12:17. Несмотря на «слезы», которые указывают на ситуацию, описанную в Быт. 27:38 , Исаву не удалось уговорить своего отца Исаака переменить решение, вероятно, потому, что первое благословение нельзя было аннулировать. (Один комментатор указывает на то, что в римских юридических документах использовалось выражение «место для покаяния» как прецедент для «отмены предыдущего решения». Хотя автор и его читатели вряд ли рассуждали с юридических позиций, это может быть идиомой более общего плана – применительно к выбору Исаака [хотя этот комментатор относит его к Исаву].) В итоге Исав не стал наследником обетования (ср.: Евр. 6:12–18 ). (Согласно одному из внебиблейских источников, Иаков впоследствии убил Исава на войне, но автор Евр. строго придерживается библейской канвы.) 12:18. Здесь автор описывает гору Синай в момент дарования закона ( Исх. 19:16 ; Втор. 4:11,12 ). 12:19. В Исх. 20:18–21 , когда Бог даровал Свои Десять заповедей, народ испугался святости Божьей, внушающей благоговейный ужас. Израильтяне хотели, чтобы Моисей выступил в качестве посредника между ними и Богом, опасаясь, что, если Бог будет говорить прямо с ними, они погибнут ( Исх. 20:19 ; Втор. 5:25–27 ), потому что Он пришел как «огонь поядающий» ( Втор. 4:24; 5:24,25 ). Но в замысел Бога входило внушить им страх, чтобы побудить их оставить грех ( Исх. 20:20 ). 12:20. Здесь автор опирается на Исх. 19:12, 13 . Святость Бога не позволяла приближаться к горе, где Он пребывал, никому из нарушавших Его заповеди, угрожая каждому неминуемой гибелью, даже животным, которые бродили вблизи (ср.: Чис. 17:13 ). 12:21. Когда Бог гневался на Израиль за нарушение Его запретов, связанных с идолопоклонством, даже Моисей страшился Его гнева ( Втор. 9:19 ). 12:22. Гора Сион (Иерусалим, или Храмовая гора в Иерусалиме) противопоставляется горе Синай как месту дарования нового завета в конце времен ( Ис. 2:1–4 ). О небесном Иерусалиме см. в коммент. к 11:9,10;каждый человек в древности рассматривал место откровения на небе превыше любого места на земле, сколь бы славно оно ни было (12:18–21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

63:1. Эдом, Восор. См. коммент. к 34:5,6. 63:3–6. Божественный воитель. В образе божественного воителя выступает божество, которое сражается в битве и поражает богов враждебной стороны. В Ассирии Нергал был царем сражения, а Иштар – богиней войны. Хананейский Ваал и вавилонский Мардук были божественными воителями (более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Исх. 15:3 ; Нав. 3:17; 6:21; 10:11 ; 1Цар. 4:3,4; 7:10 ). В ассирийских анналах утверждения о потопленных в крови городах и шествии победоносной армии по окровавленным трупам врагов было обычной фигурой речи. В эпосе «Энума элиш» Мардук, победив в сражении Тиамат и ее оруженосца Кингу, втоптал в грязь тела своих поверженных врагов, в том числе нижнюю часть туловища Тиамат. 64:1–12 Молитва о милости 64:4. Отличие Яхве от других богов. Яхве отличается от других богов древнего Ближнего Востока во многих отношениях. Наиболее важное отличие заключается в Его трансцендентности, в том, что Он существует вне мира и над миром. Это кардинально отличает Его от богов Месопотамии, которые обитали в материальном мире. В отличие от богов других народов, которые делили между собой власть, Он – единственный Бог, не имеющий супруги или пантеона. В данном стихе особо подчеркивается желание и готовность Бога действовать во имя Своих верных последователей. Это самая сердцевина мотивации деяний Яхве. Он не нуждается в особых приношениях или принуждении к действию. В поверьях древних языческих народов верность богам выражалась в дарах, предназначенных для удовлетворения их нужд (напр., утоления голода). Если эти дары не приводили к благорасположению и ответным действиям богов, совершались магические ритуалы, вынуждавшие богов действовать в желаемом направлении. См. коммент. к 1Цар. 15:23 . 65:1–25 Новое небо и новая земля 65:3. Жертвоприношения в рощах. Священные деревья играли важную роль в повседневной религиозной жизни народа. По поверьям древних, камень и дерево могли служить местом обитания божества. В хананейской религии они рассматривались как символы плодородия (см.: Втор. 12:22 ; Иер. 3:9 ; Ос. 4:13 ), хотя практически нет ни археологических, ни литературных данных, которые могли бы прояснить роль священных деревьев. Раскопками в слоях позднебронзового века в Китионе обнаружен храм и священная роща с шестьюдесятью ямами для деревьев. В рощах, о которых говорится в этом стихе, вероятно, совершались ритуалы в честь хананейской богини Ашеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:15. Мирные жертвы. Одну часть мирной жертвы приносили Богу, а остальные части раздавали участникам жертвоприношения. Обычно мирные жертвы сопровождали заключение или ратификацию договоров. Дополнительную информацию см. в коммент. к 10:8; Исх. 24:5 ; Лев. 3:1–5 . 12:1–25 Речь Самуила 12:1–5. Самуил призывает народ к свидетельству. За три тысячелетия политика претерпела немного изменений. Обычно глава государства обвиняет во всех проблемах страны предшествующую администрацию. В Древнем мире возведение обвинений на всех, кто мог представлять угрозу силам, стоящим у власти, также не было редкостью. Поэтому стремление Самуила добиться от народа признания справедливости его правления вполне объяснимо. Описанная здесь правовая процедура состоит из трех частей: перечисления свидетелей (Яхве, Его помазанника и народа, ст. 3), обращения Самуила к этим свидетелям и ответа свидетелей. Подобная процедура встречается также в Книге Руфь (4:4,11) и в Книге Иисуса Навина (24:22). 12:6–12. Хронологические границы исторического экскурса. В Исх. 12сказано, что израильтяне пробыли в Египте 430 лет. В 3Цар. 6сообщается, что храм был освящен через 480 лет после исхода. Если Саул был венчан на царство примерно за 80 лет до освящения храма, то в пяти кратких стихах Самуил охватывает исторический период продолжительностью от 800 до 850 лет. Это сравнимо с попыткой рассказать обо всех ошибках христианства, начиная с крестовых походов и до наших дней, менее чем в ста словах. 12:12. Господь – царь ваш. Начиная с Книги Исход, в библейском повествовании раскрывается тема Яхве, сражающегося на стороне израильтян, вследствие чего Господь прославляется как воитель и царь. В Книге Иисуса Навина настойчиво повторяется мысль, что победы израильтян – это победы Господа. Яхве был царем израильтян, победоносно возглавлявшим их в сражениях. Писание изобилует примерами, в которых Яхве назван царем ( Исх. 15:18 ; Чис. 23:21 ; 1Цар. 8:7; 10:19 ). Однако представление о боге-царе существовало не только в Израиле. И вавилонский Мардук, и хананейский Ваал утверждали свою царскую власть, покоряя море, олицетворяемое их божественными врагами (Тиамат и Йамму, соответственно). Установление порядка в первозданном хаосе, сотворение жизни и провозглашение бога царем – обычные темы древней ближневосточной литературы, посвященной космическим битвам. Например, ассирийцы считали царем бога Ашшура, а в царе, правящем на земле, видели его представителя. Отличие Израиля состоит в том, что до установления царства у Яхве не было земных «двойников», каковые имелись у богов других народов. Тот факт, что Бог назначал военачальников и обеспечивал победы, означает, что Бог и был царем, возглавлявшим войска израильтян в сражениях (см. коммент. к 8:7). Отныне царствование Саула должно стать земным отражением небесного царствования Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

32:14. Овны Васана. Регион Васана (см. коммент, к Втор. 3:1 ) славился своими тучными пастбищами и стадами. 32:17. Жертвы бесам. Слово, обозначающее здесь бесов, встречается в Ветхом Завете только в Пс. 105:37 . В Месопотамии этим словом обозначали духов-хранителей (shedu)> заботящихся о здоровье и благополучии людей. Это не имя божества, а разновидность сверхъестественных существ (наподобие херувимов в Ветхом Завете). Shedu могли причинять людям вред с такой же легкостью, с какой они оказывали покровительство, поэтому для их умилостивления полагалось приносить жертвы. Их представляли в виде крылатых существ (напоминающих херувимов; см. коммент. к Быт. 3и Исх. 25:18–20 ), но, в отличие от богов, у них не было идолов, перед которыми им можно было бы поклоняться (см. коммент. к Втор. 4:28 ). 32:22. Основания гор. По представлениям древних царство мертвых находилось под землей – там, где лежат основания гор, особенно тех, которые поддерживают небесный свод. Хотя израильтяне, несомненно, пользовались категориями подобного мировоззрения, здесь перед нами, скорее, пример поэтического использования языка. 32:23–25. Представление о божественном возмездии на древнем Ближнем Востоке. Голод, болезни, дикие звери, войны – таковы орудия богов, желающих наказать своих подданных. В истории и литературе кажущаяся бессистемность этих «деяний Бога» привела к тому, что их стали считать знаками божественного недовольства. В эпосах об Атрахасисе и Гильгамеше рассказывается о том, как боги пытались сократить с помощью этих средств население земли до потопа. В отличие от Ветхого Завета, где определены преступления, которые могут привести к подобным наказаниям, на древнем Ближнем Востоке наказания указывали только на то, что какое-то божество чем-то недовольно, и людям приходилось только догадываться, какое преступление они могли совершить. В качестве примеров можно привести молитву хеттского царя Мурсили, в которой он просит о прекращении чумы, некоторые шумерские и аккадские тексты «плачей» о разрушенных городах и наставления египетских мудрецов (в частности, Ипувера). Все они отражают воззрение, что национальные бедствия являются наказанием богов. Пожалуй, наиболее ярким примером служит эпос об Эрре, в котором цивилизация едва не погибла из-за хаоса и разрухи, учиненных неистовством Эрры (близкого вавилонскому богу Нергалу). Однако текст Втор. 32 следует рассматривать с учетом того, что он составлен в форме договора, каковая исключает случайность, произвольность и необъяснимость наказаний. Наоборот, наказания полностью соответствуют преступлению, заключающемуся в нарушении условий договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:2. Иезекииль слышал звук многих вод на небе ( Иез. 1:24; 43:2 ; ср.: Отк. 1:15 ), а гром был слышен на Синае ( Исх. 19:16 ; ср.: Иез. 1:4,13 ; Отк. 4:5; 19:6 ). Древняя метеорология помещает, как это указано в 1 Енох., источники вод (для дождя) и громов на небо. Гусли (кифары) использовались священниками и левитами в ходе богослужения в земном храме; вполне естественно было ожидать их игру и в небесном храме ( Отк. 5:8; 15:2 ). 14:3. Только эти люди могут предложить такую песнь, поскольку она предназначена именно для них (5:9,10); отайных откровениях на небе см. в коммент. ко 2Кор. 12:2–4 . 14:4. Греческое слово, переведенное здесь как «девственник», едва ли когда-либо в греческой литературе применялось к мужчинам, отчасти потому, что мужчины в этой древней культуре редко были девственниками, но так называли тех, кто никогда не имел сексуальных отношений с противоположным полом и, следовательно, неженатых. В буквальном смысле девственниками чаще всего были члены иудейской общины ессеев. Но данный образ здесь просто может отражать символически чистоту священников, которые должны проводить служения в храме ( Лев. 15:16–18 ), или, что менее вероятно, чистоту, которую требовали правила ведения священной духовной войны ( Втор. 23:9–11 ). Выражение " следуют за Агнцем» указывает на надлежащее поведение паствы ( Отк. 7:17 ; ср.: Ин. 10:4 ). «Первенцы» – первые плоды урожая, которые приносились в жертву Богу; этот термин показывает их святость ( Иер. 2:3 ) и то, что за ними могут последовать и другие. 14:5. «Нет лукавства» – нет лжи в богословском смысле, т. е. приверженности ложному учению (3:9; 1Ин. 2:22 ). Говорить правду в древней этике считалось важным моментом, хотя даже в Библии говорится, что этим можно пренебречь для сохранения жизни (см., напр.: Исх. 1:19,20 ; Иер. 38:25–27 ). . 14:6–13 Оправдание праведных 14:6,7. «По средине неба» – см. коммент. к 8:13. Радостная весть, Евангелие, которое несет ангел, есть оправдание народа Божьего через суд над нечестивыми (14:7; ср.: Наум. 1:15 ). Деятельность ангелов на небе часто сопоставляется с тем, что происходит на земле, однако (12:7) данная картина может раскрывать, как полагают некоторые комментаторы, последнее возвещение Евангелия Царства Божьего (включая весть о спасении и оправдании, суде) перед самым концом времен (ср.: Мф. 24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:44–49 Описание территории . 4:48. Границы. В конце концов вся территория Трансиордании очерчивается границами: от реки Арнон на юге (точнее, от северной границы Моава) до горы Ермон на севере, включая рифтовую долину Иордана и Мертвое море. 5:1–33 Десять заповедей 5:2. Хорив. Другое название горы Синай, которая, по всей вероятности, расположена в южной части Синайского полуострова. Более подробное обсуждение этого вопроса см. в коммент. к Исх. 19:1,2 . 5:6–21. Десять заповедей. См. коммент. к Исх. 20 . 5:6–22. Две каменные скрижали. Возможно, использование двух скрижалей указывает на то, что Моисей получил два экземпляра одного текста. Поскольку скрижали были каменными, можно предположить, что они были больше обычных глиняных табличек, хотя некоторые каменные таблички (напр., календарь из Газера) столь миниатюрны, что помещаются на ладони. Египтяне использовали для этой цели осколки камня, отколотые от скал. Заполнение письменами обеих сторон таблички было обычным явлением. Когда текст доходил до края таблички, ее переворачивали и продолжали писать на другой стороне. Даже на осколках, помещающихся на ладони, могло содержаться от пятнадцати до двадцати строк. 6:1–25 Значение закона 6:3. Молоко и мед. Ханаан описывается как земля, «где течет молоко и мед». Это образное определение относится не столько к сельскохозяйственным достоинствам земли, сколько к ее привлекательности с точки зрения скотоводов-кочевников. Молоко является продукцией животноводства, а мед – даром природы, причем здесь, по всей вероятности, подразумевается не пчелиный мед, а сок финиковой пальмы. Подобное выражение встречается в угаритском эпосе «Ваал и Мот», где возвращение плодородия земли передается в образе рек, текущих медом. В столь древнем египетском тексте, как «Повесть о Синухете», земля ханаанская предстает как изобилующая не только природными богатствами, но и продуктами человеческого труда. 6:4. Категории монотеизма. В монотеизме можно выделить несколько уровней, к которым тяготели верования израильтян в различные периоды. Абсолютный монотеизм, согласно которому возможно существование только одного Бога, называют философским монотеизмом. Генотеизм признает существование других богов, но обычно настаивает на превосходстве одного бога над всеми остальными. Единопочитание (monolatry) характеризует такое положение, когда человек или группа людей решают почитать только одного бога, не задаваясь вопросом, существуют другие боги или нет. Наконец, практический монотеист может признавать существование множества богов, но в основном его религиозная жизнь будет сосредоточена на почитании одного определенного божества. В материалах Книги Второзаконие представлен не столько практический монотеизм, сколько, по меньшей мере, генотеизм и единопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:8–10. Священные части. Наиболее священные части жертвенных приношений предназначалась в награду Аарону и его сыновьям за их нелегкий труд. Эти части полагалось съедать на святом месте, во дворе скинии собрания (см.: Лев. 6– 7:10 ). В отличие от других, эти части не дозволялось делить с членами семей, так как только сами священники считались достаточно святыми, чтобы есть священные дары. Сюда входили хлебное приношение, жертва за грех и жертва повинности, часть которых сжигалась на жертвеннике, а остаток шел в пищу священникам. Хеттские тексты также отражают озабоченность тем, что «пищу богов» съедают князья и государственные чиновники. Значение священной собственности подчеркнуто и в законах Месопотамии, где за кражу храмового имущества предусматривались суровые наказания (большие штрафы или смертная казнь). 18:11. Жертвы возношения. Перечень священных частей, выделенных священникам и их семьям, продолжают жертвы возношения. Сюда входили приношения, получившие особое отличие в процессе ритуала возношения перед жертвенником (см. коммент. к Лев. 8:22–30 ). Здесь подразумеваются не все жертвы возношения, поскольку некоторые из них сжигались полностью ( Исх. 29:22–25 ), а некоторые предназначались исключительно для мужчин священнической общины ( Лев. 14:12–14 ). 18:12–19. Привилегии священников. Перечень даров, предназначенных для священников и их семей (за исключением невесток и наемных работников), завершают начатки плодов урожая (зерна, масла и вина) и мясо первородных из скота. В этой связи устанавливаются определенные правила. Владельцы могли выкупить нечистых животных за установленную плату, а человеческие первенцы подлежали обязательному выкупу родителями (см.: Исх. 13:12,13; 34:19,20 ). Кровь, жир и внутренние органы должны были сжигаться на жертвеннике «в приятное благоухание» Господу (см.: Лев. 3:9; 7:3 ). Ввиду того что эти продукты являются символическим средоточием жизни, их полагалось полностью отдавать Богу, а не отделять для священников. 18:16. Священный сикль. Вес сикля, предназначенного для выкупа детей и нечистых животных, составлял 20 гер серебра (11,5 грамма). В форме чеканной монеты сикль получил хождение только в IV в. до н. э. См. информацию о мерах веса в Исх. 30:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    12:19—21. Этот отрывок подчеркивает кротость Иисуса в отличие от воинствующего    Мессии, каким Его представляли многие; в этом заключалась мессианская тайна (см. также введение в коммент. к Евангелию от Марка). Обычно цитировалась лишь часть отрывка, потому что знакомые с Библиейслушатели хорошо знали контекст; Матфей хочет, чтобы все его читатели поняли главную мысль, которой он завершает цитацию: спасение язычников.    12:22—37 Хула на Духа    См. коммент. к Мк. 3:20—30.     12:22,23. Потомок Давида, каким представляли Мессию в своих ожиданиях евреи, не был чудотворцем, но поскольку Бог был с Иисусом столь явно и неопровержимо, нетрудно понять, почему с Ним стали связываться мессианские упования. Кроме того, Давид — единственный персонаж Ветхого Завета, которому приписывается способность изгонять злых духов (1 Цар. 16:23).     12:24. Язычники использовали для изгнания духов магические заклинания. Во II в. «раввины все еще обвиняли Иисуса и иудео-христиан в использовании магии при совершении чудес. По ветхозаветному закону волшебство наказывалось смертной казнью (Исх. 22:18).    Титул «веельзевул», «хозяин дома», вероятно, является аллюзией на Beelzebub (Ве-ельзевув, «повелитель мух», возможно, искаженное от Baal-zebul), местное «божество Аккаронское» (4 Цар. 1:2,3). Этот титул враннем иудаизме относили к сатане (3авет Соломона).     12:25,26. Иисус не отрицает способность других людей изгонять духов. Но изгнание беса, которое привлекает внимание еще к одному из слуг сатаны, может быть только тактическим ходом; такие действия заклинателей разительно отличаются от актов массового изгнания бесов, которые совершает Иисус, что ясно свидетельствует о поражении сатаны (12:29). Находчивость и остроумие были свойственны популярнымучителям и в еврейской, и в греческой традиции.     12:27. «Сыновья ваши», т. е. члены вашей группы (также как «сыны пророков» в Ветхом Завете означает «пророки»). Поскольку некоторые из помощников фарисеев тоже изгоняли бесов (способами, которые больше походили на волшебство), они должны были выдвигать свои обвинения с осторожностью. О праве судить других см. вкоммент. к 12:41,42.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

27:17. Значение межевых камней. См. коммент. к 19:4. 27:19. Справедливость по отношению к незащищенным членам общества. Важный аспект израильской правовой традиции составляет забота о группах населения, называемых уязвимыми, или бедными: вдовах, сиротах и пришельцах (см.: Исх. 22:22 ; Втор. 10:18,19; 24:17–21 ). В месопотамских сводах законов забота о бедных проявляется уже с середины 3-го тыс. до н. э. и касается главным образом защиты их прав и обеспечения справедливости в судебных делах. 27:20–23. Кровосмешение и содомия. Кровосмешение считалось неприемлемым во многих древних обществах (см., напр., запреты в хеттских законах). Исключение составлял Египет, где кровосмешение было обычным явлением в царском роду (но почти не встречалось за его пределами) и считалось средством укрепления власти и ее сосредоточения в руках царствующей династии. Подобные представления разделяли цари государства Элам. Содомия практиковалась на древнем Ближнем Востоке в ритуальных или магических целях. Примеры содомии встречаются в мифологии Угарита (и, вероятно, воспроизводились жрецами в ритуалах). В правовых материалах эта практика запрещалась (в частности, в хеттских законах). 27:25. Подкуп за убийство невинного. Не совсем ясно, кому адресовано это проклятие, – наемному убийце (в каковом случае перед нами вариант предшествующего стиха), судье или свидетелям, получающим подкуп за обвинение невинного человека в совершении тяжкого преступления и тем самым обрекающим его на смертную казнь (ср.: 3Цар. 21:8–14 ). Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи (закон 5) предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 28:1–14 Благословения завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:17 . Автор Евр. убеждает своих читателей повиноваться своим лидерам (вероятно, как и ранее, прежним – 13:7), которых он представляет как пастырей («пекутся о душах ваших»; см.: Иез. 3:17; 35:7 ; ср.: Ис. 21:8 ; Авв. 2:1 ). Греко-римские моралисты часто рассуждали на тему о том, как повиноваться своим правителям; автор Евр. выступает здесь со своеобразным «рекомендательным письмом», ставя свой собственный авторитет ниже авторитета их церковных руководителей. Он, однако, в отличие от некоторых религиозных групп, например Кум-ранской общины, не ставит в центр всего церковное руководство; в Свитках Мертвого моря говорится, что именно руководители общины ответственны за духовный рост ее членов или отсутствие такового, влияние на их положение в общине и, следовательно, их предстояние перед Богом. 13:18–25 Заключение 13:18,19. Это может быть молитвой о несправедливо заключенных в темницу; ср.: 13:23. 13:20,21. Об Иисусе как о «Пастыре» см. в коммент. к Ин. 10:1–18 . В тексте Септуагинты Ис. 63говорится о том, что Бог «вывел их из моря с пастырем овец Своих» (Моисеем). Пророки также возвещали о грядущем новом исходе (который мог включать и выход из моря), что нашло свое исполнение в Христе (море можно сравнить с воскресением, см. коммент. к Рим. 10:7 ). Первый завет-договор был ратифицирован «кровью завета» ( Исх. 24:8 ), который иногда называют «вечным заветом» (Псалмы Соломона 10:4; Свитки Мертвого моря). Но новый завет тоже может быть назван «вечным» ( Ис. 55;3 ; Иер. 32:40 ; Иез. 37:26 ), и автор Евр. пишет именно о крови этого завета (9:11–22). 13:22. Философы и моралисты произносили весть увещевания. Такие устные послания могли затем записываться и передаваться, например, в письмах-эссе, к разряду которых относится и Евр. Профессиональные публичные ораторы часто отмечали, что написали немного или кратко, когда им самимчто-то было не до конца ясно. 13:23. Если Тимофей был арестован в Риме во время правления Нерона, что звучит правдоподобно, он мог заведомо быть освобожден до смерти Нерона, поскольку преторианская гвардия и римская знать давно уже к тому времени разочаровалась в политике Нерона. Эти обстоятельства и могли быть положены в основу послания в конце 60-х гг. (см. введение).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010