Города, отданные Хирамом. См. коммент. к 3Цар. 9:11 , где описывается, как Соломон отдал тирскому царю Хираму двадцать городов в Галилее. Если речь идет о тех же самых городах, то, возможно, Хирам, руководствуясь определенными соображениями, вернул их Соломону. Если же здесь имеются в виду другие города, то местоположение их и обстоятельства, связанные с их передачей, неясны. 8:3. Емаф-Сува. Ранее эти объекты упоминались порознь (см. коммент. ко 2Цар. 8 ), но во времена Соломона они, по-видимому, были объединены. Сува и Емаф находились на самой северной окраине Соломонова царства. Любой поход туда носил либо мирный характер, либо это была завоевательная кампания, наподобие тех, которые месопотамские цари называли походом «к морю». Емаф был известен своими прекрасными пастбищами, и позднее ассирийские цари использовали их для выпаса лошадей во время остановок в пути. Не исключено, что их использовал и Соломон, когда вывозил лошадей из Кувы (см. коммент. к 1:16). 8:4–6. Строительные проекты. См. коммент. к 3Цар. 9:15–19 о строительных проектах Соломона. Фадмор – это оазис Пальмира (около 125 миль к северо-востоку от Дамаска) на караванном пути, связывающем Палестину с Северной Аравией. Города-близнецы Верхний Вефорон (Beit Ur el-Foqa, в 2 милях к северо-западу от Гаваона) и Нижний Вефорон (Beit Ur el-Tahta, в полутора милях далее на северо-запад и ниже по отметкам рельефа на 1000 футов) охраняли Вефоронский проход. Этот проход ведет в Аиалонскую долину (упоминающуюся в амарнских текстах как Ayyaluna), соединяющую холмистую область страны с прибрежными равнинами. Высказывается предположение, что Вефорон упоминается в письмах из Амарны как Bit Ninurta. Ваалаф обычно отождествляется с Кириаф-Иаримом или местечком в его окрестностях к востоку от Иерусалима ( Нав. 15:9; 18:14 ). В Нав. 15он перечисляется среди городов Иуды (Кириаф-Ваал) и обычно отождествляется с Tell el-Azhar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима, однако это не подтверждается археологическими находками и небиблейскими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:6–15 Совершенство во Христе 2:6 . Термин «ходить», или «жить» (N1V), обычно описывал образ жизни человека в согласии с законами Божьими (см. коммент. к Гал. 5:16 ); слово «принимать» часто использовалось по отношению к иудейскимучителям закона, которые передавали предания своим ученикам. Павел, таким образом, убеждает колоссян продолжать следовать тому, чему они были научены, а не человеческим преданиям (2:8). 2:7 . Павел здесь комбинирует метафоры сельского хозяйства и строительства («укоренены» и «укреплены», соответственно), как в 1Кор. 3 (см. коммент.). «Ветхозаветные пророки применяли эти термины к Израилю (если они повиновались Богу, то были укоренены, построены и т. д.), и ранние христиане, вероятно, использовали это же в ходе проповеди ветхозаветной вести. 2:8. Павел использует философский язык в своих посланиях (включая данное), но его источник знаний – это откровение Бога во Христе (2:2,3,6), а не ограниченные по своей природе человеческие размышления и философские построения (2:4). Хотя только самые образованные люди продолжали обучаться риторике или философии, влияние этих дисциплин широко распространилось по всему Древнему миру. Поскольку философия в этот период занималась в основном проблемами нравственности и морали, новообращенные христиане, естественно, интересовались философскими идеями. Еврейские писатели «диаспоры восхваляли «философию», а некоторые из них, в том числе Филон, легко сочетали ее с экстатическим опытом (ср.: 2:18). («Иосиф Флавий, палестинский еврей, который писал для непалестинских «язычников, даже называет иудаизм «философией» ( Apion 2.4, 47] и описывает разные течения в иудаизме как философские секты. Филон в « " Письмах Аристея» и «Иустин в произведении «Разговор с Трифоном», одобряли греческую философию и демонстрировали искусство передачи философских идей. Многие апологеты иудаизма, включая Филона и Иосифа Флавия, обвиняли греческих философов в том, что они занимались плагиатом, используя писания Моисея.) О «преданиях», которые были особенно характерны для фарисейских учителей в Палестине см. в коммент. ко 2:6; греческие ученики также «передавали предания», т. е. высказывания своих учителей. Понятия «стихии мира» или «основные принципы» (NIV), относятся к персонифицированным силам природы, духовным существам, или «духам» (NRSV, TEV), как вГал.4:9(ср.: Кол. 2:10 ). Но здесь речь, скорее всего, идет об элементарных принципах, началах (наподобие «азбучных истин»). Если это так, то Павел утверждает, что простое послание Христа гораздо глубже, чем любая мудрость окружающего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

8:10–13. Тот, кто считает употребление посвященного идолам мяса допустимым, даже если это подразумевает участие в идолопоклонстве, неверно понимает точку зрения «сильных». (Аналогичным образом, фарисеи говорили, что если кто-то видит фарисея, принимающего пищу от неверующего, это отнюдь не означает, что с нее была уплачена десятина; возможно, фарисей просто положил в своем сердце,что отдаст с нее десятину по возвращении домой.) 9:1–14 Достойный материальной поддержки Призывая состоятельных коринфских христиан отказаться от своих прав (гл. 8), Павел иллюстрирует этот принцип на примере собственного отказа от прав (гл. 9), а затем продолжает обсуждение проблемы идоложертвенной пищи (гл. 10). Древние моралисты обычно разъясняли сущность нравственных истин на своем примере, и слушатели рассматривали их жизнь и наставления как практическое руководство, научающее, как жить. Для позднейших раввинов образ жизни некоторых прославленных еврейских учителей даже служил правовым прецедентом. 9:1,2 . Под «свободой» философы обычно понимали свободу от ложных идей, а также от собственности и связанных с нею забот, т. е. самодостаточность. Представление о свободе часто ассоциировалось с «властью " или «правами»; призывая своих читателей не злоупотреблять «свободой» (8:9), Павел жертвует и своими собственными правами (9:4,5). 9:3 . Здесь Павел преследует цель найти убедительный пример в поддержку наставлений, изложенных в гл. 8; но, имея это в виду, он прибегает к жанру «апологетического послания» («защишения»). Некоторые состоятельные члены общины выказывали недовольство тем, что Павел был простым ремесленником, и этим отличался от большинства странствующих учителей (см. ком-мент, к 9:6). Тема, которая выглядит здесь второстепенной, станет центральной позднее, когда другие странствующие учителя используют недовольство этой группы верующих в своих интересах (см. коммент. ко 2Кор. 12:13–18 ). 9:4 . Здесь Павел утверждает свое право на материальную поддержку; см. коммент. к 9:1,2,6. 9:5. В еврейской Палестине ученики, покидавшие дом, чтобы обучаться у живущего в отдалении учителя, не брали с собой своих жен; точно также поступали ученики Иисуса. Но в тех редких случаях, когда апосто-лы, подобно киникам, находили себе подходящих спутниц жизни (см. коммент. к 7:32–35), они брали их с собой в качестве помощниц. Павел представляет себя и Варнаву как исключение из общего правила (апостолы были женаты).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2:17,18. Пришельцы используются для подневольного труда. См. коммент. ко 2:2 и 2о трудовой повинности и использовании труда чужеземцев. 3:1. Гора Мориа. Это уточнение призвано подчеркнуть связь местоположения храма и жертвоприношения Исаака (см. коммент. к Быт. 22:2 ), даже просто по названию. 3:1. Гумно Орны. См. коммент. ко 2Цар. 24:18–25 о покупке этой земли Давидом. Гумно, как и городские ворота, служило официальным местом, где распределялось зерно, происходили собрания (см.: 3Цар. 22:10 ) и где мог явить Свое присутствие Господь (см.: Суд. 6:36–40 ). Иногда гумно располагалось за пределами города, на возвышенном месте, где ветер помогал провеивать зерно, очищая его от мякины. Выбор места для храма в Древнем мире был важным мероприятием, которое часто отнимало много времени и сил. Считалось, что божество само выбирало себе место. Здесь же указан совсем другой процесс. Вместо этого, выбиралось место, издавна известное своими священными традициями. Здесь не вопрошают оракулов и не ищут указания на предназначение конкретного места через божественные послания. 3:2. Хронология. Соломон приступил к сооружению храма в начале своего правления, в середине 60-х годов X в. до н. э. Второй день второго месяца был весной, после окончания сезона дождей и первых религиозных праздников. Первый день месяца, вероятно, открывал праздник новомесячия (новолуния), а второй день был рабочим. 3:3,4. Размеры храма. Этот текст описывает размеры храма, но не полностью, и они отличаются от тех, которые приводятся в 3Цар. 6 (в локтях: 60 х 20 х 30). В 1 Пар. не приводится высота главного сооружения – лишь высота притвора в ст. 4. Этот замер затем может определяться просто по фундаментам. Есть также терминологические разночтения, которые могут объясняться изменениями в живом языке со временем. «Локоть» здесь несколько короче стандартного локтя во Втор. 3:11 . В отличие от описаний месопотамских храмов, которые призваны прославить построившего их царя, в этом библейском тексте дается достаточно информации, чтобы читатель мог зримо представить себе (если не реконструировать в своем воображении) все сооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

е. указывает на полную власть в доме. Для христиан из иудеев этобыла вдохновляющая и ободряющая весть Иисуса о том, что Он, по праву возглавляющий дом Давидов, ныне признает их как собственный народ. 3:9 . См. коммент. ко 2:9,10. Исключение из синагоги могло привести к прямому преследованию со стороны римских властей, как это было в Смирне. Заявление Иисуса о том, что их противники могут узнать, что Он возлюбил Свой народ, перекликается с Мал. 1:2 , где Бог говорит о Своей любви к Израилю и ненависти к Исаву – Эдому; ср.: Прит. 14:19 . Иудеи ожидали, что цари всех народов склонятся ниц перед ними в концевремен (см.: Ис. 49:23; 60:11,14; 1 Енох.; Свитки Мертвого моря; ср.: Пс. 71:10,11 ). 3:10. В апокалипсисах иногда приводились пророчества об особом избавлении праведного в грядущие скорбные времена (напр., о защите и покровительстве); в Ветхом Завете также приводится обетование о верности Бога Своему народу в бедственное время (см. коммент. к 7:3). В ряде текстов говорится о праведности, которая будет проверена в грядущих испытаниях (напр., в Свитках Мертвого моря), хотя образ праведности, испытуемой в страданиях, был широко известен (см. коммент. к 1Пет. 1:7 ). (Выражение «сохранить от» может означать «защитить от» [ср.: Отк. 7:3 ]. Ин. 17 – единственное другое место в Новом Завете, где использована такая конструкция. А также это выражение означает «оградить от чего-то». «Година искушений» – это слишком велико для местного масштаба и должно быть отнесено либо ко времени великой скорби, либо, как полагает Аллен Керкеслагер, имеет свои параллели в древности; в Откровении термин «час» относится к последнему часу – дню суда.) Откровение противопоставляет нечестивым жителям земли праведных жителей небес; в апокалипсисах (напр.: 4 Езд., Сходства Еноха и 2 Вар.) также объявляется суд над «жителями земли». 3:11. «Венец» здесь может быть ссылкой на венок, которым награждали победителя спортивных соревнований или героев войны. 3:12,13. Образ «побеждающего» («верный остаток) появляется как новый храм в других новозаветных текстах, а также в Свитках Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:5. Сладкое. Редкая встречаемость этого слова позволяет полагать, что речь в данном случае идет не об особой пище или блюде, а о любых деликатесах, украшавших царский стол. 4:5. Багряница (пурпур). Снова здесь аллюзия на царственность, поскольку упоминается цвет царского облачения. Багряница и пурпур были дорогими красителями (см. коммент. к Чис. 4и Есф. 8:15 ), и они использовались в основном для тканей, из которых шились торжественные одежды для вельмож и высшего духовенства. 4:10. Каннибализм. См. коммент. ко 2:20. 4:17. Ожидание помощи от союзников. В 597 г. до н. э., когда Навуходоносор предпринял свой карательный поход на Иерусалим, Египет был главным союзником, на которого рассчитывала Иудея. В том же году Навуходоносор посадил на иудейский престол Седекию. Он почти незамедлительно начал переговоры с малыми западными государствами, стремясь объединить силы против Навуходоносора (см. коммент. к Иер. 27:3 ). В 595 г. до н. э. египетский престол занял новый фараон Псамметих II. Ему вскружили голову успехи в победах над нубийцами на юге, и в одном папирусе сообщается, что он совершил поездку в Палестину, чтобы отпраздновать там свой военный успех. У Иудеи были основания ожидать от него помощи против Вавилона. Какие народы вошли в состав новой коалиции при ее окончательном оформлении, неизвестно. Египетское войско выступило против Вавилонии в 588 г. до н. э. (см.: Иер. 37:5–7 ), и если полагаться на Пс. 136:7 , то союзники Иерусалима эдомитяне предали его, перейдя на сторону Вавилона, когда стало ясно, что Иерусалим не выдержит осады. 4:21. Роль Эдома. Эдом стал вассалом Ассирии во время царствования Тиглатпаласара III и находился под ассирийским гнетом практически в течение столетия, вплоть до смерти Ашшурбанипала. Вполне вероятно, что они добровольно подчинились Навуходоносору в 605 г. до н. э. Хотя некоторые беженцы из Иудеи нашли убежище в Эдоме, эдомитяне оставались безучастными к судьбе разрушенного Иерусалима (см.: Пс. 136и Авд. 11 ). Вавилонская кампания, направленная против Аммона и Моава в 594 г. до н. э., по-видимому, не коснулась Эдома. Вероятно, они не понесли никакого ущерба до военной кампании Набонида в 552 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:6. Кожи синего цвета. Некоторые исследователи полагают, что «синие» кожи получали от дюгоней, крупных морских млекопитающих, водившихся в Красном море. К настоящему времени эти животные истреблены. Данное слово сопоставимо с аккадским словом, означающим полудрагоценный камень желтого или оранжевого цвета, а также соответствующий краситель. 4:6. Покрывало из голубой шерсти. В последнее время принято считать, что здесь подразумевается фиолетовый цвет. Этот краситель был одним из важнейших предметов экспорта Финикии, где его добывали из моллюсков Murex trunculus, водившихся на мелководье у берегов Средиземного моря. Древняя мастерская по производству красителей обнаружена и в Доре, на севере Израильского побережья. Химики установили, что для получения одной унции чистого красителя требовалась четверть миллиона моллюсков. Этот краситель использовался только для наиболее священных предметов, например, завесы святая святых или облачения первосвященника. 4:46–48. Численность левитов. Здесь численность левитов в возрасте от тридцати до пятидесяти лет составляет 8580 человек, тогда как в 3общее число левитов мужского пола старше одного месяца составило 22 тыс. Это означает, что среди них насчитывалось 13 420 человек моложе тридцати и старше пятидесяти лет. Такое распределение весьма правдоподобно и свидетельствует о точности приведенных цифр. Тем не менее предположение об ошибочном использовании слова «тысяча» остается в силе. См. коммент. ко 2:3–32. 5:1–4 Лица, высланные из стана 5:2. Инфекционные кожные заболевания. О характере этих заболеваний см. коммент. к Лев. 13:2 . 5:2. Истечения. См. коммент. к Лев. 15 . 5:2. Ритуальная нечистота. Не всякой нечистоты можно было избежать, и причиной нечистоты часто оказывалось нечто такое, что никоим образом не считалось греховным. Существует несколько категорий нечистоты, которой невозможно избежать, в том числе сексуальная нечистота, нечистота, связанная с заболеванием, и нечистота, возникшая вследствие прикосновения к трупу человека или животного. Хотя это было не столько проблемой этики, сколько проблемой этикета, священный круг нуждался в защите от того, что неуместно в его пределах. К тому же, согласно распространенному поверью, менструальная кровь считалась гнездилищем бесов. Одинаковое отношение к нечистоте после родов и ежемесячной нечистоте, обусловленной менструальным циклом, присуще многим древним культурам, включая Египет, Вавилонию и Персию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Militärgeschichte, 152 и сл.); вместе с тем Прокопий (Proc. I.15.3) именует дукса ατρατηγς, Дабрагез же (как и прочие таксиархи у А.) действует по приказам стратигов. Недвусмысленные случаи употребления ταξαρχος как термина, обозначающего военачальника вообще, нередки у Феофилакта (например, Theoph. Sim. 1.12.1), отличавшегося наибольшей среди ранневизантийских историков вольностью в употреблении терминов (ср.: Grosse. Militärgeschichte, 146, Anm. 3); по-видимому, на подобных примерах основывается Брайчевский (К истории, 130), Утверждая, что и в нашем случае ταξλιαρχος – просто «военачальник»; ср. произвольный перевод Френдо: «two commanders» (аналогично – ив других местах, где упомянуты таксиархи). Но рядом с λοχαγς наше ταξαρχος должно обозначать более конкретное понятие (сходно – Agath. Hist. IV. 13.2–4); то же касается и слова лохаг – командир лоха, λχος – подразделения тагмы (ср. коммент. 4.1), т.е. рангом ниже таксиарха (Grosse. Militärgeschichte, 274). Мнение Мюллера и Гроссе кажется нам более убедительным; показательно место Agath. Hist. IV. 18.1 (отр. ΙΙΙ): в числе сотни отважнейших воинов на особое задание послан стратигами таксиарх Феодор – едва ли подходящая роль для дукса (численность его отряда в другом эпизоде – не более пятисот воинов; см. коммент. 10.1); аналогично – Agath. Hist. II.6.4. стратиги не сочли возможным вверить руководство четырехтысячным отрядом таксиархам Максенцию и Феодору, известнейщим военачальникам: Agath. Hist. IV. 13.3. 6 .2. По мнению Штайна (Stein. Histoire, II, 815), Дабрагез в Agath. Hist. III.6.9 (отр. I) – еще только трибун, но ко времени событий, о которых говорится в Agath. Hist. III.21.6 (весна 556 г.) был повышен в таксиархи, т.е., по Штайну, в дуксы. Ср. коммент. 7. 7 . λμγγειρος, см.: Moravcsik. ВТ, II, 123. Отождествление его с λμιγζορ (Οννος τ γνος: Agath. Hist. IV. 15.1–2; J. Classen in: Agathiae... libri, 403: «fortasse»; Stein. Histoire, II, 815) основано лишь на созвучии; между тем отчасти на этом отождествлении Штайн и строит свои предположения относительно чина Дабрагеза (см.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

30:15–17. Пасхальные ритуалы. Пасхальный ритуал Езекии отличался от общепринятого двумя моментами. Во-первых, эта Пасха праздновалась в другое время (см. примечание ко 2Пар. 30:2,3 ), а во-вторых, израильтяне были освобождены от исполнения некоторых ритуальных предписаний. Поскольку некоторые из собравшихся не очистились, левиты сами совершили заклание пасхальных агнцев, что обычно делали главы семейств ( Чис. 9:6 ). Однако в ряде случаев мясо пасхального агнца разрешалось есть и тем, кто не очистился. 30:21. Праздник опресноков. Праздник опресноков был установлен в воспоминание об избавлении евреев из Египта (см. коммент. к Исх. 12:14–20 ). Это был один из трех главных религиозных праздников, и он обычно справлялся в четырнадцатый день первого месяца года. В течение семи дней ели опресноки и не работали. Жертвы приносились в первый и в последний дни месяца ( Чис. 28:16–25 ; Втор. 16:1–8 ). 30:23,24. Езекия выставляет животных для общей трапезы. По-видимому, Езекия выставил собранию часть мяса, предназначенного для общей трапезы во время религиозного праздника. Эти цифры большие, но вполне согласуются с другими, приводимыми в древней ближневосточной литературе. Когда царь Ашшурнасирпал II дал пир в честь освящения своего дворца в Калахе, он предоставил 5 тыс. овец, 1 тыс. агнцев и крупного рогатого скота, 500 оленей, 500 газелей, 34 тыс. птицы и 10 тыс. рыб (879 г. до н. э.). 31:1. Высоты и жертвенники. См. коммент. к 4Цар. 17:9 . 31:2. Обязанности левитов. Езекия подтвердил обязанности и порядок служения левитов, установленные Соломоном. Таким образом, священники совершали жертвоприношения, а левиты были заняты в богослужении (см. также коммент. ко 2Пар. 29:15 ). 31:3. Вклад царя на содержание храма. В данном стихе говорится не о предоставлении провизии на праздничную трапезу, но о регулярном обеспечении жертвоприношения и богослужения в храме. Езекия следовал установлениям Соломона, который постоянно поставлял в храм необходимое число животных для всесожжения – для поддержания богослужения в храме ( 2Пар. 2:4 ). Обеспечение жертвоприношений описывается в Чис. 28, 29 . В древности на Ближнем Востоке царь (представляя весь народ) был главным почитателем национального божества. Поэтому главная роль дворца в обеспечении храма всем необходимым для совершения жертвоприношений представляется вполне закономерной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:3. Тридцать тысяч воинов. Тридцать тысяч человек, посланных против города, в котором было всего несколько сотен солдат, – явно завышенное число. В ст. 25 сказано, что в тот день было убито двенадцать тысяч жителей Гая. Гай представлен как небольшой городок, располагающий немногочисленным войском (7:3). Если он был меньше Иерихона, то все его население составляло менее тысячи человек. Все это наводит на мысль, что слово, переведенное в этом фрагменте как «тысяча», следует понимать в значении «отряд». Полагают, что каждое племя формировало отряд, численность которого зависела от численности племени. В ходе дальнейшей истории эти отряды были унифицированы и насчитывали по тысяче человек, но в данном случае отряд мог состоять всего из десяти воинов. В первом нападении на Гай (7:4,5) участвовало три «тысячи» человек, и гибель тридцати шести из них была воспринята как страшное поражение. В амарнских письмах цари городов-государств просят фараона прислать в качестве подкрепления десять-двенадцать воинов. О проблемах, связанных с определением численности израильтян, см. коммент, к Исх. 12:37 . Дальнейшее обсуждение непомерно больших чисел – в коммент. ко 2Пар. 11:1; 13:2–20 . 8:9. Вефиль. Вефиль упоминается только как один из городов, расположенных поблизости, пока его жители не приняли участие в преследовании израильтян (ст. 17). О разрушении Вефиля ничего не говорится, хотя царь Вефиля упоминается среди царей, пораженных Иисусом Навином в 12:16. В Суд. 1 Вефиль подвергается нападению колен Иосифа. Обычно Вефиль отождествляют с Бейтином (Beitin), в 10 милях к северу от Иерусалима и в полутора милях от эт-Телля, традиционно считающегося Гаем. В эпоху средней бронзы здесь стоял большой укрепленный город, разрушенный в середине XVI в. до н. э. В период поздней бронзы он был в значительной мере восстановлен, но после этого дважды подвергался разрушению (1550–1200 гг. до н. э.). Некоторые исследователи оспаривают отождествление Вефиля с Бейтином, так как поблизости невозможно найти место, удовлетворяющее описанию Гая (см. коммент. к 7:2). В качестве альтернативы Бейтину предлагают город Вира (Bireh), в 2 милях к югу от Бейтина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010