Последний (19-й стих пророчества имеет тот же характер двойственного предсказания, из которого одно относится собственно к горе Сеир (ср. ЗЦ. XI 15 – 17) и предвещает то истребление, которому подверглась Идумея при Давиде; другое же имеет далекое значение Мессианского пророчества, ибо нет сомнения что «Тот кто от Иакова» (ст, 19-й) есть Тот, о котором сказано: «положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псал. CIX I. Ebp. I, 13 ). Окидывая общим взглядом пророчество Валаама, мы опять повторяем, если святые пророки не могли вполне постичь всего великого значения их пророчеств (Ср. 1Nempa I, 10 – 12 ), то конечно Валаам сам не сознавал всего таинственного значения своих пророчеств и был лишь орудием произнесения их (Ср. прим. 8-е гл. XXII) 257 (Ст. 21–22). Шестая притча Валаамова (ст. 21–22) Кинеи названы в числе племен издавна обитавших в Палестине ( Быm. XV. 19 ). Полагают однако также по соображению Cyд. I, 16, IV, 11 с исх. II, 15 и сл., что Кенеи были один из родов Мадиамских, и потому происходили от Авраама и Хетуры ( Быm. XXV, 2 ). Весьма вероятно мнение, которого держатся большая часть комментаторов, что, так как надо различать два племени Амаликитян (одно хананейское, другое идумейское), то очень может быть, что Кенеи упомянутые в числе древнейших обитателей Палестины и происхождения Ханаанского, ничего не имели общего с одним из родов племени Мадианитского, происшедшего от Авраама и Хеттуры. Думают также, что имя народа Кина (упом. в Иис Hab. XV 22) есть настоящее название древнего ханаанского племени, которое следовало бы называть Кинаитами или Кинитами, в отличие от Кенеев родственников Моисея по жене из Мадианитянок, Кин или Кен в евр. языке имеет значение гнезда; поэтому и в пророчестве Валаама на слове Каин есть игра слов в ст. 22, намекающая на это имя и значение. Мы со своей стороны опираясь на значение имени легко применимого ко всем племенам и родам их, поселившимся в горах и устроившим себе крепкие замки (гнезда) на скалистых высотах, и на пророчество об Ассуре имеющем увести их в плен, думаем:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Это общее употребление перевода LXX имело для текста его неблагоприятные последствия. Обширное употребление вызвало составление многочисленных списков, поспешность переписки, неподготовленность переписчиков, неисправность просмотра их переписки и в конце концов ненамеренную и как бы вынужденную порчу ветхозаветного переводного текста. К ненамеренной порче могла присоединяться и намеренная — из желания поправить кажущуюся или действительную неправильность текста. Действительно, неисправность текста перевода LXX стала замечаться христианскими учеными мужами во II-м еще веке. Так, Иустин Философ замечал неправильность в тексте малых пророков (Ам.6:3; Ион.4:11; Мих.4:4). Он предполагал даже намеренную порчу «иудейскими учителями,» доходившую до совершенного уничтожения в тексте LXX многих мест Писания, свидетельствующих о кресте Распятого (Разговор с Трифоном. 71—73 гл.). Особенно замечать неисправность текста LXX-mu побуждали отцов Церкви споры их с евреями. Евреи замечали, что христиане пользуются неправильным ветхозаветным текстом, приводят пророчества, которых нет в подлинном еврейском ветхозаветном тексте, пользуются книгами, которых нет в еврейском каноне, и т.п. В виду этих нареканий Мелитон, еп. Сардийский, нарочно путешествовал в Палестину и изучал еврейский канон. А Ориген предпринял по иудейским источникам исправление текста перевода LXX. Он указывает причины своей попытки: «теперь ясно, что произошло много разночтений в письме (библейском), частью по небрежности некоторых писцов, частью по дерзости некоторых неспособных исправителей текста, частью по желанию свободно отнимать кажущееся в нем лишним или прибавлять мнимо пропущенное.» Поэтому он предпринял «при Божией помощи исправить (собств. исцелить — ασασθαι) разность в списках ветхого завета,» пользуясь другими изданиями и не «дерзая обходить» (περιελεν) находящееся в еврейском тексте (Сот. in Matt. XV. Opp. III. t. 14). Ориген, далее, замечал, что в книге Иова шестая часть, по трудности текста книги, опущена LXX толковниками; в книге Иеремии много пропусков, дополнений и перестановок; вообще в пророческих книгах часто чрезвычайно разнится перевод LXX от еврейского текста (Евсевий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Жизнь евреев среди образованнейшей страны древнего мира, их участие в искусствах и занятиях египтян обеспечило за ними существенные элементы египетской цивилизации, возбудив и развив в израильском народе потребность и навык к культурной жизни, и приготовило его к образованию благоустроенного общества, имеющего воспринять высшие божественные законы и явиться обществом Господним. Но, с другой стороны, приниженное положение евреев в земле Гесем и во всем Египте в качестве рабочей массы лишило их соответствующих средств для удовлетворения религиозных и социальных потребностей, необходимо возникающих из культурной общественной жизни. В то время как некоторые отдельные представители еврейского народа достигли, может быть, более или менее значительного благосостояния, масса не могла иметь значительного материального обеспечения и должна была быть очень бедною, так как обязанная неопустительно производить тяжелые работы в пользу Египта и его деспотических владык, особенно усилившиеся незадолго до исхода, не получала за свой тяжелый труд должного вознаграждения. Теперь евреи готовились к великому религиозному путешествию к Синаю и ко вступлению в самостоятельную жизнь организованной нации; а то и другое требовало достаточного запаса материальных средств – одежд, украшений и сосудов для религиозных церемоний. Евреи и большая часть египетского народа жили, как предполагают некоторые библеисты, в дружественных отношениях между собою, потому что туземное население Египта, подобно бедным мусульманам Турции, едва ли менее было угнетаемо, чем и евреи 467 . Но события последних месяцев и среди богатых, поддерживавших тиранию фараонов, и даже среди самого двора не только заставили многих желать прекращения начатой фараоном непосильной борьбы, но и произвели, не без особенного воздействия Божия, в сердце египтян переворот в пользу угнетаемых евреев, особенно возвысив в их гл азах Моисея, величие которого, как человека одаренного сверхъестественной силой, не могло укрыться и от египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

8–11 И снова происходит как бы расщепление одной египетской язвы («тьмы»; Исх. 10:21 ) на две, связанные с чашами гнева. Ангел, вылив четвертую чашу гнева на солнце, делает его более горячим, но не уменьшает его света. Пятая чаша, вылитая на престол зверя, создает тьму. Возможно, что страдания от этой язвы были обусловлены сатанинской силой саранчи, появившейся после пятой трубы и вызывавшей мучения у поклонявшихся зверю (9:1–6). Такое толкование согласуется с взаимосвязью между трубами и чашами гнева, о чем говорится во введении к гл. 15–16. 12–16 Шестая чаша, как и шестая труба, ассоциируется с рекой Евфрат (ср.: 9:13–16), но если шестая труба возвещает о нашествии сатанинского воинства, шестая чаша возвещает о подготовке пути царям от восхода солнечного. Эти цари далее описываются в 17:12–13; но они сами отдадут себя во власть антихриста (17:17), разорят блудный город (17:16) и развяжут войну против Агнца (17:14). Повеление совершить это исходит от трех бесовских духов, которые выходили, подобно жабам, из уст дракона, зверя и лжепророка. В древности жабы считались нечистыми тварями, иногда даже служителями злых сил. Здесь в их задачу входит, как и в истории Ахава и «духа лживого» ( 3Цар. 22:19–23 ), склонить правителей всего мира объединиться в великой последней битве против Бога на месте, называемом по–Еврейски Армагеддон. Точное значение этого имени неизвестно. Слово «Армагеддон» является транслитерацией на греческий еврейского выражения «гора Мегиддо», но этот город расположен на Ездрилонской (Изреельской) равнине в Израиле, и в его окрестностях нет никакой горы (ближайшая гора – гора Кармил лежит к северу от города). Подобно числу 666, Армагеддон – один из излюбленных апокалиптических терминов, но мы не владеем его секретом. Для Иоанна это слово обозначает не столько место, сколько событие, а именно последний мятеж нечестивых против Бога, после которого устанавливается Его царство. 17–21 Седьмая чаша, вылитая ангелом на воздух, предполагает нечто гораздо более страшное, чем опустошения, связанные с предыдущими язвами; она означает окончательный отпор, который будет дан силам зла, а посему раздался громкий голос от престола» (голос Бога?), который возвестил: Совершилось! На ум приходит возглас Иисуса с креста: «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ), а также возвещение о свершении замысла Бога в новом творении (21:6).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Четвертая песнь прор. Аввакума (гл. 3, 1—19). Пятая песнь пророка Исаии (гл. 26, 9—19). Шестая песнь прор. Ионы (гл. 2, 3—10). Как для седьмой песни (Дан. 3, 26—56), так и для восьмой песни (Дан. 3, 67—88) образцом служит песнь трех отроков в пещи Вавилонской, и в ирмосах 7–й и 8–ой песен всегда так или иначе упоминается об этих отроках или приводятся слова их песни. Между 8–й и 9–й песнями почти во весь год (кроме двунадесятых праздников) поется песнь Пресвятой Богородицы «Честнейшая» (Лук. 1, 46—55), она содержит прославление Божией Матери. Девятая песнь св. прав. Захарии, отца св. прор. Иоанна Предтечи, приводится она Св. Евангелистом Лукой (гл. 1, 68—79). По Уставу тропари канона должны соединяться с чтением стихов этих песней, причем, указан порядок этого соединения для будничных дней, для праздничных и для Великого поста. Однако, в настоящее время такое соединение почти оставлено, и употребляется лишь в наиболее строго соблюдающих Устав церквах и то, лишь Великим постом. Вышеупомянутые припевы к тропарям (которые теперь употребляются) вытеснили собою ветхозаветные стихи этих песней. По прочтении всех тропарей каждой песни, ирмос каждой песни (но по большей части в течение года ирмос другого, т. е. второго, или последнего канона) поется сошедшимися вместе на середину храма с клиросов обоими ликами, и это совместное пение заключительных ирмосов называется «катавасией» (от греческого «καταβαινω» — спускаться, сходиться), καταβασια, то есть «схождение», когда два лика (хора) сходятся на середину храма, где они поют «покрывающий», или заключительный, ирмос. Какая в какой период года поется катавасия, подробно указано в Типиконе. Большую часть года катавасией служат ирмосы Богородичного канона «отверзу уста моя…» Как славянский, так и другие переводы канонов, к сожалению, не дают понятия о замечательной художественной красоте канонов, которые по обширности материала и художественности его изложения можно было бы назвать духовными поэмами. Иногда каноны бывают неполными: состоят из двух, трех, четырех песней, и тогда они называются двупеснцами, трипеснцами, четверопеснцами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Если во время наказания египетской язвой в кровь превратились воды Нила ( Исх. 7:20–21 ), то здесь – треть морей. 10–11 Третья труба возвещает об отравлении трети наземных вод, тем самым продолжая параллель с предыдущим бедствием (ср.: 16:3–7). Поскольку звезда, упавшая при звуке пятой трубы (9:1), представляет собой ангела, то, возможно, что и полынь тоже ангел. Ассоциация с горькими водами навеяна Иер. 9:15 . 12 Четвертая труба поражает треть неба: третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. Снова это отчетливо напоминает о тьме египетской ( Исх. 10:21–23 ), из чего следует, что, возможно, поражение небесных тел приводит к сокращению площади их излучения, а не к снижению интенсивности излучаемого ими света. Возможно, Иоанн намекает на то, что люди будут испытывать недостаток света в дневное время и погружаться во тьму ночью из–за своих грехов, но Господь дарует им достаточно света в дневное и ночное время, чтобы они могли выйти из нравственного мрака в свет Его присутствия. 8:13 – 9:21 Пятая и шестая трубы 13 Орел ( в русской синодальной Библии – «ангел»), летящий посреди неба (чтобы весь мир смог услышать его крик), три раза возвещает о горе, которое посетит всех живущих на земле. Эти три горя соответствуют трем трубам, которые еще должны прозвучать; они откроют еще более страшные суды, чем предыдущие, поскольку направлены не на природу, а на мятежное человечество. В гл. 9 описываются первые два горя, а что касается третьего, то говорится только о его последствиях в грядущем царстве (11:15–19). Это горе отражено в 11:18, более отчетливо выявляется в 16:17–20, более подробно описывается в 17:12–18, воспевается в погребальной песни в гл. 18 и в гимнах 19:1 –10 и в завершение описывается в 19:11–21. Первое горе вполне соответствует бедствию исхода – саранче ( Исх. 10:1–20 ); второе можно сравнить с уничтожением первородных в Египте, окончательным судом Бога над народом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1, стр. 111130); о порядке назначения на места, о рукоположении, правах и обязанностях клириков (гл. 2, стр. 130165). Часть третья содержит изложение Юстинианова законодательства о монашествующих, в частности: об условиях вступления в монастырь (гл. 1, стр. 166184); об образе жизни и поведении монахов (гл. 2, стр. 184215). Часть четвертая содержит изложение Юстинианова законодательства о священных учреждениях. Под таким наименованием автор разумеет православные храмы и благотворительные учреждения, бывшие в ведомстве церковной иерархии. В частности – автор изображает привилегии православных храмов как священных мест, наделенных правом убежища; затем излагает права и привилегии благотворительных учреждений: странноприимных домов, приютов для бедных, для престарелых, больных, сирот и брошенных родителями детей, наконец, – права и привилегии похоронных коллегий (215251). Часть пятая содержит изложение Юстинианова законодательства о судоустройстве и судопроизводстве по делам, подведомым церковному суду и по делам клириков уголовным и гражданским (251279). Часть шестая содержит изложение Юстинианова законодательства о церковном имуществе, в частности – о привилегиях церковной собственности, об управлении имуществом церкви, о духовных завещаниях в пользу храмов и благотворительных учреждений, об условиях отчуждения церковного имущества (280342). Отделение 2-е, подразделенное автором на три части, которые приличнее было бы по их незначительным размерам назвать главами, содержит изложение Юстинианова законодательства о еретиках (ч. 1. стр. 342360), об иудеях (ч. 2. стр. 364390) и язычниках (ч. 3. стр. 390401). —186— Сочинение представляет собою в первом отделении довольно полное и точное изложение Юстинианова законодательства по данному предмету; второе отделение – много слабее: слишком кратко и обще. Кроме труда изложения автор всюду, по изложении более или менее крупного отдела, пытается дать каноническую оценку изложенного законодательства и для сего представляет изложение канонических определений по данному предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

S. 85–135). Работа Гуннлауга послужила источником для Снорри Стурлусона, а также для авторов «Саги о крещении» и «Саги о Йомсвикингах». Олаву Трюггвасону посвящено большое число глав свода королевских саг «Красивая кожа», ок. 1220 г. В «Круге земном» Снорри Стурлусона (ок. 1230 г.) «Сага об Олаве Трюггвасоне» – шестая по счету. На рубеже вв., вероятно, аббатом монастыря в Мункатвера Бергом Соккасоном, была написана, так называемая, «Большая сага об Олаве Трюггвасоне». Олав упоминается и в исландских анналах. Датой его рождения там назван 968 или 969 г.; его пленение в Эйстланде относится к 971 г; приезд Олава в Гардарики (на Русь) отмечен под 977 или 978 г., а возвращение в Норвегию – под 986 или 987 г.; считается, что его крещение на островах Сюллингах произошло в 993 г; начало его правления в Норвегии анналы относят к 995 г.; а его последняя битва датируется 999 или 1000 г. «Сага об Олаве Трюггвасоне», естественным образом, распадается на три больших рассказа: о детстве и юности Олава до того момента, как он становится конунгом (по «Кругу земному» – до гл. 50); о его миссионерской деятельности в Норвегии и Исландии (там же – гл. 53–59, 65–84, 95–96); о его последней битве (при Свёльде), где он сражается против объединенного войска, возглавляемого шведским и датским конунгами и норвежским ярлом, и, по всей вероятности, погибает (гл. 89–94, 97–113). Для нас представляет интерес первая часть саги. Из нее следует, что юный Олав Трюггвасон был пленен эстами и провел несколько лет в неволе (V.5.1.1); что он был выкуплен из плена в Эйстланде своим родичем – сборщиком дани для «Вальдамара, конунга Хольмгарда» (V.5.1.2) и тайно привезен в Хольмгард; что он убил на торгу в Хольмгарде человека по имени Клеркон (V.5.1.3); что он воспитывался при дворе «конунга Вальдамара» (князя Владимира Святославича) и был предводителем в войске князя (V.5.1.4). Кроме того, Снорри упоминает некоего конунга Виссавальда из Гардарики (V.5.1.5). В саге монаха Одда содержится явно вымышленный рассказ об участии Олава Трюггвасона в крещении конунга Вальдамара и всех людей в Гардарики (V.5.2.1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Пятое горе: на Ассура, спасение и прославление Иерусалима гл. 33. Ассирияне стоят уже в Иудее, опустошили страну и угрожают Иерусалиму. Пророк с оружием пророчества и молитвы является между Ассуром и своим народом, и горе обращается от одного к другому. Ассур некогда испытает сам, что делал другим ( Ис.33:1 ). Пророк молится за свой народ и созерцает духом, как Господь истребит его врагов и начнется новое время ( Ис.33:2–6 ). Но от будущего пророк снова возвращается к настоящему. Он горюет о бедственном современном положении и плачет с своим плачущим народом. Сеннахирим, хотя и получил за мир требуемую сумму, подступает однако к Иерусалиму и опустошает на пути страну ( Ис.33:7–9 ); поэтому Господь истребит Ассура: гнев Ассура на Иерусалим послужит ему в погибель ( Ис.33:10,11 ). Вполне погибнет, внезапно ( Ис.33:12 ), в научение как язычникам, так и Израилю ( Ис.33:13–16 ). Но народ Божий, наученный судом, увидит среди себя во славе своего Царя ( Ис.33:17 ). Горе исчезнет тогда подобно сновидению ( Ис.33:18,19 ); безопасно и спокойно будет стоять вечно Иерусалим и Господь будет жить в нем и служить ему защитой, как если бы он окружен был широкими реками и глубокими каналами ( Ис.33:20–22 ). Теперь Иерусалим подобен кораблю, носимому бурей; но тогда будет иначе. Ассур попадет на мель и Иерусалим, не прибегая к оружию, обогатится богатствами ассирийского лагеря. Но все это спасение основывается на прощении грехов ( Ис.33:23,24 ). Шестая Часть. Заключительная речь о суде над всем миром и о спасении народа Господня гл. 34 и 35. Предсказания пророка касаются всех народов, преимущественно в их отношении к бществу народа Божия. Поэтому пророк заставляет народы, a с ними и всю земную природу выслушать суд, идущий на них ( Ис.34:1–3 ). От этого суда погибнет нынешнее небо и нынешняя земля ( Ис.34:4 ; Апок.6:14 ). Наказующая сила истребляет враждебный народу Божию мир ( Ис.34:5–7 ), для отмщения вечным наказанием за грехи против народа Божия ( Ис.34:8–10 ). Враждебный Богу мир обратится в пустыню, исчезнет навсегда с своим богатством и славою ( Ис.34:11,12 ), он сделается развалинами ( Ис.34:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Поклонение Господу Иисусу Христу. (в 12 час. дня) Поклонение Господу Иисусу Христу и часы Св. Иоанна Златоуста . IO-й час – Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое. 11-й час – Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. 12-й час – Господи, небес и земли, помяни мя грешного раба Твоего студного и нечистого, во Царствии Твоем. Аминь. Или Иисусову молитву 300 раз. Пятая часть Поклонение Всесвятом.у Духу. (в 3 часа пополудни) «Царю Небесный Утешителю....” Поклонение Богу Духу Всесвятому, молитва к Богу Духу Всесвятому и часы Св. Иоанна Златоуста . 13-й час – Господи, в покаянии приими мя. 14-й час – Господи, не остави мене. 15-й час – Господи, не введи мене в напасть. Или Иисусова молитва 300 раз. Шестая часть Поклонение Пресвятой Богородице (в 6 час. пополудни) «Не имамы иные помощи···» Поклонение Пресвятой Богородице, предание себя Божией Матери, ряд молитв к Ней и воззвания ко Господу Богу, взятые из Ефес.1–17–18 ; Сирах. гл.ХХШ; Иак.1.5–8 . Часы Св. Иоанна Златоуста . 16-й час – Господи, даждь ми мысль благу. 17-й час – Господи, даждь ми слезы, и память смертную и умиление. 18-й час – Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. Или Иисусова молитва 300 раз. Седьмая часть Вечерние молитвы (в 9 час.вечера) «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею – жертва вечерняя». Молитвы вечерние, начало приходное, молитвенное призывание святых, молитва Св. Василия Великого , исповедание грехов, молитва Св. Иоанна Дамаскина , молитва Честному Кресту , псалом 90 и Часы Иоанна Златоуста » 19-й час – Господи, даждь ми смирение, целомудрие и Послушание. 20-й час – Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. 21-й час – Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Или Иисусова молитва 300 раз. Восьмая часть Полунощные молитвы (в 12 час. в полночь) «Полунощи востах – исповедатися Тебе (Господи) о судьбах правды Твоея». Полунощные молитвы, псалом 50, полунощная песнь ко Пресвятей Богородице, молитвы преп. Нила Сорского , молитва Св. Ефрема Сирина , воззвание ко Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010