До появления монашеских уставов утреня в отношении к количеству псалмов не отличалась от вечерни: та и другая в Апостольских Постановлениях имеют по одному псалму, и утреня 62-й (Вступ. гл., с. 135:137); такой же псалом указывается для нее в соч. «О девстве» псевдо-Афанасия (IV-V в.) 2394 . Под влиянием подвижников, певших в течение ночи целую Псалтирь, монастыри вводили пение на утрене по 75, 60, 50, 30, 20 и 18 псалмов; устав Венедикта и другие западные сокращали это число до 12, основываясь, должно быть, на очень распространенном в древности обычае петь за раз 12 псалмов, причем устав Венедикта делил их на две шестерицы, предпосылая им пс. 3 и 94; другие уставы (западные) еще более сократили это число, – до шестопсалмия, пяти- и четырепсалмия (Вступ. гл., 189–190, 216:301–313). Последнее нашло применение и на армянской утрене, причем все псалмы ее 4-псалмия совпадают с нашими: 3, 62, 102, 142 (там же, 299). И песненная утреня при Симеоне Солунском имеет в начале пс. 3, 62 и 133 (там же, 345). Древнейшие упоминания о нашем шестопсалмии – в известном описании синайской утрени VII в., в Ипотипосисе и Диатипосисе (там же, 295:359). Способ исполнения Шестопсалмие с предшествующими ему стихами: «Слава в вышних» и «Господи устне», как важнейшую часть службы, Типикон назначает читать предстоятелю. «Воставшу же (от чтения) предстоятелю, и всем братиям, начинает: Аминь (ответ на заключительное славословия чтения?), Слава в вышних Богу… 3, таже глаголет: Господи устне… 2. И глаголет шестопсалмие тихим и кротким гласом». Некоторая неясность выражения здесь относительно того, кто «начинает» и «глаголет» шестопсалмие (может быть, намеренная, ­­ безлично), разрешается в 7 и 9 гл. Типикона и в уставе 1-го понедельника Великого поста, где прямо сказано: «предстоятель же глаголет Слава в вышних» и т. д.; и в примечании к 7 гл. («зри») в перечне читаемого настоятелем поименовано шестопсалмие. Итак, после целого потока торжествующих песен бдение теперь переходит в тихий молитвенный тон, так идущий к началу новой службы. Это наиболее минорная часть бдения. Но замечательно, что здесь нет тех замечаний о покаянном настроении при чтении шестопсалмия, которые даются в уставе будничной утрени (9 гл.) и еще более в чине великопостной утрени (понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы). Исполнение в древности

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры прав. Филарета (со своими припевами). «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Дево Святая...». По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь прав. Филарета (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется . По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны прав. Филарета (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет , седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален прав. Филарета. «Слава» – седален пророка, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе воплощшагося...». По 6-й песни – кондак и икос прав. Филарета. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прав. Филарета. «Слава» – ин светилен прав. Филарета, «И ныне» – Богородичен Минеи . «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прав. Филарета – 4. «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-14/

Далее читается «Свете тихий»; входа, естественно, нет (вся малая вечерня совершается не только при закрытых царских вратах, но даже при закрытой завесе). Прокимен (см. выше). Сразу после прокимна – «Сподоби, Господи», а затем поются стихиры на стиховне (просительной ектении нет). Воскресная стихира (одна) и Богородичная стихира по Октоиху. Запевы к ним – соответствующие Богородичны (зри Октоих). «Слава, и ныне» Октоиха. Далее читается «Ныне отпущаеши», Трисвятое и все прочее. По «Отче наш», по возгласе священника, – тропари. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне», Богородичен его (воскресного тропаря). И тропарь, и Богородичен приведены в Октоихе в конце великой вечерни (в Ирмологии – в третьем приложении). Интересно, что Типикон ничего не говорит о пении здесь тропаря рядового святого Минеи, то есть получается, что вся воскресная малая вечерня совершается по Октоиху (в случае одного малого святого; если святой с полиелеем или бдением, то там свои законы). Далее – малая сугубая ектения. То есть обычная сугубая ектения («Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...), но состоящая только из трех прошений: о патриархе, во Христе братии нашей и о всех братиях и всех христианах. Обратите внимание на то, что это – первая и последняя ектения во всей малой вечерне. По возгласе – «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Малый отпуст, многолетие и трапеза. Почему? Потому что обычно трапеза бывает после вседневной вечерни, но малая вечерня как бы занимает место вседневной вечерни. Малый отпуст – это отпуст без поминовения святых храма и святых дне. На малой вечерне, даже воскресной, в начале отпуста не произносятся слова: «Воскресый из мертвых». То есть отпуст звучит максимально кратко: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Вводные слова «Воскресый из мертвых» впервые появляются на воскресной полунощнице, т.е. даже если мы служим под воскресенье все службы отдельно, то отпуст малой вечерни, великой вечерни и повечерия начинается со слов «Христос, истинный Бог наш» без «воскресый из мертвых». А полунощница, утреня, часы, Литургия – отпуст начинается словами «воскресый из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей, глас тот же 3. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаженно и треблаженно…», «И ныне» Минеи, глас 8-й: «Виждь, Елисаветь…» (см. в службе прмц. Февронии). Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Радуйся и веселися о Господе…», «И ныне» Минеи, глас 6-й: «Елисаветь зачат…» (см. в службе прмц. Февронии). По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же: «Захариин плод…» (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее, Христа Бога нашего…». По 6-й песни кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» светилен благоверных князей, «И ныне» Богородичен Минеи: «Пресвятая Богородице…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 4-й – 4. «Слава» благоверных князей, глас 2-й: «Приидите, вси языцы…», «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «На Тя упование…» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Глава 9. Дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа О еже како подобает знаменати на всяк день. Зде же указание о вечерни, и о утрени дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа: и о 1-м часе. Пред вечером мало, кандиловжигатель взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник востав творит начало: Благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: и прочее. И чтет 9-й час с междочасием его, аще и Бог Господь будет, и по конце его знаменает в два, или 4 кампана, по уставу. [Зри] Вестно буди, егда 9-й час глаголется в притворе, тогда творит священник 9-го часа отпуст. По отпусте же вшед во храм, творит начало вечерни по обычаю. [Аще же глаголется 9-й час во храме, отпуст 9-го часа не бывает.] По скончании же клепания востав священник, вшед во храм творит пред царскими враты поклонения три: вземлет же и епитрахилий сущий у царских врат, благословив и, и целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: Благословен Бог наш: отверзает же и внутреннюю дверь, сиречь завесу, тафтою, или иным видом устроену. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся, трижды: И предначинательный псалом. аще есть аллилуиа, и творим 3 поклоны, стояще на местех своих рядом, уравняющим поклоны всем вкупе со опасением. [Тако убо поклоняющимся, несмущения ради церковнаго.] Сему же глаголему, чтет священник молитвы светильничныя пред святыми дверьми стоя непокровен, и по исполнении того, Слава и ныне, аллилуиа трижды, и поклоны 3. Таже священник глаголет ектению великую, и возглас. И посем кафисма обычная ряду: и по коейждо Славе, аллилуиа трижды, и поклоны три. Священник же положив епитрахилий на месте его, и отшед стоит на обычном месте своем, Дóндеже стихословится кафисма псалтира: в конец же третияго антифона, отходит пред святыя двери, возложив на ся епитрахилий, глаголет малую ектению и возглас. Таже вшед во олтарь, вложив фимиам в кадильницу, и благословляяй е глаголет и обычную молитву кадила: и кадит по обычаю святилище, и храм весь, настоятеля и лики, и всю братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею...», кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестныя и чудотворныя мощи твоя...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Владычице, приими...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6. Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестное и святое тело твое...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-05/

3 См.: Merras M. The Origins of the Celebration of the Christian Feast of Epiphany. Joensuu, 1995. P. 82–121. 5 … ο διαφθειρομμης τς τν δτων κενων φσεως – ср. церковнославянский перевод: «… не растлевающуся вод оных естеству» (Типикон, глава 48, первое «зри» под 6 января). 6 Ср., напр.: Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с ее помощью//Химия и жизнь. М., 1970. 3. С. 87–89. 7 Мы категорически не согласны с диак. Н. Денисенко, который в своей диссертации делает на основании слов Златоуста вывод о том, что над водой совершалось некое благословение в контексте специальной службы (Denysenko N. The Blessing of Waters on the Feast of Theophany in the Byzantine Rite: Historical Formation and Theological Implications/Diss.: Catholic University of America. Washington (DC), 2008. P. 29–30, 39; в 2012 г. работа была выпущена издательством «Ashgate» в виде книги, озаглавленной «The Blessing of Waters and Epiphany: The Eastern Liturgical Tradition», но нам была доступна только рукопись диссертации): пассивное причастие в выражении Златоуста σμερον γιασθντων τν δτων указывает лишь на то, что «воды освящаются/освящены сегодня», но совершенно не требует предположения о сугубо литургическом характере этого освящения. При этом подобное предположение противоречило бы свидетельству Феодора Чтеца (см. ниже). 9 Т. е. в январе, а именно в день Богоявления. Такое название января связано с тем, что с 153 г. до н. э. консулы Рима вступали в должность утром 1 января, возлагая на себя шитые золотом одежды высших правителей Республики. Традиция начинать консульский год 1 января продолжалась и во времена Римской империи. Собственно, как раз эту традицию имело в виду установление европейского Нового года 1 января. 10 Paul. Silent. Descr. S. Soph. 594–604//CSHB 38. P. 29–30. Перевод фрагмента любезно выполнен Д. Е. Афиногеновым. 11 Исследователи обычно исправляют здесь μυστριον на μρον, тогда речь идет об установлении торжественного чина освящения крещального мира в контексте литургии (как это действительно и стали делать примерно с V в. и совершают– в Великий четверг – вплоть до наших дней), а не в контексте чина Крещения как такового (подобно освящению предкрещального елея). Впрочем, возможно, это место можно понимать и как-то иначе, без исправления μυστριον на μρον – например, в смысле установления чина освящения престола в новом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 8-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Всечестныя и чудотворныя мощи твоя…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами); стих: «Священницы Твои облекутся в правду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподобне отче Павле…». «Слава» – святителя, глас 2-й: «Постную пучину…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 8-й, седален святителя, глас 3-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Деву и едину в женах...». По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Неизреченнаго чревоношения...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (со славником). «Слава» – святителя, глас 7-й: «Вникнул еси во глубины Духа…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-19/

И икос, и чтем пролог. По 9-й песни, светилен святаго, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры, на 4, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Слава, глас 6: Человече Божий: И ныне, Богородице, ты еси лоза: Славословие великое. По трисвятом тропарь. Слава, и ныне, Богородичен. Ектении, и отпуст, и дается святый елей от кандила святаго, и час 1. На 1-м часе, тропарь святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак его, и совершенный отпуст. На литургии, блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем: Стих: Что воздам Господеви: Апостол ко евреем, зачало 335: Повинуйтеся наставником: Аллилуиа: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: Евангелие Луки, зачало 24: Ста Иисус на месте равне: Причастен: В память вечную: [Зри] Святаго же Мелетиа службу поем на повечерии: или когда настоятель изволит. Тропарь, и кондак его, писаны выше сего. 13. Преподобнаго отца нашего Мартиниана. Стихиры октоиха 3, и святаго 3, глас 2. Подобен: Егда от древа: Слава, глас тойже, самогласен: Радуйся честная: На стиховне октоиха. Слава, святаго, глас 6, самогласен: Испещрен одеждею: Тропарь, глас 8: Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: препрославлен еси всесильне, огня и бури спасый мя. На утрени, оба канона октоиха: и святаго на 4, глас 2. По 3-й песни седален, глас 4. По 6-й песни, Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя: Яко подвижника благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра. И икос, и пролог. По 9-й песни светилен октоиха. Слава, святаго: И ныне, Богородичен. 14. Преподобнаго отца нашего Авксентиа. Стихиры октоиха 3: и святаго 3, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, глас 8: Чистая Духа Святаго мудрость: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 1: Пустынный житель: септемвриа в 29-й день. На утрени, оба канона октоиха: и святаго на 4, глас 4. По 3-й песни седален, глас 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полунощницу же поем по обычаю с кафисмою, и тропари обычными. По Честнейшую, 3 поклоны великия. На утрени, на Бог Господь, тропарь Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-й и по 2-й кафисме, глаголем седальны триоди, ектении же не глаголются. и чтение во Ефреме. По 3-й кафисме, глаголет иерей ектению малую: и седальны Предтечи оба, и чтение Предтечи. Полиелей, и седален Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен: и чтение Предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Евангелие Предтечи. таже, псалом 50, стихира Предтечи. Канон Предтечи, со ирмосом на 8. Катавасиа: Отверзу уста моя: А идеже трипеснец: и поем канон Предтечи, со ирмосом на 6: и трипеснец на 8. Катавасиа триоди. По 3-й песни, седален Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен, и чтение Предтечи. По 6-й песни, кондак и икос, и пролог. Светилен Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры Предтечи, на 4. Слава, Предтечи. И ныне, Богородичен его. Таже настоятель, или чтец глаголет: Слава тебе показавшему нам свет. Посем ектениа: Исполним утреннюю: таже, на стиховне, триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, Предтечи. И ныне, Богородичен. Посем: Благо есть: глаголем единожды. По Отче наш: тропарь Предтечи. Слава, и ныне, Богородичен воскресн. Ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия, без отпуста, и час 1. На часех, тропарь глаголем Предтечи: и по трисвятом, кондак его, и наконец 3 поклоны великия, и по поклонех трисвятаго не глаголем, но глаголем: Христе свете: и отпуст. Час же 3-й, 6-й и 9-й поем с кафисмами, в подобное их время, со чтением. На 6-м часе, чтется паремиа дне, по чину ея. [Зри] Молитвы же великаго Василиа по часех глаголем непременно, еже есть Владыко Боже Отче: и Боже и Господи сил: и Владыко Господи Иисусе Христе: Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем. По кафисме, Аллилуиа, трижды: таже, Господи помилуй, трижды. и чтец глаголет: Слава, тропарь Предтечи. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак Предтечи: по Честнейшую, 3 поклоны великия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010