Использование нескольких антиграфов при переписке Евангелия представляет собою форму сознательного контроля над «правильностью» и, тем самым, стабильностью текста: обнаружив ошибку в одном антиграфе, переписчик мог исправить ее по другому антиграфу. Однако при отсутствии четких филологических критериев «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого» чтений возникали условия для произвольной замены того, что не нравится, тем, что нравится. Это в свою очередь вновь приводило к расширению диапазона текстового варьирования и беспорядочному смешению в списках тех разночтений, которые по той или иной причине возникли в эпоху первоначального становления текста или проникли в него в последующее время. Поэтому текст с контролируемой традицией практически оказывается недоступен для генеалогического текстологического исследования, на что в свое время указал Поль Маас (Maas 1927, S. 4). Для исследователя такого текста остается в утешение надежда на то, что при таком положении дел чтения архетипа не вытесняются из текстовой традиции: они спонтанно и непредсказуемо могут появиться в том или другом списке (Zuntz 1940, р. 24). Осуществляемый таким образом контроль над текстом был в допечатную эпоху основным средством борьбы с его порчей и увековечением в нем стихийных и случайных ошибок. Контролируемый текст – явление хорошо известное латинской и греческой письменности, средневековые рукописи которой часто восходят к древним изданиям, положившим начало контролируемой истории того или иного произведения (Pasquali 1934, р. XV, XVIII; Zuntz 1953, р. 263, 281–282). Есть и прямые исторические свидетельства в виде записей писцов о практике использования нескольких оригиналов при копировании текстов. Так, поп Иоанн сообщает в записи на Псалтыри 1481 г., что пользовался двумя рукописями святогорского извода (Сперанский 1927, с. 9); в хронографическом сборнике XV-XVI в. (РНБ, НСРК 1918, F.27) после текста библейских книг писец сообщает, что списал их с «Ферапонтовскые Бытьи», а правил с «митрополице Бытьи» (приписка опубликована: Творогов 1975, с. 97); в записи на служебной минее конца XVI в. говорится «сия минея правлена с правленые минеи, а не с тое, с которые писана» (Соболевский 1908, с. 98); в Слове Феодора Студита конца XVI в. указано, что списано оно «не с единаго списка, но с различных добрых переводов» (там же); в толковом Апостоле 1603 г. отмечено, что списан он «с добрых переводов честных монастырей Каменскаго и Павловскаго и Корнилиевскаго» (там же); в записи на рукописи канонника 1616 г. писец сообщает о себе, что «писах же с разных списков, тщася обрести правая» (там же) и т. п. Наконец, в рукописи творений Дионисия Ареопагита , написанной в Ярославле в 1617 г., писец сообщает: «Писал есмь с древняго и ветхаго переводу, справити было не с чего, книги такие в Ярославле не добыл» (там же, с. 99). § 3. Оценка разночтений

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

822 Соображения по поводу этой датировки см.: Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV в. – С. 547–549. 824 Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева. – С. 26–27, 40; Латышев В. В. К церковной археологии Херсонеса//Латышев В. В. ΠΟΝΤΙΚΑ. – СПб., 1909. – С. 303–310, maбл.II; Бобринский А. Херсонес Таврический. Исторический очерк. – СПб., 1905. – С. 89; Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X веках по Р. Хр. – С. 27. Надписи и их прочтение даны в соответствии с трактовкой А. Ю. Виноградова, прозвучавшей в докладе «Византийские строительные надписи Херсона», который был прочитан на науч. конф. в Севастополе в сентябре 2003 г. 825 НЗХТ, инв. Приношу искреннюю благодарность А. Ю Виноградову, поделившемуся со мной этими сведениями. 827 Латышев В. В. Жития св. епископов Херсонских. Исследования и тексты. – С. 16, 51–55, 62, § 17; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. В. А. Латышева. – С. 112; Житие свв. епископов Херсонских в грузинской минее: Вступ. ст. В. В. Латышева, пер. К. Кекелидзе. – С. 78–79, 88; Synaxarium Ecclesae Constantinopolitanae... – Col.336–338 ; Halkin F. La passion des sept eveques de Cherson (Crimee). – P.253–261. Подробнее об обосновании локализации восточной части города – «Феоны» и о формах территориальной общности горожан см.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – С. 60–61, 97–98. 828 Прежнее, эллинистическое деление на девять магистральных продольных и поперечных улиц, если оно вообще имело место, безусловно, утратило свое значение ко II в. н.э. и ведущая роль до конца существования города перешла к двум главным, наиболее широким улицам, достаточно хорошо просматривающимся на археологической карте города (ср.: Буйских А. В, Золотарев М. И. Градостроительный план Херсонеса Таврического//ВДИ. – 2001. – – С. 129). 830 Федоров Б. Н. Объемно-пространственная композиция северо-восточной площади Херсонеса Таврического и ее реконструкция//Проблемы развития зарубежного искусства. – 1980. – Вып. 10. – С. 17–22; Федоров Б. Н. К вопросу о реконструкции северо-восточной площади... – С. 8–11. Непонятно, как «анализ морфологических параметров застройки» мог дать завышенную даже на глаз цифру в 8200 м2 применительно в площади здешнего теменоса (ср.: Снитко И. А. Методика реконструкции античного города (на примере Херсонеса Таврического): Автореф. дисс.... канд. архитектуры/Харьковский гос. технич. Ун-т строительства и архитектуры. – Харьков, 2005. – С. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Kollarii, Vindob. 1778, col. 129–131). 23 Ср. [архим. Иосифа] Подробное оглавление Великих Четиих миней всеросс. митроп. Макария (Москва, 1892), II, ст. 36. 24 Подробный перечень содержания рукописи см. в “Систем. описании” архим. Владимира, стр. 595–7. 25 В стихах, записанных в Московской рукописи непосредственно за житием (см. стр. 34), не упоминается Анатолия, сыновья Фотины называются Фотин и Иосия, а Виктор и Христодул представляются отличными от них лицами дружины святых. 26 Интересно отметить, что в этом отношении вполне согласен с Царской минеей синаксарь, изданный De1ehaye (Synax. eccl. Const. col. 549–550, прим.) по рукописи D, т. е. cod. Paris. 1587, saec. XII, тогда как в более кратком синаксаре из Сирмондовской р-си (ibid.) о переименованиях ничего не говорится. В Menologium Sirleti и Martyrologium Romanum, цитируемых в Acta Ss. I. с, вместо Photo читается Photius и во всех этих синаксарях «AnatolioV вместо »Anatolh. 27 См. варианты, приведенные у De1ehaye l. с. к Сирмондовскому синаксарю (в котором читается Gallia, как и в Царской минее и в синаксаре Парижской р-си 1587), а также указанный Радченком (ук. ст. стр. 97) Белградский пролог сербской редакции 19. Четвертым вариантом является “urbs Italica”, цитируемый Геншеном (Acta Ss I. с.).. 28 О Нероновом гонении на христиан см. специальные статьи А. Л. Павловича вХрист. Чтении 1894, вып. 2, стр. 209–239, и В. В. Болотова там же, 1903, январь, стр. 56–75. О мучении св. Фотины с дружиною в этих статьях вовсе не упоминается. 29 Можно считать несомненным только тот факт, что текст Царской минеи и текст изданного отцом Delehaye синаксаря Парижской р-си D 1587) восходят к одному и тому же источнику. Это может быть доказано тождеством содержания и последовательности рассказа (конечно, более краткого в синаксаре), уже отмеченным выше тождеством имен и, наконец, близким или даже дословным сходством многих отдельных выражений. 32 Здесь разумеется, без сомнения, рукопись, ныне находящаяся в Парижской нац. библиотеке под 1452 (“olim cardinalis Nicolai Ridolfi, postea Catharinae de Medicis, deinde Regius”, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Праведную же Параскеву, Антония и Феликса Корельскнх и преп. Макария Красногорского, в виду отсутствия исторических данных об их канонизации, есть основания чтить лишь служением панихид. В заключение мы прилагаем месяцеслов чтимых, на достаточном основании, святых мужей вышеперечисленных. Октябрь 20. Преставление святого праведного Артемия, отрока-Веркольского чудотворца Примечания В типиконе и минее никаких указаний о службе нет 94 . Праведный Артемий «млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» 95 . Ноябрь 6. Обретение мощей преподобного Варлаама Керетского чудотворца Примечание. В типиконе и минее указаний о службе нет 96 . Преподобный Варлаам «подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Каского, ризы поповские, в руках Евангелие» 97 . Декабрь 10. Обретение мощей св. праведного Афанасия, Наволоцкого чудотворца Апрель 23. Память св. праведного Георгия, Христа ради юродивого, Шенкурского чудотворца Примечание В типиконе и минее никаких указаний о порядке совершения службы нет 98 . Св. блаженный Георгий, Христа ради юродивый, Шенкурский чудотворец, – «подобием сед, образом, и брадою, и власы, аки Петр Апостол, риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо голо, руки молебные, ноги босы, колени голы» 99 . 19. Память преподобного отца нашего Варлаама Важеского чудотворца Примечание. В типиконе и минее никаких указаний о службе нет 100 . Преподобный отец Варлаам «подобием надсед, брада, аки Зосимы Соловецкого, немного покороче, ризы монашеские и в схиме» 101 . 9. Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Архангельского чудотворца 102 Примечание. В типиконе и минее указаний о службе нет 103 . Преподобный отец наш Евфимий подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобнические, на главе клобук черный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка 104 . Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керетской волости на море окияне, научен же бысть книгам, и Божиим судом поставлен бысть презвитером в Колском граде в церкви Николы чудотворца и тамо пребывание, добре подвизался на невидимого врага козни, и люди закону Божию, яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

При сличении с общепринятым изданием, список оказывается сходным с ним, за исключением следующих особенностей: служб Русским святым нет никому, кроме св. Владимира 15 ч. и св. Бориса и Глеба 24 ч. По местам опускаются богородичны, тропари и кондаки с икосами, как и в других списках. В службе 2 ч., положению ризы Божией Матери, три первые стихиры на Господи воззвах (в ркп.) полагаются на стиховне (в печ.), и наоборот; недостаёт седальнов, второго канона и стихир на хвалите. В службе великомученику Прокопию полагается на хвалите стихир 8, из которых в печ. Минее помещено только четыре. В службе великомученице Евфимии стихир на Господи воззвах положено пять, кроме славы; две из них в печ. помещены на стиховне. Под числом 14 не полагается службы Кирику и Улите вместе с службою Ап. Акиле. Под числом 15 служба св. Владимиру излагается вместе с службою Кирику и Улите. В службе св. Владимиру три стихиры на Господи воззвах в печ. на стиховне; стихир на литии и на стиховне, также паремий, седальнов нет; канон святому только один, из двух помещённых в печ. Минее второй. На хвалите помещено четыре стихиры; из них три не св. Владимиру, а Борису и Глебу; четвертая – св. Владимиру, но её также нет в печ. Приведём здесь тропарь св. Владимиру отличный от помещённого в печ. Минее: л. 97. (@Въторыи ты бы костнтинъ словомъ и делом: но нъ въ кртьньское врем родивъс и многа лта. въ единьств створи. ты же елинъ родивъс. възлюби възлювльшаго т ха. к нем же възиде радс. егоже мол не прстаи. чтщихъ памть твою@) 482 . В службе 16 ч. отцам собора канон один, первый. В службе пророку Илии нет стихир малой вечерни; на стиховне великой вечерни стихиры отличны от помещённых в печ. Минее; паремий, стихир на литии и седальнов нет. Канон пророку один, первый; другого, писанного Пахомием, нет. За стихирами на хвалите приложены ещё две стихиры на стиховне. В службе 24 ч., св. Борису и Глебу, соединённой с службою св. Христине, недостаёт стихир малой вечерни. На великой вечерне стихир на Господи воззвах мученикам только три: две в печ., третьей нет, славы также нет. Паремии положены все из 1-го послания Иоаннова, именно первая: 3:21–4:6. Вторая 4:11–16. Третья 4:20–5, 6. После паремий есть пробел в страницу, оставленный, вероятно, для стихир на литии, или на стиховне. Седальнов также нет. Канон мученикам только один, второй. Текст его, древний, без поправок, тот же, что в 325, л. 104 об., но при каждой песни по одному тропарю опущено. Другой кан. мученице Христине, которой служба совмещается с службою Борису и Глебу: по 3 п. поставлен кондак и икос мученикам. Стихиры на хвалите мученикам положены те, какие в печ. на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

славян. рукописей Москов. Синод. библиотеки Горского и Невоструева. Отд. 3. 431, стр. 554 и проч. Снес. История Русской Церкви. Голубинского. Т. I, ч. I, стр. 349 и 441 93 Описание Киева Закревского, изд. 2, стр. 778. Митрополит Феопемпт упоминается в летописи в 1039 г. 95 В Типограф. минее один только канон и притом взят с 23 апреля: теплою верою... В Софийск. минее служба также общая, а не в России составленная, но в точности нам неизвестная, вероятно, та же, что и в Типографской минее 97 Русские святые Филарета Черниговск. 15 апр. Истор. Канонизации Святых в русск. цер. Голубинского, стр. 35 99 Карамз. примеч. 137 к. Т. V. Была в Киеве церковь Воздвижения будто князем Романом Мстиславичем Смоленским в 1212 году выстроенная. Но о ней идет спор. См. описание Киева. Н.Закревского. Изд. 2. 1868 г., стр. 413. В москов. Синод. библиотеке есть пролог пергаменный XIV века 239 за сентябр. полугодие, писанный Козмой поповичем. Не этот ли Козма писал с отцем и пролог, что в Синодальной типографии? Но мы почерков не сравнивали 100 Это предисловие есть и в некоторых экземплярах славянских прологов в переводе. См. Полн. Месяцесл. Востока. Т. I, стр. 282 101 Не пересмотрены известные нам пергаменные прологи в Императорской публичной библиотеки 47 и 48, Троицкой лавры 33 и Московской синодальной библиотеки 839 (последний 1425 года) 104 Об этой церкви много говорится в сочинении В.Доброхотова: «Древний Боголюбов город и монастырь». Изд. 1852 года 109 Летоп. Ипат. под 1176 г. и Лаврент. см. Древности Владимиро-Сузд. области. Выпуск I, стр. 21, 34 112 Священник Андрей Федоров заведовал церковью 85 лет и умер в 1799 году. В 1805 году во священника этой церкви определен Иван Андреев (не сын Андрея Феодорова) и при нем в 1825 году Покровская церковь передана Боголюбову монастырю. Здание и имущество Покровского монастыря в 1764 году переданы были в нее казначеяведе духовных вотчин Владимирского уезда 113 В.Доброхотов написал, что Покровская церковь передана в заведование Боголюбскому монастырю в 1794 году вместо 1825 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

97 Новый мартиролог константинопольской церкви. Венеция 1799 г. Ευγγελικ Σλπιγξ ς. 327. Путеводитель по св. горе афонской стр. 92. 100, 107. Спб. 1854 г. Память пр. Пахомия празднуется мая 20, но день вознесения Господня в 1730 г. был мая 7 д. 109 Деяние – собора по ркп. Сахарова – в север. пчеле 1842 г. 198. Повествование Симона 24–26. Наседки у Симона 56–60. 114 Послание к Салтыкову. Здесь же; «не довольно было уничтожить труды наши, возбудили на гнев и кроткое, незлобивое, сердце благов. госуд. и великой старицы инокини Марфы Ивановны». 116 Сказание Симона по ркп. О преп. Никодиме июл. 3. служба преп. Дионисию напечатана вместе с житием его. М. 1824 г. 119 Макария новгор. древн. 1, 221. Тихомирова сказание о чудотв. иконе знамения Богородицы и новгор. святых, стр. 96–97. Новгор. 1861 г. 120 Ркп. житие св. Исидора в Минее Макария под 14 мая, в синод. 6. 90. Сокращение его в ч. минее св. Димитрия. 121 Пролог 14 мая: «поведают нецыи, бяше латынска языка, земли же немецкие, – от славна и богата рода бе, якоже глаголют местерского». Догадка о происхождении Исидора из немецкого магистерского рода не принята св. Димитрием, да она мало и вероятна, тогда как известны многие роды славянские, перешедшие с славянского поморья в Россию от притеснения немцев. Лакьера геральдика 2, 479–492. 122 Пролог «возненавидев богомерзкую веру латинскую, возлюби христианскую веру православную». Тоже в ркп. житии – В службе, записанной при ц. Иоанне говорится: «отеческого небрегл еси неверствия и еже идолом приношения гнушася». – Это выдумка очень неудачная! В 15 в. и славяне, и немцы Германии были христианами. 123 В. к. Иоанн в 1474 г. купил половину (одна уже принадлежала ему) Ростова и ростовского княжества у князей Владимира Андреевича и Ивана Ивановича (Карам. 6, 113 пр. 293). Последний был владетельным князем Пужбольским (Родосл. кн.). 125 Уже в уставе 1522 г. положена мая 14 «память св. Исидора Христа рада юродивого, ростовского чудотворца». Опис. муз. Рум. стр. 713. Служба Исидору (в муз. Рум. 595 у Царского 563) написана при ц. Иоанне в 1548 г. Исидор юродивый святой – в грам. 1563 г. ист. акт. 1, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

перевод Жития св. Андрея Юродивого представлен в южнослав. рукописях только выписками и компиляциями ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 94-97; Молдован. 2000. С. 19-20, 46-49). Разные серб. списки «Повести об Акире» (напр., о связи старшего - в сб. посл. четв. XIV в. мон-ря Савина, 29 - с древнерус. версией можно лишь догадываться) и чудес свт. Николая Чудотворца отличаются степенью удаления от восточнослав. архетипов ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 46-49; он же. Рус. памятники. 1960. С. 97-101). В специальном исследовании нуждается вопрос о времени и месте создания епитимийно-канонических подборок правил, дошедших в составе болгарских Берлинского сборника и Порфириевского Номоканона (РНБ. Q. II. 90) и содержащих выписки из Ответов Киевских митрополитов Георгия и Иоанна II. Распространение Пролога в южнослав. традиции XIII-XIV вв. не ограничилось списками этого календарного житийного сборника. Тексты из него (в качестве чтений по 6-й песни канона) в разном количестве включались в большинство южнослав. служебных Миней до сер. XIV в. и в значительное число Миней Праздничных (в древнерус. традиции подобная практика отсутствует). Известны случаи включения проложных житий этой редакции в перевод Миней служебных по Иерусалимскому уставу (НБС. Рс 5, 2-я четв. XIV в.). В отдельных случаях (напр., в «Минее попа Гюрга» на май-июнь (БАН. 4.5.10), в Минее на сент.-нояб. из собр. Hieros. Part. Slav. 4; обе сербские, раннего XIV в.) в службы могут включаться все жития, приходящиеся на этот день (что, возможно, отражает более раннюю практику), но преимущественно помещается одно житие, не всегда того святого, к-рому посвящена служба. В XIV в. известен случай совмещения в одном кодексе (Пролог на сент.-дек.: Черногория, мон-рь Николяц. 34, 3-я четв. XIV в.) чтений стишного и нестишного Прологов ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV в.): Археография, текстология и изд. на проложим стихове. Пловдив, 2000. С. 27-36). В месяцесловах южнослав.

http://pravenc.ru/text/180423.html

I. Венки канонов: 1-3 на воспоминание Чуда архистратига Михаила в Хонех, 6 сент.; 4-11 на память преставления ап. и евангелиста Иоанна Богослова, 26 сент.; 12-19 св. ап. Фоме, 6 окт. (Ταμεον. Σ. 54-56); 20-26 вмч. Димитрию Солунскому, 26 окт. (Ibid. Σ. 69-73); 27-31 на Собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных, 7 нояб. (Ibid. Σ. 82-85); 32-34 свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб. (Ibid. Σ. 93); 35-37 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 38-41 свт. Николаю Чудотворцу, архиеп. Мирликийскому, 6 дек. (Ibid. Σ. 115, 116, 121); 42-44 вмц. Анастасии Узорешительнице, 22 дек.; 45-53 архидиак. первомч. Стефану, 27 дек. (Ibid. Σ. 135-137); 54-57 свт. Василию Великому, 1 янв. (2 из этих канонов см.: Ibid. Σ. 140, 141); 58-60 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; 61-63 вмч. Феодору Стратилату, 8 февр.; 64-72 вмч. Георгию Победоносцу, 23 апр.; 73-75 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля; 76-78 вмц. Евфимии Всехвальной, 11 июля; 79-86 вмч. Пантелеимону, 27 июля. II. Отдельные каноны, содержащиеся в совр. печатной Минее: 87 сщмч. Анфиму, еп. Никомидийскому, 3 сент.; 88 на предпразднство Рождества Пресв. Богородицы, 7 сент.; 89 мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре, 10 сент.; 90 сщмч. Корнилию сотнику, 13 сент.; 91 на предпразднство Воздвижения Креста Господня, 13 сент. (в греч. Минее канон надписан именем Германа, в славянской - Иосифа; прот. В. Рыбаков считает его творением И. П.); 92 прп. Евмению, еп. Гортинскому, 18 сент.; 93 мученикам Трофиму, Савватию, Доримедонту, 19 сент.; 94 сщмч. Фоке, еп. Синопскому, 22 сент.; 95 прп. Евфросинии Александрийской, 25 сент.; 96 мч. Каллистрату, 27 сент.; 97 прп. Харитону Исповеднику, 28 сент. (этот канон в совр. Минеях надписан именем Иоанна Монаха, но прот. В. Рыбаков настаивает на авторстве И. П.); 98 сщмч. Григорию, просветителю Вел. Армении, 30 сент.; 99 мц. Харитине, 5 окт.; 100 мч. Евлампию и мц. Евлампии, 10 окт.; 101 ап. Филиппу, единому от 7 диаконов, 11 окт.; 102 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 103 священномученикам Карпу, еп.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Образы К. и Д. встречаются на миниатюрах рукописных минологиев: в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 319v, кон. XI в.); в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 45v, 1322-1340 гг.) - в сцене мучения, оба юные, безбородые, внешне схожие; в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 120, кон. XV в.) - средовеки, с короткими волосами, с залысинами, бородки небольшие. В визант. настенных минологиях: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница (Косово и Метохия; ок. 1320) - по пояс; в нартексе Печской Патриархии, (Косово и Метохия, 1561),- в рост, средовеки, в тюрбанах, с медицинскими инструментами в руках. На визант. минейных иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, кон. XI-XII в.: на диптихе - в рост, юные; в минее на июль из комплекта 12 икон - фронтально в рост, оба средовеки, с короткими бородками и усами, внешне схожи, К. держит мученический крест, у Д.- традиц. атрибуты св. врачей - коробочка со снадобьями и копие/скальпель. В русских минеях XVI-XVIII вв. (на июль): на новгородской иконе (2-я пол. XVI в., ГТГ) - средовеки, по типу Асийских мучеников; на вологодской иконе-минее (кон. XVI в., ГТГ), на иконе-таблетке на июль (сер. XVII в., ГТГ), на иконе письма Кирилла Уланова (90-е гг. XVII в., ГТГ) и иконе-таблетке (1701, ГТГ) - юные и безбородые, с пышными волосами; на гравированных святцах худож. Г. П. Тепчегорского (1722) и худож. Любецкого (1730) - К. и Д. юные. С. П. Заиграйкина Лит.: Строгановский подлинник. 1869; Толстой И., Кондаков Н., ред. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Т. 6: Памятники Владимира, Новгорода и Пскова; Рыбаков Б. А. Ремесло Др. Руси. М., 1948; Sot ê riou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athénes, 1956. T. 1. P. 97-98. Cat. 85; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. С. 111; Т. 2. С. 160-161. Кат. 554; С. 33. Кат. 376; С. 287-288. Кат. 747; С. 403-405. Кат. 905; С. 390, 396, 452-453. Кат. 891, 897, 970; Антонова В.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010