Так, в составе ночных часов и дневных почасий мы находим 15 псалмов, общих тем и другим последованиям; это, именно, псалмы: 6, 8, 14, 21, 26, 29, 31, 40, 50, 55, 56, 69, 76, 91 и 139. – Не мало оказывается и общих тропарей, как-то: 1 «В беззакониих», 2 «Твое предстательство», 3 «Аще праведник», 4 «Аз есмь древо», 5 «Божественнаго быхом общницы», 6 «Живущи на земли», 7 «Яко волны», 8 «Имущи, душе моя», 9 «Оком благоутроб- ным», 10 «Смиренную мою душу», 11 «К Богородице прилежно», 12 «Милосердия двери»; сюда же можно причислить: 13 «Преплавая пучину», 14 «Тебе и стену», 15 «Помышляю день страшный», 16 «Иже нас ради рождейся», 17 «Помяни, Господи, яко благ». – Наряду с бросающимся в глаза совпадением псалмов и тропарей, мы почти не встречаем молитв, которые бы совпадали в ночных часах и дневных почасиях; только молитва Манассии, затем – «Иже на всякое время» и, судя по началу, молитва «Господи Спасе мой, Вскую мя еси оставил», оказываются общими как для ночных часов, так и для дневных почасий. Но молитвы в составе 12-типсалмных последований, по-видимому, не имели существенного значения (см. выше, гл. 5, часть 8 «Молитвы»). Большое количество совпадающих псалмов и тропарей показывает, что как ночные часы, так и дневные почасия являются различными ветвями одного и того же корня и что в основе тех и других лежит одно общее последование 12-ти псалмов. Указанных псалмов и тропарей вполне достаточно для того, чтобы наглядно представить себе возможность подобного последования. Таким общим последованием, судя по заглавию, является и наш нынешний «чин 12 псалмов, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи». Мы пока не встречали полного почасия вечерни. Нам известны только «светильничные» псалмы, входившие в состав келейного правила, или чина (κανóνες) ночных псалмов, по Афин. 7 и друг.; это – псалмы: 12, 112, 120, 129, 140. Псалмы 112-й и 120-й в Синайском Часослове 864 положены на 9-м часе; кроме того, 112-й псалом встречается обычно и на почасиях 9-го часа. В виду этого возможно предположить, что почасие вечерни, не получив самостоятельного и законченного развития, слилось с почасием 9-го часа, приобретающим иной раз довольно сложный состав (напр. в Син. 870).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В среду вечером прокимен глас 5: Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми. Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. В четверток вечером прокимен глас 6: Помощь моя от Господа, сотворшого небо и землю. Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Сказав стихи прокимна и выждав окончания пения его, канонарх, если только он сказывал, творит поклон к святым дверям и, обратясь, кланяется братиям и становится на своем месте. Настоятель или учиненный чтец (так по 9 гл. Типик.): Сподоби, Господи в вечер сей... Произносится (пред царскими вратами) ектения: Исполним вечернюю молитву... (чит. в Служебнике) 205 . Священник возглашает: Яко благ и человеколюбец, Лик: Аминь. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: Главы наша Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Иерей тайно читает молитву главопреклопения: Господи Боже наш, приклонивый небеса..., и возглашает: Буди держава царствия твоего... 206 . На средине церкви сходятся оба лика и поют стихиры на стиховне из Октоиха. Первая стихира поется без припева; пред второй стих: К тебе возведох очи мои, живущему на небеси... (чит. в Часослове и Октоихе); пред третьей стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... (чит. там же). Слава, и ныне, богородичен, а на среду и пяток крестобогородичен; тот и другой из Октоиха 207 . Когда а Мипее есть песнопение на Славу, то поется это песнопение 208 , а на И ныне богородичен по гласу Славы из Ирмология или дополнительной части Месячной Минеи, а на среду и пяток крестобогородичен, напечатанный в Минее наряду 209 . Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то на стиховне стихиры праздника. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника; а если Славы святого нет, то Слава, и ныне – праздника (Окт., Указ о службе всея седм., л.. 381 на об.; см., напр., 10 сент., где на стиховне стихиры праздника. Слава, и ныне – праздника). По окончании пения богородична или крестобогородична певцы уходят на свои места. Предстоятель или чтец (так по 9 гл. Типик.): Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей возглас: Яко твое есть царство... Лик: Аминь. Поется или читается тропарь святого (см. Типик., гл. 9 и 52: О отпустительных тропарях и кондаках, како глаголати в седмичные дни, и Октоих: Указ о службе всея седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Засим следует ектения: Исполним утреннюю молитву... (чит. ее в Служебн., стр. 62 и 63), которую, по 9 гл. Типик, и по изд. Киево-Печ. лавры, л. 6, произносит священник, и возглас: Яко Бог милости и щедрот 238 . Лик: Аминь. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: Главы наша Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Священник тайно читает молитву: Господи святый, в вышних живый... (Служеб., стр. 65) и делает возглас: Твое бо есть еже миловати... (там же). Лики: Аминь 239 . Оба лика, сошедшись вместе, поют стихиры на стиховне настоящего гласа из Октоиха. Первая стихира поется без стиха; вторая со стихом: Исполнихомся заутра милости..., напечатанным в Октоихе и Часослове, третья со стихом: И буди светлость Господа Бога нашего... (напечат. там же). Слава, и ныне, богородичен, а в среду и пяток крестобогородичен из Октоиха. В дополнительной части Октоиха (л. 384) есть такое предписание: «Аще будет святому на утрени стих с запевом, тогда глаголем на стиховне во Октоихе со стихи. Первый: Исполнихомся заутра. Вторый: И буди светлость. Таже глаголем запев святому, который прилучится, да стих, и Слава ему же. И ныне, богородичен». Это предписание указывает на то, что некоторые святые имеют 1) одно песнопение для стихир на стиховне с особым запевом, или припевом (напр., 2-го ноября, запев: «Многи скорби праведным, и от всех их избавить я Господь», и потом песнопение: Кровными токи и т. д.), и 2) другое песнопение, пред которым стоит: Слава. Когда у святого такие песнопения есть, тогда их надобно петь после стихир Октоиха. На И ныне в этом случае надобно петь уже не из Октоиха, а из дополнительной части Минеи, потому что в том же Октоихе, из которого сейчас мы сделали выписку, повыше выписанных слов замечено: «Слава святому, аще есть. И ныне, богородичен по гласу святого» (Октоих, л. 384); а в среду и пяток надобно петь крестобогородичен, который печатается наряду и положен по гласу Славы (см., напр. 2-го ноября). Если случится предпразднство или попразднство, напр., 10 и 18 сент., 22 ноября, то стихиры на стиховне, припевы к ним и песнопение после Слава, и ныне полагаются праздничные из Минеи (Окт., л. 384 на об.). Если во дни предпразднства или попразднства, как сказано в Октоихе (л. 384 на об.), «будет святому стих с запевом, то после стихов праздника, пред Славою праздничною, глаголем стих святому с запевом, Слава святому, И ныне – праздника» Это значит, что в этом случае поются стихиры на стиховне праздничные с праздничными припевами, после них стихира на стиховне святого с припевом святого, Слава – святого. И ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Плодом всех этих личных действий преосв. Антония и было то, что в епархиальных Ведомостях, за последнее время его епископства в Смоленской епархии, во всяком номере, следовательно, через каждые две недели, встречаются десятки известий о новооткрываемых попечительствах с подробными списками многих членов всех сословий не только из местных жителей, но и сторонних в звании почётных. Наряду с известиями об учреждавшихся попечительствах, столь же часто встречаются в епарх. Ведомостях как постановления попечительств, так и приговоры самых прихожан об открываемых церковно-приходских школах. В последних преосв. Антоний находил ещё более отрадное явление, видя в нём, более верное и надёжное, скрепление взаимного сочувствия к общественно-церковным интересам в видах будущего развития деятельности попечительств и, в особенности, влияния духовенства на подрастающее поколение. Нужно, впрочем, сказать при этом, что преосв. Антоний руководился здесь тем главнейшим убеждением, что эти школы должны неуклонно соответствовать самому наименованию своему – «церковно-приходские» и потому иметь характер церковно-религиозный. Об учреждении этих церковно-приходских школ имеет быть речь в сейчас следующей главе. Глава XIV Делу первоначального учреждения народных школ церковно-приходскими Попечительствами в Смоленской епархии много помогло то, что по личной же инициативе преосв. Антония были уже открыты в некоторых приходах школы, заведённые исключительно трудами священников и, по местам, на одни собственные их средства. Эти-то школы сразу произвели такое действие на местных прихожан, что последние и тогда уже относились к этому делу с полнейшим сочувствием и благодарностью, и именно потому, что оно идет «по-церковному». Об этом были даже адресы от прихожан к преосв. Антонию. Этими-то примерами и воспользовался преосв. Антоний и, держась неуклонно вышеуказанного взгляда на заводимые школы в границах самого строгого понятия о них, как церковно-приходских, он ввёл в них и программу обучения такую, где всё направлено преимущественно на церковный лад, начиная с церковно-народного букваря на славянском языке и продолжая чтением по церковно-служебному Часослову и Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

 Этот богослужебный сборник содержал молитвы, ектении и возгласы священнослужителей во время Литургии и прочих церковных последований; в современной русской традиции материал Евхология разделен между Служебником, Требником и Архиерейским Чиновником (см.:  Желтов М.,  диак.  Евхологий  //Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 699–700). Псалтири же, в отличие от Евхология, далеко не всегда предназначались для богослужения в храме и нередко копировались для частных нужд (см. замечательное исследование о Псалтири в византийской рукописной традиции:  Parpulov G.   Toward a History of Byzantine Psalters . Plovdiv, 2014). Часословы также могли предназначаться для келейной молитвы – как, например, Часослов Sinait. gr. 864, рубежа IX–X вв., не содержащий вечерни и утрени, которые совершались не в келье, а в храме (изд. и комм.: Livre d’Heures du Sinaï/Maxime (Leila) Ajjoub, Joseph Paramelle, éds. Paris. 2004. (=Sources Chrétiennes; 486.)).  В  приложении C2  к книге  Parpulov.  Toward a History… перечислены различные греческие рукописи XI–XV вв., содержащие отдельные молитвы или целые правила ко Святому Причащению (список не полон); перечень содержит две таблицы; Псалтири, наряду с Часословами и одним из Евхологиев, представлены во второй из них. Это следующие рукописи: Hieros. Taphou 53 + РНБ. Греч. 266 (две части рукописи хранятся в разных собраниях), 1053 г.; Paris. gr. 40, 1059 г.; Athos. M. Laur. B 12, XI в.; Oxford. Christ Church 44, XI в.; Paris. gr. 23, XI в.; Athos. Vatop. 1231, посл. треть XI в.; Athos. Pantokr. 43, посл. треть XI в.; Athos. Gregoriou 157, 1107 г.; Paris. gr. 22, 1125 г.; Oxford. Bodl. Canon. 114, XII в.; New York. Pub. Lib. Spencer 1, XII в.; Florent. Laur. Conv. soppr. 35, XII в. Мы не включили в это число рукописи Harvard. Houghton gr. 3, 1104 г., и Sinait. gr. 869, XII в., первая из которых представляет собой Псалтирь с Часословом, а вторая некогда составляла одно целое с Псалтирью Sinait. gr. 51 ( Parpulov.  Toward a History… P. 58, fn. 37), поскольку в этих двух рукописях молитвы ко Причащению включены в часословную часть (см. ниже).

http://pravoslavie.ru/82496.html

Катавасии не бывает, а только вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях поется ирмос Минеи. По 3-й песни ектения малая, седален святому с Богородичном в Минее. По 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому в Минее. По 8-й песни поем «Честнейшую», на которой иерей или диакон кадит алтарь, храм, лики, народ. По 9-й песни «Достойно есть», ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – светилен святому, «И ныне» – Богородичен его; если светильна святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. Затем читаются псалмы 148-й, 149-й и 150-й, и начинается первый из них словами «Хвалите Господа с небес» (а не «Всякое дыхание»), «Слава Тебе, показавшему нам свет». «Слава в вышних Богу». Ектения «Исполним утреннюю молитву». На стиховне стихиры Октоиха со стихами «Исполнихомся заутра». «Слава» – святому в Минее, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи); если святому нет «Славы», то «Слава, и ныне» – Богородичен из Октоиха наряду. «Благо есть», единожды; по «Отче наш» тропарь рядовому святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный от менших (в конце Минеи или Часослова). Ектения «Помилуй нас, Боже», полная. Затем иерей или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Утверди, Боже», и тотчас чтец читает 1-й час, а иерей закрывает завесу царских врат. На 1-м часе после псалмов на «Слава» – тропарь дневному святому, «И ныне» – Богородичен часа. По Трисвятом кондак святому. По молитве иерея «Христе, Свете истинный», лик поет (по обычаю Русской Церкви, освященному древностью) «Взбранной Воеводе», а затем иерей пред царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», и иерей говорит отпуст полный. Лик – многолетие. На 3-м и 6-м часах тропарь и кондак те же, что и на 1-м часе. На Божественной литургии антифоны вседневные «Благо есть» (в Ирмологии и в Апостоле в конце). Если святому положена на Блаженнах песнь канона, тогда читаются изобразительны «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны Октоиха – на 4 и святому, песнь 3-я – на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь 9-я Ирмос девятой песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи.., и первый тропарь воскресного канона. Припев: Благословен Господь Бог..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. – по образцу предыдущих. В конце катавасия 86 . По 9-й песни возращся (так по Типикону) и отдав кадило, диакон глаголет ектению малую 87 . Священник возглас: Яко тя хвалят... (Служ.). Диакон (так по Типикону, так и по изд. Киево-Печ. лавры) сказывает: Свят Господь Бог наш, со стихами. Стих 1: Яко свят Господь Бог наш. Стих 2: Над всеми людми Бог наш 88 . На клиросе 3-жды поется Свят Господь... в настоящий глас. Священник, по 2 гл. Типикона, стоит на обычном месте. Поется рядовой воскресный экзапостиларий. Слава, светилен святого, если есть. И ныне, рядовой воскресный богородичен. Воскресные экзапостиларии, числом 11, напечатаны в 54 гл. Типикона и в конце Октоиха. Тут же напечатаны богородичны, поемые на И ныне. Ряд экзапостилариев соответствует ряду евангелий. Кстати здесь заметим, что воскресные экзапостиларии во 2 гл. Типикона названы светильными. Поется (а не читается) Всякое дыхание в прилучившийся глас таким образом: первый лик: Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (это есть 148 псалом), и припев: Тебе подобает песнь Богу (чит. Часослов. Последование утрени, и Ирмолог., л. 153 на об.). Тот же лик: Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних, и припев: Тебе подобает песнь Богу. Второй лик: Хвалите его, вси ангели его и т. д. до конца псалма на оба лика, как размечено в Ирмологионе, где поставлены буквы: а и в. Затем также на оба лика 150 псалом: Воспойте Господеви... (чит. там же) до слов: сотворити в них суд. Со слов: сотворити в них суд, стихи 150 пс. поются вместе с стихирами на хвалитех 89 Октоиха, коих: воскресных 4, восточных, или анатолиевых, 4. Последние две стихиры, предшествующие Славе, поются обоими ликами с особыми припевами, напечатанными во 2 гл. Типикона и в Октоихе наряду: 1) Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. 2) Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя. Слава, рядовая евангельская, или утренняя, стихира 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Глава пятая. Ночные часы I. Чин В древних Часословах, наряду с изложением последования дневных часов и иных суточных служб, встречается также иногда и изложение особого «последования ночи» (κολουϑα τς νυκτóς), или «ночных часов», число которых доходит до 12-ти. Следовательно, часы могут обнимать не только дневные, но и ночные службы, образуя как бы свой особый круг суточного богослужения. Естественно возникает, поэтому, вопрос: какие же отношения существуют между суточными службами и часами, вообще, и, в частности, в каком взаимоотношении с этими службами находятся ночные часы? 1. Круг суточных служб Историко-литургическое понятие службы – «часа» по объему своему гораздо шире обычного. Как показывают древние литургические памятники, название «час» нередко обозначало прежде всякую службу, приуроченную к определенному времени или часу дня и ночи, т. е. всякую вообще суточную службу. Отсюда и книга, содержащая последование суточного богослужения, получила название «Часослов», ρολóγιον; а по-эфиопски (в издании Б. А. Тураева ) она называется: «книга молитвы часов» (мацхáфа цалóта саатат). В греческих памятниках уже с 8-го века, т. е. почти со времени составления особой книги суточных служб, ей усвояется название ρολóγιον 266 . Это название иногда заменяется более полными названиями, еще выразительнее свидетельствующими о единстве суточного круга; каковы, например: «ρχ σν Θε τν προσευχν μερονυκτων» 267 или – « ρχ σν Θε το ρολóγιου, περιχων τν κολουϑαν το νυχϑημρου» 268 . Круг суточных служб начинается при этом или первым часом, или утреней, или же полунощницей. Первый час поставлен во главе суточных служб в древнейших и, по-видимому, наиболее типичных Часословах, как-то: в Син. 863, в Афоно-Ватопед. 350/984 (XII в.) и в эфиопском Часослове. «Чин куросоглашения " », или «чин заутрени», предваряемой утренннми молитвами, стоит первым в древнеславянских Часословах типа Син. 12 (XII–XIII в.); при чем первый час в них непосредственно примыкает к утрене, а остальные часы, вместе с изобразительными, объединяются в особом «чине часов», или «чине обедни», «обедници»; повечерие обычно называется «мефимоном», а полунощница, или совершенно опускается, или же помещается в ряду ночных часов. Наконец, Часословы нынешнего типа начинают круг суточных служб с полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Именно так, постепенно, систематически представляя фонетику, орфографию, все части речи и прочее, преподают родной язык. Данный способ соседствует с урочным принципом, который сориентирован на порционную презентацию сведений из разных разделов, с тем чтобы быстрее научиться читать и понимать тексты. Таким образом изучают иностранные языки – современные и древние. Оба приема используются в практике преподавания, и оба дают неплохие результаты. Взяв за принципиальную основу тематический способ, я, конечно, осознаю, что в настоящее время статус церковнославянского языка чрезвычайно специфичен. В первую очередь он изучается при отталкивании от русского языка, хотя исторический вектор обратный. К тому же, преподаватели стараются почерпнуть для себя что-то полезное из методик западноевропейских языков, забывая, что есть большой опыт обучения новым славянским языкам. Я столкнулась с этой проблемой в период, когда сотрудники руководимой мною кафедры теории и истории языка Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета готовили программы для специальной группы, которая, наряду с русской филологией, изучает еще и сербский язык. Нам было важно найти место каждого предмета, в том числе и церковнославянского языка, в новом учебном плане. И когда объективной точкой отсчета для нас явились славистические дисциплины, мы увидели новые – чрезвычайно насущные – векторы методической интерпретации богослужебного языка Русской Православной Церкви. – В то время не было полного, самостоятельного курса современного церковнославянского языка. В учебных заведениях начальной ступени (начальных училищах, церковноприходских школах) предмет изучался в рамках Закона Божия. Ученикам прививали навыки чтения и общего понимания. Для этих узкопрактических целей использовался сначала букварь, потом обычно Евангелие и Часослов, затем Евангелие и Псалтырь. Церковнославянский язык осваивался отдельно от русского, который вводился позже. При этом сведения из них осмыслялись, как и сейчас, в обратной перспективе.

http://pravoslavie.ru/33585.html

за 10370 министр просвещения (И. Д. Делянов), ясно выражая и верно толкуя мысль Монарха, прежде всего открыто признал ту истину, что духовенство «с первых времен основания Русского Государства стояло во главе распространения образования в народе», а затем внушал подведомым ему начальникам отдельных учреждений и другим деятелям на поприще просвещения народного прямо и бесповоротно следовать воле Монарха содействием духовенству в его новом, но по существу старом деле того же народного просвещения. Недавно изданный (приложением к 9-й кн. журнала Минист. Нар. Просв. за 1887 г.) «Каталог книг для употребления в низших училищах ведомства мин. нар. просвещения» также ясно обнаруживает намерение министерства содействовать осуществлению той же благой цели. Тогда как в прежнем подобном каталоге (1876 г.) нигде не упомянуты даже в числе «допущенных к употреблению в начальных народных училищах» такие книги, как Псалтырь, Часослов, Начальное учение человеком хотящим учиться книге Божественного Писания и под., в этом каталоге на них указывается в самом начале. Содействие теперешнего министерства духовному ведомству выражается и в других отношениях. Равно также и земства наряду с другими различными органами самоуправления, после изъявления воли Монарха, несколько поприостановились в своем шествовании по прежнему пути начального образования народа. И хотя многие представители земств, городских обществ и т.д., пропитанные насквозь духом западничества, с 1884 г. доселе не переставали и не перестают и в земских собраниях и в думах и в периодической печати и т.д. кричать против этого, а в последнее время особенно против «поглощения» церковно-приходской школой земской и министерской, как они выражаются (см. напр. Вестн. Евр. 1887 11, стр. 387): однако голоса их уже гораздо сдержаннее прежнего. Многие земства и другие органы самоуправления, напротив, с 1885 года поспешили примкнуть к министерству просвещения обращением земских и городских начальных школ в церковно-приходские, денежными и другими воспособлениями последним и под., а не то так внутренним преобразованием своих начальных школ «в духе самого строгого согласования их с направлением церковно-приходских школ, в самом близком единении их с Церковью» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010