Но если ты отступишь, не спасёт тебя ни твоя мудрость, ни богатство, ни слава”. Всё ставится в зависимость : какие у нас отношения с Богом. Библия свидетельствует только об одном: в каких мы отношениях находимся с Богом. В большинстве своём мы в богоборчестве. С первых проблесков сознания мы в богоборчестве. Наследуем эту войну с Богом. Что в нас такое? Что за расщепление? Почему человек так противится всему религиозному; всему, что связано с Церковью, с Богом; не хочет и слушать, ему это не интересно: “Ну сколько вы там можете одно и то же, а вот давайте слушать музыку, пойдём, дескать, ну что там?” Никак вот этого понять не могут. Дальше. Пишется:] Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; имя твое пронеслось до отдаленных островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. Во имя Господа Бога, наименованного Богом Израиля, ты собрал золото, как медь, и умножил серебро, как свинец. Но ты наклонил чресла твои к женщинам и поработился им телом твоим» ( Сир. 47:15–22 ) [потому что это были не простые, не с консервной фабрики были женщины, а это всё принцессы были, это всё царские были дочери. Почему? Да потому что вот с ними и заключались браки, чтобы иметь союз . И гарем был показателем этого богатства и мощи. Как ни оправдывай, какими ни оправдывай доводами, но это было нарушение того, что предсказывал ещё Моисей. А Моисей что предсказывал? Ну-ка, это заложите, а откройте Второзаконие и найдите 17-ю главу. Во Второзаконии, в 17-й главе Он как будто Моисея имел ввиду, и вот что сказал, 14-й стих 17-й главы: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: “поставлю я над собою царя, подобно прочим народам ”, то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой [первое условие: должно быть явное указание свыше, кому быть царём. Второе:]; из среды братьев твоих поставь над собою Царя; не можешь поставить над собою (царем) иноземца, который не брат тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Отцы запове­дали народу петь этот стих, как благозвучнейший и заклю­чающий в себе некоторую высокую истину, чтобы он, и не зная всего псалма, получал отсюда совершенное наставление; а нам нужно рассмотреть весь псалом, потому что и в средине его находится важное пророчество. Здесь сказано: «камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла» (Пс.117:22), что и Христос повторил иудеям, хотя довольно прикровенно, потому что они уже пылали гневом, а Он не хотел более раздражать их, так как Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3), — однако повторил. Итак, рассмотрим этот псалом, как мы сказали, с начала. Какое же его начало? «Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его». Пред­ставляя благодеяния Божии во вселенной и непрестанное чело­веколюбие, которое Он являет во всем, пророк призывает всех к общению в благодарности, указывая на величайшее и главное из благодеяний Его. «Да скажет (сие) дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его» (Пс.117:2). Что говоришь ты? «Дом Израилев», — тот, который многократно подвергался плену, раб­ствовал в Египте, рассеян до последних пределов земли, терпел бесчисленное множество бедствий в Палестине? Да, говорит он. Израильтяне особенно служат свидетелями бла­годеяний Его, которых они получали гораздо больше, нежели другие. И сами страдания их свидетельствуют о великом к ним благоволении Божием. Если посмотреть внимательно, то и за пришествие Христово они должны много благодарить Бога. Хотя они потерпели бедствия, но это произошло не от Того, Кто пришел, а от собственного их неразумия. Он пришел к ним и часто говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»; и ученикам: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите»; и к ханане­янке: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:24; Мф.10:5; Мф.15:26). Он все делал и устроял для их спасения; если же они оказались недостойными благодеяния, то должны винить собственное нечестие и крайнее неразумие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С этим указанием на греховность народа, среди которого нет уже великих избранных Богом людей, связуется вторая часть стиха, вводящая мысль о Том, которому помогает мышца Господня и которого поддерживает правда Его. Он то и есть тот „великий Первосвященник“ ( Евр. 3:1, 4:14 , 6и мн. др.), вечный Заступник наш, на Которого мы уповаем. Он же и единый Судия наш ( Ин. 5:22 ). 17 . И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. Стих этот, повидимому предуказывает то оружие, которое необходимо Христианину для защиты своей, о Котором говорит Ап. Павел в VI главе Еф. Это есть оружие Божие, Которому единому принадлежит суд и отмщение („Аз воздам!“ Рим. 12:19 ; Евр. 10:30 ). 18 . По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам своим – яростью, врагам своим – местью, островам воздаст должное. 19 . И убоятся имени Господа на западе и славы Его – на восходе солнца. Если враг придет, как река, дуновение Господа прогонит его. В притче о талантах, – так, как она начертана в XIX главе Евангелиста Луки,-мы читаем слова Господа изображающие суд Божий. После рассмотрения действий получивших таланты для умножения их, Царь, говоря о возмутившихся против него (ст. 14), прибавляет: (ст. 27) „врагов же моих, тех которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною“. Нет сомнения, что эти слова вполне применяются к Иудеям; но это не исчерпывает ни значения притчи, ни значения пророчества. Как должное возмездие за труды всякого человека на земле, изображенное в воздаянии Царя тем, которые умножили полученные от Него таланты, так и угроза врагам Его, не хотящим, чтобы Он царствовал над ними, относится ко всем царствам, народам или общинам, которые отрицаются Господа и Христа Его. Не одним Иудеям произнесена угроза ст. 18-го пророчества, но и „островам“, т. е. „островам языков“ 1761 . Выражение это (или соответствующее ему „острова народов“ в русском тексте нашей Библии) означало то обособление народов и племен, которое существовало в древнем языческом мире. Между ними не существовало никакой связи ни духовной, ни нравственной, ни даже по языку (ср. XI Бытия); они были всегда врагами. Только появление проповеди любви и мирового братства изменило весь строй мира, не мгновенно, а как изменяет семя многолетнего растения или лучше сказать великого древа всю местность, засеянную им 1762 . И в наше время, мы еще далеко не достигли „царства Божия“, о пришествии которого мы ежедневно молимся. Но во времена Исаии обособление племен было полное, и к ним, как и к Иудеям, произнесены угрозы стиха 18-го, которых значение не утратилось и поныне для тех, которые, забывая заветы Господа Иисуса, идут по ложному пути себялюбивых планов, попирая всякие основания общечеловеческого братства и любви, завещанной Господом Своим ученикам в словах Его: „сие заповедую вам, да любите друг друга“ 1763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сына же Твоего, а нашего Владыку и Господа, с материнской смелостью моли, чтобы Он открыл и мне человеколюбивые недра Своей благости и, не взирая на мои безчисленные прегрешения, обратил меня к покаянию и соделал верным исполнителем заповедей Своих. И будь при мне всегда милостивою, сострадательною и любящею делать добро, – в настоящей жизни горячею Заступницею и Помощницею, ограждающею от нападений врагов, и ведущею меня ко спасению, а в час исхода моего – заботливою о несчастной душе моей и далеко от нее отгоняющею темные лица хитрых бесов; в страшный же день суда – избавляющею меня от вечного мучения и соделывающею наследником таинственной славы Сына Твоего и Бога нашего. И да получу я ее, Владычица моя, через Твое ходатайство и заступничество по благости и человеколюбию Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с безначальным Его Отцом и пресвятым, благим и подающим жизнь Его Духом, теперь, всегда и в веки вечные. Аминь. Воутрии же, по обычнем последовании часов, хотяй причаститеся творит стих начальный: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Таже: Царю Небесный: Трисвятое: Пресвятая Троице: Отче наш: Господи помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды. И настоящыя псалмы: Псалом 22 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя: на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний. Господь – Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться: Он поселил меня на злачных пажитях и воспитал меня при водах тихих; обратил душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Так, например, автор заявляет в предыдущем пособии, что надо строить церковь , и основой ее строительства являются некие «комбинации», но с первой же страницы «Ученичества» оказывается что « церковь человеку не поможет… человеку может помочь только Иисус Христос, а не церковь» 75 . Такое понимание – отделения церкви от Христа – явно указывает на серьезную путаницу в экклезиологии. Снова и снова надо напомнить что, Церковь – Тело Христово, а Христос – Ее глава. Апостол Павел так об этом и говорит в послании к Ефесянам: «(Бог) все покорил под ноги Его, и поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:22–23 ). И в послании к Колоссянам апостол пишет:«Он есть глава тела Церкви... Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь »( Кол.1, 18, 24 ). Отделить Церковь от Христа, Главу от Тела – есть не что иное, как кощунственное богословие, если это можно назвать богословием вообще. Далее автор все же видит необходимость в церкви, но лишь как в учебном заведении. «Бог, – говорится в пособии, – планировал церковь как учебное заведение» 76 . И далее: «Задача ученика: воспроизвести в себе Учителя» 77 . Можно согласиться. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ), но в подтверждение своих слов автор почему-то приводит стих из книги Бытия (1, 28), где Бог благословляет первую семью в истории человечества словами: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:28 ). Да, действительно, по учению Отцов Церкви размножение людей до грехопадения происходило бы неведомым для нас способом. Но после грехопадения человек утратил такую способность. И тем не менее, Бог указывает в Библии, что подобное благословение относится лишь к семейному союзу, но никак не к духовной преемственности. Примером тому служат слова Св. Писания, где Бог благословляет людей после грехопадения и всемирного потопа: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.9:1 ). Бог благословляет Ноя и его детей на продолжение человеческого рода на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

То есть проклятая смоковница рано или поздно оживет, ибо корни ее дадут ветвь во время благоприятное. А пока она суха и мертва… но это, как сказано, «до времени, пока войдет полное число язычников; ( Рим.11:25 ). Таким образом, еврейский народ повторяет историю Авраама, о котором сказано: «И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском» ( Евр.11:12 ). Так и они, ныне омертвелые, воскреснут во Свете Евангелия, и как учат святые отцы, во дни перед Пришествием Сына Божия, составят большинство в Церкви Христовой. Истолковывая Послание к Римлянам, 11-ю главу, 13-й стих, святитель Феофан Затворник пишет: « А что так будет, что в самом деле иудеи все обратятся, в этом сомневаться нельзя; ибо корень свят, то есть их родоначальники, то и ветви, то есть их потомки, эти самые неверующие иудеи, тоже сделаются святыми. Но как этому сбыться иначе нельзя, как только верою во Христа Иисуса Господа, то и нельзя сомневаться, что они наконец обратятся к Господу с верою ». То есть проклятие Господа может обернуться и благословением, и засохшая и разрушенная смоковница, сильно от корня, из глубины земли, из основания дать ветвь свежую и зеленеющую. И далее мы читаем: Мф.21:20–22 . «Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Блаженный Августин пишет: « Теперь же, дабы сообщить эту истину 40 . Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись. Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, «еще не время было собирания смокв» ( Мк.11:13 ). Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого преобразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это внутренний духовный смысл иерархичного устроения, которому подчиняется устроение нашей внешней жизни. Согласно учению Дионисия Ареопагита , ангельские чины организованы в три триады. Первые из архангельских чинов – Серафимы, Херувимы и Престолы предстоят пред Небесным престолом Пресвятой Троицы. Вторая триада: Господства, Силы и Власти, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Церковная иерархия есть отражение небесной иерархии, порядка и устроения как видимое свидетельство единения Церкви Небесной и земной. Богоустановленность церковной иерархии зиждется на повелении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «создам Церковь мою и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ), «… идите и научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа …» ( Мф. 28:19 – 20 ) и «… дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1, 2–3 ). В день Пятидесятницы апостолы получили благодать Святого Духа и с помощью даров этой благодати вышли на проповедь христианства по всему миру. Святой апостол Павел говорит о том, что основанием церковного единства является возглавление Церкви Самим Господом Иисусом Христом: «Бог Того (Христа) даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех» ( Еф. 1:22–23 ), «От главы все тело, составы и соузыподаемо и снемлемо, растит возвращение Божие» ( Кол. 2:19 ), т.е. от Главы Христа все тело Церкви представляет единое целое, которое возрастает и укрепляется благодатию Божиею. Сам Господь установил иерархию, как сказано в Апостоле: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова …» ( Еф. 4:11–12 ) " И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благ о вестники, овы же пастыри и учители» ( Еф. 4:11 ). Толкуя этот стих, святитель Феофан отмечает, что апостол Павел на первом месте ставит Апостолов, «так как они имели все», на втором – пророков, «лиц с особым даром прозревать будущее», на третьем – благовестников, на четвёртом – пастырей и учителей, т.е. епископов и священников 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Поэтому в Barberinus (fol. 115) иногда комментарий под заглавием Феодорита, Диодора и Геннадия представляет не что иное, как резюме целого ряда больших фрагментов тех же авторов, которые последовательно читаются в катенах Никифора. И это встречается не один раз – даже в тех манускриптах, в которых, казалось бы, это трудно ожидать 1119 . Таким путём научно критического исследования манускриптов греческого и, отчасти, латинского текста Деконэк издаёт 79 фрагментов автентичных комментариев Диодора, каковые относятся к следующим местам октатевха: Бытия 1(два фрагмента), 2 стих (два фрагмента), 8 стих, 14 стих, 17 стих, 22 стих, 26 стих; 2:5–6 стихи, 7 стих, 8 стих, 23 стих; 3стих (три фрагмента), 21 стих; 5стих; 6стих, 4 стих, 6 стих; 8:20, 21 стихи; 9:24–25 стихи, 26 стих, 27 стих; 11:32; 14:13 (два фрагмента); 15:8–12; 16:2; 17:14; 19:31; 20:12; 21:6; 21:9–14; 22 глава, 24:2; 25:22, 26, 33; 27:18, 41; 28:(видение Иаковом лестницы), 18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 37:2; 38:1, 18, 27; 39:2; 44:5; 47:31; 49:3–4, 8–12, 16–17; Исход 1:19; 3:5; 4:21, 24; 6:3; 12:18; 20:5, 25; 21:21; 23:26, 28; 31:16; 32:3–4; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы; Второзакония 1:5; 33:6; Иисуса Навина 5:31. К этим фрагментам можно прибавить 17 фрагментов Диодора на книгу Исход, изданные на латинском языке Питрой и получившие в исследовании Деконэка совпадением указанных выше 6 из них с греческими манускриптами некоторую гарантию научной достоверности – 2:2; 3:22; 4:6, 10, 19; 7:11; 8:15; 9:18; 13:17–18, 19; 14:27; 16(два фрагмента); 19:18; 20:4, 18; 23:15. Вот и вся картина октатевхических фрагментов Диодора. Если сравнить результаты исследования Деконэка с фрагментами существовавшей коллекции Миня, то новым приобретением экзегетической науки, не известным Миню с именем Диодора, будут фрагменты толкований на кн. Бытия 1:8; 6:3; 8:21; 9:24–25; второй фрагмент толкования 14:13; 15:8–12; 16:2; 19:31; 20:12; 21:6; 27:18; 28:18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 44:5; 49:27; кн. Исхода 8:18; 20:25; 23:26, 28; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы, Иисуса Навина 5:31 1123 . Фрагменты толкований Диодора, помещённые в коллекции Миня – Бытия 9:3–4; 11:17; Суд. 15исследованием Деконэка признаны сомнительными 1124 , а два фрагмента толкований на 2 главу 7 стих книги Бытия, два фрагмента толковании на 3:2; 22:29; 37той же книги, Второзакония 1:1 1125  – совсем не принадлежащими Диодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

«Амен»! произнёс он, а затем и всё собрание. Все поднялись с колен и сели на свои места: избранные отклонились на спинки стульев; дама в чёрном несколько раз во время молитвы как бы в рассеянии отводила руку от глаз и как бы бесцельно блуждающим взором обводила собрание, каждый раз останавливая свой проницательный взгляд на мне. Она как бы спрашивала: кто ты, зачем и с какой целью ты пришла сюда? от кого ты узнала о нас, и кто ввёл тебя сюда? С минуту длилось молчание; затем поднялся с своего места господин, имевший немного на голове седых волос, и произнёс: «прочтёмте Евангелие от Матфея, главу пятнадцатую, стих 22-й». Все взялись за имеющиеся у каждого из собравшихся маленькие Евангелия; мне тоже подали такое же Евангелие; та же дама опять взяла его у меня, и отыскав указанный стих, подала его мне, причём сочла нужным указать пальцем 22-й стих; очевидно, она считала своей обязанностью помочь новому и не опытному члену в непривычном ему деле к отысканию глав и стихов. Проповедник начал читать указанное место, страшно коверкая каждое слово, так что невольно пришлось заняться чтением Евангелия, чтобы не рассмеяться в глаза проповеднику. Было ясно, что он проповедник был не русский и плохо владел чужим языком. Он с трудом окончил 28-й стих, взялся было пояснять его, но на этот раз ему не удалось, так как не было буквально никакой возможности понять, что именно хотел он сказать; он запинался на каждом слове, силился заставить язык повиноваться ему, но безуспешно. Всё собрание чувствовало себя неловко, многие открыли Евангелие и перелистывали его, как бы желая найти в нём то, что силился, но не мог объяснить им проповедник. Товарищам неудачного проповедника по-видимому также было неловко... Они беспокойно поглядывали друг на друга, как бы предлагая друг другу скорее заменить бесталанного учителя. Наконец, поднялся с своего места суровый господин с красноватым лицом, он как-то нервно и сурово произнёс, обратясь к собранию: «я бы предложил прочесть Евангелие от Луки, главу 22-ю стих 63-й.» Неудачный проповедник понял, что ему следует окончить свою неудавшуюся на этот раз проповедь ; он беспокойно взглянул на товарища, перебившего его, грустным взглядом обвёл собрание и медленно опустился на свой стул.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда они непременно считали бы тебя своим другом. И если бы Мы не укрепили тебя, то немного бы еще и ты склонился бы на их сторону. Тогда Мы подвергли бы тебя казни сугубой... (Коран 17, 75–77). О причине к ниспосланию этого стиха в книге Джаляледдина мы читаем: От Мухаммеда ибн Кааба сообщается, что когда Мухаммед, да благословит его Бог и помилует, произносил слова: „не размышляли ли вы об Аллате, Уззе и Манате, третьей особой“, – тогда шайтан внушил ему следующее: „Это прекрасные существа женского пола, на заступничество их следует надеяться“. Поэтому и был ниспослан этот (75) стих. Но, замечается далее, пророк и после этого не переставал печалиться, пока не был послан 22 главы 51 стих. В чем состоит этот стих? Прежде тебя, говорит Бог в успокоение Мухаммеду, какого посланника и какого пророка ни посылали Мы, в каждом из них, когда он читал Писание, сатана возбуждал мечты; но Бог устранял то, что возбуждал сатана (Коран 22, 51). Интересно еще прочитать объяснение причины к этому стиху из „Поводов к ниспосланию“. Джаляледдин пишет: „Ибн Абухатим, Ибн Гурейра и Ибн Мунзир „многими линиями с верным испадом“ 111 от Саида бну Гурейры приводят следующее: Пророк, да благословит его Бог и помилует, читал в Мекке главу „Звезда“ (53) и когда достиг до слов: размышляли ли вы, – шайтан бросил на язык его слова: „это высокие существа, подлинно на заступничество их можно надеяться“. Тогда многобожники сказали: „до настоящего дня он не поминал добром богинь наших“, – потом поклонились до земли и он и они“. Вследствие этого и послан этот стих. Из этих стихов Корана и их объяснений видно, что отрицать факт падения Мухаммеда никак нельзя, что он сам раскаивался в своем поступке, мучился совестью и нашел успокоение в той мысли, что не он один искушался сатаною, но и все другие пророки были им соблазняемы. Такое же происхождение и значение имеет другой стих в Коране, именно: Так каждому пророку мы ставим диаволов из людей и гениев, которые одни другим прикрасою слова внушают обольщение (Коран 6, 112).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010