епифану, который правил со 175-го по 164 г. до н. э. Выдающийся ум этого человека сочетался с коварством, лицемерием, страстью к интригам и склонностью к предательству. Краткий очерк его деятельности см. в коммент. к 11:21–39. 8:26. Сокрой это видение. См. коммент. к 12:4. 9:1–27 Семьдесят седьмин 9:1. Хронология. Если допустить, что царствование Дария-мидянина совпадает с правлением Кира, то первый год его царствования должен быть 539 г. до н. э. Как и в предыдущем случае (см. коммент. к 7:1), датировка знаменует важные перемены в жизни мировых держав. 9:2. Пророчество Иеремии. В 597 г. до н. э. пророк Иеремия написал письмо пленникам ( Иер. 29 ), предсказав, что время изгнания продлится семьдесят лет. Вероятнее всего, именно это интересует сейчас Даниила, который обдумывает, не настало ли время возвращения из плена. 9:3. Пост, вретище и пепел. В Ветхом Завете пост почти всегда сопровождает обращение к Богу с прошением. Идея поста заключается в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом. Посыпание головы прахом или пеплом – типичный способ выражения скорби в Ветхом Завете, встречающийся также во времена Нового Завета. Этот обычай был распространен также в Месопотамии и Ханаане. В основе многих траурных ритуалов лежит стремление отождествить себя с мертвым. Нетрудно догадаться, что посыпание головы пеплом символизирует погребение. Вретище делалось из козьей или верблюжьей шерсти и было грубой и неудобной одеждой. Часто оно прикрывало только бедра. 9:17,18. Опустошение города и святилища. Иерусалим был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и лежал практически в руинах. 9:21. Гавриил. См. коммент. к 8:16. 9:21. Быстро прилетел. В Ис. 6 летают существа, названные серафимами, а в Зах. 5 описывается видение, в котором фигурируют женщины с крыльями, но это единственное место, где упоминается летающий ангел. Хотя другие сверхъестественные существа (которые упоминались ранее, а также херувимы) изображаются с крыльями, о наличии крыльев у ангелов нигде не говорится, вместе с тем, в изобразительном искусстве они предстают именно такими вот уже на протяжении более полутора тысяч лет. В месопотамском искусстве духи-хранители, как и некоторые демоны, изображались крылатыми. В ветхозаветной апокрифической литературе самые первые упоминания о летающих ангелах встречаются в Книге Еноха 61(хотя в эту категорию включаются также херувимы и серафимы). Грамматическая конструкция древнееврейского текста настолько сложна, что многие комментаторы (не без основания) полагают, что здесь выражается скорее усталость (y " p), чем полет ( " wp).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    17:6—19 Молитва Иисуса за Своих учеников    Этот раздел посвящен неизбежному конфликту между последователями Иисуса и миром. Последователи Иисуса предстают здесь в роли, которая, судя по дошедшим до нас еврейским описаниям конца света, предназначалась Израилю или — согласно «Свиткам Мертвого моря — его верному остатку (сынам света); они составляли полное число праведных, и как таковые были преследуемым меньшинством в обществе.     17:6. Бог поручил Моисею открыть Свое имя народу (Исх. 3:13,15); открыв Свое имя, Бог явил тем самым Свою природу (Исх. 33:19; 34:5,14; о будущем см.: Ис. 52:6).    «Прославить» или «освятить» имя Бога означало продемонстрировать его святость. Согласно учению иудаизма того времени, имя Божье прославляют праведные дела, а греховные поступки порочат его;большинство иудеев молились о скорейшем наступлении того времени, когда Бог прославит Свое имя по всей земле (см. коммент. к Мф. 6:9).     17:7—11. Моисей принял слова Бога и передал их Израилю — единственному из всех народов, получившему Его закон: представления о прославлении Иисуса среди учеников и о «соблюдении» их во имя Божье (17:11), вероятно, отражают расширительное толкование еврейских преданий, связанных с Моисеем в Книге Исход. О единстве см. в коммент. к 17:20—26.     17:12. Возможно, здесь Иисус подразумевает Пс. 40:10, который Он цитирует в Ин. 13:18. Согласно иудаистскому учению, Бог более сурово обращается с отступниками, чем с урожденными язычниками, поскольку отступники знали истину, но отвергли ее.     17:13—19. Ветхий Завет и еврейские предания подчеркивали, что Израиль отделен от мира и ненавидим миром. Бог «избрал», или «освятил», для Себя Израиль прежде всего тем, что дал ему Свои заповеди (напр.:Лев. 11:44,45). (И поныне еврейский народ празднует свое освящение через заповеди, произнося благословение над зажженными в честь субботы свечами.)    Если Бог освятил, или отделил Свой народ от других народов, даровав ему закон, то пришествие Иисуса в виде воплощенного закона (см. коммент. к 1—18) отделило Его последователей от мира еще более резко;Иисус говорит о Своих учениках как об истинном остатке Израиля, т. е. верном завету меньшинстве Израиля, которое будет спасено. (На протяжении почти всей ветхозаветной эпохи только часть Израиля в каждом поколении была верна Богу; в некоторые исторические эпохи, например во времена Иисуса Навина и Давида, этот остаток был больше, тогда как во времена Моисея или Илии он был невелик.) Другие еврейские секты, например ессеи, которым приписывают создание Свитков Мертвого моря, также считали, что большинство отступило от истины, и что именно они составляют верный остаток Израиля; эта тема встречается и у ветхозаветных пророков (ср.: Ис. 10:20—22; Иоил. 2:32; Ам. 9:8—12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1:2. Аккарон (Экрон). Филистимский город Экрон (Tel-Miqne) расположен примерно в 60 милях от Самарии. Дополнительные сведения об этом древнем селении см. в коммент. к Суд. 1и 1Цар. 5:10 . 1:8. Одеяние Илии. Обсуждение «милоти» Илии см. в коммент. к 3Цар. 19:19 . В данном тексте, однако, нет особого упоминания о милоти, а говорится только о волосах, что может относиться как к одежде, так и к нему самому. Последнее наиболее вероятно, поскольку слово, переведенное как «пояс», обычно обозначает набедренную повязку, которая была бы не видна, если бы на нем была верхняя одежда. Хотя, разумеется, не исключена возможность, что он был одет во власяницу, из-под которой была видна кожаная набедренная повязка. 1:10. Огонь с неба. Боги бури на древнем Ближнем Востоке обычно были вооружены стрелами молний, с помощью которых они посылали огонь. На всем протяжении этого периода ассирийские цари называли богов «пламенеющими» или «посылающими перед собой огонь». Асархаддон (Ассирия, VII в. до н. э.) говорит о своих военных походах как о неугасимом пламени. Считалось, что именно таким способом божество вступает в сражение. Огонь, принесенный его молниями, был главным оружием. 1:17. Хронология. Престол унаследовал брат Охозии, Иорам, который царствовал, согласно Тилю, с 852-го по 841 г. до н. э. Таким образом, в этот период времени в Иудее и Израиле правили цари с идентичными именами. 2:1–18 Илия взят на небо 2:1. Галгал. Существует несколько мест под названием Галгал, поэтому трудно сказать с уверенностью, какое из них подразумевается здесь. Наиболее известный Галгал находится в районе Иерихона (см. коммент. к Нав. 4:19 ), однако то обстоятельство, что путь пророков из Галгала в Иерихон лежал через Вефиль, ставит эту гипотезу под сомнение. Кроме того, в ст. 2 сказано ( в оригинале), что они спустились в Вефиль, что было бы лишено смысла в случае с данным Галгал ом. Другой возможный вариант – это Галгал, расположенный в окрестностях Гивы и Михмаса (см. коммент. к 1Цар. 13:4 ), всего в нескольких милях к югу от Вефиля, путь в который действительно лежит вниз по склону.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

43:21. Простерли руки. Речь идет о положении рук при молитве или мольбе, обращенной к божеству. «Простертые руки» упоминаются также в Езд. 9и в Пс. 87:10 . Более подробное обсуждение этого вопроса см. в коммент. ко 2Пар. 6:13 . 44:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент. к Пс. 41 . 44:1,2. Песнь о Царе. Для Ближнего Востока в древности более характерны гимны, обращенные не к божеству, а к царю, но данный псалом – один из немногих таких примеров в Псалтири. Как и на египетской стеле, посвященной бракосочетанию Рамсеса II, брак представлен здесь как результат военной победы. Он являет собой политический союз, желательность которого обусловлена военными победами царя. 44:2. Скорописец. Книжники и мудрецы были официальными царскими летописцами на Ближнем Востоке в древности. Знание традиций и приближенность к государственному управлению давали им материал для сочинения песен и сказаний, призванных напомнить людям о роли царя как представителя Бога на земле, питающего свой народ и обеспечивающего его защиту. Так, в Вавилоне во время празднования Нового года воспевалась поэма о сотворении мира «Энума элиш», из других городов прибывали представители, чтобы воздать почести царю, а священная процессия следовала по улицам к храму Мардука, бога-покровителя Вавилона. Совершая церемонию обновления завета, Неемия читал народу закон, напоминая ему о священной истории Израиля ( Неем. 8:1–13 ). 44:8. Помазание елеем радости. По законам Среднеассирийского царства невесту во время брачной церемонии должен был помазывать отец жениха. В этом псалме помазание елеем составляет часть ритуала возведения царя на престол и символизирует помазание царя Богом (более подробную информацию см. в коммент. к 1Цар. 10:1 ). 44:9. Благоухающие одежды. Этот псалом использует язык, характерный для свадебного гимна или церемонии помазания царя ( Пс. 132:2 ). На древнем Ближнем Востоке то и другое объединялось в ритуале священного бракосочетания, описанном в текстах 3-й династии Ура. Как явствует из этого описания, царь, облаченный в великолепные одежды, совершал торжественное шествие в храм, где ему предстояло исполнить роль божества в ритуальном бракосочетании, призванном обеспечить плодородие. Вероятно, одежда участников этого ритуала была пропитана благовонными маслами. См. коммент. к Песн. 1и Прит. 7:17 , где описываются эти вещества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Другие исследователи считают более вероятным, что Зарай был вождем одного из бедуинских племен (см. коммент. к Чис. 12:1 ). Обсуждение численности армии см. в коммент. к 13:3–20. В древнееврейском языке нет слова «миллион», поэтому здесь говорится о «тысяче тысяч» (т. е. о тысяче дивизионов), что указывает на неимоверно большую военную силу. 14:9. Число колесниц. По сравнению с приведенной численностью войска Зарая, количество колесниц кажется неожиданно малым. Но все же сами по себе 300 колесниц представляются немалой силой. Как известно из месопотамских и египетских источников, а также дворцовых рельефов, экипаж колесницы, состоявший из двух-трех человек, обстреливал противников градом стрел. Кроме того, на колесницах разъезжали командиры или вестовые, которые сообщали сведения о ходе битвы или приказы командующего о проведении головных атак. Войска часто сосредоточивались вокруг таких групп колесниц, при этом каждому командиру колесницы придавалось в помощь подразделение пехоты. Более подробно о силах, которыми располагали колесницы, см. в коммент. к 1:14. 14:10. География. Битва между Асой и Зараем произошла вблизи Мареши, города, укрепленного Ровоамом и отождествляемого с Tell Sandakhanna на юго-западной границе Иудеи. Мареша расположена в 4 милях к северо-востоку от Лахиса и почти в 30 милях к юго-западу от Иерусалима. Цефата (которую, вероятно, можно отождествить с Цефафой в Суд. 1:17 ) упоминается только в данном тексте. Поскольку эта долина лежала к северу от Мареши, ее можно идентифицировать как вади Guvrin. 14:12–14. Герар. См. коммент. к Быт. 20об этом городе, расположенном в западной части Негева. Его местоположение точно не установлено, но наиболее вероятным вариантом является Tel Haror, в 25 милях к юго-западу от Вирсавии. Герар может быть названием области, а не города-государства, что расширяет масштаб опустошения городов, совершенного Асой. 15:8. Мерзости языческие. Конкретные идолы не названы. В оригинале этот термин описывает все, что внушает отвращение и является существенным искажением религиозных установлений, в частности, запрещенная пища или предметы, используемые в языческом культе. 15:10. Хронология. Если Аса стремился связать собрание и жертвоприношение с крупным религиозным праздником или событием, то на третий месяц приходятся Богоявление на горе Синай ( Исх. 19:1 ) и Праздник седмиц ( Лев. 23:15,16 ). Поскольку обновление завета тоже составляет часть этого события, возможно, Аса совершил этот ритуал в память об обновлении завета на горе Синай ( Исх. 24 ). Это празднество, вероятно, имело место в 892 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

44:9. Чертоги из слоновой кости. О широком применении слоновой кости для украшения мебели и настенных панелей см. в коммент. к 3Цар. 22и Ам. 3:15; 6:4 . Роскошь убранства царского дворца вполне могла отражать благосостояние народа, ибо дворец служил олицетворением могущества и престижа государства. 44:10. Офирское золото. См. коммент. к 3Цар. 22и Ис. 13о золоте высшего качества. 44:13. Дар. В письмах из Мари содержится информация о попытках царя Мари заключить брачный союз с дочерью царя Алеппо. Из этой переписки явствует, что знаком завершения переговоров, длившихся в течение года, служит свадебный дар, который был доставлен во дворец Мари и, по-видимому, принят царем. 44:13. Дочь Тира. Хотя не исключено, что речь действительно идет о дочери тирского царя, более вероятно, что это общее понятие, обозначающее жителей этого финикийского портового города. Встречаются и другие подобного рода выражения, например, «дочь Сиона» ( Пс. 9:15 ) и «дочь Вавилона» ( Пс. 136:8 ). Финикийцы, контролировавшие всю морскую торговлю в Средиземноморье, славились своим богатством, поэтому считалось, что дары из Тира должны быть щедрыми, экзотическими и дорогими. 44:14. Одежда шита золотом . В Древнем мире одежда отражала социальное положение ее владельца. Одежды принцессы-невесты в этом псалме представлены как богатейшие. Как и дщерь Иерусалима в Иез. 16:10–13 , она облачена в узорчатые одеяния, возможно, окрашенные финикийскими красителями в пурпурный цвет. Роскошь ее одежд подчеркивается искусным золотым шитьем. Изготовить прочную нить из золота не представлялось возможным, но обычно нить просто покрывалась золотой пылью. Исх. 39объясняет процесс, посредством которого золото вплеталось между нитями, образующими ткань. 45:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент, к заголовку Пс. 41 . 45:10. Прекращение брани. Если Яхве как Бог-воитель помогал Израилю в сражениях (см. коммент. к Нав. 3:17 ), то Яхве как Бог завета был источником мира и процветания. Тема вселенского мира составляет неотъемлемый элемент упования на возрождение нации в пророческой и апокалиптической литературе. В Ис. 2говорится, что Бог разрешит все споры между народами, и они «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы». Иезекииль утверждает, что одним из средств, с помощью которых Яхве убедит народы, что Он – Господь, будет создание такого положения в мире, при котором оружие войны можно будет использовать как топливо ( Иез. 39:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010