2:17. Такие краткие перечни обязанностей появляются и у других древних моралистов (напр., у Сократа, Марка Аврелия, Менан дра). В Ветхом Завете прославление Бога сочетается также с прославлением властей(Исх. 22:28; 3 Цар. 21:10; Прит. 24:21).     2:18—25 Обязанности слуг    Этот раздел адресован домашним слугам, которые часто обладали большими экономическими и социальными возможностями, чем свободные христиане, хотя большинство из них еще многого не имело. Рабы и слуги в крупных поместьях часто находи лись в гораздо большей зависимости от сво их хозяев; в виду того, что в послании представлены конкретные области (1:1), и учитывая требования семейных кодексов (см. коммент. ко 2:13—17), Петр здесь обращается к слугам не напрямую, а, возможно, лишь косвенным образом. Рабы, занятые работой на рудниках, были отделены от общества, а потому послание Петра для них было недоступно; их Петр здесь и не учитывает.    Необходимо иметь в виду, что Петр не рассматривает проблему рабства как таковую, хотя его симпатии, несомненно, на стороне рабов (2:21): ни одно восстание рабов не закончилось их победой, и по тем временам освобождение рабов было практи чески невозможным, если исключить кро вавый революционный путь. В такой си туации духовному наставнику надлежало скорее ободрять рабов, находившихся в тяжелых жизненных обстоятельствах, вселяя в них надежду на грядущее освобождение. О рабах и семейных кодексах, их практической стороне и т. д. см. в коммент. к Еф. 6:4—9 и во введении к Флм.     2:18—20. У рабов не было надежды на освобождение, исключая те случаи, когда неко торые из них могли сами заработать деньги для собственного выкупа (такая возможность чаще всего была у домашних рабов).Хотя рабы и господа во многих случаях составляли единую семью, по закону рабы считались собственностью, и некоторые хозяева обращались с ними соответствующим образом; почти все собственники рассматривали своих рабов как стоящих на низшей социальной ступени. Философы (особенно стоики) обычно советовали рабам, как наилучшим образом поступить в данной ситуации: такова, в частности, была позиция Эпиктета, который сам был некогда рабом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

31:19–24. Очищение. Воины нуждались в очищении, так как осквернились через прикосновение к мертвым. Семидневный ритуал очищения воинов и захваченной на войне добычи полагалось совершать вне стана (ср.: Втор. 23:10–15 ), дабы не допустить осквернения остального народа (см.: Чис. 19:11–13,16–22 ). Для воинов очищение предполагало омовение ( Чис. 19:18,19 ) и мытье одежды (см.: Лев. 11:25,28 , а также «Свиток войны» из Кумрана). Трофеи очищались водой и огнем. Очищение металлов огнем встречается также в описании хеттских ритуалов, связанных с родами. 31:25–50. Правило дележа добычи. До сравнительно недавнего времени воинам платили из захваченной на войне добычи. На древнем Ближнем Востоке это стало священным правом. В текстах из Мари военачальники дают клятву, что не посягнут на добычу, полагающуюся их воинам. Боги также получали свою долю, которую собирали на поле сражения сопровождавшие войско жрецы. В данном случае дележ добычи предусматривает получение воинами в десять раз больше, чем гражданскими лицами, причем пятисотая часть доли войска отделяется Елеазару (и на содержание скинии), а пятидесятая часть доли гражданских лиц отдается левитам. Это сопоставимо с десятиной, выплаченной Авраамом Мелхиседеку в Быт. 14:20 , и с равными долями воинов и гражданских лиц при дележе добычи Давидом в 1Цар. 30:24,25 . 31:50. Золото на искупление. Перепись населения была в Древнем мире сравнительно непопулярна (см. коммент. к Исх. 30:11–16 ), и даже вызывала божественное неодобрение, так как могла свидетельствовать о человеческой гордыне и о недоверии к богам (см.: 2Цар. 24–17 о язве, посланной в наказание за исчисление народа Давидом). Согласно закону в Исх. 30:12 , когда бы ни проводилась перепись, за каждого исчисленного мужчину следовало заплатить выкуп. После исчисления войска, удостоверившись в том, что никто не был убит, военачальники заплатили выкуп золотыми украшениями, снятыми с мертвых тел. Выкуп избавлял от будущих поражений (см.: Чис. 8:19 ), а из золота изготовили священные сосуды для скинии, которые будут служить вечным напоминанием о победе и готовности народа повиноваться Богу. Вес этого золота составлял около 600 фунтов. 32:1–42 Колена, унаследовавшие Трансиорданию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Победа Авии обеспечила ему контроль над двумя крупными дорогами, которые вели из Иудеи в Израиль. Эти магистрали проходили на север по обе стороны от Вефиля и сливались южнее Силома. Эта территория занимала площадь около 20 квадратных миль. 13:22. Источник сведений. «Сказания пророка Адды», вероятно, принадлежат тому же пророку, который упоминается во 2Пар. 9и 12:15. Как ни странно, его имя встречается только в связи с этими материалами, а о нем самом в повествовании ничего не говорится. 14:1–16:14 Царствование Асы 14:3. Жертвенники чужих богов. Уступки, на которые пошел Соломон ради своих жен-чужеземок, включали сооружение жертвенников и святилищ, в которых те могли поклоняться собственным богам (см. коммент. к 3Цар. 11:5–7 ). Среди них могли быть и жертвенники, разрушенные Асой. 14:3. Высоты. Более подробная информация о высотах приводится в коммент. к 3Цар. 3:2,3 и Втор. 12:2,3 . 14:3. Священные камни ( в русском переводе – «статуи»). Вертикально поставленные камни, или massebot, составлявшие характерную особенность хананейской религии, упоминаются как памятники в ряде эпизодов, посвященных заключению завета израильтян с Богом (см.: Исх. 24:3–8 ; Нав. 24:25–27 ). Связь с Астартой, Ваалом и другими хананейскими божествами послужила причиной осуждения этих камней как объектов, представляющих угрозу почитанию Яхве. Археологи обнаружили священные камни в Газере, Асоре и Араде. В двух последних случаях они, несомненно, находились на территории святилищ и составляли неотъемлемый элемент совершавшихся там ритуалов. Камни в Асоре украшены вырезанными изображениями воздетых рук и солнечного диска. Камни в Дане находятся в проходе ворот и, несомненно, свидетельствуют о совершавшихся на них жертвоприношениях. 14:3. Посвященные дерева. Речь идет о «дубравах», связанных с хананейским культом богини Астарты. Не совсем ясно, что представляли собой эти «священные дерева»: просто символические рощи и дубравы или резные изваяния богини плодородия. Судя по 4Цар. 17 («статуи и изображения Астарт»), это были именно культовые изваяния, а не посаженные деревья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:23. Священные камни ( в русском переводе – «статуи»). Вертикально стоящие камни, или massebot, составлявшие характерную особенность хананейской религии, упоминаются как памятники в ряде эпизодов, посвященных заключению завета израильтян с Богом (см.: Исх. 24:3–8 ; Нав. 24:25–27 ). Связь с Астартой, Ваалом и другими хананейскими божествами послужила причиной осуждения этих камней как объектов, представляющих угрозу почитанию Яхве. Археологи обнаружили священные камни в Газере, Асоре и Араде. В двух последних случаях они, несомненно, находились на территории святилищ и составляли неотъемлемый элемент совершавшихся там ритуалов. Камни в Асоре украшены вырезанными изображениями воздетых рук и солнечного диска. Резервуары, встречающиеся иногда у подножия подобных столбов, указывают на то, что над ними совершались жертвы возлияния. 14:23. Столбы Астарты ( в русском переводе – «капища»). Одним из признаков, присущих хананейскому культу и синкретическому поклонению израильтян на «высотах», было возведение столбов Астарты ( Суд. 3:7 ; 3Цар. 14:15; 15:13 ; 4Цар. 13:6 ). Точно неизвестно, что они собой представляли: то ли деревянные шесты, символизирующие деревья, то ли столбы с вырезанными на них изображениями богини плодородия, то ли участки священных рощ. Упоминание статуй и изображений Астарт «под всяким тенистым деревом» в 4Цар. 17:10 , по-видимому, указывает на то, что это были столбы, воздвигнутые в ритуальных целях, а не просто деревья. Астарта, считавшаяся супругой Эла, несомненно, была популярной богиней (см.: 4Цар. 18:19 ), чей культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Особое внимание, уделяющееся ей в библейском повествовании, свидетельствует о том, что ее культ составлял основную конкуренцию почитанию Яхве (см. запреты в Исх. 34:13 ; Втор. 16:21,22 ). Этим объясняется как многочисленность эпизодов, в которых изображается воздвижение и почитание столбов Астарты, так и суровое осуждение этой практики, включающее описание вырубания и сожжения этих столбов ( Суд. 6:25–30 ; 4Цар. 23:4–7 ). Дополнительную информацию см. в коммент. к Втор. 7:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как супруга бога Эла, Астарта была популярной богиней, поклонение которой упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Ее частое появление в библейских текстах свидетельствует о том, что ее культ соперничал с поклонением Богу Яхве. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент, к Исх. 34и Суд. 6:25 . 14:7. Укрепленные города. Хотя летописец не приводит названий городов, укрепленных Асой, вполне очевидно, что за ним прочно укрепилась репутация строителя. В месопотамских хрониках строительная деятельность царя неизменно истолковывается как свидетельство успешности его правления. Автор также стремится показать, что «строительство» является отличительным признаком «благочестивого царя», правление которого приносит народу мир и благоденствие. 14:8. Оснащение воинов. Военная сила армии иллюстрируется на примере оснащения пехоты, которая была ударной группой (вооруженной большими щитами и копьями), и лучников из колена Вениаминова (ср. с боевым оснащением воинов во времена Озии во 2Пар. 26:14 ). На рельефах из дворца ассирийского царя Сеннахирима изображены воины, вооруженные пиками и круглыми щитами, которые использовались как защита и оружие ближнего боя. На рельефах Салманасара III изображены его лучники в длинных кольчугах и рядом с ними – щитоносцы, позволяющие освободить руки лучника и защитить его от метательных снарядов. Возможно, вениамитяне не использовали такое снаряжение или держали в руках небольшие щиты, когда метали свои снаряды. 14:9. Зарай ефиоплянин. Поскольку ефиопляне часто отождествлялись с египетскими фараонами из Нубии (см. коммент. ко 2Пар. 12:3 ), некоторые исследователи предположили, что речь здесь идет об Осорконе I, египетском фараоне того времени (ок. 897 г. до н. э.). Осоркон, сын Сусакима, был, однако, ливийцем, а не нубийцем. Но, вполне вероятно, Зарай, если он пришел с египетским войском, был нубийским военачальником, сотрудничавшим с правителями 22-й династии (которые осуществляли определенный контроль над Нубией в эпоху Сусакима).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:10–17 Знамение Эммануила. Из предложения представить любое доказательство, которое выбрал бы Ахаз, становилось совершенно ясно, что призыв к вере был (и остается) прежде всего призывом к покорности воле Божьей (ср.: Ин. 7:17 ). Отмахнуться от этого предложения означало бы откровенно воспротивиться Богу, но Ахаз уже принял решение. Вера не играла большой роли в его религии ( 4Цар. 16:3–4, 10–20 ) или политике. За благочестивыми речами (12; ср.: Втор. 6:16 ) скрывался план перехитрить врагов, подружившись с самыми могущественными из них (ср.: 4Цар. 16:7–10 ). Какой друг может выйти из Ассирии, Исайя объяснил в ст. 17, развернув целую картину в ст. 18–25. Тем временем Господь Сам послал знамение, предназначенное не только для царя Ахаза (обращение в ст. 13–14 имеет форму множественного числа, т. е. подразумевается вся династия Давида) и имеющее гораздо большее значение, чем простое доказательство могущества. Сопутствующие подробности частично ободряют (15,16), частично предупреждают (17). Мед и молоко здесь непонятны, поскольку они символизируют земное изобилие (ср.: 22; Исх. 3:8 ) и одновременно страну обезлюдевшую (22б) и невозделанную (23–25). Но самое главное знамение – это Эммануил. Кто Он, здесь пока не говорится; это прояснится позднее в 9:6–7; 11:1–5. Как видим, пока царь собирает армию, Господь собирается послать в мир Сына (ср.: Быт. 17:19 ). Много споров возникало по поводу того, насколько знамение соответствовало ситуации. Как прямое пророчество о Христе (ср.: Мф. 1:22–23 ), оно было слишком далеко от Ахаза, хоть и предназначалось для находившегося под угрозой дома Давидова (6, 13; см. предыдущий отрывок), подтверждением чему служило видение грядущего Князя. Ср. 37:30; Исх. 3:12 ; Рим. 4:11 о знамениях, скорее поддерживающих веру, нежели принуждающих к ней. Также см. ниже коммент. к 8:1–4. Однако Бог мог открывать значение будущего на примерах из настоящего. Некоторые полагают, что большое значение знамения заключалось в следующем: а) был указан промежуток времени (с момента зачатия ребенка – какого–то ребенка – и до достижения им сознательного возраста; 16); или б) из–за имени ребенка («С нами Бог»), которое современная мать по внушению свыше даст своему сыну, в противоположность Ихаводу ( 1Цар. 4:21 ); или в) происхождение, поскольку было объявлено, что Он будет царского рода, что внушало некоторую надежду. (Однако в любом случае ребенок не мог быть Езекией, который уже родился за несколько лет до этого.) Все эти предположения не обязательно противоречат друг другу или заблаговременному предсказанию о рождении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

22:13–21. Доказательство девственности. Девственность до брака ценилась по той причине, что гарантировала принадлежность детей и наследников законному отцу. Репутация родителей невесты зависела от ее способности представить доказательство девственности. Требуемым в данном случае доказательством могли быть либо простыни (окровавленные вследствие нарушения плевы), либо, может быть, тряпки, использованные женщиной во время последней менструации, подтверждающей, что она не была беременна до брака. 22:19. Сто сиклей серебра. Штраф, назначенный здесь за ложное обвинение, составляет примерно два с половиной фунта серебра. Законы Хаммурапи включают случаи ложного обвинения в супружеской неверности, но они не связаны с обрядом бракосочетания и не предусматривают уплату штрафа. Учитывая, что выкуп за невесту составлял пятьдесят сиклей (ст. 29), перспектива платить штраф, вдвое превышающий размер выкупа за невесту, удерживала от подобных обвинений. Эта сумма равнялась примерно десяти годовым заработкам. 22:22. Супружеская неверность. Связь с чужой женой каралась смертной казнью и в библейском законе, и в древних ближневосточных законах. В египетской «Сказке о двух братьях» прелюбодеяние названо «страшным преступлением», совершить которое не может прийти в голову порядочному мужчине или женщине. Это было посягательством на право мужчины производить потомство и угрозой законной передаче владений его наследникам (см. коммент. к Исх. 20:14 ). Этот поступок осквернял обоих участников ( Лев. 18:20 ; Чис. 13:5 ). Прелюбодеяние не только угрожало святости домашнего очага, но и было источником общего осквернения, побудившего Бога прогнать народы с этой земли ( Лев. 18:24,25 ). 22:23,24. Условие «в городе». Изнасилование девственницы в пределах города автоматически влекло за собой смертную казнь, так как подразумевало молчаливое согласие с ее стороны. Месопотамские законы об изнасиловании также учитывают место действия. Впрочем, в шумерских законах основное внимание уделяется тому, знали ли родители, что их дочь отлучилась из дома, а также тому, знал ли насильник, кем является девица – свободной или рабыней (законы Ур-Намму и Эшнунны предусматривают штраф за изнасилование девственницы-рабыни). Наибольшее сходство с библейским законодательством обнаруживают законы Хаммурапи. По этим законам насильник подлежал смертной казни, если он напал на женщину на улице, а свидетели подтвердили, что она защищалась. Среднеассирийские законы позволяли родителям жертвы взять жену насильника и совершить над нею насилие. Кроме того, насильник мог жениться на жертве при условии уплаты выкупа за невесту.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

120 Идея, по-видимому, такая: истинность православной веры доказывается истинностью образа семисвещника, отражающего действительное, известное тогда, количество планет. Об устройстве семисвещника см.: Исх. 25:31–39 . – А.М.К. 121 Сочетанием приливы и отливы переводим др.-рус. широкихъ; словом ширина переводилось греч. πλαγος ‘море, пучина, бездна мopckaz’ (см.: Срезневский–1989. 1595). – А.М.К. 122 В тексте употреблено не очень ясное слово михеръ. Мхирь (михирь) и мхиръ (михиръ), м. 1. Пузырь, полый мешкообразный орган тела, содержащий какую-л. жидкость. 2. Мужской половой орган (СлРЯ XI–XVII вв. Т. 9. С. 131). Возможно, что это неверный перевод слова ζωδιακς , ‘круг с uзoбpaжehuzмu животных, т. е. знаков созвездий, зодиак’, корень которого – ζω – значит ‘жизнь’, по-древнерусски животъ. Слово мхиръ bcmpeчaemcz в начале третьей (краткой) редакции Толковой Палеи (по списку Срезневского) в перечне планет: г. планидъ. аррисъ. мехирь. вторник. В данном случае приведены греческие и арабо-семитские haзbahuz планеты Юпитер. А. А. Шахматов сравнивает мхиръ с соответствующим названием которое могло быть не nohzmo и передано созвучным cлabzhckuм словом (Шахматов–1904. С. 16). 123 Слова месрои, мсрои нет ни у Срезневского, ни в СлРЯ XI–XVII вв. Возможно, это родительный падеж от месори – названия 12-го месяца египетского календаря, соответствующего августу (см.: Дьяченко–1993. С. 303). В данном контексте смысл неясен. – А.М.К. 124 В тексте – трпъ; очевидно, в греческом источнике было слово πτμα ‘павшее, труп’. – А.М.К. 125 Это сокращённый пересказ текста Севериана Габальского; ср. с «Шестодневом»: РГБ. МДА. 145. Л. 145б19–146а14. – Г.С.Б. 127 Имеет место противоречие ранее сформулированному постулату о свободном перемещении звёзд, движимых ангелами (см.: коммент. 101; ср. с «Шестодневом»: РГБ. МДА. 145. Л. 146а18–22). – Г.С.Б. 130 Ср. в РСБ: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». – А.М.К. 132 Излишком в 11 дней может быть объяснено расхождение между лунным годом (354 дня) и солнечным (365 дней). Подобные расчёты, в связи с объяснением полнолуния, которое должно наступить в 15-й, а не в первый день творения, находим у Севериана Габальского (см.: РГБ. МДА. Л. 147а–147б).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

22:4–7. Мадианитяне. Народ, населявший южные области Трансиордании. Согласно библейскому описанию, мадианитяне вели свое происхождение от Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:1–6 ) и занимались караванной торговлей ( Быт. 37:25–36 ). Убежав из Египта, Моисей породнился с мадиамским кланом Иофора (см. коммент. к Исх. 2:15 ), но мадианитяне не присоединились к израильтянам при завоевании Ханаана. В рассказе о Валааме старейшины мадиамские сотрудничают с моавитянами и принимают участие в уговорах, чтобы пророк проклял Израиль. 22:4–20. Валаам в Дейр-Алла. В 1967 г. голландская археологическая экспедиция во главе с X. Ж. Франкеном обнаружила в селении Дейр-Алла несколько фрагментов надписи, выполненной на штукатурке. Надпись сделана на арамейском языке и датируется примерно 850 г. до н. э. В ней упоминается Валаам, сын Веора, т. е. тот самый человек, что описан в Чис. 22–24 как «провидец». Несмотря на то что текст очень неполон, изобилует пропусками и нечитаемыми словами, из него явствует, что Валаам был пророком, который получил ночью откровение, и это откровение оказалось не таким, каким его хотели услышать. Неизвестно, связан ли этот текст с событиями, описанными в Библии, но он подтверждает тот факт, что в IX в. до н. э. имело хождение небиблейское предание о пророке по имени Валаам. Возможно, слава Валаама была так велика, что он считался величайшим пророком на протяжении столетий, и, следовательно, вполне может быть отнесен к древнейшим еврейским сказаниям о завоевании Ханаана. 22:5. Пефор. Это место отождествляют с расположенным в 12 милях от Кархемиша селением Питру (Pitru) на реке Саюр, притоке Верхнего Евфрата, в северной Сирии. Поскольку в Чис. 23 (в оригинале) сказано, что Валаам был приведен из Арама, такая идентификация представляется убедительной. Однако расстояние, которое предположительно преодолел Валаам (около 400 миль), заставляет некоторых исследователей искать для Пефора место, расположенное ближе к Моаву. 22:6. Пророческий статус Валаама. В Нав. 13:22 Валаам назван «прорицателем», тогда как в Чис. 22:6 он охарактеризован как человек, чьи проклятия и благословения сбываются.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:13. Вилка. Образцы вилок с тремя зубьями были раскопаны археологами в Газере. У этих бронзовых вилок, датируемых периодом поздней бронзы, короткие ручки и длинные прямые зубья. В староассирийских текстах вилки обозначаются таким же словом. 2:13–16. Поведение священников. Принятые в Силоме нормы поведения священников противопоставляются в тексте бесчинствам сыновей Илия, но и те и другие противоречат нормам, предписанным в Пятикнижии (см.: Лев. 7:30–34 ). Пятикнижие четко регламентирует, какие части жертвенного мяса составляют долю священников. В Силоме же священники привыкли брать любые части мяса прямо из котла, а сыновья Илия даже настаивали на своем праве брать все, что пожелают. Допускавшиеся ими нарушения ритуала состояли в следующем: 1) присвоение лучших частей мяса; 2) предпочтение жареного мяса вареному; 3) противодействие сжиганию тука на жертвеннике ( Лев. 3:16; 7:25 ). 2:18. Льняной эфод. Льняной эфод – принадлежность священнического облачения (см.: 2:28), следовательно, Самуил стал учеником священника. Эфод, вероятно, представлял собой род передника, сшитого из льняного полотна, но у первосвященника он был заткан золотой нитью. 2:19. Верхняя одежда, приносимая матерью Самуила. Одежда, о которой говорится в этом стихе, также является священническим облачением (см.: Исх. 28:31–34 , «риза»), но это же слово встречается в описании одежды царей, пророков, Иова и его друзей и даже Бога. Как правило, она была отделана узорчатой каймой, служившей отличительным признаком знати. 2:22. Женщины у входа в скинию собрания. На древнем Ближнем Востоке многие женщины состояли при храмах, исполняя самые разнообразные функции. Это были служанки и жрицы, девственницы, давшие обет безбрачия, и храмовые блудницы, женщины, совершавшие временное служение по обету, и женщины, посвятившие служению всю свою жизнь. Поэтому определить характер служения упоминаемых здесь женщин затруднительно. Обвинение сыновей Илия в разврате указывает на то, что эти женщины либо участвовали в каком-то богоугодном деле, либо были девственницами. Следует отметить, что мы не располагаем сведениями о религиозно обоснованном обете безбрачия в Израиле, а в тексте не говорится о том, что эти женщины были девственницами. Дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 11:39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010