Кажется, патриарх Варфоломей и его единомышленники вообще не верят в рукоположения. Если уж можно любого человека росчерком пера сделать епископом, если уж мирянам позволительно совершать хиротонию – о каких тогда канонах и правилах говорить? То, что делает Варфоломей, это даже хуже протестантизма, потому что протестантизм честно и открыто отрицает понятие апостольского преемства в институте епископата. А Варфоломей, называя себя православным, играет этим понятием, как картами. Беспорядок, который создает сегодня в каноническом поле Церкви патриарх Варфоломей, будет иметь огромные последствия для всего православного мира. И преодолеваться будет очень тяжело в силу своей запутанности. Замечателен факт, что в ПЦУ что-то порядка 60 «епископов», а монашества как такового нет. Вопрос: кто эти «епископы», кто их воспитал? Ведь епископ должен долго созревать в Церкви. Если монашества нет, а архиереи есть – это сомнительный знак качества «епископата» ПЦУ. Например, вот факт из биографии самого «предстоятеля ПЦУ» Сергея Думенко: в 2007 «пострижен в монахи», в 2009 стал «епископом». Без комментариев, что называется… Нет, были, конечно, в древней Церкви случаи, когда какой-нибудь необычайно одаренный и благочестивый человек избирался церковным народом в епископы, и возводился из мирян в архиереи за короткий срок. Святитель Амвросий Медиоланский, святитель Фотий Константинопольский, святитель Александр Команский… Но это явно не вариант Думенко и «епископата» ПЦУ. Как можно так издеваться над институтом апостольского преемства? И как можно признать это издевательство нормой? Ведь апостольское преемство рукоположений – базовая в иерархическом священстве вещь. Есть у меня хороший знакомый в Киеве, преподаватель катехизаторских курсов, искусный спорщик с сектантами. Главным его аргументом в полемике со всякого рода протестантами всегда была тема рукоположений. Обычно он приводил Деян.14:23, доказывая необходимость рукоположенного священства в Церкви, затем говорил о преемственности хиротоний от апостолов (см. 1Тим.5:22, 2Тим.1:6, 1Тим.4:14, 1Тим.5:19, Тит.1:5). А потом приводил к тому, что та или иная группировка верующих не может называться Церковью, если у нее нет законного иерархического священства, происходящего от апостолов.

http://radonezh.ru/2019/10/25/o-predatel...

н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 386. С. 190). Крестообразное сложение рук у преподобных в «соборной» композиции Киево-Печерских чудотворцев (формировалась в 80-х гг. XVII в.), к-рую отражает Строгановский подлинник, встречается сравнительно редко (напр., отмечается у прп. Елладия Затворника в Ближних пещерах, прп. Зинона Постника в Дальних пещерах) и не связано с характеристикой определенного монашеского подвига, а скорее отражает духовный облик святого, в данном случае - его смирение, «послушливость». Этот жест был перенесен в иконографию единоличного изображения П. Таковым стала написанная в 40-х гг. XIX в. в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) в ходе масштабных работ по созданию галереи иконных образов преподобных в Дальних и Ближних пещерах обители икона при мощах святого. П. представлен мужем средних лет с тонкими чертами лица, у него спадающие до плеч светлые вьющиеся волосы и разделенная надвое борода средней длины; он показан по пояс, в легком 3/4-ном повороте влево, в мантии, с непокрытой головой, кисти рук прижаты к груди крест-накрест, левая поверх правой. Согласно Д. А. Ровинскому, наиболее ранние изображения композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» расширенного извода отмечаются в гравюрах (кон. XVII и 1-й пол. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1507, 1507). Местоположение П. в большинстве случаев неизменно: в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних пещерах, в верхней части композиции, обычно в 5-м снизу ряду, 2-м в «пятерице» святых, после прп. Ипатия Целебника и перед преподобными Кассианом, Руфом и Мардарием Затворниками. Фигура П., как правило, показана в развороте к центру композиции, оплечно, жест рук не просматривается; в мантии (иногда в схиме), голова не покрыта. В нимбе при имени обычно указано прозвание Послушливый (варианты: Послуш., Послушлив. и др.). Примеры эстампов традиц. иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев»: киевская гравюра Василия Белецкого (1751, 1756 - РГБ), гравюра почаевского мастера 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581807.html

Характерная черта этого послания, определяющая его исключительное положение среди книг Нового Завета, состоит в использовании апокрифической иудейской литературы. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что Иуда адресовал свое послание еврейской аудитории, но материалы, к которым обращается автор, свидетельствуют скорее о его культуре, чем о культуре его читателей. Цитаты из Вознесения Моисея и Книги Еноха в ст. 9 и 15 и, возможно, других апокрифов в ст. 6 и 8 поставили это послание под сомнение в тот период, когда церковь устанавливала священный канон (список книг, подлежащих включению в Новый Завет). Однако возвышенное учение о богодухновенности Писаний не мешает библейским авторам цитировать не только Библию , но и другие источники. Сам Павел делает это в 1Кор. 10:7 ; 2Тим. 3:8 и Тит. 1:12 (ср.: Деян. 17:28 ). Несмотря на то что перед включением в канон некоторые подвергали это послание сомнению, его цитация раннехристианскими авторами доказывает, что оно имело хождение по меньшей мере с начала II в. (См.: Апокрифы и апокалиптика/Новый библейский комментарий: В 3 ч. СПб., 2000. Ч. 2. С. 562–569.) Какое значение имеет Послание Иуды для нас? Как и мы, Иуда жил в эпоху, когда терпимости отдавали предпочтение перед верой и считали все религии одинаково законными средствами поиска высшего существа. Поэтому он призывает подвизаться за веру в единого Бога, однажды преподанную святым (3,4). Автор решает свою задачу четырьмя путями: 1 . Он напоминает об опасности, бесплодии и предрешенном конце лжеучителей (5–16). 2 . Он призывает народ Божий молиться и возрастать в христианской вере (20,21). 3 . Он заверяет верующих в неизменности Божьих замыслов (24). 4 . Он призывает не упускать возможности проповедовать Евангелие (22,23). Эти предостережения и призывы полезны современным христианам не меньше, чем первым читателям Иуды. См. также главу «Читая послания». Дополнительная литература Kelly J. N. D. The Epistles of Peter and Jude, BNTC (A. and С Black, 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Во всяком случае, несомненно, что это “Послание” представляет замечательный памятник древнецерковной духовной письменности. Оно приоткрывает завесу, скрывающую от нас внутреннюю духовную жизнь древних подвижников, их видение смысла христианского бытия и их великие труды, позволяющие им обрести “нового по Христу человека”. Русскому православному читателю этот памятник практически неизвестен. Имеется, правда, старый перевод на русский язык[ 8 ], но он содержит множество ошибок и неточностей, объясняемых, вероятно, тем, что греческий оригинал, с которого он был осуществлен, был очень некорректным. Новый перевод осуществлен с последнего критического издания Д. Гёринга, на которое была ссылка выше.   А. Сидоров 1. Пролог Поскольку ты, любя святых служителей Христовых, стараешься быть подражателем их чистоты[ 9 ], то, услышав от многих о человеке Божием Феодоре Освященном, принадлежащем к тем монахам, которых жители Фиваидские называют тавеннисиотами , пришел в изумление. Проведав же, что я три года провел в их монастыре[ 10 ], ты повелел мне описать твоему преподобию все то, что я узнал об этом [подвижнике] от живших с ним святых мужей, что слышал или что сам удостоился видеть. Поэтому, помолившись Богу о том, чтобы Он даровал мне точную и чистую память об этих [событиях], я спешу исполнить повеление твоей святости и изложить все это[ 11 ]. 2. После того, как мне миновало семнадцать лет и я стал христианином, услышал я [однажды] в церкви [речь] блаженного папы Афанасия, описывавшего житие монашествующих и приснодевствующих[ 12 ] и удивлявшегося [их] надежде на уготованное на небесах (см. Кол 1:5) [ 13 ]. И возлюбив эту блаженную жизнь, я решил избрать ее. Омывшись банею возрождения (Тит 3:5) [ 14 ], я встретил в городе некоего фиваидского монаха и вознамерился последовать за ним. О своем намерении я поведал блаженной памяти Павлу, пресвитеру церкви, называемой церковью Пиерия[ 15 ]. Он же, разузнав, что тот монах является еретиком, послал меня к святому Феодору в Фиваиду вместе с Феофилом и Копром — мужами, преданными Богу, которые были отправлены Феодором с письмами к блаженному папе Афанасию[ 16 ].

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Во всяком случае, несомненно, что это " Послание " представляет замечательный памятник древнецерковной духовной письменности. Оно приоткрывает завесу, скрывающую от нас внутреннюю духовную жизнь древних подвижников, их видение смысла христианского бытия и их великие труды, позволяющие им обрести " нового по Христу человека " . Русскому православному читателю этот памятник практически неизвестен. Имеется, правда, старый перевод на русский язык но он содержит множество ошибок и неточностей, объясняемых, вероятно, тем, что греческий оригинал, с которого он был осуществлен, был очень некорректным. Новый перевод осуществлен с последнего критического издания Д. Геринга, на которое была ссылка выше. А. Сидоров 1. Пролог Поскольку ты, любя святых служителей Христовых, стараешься быть подражателем их чистоты то, услышав от многих о человеке Божием Феодоре Освященном, принадлежащем к тем монахам, которых жители Фиваидские называют тавеннисиотами, пришел в изумление. Проведав же, что я три года провел в их монастыре ты повелел мне описать твоему преподобию все то, что я узнал об этом [подвижнике] от живших с ним святых мужей, что слышал или что сам удостоился видеть. Поэтому, помолившись Богу о том, чтобы Он даровал мне точную и чистую память об этих [событиях], я спешу исполнить повеление твоей святости и изложить все это 2. После того, как мне миновало семнадцать лет и я стал христианином, услышал я [однажды] в церкви [речь] блаженного папы Афанасия, описывавшего житие монашествующих и приснодевствующих и удивлявшегося [их] надежде на уготованное на небесах (см. Кол.1:5) И возлюбив эту блаженную жизнь, я решил избрать ее. Омывшись банею возрождения (Тит.3:5) я встретил в городе некоего фиваидского монаха и вознамерился последовать за ним. О своем намерении я поведал блаженной памяти Павлу, пресвитеру церкви, называемой церковью Пиерия Он же, разузнав, что тот монах является еретиком, послал меня к святому Феодору в Фиваиду вместе с Феофилом и Копром - мужами, преданными Богу, которые были отправлены Феодором с письмами к блаженному папе Афанасию

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Осознаю высоту и ответственность предстоящих архипастырских трудов, названных святым апостолом Павлом делом домостроительства Божия (см. Тит. 1:7). Исповедую свою немощь и недостоинство, помню, что добрый пастырь призван пасти овец Христовых, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:3). Оглядываясь на прожитые годы, которые стали для меня временем приготовления к принятию высокого сана епископа, испытываю в своем сердце искреннюю благодарность родителям, которые воспитали меня в любви к православным традициям, приучили к столь необходимой для верующего человека нравственной дисциплине и физическому труду. Обращаю слова признательности к учителям и педагогам, которые не только передавали необходимые знания, но и привили любовь к наукам и образованию, стремление непрестанно совершенствоваться в познаниях. С любовью вспоминаю своих первых наставников-священнослужителей, которые научили меня любить богослужение и благоговеть пред святыней. Большое значение в жизни моей имели те благословенные годы, когда я, приняв от рук архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) рукоположение в священный сан, нес служение в Восточном Казахстане, в самом сердце Рудного Алтая, в самой крайней точке Казахстанской епархии, на границе Сибири и Азии. Подлинным примером ревностного пастырского служения стал для меня ныне уже покойный протоиерей Вячеслав Дылевский. Именно он научил меня ценить время и стремиться сполна использовать все возможности, даруемые для служения Всеблагим Господом, по слову апостола Павла: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17). Благодарю отца протоиерея Валерия Захарова за мудрые наставления и братскую помощь в начале пути моего священнического служения. Я признателен владыке Мефодию, ныне митрополиту Пермскому и Соликамскому, который показал мне личный пример сердечного и одновременно требовательного отношения к пастве. Благодарю владыку архиепископа Чимкентского и Акмолинского Елевферия за духовную помощь и молитвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1996067...

Содействие нашему спасению «И всем твориши спастися» – здесь стоит отметить, что совершает спасение Бог. Только Он может удалить грех и освободить нас от наказания за него (см.: 2 Тим. 1: 9; Тит. 3: 5). Но Пресвятая Богородица Своей помощью и заступничеством, как правильно отмечает в переводе тропаря протоиерей Владимир Успенский, «содействует спасению всех прибегающих под Ее могущественную защиту». Умиленная душа и сокрушенное сердце Именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души Умиленной душой, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), является оживленная душа в отношении к Богу и вечности . Сокрушенное сердце – «сердце скорбное, печальное, испытывающее или выражающее сокрушение» о своих многочисленных грехах. Казалось бы, оживленная душа и сокрушение противоречат друг другу, однако именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души. Согласно святоотеческому учению, благодаря сокрушению сердца и слезам человек начинает любить Бога всем сердцем и видит себя первым грешником. Такой человек вместе с апостолом Павлом может говорить: «Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15). Невозвратная надежда Протоиерей Владимир Успенский слово невозвратная переводит как непостыдная , то есть не имеющая повода стыдиться . Псалмопевец провозглашает: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145: 3). Такого нельзя сказать о Пресвятой Богородице, Которая, по словам другого Богородичного песнопения, есть «помощница обидимых, ненадеющихся надежда, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение» . Божественный покров рабам Своим Обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, чтобы мы были достойными Ее помощи и покровительства Тема покровительства Божией Матери наполняет Богородичные службы – как скорбные, так и радостные. При этом важно понимать: обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, в молитве к Ней нам стоит сокрушаться о грехах и благоговеть перед Ней, чтобы быть достойными Ее помощи и покровительства.

http://pravoslavie.ru/135056.html

Святительский подвиг многогранен. Несколько шагов к его осмыслению мы и попытаемся сделать в настоящей теме. 5.1. Общие сведения о содержании святительского подвига Святители – это разряд святых из епископского чина. Они почитаются Церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. Священномученик Игнатий Антиохийский (†ок.107) уподобляет епископов Христу, а пресвитеров, помогающих ему в управлении Церковью, – апостолам. Епископ символизирует Христа во время евхаристического богослужения и возглавляет общину во всей ее духовной жизни. Вместе с тем, епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Святость святителей как предстоятелей Церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, архиереи остаются таковыми и после кончины. Епископы имеют дар учительства (см. Тит.1:9 ) и являются продолжателями апостольского служения. Выражением их непрерывной связи с апостолами служит апостольское преемство. Рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. В преемственных отношениях с почитанием апостолов находится и почитание святителей. Первоначально почитание епископов совершалось только в местных церквах. Каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей со времени ее основания. Естественно, сюда не включались впавшие в ересь или как-либо иначе оказавшиеся недостойными. Имена епископов заносились в диптихи и вспоминались во время богослужения 797 . Созомен в своей «Церковной истории» (V в.) говорит о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике. Память их, как и память мучеников, праздновалась в дни преставления 798 . По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, митрополии, архиепископии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(об исцелении дочери унжанина Федора) помещено в Житии перед повествованием о кончине святого. Такие списки, возможно, представляют собой наиболее ранний вид Жития, «который заканчивался повествованием о кончине Макария и еще не имел особого раздела чудес» (Там же. С. 292). Л. П. Тарасенко ввела в научный оборот ряд новых списков, в их числе - древнейший список Краткой редакции с 10 чудесами (РГБ. Ф. 310. 332, посл. треть XVI в.). По мнению исследовательницы, Пространная редакция принадлежала опытному книжнику, работавшему в крупном лит. центре, скорее всего в Москве, возможно Герману (Тулупову), однако вопрос атрибуции до конца не решен ( Тарасенко. 2006. С. 56-57). Одновременно с Пространной редакцией было создано «Слово похвальное» (нач.: «Вренъ есть Господь Богъ и праведенъ, и милостивъ, позвавый насъ въ царство свое…»), помещаемое в рукописях после Пространного Жития и с XVII в. постоянно включаемое в агиографический цикл, посвященный М. Понырко ввела в научный оборот монографический сборник, посвященный М. (Макариевский сборник),- ИРЛИ. Колл. В. В. Лукьянова. 51, сер. XVIII в.,- и предположила его унженское происхождение (это мнение разделяет Д. Р. Ерофеев, к-рый обнаружил еще 2 сборника, близкие по составу,- РНБ. F.I.861 и РНБ. ОЛДП. F.21). В Макариевский сборник вошло не только Житие, «Слово похвальное», но и комплекс произведений, важных для истории почитания святого ( Понырко. 1990. С. 58-69). Ерофеев считает правомерным выделять 5 редакций Жития ( Ерофеев. 2001. С. 59-68). Помимо Краткой редакции с 10 чудесами, наиболее распространенной в списках (перечень см.: Там же. С. 60-62), исследователь обнаружил 3 списка XVII в. этой редакции с 16 чудесами: РНБ. Тит. 3517; РНБ. Q.I.82; РНБ. Погод. 741. В этих списках новые чудеса имеют заголовок «Сказание о чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». Поскольку эти чудеса происходят в Унженском мон-ре (в тексте указаны названия деревень Унженского у.), исследователь справедливо предположил, что «Сказание о чудесах...» могло быть написано в Унже либо в Унженской обители после 1615 г., к-рым датируется 1-е чудо ( Ерофеев.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Призываю тебя с полной отдачей сил и способностей добросовестно трудиться на ниве церковной, стремясь возгревать дар Божий, который ты получил ныне через рукоположение (2 Тим. 1:6). Запомни: если молитвенный настрой архиерея умаляется и угасает, если регулярное совершение богослужений вытесняется другими заботами на периферию жизни, то каковы бы ни были его достижения в иных сферах деятельности, он всегда будет подвержен опасности, по слову апостола Павла, иметь лишь только вид благочестия (2 Тим. 3:5), а по сути оставаться окрашенным гробом (Мф. 23:27), как о том предупреждает Спаситель. Вот это страшное искушение: заниматься многими делами, а о самом главном забывать. Самое главное — молитва, богослужение, предстояние Богу, и очень важно, особенно для архиерея, иметь способность критически относиться к самому себе. Ведь все окружающие будут хвалить, подходить под благословение, петь «ис полла», и только ты сам, и никто другой, сможешь по-настоящему видеть свои слабости и, представ мысленно пред судом Божиим, укрепившись благодатью Духа Святаго, исправлять в себе все то, что может осложнять твое движение к Богу и твое служение Церкви. Памятуя о большой ответственности за надлежащее исполнение возложенного на тебя послушания, неизменно старайся являть пример ревностного и благоговейного служителя Церкви Христовой, хранящего верность архиерейской присяге и канонам. Архиерейская присяга — это клятва не перед людьми, но перед Самим Богом, и клятвопреступление, как мы знаем, не смывается даже кровью мученичества. Поэтому всегда храни верность присяге и канонам, всецело доверяя Промыслу Божию, и словом и жизнью показывая в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность и неповрежденность (см. Тит. 2:7). Актуализация евангельского послания, обращенного ко всем людям, особенно к нашей молодежи, — вот что всегда должно быть в центре твоего внимания и твоих забот. А что означает актуализация? Послание, о котором я говорю, — это тексты, написанные две тысячи лет назад. Актуализировать — значит включить эти святые слова в реальную жизнь людей, чтобы они их понимали, знали и ими руководствовались, но в первую очередь — чтобы ты сам ими руководствовался.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6104004...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010