Крест епископства тяжел, а служение — ответственно, но ты не страшись, ибо Бог силен обогатить всякою благодатью (см. 2 Кор. 9:8) уповающих на милость Его; главное, чтобы благодать Его не была тщетна в тебе (см. 1 Кор. 15:10). Более всего опасайся совершать дело Господне небрежно (см. Иер. 48:10), дабы не собирать себе «гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:5-6). Паси вверенное тебе Владыкой Неба и земли стадо овец словесных со вниманием и усердием, заботясь о духовном возрастании и нравственном здоровье своей паствы. Но пекись не только о поверхностном соблюдении ею заповедей Господних, ибо за благообразным внешним фасадом нередко могут скрываться душевная пустота, формализм и даже притворство. Такое духовное лицемерие врачуется всегда тяжело и болезненно. Посему, улавливая человеков (см. Мф. 4:19; Мк. 1:17) для совершения спасения, стремись привить им глубокую сердечную веру, дабы исполнение Евангелия и следование Христу сделались подлинным смыслом, реальным наполнением их жизни. А для этого тебе самому надлежит подавать пример остальным. Да не будешь ты достойным упрека святого апостола Павла, вопрошающего: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21). «Во всем показывай в себе образец добрых дел, — назидает великий " апостол языков " , — в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2, 7-8). Какие же добрые дела тебе предстоит совершить на поприще многотрудного архипастырского служения? Во-первых, ты должен явить пример послушания — послушания воле Творца, которая выражается через решения церковного начальства. Помни, что, храня верность данной тобою сегодня в этом храме перед лицом людей архиерейской присяге, ты позволяешь в полноте действовать в себе всесильной благодати Божией. Ее, по слову апостолов, Господь подает лишь смиренным (см. Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Во-вторых, важнейшим делом епископа должна стать неустанная забота о созидании крепкой в вере христианской общины, в которой бы царили благочестие и чуткое отношение к ближнему. На приходах следует организовать центры помощи нуждающимся и обездоленным, где страждущие не только могли бы получить столь необходимые пропитание, одежду и временный кров, но и имели бы возможность услышать слово о Христе — слово утешения, ободрения и поддержки. Именно так, научая свою паству милосердию и состраданию, ты поможешь ей подниматься по лестнице богопознания и духовного совершенствования, ибо, по выражению великого таинника Господня апостола Иоанна, «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7). Пусть примером такой жертвенной любви станет для тебя подвиг преподобного Феофана Милостивого, чью память сегодня творит Православная Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1646129.ht...

Развивая полнокровную церковно-приходскую жизнь в порученной твоему попечению епархии, памятуй о том, что внешнее устроение Церкви невозможно без устроения душ человеческих. Посему неустанно «совершай дело благовестника» (2 Тим. 4:5), всеми своими силами устремляясь к тому, чтобы вверенные тебе словесные овцы соделались причастниками Приснорадостного Царствия Небесного. Сегодня наставление в здравом учении Христовом (см. Тит. 1:9) является насущной потребностью, ибо возросло число людей, которые говорят превратно (см. Деян. 20:30) и активно противятся Истине. Многие же из тех, кто принадлежат к Православию по крещению, остаются равнодушными к вере, воспринимая евангельские идеалы добра, милосердия, жертвенной любви к ближним как нечто устаревшее, отжившее, идущее вразрез с общественным развитием, зиждущемся на ложно понимаемой свободе и росте уровня потребления. Твоя задача состоит в том, чтобы, следуя примеру Великого Архиерея, который «хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), указать таким людям путь к Богу, научить их правой вере и доброй христианской жизни. Посему иди навстречу не ищущим тебя, открывайся не вопрошающим тебя, простирай свои руки к непокорным , как говорит пламенный пророк Исаия (см. Ис. 65:1-2), стремись, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), соделать сердца боголюбивые из сердец грехолюбивых (свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том I). Особое же тщание прилагай к воспитанию молодых людей, которые зачастую усваивают неверные представления об относительности нравственных основ жизни, которые навязывает им светское общество. Пусть вечные богозаповеданные идеалы станут для подрастающего поколения надежным моральным критерием, с которым необходимо сообразовывать все поступки. Чтобы сделать евангельское благовестие близким, понятным каждому человеку, осуществляй на базе приходов духовно-просветительские и миссионерские труды. Поощряй стремление мирян принести пользу Церкви, привлекая их к участию в делах милосердия, дабы они научались нести чужие тяготы как свои собственные. Пусть каждый приход будет не просто церковно-административной единицей, но особой духовной общностью, благодатным союзом пастыря и пасомых, которые объединены искренней верой, заботой о ближнем, взаимной горячей молитвой и совместным участием в Таинствах.

http://patriarchia.ru/db/text/2357233.ht...

Слово Божие ясно возвещает, что епископы Духом Святым поставлены «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»  (Деян. 20:28), что они несут ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякой властью (см. Тит. 2:15). Но в наше время голос святителей приглушается пропагандой цивилизации потребления цивилизации, столь чуждой высоким христианским идеалам и традиционным нравственным ценностям. Современный дух, враждебный Церкви, настолько силен, что епископы вынуждены непрестанно вести многостороннюю духовную борьбу и претерпевать глубокую душевную скорбь. Поэтому и тебе необходимо быть мужественным и осторожным, по слову Псалмопевца Давида, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов, уклоняться от зла и делать добро  (см. Пс. 33:14-15). Взыщи мира и обрети его . Пекись о стяжании Царства Небесного и помни, что архиерей призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения (2 Тим. 1:13). Однако всякое церковное делание в обществе может быть успешным только в том случае, если на приходах есть сплоченные в любви братья и сестры во Христе, подтверждающие свою веру делами милосердия. Твои заботы должны простираться на страждущих и немощных, ибо без служения нуждающимся и скорбящим не может быть христианского благочестия. Прежде всего, этот «труд любви» (Евр. 6:10) должен касаться членов православных общин. Святой Апостол учит: «если кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»  (1 Тим. 5: 8). Вот почему служение милосердия должно простираться в первую очередь к членам наших приходов, среди которых много немощных, одиноких, людей преклонного возраста, прошедших трудный жизненный путь и к концу дней своих мало что имеющих. Особое внимание ты должен уделять подготовке достойных кандидатов в клир и духовному совершенствованию молодых священнослужителей, ибо, по слову пророка Малахии, «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он вестник Господа Вседержителя есть» (Мал. 2:7).

http://patriarchia.ru/db/text/1610558.ht...

Осуждение блудодеяния у духовных лиц, выраженное в этом правиле, основывается на Св. Писании ( 1Тим. 3:2–3 ; Тит. 1:6 ) 174 . Второе преступление, осуждаемое этим правилом, есть нарушение данной клятвы ( πιορκα, perjurium). Так, если какое-либо духовное лицо нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога, и если при этом будет доказано судом, что таковым лицом она действительно нарушена, то нарушение это является тем тяжелее и преступнее, чем торжественнее была произнесена данная клятва и чем важнее тот случай, при котором она была дана и наоборот ( 82 ). Преступление это строго наказывается и в отношении мирян ( Василия Вел. 64 ); тем понятнее строгость этого правила по отношению к духовным лицам за то же преступление, потому что они, кроме того, послужили бы еще соблазном для верных, оставаясь служить Богу правды, сами же пребывая в неправде 175 . Под кражей ( κλοπ, furtum) в этом правиле нужно подразумевать тайное присвоение себе собственности другого лица. Если присвояется предмет, составляющий церковную собственность, то такая кража относится к другому роду преступлений и иначе наказывается ( Ап. 72 ; Двукр. 10 ; Григория Нис. 6 , 8 ) 176 . 174 См. кн. «О должностях пресвитеров приходских» (26 изд. Москва, 1861), §§ 53, 54. О монахах – блудниках: IV Всел. 16; Трул. 44; Анкир. 19; Вас. Вел. 19, 60; Никиф. Испов. 35 прав. (Аф. Синт., IV, 430), 23 кан. ответ Вальсамона (там же, IV, 465); Синт. Властара, К, 32 (там же, VI, 345); Номоканон в XIV титулах, IX, 29, XI, 4, 5 (I, 210, 211, 258); Номоканон при Большом требнике 91 пр. и толкование этого правила у А. С. Павлова (Одесса, 1872), стр. 105–106. 175 Синт. Властара, Е, 32 (Аф. Синт., VI, 288–293). Номоканон при Большом требнике пр. 45, 184 (упом. соч., стр. 73, 160). Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

(пресвитеров) ⇒ Павлом и ⇒ Варнавой ( Деян. 14:23 ) или Титом по поручению Павла ( Тит. 1:5 ). Павел придает большое значение тому, что призвание пресвитеров изначально совершается Св. Духом ( Деян. 20:17.28 ; в Деян. 20:28 С. одноврем. названы епископами, греч. эпископой; в Синод. пер. – «блюстителями»). Назначение на пост С. может совершаться и посредством избрания. Были назначения, совершенные апостолами (см. выше). В Деян описывается, как для того, чтобы устранить непорядок, семь человек из числа «изведанных» назначаются в соотв. с определ. критериями (доброе имя, исполненность Св. Духом, мудрость) на особое служение в руководстве общиной (слово С. здесь не применяется): «и избрали Стефана...» Их введение в предназнач. им служение было совершено посредством молитвы и возложения рук, и Господь дал на это Свое благословение. Избрание людьми и назначение Св. Духом не противоречат одно другому, а представляют собой две стороны одного явления. (Ср. в этой связи Деян. 15:1 , где после обсуждения значит. разногласий провозглашается: «Ибо угодно Святому Духу и нам...», Деян. 15:28 ). Т.о., Бог снисходит к нам, нередко осуществляя Свою волю через человеч. решение. Облеченные полномочиями С. необходимы для созидания общины. О них надо молить Господа так же, как и обо всех «делателях на жатве» Божьей ( Мф. 9:38 ). В 1Тим. 4есть слова о «возложении рук пресвитерства» (в Синод. пер. – «священства»). Здесь невозможно точно установить, имеется ли в виду возложение рук на пресвитеров или то, что Тимофей стал пресвитером через возложение рук. В иудаизме возложение рук было принято при посвящении в сан раввина. Посредством возложения рук передавались и духовные дары, помогающие человеку в служении ( 2Тим. 1:6 ; в Синод. пер. – «чрез ... рукоположение»). Б. СЛУЖЕНИЕ С. вначале в какой-то степени были помощниками апостолов в отд. общинах и трудились в живом контакте с ними. В общине С. пророчествовали, проповедовали Евангелие или были пастырями и учителями. Вместе с апостолами они решали вопросы, касающиеся отношения христиан из язычников к иуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Апостолы в Посланиях к общинам наставляют верных: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр 13. 2); «ревнуйте о странноприимстве» (Рим 12. 13); «будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Петр 4. 9) (о том же - епископам, вдовам и др.- 1 Тим 3. 2; 5. 10; Тит 1. 8; 3. 13). В ранней Церкви Г. было обычным явлением (ср.: Гал 4. 14; Деян 16. 15; и др.) и высоко ценилось, т. к. христиане вынуждены были странствовать, особенно в эпоху гонений (см.: 1 Петр 4. 9; 1 Тим 3. 2; Тит 1. 8; Евр 13. 2). Свт. Климент Римский в 1-м Послании к Коринфянам (сер. 90-х гг. I в.) упоминает о добродетели Г. сразу после благочестия, затем следует требование соблюдения заповедей Божиих и повиновения старшим ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 1). Христианин должен быть гостеприимным, «потому что в гостеприимстве является доброе дело» ( Herma. Pastor. II 8). «Пастырь» Ерма (до сер. II в.) выделяет епископов страннолюбцев, «они почтенны у Бога и имеют место среди ангелов, если пребудут до конца в служении Господу» (Ibid. III 9. 27). Но более того, в сознании членов раннехрист. общины господствовало представление, что они не имеют постоянного пристанища в земной жизни, но живут в определенном месте как пришельцы, странники (ср.: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников...» - 1 Петр 2. 11) ( Ульянов. С. 217), отсюда и особое отношение к Г. Добродетели Г. посвящались специальные сочинения: так, Евсевий , еп. Кесарийский, перечисляя произведения Мелитона, еп. Сардского (II в.), упоминает соч. «О гостеприимстве» ( Euseb. Hist. eccl. IV 26. 2). Гостеприимство Авраама. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (СИХМ) Гостеприимство Авраама. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (СИХМ) В жизни Г. иногда сталкивалось со злоупотреблениями, поэтому уже «Дидахе» (I в.), предписывая «всякого приходящего во имя Господне принимать», тут же предупреждает: «...пусть не остается у вас больше, чем на два или три дня, если будет необходимость. Если же он хочет остаться у вас, будучи ремесленником, пусть трудится и ест. Если же не владеет ремеслом, по разумению вашему позаботьтесь, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не хочет так делать, он христопродавец: таких берегитесь» (Didache. 12. 1, 2-5).

http://pravenc.ru/text/166315.html

Возможно, основная редакция Жития И. была первоначальной и появилась в 80-х гг. XV в., хотя ее ранние списки неизвестны. 2-я и 3-я редакции возникли предположительно в одно время независимо друг от друга. 4-я редакция могла появиться в результате объединения 2-й и 3-й редакций. Два посмертных чуда об исцелении (приведены во 2, 4, 6-й редакциях) имеют общие собственные вступления и заключения; автор этих рассказов был свидетелем 1-го чуда, а 2-е, по его словам, произошло через некоторое время. По-видимому, одновременно с описанием этих чудес появились стих (приведен в 3-6-й редакциях) и вступление к Житию (имеется в 5-й, 6-й редакциях). Автор вступления говорит о том, что он видел чудеса, совершавшиеся по молитвам к И. Списки наиболее полной 6-й редакции нач. XVI в. (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196); РНБ. Тит. 2059) свидетельствуют о том, что Житие сложилось в полном виде к первым десятилетиям XVI в., возможно, раньше. Каган, исследуя тексты Жития, так же как и Ковалевский, выделила помимо полной, краткую проложную редакцию Жития И. Ее текст, скорее всего, был составлен в 1-й пол. XVII в. и включал собственно Житие, заканчивающееся рассказом о преставлении святого (РНБ. Тит. 1187; Пролог. М., 1643. Май. Л. 381-383; также список ГАЯО. Оп. 1. 460(615). Л. 227 об.- 230 об., XVII в.). Последовательность возникновения редакций пока не ясна. Вслед за Ключевским Каган отметила в Житии «отсутствие... местных ростовских мотивов и реалий», имен, деталей и дат ( Каган. 1988. С. 283). Автор Жития И. не знал святого, но видел его хижину. Можно предположить, что создатель ранней редакции Жития был новгородцем, о чем говорит его любовь к новгородским сюжетам. Образцом для книжника послужило Житие византийского юродивого Симеона Эмесского. Биография Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ) Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ) В Житии сообщается, что И. пришел на Русь «от западных убо стран, от латынскаго языка, от немечьскыа же земля от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерьска роду бе» (в списках XVII в. писцы иногда заменяли слово «местер» словом «мастер»). Возможно, святой был славянином, поэтому в Житии говорится об обретении И. «древлепогубленного отечества», под которым можно понимать правосл. Русь. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что И. «родился где-то в Германии и, вероятно, около Бранибора (Бранденбурга), где бедные славяне теснимы и угнетаемы были немцами с бесчеловечною жестокостью» ( Филарет (Гумилевский). РСв. 1863. С. 97). (Исследователи отмечали, что указание на зап. происхождение характерно для жизнеописаний юродивых: т. о. может подчеркиваться чуждость юродивого миру; см.: Каган. 1988. С. 281; Иванов. 1994. С. 143.)

http://pravenc.ru/text/674886.html

Дискуссионным является вопрос о литургическом характере ряда поэтических фрагментов в составе НЗ. Длина этих фрагментов, к-рые выделяются из контекста по стилю, наличию признаков поэтического языка, вводных фраз (напр., «Верно слово» в 2 Тим 2. 11-13; «беспрекословно» в 1 Тим 3. 16), часто не превышает 1-2 строк. Наиболее известны встречающиеся в корпусе Павловых посланий христологические (Флп 2. 6-11; Кол 1. 15-20; Евр 1. 3) и крещальные (Тит 3. 4-7; Еф 5. 14) поэтические фрагменты, к-рые, может быть, являются примерами древнейших христ. гимнов. Неизвестно, написаны ли они самим апостолом или заимствованы из Свящ. Предания. Спорным является вопрос и о гимнографическом характере Ин 1. 1-18. Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) В XX в. были популярны теории о литургическом характере всего 1-го Послания ап. Петра, в к-ром видели крещальную или пасхальную службу. В наст. время эти теории отвергнуты, но ряд вероисповедных формул, содержащихся в послании, рассматриваются как весьма близкие к Г. (напр., 1 Петр 3. 18-22). Нек-рые гимны в составе НЗ являются прямыми цитатами из ВЗ (напр., 1 Петр 2. 6-8) или построены на ветхозаветных аллюзиях (напр., Еф 5. 14; ср.: Ис 26. 19; 60. 1, 2). Особую категорию составляют гимны из Евангелия от Луки - песни Пресв. Богородицы (см. ст. «Величит душа Моя Господа» ), прор. Захарии и старца Симеона (см. ст. «Ныне отпущаеши» ) и ангельское славословие «Слава в вышних Богу» (см. ст. Великое славословие ). Хотя со временем эти гимны стали важными элементами церковного богослужения (см. ст. Библейские песни ), нельзя точно сказать, когда именно началось их литургическое использование (ряд исследователей указывают на лит. характер гимнов). В раннехрист. текстах также содержится множество свидетельств о введении в богослужение Псалтири (напр., 1 Кор 14. 26; псалмопение, вероятно, подразумевается в Мф 26. 30 и Мк 14. 26 под словом μνσαντες - воспев) и др. ветхозаветных текстов гимнографического характера (Откр 4. 8; 5. 12; 15. 3-4). Однако наряду с каноническими текстами в церковном богослужении использовались и произведения межзаветной лит-ры. Так, 18 псалмов Соломона , написанных на евр. языке в I в. до Р. Х., но сохранившихся только на греч. и сир. языках, встречаются в Александрийском кодексе Библии (сер. V в.). Широкое распространение получили оды Соломона (I - нач. II в.), сохранившиеся в переводах на сир., греч. и копт. языки. Ряд гимнов встречается в апокрифических Деяниях апостолов II-III вв. («хороводная песнь» в Деяниях Иоанна, песнь о Невесте и песнь о Жемчужине в Деяниях Фомы и др.) и др. памятниках.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Для выявления истоков епископского служения определенное значение имеют кумран. находки, в к-рых упоминается   (  ), т. е. «тот, кто надзирает [за чем-либо]» (1QS 6. 11-12, 19-20). Его основными функциями были: принятие в общину новых членов (4QDa 5 i 14; CD 13. 13; 15. 8, 11, 14), забота о финансах и торговле (1QS 6. 20; CD 13. 16; 14. 13), а также суд (CD 9. 18, 19, 22; 14. 11-12; 4QDa 11. 16; 4Q477). С. Шехтер, обнаруживший Дамасский документ в Каирской генизе, полагал, что   - это аналог рим. цензора, появившийся в иудейском мире только в рим. эпоху ( Schechter S., ed. Fragments of Zadokite Work. Camb., 1910. P. XXIII. Not. 41). Его поддержал Р. Чарлз. Однако против выступил Э. Мейер (см.: Thiering. 1981). Вероятно, помимо влияния со стороны гражданских установлений в данном случае на выбор «кумранитами» именно этого названия повлияли пророческие образы Ис 40. 11 и Иез 34. 12. Кроме того, среди набатейских надписей, найденных в святилище Гебель-Монейга (юж. Синай), в списке жрецов также встречается слово   (  ). Согласно наиболее распространенной гипотезе, в данном случае речь идет о служителе, осматривавшем жертвенных животных (ср.: Мишна Тамид 3. 4; Арак. 2. 5; Вавилонский Талмуд. Кетувим. 106а; Иерусалимский Талмуд. Шекалим. 4. 2. 48a). Филон Александрийский называет словом πσκοπος прор. Моисея ( Philo. Quis rer. div. 30). Наконец, в ВЗ неоднократно говорится о Боге как о «надзирающем» за сердцем человека (напр.: «Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его» - Прем 1. 6). Е. в Новом Завете В НЗ не содержится ни прямого наставления от Господа о необходимости поставления Е., ни рассказа о первом установлении степени Е. апостолами (подобного рассказу об избрании 7 диаконов). Однако Е. как служители Церкви неск. раз прямо упоминаются в Посланиях и Деяниях св. апостолов (Флп 1. 1; Деян 20. 28; 1 Тим 3. 2; Тит 1. 7). Анализ др. новозаветных текстов показывает, что помимо наименований «епископ» и «старец» (πρεσβτερος) в апостольские времена были в ходу и другие наименования служителей, исполнявших функции Е. В частности, в 1 Кор 12. 28 при перечислении церковных служений говорится об имеющих дар «управления» (κυβερνσεις). Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (формы от глагола προστημι в 1 Тим 5. 17; Рим 12. 8; 1 Фес 5. 12). Многократно говорится о «пастырях» (ποιμνες - напр.: Еф 4. 11).

http://pravenc.ru/text/190033.html

Еще один вариант Жития Н. сохранился в рукописи XIX в. РНБ. Тихан. 728 (изд.: Рыжова. 2013. С. 41-44) и, вероятно, может быть отнесен к этому же времени. В данном Житии излагается отсутствующее в более ранних агиографических памятниках, посвященных Н., предание, известное также по Житию Феодора юродивого, о том, как Н. враждовал с блж. Феодором Новгородским, жившим на Торговой стороне Новгорода, и не пускал его на Софийскую сторону. Говорится о причине именования Н. Кочановым: блаженный кидался «кочнами». Эта легенда известна также по Житию блж. Феодора Новгородского (см. оба жития в списке РГБ. Ф. 194 (собрание К. И. Невоструева. 14, кон. XVIII - нач. XIX в.), но не упоминается в более ранних агиографических памятниках, посвященных Н. (И. У. Будовниц приводит предание по списку ГИМ. Забел. 559. Л. 1-61 об.). Блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Эпизод вражды Н. с Феодором Новгородским обычно трактуется иносказательно (как пародирование существовавшего в период независимости Новгородской республики политического противостояния 2 сторон города). По одному из мнений, житийный рассказ вполне соответствует образу юродивого ( Будовниц И. У. Юродивые древней Руси//ВИРА. 1964. Вып. 12. С. 183), однако, согласно т. зр. С. А. Иванова, специфических черт юродства в имеющихся описаниях поведения Н. нет. В сборник житий Новгородских святых и служб им (РГБ. Егор. 1274. Л. 331-374), созданный при Новгородском и Великолуцком митр. Корнилии (1674-1695) (см. об этой рукописи: Брюсова В. Г. К истории стенописи Софийского собора Новгорода: Фрески Мартирьевской паперти//ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Художественная культура Новгорода. С. 108-125), включена гл. 21: «Месяца июля в 27 день преставление святаго блаженнаго Христа ради уродиваго Николы Кочанова, Новгородскаго чюдотворца. Служба, и Житие его, и чюдеса». Глава содержит службу Н., 2 чуда и Похвальное слово. Служба, выписка из летописи о постройке церкви над местом погребения Н. в 1554 г., чудеса и Похвальное слово вместе встречаются в рукописях XVIII в. (напр., РНБ. Тит. 2676. Л. 188-215 об.). Списки службы также создавались в XIX в. (напр.: РНБ. НСРК. Q.5).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010